Доклад XIV съезда Российского Союза Туриндустрии Итоги и основные направления деятельности рст в 2011-2013 гг - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности уфмс россии... 17 2563.39kb.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности уфмс россии... 4 1867.34kb.
Основные направления деятельности журнала «вестник образования россии»... 1 127.43kb.
Доклад о результатах и основных направлениях деятельности управления... 9 2249.72kb.
21 марта 2013 года в рамках Недели российского бизнеса состоялся... 1 30.55kb.
«Русь Святая, храни веру Православную!» Школьный тур, V vii классы... 1 37.72kb.
В региональные отделения и Секретариат Союза кинематографистов России! 1 19.72kb.
Программа XIV открытого российского фестиваля кинокомедии «улыбнись... 1 58.07kb.
«Правление Александра iii» 1 68.24kb.
План III съезда врачей Республики Алтай 18-19 декабря 2013 г г. 1 127.36kb.
Xiv съезд вкп(б) 18-31 декабря 1925 г. Политический отчёт центрального... 4 1217kb.
Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №319 о техническом... 2 451.01kb.
- 4 1234.94kb.
Доклад XIV съезда Российского Союза Туриндустрии Итоги и основные направления деятельности - страница №1/2

Отчетный доклад XIV Съезда Российского Союза Туриндустрии
Итоги и основные направления деятельности РСТ в 2011-2013 гг.

Российский союз туриндустрии - крупнейшее объединение



в туристической отрасли России

В РСТ входят туроператоры, турагентства, гостиницы, санаторно-курортные учреждения, транспортные, страховые, консалтинговые, IT-компании, учебные заведения, СМИ, региональные органы управления, национальные офисы по туризму в России, общественные и иные организации в сфере туризма.


С учетом ассоциированных членов, РСТ представляет 2568 компаний, зарегистрированных и имеющих филиалы в 74 городах России. За отчётный период исключены из союза 18 компаний, принято 35, в том числе туристские предпринимательских объединения Республики Башкортостан (78 организаций) и Астраханской области (65 организаций).

По итогам 2012 года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» признала РСТ лучшим отраслевым союзом страны.

Традиционными партнерами Союза являются: Торгово-промышленная палата РФ, РСПП, Всероссийский союз страховщиков, Российская гостиничная ассоциация, Ассоциация агентств воздушного транспорта, Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта, Национальная курортная ассоциация, Ассоциация гидов-переводчиков и экскурсоводов. Ассоциация агентств делового туризма, Ассоциация Бизнес Туризма.

В своей работе РСТ тесно взаимодействует с Комитетом Совета Федерации по социальной политике, Комитетом Госдумы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму, Министерством культуры, Министерством транспорта, Министерством экономического развития, Министерством регионального развития, Федеральным агентством по туризму, Федеральным агентством по обустройству государственной границы, Федеральной антимонопольной службой, Федеральной миграционной службой и др.

Представители РСТ входят в состав экспертных советов, комитетов и комиссий:

Экспертный совет при Федеральной антимонопольной службе по развитию в сфере туризма;

Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Минздравсоцразвития РФ;

Общественный совет при Федеральном агентстве по обустройству государственной границы РФ;

Комиссия президиума Генерального совета ВПП «Единая Россия» по вопросам промышленности и предпринимательства;

Стратегическая группа при генеральном секретаре Всемирной туристской организации (UNWTO);

Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности;

Межведомственный совет РАН по системным проблемам рекреации и туриндустрии;

Комиссия по туризму Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»;

Экспертный Совет по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике;

Комиссия по туризму и индустрии гостеприимства Российского союза промышленников и предпринимателей;

Экспертный совет по проведению экспертизы инвестиционных проектов, предлагаемых к включению в перечень мероприятий и реализации в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»;

Межкомиссионная рабочая группа по проблемам детства и молодежной политики в Общественной палате РФ;

Координационный совет по туризму при Правительстве Москвы;

Общественный совет Министерства культуры РФ;

Рабочая группа по обсуждению мероприятий развития культуры в малых городах, в рамках государственной программы Российской Федерации «Культура России»;

Рабочая группа по туризму в Северо-Кавказском федеральном округе при Департаменте туризма и региональной политики;

Межведомственная рабочая группа по совершенствованию Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации;

Межведомственный совет по подготовке кадров для сферы туризма и совершенствования управления качеством туристских услуг;

Рабочая группа развития событийного туризма при Федеральном агентстве по туризму;

Экспертный совет по совершенствованию законодательства в сфере туризма в Государственной Думе РФ и др.
Системные проблемы и вызовы на туристском рынке

Прошедшие с XIII съезда РСТ два года оказались трудными для турбизнеса. Рынок вновь лихорадит. Банкротства авиакомпаний и туроператоров, визовые проблемы, чрезвычайные происшествия в сегменте морских круизов, новые финансовые обременения турбизнеса, беспорядки в Египте. И все это - на фоне обострения конкуренции, хронического перезаказа авиаперевозки и, соответственно, демпинга на многих направлениях выездного туризма.

В числе наиболее громких банкротств за минувшие два года – «Ланта-тур вояж», «Магазин хороших путевок», «Лужники тревел», «Аврора Интур», ITC, «Идеальный мир», «Вокруг света», «Эль-Вояж», «ЧерриТур», «Асент тревел», авиакомпании Malev, WindJet, «Авианова», «Континент», «Авиалинии Кубани», «Аэросвит», Spanair.

