Евгений Николаевич Поселянин Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Евгений Николаевич Поселянин Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон - страница №90/91

27 ноября. «Знамение» в Соловецком монастыре.

В этой обители на наружной стороне западной стены Преображенского собора, над входными на паперть воротами, помещена чудотворная икона «Знамение» Пресвятой Богородицы. Этот образ связан с замечательными историческими событиями.

Когда в 1854 году англичане бомбардировали Соловецкий монастырь, сквозь эту святую икону пролетело раскаленное ядро, оставив поверх лика Богоматери язвину. Ядро пробило каменную стену, деревянный потолок и, ударившись о стену соборного храма, упало на пол паперти. Другое ядро пролетело сквозь икону ниже лика Богоматери и, пробив ту же папертную стену, засело под крышей на деревянном потолке.

Как прежде, так и теперь милосердие Царицы Небесной постоянно являет свою помощь всем притекающим к Ней с верой и любовью и чудесно врачует их недуги душевные и телесные.



27 ноября. «Знамение» в Санкт-Петербурге.

Из надписи на серебряном окладе этого образа видно, что икона представляет точный список с новгородской иконы «Знамение» и сделана при Новгородском архиепископе Григории по приказанию князя владимирского и новгородского Всеволода. Живописцем иконы был грек из Новгорода, священноинок Христофор Семенов. Написана она в 1175 году, т. е. через пять лет после чудесной помощи, явленной заступлением Царицы Небесной новгородцам. Икона почитается за чудотворную и находится в Санкт-Петербурге, в церкви Знамения, на Невском проспекте. Как и на Новгородской иконе «Знамение», на ней, кроме изображения Богоматери, находятся изображения великомученика Георгия Победоносца, Иакова Персиянина, преподобных Петра и Онуфрия. Размеры ее: 14 1/2 вершков в вышину и 11 1/2 в ширину. Благоговейное усердие верующих украсило икону сребропозолоченной ризой, усеянной драгоценными камнями.



27 ноября. «Знамение» в Знаменском монастыре в Москве.

Главную святыню Знаменского монастыря составляет чудотворная икона «Знамение» Пресвятой Богородицы. Сначала она составляла фамильную святыню бояр Романовых, предков ныне царствующего дома. Перед ней молились прадеды, деды и родители царя Михаила Феодоровича. Перед ней воссылал свои моления ко Пречистой Деве отец этого царя — патриарх Российский Филарет Никитич, прося Царицу Небесную умудрить его юного сына, избранного на престол Российской державы. Написание этого образа относится к XVI столетию. Не только лик Богоматери, но и все украшения на иконе сохранились в целости, как в этом можно удостовериться из монастырской описи 1631 года.

Икона помещается по левую сторону от царских врат, в иконостасе соборного храма Знаменской обители. Перед ней повешена серебряная лампада — дар царицы-инокини Марфы Ивановны «за многолетнее здравие сына ее, великого князя Михаила Феодоровича». Размеры этого образа: 1 аршин и 2 вершка в вышину и 14 вершков в ширину.

27 ноября. «Знамение» в Туле.

В Троицкой церкви этого города находится очень древний и чтимый образ «Знамение» Божией Матери. Ежегодно, с 1784 года, накануне праздника в честь этой иконы производился сбор по городу и по торговым рядам «на свечу Знамения Пресвятой Богородицы».

В Туле же, в Богородице-Рождественской или Пречистенской, на Гончарах, церкви, есть и другая чтимая икона «Знамения» Богородицы. Она сделана из меди и по величине небольших размеров. О происхождении ее известно, что она была вырыта из земли при основании Пречистенской церкви в 1789 году. Это обретение иконы «Знамения» Богоматери принято было тогда же как знак особого благоволения Пресвятой Богородицы к созидающемуся во имя Ее храму.

27 ноября. «Знамение» в Рождественском монастыре во Владимире.

Этот образ сначала принадлежал св. благоверному князю Александру Невскому. В половине XIII столетия эта икона сопровождала князя в битве со шведами и ливонскими рыцарями. Затем образ был поставлен в новоустроенной Рождественской обители во Владимире, где он пребывает и доселе. Помещается он над ракой св. Александра Невского.



