Доклад на конференцию «Исторические вехи развития образования в Киясовском районе» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доклад о состоянии, развитии и результатах деятельности системы образования 6 1364.2kb.
Управление образования администрации г. Твери 1 505.58kb.
Аналитическая справка о состоянии, проблемах и перспективах развития... 1 52.46kb.
Конкурс: эссе «Вехи судьбы» 1 435.61kb.
«Развертывание базовой инфраструктуры системы -112 в рамках муниципального... 1 46.64kb.
Отчет о полевых этнографических исследованиях в себежском районе... 4 1374.95kb.
Публичный доклад Министерства образования и науки Челябинской области... 4 1068.36kb.
Делегаты на Конференцию 5-6 октября по состоянию на 28. 09. 1 98.87kb.
Публичный доклад о состоянии и результатах развития муниципальной... 7 1307.64kb.
Доклад на конференцию «Анализ рейтинга глобальной конкурентоспособности... 1 154.64kb.
Публичный доклад Управления образования Верхнеуфалейского городского... 2 612.78kb.
Правление общества "Знание" России 1 111.72kb.
- 4 1234.94kb.
Доклад на конференцию «Исторические вехи развития образования в Киясовском районе» - страница №1/1

Доклад на конференцию «Исторические вехи развития образования в Киясовском районе»
История образования Киясовского района и развитие системы образования в Киясовском районе неразрывно связаны между собой. За 85 лет произошел гигантский скачок от ликвидации неграмотности до современной системы образования. Вопросы образования в Киясовском районе курировал отдел народного образования.

Но все начиналось со всеобщей ликвидации неграмотности. Для проведения этой работы среди взрослого населения были открыты школы грамотности. Крестьяне ряда деревень Сарапульского уезда принимали решения об обязательном посещении школы детьми в возрасте до 12 лет. Вот что говорится в документе от 28 января 1919 года: «Единогласно постановили детей 8-12 лет обязательно посылать в школу. Неимущих одеть, а родителей, которые упорствуют штрафовать».

К весне 1924 года в Киясово и селах района начали организовываться пионерские отряды (юных ленинцев), в райкоме комсомола создается райбюро юных пионеров.

Председателями были в 1924- 1925 гг. Аристов, затем Лукиных Николай из Мушака. Первый окружной слет пионеров состоялся в 1925 году в городе Сарапуле. В с. Киясово в 1924 году был организован первый пионерский отряд в составе четырех человек. Первыми пионерами были Коля Сапожников, Петя Кривоногов, Вася Шамшурин и Александр Кривоногов. Петя Кривоногов, в последствии стал художником- баталистом, а тогда он нарисовал портрет В.И. Ленина во весь рост, за что получил благодарность от председателя райисполкома.

В 1926- 1927 гг. по решению правительства организуются школы крестьянской молодежи, куда принималась крестьянская молодежь. В школы зачислялись и «переростки»- молодые люди 16-17 лет.

В 1925 году в с. Киясово работала четырехлетняя школа, в с.Ильдибаево- начальная школа. В Мушаковской начальной школе в 30-е годы обучалось 230 человек. Интересные сведения имеются об истории Старосальинской школы. В 1920 году в школе было 4 класса, работали учителя Р.В. Полова, О.Д. Белослудцева, заведовал школой Ф.М. Смирнов. С 1929 года школа переименована в нацменовскую I ступени, а в 1933 году преобразована в школу крестьянской молодежи, через год в неполную среднюю школу.

Лутохинская школа в 1932 году в числе первых преобразована в семилетнюю. Остались в памяти населения учителя начальной школы: Неклюдов Кузьма Иванович, Вострецова Вера Николаевна. В 1937 году начала свою учительскую биографию Костенкова Мария Васильевна.

В 1930 году в д.Атабаево была открыта начальная школа. там было всего 2 классные комнаты, ребята занимались в 2 смены. Затем школа преобразована в семилетнюю. В 20- 30х гг. начинает развиваться дошкольное образование Киясовского района. Детские сады находились в ведении совхозов и колхозов. В 1935 году в с.Киясово функционировал один детский сад, заведующей и воспитателем была Е.И. Тенькина, помощником- А.И. Решетникова, детей в детском саду- от 10 до 15 человек.