Особенностью нынешнего этапа стало то, что банкротства начались и среди туроператоров по внутреннему туризму, в числе ушедших с рынка компаний «Объединенные курорты», «Роскурорт», «Раена», «Синяя птица». В связи с этим может встать вопрос об увеличении размеров финансового обеспечения ответственности таких компаний. Тем более что, во многом благодаря позиции РСТ по вопросу создания объединения НП «Турпомощь», членство в нем в качестве обязательного условия работы на рынке не было распространено на туроператоров по внутреннему и въездному туризму, что, в общей сложности, позволило этим компаниям сэкономить сотни миллионов рублей.
Объединение туроператоров в сфере выездного туризма НП «Турпомощь»

Создание «Турпомощи» - это, по сути, реакция правительства РФ на крупнейшие банкротства туроператоров в 2010-2011 гг. Еще в 2004 г., после цунами в Юго-Восточной Азии, РСТ обращался в Госдуму РФ по вопросу экстренного принятия комплекса мер, направленных на повышение безопасности путешествий и более четкого распределения ответственности между государством, турбизнесом и транспортными компаниями за оказание помощи туристам в условиях различного рода чрезвычайных ситуаций. В том числе предлагалось создать механизм, позволяющий в экстренном порядке обеспечивать эвакуацию туристов в случае финансовой несостоятельности (банкротства) туроператора.

После очередного банкротства, когда проблемы возникли у порядка 3 тысяч находящихся за рубежом туристов компании «Ланта-тур вояж», чаша терпения власти переполнилась, и президент РФ В.В. Путин потребовал принять безотлагательные меры, предупреждающие повторение подобных ситуаций.

Дилемма возникла между обязательным членством в СРО в порядке, установленном федеральным законом №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», или созданием специального фонда для эвакуации туристов на случай банкротства туроператоров. Учитывая имеющийся к тому времени неоднозначный опыт функционирования СРО в строительстве и ряде других отраслей и видов деятельности, РСТ поддержал второй вариант, прекрасно понимая существующие на этом пути узкие места, непропорциональность финансовой нагрузки на бизнес и реальной ответственности с учетом фактических объемов реализации услуг различными туроператорскими компаниями. Можно сказать, что пришлось выбирать из двух зол меньшее, которое, во-первых, позволит, в случае банкротства туроператора, действительно оказать помощь туристам. А во-вторых, открывает путь совершенствования нормативной базы и правоприменительной практики функционирования «Турпомощи» для повышения эффективности этого механизма и обеспечения экономически справедливого баланса прав и ответственности участников рынка. Кстати, этот вариант фактически означал и создание в отрасли реального механизма саморегулирования.

В повестке дня реализации этого проекта остается:

- противодействие нецелевому использованию средств фонда;

- снижение финансовой нагрузки на бизнес и более справедливое распределение взносов в НП между участниками рынка;

- предупреждение случаев фиктивного банкротства с возмещением расходов на эвакуацию за счет средств фонда (что самое сложное);

- тщательная проработка и реализация порядка оперативного функционирования НП в условиях вызванного финансовой несостоятельностью туроператора массового потребительского конфликта.

Нельзя забывать, что, согласно Федеральному закону № 47 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий создание объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь», средства НП могут расходоваться исключительно на эвакуацию туристов из страны временного пребывания в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации турпродукта.

Необходимо введение шкалы отчислений в компенсационный фонд в размере 0,1% от годового объема реализованного турпродукта, а также исключение нормы, устанавливающей минимальный взнос размере «не менее 100 тыс. рублей» из отраслевого закона. Необходимо внести изменения в главу 26.2 Налогового кодекса РФ с целью отнесения отчислений туроператоров в компенсационный фонд и взносов на деятельность объединения на счет расходов, уменьшающих налоговую базу по единому налогу, для туроператоров, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Важно обеспечить возможность НП выступать бенефициаром по страховым выплатам в случае банкротства туроператора, если «Турпомощь» выполнила часть его обязательств перед клиентами в пределах своей компетенции. Требуется определить предельный размер затрат на экстренную помощь по каждому туроператору, а также предельно допустимое снижение остатков средств фонда при осуществлении экстренной помощи. Такая практика имеется в банковской и страховой сфере.

Наконец, возможно, следует обсудить вопрос о размещении части средств НП на депозитных счетах в крупнейших государственных банках, в том числе для того, чтобы за счет получаемых доходов оплачивать управленческие расходы дирекции «Турпомощи», исключив эти расходы из членских взносов.

Эти и целый ряд других предложений в марте 2013 г. РСТ направлял в Министерство культуры РФ, Экспертный совет Госдумы РФ, Ростуризм, не раз вносились на заседаниях Наблюдательного совета НП. Несомненно, это задачи, которые стоят, прежде всего, перед профильными государственными органами власти, всем туроператорским сообществом в сфере выездного туризма и самим партнерством. Но и РСТ, как всегда, при возникновении сложных проблем на туристском рынке, обязан сыграть свою важную стабилизирующую роль. Тем более что члены РСТ составляют более половины Наблюдательного совета «Турпомощи», а вице-президент Союза А.П. Осауленко вошел в состав дирекции НП


Транспортное обеспечение турпотоков

Не способствуют обеспечению безопасности и защиты прав путешествующих как потребителей, попытки всю ответственность за исполнения договора о реализации турпродукта в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций переложить на туроператоров. Так, часть 5 ст. 14 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» на случай возникновения (именно внезапного возникновения угрозы безопасности туристам или их имуществу, как в ситуации с Египетской Республикой) предписывает: «При расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».

