Доклад подготовлен рабочей группой Под руководством Ярослава Романчука, 4 марта 2014г - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Доклад подготовлен рабочей группой Под руководством Ярослава Романчука, 4 марта 2014г - страница №1/8



Доклад подготовлен рабочей группой

Под руководством Ярослава Романчука, 4 марта 2014г.

Руководителя НИЦ Мизеса

АЦ «Стратегия»




ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ В БЕЛАРУСИ И МИРЕ В 2014 ГОДУ
Аналитическое обоснование

к Национальной платформе бизнеса Беларуси - 2014.
Макроэкономическая и внешняя среда для делового климата
Для белорусского предпринимательства 2013 год характеризовался ухудшением как макроэкономических условий деятельности, так и непосредственно регуляторных практик. Экономика попала в зону стагнации. Второй год подряд наблюдается снижение темпов роста валового внутреннего продукта. После роста ВВП на 1,5% в 2012 г. 2013 г. закончился с показателем 0,9% при запланированном властями росте 8,5% ВВП. В январе 2014 г. впервые за многие годы зафиксировано падение темпов роста ВВП на 0,9%.

В белорусской экономике наступил этап бизнес цикла, который характеризуется рецессией целых секторов и отраслей, накоплением долгов и неплатежей, снижением конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках. Накопившиеся проблемы являются следствиями не отдельных субъективных решений и низкого качества корпоративного и государственного управления, а результатом структурных дисбалансов и искажений. В 2013 году они обострились ввиду серьёзных просчётов в оценке состояния белорусской экономики, потенциала внешних рынков для белорусских товаров и способности органов государственного управления проводить эффективную контрциклическую политику.

Белорусские полисимейкеры проигнорировали призыв главы МВФ Кристин Лагард на Давосском форуме: «Нам нужна перезагрузка источников и способов роста экономика в мире»1. Такой же точки зрения придерживается основатель Всемирного экономического форума Клаус Шваб: «Мир сложен, взаимосвязан и быстро развивается… Пришло время нажать кнопку «перезагрузка» для мировой экономики»2.

Говоря о перезагрузке, глава МВФ говорила о финансовом регулировании, монетарной политике, источниках экономического роста и структурной политике. Очевидно, меры «нетрадиционной» денежно-кредитной политики (практически бесплатные деньги), национализация большой части экономики, как способ спасти его от банкротства, жизнь в долг и острый дефицит политической воли навести порядок в государственных финансах не могут использоваться без роста напряжения в экономике, надувания пузырей на рынке недвижимости, ценных бумаг и сырьевых ресурсов. Старая экономическая политика усиливает перераспределения денег и активов в пользу богатых за счёт размывания среднего класса, а также увеличивает моральные угрозы экономике от коммерческих организаций, которые слишком-большие-чтобы-обанкротиться (too-big-to-fail).

Данная диагностика относится как к развитым, так и к развивающимся странам, в том числе к Беларуси. В 2013 году органы государственного управления страны продолжали политику в режиме business as usual, т. е. по-старинке, не делая поправок ни на внешний контекст, ни на внутренние дисбалансы и диспропорции, ни на очевидные проблемы с обеспечением экономического роста.

Вместо расширения частного, рыночного сектора в экономике, власти выбрали прямо противоположную тактику поведения: больше государственных инвестиций в государственные коммерческие проекты, больше ручного управления, больше денежной и ресурсной, кредитной поддержки административно определённым почти двадцать лет назад так называемым точкам роста. Экономическая политика ручного управления экономикой с преобладанием государственного сектора вошла в противоречие с быстрыми темпами технологического прогресса, высокой волатильностью мировой экономики, высоким уровнем неопределённости и низким уровнем доверия к органам государственного управления.

Ожидания субъектов хозяйствования Беларуси существенного улучшения делового климата не оправдались. Органы государственного управления продолжали игнорировать волю Президента, выраженную в Директиве № 4 от 31.12.2010 г. Небольшие улучшения в сфере либерализации цен, регистрации недвижимого имущества, контрольной деятельности и административных процедур с лихвой перекрывались обострившимися проблемами в денежно-кредитной сфере, дефектами административно-правовой системы противодействия монополистическим и дискриминационным практикам, перекрёстным субсидированием по сырью, кредитам и услугам инфраструктурных компаний.