Вопрос образования в Киясовском районе курировал стол народного образования, в последствии отдел народного образования. Заведующим РОНО был Балтин Фома Михайлович.

В 1941 году на фронт ушли наши педагоги. Это Савельев Александр Федорович, уроженец д. Унур- Киясово, гвардии старший сержант; Баранов Петр Иванович, уроженец д.Верхняя Малая Салья, учитель начальных классов Карамас- Пельгинской школы. Куликов Николай Иванович, уроженец д.Верхняя Малая Салья, учитель Кады-Сальинской начальной школы; Баранов Алексей Игнатьевич-директор Киясовской школы.

Вместе со всеми трудящимися учителя и ученики школ Киясовского района неустанно крепили тыл, своим самоотверженным трудом оказывали помощь Советской Армии.

Директорами школ работали: Куликов Николай Иванович, Гунько Евдокия Семеновна, Кузьмин Валентин Павлович, Ривкинзон Борис Шулемович, Чупина Антонида Никифоровна.

Заведующим отделом народного образования в годы Великой отечественной войны работали Селезнева Октябрина Степановна, Земский Петр Андреевич, Рябова Надежда Васильевна.

Специальным постановлением Совнаркома УАССР из школ на поля направили тысячи учащихся. Вместе с учащимися на колхозных полях работали и учителя, непосредственно включаясь в сельскохозяйственную работу, они оказывали огромную помощь колхозам, особенно в период уборочных работ. Уроки во время войны не прекращались, детей между уроками кормили горячей пищей, давали пайку хлеба. Писали дети на газетах между строк, так как не было тетрадей, чернила готовили сами, разводили марганцовку, после занятий дети с учителями собирали колоски, вязали теплые вещи для фронта. Воспитанники школ Киясовского района и коллектив учителей проявили настоящий патриотизм в годы Великой Отечественной войны, внесли свой посильный вклад в дело Победы нашего народа.

Особой заботой окружили детей, эвакуированных в Тимеевский детский дом из западных областей Советского Союза. С группой детей приехала воспитательница Травина Вера Леонидовна, которая навсегда связала свою жизнь с Киясовским районом, работала воспитателем в Атабаевском детском саду.

Директором Атабаевской школы была назначена из числа эвакуированных Гунько Евдокия Семеновна. Учительницей начальных классов работала выпускница Сарапульского педучилища Коробейникова Людмила Сергеевна, дочь священника. После уроков все учителя и ученики осенью ходили дергать лен. Молодая учительница очень боялась, что не выполнит норму, поэтому приходила в поле пораньше и уходила позже всех.

04 февлаля 1943 года Киясовским Роно был издан приказ под номером 145, а вот что говорилось в этом приказе: «Могучая Красная Армия одерживает победу, освобождая от оккупантов рубежи нашей Великой Родины.

Для разгрома врага все уже должны усваивать истину-тыл должен работать с еще большим беспредельным энтузиазмом с особой напористостью, с бесперебойной точностью. Так работают наши заводы, фабрики, колхозы, совхозы. Каким подъемом должны вооружены руководители школ и педагоги, вдохновляемые историческими приказами Великого учителя и гения Иосифа Виссарионовича Сталина. Многие школы по боевому взялись за эту работу вовлекая учащихся в школу, а в отдельных случаях занимаясь в отдельных деревнях индивидуально группами.

К двадцать пятой годовщине Красной Армии все учащиеся должны быть охвачены учебой. Надо немедленно заниматься этим вопросом».

Для обучения учеников в эти трудные годы еще и не хватало учебников. Например, на 5-6 человек доставался один учебник. И поэтому был издан такой приказ Киясовского РОНО: «В целях сохранения фонда учебников в школах всем директорам и завучам школ до 25 апреля взять на учет все учебники имеющиеся у всех учащихся, составить ведомость с указанием автора, названия учебников у кого они находятся, каком состоянии. 17-18 мая у учащихся 1-3 классов учебники должны быть взяты в школу, у учащихся остальных классов по мере сдачи экзаменов».