Эта норма закона противоречит всей международной и российской практике разрешения потребительских конфликтов вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы. И реализация ее в условиях участившихся случаев срыва туристского сезона по причинам обострения политической обстановки, терактов, эпидемий, природных катаклизмов и других форс-мажорных обстоятельств, как это было в Египте в 2011 г. и как происходит сейчас, чревато банкротством любого, даже самого финансово устойчивого туроператора. При этом, в очередной раз обвинив турбизнес в пренебрежении вопросами безопасности и запретив реализацию туров в Египет, власти не предъявили никаких претензий гостиницам в этой стране, системам бронирования отелей, где, по-прежнему, можно заказать проживание в Египте, или авиакомпаниям, продолжающим выполнять регулярные рейсы, в том числе в Каир.

Даже в случае задержки рейса авиаперевозчики стараются переложить ответственность перед потребителем на туроператора как на организацию, предоставляющую весь комплекс туруслуг, хотя Воздушным кодексом РФ эта ответственность возлагается на авиакомпанию. Туроператор просто не имеет возможности с момента прибытия туриста в аэропорт контролировать процесс авиаперевозки, и возлагать на него какую-либо ответственность можно только в случае неоплаты заказанных услуг. А если взять право авиакомпании на замену одного воздушного судна на другое, где нет мест бизнес-класса, хотя они были оплачены пассажирами, то туроператор обязан, помимо возмещения разницы в стоимости билетов, еще оплатить штрафные санкции и компенсировать моральный вред туристу. Что может утроить сумму в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей».

В целях обеспечения качества обслуживания, экономичности и безопасности полетов РСТ давно выступает за развитие конкуренции в сфере пассажирского транспорта, повышение уровня защиты прав пассажиров и более динамичного обновления парка транспортных средств. В том числе - путем снижения ввозных таможенных пошлин.

В отчетном докладе прошедшего в 2007 году XI съезда РСТ говорилось: «Как решить проблему задержек авиарейсов и обеспечения безопасности полетов без более интенсивного обновления парка воздушных судов? И как этого добиться без снижения на их импорт таможенных пошлин как минимум и введения условий open sky как максимум? С 1993 г. в России действует 20-процентная пошлина на ввоз самолетов плюс покупку облагают НДС 18%. Авиакомпании неоднократно обращались в Правительство с просьбой отменить ввозные пошлины и НДС. Чиновники пять лет согласовывают, как это сделать, но решений так и нет».

Спустя два года, уже на XII съезде, РСТ констатировал: «Важным шагом, с точки зрения перспектив обновления парка воздушных пассажирских судов, стало снижение ввозных таможенных пошлин на дальнемагистральные самолеты и самолеты бизнес-авиации. Но открытым остается вопрос по таможенным барьерам на пути импорта среднемагистральных воздушных судов, запасных частей к ним и агрегатов. Разумеется, РСТ выступает за развитие отечественного авиа– и судостроения, реализацию таких проектов, как Sukhoi Superjet 100. Но наша принципиальная позиция заключается в том, что протекционистские меры в отношении отечественных производителей транспортных средств не могут годами осуществляться в ущерб пассажирам и конкурентоспособности российского турпродукта».

В настоящее время пошлины на ввоз в Россию воздушных судов, в основном, отменены; исключение составляют лишь некоторые виды самолетов небольшого размера. За них импортирующая организация должна выплатить пошлину в размере 20% плюс НДС, что совокупно составляет до 41 % от стоимости самолета. 

В июле 2012 года Д.А. Медведев поручил Минэкономразвития и Минпромторгу рассмотреть возможность введения нулевых ввозных таможенных пошлин на импорт в Россию гражданских самолетов вместимостью до 72 пассажиромест, но решение до сих пор не принято.

За последние несколько лет были повышены выплаты родственникам погибших и лицам, пострадавшим в результате авиакатастроф, страховые выплаты в случае потери багажа. Расширился перечень назначенных авиаперевозчиков на направлениях Италии, Франции, Испании и ряда других стран, начали осуществлять регулярные рейсы в Россию авиакомпании дискаунтеры.

В декабре 2008 г. РСТ добился принятия Постановления Правительства РФ N 903 «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств». Ставка таможенной пошлины была обнулена для автобусов с двигателем не ниже уровня Евро-4 и отвечающих требованиям к автобусам туристического класса по количеству посадочных мест, объему багажного отсека и др.

Но в настоящий момент вновь поднимается вопрос повышения ввозных пошлин на туристические и междугородные автобусы класса Евро-4 с 0% до 18% таможенной стоимости, то есть до максимального уровня пошлин, согласованного РФ с ВТО. РСТ направил письмо по этому поводу в Евразийскую экономическую комиссию. В нем говорится, что Союз поддерживает инициативу Минэкономразвития, направленную на развитие внутреннего производства автобусов дальнего следования. Однако введение таможенных пошлин на автобусы дальнего следования экологического класса Евро-4 может негативно сказаться на отечественных междугородных перевозках. Нельзя забывать, что обновление автобусного парка это вопрос и качества туристского сервиса, и безопасности пассажироперевозок. И, разумеется, такое решение не поспособствует обновлению автобусного парка накануне проведения Олимпиады в Сочи и Чемпионата мира по футболу в Москве.

В отчетный период была отменена регистрация туристских маломерных судов, о необходимости чего РСТ говорил много лет. «Дожала» проблему редакция газеты «Вольный ветер», которая является членом РСТ. 25 мая 2012 года вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». В новом законе изменена трактовка понятия «маломерное судно», и теперь суда массой до 200 кг регистрации не подлежат.