С точки зрения увеличения качества законодательной базы для динамичного развития предпринимательства 2013 год стал годом упущенных возможностей. Законодательная деятельность, даже при декларировании правильных целей и задач, носила противоречивый характер. Отдельные позитивные, пропредпринимательские действия органов власти нейтрализовывались законодательными решениями, которые ухудшали условия работы бизнеса. Бизнес-сообщество вынуждено было тратить много ресурсов и времени на нейтрализацию опасных для предпринимательства законодательных и регуляторных инициатив. Большой объём актов законодательства носил чисто формальный характер и не оказывал никакого влияния на деятельность малого и среднего бизнеса. Это доказывают опросы бизнеса и Индекс делового оптимизма, проводимые в 2013 году, начале 2014 года3. Тысячи постановлений, распоряжений, указов и приказов были приняты для реализации планов самих органов власти. Большая часть законодательной деятельности шла по инерции, не решая самые острые проблемы белорусского предпринимательства.


Экономическое развитие Беларуси в 2013 году
В 2013 году гораздо ухудшилось качество макроэкономической политики. Власти не справились с инфляцией, с резким ростом дефицита текущего счёта платежного баланса. Была усугублена налоговая проблема. На самой начальной стадии находится процесс создания современного института частной собственности. Ужесточилось регулирование внутренней торговли, что вкупе с внешним протекционизмом не позволило стране получить выгоду от преимуществ свободной торговли.

В 2013 году белорусские власти не внесли корректировки в экономическую политику, хотя логика развития экономических процессов требовала диверсификации и модификации старых источников, механизмов и инструментов обеспечения экономического роста. Внешние рамки функционирования экономики казались неизменными. Российский энергетический грант сохранился в прежнем объёме, ~ 13 – 15% ВВП. Российский рынок для белорусских товаров оставался открытым. В 2013 г. белорусские компании экспортировали в Россию товаров на $16,31 млрд. (45,2% всего товарного экспорта). Это на 3,2% больше, чем было в 2012г. Импорт составил $22,89 млрд., что в итоге дало Беларуси отрицательное сальдо в $6,06 млрд. Товарный дефицит в торговле с Россией сократился на $5,18 млрд. Правда, резко подкачал экспорт в ЕС. Он упал на 40,2%, доказывая сильнейшую зависимость структуры внешней торговли Беларуси от нефтяных договоренностей с Россией.

Население продолжило укреплять доверие к банковской системе, увеличив объём депозитов на 31,1%: Br-рублёвые вклады выросли на 36% до Br102,34 трлн., валютные – на 11,6%, до $7,29 млрд4. Расходы бюджета составили ~43% ВВП. Инвестиции в основной капитал выросли на 7,4%. Банки продолжали активно кредитовать экономику, преимущественно госсектор. Задолженность по банковским кредитам за 2013 г. увеличилась на 28,5% (без ресурсов ОАО «Банк развития»), до Br259,39 трлн. (плюс Br57,44 трлн.). То есть, основные источники традиционного роста оставались, но обеспечить экономический рост не смогли.

Использование всего богатства ресурсов страны обеспечило лишь холостой ход экономики. В 2013 году от рецессии Беларусь спасла розничная торговля. Второй год подряд, при минимальных темпах роста ВВП розничный товарооборот прирастает на солидные 18,2% в 2013 г. и 14,1% в 2012 г.5 Эти показатели коррелируют с повышением реальных доходов населения. За 2013 г. они выросли на 15,4%, а за 2012 г. – на 21%. Эти показатели вошли в диссонанс с самочувствием основных производителей Беларуси. Промышленность после роста в 2012 г. на 5,7% упала на 4,8% в 2013 г. Сельское хозяйство впервые за десять лет ушло в минус на 4%. Объём перевозок грузов также сократился на 4,8%. Экспорт товаров сократился на 19,2%, до $37,23 млрд., а импорт – на 7,3%, до $43 млрд. Вопреки благим пожеланиям и щедро профинансированным государственным программам модернизации темпы роста производительности труда в 2013г. оказались меньше, чем в 2012 г. (2,2% против 3,9%). Рентабельность за 2013 г. существенно сократилась, до 8,3%, в то время как годом раньше было 12,3%.

Отраслевой разрез рентабельности продаж указывает на очаги напряжения в экономике. Так, в рыболовстве этот показатель составил минус 2%. 58% предприятий в этом секторе убыточны. По сути дела, заблокирован потенциал более 10 тысяч озёр Беларуси. Не допуская мысль о предоставлении их в частную собственность, власти превратили рыбное хозяйство в иждивенцев, сохраняя при этом институт специмпортёра рыбы.

