Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кройтор Евгений Константинович Старый Оскол 2013 Дополнительная образовательная... 1 224.77kb.
Программа курса по выбору для 11-12 классов с изучением специальных... 1 185.07kb.
Программа курса по выбору для 11-12 классов с изучением специальных... 1 226kb.
«В гостях у сказки» Дополнительная образовательная программа для... 1 201.94kb.
Образовательная программа объединения «Юниорский союз «Дорога» «Знакомство... 1 176.19kb.
Приказ № от августа 2012 г. Дополнительная образовательная программа... 1 136.52kb.
Образовательная программа в области музыкального искусства «фортепьяно» по. 1 252.16kb.
Образовательная программа по фортепиано (7 лет) мбо до «дши им. 1 403.41kb.
Образовательная программа «Кнопочки баянные» 1 182.75kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 12 4413.23kb.
Образовательная программа. Цели и задачи образовательной программы... 3 1243.6kb.
Михаил Март Покрась в черное Сыщик – 7 Михаил Март 11 4091.07kb.
- 4 1234.94kb.
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности - страница №1/1

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Кирово-Чепецкого района Кировской области

Принята на педсовете УТВЕРЖДАЮ

(протокол № 1 от Директор МКОУ ДОД ДДТ

сентября 2012 года) ______________ Н.Л. Боброва

сентября 2012 года



Дополнительная образовательная программа

художественно-эстетической направленности

«Учимся петь»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 5-7 лет


Составитель: Григорьева Елена Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

МКОУДОД Дома детского творчества,

без квалификационной категории



ст. Просница

2012




«Душа ребенка - это душа чуткого музыканта. В ней – туго натянутые струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит чарующая музыка. И не только в переносном, но и в прямом смысле. Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки»

В. А. Сухомлинский


Пояснительная записка


Влияние  музыки  в  развитии  творческой  деятельности  детей  велико. Музыка, как  и  любое  другое   искусство, способно  воздействовать  на всестороннее  развитие  ребенка, побуждать  к  нравственно – эстетическим  переживаниям,  к  активному  мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется  творческий  потенциал, идет  развитие  интеллектуального  и чувственного  начал, и  чем  раньше  заложены  эти  компоненты, тем активнее  будет   их  проявление  в приобщении к художественным ценностям  мировой  культуры.

Дошкольное  детство – пора  наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное  развитие  оказывает  ничем  не заменимое  воздействие  на  общее  развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется  мышление, развиваются  музыкальные способности. Современные  научные  исследования  свидетельствуют  о  том, что развитие  музыкальных  способностей, формирование  основ  музыкальной культуры  нужно  начинать  с  дошкольного  возраста. Развитие музыкальных способностей – одна  из  главных  задач  музыкального  воспитания  детей.



Дети очень близки к Природе, и поэтому творчество является неотъемлемой частью их жизни. Задача родителей – помочь ребенку сохранить творческое отношение к жизни. 

Музыка – воображение – фантазия – творчество – таков путь, идя по которому, ребенок развивает свои духовные силы. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать ее активным помощником воспитания.

Музыка – одно из средств самовоспитания и могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Музыка пробуждает энергию мышления даже у самых инертных детей.

Музыкальное воспитание способствует:

- развитию эмоций;

- развитию речи;

- развитию движений;

- обогащению самостоятельной игры и деятельности детей.



По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10 – 12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4 – 5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям человеческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом. На втором году жизни при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки. У детей 3 – 4 лет повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений; в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть. Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; быстрая или медленная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие, на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижном танце. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Шестой и седьмой год жизни – это период подготовки детей к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания. 
В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения. 

По утверждению специалистов, дошкольный возраст -  сензитивный период  для  формирования музыкальных способностей   (сензитивный период – период в жизни человека, обеспечивающий наиболее благоприятные условия для формирования определённых психических свойств и поведения).

Восприятие музыки – сложный  процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников  пока  нет. Поэтому  необходимо  научить  ребёнка  разбираться  в  особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.  Музыка – это  движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и  минорном). Их различение  в  отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.