Важную роль в развитии внутреннего туризма играет начатое в 2009 г. субсидирование государством в высокий сезон авиаперевозок молодежи и пенсионеров из дальневосточных аэропортов в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. РСТ еще на XII съезде предлагал ввести эту меру, на XIII съезде выступал за расширение географии субсидируемых авиаперевозок и перевод их на круглогодичную основу. В феврале 2013 г. принято Постановление Правительства, согласно которому сезонные льготные тарифы распространены на маршруты из Якутска, Хабаровска и Норильска до Анапы, Геленджика и Минеральных Вод.

Тем не менее, высокая цена авиабилетов остается главной проблемой развития внутреннего и въездного туризма в России. Доходит до того, что стоимость только перелета из сибирских городов в Сочи оказывается дороже турпакета в Турцию или Таиланд. Например, в начале сентября 2013 г. прямой перелет из Новосибирска в Сочи стоил от 21 670 руб. При этом за недельный отдых в Турции с перелетом из Новосибирска, проживанием в отеле 3* и питанием all inclusive надо было заплатить от 20,5 тыс. руб., а за аналогичный отдых в Таиланде – от 23,6 тыс. руб. Похожая ситуация и с вылетами из Красноярска, Иркутска, Кемерово, Барнаула, Улан-Удэ, Омска и многих других городов.

18 июля 2013 г. генеральный прокурор России Ю.Я. Чайка направил премьер-министру Д.А. Медведеву письмо, в котором по итогам проверки с привлечением ФАС указал, что высокая стоимость билетов на регулярные перевозки устанавливается авиакомпаниями необоснованно. В том числе и путем навязывания дополнительных услуг, которые включаются в различные тарифы экономкласса. В итоге стоимость билета вырастает в 1,5 раза.

РСТ выступает за снижение стоимости авиаперевозок за счет отмены НДС на доходы от осуществления пассажироперевозок внутри страны, упомянутого уже снижения таможенных пошлин на импорт авиационных судов, запчастей и агрегатов, демонополизации или жестком регулировании тарифов на топливо и услуги аэропортовых ТЗК.

Не решен целый ряд проблем во взаимоотношениях туроператоров и транспортных компаний. Например, вопрос изменения цен на чартерные перелеты по заключенным уже договорам между авиакомпанией и туроператором, когда последний вынужден предъявлять туристам требования о доплате за проданные уже в составе турпакета авиабилеты. Ссылки на то, что туроператоры могут не подписывать с авиакомпаниями договоры на условиях, дискриминационных для самих себя и потенциально для авиапассажиров, несостоятельны. Поскольку в нынешних условиях такая позиция туроператора равносильна отказу от дальнейшей работы на чартерном рынке. Проблема остается, и вновь обостриться она может в случае резкого повышения цен на авиатопливо.

Сложившаяся система продажи железнодорожных билетов, групповых и чартерных перевозок остается негибкой и нелояльной по отношению к агентскому бизнесу. Требования к работе агентств постоянно меняются, в основном, в сторону ужесточения, что, в совокупности с высокими транспортными тарифами и нехваткой прицепных чартерных вагонов и поездов, тормозит продажи железнодорожных пассажирских перевозок и снижает их роль в транспортном обеспечении турпотоков.

Согласно пункта 29 приказа № 30 МПС РФ от 26.07.2002 г. «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте», выписка железнодорожных билетов осуществляется при условии предоставления заявки, содержащей пофамильный список группы пассажиров с указанием реквизитов их документов. Данная схема значительно усложняет работу туроператоров, а в некоторых случаях делает ее невозможной. По роду своей деятельности туроператоры оказывают услуги по формированию не только заказных, но также и сборных туров, которые продаются вплоть до последнего момента. По мнению туроператоров – членов РСТ, оптимальной была бы схема, предоставляющая право подачи списков туристов-пассажиров после визирования группы. Особенно это актуально на международных направлениях, в частности, брестском и берлинском.

В связи с этим в апреле 2012 года РСТ направил письмо в Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ с просьбой рассмотреть возможность определения порядка, позволяющего туроператору:

- бронирование и оплату билетов по количеству пассажиров в установленные ФПК сроки;

- выписку билетов по групповому списку туристов за 15 дней до выезда с возможностью частичной аннуляции до 10% от общего количество мест в заявке;

- выписку одного билета на всю группу.

Состоялись встречи с представителями Министерства транспорта РФ и ОАО «РЖД» по решению этого вопроса, над которым предстоит еще немало поработать.

Добавил туроператорам беспокойства Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», вступивший в силу в январе 2013 г. Он предусматривает обязательное страхование на всех видах транспорта, кроме метрополитена и легкового такси.

Транспортные компании крайне обеспокоены тем, что закон практически не учитывает особенностей туристских перевозок, в частности, сезонности туризма. По закону транспортная компания обязана страховать свой автопарк на срок не менее одного года. Между тем, у многих компаний весь автопарк бывает задействован только в мае-сентябре, а на остальное время года приходится по паре перевозок в месяц.

Вызывает вопросы и методика расчета страхового тарифа. Все четыре представленные в законе виды перевозки (городские, пригородные, междугородние и международные заказные перевозки) требуют отдельной страховки. Получается, что на каждый туристический автобус нужно приобретать все четыре вида страховки. В итоге страховой взнос становится просто непомерным.

