Древняя цивилизация шумеров - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Древняя цивилизация шумеров - страница №1/1




Древняя цивилизация шумеров

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯС Армянского нагорья берут начало реки Тигр и Евфрат. В междуречье (погречески – в Месопотамии) около 5000 лет до н.э. поселились шумеры. В эпосеупоминается их родина, которую они считали родиной всех людей – высокиегоры на острове Дильмун. Что заставило их покинуть горы – неизвестно.Междуречье в истории религии занимает особое место. Там, где недавно шумела"Буря в пустыне", вероятно, цвел Эдем, райский сад. Здесь Нимрод, потомокХама, дерзнул строить лестницу на небо - Вавилонскую башню. Здесь, в Урехалдейском, Авраам постиг истину единобожия. Отсюда Валаам изрекпророчество о "звезде Израиля", что она затмит всякое земное величие.Религия Шумера представляет собой разительный контраст с допотопнымиместными культами. Роскошное храмовое богослужение отличалось сложнойструктурой обеспечения, специализацией жрецов, служителей и системойобучения.Эта культура опережала развитие других великих культур на 100 - 200 лет.Кочевники и торговые караваны разносили вести о ней по всему Востоку занесколько месяцев.От шумеров унаследованы основные для цивилизации изобретения::гончарный кругколесообоженный кирпичархитектуралитье металловметаллический лемехсистема орошениядесятичная система счеталунный календарьчасовой кругделение круга на 360°письменностьсистема администрированияправоархивное деломатематикаастрологиялитературашкольная система обученияКаждого из них достаточно для возвышения любого народа. Так неужели разницаво времени между простым глиняным горшком и табличкой с записями страховыхопераций составляет какие-то полторы тысячи лет?Шумерское теократическое общество было приспособлено к копированию"небесных образцов", а не к изобретениям или преобразованиям. Стало быть,эта цивилизация могла придти туда из других очагов культуры.В эпосе о Гильгамеше праведник Ут-напиштим поведал, как по совету бога Эйион со своим семейством спасся в ковчеге от потопа. Между прочим, в ковчегон взял искусных мастеров. Значит, если верить сказанию, культурныеценности допотопного человечества были сохранены шумерами.Шумер был, вероятно, наследником лучшего, что было создано в"доисторический период" человечества. Кстати, шумеры и не приписывали себеизобретений. Они считали их даром богов, которые присутствовали как-бырядом. Кое-кому боги оставили даже потомство. Отсюда натуралистическийоттенок в чувстве "присутствия" Бога у шумеров.Историки видят причину богатства и культурного расцвета Междуречья пришумерах в освоении поливного земледелия. Пустыня, которая раньше трескаласьот жары, начала давать богатые урожаи.Для охраны нажитого достояния шумеры построили города, в которых родиласьновая форма жизненного уклада.Город был неодолимым препятствием для кочевников. За их высокими стенамилюди чувствовали себя в безопасности:Город! Лик его излучает ужас!Его стены! К ним и бог не подступится!За стенами – гул, кличи жаждущих битвы, кличи военного становища!Он – западня для стран враждебных, он их ловит ловушкой и сетью!Свои города шумеры строили по образу Небесного Града, сообразно плану семимудрецов. В верхнем городе находился храм бога-покровителя. В некоторыхгородах заметна тенденция планирования сферических улиц, с крестообразнымпересечением. "Мишень", пересеченная крестом, сочетает символы неба (круг)и земли (крест).Для полного сходства с небесным эталоном город окружали протокой или рвом сводой. Это было подобием подземной реки, через которую на лодкепереправляются души умерших. Город был священным местом, судя по запретуиспользования там оружия.Шумеры молились многим богам. Есть основания предполагать, что ихмногобожие связано с торговыми отношениями племен Междуречья.Многобожие, как свидетельствуют данные археологии, появилось в эпохуземледелия. На ранних этапах истории существовал культ небесной Богини-Матери, и (на втором плане) культ Бога земли. В эпоху царств на первоеместо вышел культ небесного бога и (на втором плане) культ богини земли .Многобожие могло возникнуть прежде всего из-за многочисленности имен.Каждое имя фиксирует какое-то из божественных свойств. Приверженностьплемен к разным именам со временем могло привести к появлению "племенныхбогов".Многие историки склоняются к гипотезе о происхождении многобожия изситуаций, складывающихся в результате завоеваний. Гипотеза состоит в том,что Бог завоевателей признавался "старшим", или главным, а бог покоренногоплемени - "младшим" или второстепенным.