Рентабельность продаж в промышленности составила 7,4%, а в сельском хозяйстве – 4,5%. Если из суммы чистой прибыли вычесть объём государственных дотаций, предоставляемых этому сектору в самых разных формах, то получится ещё один чисто убыточный сектор. Предсказуемо самая высокая рентабельность продаж в 2013 г. была в секторе «финансовая деятельность» - 24,5%. Не бедствовали предприятия связи (18,1%). В данных секторах преобладают олигополистические практики.

В 2013 году качество экономических процессов существенно снизилось. Выручка от реализации товаров и услуг за 2013 г., по сравнению с 2012 г., выросла на 10,1%, а издержки производства увеличились на 12,7%. При этом прибыль сократилась на 38,2%, чистая прибыль – на 40,7%, число убыточных организаций увеличилось на 76,5%, до 752 организаций. Сумма чистого убытка – сразу в 2,6 раза. Запасы готовой продукции на 1.01.2014г. составили Br27958 млрд. или 70,2% среднемесячного объёма производства. Для сравнения на 01.01.2013 г. на складах было непроданных товаров на Br22193 млрд. или 56,5% от среднемесячного объёма производства. Рост объёма замороженного капитала за год только на складах на Br5765 млрд. говорит о серьёзной опасности для экономики Беларуси от продолжения старой экономической политики. Данные по складским запасам за январь 2014 г., когда они увеличились на Br3,88 трлн., до Br31,84 трлн. (78,2% среднемесячного объёма производства), свидетельствуют об интенсификации негативных процессов в экономике страны.

На 1.01.2014г. кредиторская задолженность предприятий Беларуси составила Br241,3 трлн. (26,9 млрд.). В 2013 г. она выросла на Br58,6 трлн. ($6,5 млрд.) или на 32,1%. Дебиторская задолженность в 2013 г. увеличилась почти на объём чистой прибыли, на Br40,7 трлн. (26,3%), составив на начало 2014г. Br195,8 трлн. ($21,8 млрд.).

В 2013 году задолженность по кредитам, выданным банками секторам экономики, увеличилась на Br57,44 трлн. (на 28,4%) или на $6,4 млрд. и на 01.01.2014 г. составила Br259,39 трлн. И это без учёта ресурсов Банка развития. Доля кредитов в иностранной валюте составляет примерно половину. Сумма кредитов в иностранной валюте составляет $13,7 млрд.

Проблемная задолженность на начало 2014г. составила Br2,53 трлн. Эта сумма явно не угрожает банкам, но за 2013 г. она выросла в 2,3 раза. Несколько лет назад ситуация с государственным долгом Беларуси тоже была очень благоприятной, но потом его объём вырос более чем в пять раз.

Долги по кредитам, выданным банками физическим лицам, на 01.01.2014г. составили Br53,97 трлн. За 2013г. эта сумма выросла на 34,3%. 72,4% всей суммы кредитов физическим лицам составляют кредиты на финансирование недвижимости. Объём потребительских кредитов в 2013г., несмотря на запредельные ставки, увеличился на Br4,6 трлн., до Br14,89 трлн. Программа Нацбанка о повышении финансовой грамотности требует гораздо более глубокой проработки.

Правительство беспечно увеличивало государственный долг и способствовало накоплению долгов государственным и корпоративным сектором. На 01.01.2014г. госдолг составил Br154 трлн. и за год вырос на Br25,3 трлн. или на 19,6%. При этом внешний госдолг составил $12,4 млрд., прибавив $433,1 млн. или 3,6%. В целом власти привлекли $2430 млн., а погасили $1996 млн. Внутренний долг рос гораздо быстрее. За 2013г. он увеличился на 38,1% и составил Br35,7 трлн. Причём на чистой основе было размещено внутренних валютных облигаций на $803,4 млн. Получается, что значимая часть ресурсов населения прямо или косвенно шла на финансирование государственных программ. В итоге в 2013г. власти привлекли внешних и внутренних государственных займов в иностранной валюте на $3378,8 млн., а погасили на $2141,6 млн. Это и есть типичный пример жизни в долг, проедания текущего капитала и будущих источников экономического роста.

