Дом Учителя Уральского федерального округа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дом учителя Уральского федерального округа 1 216.78kb.
Образовательный проект «Международная Олимпиада по основам наук»... 1 102.22kb.
Дом Учителя Уральского федерального округа 1 190.75kb.
Опыт участия в Олимпиаде Уральского федерального округа Горчакова... 3 720.75kb.
Программа IV фестиваля искусств уральского федерального округа «ural... 1 26.99kb.
Программа четвертого фестиваля искусств уральского федерального округа... 1 28.78kb.
Программа Международного форума-фестиваля молодежи Уральского федерального... 1 118.43kb.
Учреждения и организации, входящие в состав Координационно-методического... 1 89.14kb.
Чувашская Республика расположена в центре Европейской части России... 1 99.21kb.
Федерация шашек России 1 142.82kb.
Анатолий Цыкалов: «Наш регион заинтересован в привлечении квалифицированных... 1 130.25kb.
Президент РФ дмитрий Медведев 21 декабря подписал Указ о назначении... 7 824.56kb.
- 4 1234.94kb.
Дом Учителя Уральского федерального округа - страница №1/1

Дом Учителя Уральского федерального округа

Х Международная Олимпиада по основам наук

Второй этап. Высшая лига

Научный руководитель проекта по литературе: Енина Лидия Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры риторики и стилистики русского языка Института гуманитарных наук и искусств Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Автор заданий: Алексеева Мария Александровна, кандидат филологических наук, зав. кафедрой филологии Специализированного учебно-научного центра Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Рецензент: Лузянина Ольга Григорьевна, учитель русского языка и литературы I категории МАОУ СОШ № 170 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург
Литература 5 класс
Проводится в честь Григория Шалвовича Чхартишвили (Бориса Акунина),
ученый-японист, переводчик, литературовед, русский писатель

Время выполнения работы 1 час 15 минут
Таблица ответов

Фамилия Имя Отчество Населенный пункт Область ОУ № код участника


Задание

1

2

3

4

5

































































































Задание

6




















































Задание

7




















































Задание

8




















































Задание

9




















































Задание

10




















































Задание

11

1




2




3




4




5

























Задание

12

1




2




3




4




5

























Задание

13

1




2




3




4




5

























Задание

14

1




2




3




4




5

























Задание

15

1




2




3




4




5

























Задание

16




















































Задание

17




















































Задание

18




















































Задание

19




















































Задание

20




















































Задание

21




















































Задание

22




















































Задание

23




















































Задание

24




















































Задание

25





















































Инструкция по выполнению работы

На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.

Часть 1 состоит из 5 заданий (1–5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.

Часть 2 состоит из 5 заданий (6–10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях (6–10) необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных.

Часть 3 состоит из 10 заданий (11–20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11–15) – на установление соответствия и 5 заданий (16–20) – на последовательность. В заданиях 11–15 необходимо установить соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16–20 – нужно установить правильную последовательность.

Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.

Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

В случае выполнения заданий на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации внесения ответов даются к каждому заданию открытого типа.
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл.

В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из четырех предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. Укажите малый жанр устного народного творчества: «Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».

1) поговорка

2) скороговорка

3) пословица

4) небылица


2. Автором «Сказки о золотом петушке» является:

1) В. Жуковский

2) П. Ершов

3) В. Ирвинг

4) А. Пушкин


3. Героиней известной сказки Андерсена является:

1) Снежная королева

3) Матушка гусыня

2) Госпожа метелица

4) Владычица морская


4. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» начинается строкой:

1) «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

3) «Мороз и солнце; День чудесный!..»

2) «Искрится тихая дорога…»

4) «Серебро, огни и блестки...»


5. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом – это:

1) письменность

2) литература

3) культура

4) журналистика


Вторая часть. Задания, оцениваемые в 3 балла.