Причиной многобожия могло быть и сближение племен благодаря их торговымотношениям. Торговли в нашем понимании в древности не было. В родовомобществе она шла только внутри племени. Это объясняется тем, что насобственность тогда смотрели как на часть личности владельца.Иноплеменник мог купить имущество племени, только став родственником.Поэтому со временем появились специальные ритуалы породнения. “Братание”племен неизбежно влекло за собой “братание богов”.Кое-где на Ближнем Востоке при совершении торговых сделок и понынесохраняется архаический способ торговли. Платят трижды. Кроме цены, затовар дают еще доплату и подарок.Цену можно считать эквивалентом стоимости товара. Доплату, вероятно,следует рассматривать как меру его значимости для собственника, а подарок –как жертву богу в свидетельство о сделке.Вначале в жертву богу совершали возлияние масла в небольшой глиняный конус.Его крепили в стене как свидетельство совершенной сделки. К товаруприкладывали “накладную” - деревянный предмет, с помощью которого новыйхозяин мог магически “управлять” приобретением.ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИВедущую роль в Шумере играло сословие жрецов. Они составляли замкнутуюкасту. Их статус наследовался. Жрецом в результате "конкурсного" отбора могстать образованный мужчина, совершенный телом и духом.Образованным считался человек: полностью владеющий письмом умеющий петь владеющий музыкальными инструментами умеющий принимать разумные и законные решения знающий жертвенные ритуалыВ каждом храме были свои порядки. Административными делами управлял главныйжрец ("шангу"). Другой жрец ("эну") от имени храма предстоялбогу–покровителю храма и в таинствах исполнял роль бога. Верховного жрецагорода выбирали, гадая по внутренностям жертвенного животного.На время войны верховный жрец становился вождем. Позднее для этой ролистали избирать правителя (из числа жрецов). Его власть тоже наследовалась.Так возникли царские династии.Двоевластие впоследствии сыграло роковую роль в судьбе страны, потому чтоцари начали конкурировать с храмами за источники доходов. Авторитетоставался на стороне храмов, и они при любой власти выживали. Но царства,ослабленные разделением, рушились под напором соседей. Шумер сначала попалпод власть аккадцев, потом – ассирийцев. Но завоеватели сами оказалисьпокоренными шумерской религией, так что она не потерпела существенныхизменений. Правда, некоторым богам пришельцы дали новые имена. Пантеонбогов при этом увеличился (см.таблицу).|ИМЕНА БОГОВ и ГЕРОЕВ |РОЛЬ ||Энлиль |Создатель колеса и зерна ||Нинкаси |Зачинательница пивоварения ||Утту |Зачинательница ткацкого ремесла ||Садовник Шукалитудда |Зачинатель садоводства ||Царь Энмедуранки |Изобретатель способов предсказаний ||Нингаль-Папригаль |Изобретатель арфы ||Энмеркар |Изобретатель письменности ||Гильгамеш и Энмеркар |Основатели градостроения |С отходом духовной власти от управления порядки становились более жесткими,а нравы - более распущенными. Царь Хаммурапи (1728-1686), почувствовавнеладное, издал мудрые законы, касающиеся и нравственности. Какое-то времясила закона держала нравы в жестких рамках. Но история показывает чтонравственный закон не заменить ни силой, ни хитростью законодателей.рис. Верх Вавилонской башниВ Шумеро-Аккадский период главную роль играл великий город Вавилон, "воротабога", священная столица. Его улицы носили имена богов. На 200 тыс.населения в нем было 53 храма высших богов, 55 храмов бога Мардука, 600святилищ небесных богов, 300 святилищ земных и подземных богов, 180жертвенников богини Иштар и 200 - прочих божеств. Таким образом, в среднемодин храм обслуживал не менее 1500 чел.Владения храма считались собственностью Бога-покровителя. Их обслуживалитысячи земледельцев, скотоводов, ремесленников и ткачей. Земли передавалисьв пользование. Часть урожая с них шла на храм и в пользу бедных.У жрецов было разное служение - жертвоприношение, очищение, заклинание,толкование знамений. Искусных толкователей избирали оракулами храма. Группаписцов вела хронику событий в храме. Жрецы-управители вели строгий учетурожая, доходов с собственности храма, выплат десятины и налоговгорожанами.Заклинание – произнесение магических заговоров и молитв в адрес божества,человека, животного или предмета. З. обычно имитирует искомый результат.Иногда З. сопровождается магическими действиями с символом или изображениемадресата. Для З. характерен директивный стиль и повторение формул.Заклинатели не принадлежали к числу высоких жрецов. Их обязанностью былопосещение больных и терпящих бедствие. Они изгоняли демонов, заговаривалиболь, испрашивали благие сны, боролись с порчей и колдовством, “оживляли”статуи богов, совершали очистительные ритуалы и навлекали зло на враговХрам у шумеров нисходит с неба: рис.