Значение развития музыкальных способностей

у детей дошкольного возраста

Музыкальные способности детей - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о врождённой музыкальности; у других - позже. Определённую сложность представляет развитие музыкально - слуховых представлений -воспроизведение и точное интонирование мелодии, подбор по слуху на музыкальном инструменте, в связи с этим рекомендуется уже с 4 лет развивать ребёнка музыкально. Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно  богатые  музыкальные  впечатления.

Занятия музыкой в дальнейшем помогут ребёнку в школе при изучении фонетики русского и иностранных языков, они полезны для формирования   интеллектуальной   грамотности, развития  артикуляционного  аппарата, повышения  скорости  и техники  чтения. Также  на  занятиях  с  использованием  музыкально-дидактических игр уделяется внимание развитию сценического творчества детей посредством театральной деятельности, в частности: овладение навыками образной   выразительности (мимика, пантомимика), песенное и танцевальное творчество.

Все от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Ранее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования  интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо. Специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство, чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на "вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства".

Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности».

Музыкальные звуки обладают различными свойствами, они имеют высоту, тембр, динамику, длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

Ладовое  чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма  составляют  три  основные  музыкальные  способности, которые образуют ядро музыкальности. Ладовое  чувство – это  эмоциональное  переживание, эмоциональная способность. Кроме  того, в ладовом чувстве обнаруживается  единство эмоциональной  и  слуховой  сторон  музыкальности. Имеют  свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада. Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Из этого можно сделать вывод, что ладовое чувство - это различение  не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными  и  требующими  завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Теплов Б.М. называет его «перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении ладовой окраски звуков. В дошкольном возрасте показателями  развитости  ладового чувства  являются  любовь  и  интерес  к  музыке.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо  иметь  слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний  слух – это  не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениям пальцев, имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой, особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти.

Таким образом, музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодии. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Как  свидетельствуют  наблюдения, и  многочисленные  эксперименты, во время восприятия  музыки  человек  совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые  движения  речевого, дыхательного  аппаратов.  Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить  эти движения приводят к тому, что  либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма. Но чувство музыкального ритма  имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. 

Чувство ритма – это  способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявиться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки - непроизвольными движениями и возгласами, и сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку.

Ладовое чувство может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность  интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается, прежде всего, в пении, и в игре на звуковысотных  музыкальных  инструментах. Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих  по  характеру  эмоциональной окраске музыки.

Цели и задачи программы

Цель дополнительной образовательной программы: создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

Реализация начального музыкального образования в студии раннего развития предусматривает решение следующих задач:



Образовательные.

1.Обучение выразительному пению.

2. Обучение певческим навыкам ( певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование).

4.Обучение музыкально- ритмическим движениям, танцевальным элементам.



Воспитательные.

1.Формирование устойчивого интереса к пению.

2.Формирование общей культуры личности ребёнка, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме.

3.Обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение.

4.Воспитание воли и характера.

5.Приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкально- эстетического вкуса; развитие художественно- самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора.



Развивающие.

1. Развитие слуха и голоса детей.

2. Формирование голосового аппарата.

3. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона.

4.Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала.

5.Развитие обще-эстетического кругозора.

6. Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Весь курс программы разделён на четыре этапа, состоящих из нескольких тем.



1-й этап начинается с изучения немузыкальных звуков окружающей среды, в него включены темы «Где живут звуки?», «Звук живёт в любом предмете». Закрепляя в третьей теме - «Звук волшебник»- изученный ранее материал, дети знакомятся уже со звуками музыки.

2-й этап: на данном этапе дети начинают учить вместе с педагогом простые попевки, распевки, знакомятся с нотным станом и нотами.

Темы: «Музыкально-дидактические игры», «Звукообразование», «Дикция», «Дыхание», «Нотная грамота», «Речедвигательная координация и артикуляция», «Развитие слуха, внимания, памяти», разучивание песен.



3-й этап включает в себя разучивание песенного репертуара, разучивание концертных номеров и подготовка к отчетному концерту. 

4-й этап – итоговое занятие «Мир музыки и звуков», где воспитанники показывают, чему они научились за год обучения в студии раннего развития.