27 ноября. «Знамение» в слободе Хрущовой-Никитовке Харьковской губернии.

Этот образ Божией Матери находится в Богодуховском уезде Харьковской губернии, в Успенской церкви слободы Хрущовой-Никитовки, в 7 верстах от уездного города.

Издавна Хрущово-Никитовская икона служит предметом особенного почитания прихожан Никитовки. Их вера и усердие к образу неоднократно низводила благоволение Владычицы Небесной на их слободу.

Признательные никитовцы в половине XIX столетия устроили на икону серебряную ризу с надписью: «В память избавления от холеры в 1848 году».



27 ноября. Другие иконы «Знамения».

Кроме вышеописанных, известны еще чудотворные и местночтимые иконы «Знамения» в следующих местах:

В Московском Благовещенском соборе. Здесь образ Богоматери помещается в так называемом предхрамии, под сводами над аркой.

В Московском Покровском монастыре, расположенном на так называемых «Убогих домах».

В церкви святого Климента на Лубянке, при III гимназии, в Москве.

В Петербурге, в храме Входа Господня в Иерусалим.

В Царском Селе Петербургской губернии, в малой придворной церкви царского дворца.

Очень большой известностью и великим почитанием пользуется еще Курская Знаменская икона Божией Матери, прославившаяся в недавнее время явлением милости Богородицы, сохранившей Свой образ от дерзновенного и злого умысла богохульников. Подробные сведения о ней помещены под 24 сентября.

В Пскове, в Спасо-Мирожском монастыре. Сведения об этом образе помещены под 24 сентября.

В г. Ярославле, в Знаменской церкви.

В Елатьме Тамбовской епархии.

В Сумах Харьковской епархии.

В Орловской губернии, в г. Севске.

Близ г. Белева Тульской епархии, в Жабынской пустыни, расположенной на правом берегу р. Оки, в 7 верстах от уездного города, при селе Жабынь.

Близ г. Вологды, в Дюдиновой пустыни. Сведения о ней помещены под 2 сентября.

28 ноября. Явление Богоматери Анне, матери св. Стефана Нового.

Благоговейные родители св. Стефана жили в Царьграде в VIII столетии. Они имели двух дочерей, но желали иметь еще и сына, о чем усердно молились Господу и раздавали много милостыни. И Господь услышал прошение верных рабов Своих.

Однажды мать преподобномученика молилась во Влахернской церкви. Стоя в храме и взирая на икону Пресвятой Богородицы, она со слезами умоляла Владычицу Небесную даровать ей сына и обещала, если Богоматерь сподобит ее этой милости, посвятить свое чадо на служение Ее Сыну. Утомленная долгой молитвой она впала в тихий сон и увидела Пресвятую Богоматерь. Пречистая Дева, сияющая неизреченной славой, обратилась к верной рабе Своей и сказала:

— Отыди с миром, жено, ибо ты уже имеешь во чреве сына по просьбе твоей.

Когда Богоматерь изрекла эти слова, Она стала невидима. Анна же, пробудившись от сна, исполнилась великой радости и, придя домой, через некоторое время ощутила, что зачала во чреве. Когда же наступил срок, она родила сына и нарекла ему имя Стефан. В сороковой день младенец Стефан был принесен во Влахернскую церковь. Став перед иконой Богоматери, благоговейная мать обратилась к Ней с молитвой и, указывая на свое чадо, сказала:

— Приими, Богомати, сего возлюбленного сына моего, которого родила я по Твоей благодати. Тебе поручаю его; буди ему Матерью и покровительницей.

Помолившись Пресвятой Богородице, Анна возвратилась домой.

Преподобный Стефан впоследствии известен был как глубоко праведный муж. Ревность свою по вере он засвидетельствовал во время господства нечестивой иконоборческой ереси. Отстаивая почитание святых икон, он возбудил ненависть к себе во влиятельных лицах императорского иконоборческого дома. Враги не пощадили его, и Стефан в 767 году приял мученическую кончину, удостоившись нетленной и блаженной небесной жизни.



28 ноября. Явление Богоматери св. Феодору Ростовскому.