В 2013 году правительство отложило решение самых сложных проблем, тем самым увеличив издержки их нейтрализации в будущем. Проблема перекрёстного субсидирования обострилась. Её решение перенесено на 2014-2015 гг. Среднегодовая ставка коммерческих банков по Br-рублёвым кредитам в ноябре составила 20,3%. При этом Br-рублёвые кредиты для предпринимателей и МСП в 2013 году достигали 80% годовых при запрете на валютное кредитование. В стране по-прежнему много государственных льготников, которые продолжили получать дотационные ресурсы из бюджета и банковской системы. Эта проблема также не решилась. Полисимейкерам рано или поздно придётся ликвидировать популярную среди спекулятивно настроенной части населения практику получения высоких доходов по Br-рублёвым депозитам.
Бизнес климат: мнение субъектов хозяйствования6
К середине 2013 года настроение у производителей товаров и услуг Беларуси было на подъёме. Об этом свидетельствовал опрос Национальным банком предприятий реального сектора. В июне 2013г. рекордные 55,1% коммерческих организаций ожидали роста физического объёма производства. 46,1% ожидали роста спроса и только 8,9% ожидали снижения физического объёма производства.

Вторая часть 2013 года радикально поменяла настроение предприятий. В декабре 2013г. зафиксирован самый низкий уровень ожиданий роста физического объёма производства - 26,4%. Это более чем в 2 раза меньше, чем было в июне 2013г. Рекордными являются пессимистические ожидания по снижению физического объёма производства в январе – марте 2014г. – 34,6% респондентов. И ещё один негативный антирекорд – ожидание роста спроса в течение ближайших трёх месяцев. Оптимистов оказалось только 18,7%. Хуже не было ни в кризисном 2009-ом, ни в инфляционно-девальвационном 2011-ом. Эти и другие факторы индекса делового климата в декабре 2013 г. обусловили рекордно низкий показатель – минус 16 пунктов.

Пессимизм предприятий в декабре 2013г. оказался пророческим. В январе 2014г. экономика оказалась в минусе, промышленность сократила объём производства на 7,1%, сельское хозяйство – на 2,8%, инвестиции в основной капитал упали на 0,4%, перевозка грузов – на 6,2%. В контексте российской рецессии, калийных недоговорённостей и предсказуемой депрессии украинской экономики, на долю которой приходится около 8% торгового оборота Беларуси, хороших новостей для экономики страны и для финансов в 2014 году в рамках старой экономической политики не будет.
Оценки настоящего и будущего белорусскими предприятиями, 2007 – 2013

Показатель: респонденты, которые…

Декабрь

2013


Июнь

2013


Декабрь 2012

Январь

2012


Январь 2011

Июнь 2010

Январь 2010

Январь 2009

Январь 2008

Январь 2007

Индекс бизнес климата, п.п.