        


Основные принципы построения программы:

принцип развивающего обучения, принцип культуросообразности, принцип преемственности ступеней образования, принцип гуманно-личностного отношения к ребенку.

Формы организации:

 непосредственная образовательная деятельность  (индивидуальные, групповые, тематические), развлечения, открытые мероприятия, концерты.

Формы работы с педагогическим коллективом:

индивидуальные консультации, семинары, открытые занятия, развлечения, практикумы, памятки, письменные методические рекомендации, бюллетени, совместное планирование.

Формы работы с родителями:

индивидуальные консультации, родительские собрания, папки-передвижки, совместные вечерние гостиные и развлекательные мероприятия, развлечения.

Рабочая программа по музыке предполагает проведение музыкальных  занятий 1 раз в неделю в каждой возрастной группе (34 часа). Учет и оценка музыкально-творческих способностей будет осуществляться на основе диагностики музыкальных способностей.

Результатами реализации дополнительной образовательной программы следует считать:

- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;

- умение передавать выразительные музыкальные образы;

- воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных     произведений;

- сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);

- умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;

- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности;

- динамика в развитии  тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха;

- приобретение разностороннего опыта звуковых ощущений;

-  развитие музыкальных, творческих способностей детей;



- умение различать, как изменяются звуки, петь наизусть простые песни, узнавать повторяющиеся звуки и мотивы.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 5–7 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 1 год.

Формы и режим занятий – групповой, один раз в неделю.

Формы подведений итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • индивидуальная проверка знаний, умений, навыков при исполнении выученных произведений;

  • концерты (исполнение 1-2 номеров);

  • отчетный концерт;

  • участие детей в открытых мероприятиях.

Примерный учебно-тематический план



Название темы

Общее количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Организационное занятие.

1

0,5

0,5

2

Техника безопасности.

1

0,5

0,5

3

Наличие слуха.

1

0,5

0,5

4

Знакомство с музыкой.

1

0,5

0,5

5

Звуки и музыкально - дидактические игры.

20

10

10

6

Попевки и распевки.

5

1

4

7

Работа над дикцией и дыханием.

5

1

4

8

Знакомство с нотами и нотным станом.

3

1

2

9

Разучивание песенного репертуара и концертных номеров.

Подготовка к отчетному концерту.



30

8

22

10

Итоговое занятие «Мир музыки и звуков».

1




1

Итого:

68

23

45

Содержание программы

  1. Организационное занятие. 1 час.

Знакомство педагога с детьми, обсуждение расписания, обсуждение с родителями учебной нагрузки детей, что необходимо для занятий вокалом, участие детей и родителей в деятельности студии раннего развития и мероприятиях.

2.Техника безопасности. 1 час.

Правила безопасности и правила поведения во время проведения занятий.

3.Наличие слуха. 1 час.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:


  • Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ педагога с целью последующего анализа услышанного;

  • Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

  • Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта воспитанника;

  • Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;

  • Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научиться выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;

4. Знакомство с музыкой. Показ презентации на тему: мир музыки.1 час.

5. Звуки и музыкально - дидактические игры. 20 часов.