В 1388 г. ученик и племянник прп. Сергия Радонежского Феодор, бывший еще в это время простым иноком в Сергиевой обители, удостоен был во время молитвы таинственного видения. Он услышал внезапно чудный и неземной голос, обращенный к нему и изрекший:

— Феодор, иди в пустыню; ты устроишь обитель, соберешь в ней многих подвижников и получишь великую награду на небесах.

Никому не поведал о своем видении блаженный Феодор. Но прозорливый Сергий, спустя уже значительное время, сказал своему ученику:

— Я, чадо, надеялся, что ты предашь мое тело погребению и станешь после меня игуменом на сем месте; но если хочешь теперь начать задуманное тобой дело, то да поможет тебе Бог и Пресвятая Богородица.

Святой Феодор, видя в сказанном ему преподобным непреложное соизволение Божие, не стал медлить с исполнением небесного повеления и скоро же двинулся в путь из Сергиева монастыря. Он пришел в Ростов и здесь основал обитель во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В тропаре св. Феодору говорится, что он «извещением Святого Духа превеликую обитель воздвиже Пресвятой Богородице в похвалу Рождества Ея».

В память бывшего ему видения он написал икону и поставил ее в новосозданном монастырском храме. На этой древней иконе изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, Который благословляет предстоящих прпп. Антония и Феодосия Печерских, свмч. Стефана Нового, свтт. Игнатия Ростовского и Никиту Новгородского; внизу сделана надпись: «Сие изображение Пресвятыя Богородицы написано по виденному явлению молящемуся святому Феодору, архиепископу Ростовскому, коим основана богоспасаемая обитель во имя Рождества Богородицы».

30 ноября. Григориатская икона.

На Афонской горе есть Григориатский монастырь, главную святыню которого составляет благоговейно чтимый образ Богоматери. Благоволение Небесной Владычицы, дважды спасшее икону от сильного пламени, видимо почивает над святым образом. Икона эта принесена в дар обители от молдавской правительницы Марии Палеологини, как говорится об этом в сохранившейся на ней надписи. Размеры образа — около аршина в вышину и ширину. Помещается Григориатская икона в соборной монастырской церкви, у левого клироса, при северо-восточной колонне.

Из двух бывших пожаров особенно разрушительным оказался пожар 30 ноября 1761 года, в память чего и празднование образу этому совершается в это число.

Описание Григориатского образа дал русский путешественник по святым местам В. Григорович-Барский.

«Тамо (в Григориатском соборном храме) на столпе десном от предних, — говорит он, — обретох икону древнюю Пресвятыя Богородицы, невелику, яко на аршин, с венцом и руками златопозлащенными и с сребреным кандилом пред нею, неугасимо горящим, и с подписанием сицевым греческим: сия молитва благочестивейшей Марии Палеологини, государыни Молдавской».

Декабрь




3 декабря. Пахромская икона.

Эта икона явилась 3 декабря 1472 года на реке Пахре, около Москвы. Древняя летопись говорит, что из нее шла кровь «чудно вельми».



4 декабря. Дамаскинская икона.

Древнее благочестивое предание сообщает, что образ этот написал прп. Иоанн Дамаскин, живший в VIII столетии. Свой благоговейный труд этот святой муж совершил в благодарность Царице Небесной за свое чудесное исцеление. Богоматерь исцелила руку Иоанна, усеченную нечестивыми иконоборцами. Местонахождение Дамаскинской иконы в настоящее время неизвестно.

В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой лавры, в деревянной церкви Успения Богоматери, на левой стене есть икона Богородицы, называемая Иорданской. Образ этот привезен А. Н. Муравьевым в дар митрополиту Московскому Филарету. Говорят, что Иорданская икона некогда находилась в келье прп. Иоанна Дамаскина и, может быть, она и есть подлинная Дамаскинская икона, или же точный список ее.

В некоторых гравюрах упоминается еще «Дамасская» икона Богоматери, явившаяся 9 февраля 732 года в городе Дамаске. Не известно местонахождение и этой иконы. В окрестностях Дамаска существует монастырь, называемый Сендный или Садданэйя. В этой обители находится замечательная чудотворная икона Богоматери Сейданая или Садданэйская. Время явления этого образа с точностью неизвестно. Но одна ли и та же — Дамасская и Садданэйская икона, сказать трудно.




<< предыдущая страница   следующая страница >>