Зиккурат.Урук – божьих рук работа,Эана – храм, спустившийся с неба…Храмы строили цари. Они показывали пример, неся на голове корзину с глиной.В памяти потомков они желали остаться в образе строителей. Тем самым ониуподобляли себя богам. Строительство тогда было не столько искусством,сколько воплощением мистических идей.рис. Царь Ур-Намму с корзиной глины на строительстве зиккурата. Бронза.Новая для Востока форма храма – ступенчатая пирамида со святилищем наверху-зиккурат.Зиккурат ставили на небольшой платформе. Через 50 -100 лет храм из глинырушился, образуя высокую платформу нового храма. Подняться на нее можнобыло по длинному лестничному маршу. Ступени, вероятно, символизировалиэтапы духовного пути. В одной из раскопок у храма найдено 100 ступеней.Внутренние стены храма украшались, казалось бы, не совсем религиознымиизображениями военных побед, сценами доения коров. В этом было что-тодокументальное - у шумеров была страсть все фиксировать в летописях и визображениях. Такие изображения, впрочем, несли отголосок культабожественной коровы, "небесным молоком" которой питался Шумер.Это образ “священной горы” места встречи с Божеством. Зиккурат обычностроили рядом с храмом бога луны. Тут же было святилище, дом жрецов, двореццаря и царское кладбище.В центральном помещении храма находилась статуя сидящего на троне Божества.Здесь проходила Ось мира. Таинства в “святая святых” с участием статуи былискрыты от обозрения. Даже царь допускался туда только по особым случаям ибез царского облачения.Столб храма из Агады. 2000 г. до н.э. (Ось мира). Медная плита.Статую бога изготовляли из ценных пород дерева. Ее обшивали золотом,венчали короной, украшали ожерельями, подвесками и браслетами. Вероятно,украшения первоначально возникли, как знаки статуса, символы достоинства.Скорее всего, эти символы определяли статус посвященной жрицы.Символы достоинства - знаки, указывающие на сферу распространенияполномочий. В речь богини Инанны вложены слова: "Мой отец дал мне небеса,дал мне землю. Небо он поместил как корону на мою голову, землю он поместилкак сандалии на мои ноги". СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯПОНЯТИЕ О БОГЕШумерская генеалогия богов начинается с “Божественного господина мэВселенной” и “Божественной госпожи мэ Вселенной”:Мэ – таинственная сила, образующая сущность (природу) каждой вещи.Взялись рука за руку боги,Бросили жребий, разделились:Ану поднялся на небо,[…] его подданные землю…“Старшим” в считался бог Ан (Ану). Он сотворил небеса – обитель богов.После этого Ан почил, погрузившись в созерцание. Завершал творение Энлиль.Богу Ан соответствует имя парного ему женского божества - его супруги,богини земли Анату. У семитов этому имени созвучны Анта, Анат, Аната,Анаит, Анахита, обозначающие Великую Матерь.Имена с корнем "Ан" носят богини Скандинавии, анты на юге России, анды вДагестане. У шумеров "ан" обозначает небо; в санскрите - мать. У римлянбыло слово "анус", в котором окончание "ус" значило - кольцо, круг и стараяженщина.Игры у многих народов, где соперники стреляют в кольцо, а победительнаграждается белым платком (знаком богини), воспроизводят древние ритуалыоплодотворения. По этой причине ученые склоняются к версии о происхождениишумерского культа бога Ан и Анату из земледельческого обряда.В дальнейшем старшинство богов нередко определяла ситуация. Пример тому -возвышение бога Мардука при Навуходоносоре I (1126-1105 гг. до н.э.). Царьвернул в Вавилон статую Мардука, плененную эламитами. В благодарность богуза то, что он соблаговолил вернуться, вавилоняне наименовали Мардука, сынабога Энки, “царем богов”.В представлении шумеров божественный пантеон походил на их Совет жрецов.Собрание богов вел бог Ан. Предложения, сопровождаемые криками "да будеттак!" принимались собранием. В силу они вступали после провозглашениясемеркой "богов-законодателей".Предлагали и готовили решения 50 "великих богов". Младшие боги не имелиправа голоса, а свое мнение могли выражать "шумом". Несомненно, что этомунебесному идеалу соответствовал порядок решения городских проблем в Шумере.Позднейший Вавилонский эпос “Когда вверху…” дает другое представление оСвященной истории. В ней появился сюжет борьбы богов за власть.Тогда, "во время оно", небо еще не имело имени. Первородный бог Апсу,сотворивший мир, и Матерь Тиамат (которая все родила), смешивая пресные исоленые воды, зародили богов.Суета новорожденных в чреве Тиамат пробудили Апсу. Он решает убить их. Нобоги его перехитрили, и Апсу сам был убит. Тиамат пытается мстить богам, ноМардук, заручившись поддержкой богов, убивает ее.