Фильм Нуар - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Фильм Нуар - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Кафедра искусствознания


Контрольная работа по курсу «История кино»

на тему: «Фильм «Нуар»: особенности, стиль, герои»

Выполнил: студент 3 курса ФЭИ заочного отделения

Ермаков В. В.

шифр 747 – 1301

спец.«телеоператор»

Проверила: Капрелова М.Б.

Санкт-Петрбург

2010г.

История
В октябре 1941 года на экраны американских кинотеатров выходит "Мальтийский сокол" режиссера Джона Хьюстона, ознаменовавший рождение нового жанра. Корнями уходящий в гангстерское кино, фильм нуар предлагает новую философию, новую тематику, новых героев и новую эстетику.
"Черный" фильм берет свое начало в новейшей к тому времени американской литературе. Создатель "Мальтийского сокола" писатель-романист Дэшил Хэммет, по сути, является родоначальником нуара в литературе. Герой его романа, детектив Спейд, живущий на случайные заработки, авантюрист с неясным прошлым - он чаще использует револьвер, чем интеллект. У героя нет времени сидеть у камина, с холодным умом разгадывая хитроумные сплетения преступлений. События вокруг развиваются так стремительно, что единственная задача для Спейда - выжить. Ночной город, в котором процветает жестокость и насилие, преступный мир, разросшийся во времена "сухого закона", атмосфера тотальной опасности и порочности, потеря всякого понимания кому можно доверять, а кому - нет, - вот где приходится обитать Спэйду, роль которого в фильме блестяще исполнил Хэмфри Богарт. В то время, как романы Хэммета породили множество последователей и подражателей в литературе (в том числе, и знаменитого Джеймса Хэдли Чейза), фильм "Мальтийский сокол" ознаменовал появление, можно сказать, целой эпохи нуар длиной в десятилетие и повлиял на весь последующий кинематограф.

Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный периоды, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии.



Драматургия
1941-1945 годы были для нуара только началом, стремительным стартом. По-настоящему он оформился как жанр уже после войны. К этому времени режиссеры и зрители устали от примитивной военной драматургии с ее обязательным делением на положительных и отрицательных персонажей, на своих и чужих. Устали и от военной тематики. Большую роль так же сыграл возрастающий интерес к психоанализу, проникший во все виды искусства,в том числе - в кино. Психоаналитик не оценивает пациента, он пытается найти корни и мотивы его поступков. В этом смысле интерес представляет фильм "Темное зеркало", а так же фильмы Хичкока "Подозрение" и "Тень сомнения". Важное отличие от поздних фильмов, где действуют авантюристы и обаятельные негодяи состоит в том, что в фильмах нуар герои, совершившие преступление, обычно проигрывают в игре с судьбой. Фильмы нуар так же отличаются отличной драматургией, сложным запутанным сюжетом, диалоги часто остроумны, а герои полны цинизма.
Эстетика
Черное-белая пленка сейчас сама по себе воспринимается как особая эстетика. Многие режиссеры, такие как Орсон Уэллс ратовали за то, чтобы кино вообще оставалось черно-белым. Для нуара свойственно особое отношение к свету в кадре: действие фильмов зачастую происходит ночью, герои сливаются с мрачными улицами, пропадают в темноте, они будто обитают в ней - в этой черноте во всех смыслах. Дэвид Линч, некоторые фильмы которого причисляют к неонуару (если таковой вообще существует), часто использует подобную эстетику в своих картинах. Сам же нуар оказался под влиянием немецкого экспрессионизма.

С 1944 года в Голливуде образуется так называемая немецко-голливудская школа кино. Так журналисты назвали эмигрантов из Германии и Австрии, которые обратились к жанру "черного" кино и добились в этом громадных успехов. Прежде всего, это упоминавшийся ранее Билли Уайлдер, работавший в Голливуде с 34 года как сценарист, а в начале сороковых перебравшийся в режиссерское кресло, и, конечно же, Фриц Ланг, к тому времени покинувший фашистскую Германию.

В список фильмов нуар входят десятки лент, и не только производства США. Течение преодолело границы и обосновалось во многих странах мира. Одним из последних фильмов, причисленных к классическому нуару стала британская картина "Третий человек" (1949 год), где одну из лучших своих ролей сыграл Орсон Уэллс. Эпоха нуара закончилась, но переосмысление ее началось уже в семидесятых годах. Так, например, французская "новая волна", возвестившая о своем появлении Фильмом Годара "На последнем дыхании", уже вовсю использует героику и сюжетные нарративы классического фильма нуар.
Художественные особенности «чёрного фильма»
Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:

- Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.


