Емельянова Наталья Ивановна, преподаватель отделения «Инструментальные классы: фортепиано» п г. т. Зеленоборский 2010год пояснительн - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Томша Наталья Ивановна (Ф. И. О. учителя) пояснительная записка. 1 228.33kb.
Костина Наталья Вячеславовна, учитель музыки пояснительная записка... 3 745.47kb.
Патрахина Елена Александровна 2013 г. Тобольск пояснительная записка... 3 901.39kb.
Учителя Биттировой Халимат Хамангериевны Ф. И. О с п. п. Звёздный... 1 156.8kb.
Мартинкенайте Кристина Витаутовна, учитель начальных классов Краснокамск... 1 234.65kb.
Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка. Данная рабочая программа 2 709.14kb.
Муковнина Ирина Александровна пояснительная записка «Нынче много... 1 217.06kb.
Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе 2 423.48kb.
Воротникова Ирина Николаевна преподаватель теоретических дисциплин... 3 874.46kb.
Пояснительная записка Данная программа разрабатывалась на основе... 1 277.18kb.
Учебная программа по истории для 5 класса Пояснительная записка Данная... 2 455.93kb.
Утверждена 3 688.06kb.
- 4 1234.94kb.
Емельянова Наталья Ивановна, преподаватель отделения «Инструментальные классы: фортепиано» - страница №1/1

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» п.г.т. Зеленоборский

Согласовано Утверждаю

Педагогический Совет Директор МОУДОД

протокол № «Детская школа искусств»

«__»__________2010 г. п.г.т. Зеленоборский

И.Н.Самарина

«____»___________2010 г.

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

художественно-эстетической направленности
«Инструментальные классы: фортепиано»
Возраст обучающихся –7-9 лет

Срок реализации программы – 7 лет

Составила:

Емельянова Наталья Ивановна, преподаватель отделения

«Инструментальные классы: фортепиано»

п.г.т. Зеленоборский

2010год


Пояснительная записка

Данная образовательная программа является модифицированной, составлена на основе примерных программ для детских музыкальных школ, детских школ искусств: «Музыкальный инструмент фортепиано (семилетний срок обучения) – Москва 2006г;

«Сольфеджио» (семилетний срок обучения) – Москва 1986г.

«Коллективное музицирование» (хор, семилетний срок обучения) – Москва 2003г.

«Музыкальная литература» (пятилетний срок обучения) – Москва 2002г;

утверждённых Министерством культуры СССР, Министерством культуры Российской Федерации.



Актуальность программы

Музыкальное образование, является неотъемлемой частью нравственного воспитания,

формирует мировоззрение подрастающего поколения, способствует всестороннему развитию его эстетических взглядов и художественных способностей.

Программа «Инструментальные классы: фортепиано» предполагает глубокое разностороннее творческое развитие музыкальных способностей детей, приобретение навыков игры на инструменте в комплексном прохождении предметов:


  1. Фортепиано

  2. Сольфеджио

  3. Музыкальная литература

  4. Коллективное музицирование (хор).

Также, обучающимся предлагаются предметы по выбору:

  1. Ритмика

  2. Другой музыкальный инструмент

  3. Вокальный ансамбль

  4. Сольное пение

  5. Рисунок

Такой комплекс занятий развивает у учащихся художественное мышление и художественные представления, стимулирует творческую активность, воспитывает любовь к классической и народной музыке.

Программа рассчитана на учащихся, поступающих в ДШИ в возрасте 7 – 9 лет, построена с учётом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие музыкальных творческих способностей ребёнка.




Цель программы:

  1. Воспитание художественно эстетического вкуса

  2. Развитие музыкальных творческих способностей ребёнка

  3. Умение применять полученные знания и навыки в практической музыкальной деятельности.

Задачи:

1. Обучающие:

-научить ученика грамотно разбирать нотный текст;

-уметь осмысленно исполнять наизусть или по нотам музыкальное произведение;

-ознакомить с такими видами музицирования как ансамбль и аккомпанемент;

- научить транспорировать нотный текст и мелодии по слуху;

2. Развивающие:

-развивать музыкально-исполнительские способности,

-развивать музыкально-творческое мышление

-давать характеристику исполняемых произведений

- развивать у учащихся мелодический, гармонический и внутренний слух.

3. Воспитательные:

-воспитывать у ученика художественно-эстетический вкус на лучших образцах классической русской и зарубежной музыки, а также произведений советских композиторов;

- воспитать навык самостоятельного разучивания мелодий;

- воспитать навык чтения с листа;

- воспитывать активных участников художественной самодеятельности – пропагандистов музыкально-эстетических знаний;



Организация образовательного процесса

Программа «Инструментальные классы: фортепиано» предназначена для комплексного изучения предметов художественно-эстетической направленности, обучающимися, поступающими в детскую школу искусств в возрасте 7-9 лет.