Что такое звук? Откуда берётся звук, виды звука, волшебство звука – все эти темы будут рассмотрены на занятиях. Работа над естественным, свободным звуком без форсирования. Округление гласных, работа над окончанием звука, длинные и короткие звуки, мягкие и твердые, высота звуков. Основные приемы звуковедения: легато, нон легато и стаккато. Теоретическая часть Знакомство с музыкальной терминологией: высокие и низкие звуки– понятие о звуковысотности, высокие и низкие звуки в пределах сексты — 1,5 часа; движение мелодии– учить детей различать постепенное движение мелодии вверх и вниз — 1 час; характер музыки– развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера, умение давать характеристику услышанному произведению — 1,5 часа. Практическая часть Вокальные упражнения, игры на развитие слуха и голоса
Музыкально-дидактические игры:«Птица и птенчики»(«Музыкальный букварь» Ветлугиной) — упражнять детей в различении и исполнении звуков по высоте в пределах сексты, умении удерживать интонацию на одном звуке – 3 часа.«Мишки – шалунишки»– педагог рассказывает детям о том, что в лесу живут весёлые медвежата, которые очень любят веселиться и предлагает детям сочинить свою песенку на заданный текст: Медвежата в чаще жили, головой своей кружили, Вот так, вот так, головой своей кружили. Затем педагог говорит что, наигравшись, медвежата устали и захотели спать и предлагает детям исполнить любую известную им колыбельную или сымпровизировать – 2 часа.«Спи, мой мишка» («Музыкальный букварь»Ветлугиной) — охарактеризовать песню — спокойная, нежная, дать понятие, что такое колыбельная, учить петь протяжно, не выкрикивая концы фраз – 3 часа.«Матрёшки», «Сколько нас поёт?»— исполняя на инструменте и голосом мажорное трезвучие, терцию, один звук педагог просит детей определить, сколько звуков они слышат, затем предлагает детям исполнить услышанные звуки 2 часа – развивать гармонический слух.Пальчиковая гимнастика, распевки и упражнения:«Здравствуйте!»(журнал «Музыкальная палитра» №3 2005) — развивать мелкую моторику, умение быстро реагировать на смену музыкальных частей, сопровождать пение соответствующими тексту движениями –3часа.«Весёлые пальчики»(«Пальчиковые игры» Белая, Мирясова) — выполнять определённые движения руками в соответствии с текстом песни — 2 часа.«Разминка»(«Детские забавы» Макшанцева) — развивать умение быстро реагировать на смену музыкальных частей, сопровождать пение соответствующими тексту движениями, развивать ритмичность движений — 4 часа.«Где наши детки?»— развивать координацию движений, мелкую моторику, закреплять названия пальцев – 3 часа.«Хлоп, раз!»— развивать чувство ритма, умение быстро ориентироваться в движениях на смену музыкальных частей — 2 часа.

6. Попевки и распевки. 5 часов.

Постановка голоса, правила вокальных упражнений, правильное дыхание, точное интонирование, четкое произношение, ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений: пение упражнений на одном звуке по полутонам начиная с примарной зоны, пение с закрытым ртом, пение стаккато и легато; пропевание слогов, пение актавных скачков; пение с закрытым; пение стаккато и легато; пение актавных скачков; упражнения на развитие дыхания.

7. Работа над дикцией и дыханием. 5 часов.

Формирование правильности и ясности произношения слов. Работа над гласными и согласными. Устранение речевых дефектов: картавость, шепелявость. Четкое, осмысленное, выразительное исполнение текста. Формирование умения подчёркивать голосом логические ударения.

Дыхание. Навык правильного певческого дыхания, формирование правильной техники певческого дыхания. Техника распределения дыхания.

С целью выработки дикции можно использовать чистоговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

8. Знакомство с нотами и нотным станом. 3 часа.

Нотоносец. Понятие о ноте. История. Звучание нот.

9. Разучивание песенного репертуара и концертных номеров. Подготовка к отчетному концерту. 30 часов.



Подбор репертуара:

1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.

2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.

3. Использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в детской аудитории песни.

4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж” обучающихся, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности.

5. Использовать народные песни, произведения фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей.

6. Включать в занятия прослушивание в записи лучших образцов сольного и хорового пения в исполнении детей.

7. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности детей, их пожелания, интересы.

8. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

План работы при разучивании песен:


  • Беседа, знакомство с песней, название, авторы музыки и текста.

  •  Обсуждение характера и содержания песни. Остановка на непонятных местах.

  • Если есть трудные мелодические обороты, ритмический рисунок, пауза, пунктирный ритм, пропеть отдельно. Для этого сыграть 1, 2 раза трудную часть. Затем дети повторяют вместе с педагогом, затем одни (можно без музыкального сопровождения). На начальном этапе несколько утрировать желаемое качество пения.

  • Дать указание на исправление ошибок. Пропеть по несколько человек или отдельно девочек, мальчиков. Использовать показ чисто интонирующих детей.

  • Пропевание мелодии на определённый слог (без слов) или с закрытым ртом.

  • Работа над дикцией, паузами, динамическими оттенками.

  • Выразительное исполнение песни со всеми музыкальными штрихами.

Самые яркие и удачные вокальные номера отбираются на открытые мероприятия и концерты, а в зависимости от темы отчетного концерта – на отчетный концерт (2 номера).