- В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
- Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере.
- Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
- Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
- Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
- Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.

Несмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «чёрных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жёстким для того времени.

Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.
Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Объезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.

В ряде случаев «чёрный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединённом месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «чёрного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами и позднее («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Её использовали французские режиссёры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.

Среди лучших современных образцов «чёрного фильма» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994).

Герои фильма «нуар»
Образ циничного детектива часто является одной из отличительных черт "нуара". Хороший пример – актер Хамфри Богарт, сыгравший роли Сэма Спэйда в фильме «Мальтийский сокол» и Марлоу в картине «Большой сон», сформировал типаж частного детектива.

Удивительный талант и «феномен» Богарта позволил ему играть роли не только детективов, но и в совершенно не похожих друг на друга героев в ряде других черных фильмов, таких как «Высокая Сьерра» (1941), «Черная полоса» (1946) и «В укромном месте» (1950).



Конечно же, роковая женщина, femme-fatale, также является важной фигурой жанра, маняще выглядящая как на постерах к фильмам, так и на обложках сотен журналов, популярных в середине 20 века. Эти образы – своего рода визуальное подтверждение развращенной и опасной красоты. На постерах или обложках журналов красотка часто держит в руке бокал с коктейлем или дымящуюся сигарету, но не исключен вариант и с пистолетом. Ограниченный кодексом Хэйса (этический кодекс производства фильмов в Голливуде, принятый в 1930), Голливуд стремился преподносить истории роковых женщин, чтобы у зрителя не было сомнений в неизбежном падении независимой женщины, но создаваемые образы были настолько яркими, что сексуальные, агрессивные, сильные женщины в сознании зрителей успешно противостояли мужской власти.
Заключение
Возникновение «нуара» как литературного, так и кинематографического можно связать с кризисом современной культуры – отображение ощущения ужасной отчужденности, дезинтеграции и дезориентации, что было признаками модернизма. Джеймс Нэйрмор предположил, что французские критики, впервые применившие в 40-х термин «нуар» могли бы согласиться с формулировкой, описывающий жанр как «модернизм в популярном кинематографе». Модернизм, можно увидеть в признаках, присутствующих как и в голливудских фильмах так и в бульварном чтиве (pulp fiction): формальная сложность, эстетическое самоосмысление, ассоциация с высокой культурой и неприятие классических рассказов. Но наряду с этой «необычной структурой», несомненно противоречащих друг другу элементов, модернизм дал много импульсов, которые нашли естественное выражение в популярном жанре, основанном на отрицании оптимистического настроения детективных или приключенческих рассказов.
Визуальное представление «нуара» обычно сосредотачивается на кинематографичной составляющей: тусклое освещение, контрастное освещение, глубокий фокус, необычные углы обзора камеры и искажения изображения. Также важно учитывать тематику, настроение, образы, точки зрения и шаблон повествования. Литература и кинематограф характерны субъективным мнением, непостоянностью главного героя, неудачными отношениями между героем и обществом, которые символизируют критику общества и политики.
Отражение субъективности восприятия (как правильное, так и ошибочное), ход мыслей, страхи помогают зрителю вживиться, прочувствовать атмосферу безысходности. Загадочность главного персонажа и возможный переход роли к другим лицам является ключевой особенностью сюжета. Например, жертва может оказаться нападающим, детектив может стать преследуемым, так и наоборот - детектив может оказать как жертвой, так и преступником. И все таки, традиционная сценарий включает в себя классический треугольник: детектив, жертва и убийца, вполне разумно считать детектива главным действующим лицом, но в жанре умышленно нарушается это правило.
Чувство вины - часто единственное что может объединять персонажей, которые обычно обречены на одиночество. Одержимый своими страхами, отчужденный, ранимый, преследуемый, параноик, страдающий от осознания реальности импульсивно действует и как бы задает вопросы о своем пути: следовать своему выбору или довериться судьбе.
Источники:

Ю. А. Кравцов. Основы Киноэстетики. Теория и история кино. Учебное пособие. СПб, 2006.



http://www.kino-art.ru/post118880854/

http://www.film-noir.ru/article/2/