Северо-Западное отделение РСТ предложило внести в закон изменения, которые помогут решить возникшую проблему. Соответствующие предложения направлены в Федеральное агентство по туризму, в министерства транспорта и культуры, а также в Торгово-промышленную палату.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в последнее время Минтранс РФ, Минэкономразвитие РФ, ФАС совместно с региональными администрациями и предпринимательскими объединениями активизировали работу по приведению условий работы пассажирского транспорта в большее соответствие с системой его функционирования в экономически развитых странах. И РСТ должен также активнее участвовать в этой работе, особенно учитывая, что Министр транспорта М.Ю. Соколов и его заместитель Н.А. Асаул еще с 2009 г. входят в состав Правления нашего Союза.
Визовые проблемы и упрощение туристских формальностей

Важную роль в бесперебойном транспортном обеспечении туристских потоков играют таможенные правила, пограничные, паспортно-визовые и иные формальности. Например, в декабре 2011 г. российские туроператоры, предлагающие автобусные туры по Европе, столкнулись с серьезной проблемой. Министерство транспорта Республики Беларусь задержало выдачу разрешений (дозволов) на въезд в страну польских туристических автобусов для перевозки по Европе туристов из России. После того как к переговорам подключился Российский союз туриндустрии, Минтранс Беларуси согласилось передать Министерству транспорта Польши 200 дозволов.

В январе 2013 г. по просьбе РСТ органы пограничного контроля Беларуси и Польши обеспечили ускоренную процедуру прохода границы для большой группы детей и сопровождавших лиц, направлявшихся на ежегодный фестиваль «Мир сказочных чудес» в Закопане.

Другой, уже системной проблемой на пути въездных турпотоков долгое время являлась исключительная сложность процедуры захода во внутренние воды иностранных круизных и маломерных судов, в том числе парусных. Недостаточно проработана правовая сторона этого вопроса, отсутствуют или работают по временной схеме пункты пропуска через границу, слабо используются более гибкие формы организации пограничного, таможенного и других видов контроля на борту самих судов или в местах возможных рейдовых стоянок.

Решению этих проблем в тесном взаимодействии с Минтрансом активно содействует Северо-Западное отделение РСТ, и уже есть конкретные результаты. В мае 2012 года было принято Постановление Правительства РФ №472 «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств». Реки и озера России стали доступны для прохода маломерных прогулочных и спортивных судов под иностранным флагом, если они не занимаются коммерцией. Такое решение дает дополнительную возможность привлечения туристов, поскольку Россия располагает обширной сетью внутренних водоемов.

А еще раньше, в середине 2011 года, аналогичные поправки были приняты в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. Благодаря этому суда могут пройти по нашей акватории в центральной части России, в Сибири и на Дальнем Востоке – после досмотра в морском порту, если на борту есть русскоговорящий член экипажа, который может управлять судном. Прежде частные прогулочные суда на внутренние водные пути России допускались только по распоряжению Правительства, причем им в обязательном порядке необходимо было брать на борт российского лоцмана. Сейчас это требование отменено.

Наряду с высокой стоимостью пассажироперевозок, одной из главных задач для развития въездного туризма остается необходимость упрощения визовых формальностей. Разумеется, эта проблема существует и в сфере выездного туризма. В отчетном периоде Союзу не раз приходилось участвовать в разрешении конфликтов, связанных с визовым обслуживанием российских туристов, вплоть до срыва оплаченных туров. Возникали проблемы с консульствами Германии, Польши, Франции, Чехии, Греции, Италии, Канады. РСТ оперативно обращался в посольства и при необходимости и в МИД этих стран, чтобы помочь турбизнесу и туристам.

Вместе с тем, надо отдать должное правительствам многих стран, которые делают практические шаги в плане облегчения визового режима в целях увеличения турпотока из России. Причем в одностороннем порядке. Например, США стали выдавать россиянам трехлетние многократные визы. Полугодовые шенгенские мультивизы всем заявителям оформляет консульство Испании. Также многократные визы выдают часто выезжающим туристам консульства Греции, Франции, Финляндии, Латвии, Эстонии. Болгария оформляет заявителям, уже посещавшим эту страну, годовые национальные мультивизы.

По данным UNWTO, с 2010 по 2012 годы более 40 стран серьезно упростили визовые правила. Некоторые стали выдавать визы при въезде или в интернете, другие же отменили их совсем. Перечень стран, с которыми у России существует безвизовый режим, также расширяется, что положительно влияет на увеличение туристских потоков, в том числе из таких государств, как Израиль, Бразилия, Китай. С КНР, в частности, межправительственное соглашение о безвизовом групповом туристском обмене действует с 1991 г. И режим въезда и выезда с территории РФ прибывающие по нему китайские граждане соблюдают гораздо лучше, чем те, кто получает визы. Объясняется это четко налаженным контролем за пребыванием на территории страны китайских туристских групп Ростуризмом и региональными органами управления туризмом в тесном взаимодействии с Федеральной пограничной службой ФСБ РФ.

Визовый режим с большинством стран – основных доноров туристских потоков в Россию значительно снижает конкурентоспособность нашей страны на мировом рынке. Не случайно в рейтинге Всемирного экономического форума за 2013 г. Россия в списке 140 наиболее конкурентоспособных с точки зрения туризма стран переместилась с 59 на 63 место, пропустив вперед Саудовскую Аравию, Аргентину, Иорданию и Уругвай.

Например, уже несколько лет обсуждается возможность упрощения визовой анкеты для граждан Германии, подающих документы на оформление российской визы. В частности, у немцев, которых трудно обвинить в стремлении нелегально мигрировать в Россию, вызывает недоумение необходимость предъявлять выписку с банковского счета и свидетельство о наличии собственности. РСТ занимается решением этой проблемы в сотрудничестве с туристскими отраслевыми объединениями Германии, в частности Allianz Selbstandiger Reiseunternehmen (ASR), на недавней встрече с руководством которого была достигнута договоренность активизировать работу в этом направлении.