-16,0

26,5

-4,9

-3,6

12,0

34,1

-4,3

-13,6

15,8

8,2

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

Считают экономическую конъюнктуру «неблагоприятной», %

47,4

35,4

35,9

39,1

36,3

31,5

53,7

58,3

34,4

40,5

Считают экономическое положение «удовлетворительным», %

67,8

70,9

73,6

69,4

72,9

73,5

68,8

65,6

70,6

70,8

Указали на рост физического объема производства, %

21,5

38,9

28,5

38,0

33,3

52,4

23,1

23,9

36,5

33,0

Указывают на рост физического объема реализации, %

22,2

31,4

28,7

37,7

28,8

47,9

22,4

21,6

31,6

32,9

Указывают на снижение загрузки производственных мощностей в промышленности, %

38,0

18,7

27,6

28,5

27,4

12,2

13,7

43,1

26,9

31,2

Указывают на избыточную численность работников, %

7,4

5,4

4,9

7,2

6,2

6,5

9,3

8,9

7,6

9,7

Указывают на снижение спроса, %

36,4

18,5

28,4

28,5

29,6

14,3

41,1

44,1

26,2

29,3

Указывают на рост спроса, %

15,2

27,3

18,5

23,7

21,9

37,4

14,1

12,3

22,4

19,8

Указывают на недостаточность оборотных средств, %

59,7

55,0

52,7

54,6

53,3

53,7

58,9

57,5

53,5

59,9

Указывают на рост издержек, %

52,3

47,6

55,8

69,8

54,1

48,0

48,2

52,9

50,8

52,8

Указывают на рост отпускных цен, %

32,9

28,3

34,9

55,8

47,2

35,7

34,1

43,7

45,6

39,2

Указывают на рост чистой прибыли, %

27,3

38,7

30,4

38,0

27,0

44,6

24,1

22,7

29,9

26,5

Указывают на снижение чистой прибыли, %

45,0

32,5

41,7

38,6

49,3

26,9

52,8

53,7

43,6

47,4

Указывают на ухудшение условий предоставления кредитов, %

43,2

21,5

24,1

25,1

20,1

22,7

25,9

32,8

21,8

23,8

ОЖИДАНИЯ

Ожидают роста физического объема производства в следующие три месяца, %

26,4

55,1

28,4

27,1

49,1

53,1

43,2

31,0

51,3

44,2

Ожидают снижения физического объема производства в следующие три месяца, %

34,6

8,9

29,0

33,2

15,7

10,0

19,3

26,7

13,9

17,5

Ожидают роста спроса в течение следующих трех месяцев, %

18,7

46,1

22,0

20,1

40,9

44,5

34,4

24,0

41,2

36,2

Ожидают роста отпускных цен в течение следующих трех месяцев, %

39,0

37,1

44,7

53,3

53,5

38,1

39,1

46,7

52,0

52,9

Ожидают снижения отпускных цен в течение следующих трех месяцев, %

3,9

2,2

2,4

3,2

2,0

2,6

3,6

5,7

1,4

1,6

Ожидают роста потребности в кредитовании в течение следующих трех месяцев, %

37,6

32,7

36,1

33,3

34,5

30,2

36,6

43,9

40,0

38,1

Ожидают снижения потребности в кредитовании в течение следующих трех месяцев, %

5,7

7,9

6,8

5,3

4,4

5,1

3,9

4,2

5,1

3,4

Источник: Мониторинг предприятий реального сектора экономики Республики Беларусь. Аналитическое обозрение. 2007- 2014. Национальный банк, февраль 2014г. http://nbrb.by/publications/EnterpriseMonitoring/
Индекс делового оптимизма Республиканской конфедерации предпринимательства
Республиканская конфедерация предпринимательства, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей совместно с Центром социологических и политических исследований БГУ и Аналитическим центром «Стратегия» разработали и представили свой инструмент для оценки отношения частного бизнеса к настоящему и ближайшему будущему. Индекс делового оптимизма измеряется два раза в год.

Оптимизм – это субъективная оценка состояния экономики страны и бизнеса. Эксперты разбили шкалу от «-1» до «+1» на пять частей. Каждой из них был придан равный вес – 0,4 пункта. Минимальным возможным значением индекса является (-1), что соответствует наиболее негативной оценке будущей ситуации по сравнению с предшествующим этапом, а максимально возможным – (+1), что соответствует максимально позитивной оценке будущей ситуации по сравнению с предшествующим этапом. Значение индекса во всех четырех случаях близки к нулевому значению. Данное значение Экспертным советом интерпретируется как «умеренный скептицизм» для которого характерно доминирование «стратегии выжидания, в рамках которой предприниматели стараются не увольнять работников, не увеличивать долговые обязательства и одновременно ужесточить работу со своими клиентами. Особой радости от перспектив работы экономики нет, равно как и не наблюдается сильного разочарования устойчивостью бизнеса в своем сегменте рынка».

Вот как выглядят результаты пяти измерений с мая 2012 г. по февраль 2014 г.
Динамика Индекса делового оптимизма (ИДО), май 2012 – февраль 2014 гг.
Источник: Республиканская конфедерация предпринимательства, февраль 2014г. Опрос 500 представителей бизнес-сообщества: индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных предприятий во всех областях Республики Беларусь
Данные опроса, который регулярно проводят члены Республиканской конфедерации предпринимательства, схожи с оценками, получаемыми Нацбанком. В опросе февраля 2014г. на вопрос об изменении состояния белорусской экономики за последние полгода, только 14,1% из 500 респондентов ответили, что оно улучшилось. Пессимистические оценки преобладают. Об ухудшении ситуации в экономике заявили 61,7%. Эти данные незначительно лучше, чем были зафиксированы в сентябре 2013 г.

В феврале 2014г. 26,9% представителей частного бизнеса отметили, что за последние полгода состояние их бизнеса улучшилось. Об ухудшении заявили 43,4%. Эти данные не позволяют говорить о выходе белорусского предпринимательства на устойчивую траекторию развития.

Оценки изменения состояния экономики и бизнеса в ближайшие полгода позволяют предположить, что стагнация может превратиться в рецессию. В феврале 2014г. об улучшении экономического состояния заявили только 13,5%, а об ухудшении – 45,2%.

В отношении своего бизнеса оптимистистически высказались 28,9% опрошенных, в то время как об ухудшении- 29,9%, что существенно ниже показателя сентября 2013г. Отметим, что в каждом вопросе около трети респондентов указывают на неизменность ситуации. С учётом того, что в 2013г. экономика страны оказалась в зоне стагнации, рассчитывать на предпринимателей, как на источник нового роста в старых институциональных условиях не приходится.