В заданиях 6–10 выберите три правильных ответа из шести предложенных и укажите их номера в таблице ответов.
6. Укажите поговорки о семье:

1) За делами дня не видно

4) Блюди хлеб на обед, а слово на ответ

2) К чему душа лежит, к тому и руки приложатся

5) В родной семье и каша гуще

3) Семья в куче, не страшна и туча

6) Вся семья вместе, так и душа на месте


7. Укажите загадки о дожде:

1) Шёл долговяз, в сыру землю увяз

4) Шел, шел да весь в землю ушел

2) Без рук рисует, без зубов кусает

5) С неба – звездой, на ладошку – водой

3) Выгляну в окошко, идет длинный Антошка

6) Раскалённая стрела дуб свалила у села


8. Определите по названиям волшебные сказки:

1) Жена-спорщица

3) Лиса-исповедница

5) Василиса Премудрая

2) Царевна-лягушка

4) Крошечка-Хаврошечка

6) Разумная дочь


9. Назовите малые жанры устного народного творчества:

1) сказка

3) пословица

5) поговорка

2) рассказ

4) былина

6) загадка


10. Укажите псевдонимы, которыми НЕ пользуется Григорий Шалвович Чхартишвили:

1) Дарья Донцова

3) Кир Булычев

5) Анатолий Брусникин

2) Б. Акунин

4) Захар Прилепин

6) Анна Борисова


Третья часть. Задания, оцениваемые в 5 баллов.

В заданиях 11–15 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу ответы так, чтобы буква из второго столбца соответствовала цифре первого столбца.
11. Соотнесите загадку и отгадку.

Загадки

Отгадки

1) На квадратиках доски
Короли свели полки.
Но для боя у полков
Нет ни пушек, ни штыков.


A) городки

2) Бочку за бочкой / Тянут из мешочка.

B) шахматы

3) Под вражеским обстрелом
Стоят солдаты смело.
А если их собьют,
Они опять встают.


C) качели

4) Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Всё сначала начинаю.


D) лото

5) Под ногами доска,
А в руках веревки.
На доске под облака
Мы взлетаем ловко.


E) кубики


12. Определите время года по строкам стихотворений русских поэтов.

Строки из стихотворений

Времена года

1) «Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт…» (А.К. Толстой)


А) весна

2) «Солнце ходит высоко над сводом
Раскаленных от зноя небес…» (Н. Греков)


В) лето

3) «Утром лес росой умылся,
Земляникою укрылся…» (Ю. Каспарова)





4) «В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…» (И.С. Никитин)





5) «Черёмуха душистая,
Развесившись, стоит…» (С.А. Есенин)






13. Определите средства выразительности в стихотворениях о школе.

Строки из стихотворений

Средства выразительности

1) «Снова звонки зажужжат, словно пчёлы» (Г. Ильина)

А) эпитет

2) «Школа кивнула ребятам: «Привет»!» (Г. Ильина)

В) повтор (анафора)

3) «День стоит веселый» (З. Александрова)

С) олицетворение

4) «Ждут уроки, ждут друзья» (В. Моруга)

D) противопоставление (антитеза)

5) «День хоть и грустный, но веселый» (В. Берестов)

E) сравнение


14. Соотнесите действие героев волшебных сказок и последствия.

Действия героев волшебных сказок

Результаты действий

1) Достала Василиса гребень и бросила через правое плечо.

A) Вдруг, откуда ни взялся, повис через реку высокий мост.

2) Взяла девочка полотенце и бросила через правое плечо.

B) Откуда ни взялись – вдруг выросли из земли высокие-высокие горы.

3) Царевич взял горошину и бросил во чисто поле.

C) Вырос тут лес, дремучий да высокий.

4) Сокол брызнул живой водою.

D) Иван-царевич вздрогнул, встал.

5) Иван махнул три раза платком в правую сторону.

E) В тот же миг разлилась река – широкая-преширокая, глубокая-преглубокая!


15. Соотнесите первые строки басен И.А. Крылова с заглавиями.

Строки басен И.А. Крылова

Заглавия

1) «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок…»


А) Слон на воеводстве

2) «У сильного всегда бессильный виноват…»

В) Ворона и лисица

3) «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник…»


С) Лебедь, щука и рак

4) «Кто знатен и силен,
Да не умен,
Так худо, ежели и с добрым сердцем он…»


D) Волк и Ягненок

5) «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет…»


Е) Щука и кот


В заданиях 16–20 установите правильную последовательность. Запишите в таблицу цифры выбранных ответов (без пробелов и других символов).
16. Укажите верную последовательность строк во фрагменте произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»:

1) Он в другой раз закинул невод –
Пришёл невод с травой морскою.


2) Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.


3) Раз он в море закинул невод –
Пришёл невод с одною тиной.


4) В третий раз закинул он невод –
Пришёл невод с одною рыбкой…


5) Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

17. Расставьте по порядку предложения в «Сказке о пропавшем снеге» Леонида Ардалионова:

1) Бывало, идешь по улице, глядь: из сугроба торчит печная труба, а самого дома не видно.

2) Не успели еще толком листья пожелтеть и опасть с деревьев, как ударили морозы и закружились метели.

3) Однажды в Волшебной Стране выдалась на редкость суровая зима.

4) Его выпало в тот год столько, что во многих городах дома засыпало чуть ли не по самую крышу.

5) Целую неделю, не переставая, шел снег.
18. Укажите верную последовательность событий сказки П. Ершова «Конек-горбунок»:

1) Младший брат Иван получает в дар двух прекрасных коней и конька-горбунка.

2) По дороге в город Иван находит перо жар-птицы.

3) Иван по приказу царя отправляется за Жар-птицей.

4) Кобылица вытаптывает посевы пшеницы.

5) Царь принимает Ивана на службу начальником конюшен.
19. Вставьте в нужной последовательности имена прилагательные в текст рассказа В. Драгунского «Девочка на шаре» (слова даны в начальной форме):

«И вдруг на арену выбежала маленькая девочка. Я таких маленьких и красивых никогда не видел. У нее были _____ глаза, и вокруг них были _____ ресницы. Она была в _____ платье с _____ плащом, и у нее были длинные руки; она ими взмахнула, как птица, и вскочила на этот _____ голубой шар, который для нее выкатили».

1) серебряный

2) воздушный

3) длинный

4) огромный

5) синий-синий
20. В какой последовательности звучали желания старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина?

1) «Уж не хочет быть она крестьянкой, хочет быть столбовою дворянкой…»

2) «Еще пуще старуха бранится… Избу просит сварливая баба…»

3) «Хочет быть владычицей морскою; чтобы жить ей в Окияне-море…»

4) «Надобно ей новое корыто; наше-то совсем раскололось…»

5) «Уж не хочет быть она дворянкой, хочет быть вольною царицей…»
Четвертая часть. Задания, оцениваемые в 6 баллов.

В заданиях 21–25 ответ записывается в таблицу ответов, начиная с первой клеточки. Каждую букву, цифру или символ пишите в отдельной клеточке, буквы должны быть печатными. При записи ответов пробелы не используются. Фамилии указываются без инициалов в именительном падеже. Пропущенное(ые) слово(а) записываются в именительном падеже, единственном числе, в алфавитном порядке.
21. Укажите название эпического жанра, о котором пишет Сомерсет Моэм: «_____ – это произведение, которое читается в зависимости от длины от десяти минут до часа и имеет дело с единственным хорошо определенным предметом, случаем или цепью случайностей, представляющих собой нечто целостное».
22. Прочитайте фрагмент текста и укажите имя сказочной героини, созданной воображением известного английского писателя, математика и философа:

«И она все летела: вниз, и вниз, и вниз! Неужели это никогда не кончится?

– Интересно, сколько я пролетела? – громко сказала _____. Наверное, я уже где-нибудь около центра Земли! Ну да: как раз тысяч шесть километров или что-то в этом роде…».


23. Д. Самойлов в стихотворении «Из детства» цитирует стихотворение русского поэта. Назовите его имя и фамилию (в именительном падеже, без пробелов, запятых и каких-либо других знаков препинания между словами).

Я – маленький, горло в ангине.

За окнами падает снег.

И папа поёт мне: «Как ныне

Сбирается вещий Олег…».
24. Прочитайте фрагмент текста К. Паустовского и назовите фамилию писателя, о произведениях которого вспоминает рассказчик: «Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в котором, как лепестки цветов, отражались розовые облака, и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья».

Не забудьте! Фамилии писателей указываются без инициалов в именительном падеже.


25. Прочитайте строфу стихотворения К. Бальмонта. Назовите прием, создающий динамичный одухотворенный образ осени:

Солнце реже смеется,

Нет в цветках благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

Ответ запишите в именительном падеже, единственном числе.