С серьезными проблемами для туроператоров связан пока процесс открытия российских визовых центров за рубежом. Фактически эти структуры становятся визовыми монополистами. Например, компания, открывшая визовый центр в Испании, лишила всех испанских туроператоров, предлагающих туры в Россию, каких-либо привилегий в стоимости сервисного сбора и сроках оформления виз. Турфирмы, за свой счет рекламирующие поездки в Россию, поставлены в одну очередь с частными заявителями. Сервисный сбор, который взимает визовый центр за оформление, например, срочных туристических виз в Россию, на 230% превышает по стоимости аналогичную услугу, оказываемую визовым центром Испании в России. Похожими скандалами сопровождалось открытие визового центра в Польше, Латвии, Эстонии.

Эти проблемы, в числе прочих, тормозят развитие въездного турпотока в России, что наглядно демонстрирует соответствующая статистика. По данным Росстата, в первом полугодии 2012 года количество иностранных прибытий в нашу страну с целью туризма выросло на 21%, а за аналогичный период 2013-го – всего на 5,6%. Например, с января по июнь 2013 года соответствующий показатель ухудшили Германия, Швейцария, Италия, Франция, Нидерланды, хотя в первом полугодии 2012 года эти страны показывали рост.

Практически с первых лет своего существования РСТ выступал за отмену или, как минимум, упрощение визового режима, в том числе в одностороннем порядке, с экономически развитыми и безопасными с точки зрения нелегальной трудовой миграции странами.

В 2003 г. после нескольких лет работы администрации Санкт-Петербурга и СЗРО были внесены изменения в ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно которым стал возможным 72-часовой безвизовый въезд в страну для пассажиров морских круизных судов. В 2009 г., также при активном участии РСТ, эта норма была распространена на въезд и пребывание пассажиров морских паромов. Благодаря чему в апреле 2010 года была открыта первая регулярная круглогодичная линия Санкт-Петербург – Хельсинки, а в 2011 году - новый маршрут Санкт-Петербург – Стокгольм. В результате, в дополнение к ежегодному въезду порядка 400 тыс. круизных пассажиров, Санкт-Петербург стал принимать туристов, прибывающих на паромах: в 2010 г. - 280 тыс., в 2011 – 400 тыс., в 2012 – 750 тыс. А в свое время три паромные линии между Петербургом и Финляндией были вынуждены закрыться из-за нерентабельности: многие иностранцы не хотели проходить сложную процедуру оформления российской визы ради короткой поездки в Петербург.

РСТ предлагал распространить 72-часовой безвизовый режим пребывания на территории РФ на туристов из миграционно безопасных стран, въезжающих через международные аэропорты, а также ввести безвизовый въезд на десять дней для участников крупных спортивных, культурных, научных и иных мероприятий, перечень которых мог бы ежегодно утверждаться Правительством РФ.

28 сентября 2011 мэр Москвы С.С. Собянин встретился с представителями столичной туриндустрии, на которой, в частности, был поставлен вопрос об упрощении визовых формальностей при въезде граждан из экономически развитых стран через аэропорты московской воздушной зоны. Соответствующие предложения были направлены президенту РФ в мае 2012 г. С аналогичными инициативами выступили губернаторы Санкт-Петербурга и Хабаровского края. С инициативой упрощения визового режима для увеличения въездных турпотоков сразу после своего назначения выступил министр культуры РФ В.Р. Мединский.

В мае 2013 года Президент РФ В.В. Путин подписал указ «О порядке въезда в РФ и выезда из РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с проведением международных спортивных соревнований». В соответствии с этим документом въезд иностранных участников на соревнования, перечень которых определяется правительством РФ, осуществляется на основе документов, удостоверяющих личность, и аккредитационного удостоверения, выданного организатором международного соревнования. Новый порядок уже применялся в этом году при проведении Универсиады в Казани и Чемпионата мира по легкой атлетике в Москве.

А 4 сентября с.г. на заседании Правительства РФ получил одобрение разработанный Министерством культуры РФ законопроект «О внесении изменения в статью 2511 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"». Законопроект предусматривает безвизовый въезд на территорию страны сроком на 72 часа иностранных граждан, прибывающих в Россию транзитом в туристических целях из государств, перечень которых утверждается Правительством РФ, через международные аэропорты, перечень которых также определит Правительство.

Надо сказать, что ограничение контингента туристов транзитными пассажирами, на которых распространяется данная норма, значительно снижает ожидаемый эффект от ее введения. Тем не менее, это существенный шаг на пути либерализации туристских формальностей. И важно, чтобы в процессе своей реализации новая процедура не была обременена введением формальностей, которые помешают туристам воспользоваться правом безвизового въезда. Нельзя допустить, чтобы законопроект, в случае его принятия, повторил судьбу провалившегося эксперимента МИД РФ по оформлению краткосрочных виз в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга в 2003-2005 гг.

Равно как необходимо активнее включиться в работу по техническому упрощению регистрации иностранных туристов в гостиницах. Тем более что ситуация в этой сфере резко обострилась в связи с экспериментом ФМС по замене программного обеспечения с «Электронного курьера» на «Элпост» в Ленинградской области и возвратом на время его проведения на остальной территории страны к документообороту по миграционному учету в гостиницах на бумажных носителях.
Вопросы страхования туристов

На XI съезде Российского союза туриндустрии, прошедшем в сентябре 2007 года, была принята специальная резолюция по текущим вопросам страхования туристских рисков и ответственности туроператоров. В документе перечислялись задачи, которые необходимо решить, чтобы уровень страхования российских туристов, выезжающих за рубеж, соответствовал существующему в большинстве европейских стран. В том числе отмечалось, что перечень рисков и лимиты по страховому покрытию в массовом турпакете сокращены до минимума, и предлагалось значительно расширить пакет рисков.