Оценка основных проблем белорусского бизнеса доказывает неравенство условий хозяйствования для предприятий государственного и частного секторов. Государству также под силу решить вторую по интенсивности проблему – высокую стоимость арендных площадей, поскольку на этом сегменте рынка также доминируют органы государственного управления, субъекты хозяйствования государственной и коммунальной формы собственности. 50,8% респондентов отметили в качестве основной проблемы отсутствие квалифицированных трудовых кадров, отрыв системы подготовки трудовых кадров от потребностей экономики, 49,2% - плохой доступ к финансовых ресурсам. Данные проблемы являются прямым следствием некачественной макроэкономической политики и государственной централизации в создании институтов рынка труда и образовательных услуг.


Как, по Вашему мнению, изменилось состояние белорусской экономики за последние полгода?

Май 2012

Сентябрь 2012

Март 2013

Сентябрь 2013

февраль 2014

Улучшилось

24,1%

22,0%

20,8%

11,6%

14,1%

Не изменилось (осталось таким же)

25,5%

38,0%

25,2%

21,5%

21,5%

Ухудшилось

45,4%

37,2%

47,8%

62,6%

61,7%

Источник: Республиканская конфедерация предпринимательства


Как, по Вашему мнению, изменилось состояние Вашего бизнеса за последние полгода?

Май 2012

Сентябрь 2012

Март 2013

Сентябрь 2013

Февраль 2014

Улучшилось

29,5%

32,1%

30,5%

22,1%

26,9%

Не изменилось (осталось таким же)

27,3%

42,4%

31,2%

31,9%

29,7%

Ухудшилось

43,2%

25,3%

39,3%

46,0%

43,4%

Источник: Республиканская конфедерация предпринимательства


Изменились ли условия и результаты ведения Вашего бизнеса за последние полгода в отношении следующих факторов (февраль 2014)?




Изменились

к лучшему, (%)



Остались без

Изменения, (%)



Изменились

к худшему, (%)



новых заказов клиентов

26,1%

37,5%

36,4

производства товаров и услуг

18,7%

46,2%

35,1

занятости (численность работников)

12,0%

63,1%

24,9

выручки

26,9%

27,3%

45,8

доступа к финансовым ресурсам

4,6%

46,2

49,2

Источник: Республиканская конфедерация предпринимательства


Как, по Вашему мнению, изменится состояние белорусской экономики в ближайшие полгода?

Май 2012

Сентябрь 2012

Март 2013

Сентябрь 2013

февраль 2014

Улучшится

22,7%

14,7%

18,9%

9,7%

13,5%

Не изменится (останется таким же)

28,3%

27,1%

28,5%

16,3%

33,9%

Ухудшится

36,2%

47,7%

39,6%

65,6%

45,2%

Источник: Республиканская конфедерация предпринимательства


Как, по Вашему мнению, изменится состояние Вашего бизнеса в ближайшие полгода?

Май 2012

Сентябрь 2012

Март 2013

Сентябрь 2013

февраль 2014

Улучшится

44,0%

22,4%

31,2%

16,0%

28,9%

Не изменится (останется таким же)

26,7%

28,9%

30,1%

31,9%

34,3%

Ухудшится

18,0%

35,0%

27,7%

46,6%

29,9%

Источник: Республиканская конфедерация предпринимательства


Как, по Вашему мнению, изменятся ли условия и результаты ведения Вашего бизнеса в ближайшие полгода в отношении следующих факторов (февраль 2014)?




Изменятся

к лучшему, %



Останутся

без изменения, %



Изменятся

к худшему, %



новых заказов клиентов

30,7

48,4

20,9

производства товаров и услуг

25,7

49,6

24,7

занятости (численность работников)

15,5

67,9

16,6

выручки

29,1

42,2

28,7

доступа к финансовым ресурсам

13,1

54,4

32,5

Источник: Республиканская конфедерация предпринимательства
Основные проблемы белорусского бизнеса, февраль 2014г.

Распределение ответов на вопрос «назовите основные проблемы белорусского бизнеса на Ваш взгляд?», в %





Проблема

% респондентов

1.

Государственная монополизация экономики (у одной государственной организации объединяются функции лицензирования, контроля, осуществления хозяйственной деятельности)

84,7

2.

Высокая стоимость арендных площадей

64,5

3.