10. Итоговое занятие «Мир музыки и звуков». 1 час.

На открытое занятие приглашаются все педагоги МКОУДОД ДДТ и родители. На занятии обобщаются все пройденные темы за год обучения, дети показывают, чему они научились, показывается: презентация по теме «Мир музыки» и о программе, по которой обучались дети, музыкальная сказка. Заключительным моментом открытого занятия является показ детьми подготовленных вокальных номеров.

                             Условия реализации программы

Материально- техническое оснащение детской вокальной студии должно соответствовать определенным нормам и требованиям. Аппаратура должна быть хорошего качества, отвечающая современным запросами общества. Оснащение вокального ансамбля следующее: микрофоны(4-6 шт.); микшерный пульт, усилитель, колонки (мощностью не менее 150 Вт), монитор, наушники, стереомагнитофон, стойки для микрофонов (2-3 шт.), компьютер с музыкальной библиотекой детской и популярной музыки, музыкальная литература для родителей и педагога. Для детей дошкольного возраста имеются стульчики соответствующего размера. Аудитория проведения занятий звукоизолирующая, аппаратура тщательно настроена, звучание умеренное.. Проверкой эффективности усвоения программы являются творческие отчеты, публичные выступления, участие в мастер - классах, концертная деятельность. Правильно подобранный репертуар способствует формированию нравственного потенциала, развитию эстетического вкуса.

К концу обучения дети должны уметь:

1. Выразительно исполнять песни, исходя из ее содержания и характера;

2.Соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отведя плечи назад;

3.Петь мягкой атакой звука, избегать твердой атаки;

4.Петь напевно, легко, светло, мягко, доступным по силе, не форсирующим звуком;

5.Ясно выговаривать слова; правильно делать в них ударения при пении;

6.Правильно дышать при пении. Петь на одном дыхании небольшие фразы;

7.Чисто петь в унисон;

8.Понимать выразительное значение тоники. Уметь ее допевать и воспринимать как слуховую настройку;

9.Освоить нотную грамоту.



Охрана детского голоса.

Существует ряд физиологических особенностей, отличающих строение органов голосообразования ребёнка от аналогичных органов взрослого человека:                                - гортань расположена выше, чем у взрослых;

- объём лёгких небольшой и поэтому грудное резонирование в большинстве случаев отсутствует;

- голосовая мышца практически не сформирована и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются у детей только своими краями, смыкаясь неполно, оставляя небольшую щель по всей длине;

- отсутствует дифференциация между работой мышц, участвующих в процессе дыхания и голосообразования, поэтому при пении дошкольники чаще всего дышат, поднимая плечи. От этой привычки их следует отучить именно в дошкольном возрасте, работая над навыками более глубокого и равномерного дыхания.

    Кроме того, детский певческий голос характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, как правило, высоким головным резонированием, и поэтому детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе.



С целью охраны детского голоса следует:

-учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения, доступные по диапазону для конкретного ребёнка, а диапазон у дошкольников сравнительно невелик;

-осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;

-беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громче, не повторять бесцельно песню и т.д.).

Правильное звучание детских голосов соответствует таким понятиям, как звонкое и лёгкое по тембру, негромкое (умеренное по силе, нефорсированное), ровное по формированию гласных на разных участках диапазона, в близкой вокальной позиции.

 Важную роль в освоении певческих навыков ребёнка огромное значение имеет, в первую очередь, работа над чистотой интонирования, в развитии которой, как и в формировании красивого тембра голоса, имеет значение правильная артикуляция гласных и согласных звуков. Певческая артикуляция активнее речевой. Если при речевом произношении работают, в основном, внешние артикуляционные органы (губы, нижняя челюсть), то при певческом - и внешние (губы), и внутренние (язык, гортань, мягкое нёбо). Навык артикуляции включает:

-выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение (в том числе и орфоэпические навыки);

-умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием выравнивания гласных;

-умение найти близкую и высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

-умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные.

  Очень важно с самого раннего детства учить детей умению петь протяжно, вырабатывать навык кантилены. Как показывает практика, этот навык легче освоить в дошкольном возрасте, но гораздо труднее позднее.