При всей инертности потребительского спроса по отношению к страхованию выезжающих за рубеж, за прошедшие годы ситуацию отчасти удалось переломить - благодаря сотрудничеству со страховыми компаниями и большой разъяснительной работе с туристами. Представители РСТ, страховщики, туроператоры в доступной форме доводили до потребителя информацию о необходимости и условиях качественного страхования рисков на период путешествия.

В результате туристы стали более ответственно подходить к выбору страхования для поездок за рубеж, их теперь интересует не только цена, но и наполнение полиса. А страховые компании, стараясь соответствовать реалиям рынка, стали предлагать туристам страхование расширенного перечня рисков. В частности, ряд страховщиков включают в полис оплату медицинской помощи в случаях обострений хронических заболеваний; снятие острой зубной боли независимо от причины ее возникновения; возвращение в Россию детей или родственников, сопровождающих туристов в поездке, в случае его госпитализации или смерти.

Учитывая периодическое возникновение визовых проблем, вплоть до срыва оплаченных туров по вине консульств иностранных государств, многие туроператоры стали включать в турпакет страхование от невыезда. Есть предложения по страхованию от задержки вылета рейса, тем более что в нынешней ситуации на рынке пассажирских авиаперевозок вероятность наступления такого события весьма высока.

Есть серьезные изменения в страховании путешествующих беременных женщин. Например, компания ERV сняла внутренние лимиты по страховым суммам и сроку пребывания в поездке. Застрахованная туристка может рассчитывать на медицинскую помощь при сроке беременности до 31 недели. Также покрываются необходимые расходы по спасению и эвакуации новорожденного в случае, если произошли экстренные преждевременные роды.

К сожалению, все еще доминирует практика, предусматривающая медицинскую или посмертную репатриацию туриста до международных аэропортов, а не до места постоянного проживания. Не входят в полис актуальные риски, связанные с организацией помощи туристу в результате актов терроризма, стихийных бедствий, и обеспечение поисково-спасательных работ при экстренных ситуациях.

Вместе с тем, многие страховые компании предоставляют возможность страхования онлайн с оплатой банковской картой, эта тема также присутствовала в резолюции ХI съезда РСТ. Шла в документе речь и о необходимости увеличения лимитов страхования медицинских и медико-транспортных расходов выезжающих за рубеж до уровня, принятого в европейских странах. С тех пор туроператоры в абсолютном своем большинстве повысили минимальную сумму страхового покрытия медицинских издержек при продаже стандартных пакетных туров до 30 тыс. долларов или евро в зависимости от направления.

Министерство финансов РФ в 2012 г. разработало проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, в Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предложено внести корректирующие статьи о страховании выезжающих за рубеж. Они устанавливают сумму страхования при выезде, исходя из требований страны (места) временного пребывания застрахованного лица, но не ниже 1 млн. рублей.

Вводимая законопроектом норма о минимальном размере страховой суммы основана на визовых требованиях Евросоюза, предусматривающих требование к минимальной страховой сумме в €30 тыс. Кроме того, новый законопроект предполагает гарантию оплаты российским туристам медицинской помощи в форме страхования, независимо от того, требует этого законодательство страны временного пребывания или нет. Соответственно, страхование будет действовать и в безвизовых странах, которые, как известно, не требуют обязательного наличия полиса у въезжающих туристов. Законопроект был доработан в августе 2012 года и проходит стадию согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами.

Тем не менее, в сфере страхования путешествующих остается еще немало вопросов требующих своего решения. Например, введение обязательного страхования жизни и здоровья российских граждан, выезжающих в турпоездки за рубеж, за что также выступает РСТ. Другой непростой вопрос - страхование рисков, связанных с внутренним туризмом, в том числе страхование жизни и здоровья самодеятельных и спортивных туристов. Необходимо решать вопросы признания страховым случаем санаторно-курортного лечения, отнесения на счет себестоимости расходов туроператоров по страхованию ответственности по договору, вопросы взаимодействия НП «Турпомощь» со страховыми компаниями в качестве бенефициара в части оплаты в экстренных случаях расходов по договорам о реализации туристского продукта. И, наконец, такой принципиальный вопрос, как более сбалансированное распределение расходов на эвакуацию и оказание иной помощи туристам в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе за счет личного страхования соответствующих расходов российских граждан, выезжающих в турпоездки за рубеж.
Детский и молодежный отдых

Проблемы детского туризма постоянно находятся в поле зрения РСТ. По мнению многих экспертов, состояние этого сегмента рынка производит удручающее впечатление. Организация отдыха детей в России излишне регламентирована, фактически задавлена различными, зачастую необоснованными требованиями и нормами. Из-за этого число турфирм, занимающихся детьми, с каждым годом уменьшается. Заменить многих опытных игроков некем, а у руководства детских лагерей не всегда получается удержать уровень сервиса без туроператора.

И все же именно в этом сегменте рынка за отчетный период удалось добиться серьезных успехов.