После битвы Мардук и Эа сотворили людей для служения богам, чтобы теотдохнули от своей тяжкой работы (они носили корзины с глиной настроительстве каналов и храмов).По версии “Поэмы об Атрахасисе”, происхождение человека связано с бунтоммладших богов, Игигов, занятых изнурительным трудом. Конфликт разрешил богЭа, который посоветовал для тяжких трудов создать людей.По общему согласию в жертву был принесен один из старших богов, Аннуаков.Его кровь смешали с глиной. Затем Мами и Эа создали людей. ДУХОВНАЯ ИЕРАРХИЯВ Месопотамии, как и повсюду, имел хождение миф о сотворении мира изкосмического яйца. В первозданном океане из расколотого яйца появились небои земля. Потом образовалась иерархия богов- небесных и земных.Ближайший к небу уровень занимает горная страна Кур, Великая земля. Этоцарство мертвых. Ниже – подземный океан Абзу. Под ним – божественныесущности “ме”, где обитают младшие боги – абгали. Подземная река отделяетмир живых от мира духов.Сходные представления об устройстве мироздания наблюдаются повсюду - и усеверных народов, и на островах Юго-Восточной Азии. Но в Шумере они сталиобразом устройства земной жизни, схемой планирования городов.На межевом камне можно видеть схему мироздания. Такие камни ставили всвидетельство передача земли под охрану богов. Камень напоминает строениетотемного столба. Высшие божества изображаются знаками вверху. Внизу, насвоем обычном месте – змей, символизирующий подземный мир, бездну. Межевой камень. Звезда - богиня Иштар, Полумесяц - Син, Солнце - бог Шамаш, 1-ая тиара - бог Ан, 2-ая тиара - Энлиль, Баран и рыбокозел - бог Энки, Пуповина, нож - Богиня-Мать.Древнейшим (неолитическим) образом божества в Междуречье был образ небеснойБогини-Матери. Она изображалась иногда с ребенком на руках. Ее звалиДамгальнум, Нинхурсаг, Нинмах, Нинту, Мама, Мами, Баба. На втором плане былобраз бога земли. Он вышел на первый план в эпоху царств. Вслед ему явиласьвереница второстепенных богов, - вероятно, племенных по происхождению.В древнем шумерском списке указано 50 пар богов, владык в своей сферетворения. У вавилонян их уже 600, - по причине пришедшего пополнения, в томчисле и героев страны. В те времена полагали, что прославленные герои могутстать бессмертными - как боги. На тему бессмертия существует эпос оГильгамеше, правителе Урука (около 2700 г. до н.э.). Его считали потомкомбогов (на 3/4 богом). Достигнув предела возможного для человека, "буйный"Гильгамеш пускается в странствия за рецептом бессмертия.Праведник Ут-напиштим, спасшийся в ковчеге от потопа, указал ему травуомоложения. Траву удалось достать со дна морского. Но - увы! КогдаГильгамеш купался, траву съела змея. Ему не осталось ничего другого, какпризнать неизбежную участь человека.Про удачливого человека говорили, что он "имеет духа". Ближайшим к человекусчитался личный бог, из числа четырех покровителей. Он наследовался от отцак сыну, определяя творческие способности и успех. Через него можно былосообщать богу ("отцу") о своих нуждах.В одном из писем к личному богу "сын" пишет: “Богу, отцу моему скажи. Такговорит Апиль-Адад, раб твой: Что же ты мною пренебрегаешь? Кто тебе даст[другого] такого, как я? Напиши богу Мардуку, любящему тебя; прегрешениямои пусть он отпустит. Да увижу я твой лик, стопы твои да облобызаю. И насемью мою, на больших и малых взгляни. Ради них пожалей меня. Помощь твояпусть меня достигнет”.Искренняя молитва растерянной души отражает особенность древней религии,возможно, недоступную нашему пониманию. Эта религия адресуется скорее царюи кругу "достойных". Остальные находились в безопасном отдалении отбожества. Бога боялись увидеть и назвать его истинное имя. Поэтому к немуобращались через духа-покровителя.В богословии принята этапность, постепенность раскрытия Истины о Боге вразные исторические эпохи. Конечно, древние ритуалы могут привести нас всмущение. И здесь уместно вспомнить о различиях древнего и современногорелигиозного сознания.К примеру, говоря о "чувственности" религии Шумера, мы исходим из понятия о"грехе". Шумерийцам такое понятие было неведомо. Они знали "нечистоту" итысячи способов предохранения от нее.Из того, что наши представления отличаются от древних, конечно, не следует,что истину следует познавать в формах древнего Откровения. Дети в церквипринимают священника за Бога. И если в таком восприятии есть доля истины,то очень ограниченная. Так и древние познавали истину, принимая за Богапредка, Ангела или идола. ОБЩИНА ТИП ОБЩИНЫВ Шумере благодаря теократическому правлению все сословия былиориентированы по иерархической оси. Такое общество удобно для управления.Когда каждый человек приписан к своему "цеху", легко вести учет и контроль.