Эмоций в познавательном процессе на уроках основ безопасности жизнедеятельности каткова с. М - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 1 258.86kb.
Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний... 7 2726.59kb.
Основы электробезопасности в современном представлении 1 116.97kb.
Применение интерактивных систем представления информации в преподавании... 1 177.41kb.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10-11 классов... 1 155.78kb.
Тема № Нормативно-правовое регулирование по организации и осуществлению... 1 369.8kb.
Рабочая программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности 9 класс 1 377.2kb.
Информационный материал к единому дню информирования Апрель 2012 г. 1 290.83kb.
Мбу «Информационно-методический центр» Мариинск 2012 4 952.48kb.
Опыт применения интерактивных методов обучения на уроках социально-политических... 1 140.48kb.
Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы 1 367.15kb.
- 1 256.81kb.
- 4 1234.94kb.
Эмоций в познавательном процессе на уроках основ безопасности жизнедеятельности каткова - страница №1/1

РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАТКОВА С.М.



МОУ «Александровская СОШ» Томского района
Научные знания о природе и обществе лежат в основе мировоззрения, для формирования которого важно не только их усвоение, но и эмоциональное их восприятие. Для этого в процессе обучения необходимо включать эмоционально-волевой фактор, полнее она не получила широкого раскрытия, так как, как правило, на уроке уделяется больше внимания на познавательную деятельность учащихся, развитию их интеллекта.

Роль эмоций велика не только в формировании мировоззрения, но и в формировании познавательной активности, интереса к изучаемым наукам, потребности в самообразовании, предотвращении учебной и психологической перегрузки. Эмоциональность можно рассматривать не только как средство оптимизации учебного процесса, но и как показатель воспитанности и своеобразия личности. При этом уместно вспомнить слова К.Д. Ушинского о том, что «ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и так верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования». Поскольку эмоции влияют на нравственные качества личности, то несовершенство методов и приемов эмоционального воздействия ведет к монотонности учения, снижению интереса к изучаемому предмету: смещаются личностные ценности и происходит внутренний отход от школы.

В процессе взаимодействия человека с окружающим миром эмоции выполняют две функции. Они показывают, в каком отношении предмет или явление находятся к потребностям и интересам личности. С другой стороны, они побуждают человека к действию. Эмоции усиливают мыслительные процессы, и их можно рассматривать как фактор формирования познавательной активности, привития интереса.

Основное звено процесса обучения – передача знаний. При этом надо вызвать у школьников активное отношение к изучаемым явлениям и событиям, показать привлекательность процесса познания. Новый материал должен возбуждать эмоции и желания, т.е. быть эмоционально действенным.

Чувству сопереживания принадлежит большая роль в процессе познания. Способность к переживанию обогащает внутренний мир ребенка опытом чувства других людей. Например, при изучении темы «Автономное существование человека в природных условиях» я использую на уроках рассказы Джека Лондона «Любовь к жизни» и «Костер». Анализируя рассказы Джека Лондона, поведение их героев в примерно одинаковых условиях окружающей природной среды и сравнивая его, увидев их судьбу, учащиеся должны дать ответ на основной вопрос: «Что привело к гибели героя рассказа «Костер», и что позволило выжить герою рассказа «Любовь к жизни»? Самые яркие проявления эмоций я наблюдала на уроке при изучении темы «Питание в автономных условиях», где учащиеся просмотрели эпизоды из кинофильма «Повесть о настоящем человеке», в которых самолет летчика Алексея Маресьева был сбит над вражеским тылом и летчик с тяжелыми переломами ног, благодаря огромной силе воли и неистребимому желанию жить, выбирался 19 дней ползком из вражеского тыла, отыскивая еду в мартовском лесу. Очень помогла эмоционально настроить детей и сама книга Б.Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Показ специально отобранных фотографий, документальных и учебных фильмов создают особую обстановку на уроке. Напряженная тишина в классе, блеск глаз детей – свидетельство эмоционального отклика ребят. Возбужденное воображение вызывает соучастие и сопереживание, чувство внутреннего единства с учителем.

Еще один из способов эмоционального воздействия на школьников, который я часто применяю на уроках ОБЖ – проблемное обучение. При решении проблемных вопросов учащиеся активны в поиске решения, и этот процесс содержит разнообразные эмоциональные переживания. Ситуация выбора эмоционально переживается как состояние неопределенности, возникает стимул к активной мыслительной деятельности. Кроме того, при изучении нового материала целесообразно создавать ситуацию информационного дефицита, когда школьники почувствуют недостаточность своих знаний, а эмоциональный рассказ учителя вызовет у них стремление узнать больше, самостоятельно разобраться в этом вопросе.

Сильное эмоциональное воздействие производит и знакомство с интересными, занимательными фактами. Занимательность не только стимулирует познавательный интерес, но и разряжает напряженную обстановку, переключает внимание, повышает эмоциональный тонус, мобилизует внимание, что особенно важно для детей. Знания, не вызывающие эмоций, воспринимаются формально, быстро забываются, не благоприятствуют развитию мышления и творчества.



Что же усиливает эмоциональное воздействие на учащихся? Увлекательный рассказ, перестановка временной последовательности (инверсия времени), разнообразие структуры урока, изменение логической последовательности, смена точек зрения, неожиданные вопросы,, а также личностные качества учителя, его опыт переживаний, его отношение к науке, явлениям жизни, процессу познания, т.е. эмоциональный опыт учителя. Здесь можно применить один из театральных приемов – прием «эмоционального заражения». Материал подается через видение педагога (например, рассказ о своих впечатлениях). И конечно, важны межличностные отношения, когда ребенок ощущает себя «предметом заинтересованности», уважения и доверия. Все это усиливает эмоциональный тонус и педагогическое воздействие.

Таким образом, содержание материала и методы его изложения, психологическая атмосфера урока, учитель и его отношения с учениками заметно влияют на эмоциональные переживания ребят. Переживания, в свою очередь, влияют на формирование мировоззрения, познавательные потребности школьников. А последние важны для самообразования, формирования потребности в учении.