Отсутствие квалифицированных трудовых кадров, отрыв системы подготовки трудовых кадров от потребностей экономики

50,8

4.

Плохой доступ к финансовым ресурсам

49,2

5.

Высокий уровень влияния органов государственного управления

24,1

6.

Чрезмерное государственное регулирование экономики

20,5

7.

Хронический кадровый голод

18,9

8.

Отсутствие квалифицированного менеджмента на всех уровнях

16,7

9.

Отсутствие механизмов страхования предпринимательских рисков

14,9

10.

Тотальные неплатежи за выполненные работы

12,9

11.

Снижение рыночной конкуренции (26-й указ о строительстве выведет из рынка не только непрофессионалов, но и в принципе малые и средние предприятия)

11,2

12.

Высокий уровень налогов

11,2

13.

Некомпетентность самих предпринимателей

7,6

14.

Низкая конкурентоспособность экономики страны

5,6

15.

Нестабильность экономики

5,4

16.

Плохой страновой бренд Беларуси

3,2

Источник: Республиканская конфедерация предпринимательства, февраль 2014г.

Исследовательский центр ИПМ: опрос малого и среднего бизнеса7
В мае 2013 года Исследовательский центр ИПМ провёл свой традиционный опрос малого и среднего бизнеса (МСБ) Беларуси (409 респондентов). 61,9% опрошенных назвали своё экономическое положение стабильным (год назад было 56,2%). Плохим своё положение считает только 3,7% МСБ (в 2012г. – 6%).

За последний год положение 33% МСБ страны значительно и несколько улучшилось (годом раньше было 16,8%). Без изменений оно осталось у 43% (в 2012г. – 31,5), а об ухудшении заявили 20,6% опрошенных (51,3%). Весной 2013 года респонденты оставались вполне оптимистичными. О стабильности объема продаж заявили 49,4%, а о его росте – 34,2%. О прогнозировании роста прибыли заявили 47,2%, о её стабильности – 47,2%. Даже по инвестициям ситуация выглядела вполне благодушна. Их рост прогнозировали 21,3% МСБ, стабильность – 47,2%, а сокращение – только 14,9%. Белорусские МСП тоже получили пользу от стимулирования внутреннего спроса. 29,8% опрошенных МСБ работают в сфере торговли, 5,6% - в общественном питании, 17,4% - в производстве, 14,4% - в строительстве. Эти сектора непосредственно почувствовали на себе резкое повышение реальных доходов населения. При этом нужно заметить, что опрос проводился практически на самом пике делового оптимизма, который зафиксировал Нацбанк в своих опросах.

Согласно данным Исследовательского центра ИПМ, об улучшении условий ведения бизнеса в Беларуси заявили 24,9% респондентов, об ухудшении – 23,9%. 45,5% опрошенных МСП согласились с тем, что в условиях бизнеса ничего не изменилось. Опрос показывает, что МСП могут точно определить, где государство сработало хорошо, а где явно недорабатывает или допускает регресс.

Так, по фактору «регистрация бизнеса» по шкале от «-5» (значительное ухудшение положения) до «+5» (значительное улучшение) об ухудшении (ответы от «-5» до «-3») заявили 2,9% респондентов, а об улучшении – (ответы от «+3» до «+5») – 11,7%. Почти 37% опрошенных отметили отсутствие изменений. Действительно, основные позитивные изменения процедуры регистрации были совершены раньше. А вот по арендной плате ухудшение отмечают 33,4% опрошенных, улучшение – всего 1,9%, по налоговой нагрузке – 19,8% отметили ухудшение и 3,2%, по ценообразованию – 14,2% и 2,4%, по размерам штрафов – 22,5% и 3,6%, доступу к получению кредитов – 16% и 10,5% соответственно. Власти приняли целый ряд решений по упрощению административных процедур, но оценки от МСБ они получили неоднозначные. Об улучшении заявили 9,8%, ухудшении – 8,6%, а о том, что ничего не изменилось – 29,8%.

60,4% белорусского МСБ утверждают, что за последние три года конкуренция на рынке усилилась (в 2012 г. таких было 67%) и только 5,1% согласны с тем, что она ослабла. Уходят в прошлое времена расслабления и высокой маржи. Тех, кто привык работать с накруткой 50 – 100%, ждёт холодный душ. На этом раз его включают не чиновники, а конкуренты, в том числе из России и большого белорусского бизнеса. Многие осознают риски и угрозы для устойчивости бизнеса, поэтому планируют инвестировать ресурсы в развитие. Для 62,4% опрошенных экспансия бизнеса является важной задачей. Сохранение достигнутого уровня считают важным 76,3% (можно было выбрать несколько ответов).