Реализация программы рассчитана на 7 лет.

Занятия по предмету «фортепиано» проводятся 2 раза в неделю по1 академическому часу.

«Сольфеджио» – 1 раз в неделю по 1.5 часа.

«Музыкальная литература» – 1 раз в неделю по 1 часу для 4-7 классов.

«Коллективное музицирование (хор)» – 1 раз в неделю по 1 часу с 1-4 класс (с 5-7 класс – 2 раза в неделю по 1 часу)

Предмет по выбору (ритмика, другой музыкальный инструмент, вокальный ансамбль, сольное пение, рисунок) – по 1 часу на протяжении всего периода обучения.

Продолжительность академического часа – 45 мин.

На отделение: «Обучение игре на музыкальных инструментах» специализация «фортепиано» принимаются дети после получения письменного заявления родителей.



Методологическое обоснование программы

По своей форме обучение делится на:


  1. Индивидуальное

  2. Групповое

  3. Подгрупповое

Формы проведения занятий

  1. Практические занятия

  2. Тематические беседы

  3. Праздники

  4. Концерты

  5. Совместный досуг детей и родителей

Методическое обеспечение

  1. Дидактический материал

  2. Пособия

  3. Таблицы

  4. Комплекты методической и теоретической литературы в соответствии с направлениями деятельности



Прогнозируемые результаты

В течение учебного года преподаватели отделения «Инструментальные классы: фортепиано» проводят поэтапную диагностику успешности усвоения программного материала:

Первый этап (промежуточный) – контрольные уроки, зачёты, академические концерты

Второй этап (итоговый) – академический концерт, зачет, выпускной экзамен на выходе, участие в праздниках.

По окончании курса каждый обучающийся будет уметь и знать:

- публично исполнять выученную с преподавателем программу, в которой представлен

весь комплекс: полифония, крупная форма, пьеса, этюд;

- уметь читать с листа нотный текст;

- передавать характер музыкальных произведений;

- знать знаки альтерации (дубль-диез, дубль-бемоль);

- знать мелизмы (форшлаги, мордент, трель, группетто);

- знать основные музыкальные формы (двух и трёхчастная, сонатная, канон, рондо,

вариационная);

- интонационно точно петь выученную или незнакомую мелодию; один из голосов

несложного двухголосного произведения;

- подбирать на инструменте мелодию и аккомпанемент;

- записывать звучащую мелодию;

- анализировать на слух и по нотному тексту, как отдельные элементы музыкальной речи,

так и небольшие музыкальные произведения (в том числе из репертуара по инструменту;

- чисто интонировать в сопровождении фортепиано;

- гибко откликаться на жест дирижёра;

- уметь петь в ансамбле.




Условия реализации программы

Для успешной реализации данной программы необходимо:


  1. Материально-техническое обеспечение:




  1. Кабинеты для занятий с детьми

  2. Музыкальный инструмент (фортепиано)

  3. Технические средства обучения (магнитофон, видео и аудио аппаратура, наборы кассет, компакт-диски, микрофоны, зал для проведения мероприятий)


2. Кадровое обеспечение:

Преподаватели дополнительного образования по различным направлениям

деятельности:


  1. Преподаватель по классу фортепиано.

  2. Преподаватель теоретических дисциплин.

  3. Преподаватель хора.

  4. Преподаватель хореографии.

  5. Преподаватель изобразительного искусства.

  6. Концертмейстер.

Репертуарный список для обучающихся:


1 класс
Сб. «Фортепианная игра», 1-2 классы, ред. А. Николаева

1. Гайдн. Анданте.

2. Крутицкий. Зима.

3. Любарский. Курочка.


1. Благой. Шуточка.

2. Гречанинов. В разлуке.

3. Майкапар. В садике
1. Моцарт Л. Менуэт ре минор.

2. Гедике А. Танец.

3. Гедике А. Сонатина. До мажор.
2 класс

1. Моцарт Л. Буре ми мажор.

2. Штейбельт. Соната фа мажор.

3. Александров А. Новогодняя полька.


1. Бах. И. С. Менуэт ре мажор

2. Бетховен. Сонатина. Соль мажор.

3. Черни-Гермер, 1ч. этюд №16

4. Дварионас. Прелюдия.


1. Гречанинов. А. Мазурка

2. Гедике. А. Этюд соль мажор.

3. Хаслингер. Г. Сонатина до мажор.
1. Моцарт. Аллегро

2. Шуман. Р. Марш

3. Беркович. Вариации на тему русской народной песни

4. Косенко. Скерцино


3 класс

1. Бах. И. С. Менуэт соль мажор из «нотной тетради А. М. Бах

2. Клементи. Соната до мажор 1ч.