В работе с детьми необходимо создать условия для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности, с целью своевременной профилактики отклонений в социальном развитии личности. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей требует обучения их психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, укрепления коммуникативных навыков.



Список используемой литературы для педагога

  1. Анисимова Г. И. «Сто музыкальных игр для развития дошкольников». Ярославль – «Академия развития», 2005 г.

  2. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Ленинград. Всесоюзное изд. Советский композитор, 1988.

  3. Багадуров В. А. «Воспитание и охрана детского голоса». Сборник статей.-М., 1953 г.

  4. Беленькая М., Ильинская С. Первые шаги к мастерству. Пособие по развития навыков транспонирования. Этюды. Изд. союз художников. С-Петербург, 2000.

  5. Варламов А. Е. «Вокальная педагогика» - М., 1953 г.

  6. Вербов А. М. «Техника постановки голоса» - М., 1961 г.

  7. Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. По лесенке к мастерству. - М: Изд. объед. "Композитор", 1993.

  8. Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. - М.: Музыка, 2003 .-26 с.

  9. Гонтаренко Н. «Сольное пение: секреты вокального мастерства». Издательство «Феникс», 2006 г.

  10. Еремеева М. В., Еремеев С. В. «Музыкальная азбука». Издательство «Экзамен», 2012 г.

  11. Королёва Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с: нот., ил. - (б-ка учителя музыки).

  12. Дмитриев Л. Б. «Голосовой аппарат певца».-М., 1964 г.

  13. «Детский голос» (Экспериментальные исследования) под редакцией В. Н. Шацкой. Издательство «Педагогика», Москва, 1970 г.

  14. Минько Н.Г. Программа по дополнительному образованию детей. Музыкально-эстетическое направление. - М.: 2000.

  15. Миньно Н.Г., Шуклина М.А. Сборник примерных образовательных программ по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып. 40, часть I, М. 2004.

  16. Николаев А. Школа игры на фортепиано (Под общей редакцией А. Николаева). Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. - М.: Музыка, 2004. - 199 с.

  17. Полянская Т. Б. «Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников». ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011 г.

  18. «Развитие детского голоса» (ред. В. Н. Шацкой) (Москва 1963 г.)

  19. Соколова Н. Ребёнок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки, с пением. С-Петербург, Изд. Лань, 1997.

  20. Стулова Г. П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, 1992 г.

Список рекомендуемой литературы для родителей

  1. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М., 1996.

  2. Артоболевская А.Д. Хрестоматия маленького пианиста. М., 2003.

  3. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., 1988.

  4. Барсукова С.А., сост. Пора играть, малыш! Ростов-на-Дону, 2004.

  5. Барсукова С.А., сост. Сборник пьес для фортепиано. 1—2 класс. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2004.

  6. Барток, Бела. Детям. М., 1982.

  7. Барток, Бела. Микрокосмос. Вып. 1--6. Будапешт, 1981.

  8. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. СПб., 2004.

  9. Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. М., 1969.

  10. Игнатьев В.Г., Игнатьева Л.В. Я музыкантом стать хочу. Вып. 1, 2. Л., 1989.  

  11. Королькова И.С. Крохе-музыканту. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2005. Вып.2. Ростов-на-Дону, 2004.

  12. Соколов М.Г. и др. Современный пианист. Учебное пособие для начинающих. М., 1970.

  13. Тахтарова Н.В. Сборник пьес для фортепиано. Подготовительное отделение. Саратов, 2004.

  14. Цыганова Г.Г., Королькова И.С., сост. Юному музыканту-пианисту. Хрестоматия для учащихся ДМШ. 1 кл., 2 кл., 3 кл., 4 кл. Ростов-на-Дону, 2004.

  15. Черни К., ред. Гермер. Этюды. М., 1971.

  16. Черни К. Этюды соч. 299, 740.

Примерный репертуар:

  • «Лошадка» Американская народная песня, «Урожай» муз. -Т. Волгина, «Плакса – сосулька» муз. - М. Парцхаладзе. (CD «Моя лошадка» Песни для малышей)

  • CD «Мамочка моя»: «Мама» - Д. Трубачёв, В. Трубачёва.