С 2006 года, когда появился на свет совместный документ Роспотребнадзора и ГИБДД «Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом», РСТ боролся за отмену его многих противоречивых, неточных и нелепых пунктов, включая запрет на автобусную перевозку детских групп в снег, дождь туман и темное время суток. Только спустя 6 лет удалось получить официальные разъяснения от МВД РФ, из которых следовало, что документ не имеет юридической силы и, вопреки утверждениям Роспотребнадзора, не может считаться обязательным к исполнению. Информация об этом была опубликована в RATA-news, после чего редакция получила около 70 обращений с просьбой выслать копию письма МВД, чтобы ее размножить и раздать руководителям каждой детской автобусной группы на случай проверки ГИБДД. Интересно, что информация была опубликована в августе 2012 года, а запросы поступают до сих пор.

Решена еще одна серьезная проблема: 29 мая 2013 г. Минюст России зарегистрировал новый СанПиН 2.4.4.3048­13 «Санитарно­-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа» (регистрационный номер 28563), утвержденный постановлением №25 главного государственного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко 14 мая 2013 г. Прежний «палаточный» СанПиН, принятый в 2010 г., утратил силу. Его изменений специалисты по туризму добивались с момента принятия документа.

В июне 2012 года, после совещания по развитию детского отдыха, премьер-министр РФ Д.А. Медведев дал поручение Минздраву разобраться с действующими правилами и нормами в организации детского отдыха. В результате в новом СанПиНе были учтены все предложения рабочей группы по детскому туризму Общественной палаты РФ, которую возглавил главный редактор входящей в РСТ газеты «Вольный ветер» С.В. Минделевич.

Прежний «палаточный» СанПиН – редкостно невежественный документ с точки зрения туризма. Он не просто существенно усложнял и удорожал организацию подобных лагерей, но и делал это в принципе невозможным, поскольку содержал невыполнимые пункты. Результат не заставил себя долго ждать. По данным Минобрнауки России, в 2009 г. в стране было организовано около 7000 палаточных лагерей, где отдохнуло 600 тысяч детей. А после утверждения в апреле 2010 г. злополучного СанПиНа, лагерей с каждым годом становилось все меньше и меньше. В 2012 г. их было организовано, по данным все того же Роспотребнадзора, всего 1600.

В отчетный период в РСТ возобновила деятельность Комиссия по детскому туризму, куда вошли 13 компаний. Они наметили ряд опорных тем, которые требуют дополнительного внимания со стороны турбизнеса. Также было решено создать сайт по детскому отдыху kanikuli.ru, сейчас он в процессе разработки.

Занимаются проблемами детского туризма и региональные отделения РСТ. По мнению членов Комиссии по детскому туризму и отдыху Северо-Западного отделения РСТ, развитию этого сегмента рынка мешают не только высокие транспортные тарифы и некачественная инфраструктура, немало проблем и в отношении к этому виду деятельности со стороны контролирующих ведомств. СЗРО РСТ предлагает ввести в школах и профтехучилищах должность координатора по организации туристских и экскурсионных поездок. Педагог будет занимать её по совместительству и активно взаимодействовать с турфирмами, находясь с ними в одном информационном поле. Важно также добиться субсидий для образовательных учреждений на бесплатное посещение музеев, ведь, в отличие от студентов дневного отделения, у школьников такого права нет.

Уральская ассоциация туризма (УАТ) совместно с Российским союзом туриндустрии готовит проект поправок, направленных на закрепление на законодательном уровне понятия «детский туризм». Такого понятия нет ни в одном законе, но, тем не менее, оно встречается в нормативных актах и постановлениях. Кроме того, необходимо ввести в отраслевой закон четкие требования, которым должны соответствовать туроператоры по детскому отдыху. Должен быть создан список, где будут указаны все законодательно выверенные документы, которые нужно запрашивать у компаний перед заключением с ними договора об организации тура. До сих пор многие отделы управления образованием при взаимодействии с турфирмами руководствуются регламентом, выпущенным в 90-е годы, который сейчас неактуален.

Одновременно секция детского туризма при Координационном совете по развитию туризма администрации Екатеринбурга и Уральская ассоциация туризма готовят реестр туроператоров Свердловской области по детскому отдыху, который будет передан в образовательные учреждения – так им будет проще оценить статус той или иной фирмы.

Например, в апреле 2011 года вышло постановление правительства РФ, которое гласит, что турфирме необходимо иметь в уставе фразу «детский туризм» или «детское оздоровление» для работы с детьми-сиротами при выезде за пределы РФ. Но такого кода в ОКВЭДе нет, и добавить это в свой устав турфирма не может.

Помимо создания соответствующей инфраструктуры развитие детского туризма предполагает также более широкое применение молодежных и детских тарифов, в том числе на железнодорожном транспорте. В железнодорожных составах на популярных направлениях во время массового выезда детей на отдых надо предусмотреть стационарные медпункты-купе, укомплектованные необходимым оборудованием, медикаментами и персоналом. И закрепить эту норму в СанПиНе вместо ныне существующих требований о наличии медработника в каждой детской группе.

Необходимо также в условиях растущих цен на железнодорожные перевозки увеличить количество плацкартных вагонов для проезда детских групп на популярных туристских направлениях.

Наконец, во многом перспектива развития детского отдыха зависит от выполнения поручения президента РФ В.В. Путина, подписанного в октябре 2012 г.: «Министерству культуры Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях популяризации культурного наследия народов Российской Федерации и приобщения молодёжи к истории и культуре России разработать комплекс мер по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования».

В рамках исполнения поручения Минкультуры РФ при поддержке региональных администраций и ряда компаний, входящих в РСТ, уже провело работу по приему в Москве школьных групп из российских регионов. Теперь главное, чтобы в бюджетах всех уровней были предусмотрены средства для того, чтобы каждый российский школьник мог увидеть достопримечательности своего региона, побывать в Москве и Санкт-Петербурге.


следующая страница >>