Великие дела можно планировать на века.Люди в иерархической системе приобретают черты набожности и кротости.Трудовая повинность на строительстве крепостных стен, храмов, каналов и наплантациях, видимо, укрепляла такой образ мышления, поскольку требовалавеликого терпения.Первые цари были образом самой добродетели. Их изображения передаютмягкость нрава, улыбку. При внушительности их вида в лице не заметнонадменности или свирепости, как у позднейших, (в особенности Ассирийских)деспотов.Облик царя внушал трепет. Причина заключалась в "ужас вызывающем свечении"вокруг головы царя. Этого свечения царь лишался, если терял поддержкубогов.Образ человека из Шумера передают позднейшие скульптурные изображения,выполненные в реалистической манере, с тонко прочувствованной пластикой.На рисунке - одна из таких скульптур. Это человек, облеченный какой-товластью. Он жил более 5100 лет назад. Его статуэтка найдена в кувшине подстеной храма в Уруке. Тогда в основание стен и храмов закладывалиумилостивительные жертвы.Знатный человек из Урука. (около 3100 г. до н.э.) Статуэтка из храма.Алебастр.Это лицо духовного человека. Оно преисполнено милосердия. В нем выраженопокаянное чувство и сострадание. Такое лицо говорит о добродетельностичеловека. Он никого не осуждает и во всем воздержан. Добродушная ирония,отраженная левой стороной лица, означает, что он, вероятно, пленялся видомкрасоты.Немалая опасность для религии состояла в нецеломудренном отношении ктаинствам. Можно только поражаться, как долго держался в рамкахблагопристойности культ, насыщенный чувственными элементами.Судя по тому, что богиня Инанна покровительствовала плотской любви,чувственность не считалась зазорной, Приумножение рода в те времена,вероятно, было "социальным заказом".В те времена достоинство и жизнь человека зависели от того, сколько детей.Много их, - значит много скота, много рабов. Отсюда понятно, почему религиябыла обращена к детородной функции и почему ей отводилась центральная рольв Творении.В те времена общество переходило от племенной структуры кочевников ксемейной структуре горожан. Кроме всего прочего, образ любви бога и богинибыл полезен, вероятно, для скрепления семейных уз."Священный брак" поддерживал линию благородного потомства. В древностиэтому придавали значение. Не случайно, что и в Ветхом Завете звучит мотивнаследования нравственных качеств. Там родословная линия определяет месточеловека в жизни.ФОРМА ПОСВЯЩЕНИЯПосвящение является актом вхождения в духовную иерархию. Считается, что припосвящении на человека нисходят благодатные силы, довлеющие над силами душии тела. У посвященного открывается новое зрение, позволяющее восприниматьто, что имеет духовное значение. С момента посвящения человек получаетпомощь и наставление духа-хранителя.Посвящение в Шумере совершалось только по рекомендации жреца. В ритуалепосвящаемый подходил под руку статуи божества, получая таким образомблагословение. Одновременно избранник освящал личную печать. После этогоона, как полагали, приобретала силу заклятия.Печать, вероятно, заказывали храмовым ремесленникам заранее. Это былцилиндр с изображением священных сюжетов. На печати мог быть изображен исам владелец. Прокатывая цилиндр по глине, можно было получить рельефноеизображение. Им хозяин метил вещи или заверял сделки. Печать хорониливместе с владельцем или дарили храму.Посвящение совершалось и при помазании на царство. Божественную природусвоей власти подчеркивали все шумерские цари. Царь Аккада и ВавилонаСаргон, основатель первой в мире империи, получил титул “помазанныйсвященник Ану”. С него пошла традиция приписывать к имени титул "дингир"(бог).рис. Саргон.Саргон (с аккадского – “законный царь”), не имел царских кровей. Он былсыном садовника. Подлаживаясь к традиции, он сложил о себе подходящую кслучаю “легенду” чудесного рождения:“Моя мать была высокой жрицей, своего отца не знал я. Моя мать, высокаяжрица, зачала и носила меня втайне. Она положила меня в плетеную корзину,смолой запечатала крышку. Она бросила меня в реку, волны которой не залилименя”.На ежегодном посвящении царя приносились кровавые жертвы. Они сталисимволической заменой более древней царской жертвы. От нее у вавилонскихцарей ассирийского происхождения остался ритуал новогоднего “отрешения”царя от должности. Бог как бы давал царю символическую пощечину заприсвоение власти. После этого “новый” царь назначался на правление.