3. Черни-Гермер. 1ч. Этюд №15

4. Шуман. Р. Первая утрата
1. Бах. И. С. Маленькая прелюдия до мажор. 1ч.

2. Клементи М. Сонатина соль мажор 1ч.

3. Черни-Гермер. Этюд №23

4. Чайковский П. Полька.

4 класс

1. Циполи. Фугетта ми мажор



2. Кулау Ф. Сонатина до мажор.

3. Лемуан. Соч.37. Этюд №20

4. Гладковский. Маленькая танцовщица.
1. Бах. И. С. Маленькая прелюдия №2 из второй тетради.

2. Кабалевский Д. Лёгкие вариации на тему словацкой народной песни соч. 51

3. Бертини соч. 29. Этюд №8

4. Раков. Полька.

1. Шамо. И. Скерцо

2. Бах. И. С. Маленькая прелюдия ре минор

3. Клементи. М. С. Сонатина №3 до мажор, 3ч.

4. Шуровский. К. О. Танец

5 класс.

1. Гендель. Сарабанда с вариациями, ре минор

2. Дусек. Я. Сонатина №6 ми мажор соч. 20. ч. 1.

3. Лежгорн. Соч. 65. Этюд №31

4. Чайковский. П. Сладкая грёза.
1. Бах И. С. Двухголосная инвенция, ля минор

2. Моцарт В. А. Сонатина №6. 1ч.

3. Черни-Гермер. 2 часть. Этюд №27

4. Раков Н. Скерцино.


1. Александров. А. Русская народная мелодия.

2. Калинников А.. Грустная песня.

3. Бах И. С. Двухголосная инвенция до мажор.

4. Чимароза Д. Сонатина ля минор.


6 класс

1. Бах И. С. Двухголосная инвенция до мажор

2. Кулау. Ф. Сонатина фа мажор. Соч.30 №3

3. Черни. Соч.299. Этюд №13

4. Мендельсон. Песня венецианского гондольера. Соч. 30 №6. Фа минор
1. Бах. И. С. Трехголосная инвенция до мажор.

2. Легигорн. Соч. 6. Этюд №15

3.. Моцарт. В. А Лёгкая соната до мажор № 545. 1ч.

4. Шуберт. Скерцо си бемоль мажор.


7 класс

1. Бах. И. С. Сарабанда из французской сюиты си минор

2. Гайдн. Дивертисмент ля мажор. 1ч

3. Беренс. Соч.61, этюд №4.

4. Мендельсон. Песня без слов №9 Ми мажор соч. 30 №3

1. Бах. И. С. Трёхголосная инвенция ми мажор

2. Моцарт. В. А. Соната фа мажор 1ч.

3. Черни соч. 740. этюд №13 си бемоль мажор.

4. Глинка. Ноктюрн ми бемоль мажор.
1. Бах. И. С. Трёхголосная фуга до мажор.

2. Гайдн. Соната ре мажор 3 ч.

3. Геллер. С. Этюд до минор.

4 Таривердиев. Забытый мотив


Для учащихся, готовящихся к поступлению в музыкальное училище на специальность «фортепиано»:
1. Бах. ХТК 1 том. Прелюдия и фуга си бемоль мажор.

2. Бетховен. Соната №1 1ч.

3. Григ. Соч.54. Ноктюрн до мажор

4. Черни. Соч. 740. Этюды №1 и 2



Список литературы для обучающихся:

1. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для фортепиано, (составитель

Г. Сорокин), Москва, «Музыка», 1988

2. Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги для фортепиано «Музыка»1988

3. Бах И. С., маленькие фуги и прелюдии, (Редакция Г. Кувшинникова), Москва, «Музыка», 1987

4. Бетховен Л. Маленькие сонаты и сонатины для фортепиано, Москва,

«Астрель».2006

5. Избранные этюды для фортепиано (редакция Г. Гермер), Москва. «Музыка» 1992

6. Любимые эстрадные мелодии для фортепиано, Киев, «Музыкальная Украина», 1985

7. Музыка для детей, (составитель К. Сорокин), Москва, «Советский

композитор»1985

8. Полифонические пьесы. 5 класс Москва. «Музыка»1984

9. Произведения крупной формы (редакция Ф. Виноградова), Москва. «Музыка» 1991

10. Первые шаги маленького пианиста (редакция Г. Баранова, А. Четверухина), Москва

«Музыка» 1985

11. Педагогический репертуар. Этюды 6 класс Москва, «Музыка»1987

12. Сборник пьес для фортепиано, 3-4 класс, (составители С. Л. Барсукова), Ростов-на-

Дону, «Феникс», 2002

13. Учебный репертуар ДМШ (редактор Милич), Киев, «Музыкальная Украина» 1980

14. Фортепиано 2 класс ( редакция Б.О. Милич),Киев, «Музыкальная Украина» 1991 15. Фортепианная игра 1-2 классы ДМШ (редакция А.Николаева), Москва

(редакция Н. Кувшинникова) Москва. «Музыка»1966

16. Фортепиано 5 класс (составитель Милич), Москва, «Кифара», 1998

17. фортепиано 6 класс, Киев, «Музыкальная Украина», 1974

18. Фортепиано 4 класс (составитель Б. Милич), Москва. «Кифара» 2002

19. «Фортепианные ансамбли для детей», (составитель Е. И. Медведовский), Москва,

«Музыка», 2003.