Условия для успешной конкуренции на рынке ухудшают дискриминационные практики со стороны государственного сектора. По мнению 24,9% МСБ предприниматели ощущают неравные условия ведения бизнеса при налогообложении. Отношение контрольных органов считают дискриминационным по отношению к частному сектору 44% опрошенных, по арендным ставкам – 41%, по ценам на сырье – 22,7%, по условиям получения разрешений и лицензий – 21%, по доступу к кредитным ресурсам – 21%. 31,3% малого и среднего бизнеса считают, что местные органы власти практикуют фаворитивизм в отношении государственного сектора. Только 11% МСБ согласилось с тем, что везде для частного и государственного секторов всё одинаково. Этот результат – повод для серьёзной аналитической работы для Конституционного суда, который продолжает считать, что в стране соблюдается конституционный принцип равенства условий хозяйствования.

Частный малый и средний бизнес готов был бы соревноваться на равных с госсектором, но распорядители чужого (политики и чиновники) до сих пор не создали институциональной среды, гарантирующей честную, открытую конкуренцию. В Беларуси, по сути дела, функционируют две экономики в одной стране. Одна – с льготными условиями доступа к кредиту, налоговыми каникулами, дешёвой арендой и сырьем, с лояльным отношением контрольных и исполнительных органов, другая – с запредельными ставками по кредитам, тяжелым налоговым и арендным бременем и предвзятым отношением контрольных органов и чиновников. В их руках находится широкий ассортимент инструментов по секторальной или точечной дискриминации конкурентов государственных коммерческих организаций.

Бизнес-сообщество через Национальную платформу бизнеса Беларуси (НПББ) чётко проранжировало важность задач по улучшению делового климата. По шкале от «1» (самая важная задача) до «6» (не очень важная задача) «добросовестная конкуренция» получила 63,7% (оценки «1» и «2»). Средний балл по всем ответам составил 2,47. Вторым по значимости фактором стало «регулирование бизнес-среды» (3,27 баллов и 36,9%), на третьем – «полноценная модернизация» (3,53 балла и 31,8%).

Частный бизнес имеет в руках прекрасный инструмент влияния на правительство – Национальную платформу бизнеса Беларуси (НПББ). О ней знают 23% респондентов. Из тех, кто знает, поддерживают целых 76,6%. Такой значимый результат позволяет сформулировать задачу для бизнес сообщества: ведите диалог с бизнесом и властью через продвижение Платформы. Чем больше МСБ будет знать о ней, тем выше вероятность того, что правительство прислушается к голосу частного бизнеса и улучшит условия для его работы.

МСБ в большинстве своём сам не осознает свой силы. Членами предпринимательских союзов являются только 10% малого и среднего бизнеса. Если хотя бы столько же из пассивных 90% станут участниками бизнес союзов и ассоциаций, вероятность улучшения делового климата в Беларуси резко возрастёт. При консолидации и объединении вокруг Платформы, как самого значимого и знакового документа, бизнес-сообщество гораздо быстрее добьется улучшения делового климата и ликвидирует дискриминационные практики со стороны государственного бизнеса.


Какие внешние факторы мешают Вам в успешном ведении бизнеса?

(«-5» - «крайне усложняют», «0» - не имеет значения», «5» - очень помогают)



Фактор

сумма ответов от «-5» до «-3» крайне и очень усложняют, %

сумма ответов от «5» до «3», помогают и очень помогают, %

средний балл

Арендные ставки

49,1

7,6

-1,93

Система проверок и штрафных санкций

41,4

6,4

-1,73

Уровень конкуренции

47,8

14,9

-1,45

Ставки на заёмные средства со стороны банков и других финансовых организаций

35,5

8,2

-1,37

Уровень коррупции

27,1

5,1

-1,27

Налоговое регулирование и ставки налогов

29,9

8,1

-1,13

Валютное регулирование

23,7

9,3

-0,77

Условия деятельности по сравнению с госсектором

18,1

12,7

-0,36

Экономическая политика других стран

7,9

6,9

-0,17

Уровень защиты имущественных прав и интересов частного бизнеса

11,0

19,5

0,34

Наличие поддержки со стороны государства

6,4

32,5

1,09

Уровень доступа к информации о рыночных данных

4,9

31,7

1,26

Уровень доступа к информации о законодательстве

4,1

34,7

1,43

следующая страница >>