У ассириян также практиковалась магия, связанная с подменой царя на 100дней. Делалось это в случае предсказания смерти царя. "Дублера" венчали нацарство, а потом убивали, чтобы предсказание исполнилось на подменном царе. БОГОСЛУЖЕНИЕ ФОРМЫ БОГОСЛУЖЕНИЯ…Таинства храма не отменят боги,Обряды чисты, как земля бесконечны… (“Послы Аги…” Поэзия и проза Древнего Востока, М. 1973 с. 128)На печати царя Гудея начертаны слова, иллюстрирующие нисхождение обрядовсвыше: “Во сне пришел Нингирсу к Гудею и произнес: ты построишь дом дляменя; прими от меня знамение, прими от меня мои обряды по благорасположениюзвезд”.О богослужении шумеров можно получить представление по упоминаниям вклинописных табличках. Условно ритуалы можно подразделить на освятительные,очистительные, служебные и погребальные.Среди освятительных ритуалов прежде всего следует упомянуть ритуал закладкипервого камня храма. На месте, указанном главным жрецом, вбивали кол изарывали умилостивительные жертвы. Кол – символ оплодотворения земли богом.Таким образом, согласно представлениям шумеров, открывается прямой путьнисхождения животворящей благодати в храм. Это ось земли, ход на небо.Рис. Бог внедряющий в землю строительный кол.Другое освятительное таинство -“оживление” изготовленной илиреставрированной статуи божества. В нем участвовали только жрецы. С помощьюмагических манипуляций статуя наделялась “силами”. Ей “отверзали” очи, ушии уста. Так обеспечивалось “присутствие” Божества в храме.“Присутствие” Бога в шумерском богослужении было оформлено как реальное,физическое его присутствие. Чувство святости, таким образом, переносилосьна изображение Божества. Возможно, это обстоятельство особенноспособствовало возникновению идолопоклонства.Идолопоклонство - извращенное поклонение. И. означает подмену,- поклонениеидолу вместо Бога. В широком смысле под И. понимается принятие в сердцевместо Бога других ценностей, - к примеру, - славы, власти, "золотоготельца", или удовольствий.Утренние и вечерние ритуалы состояли в омовении и облачении статуиБожества. Ритуалы проводились под пение гимнов и благодарственных молитв всопровождении арфы, флейты и барабана. Труба и барабан изображали гласБожества.Арфа, труба, барабан - средства отпугивания злых духов. Магическую силу ониполучали в результате манипуляций жреца. Струны арфы изготавливали из жилбыка. Трубу - из его рога. Барабан - из шкуры. Труба изображала голос Быка(бога) или Небесной коровы. Арфа, вероятно, озвучивала речения Быка.Перед закланием черного быка магическими средствами делали "священным",оказывали ему поклонение, чтобы могущество его передалось барабану.После того, как быка забивали, сердце сжигали перед барабаном. Затемотделяли шкуру и сухожилия с правого плеча. Тушу умащивали благовониями,закутывали в красное одеяло и погребали головой на запад, как человека.Поскольку убийство быка считалось грехом, в некоторых храмах жрец,замаливая вину, причитал:"Боги совершили это, а не я".После облачения статуи проводился ритуал потребления даров. Блюстительсвященных сосудов приносил пожертвования. Жгли ладан. Возливали благовонноекипарисовое масло. Сливки, молоко, мясо, фрукты, вино и другая снедьподавались на жертвенный стол.Божество “насыщалось” ароматами и видом жертв. Освященная прикосновениями кстатуе пища подавалась на стол царю, жрецам и служителям храма. Кроме пищи,в храм жертвовали одежду, ткани, кожу, утварь, украшения.На отдельный жертвенник приносили непорочных сосунков. Перед закланием наголову животного принесший возлагал руки, знаменуя передачу на него своихгрехов. Потом окровавленные руки омывались в воде, во искупление грехов.Возложение рук практиковалосьтакже при передаче священной власти и приосвящении.Боги в представлении шумеров очеловечивались. Перед статуями пели эпическиебаллады, разыгрывались представления с танцами, музыкой и даже цирковыминомерами. Богов носили “в гости” к их “родственникам” в другие храмы.Главное таинствоВ святилище совершалось самое важное таинство брака храмовой жрицы ибожества (или жреца и богини). Это таинство определяло смысл шумерскойрелигии – возобновление жизненных сил через отмирание и возрождение.Сражение пантеры(Инанны) со змеей(хаосом). Осколок сосуда из Ниппура (ХХVIIв. до н.э.)Таинство было приурочено к священным дням празднования новолетия. В деньвесеннего равноденствия Божество света преодолевало силы тьмы ивозобновляло жизнь.Ритуал божественного брака исполнялся царем (“богом” и храмовой жрицей(“богиней”). Вот одно из описаний ритуала:“В безлунный день, на Новый Год, в день ритуала, они накрыли ложе для моейгоспожи. Они очистили матрац кедровой эссенцией и уложили ее в постель. Иеще положили покрывало. Пока покрывало украшало постель, моя госпожаомывала чресла, она омывала чресла царя, она омывала чресла Иддин-Даган.