  • CD «Здравствуй, осень золотая», «Дождик» муз. М. Парцхаладзе,

  • CD «Весёлый зоопарк», «Енотик» муз. -А. Варламов

  • Сборник песен «Учите детей петь» — составители Т. Орлова, С. Бекина,

«Барашеньки» русская народная прибаутка обработка Н Френкеля,

«Прибаутка» русская народная мелодия обработка В. Карасёвой, «Труба» муз. Тиличеевой, «Конь» муз. Тиличеевой, «Барабан» муз. Тиличеевой.



  • «Ритмическая мозаика» А. И. Буренина. Программа по ритмической пластике для детей.

  • «Весёлые путешественники», «Рыбачок», «Чебурашка», «Плюшевый медвежонок», «Лошадки».

  • «100 музыкальных игр для развития дошкольников» Г. Анисимова 
    Игры: «Небо, воздух, земля», «Ножками затопали», «Козёл», «Мотылёк», «Поймай снежинку», «Капельки», Сорока», «Весёлые лягушки», «Назови игрушку».

  • Сборник музыкальных игр «Детские забавы» Макшанцева. 
    «Барбос и котята», «Солнышко», «Дождик», «Хлопаем в ладоши», «Лодочка».

  • СD «Здравствуй, осень золотая!» 
    «Осенние дорожки» муз. — О. Полякова, «Дождик» муз.- Ю. Вережников, «Осень постучалась к нам» муз.- М. Ивенсен, «Здравствуй, осень» муз.- Л. Некрасова.

  • СD «Новогодний пейзаж», «Под Новый год», «Новый год», « Первый снег», «Пришла зима» муз. -Ю. Вережников.

  • СD « Новогодние снежинки», «Падают снежинки» муз. -А. Ермолов, «Снежная Баба» муз. -Р. Гуцалюк, «Дракончик Драки» муз -В. Цветков

  • СD «Мамочка моя» — Д. Трубачёв, В. Трубачёва.

«Ранняя весна», «О маме», «Весенняя шуточная», «Журавли», «Мама – лучший друг», «О бабушке», «Масленица»,

  • СD «Моя лошадка», «Вы больше конфеты мне не дарите» муз. -О. Полякова, «Черепашонок» муз. -М. Протасов, «Кто построил радугу» муз.- Н. Соловьёва

  • СD «Волшебная страна» муз. -А. Варламов
    «Про сластёну короля», «Шапокляк», «Волшебная страна»,

  • СD «Весёлый зоопарк» муз.- А. Варламов
    «Куры», «Черепаха», «Оса», «Ква-ква», «Сказка о тигрёнке», «Поросёнок», «Весёлая мышка», 

  • СD «День рождения» 
    «Каравай» муз.- В. Михайлов, «День рождения» муз.- В. Зименкова

  • Сборник песен «Учите детей петь» составители Т. Орлова, С. Бекина
    «Артистка» муз.- Кабалевский, «У кота — воркота» русская народная песня, «Весенняя песенка» муз.- М. Филлипенко, «Песенка друзей» — муз. В. Герчик, «Лесная песенка» — муз. В. Витлина, «Тяв-тяв» — муз. В. Герчик, 

  • Сборник песен «Как Рыжик научился петь» муз. Л. Абелян 
    «Петь приятно и удобно», Я красиво петь могу», «Песенка про гласные»,

  • Сборник песен «Песенка по лесенке» муз. Мошович
    «Кошкина мама», «Зубы молочные», «Счастливый дом», Едет поезд», «Песенка по лесенке», «Медведи толстолапые», «Лунный ёжик».

  • «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей. А. Буренина
    «Разноцветная игра», «Кузнечик», «Белочка», «Поросята», «Чунга-Чанга», «Кот Леопольд», «Мячик», Кукляндия». 

  • « 100 музыкальных игр для развития дошкольников» Г. Анисимова
    «Ветерок», «Птицы», «Весёлые лягушки», «Сорви яблоко», «Сделай наоборот», «Курочки и лиса», «Ау!», «Поезд», «Кто быстрее».

  • «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Э. Чурилова
    Глава 2. Ритмопластика.
    «Кактус и ива», «Пальма», «Мокрые котята, «Самолёты и бабочки».