20. Хрестоматия для фортепиано 2 класс (составители А. Бакулов, К. Сорокин),

Москва «Музыка» 1990

21. Хромушин. О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ, Санкт-Петербург, 1994

22. Хрестоматия для фортепиано. Пьесы 5классы Москва, «Музыка»1986

23. Хрестоматия для фортепиано 3 класс (составители Н. Любомудров К. Сорокин),

Москва «Музыка» 1980

24. Хрестоматия для фортепиано (составители А. Бакулов, К. Сорокин), Москва

«Музыка» 1990

25. Черни. К. Искусство беглости пальцев. Киев, «Музыкальная Украина» 1972

26. Черни. К. Избранные этюды (редактор Г. Гермер), Москва, «Музыка» 1969

27. Чимароза Д. «Избранные Сонаты для фортепиано» (составитель А. Семёнов),

Москва, «Музыка», 1982

28. Школа беглости для фортепиано Москва, «Музыка» 1973

29. Шопен. «Вальсы», (редакция Падеревски), Краков, 1978

30. Этюды 7 класс , Киев, «Музыкальная Украина», 1983

31. Этюды для фортепиано на разные виды техники. Киев, «Музыкальная

Украина»1988

32. Этюды для фортепиано 4 класс, Москва. «Музыка» 1968

33. Якушенко «Джазовый альбом для фортепиано», Москва, «Музыка», 1988
Список литературы для преподавателей:


  1. Г. Негаус «Пианист и его работа», Москва, «Музыка», 1970

  2. М. Савшинский «Работа пианиста», Москва, «Музыка», 1963

  3. Н. Милич «Воспитание ученика-пианиста», Киев, «Музыкальная Украина», 1974

  4. Я. Зак «Воспоминания», Москва, «Советский композитор», 1980


Список литературы для родителей:


  1. Я. Коломенский «Человек и психология», Москва, «Советский композитор», 1975

  2. Ш. Амонашвили «Размышления о гуманной педагогике», Москва, «Музыка», 2001

  3. Ш. Амонашвили «Школа жизни», Москва, «Музыка», 1998

  4. Б. Теплов «Психология и психофизиология индивидуальных различий», Воронеж, 1998



НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДМЕТА

1ГОД

2 ГОД



3 ГОД

4 ГОД

5 ГОД

6 ГОД

7 ГОД





Общее количество часов

Из общего числа часов

Количество часов в неделю

Общее количество часов

Из общего числа часов

Количество часов в неделю

Общее количество часов

Из общего числа часов

Количество часов в неделю

Общее количество часов

Из общего числа часов

Количество часов в неделю

Общее количество часов

Из общего числа часов

Количество часов в неделю

Общее количество часов

Из общего числа часов

Количество часов в неделю

Общее количество часов

Из общего числа часов

Количество часов в неделю



Теория

Практика

Теория

Практика







Теория

Практика







Теория

Практика







Теория

Практика







Теория

Практика
















1.

Фортепиано

68

22

46

2

68

22

46

2

68

22

46

2

68

22

46

2

68

22

46

2

68



22

46

2

68

22

46

2

2.

Сольфеджио

51

15,3

35,7

1,5

51

15,3

35,7

1,5

51

15,3

35,7

1,5

51

15,3

35,7

1,5

51

15,3

35,7

1,5

51


15,3

35,7

1,5

51

15,3

35,7

1,5

3.

Музыкальная литература





































34

11

23

1

34

11

23

1

34

11

23

1

34

11

23

1

4.

Коллективноное музицирование (хор)

34

11

23

1

34

11

23

1

34

11

23

1

34

11

23

1

68

22

46

2

68

22

46

2

68

22

46

2

5.

Предмет по выбору

34

11

23

1

34

11

23

1

34

11

23

1

34

11

23

1

34

11

23

1

34

11

23

1

34

11

23

1

Всего




187

59,3

127,7

5,5

187

59,3

127,7

5.5

187

59,3

127,7

5.5

221

70,3

150,7

6,5

255

81,3

173,7

7,5

255

81,3

173,7

7,5

255

81,3

173,7

7,5