Праведная Инанна натирала себя мылом, орошала маслом и кедровой эссенциейземлю. Царь вошел в чистые чресла высокой головой, высокой головой он вошелв чресла Инанны. Амаусумгаланна [Думузи] разделяет с ней ложе, в ее чистыечресла войдя”.В праздник новолетия около недели шли грандиозные пиршества. СтатуюБожества носили по городу, освящая ее присутствием улицы. Перед ней пелигимны о сотворении мира и человека.Шумерские мудрецы учили: – то, что внизу, подобно тому, что вверху. Изэтого следовало, что воплощение небесного порядка на земле нуждается вточности. Поэтому волю Бога вычисляли звездочёты. Наблюдая ход небесныхсветил, они пытались разгадать язык неба, чтобы узнать судьбы людей и ихпредприятий.Звездочеты - астрологи, ученые жрецы, занимавшиеся предсказаниями на основерасположения на небе светил и планет. Они делали прогнозы на каждый деньгода. По их расчетам следовало, что в “несчастные дни” нужно остерегатьсяначинаний и предаваться молитве. “Несчастными” в расчетах оказались субботаи число 13. Поэтому год в Шумере был разделен на 12 частей, хотя 365 днейгода удобнее делить на 13 месяцев по 28 дней лунного цикла.Традиция посвящения субботы Богу была воспринята в Вавилоне, а затем вдревнем Израиле. Деление же года на 12 месяцев сохранилось и в нашемкалендаре.Как молились шумерийцы? Чаще всего молитвенник стоял или сидел сжав руки нагруди или перед собой. В иных случаях он простирался ниц перед божеством.Известно изображение царя, припадающего на колено.В одной клинописной табличке найдено описание молитвенного воздевания рук счтением заклинания: “Установить перед ликом Иштар курильницу с благовоннымкипарисом, излить жертвенное пиво и трижды совершить поднятие рук”.Хорошо молиться тебе, как легко ты слышишь!Видеть тебя – благо, воля твоя – светоч!Помилуй меня, Иштар, надели долей!Ласково взгляни, прими молитвы!Выбери путь, укажи дорогу!Лики твои я познал – озари благодатью!Ярмо твое я влачил – заслужу ли отдых?Велений твоих жду – будь милосердна !Блеск твой охранял – обласкай и помилуй!Сиянья искал твоего – жду для себя просветленья!Всесилью молюсь твоему – да пребуду я в мире!Да будет со мною Шеду благой, что стоит пред тобою!Милость Ламассу, что за тобою, да будет со мною!Да прибавится мне богатства, что хранишь ты справа,Добро, что держишь ты слева, да получу от тебя я!Прикажи лишь – и меня услышат!И что сказал я, так как сказал я, пусть и свершится!В здоровье плоти и веселье сердца веди меня ежедневно!Продли дни мои, прибавь мне жизни!Да буду жив я, да буду здрав я, твою божественность да восславлю!Да достигну я моих желаний!Тебе да возрадуются небеса, с тобою да возликует Бездна!Благословенна будь богами вселенной!Великие боги сердце твое да успокоят! (Поэзия и проза Древнего Востока, М. 1973 с. 226)В ритуале “Шурпу” можно видеть зачаток исповеди с чтением списка грехов. Умножества богов испрашивалось прощение. Шумеры остерегались пропустить кого-то из богов - за небрежение боги могли и покарать.Понятия греха тогда не существовало. Грех мыслился как нечистота. Надополагать, что после ритуала "Шурпу" проводился и очистительный обряд –кропление и омовение лица и рук. Не исключено, что омовение лица в"небесной реке" сохранилось у мусульман с тех времен.Символом чистоты была вода. На шумерских изображениях ее изображалиистекающей из кувшина наподобие "небесной реки".Молитвы у шумеров отличались магическим, заклинательным характером. Онисообщали скрытую силу, вложенную в нее Богом:Все слова его – реченья,Его заклинания – молитвы,Его дела – предсказанья благие.Шумеры и вавилоняне не отделяли богослужение от других дел и забот. Тем неменее у Бога вавилоняне просили не только многолетия, расположения знати ибогатства:…Всевышней волей твоей да буду жив я, да буду здрав я……В уста мои вложи истину,В сердце мое – слова благие!… (“Послы Аги…” Поэзия и проза Древнего Востока, М. 1973 с. 128)Если бы не шумерское многобожие, подобные толкования можно было быприписать кому-то из наших современников. ОБЫЧАИ, ТРАДИЦИИШумерский эпос показывает первостепенную роль религии в жизни людей:Без Энлиля, Могучего Утеса,Не выстроен город, не заложен поселок,Не выстроен хлев, не заложен загон,Вождь не возвышен, жрец не рожден,Не избран оракулом служитель храма,Нет в отрядах начальников войска.Потоки воды не отводят в каналы,Мол хвостом не врезается в море,Море насыпи не рождает… (Поэзия и проза Древнего Востока, М. 1973 с. 139)Шумерская религия обладала внутренней энергией. Потому, как видно, еевместе с обычаями легко восприняли другие народы. Гильгамеш даже встранствиях не забывал о миссионерском долге: “Где имен не славят, боговпрославлю!”.Религия наполняла жизнь шумерского общества. Вероятно, не все могливыполнять свой долг в полном объеме. Одной из форм "заочного" участия вхрамовом богослужения стали небольшие (в 1-2 локтя) скульптуры, сделанныепо заказу. На одной из них археологи нашли надпись: “Пусть статуя, ккоторой да обратит свой слух моя повелительница, произнесет мои молитвы”.Статуи обеспечивали “присутствие” тех, кто отправлялся в военный поход илис торговым караваном. Со статуями проводились те же очистительные ритуалы,что и с человеком. Их окропляли водой, над ними читали заклинания дляизгнания болезни и всякого зла. После смерти человека статуи тоже хоронили.Самые стойкие обряды связаны с почитанием предков. Отношение к предкам ушумеров было традиционно почтительным. К предкам ходили на могилы. Их“угощали”, с ними разговаривали.Умирая, старики могли надеяться только на почитание своих близких. Те, всвою очередь, ждали помощи от умерших. На могилы в ямку клали жертвы ивзывали о помощи. После этого ждали сновидения, в котором родственникявлялся с советом.Существовала традиция хоронить родных не на кладбище, а во дворе или подполом, чтобы семья была в сборе. Люди очень дорожили родовым гнездом. Досих пор у народов Междуречья сохранилась эта необычайная привязанность кдому. Продать дом своих предков считается там последним делом.При исполнении похоронного обряда родственники одевались в рубище, шли вдом собраний, били в барабан, извещая о кончине.Родные умершего обходили все храмы города и окрестностей, чтобы испросить увсех богов поблажку родственнику в царстве мертвых. На похоронах царилаглубокая скорбь. Страдания усиливали, царапая лицо, нанося себе ножевыераны и причитая.Нанесение ран на похоронах происходит из древнего обычая “сопровождения всмерти ”, когда в могилу вместе с умершим вождем шли любимые животные,придворные и слуги.Обряд сопровождения в смерти шумеры проводили на похоронах знати. Раскопкипоказывают, что придворные шли на смерть добровольно, из любви к господину.Процессия шла к месту захоронения под музыку труб, свирелей и барабанов.Молитвы обреченных тонули в мощном хоре храмовых певцов и окружающегонарода, реве жертвенных животных. Весь город взывал к небу. Вероятно,участники великой трагедии не сомневались в смысле жертвы. Участие в смертигосподина было честью на земле и надеждой на небесное воздаяние.Сойдя в яму, наложницы, свита и слуги выпивали смертную чашу. Музыкантыпродолжали играть до момента, пока инструмент не выпадал у них из рук.Жертвенных животных забивали, после чего всех засыпали землей.И начиналась поминальная трапеза. Вокруг могилы зажигали костры. Делалисьблагоуханные возлияния небесным богам и богам нижнего мира. Чаши с дарамиприкрывали крышкой и засыпали землей. По глиняному желобу возлияния текли вмогилу.Вероятно, обряд “сопровождения в смерти” сохранялся до тех времен, покацари и знатные люди могли подтверждать делами идею своего богоподобия.Привычным занятием тогда было гадание. Способов гадания существоваломножество. Гадали по форме печени, по кирпичам, масляным разводам, полетуласточки. Люди меняли с легкостью свои решения - для этого было достаточнослучайного знака или знамения.В быту почитали священные предметы: маслобойку, очаг и кубок. Масло исливки отражают культ священной коровы. Следы этого культа восходят ковременам почитания Богини-Матери.Маслобойка является символом сотворения мира. Акт творения уподобляли тогдапахтанию, при котором жидкость (сливки) сбивались в твердь (кусок масла).Молоко, масло коровы священной,Сливки, масло коровы белой,В желтый сосуд алебастровый вылей,На грудь девы [каплями брызни]И дева открытую дверь не запрет,Друга в тоске его не оттолкнет,Воистину следом за мною пойдет! (Поэзия и проза Древнего Востока, М. 1973 с. 165)Опасный крен религии в сторону чувственности имел тяжелые последствия.Дошло до того, что в Ханаанских храмах жрицы зарабатывали деньги, торгуятелом. Геродот описывает еще более причудливый обычай:"Но самая порочная практика в Вавилоне такова. Каждая женщина страны одинраз в жизни должна сесть в святилище Афродиты и отдаться незнакомцу... Илишь когда она побудет с ним и сослужит службу богине, ей позволеновернуться домой; и с тех пор ни один дар не будет достаточно богат, чтобысоблазнить ее. Высокие и красивые женщины быстро освобождаются от этойобязанности; непривлекательным же приходится долго ждать, прежде чем имудастся исполнить закон; у некоторых уходит на это по три-четыре года".Конец Шумеро-Вавилонской религии был заложен в ней самой. "Часовоймеханизм" истории сработал в момент, когда Израиль, по слову псалмопевца,"разбил младенца ее о камень". Вавилон стал символом разврата, "великойблудницей" для всех народов (Откр. 18, 2).-----------------------[pic]