С фронта постепенно возвращались демобилизованные и сразу же включались в работу. Одним из них был Куликов Николай Иванович, назначенный в 1943 учителем Верхнемалосальинской начальной школы, награжден орденом Отечественной войны I степени, Никонов Василий Харитонович, учитель истории Карамас- Пельгинской школы, Гремитский Георгий Александрович.

Тяжелые годы лишений, тягот и героического труда не сломили воспитанников школ и их учителей. В Киясовском районе открываются новые школы. В 1950 году Киясовская восьмилетняя школа становится средней. В 1947 году открыта Яжбахтинская начальная школа, которая через 10 лет преобразована в Первомайскую восьмилетнюю. На базе Тимеевской 7- летней школы в 1958 году открывается Подгорновская семилетняя . В район стали прибывать новые кадры учителей. Среди них Кунгурова Роза Всеволодовна, учитель географии и химии Атабаевской школы. Мазитова Римма Васильевна, учитель удмуртского языка и литературы. Мерзлякова Ираида Ильинична, пионервожатая Киясовской школы и другие. В 1960-1970 годы школы славились своими учителями, учениками и своими делами. В целях создания необходимых условий для трудового воспитания детей в стране были созданы ученические производственные бригады. В совхозе им. В.И. Ленина они появились в числе первых. Учитель биологии Атабаевской школы Ажимова Нина Павловна организовала и возглавила ученическую- производственную бригаду. В 1971 году школьники заготавливали веники. По заданию совхоза стали выращивать кормовой гибрид брюквы сорта «Куузика» на площади 9 га.

Весь агротехнологический цикл ребята выполняли под руководством Кунгуровой Розы Всеволодовны . Урожайность ежегодно была высокая. Например, в 1973 году получили по 1180 ц. с гектара. В последствии эта цифра называлась как показательный результат студентам Ижевского сельхозинститута. Об успехах ученической производственной бригады Атабаевской школы писала всесоюзная газету «Пионерская правда»; районная газета «Знамя труда». За отличную работу руководство совхоза им. Ленина ежегодно поощряло школьников туристическими путевками, по которым дети объехали пол страны.

В 1971 году на базе Подгорновской школы была организована работа ученической производственной бригады «Дружных» (руководитель Дергачева Вера Николаевна). Учащиеся были участниками ВДНХ СССР, награждены серебряной медалью за трудовое отличие; участвовали во Всероссийской научной конференции по обмену опытом работы в г. Краснодаре.

В 70-80 годы настоящими комиссарами ребячьих сердец были старшие пионерские вожатые. Это Анисимова Екатерина Григорьевна, Пономарева Алевтина Вениаминовна, Горбунова Ирина Петровна, Мерзлякова Ираида Ильинична. Большой вклад в улучшение работы пионерской организации внесла вожатая Карамас- Пельгинской школы Габитова Галина Егоровна. Ежегодно дружине им. Н.К. Крупской присваивалось звание правофлангговой. Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию учащихся.

В Первомайской школе старшей вожатой пионерской дружины им. Ульяны Громовой была Коробейникова Алевтина Ивановна. По итогам работы на Марше дружина в 1983, 1984 годах стала правофланговой лучшей в районе, большую помощь и финансовую поддержку оказывал директор совхоза «Яжбахтинский» Сычев Николай Семенович: выделял деньги на парадную пионерскую форму для активистов и знаменной группы дружины . В Удмуртии хорошо знали о пионерской ферме, где работала старшая вожатая Коробейникова А.И. с пионерами 7 класса.

27 лет работает старшим вожатым в Старосальинской школе Трофимов Николай Григорьевич. Возглавляемая им ученическая производственная бригада «Орленок» в 1978 году заняла первое место в Удмуртской АССР и завоевала переходящее красное знамя. Он руководил школьным лесничеством «Журавленок», которое 1986 году заняло первое место среди школьных лесничеств и звеньев по охране природы по РСФСР. Награжден значком ЦК ВЛКСМ «Лучший вожатый». В 1980 году Трофимов Н.Г. участвовал на всесоюзных курсах старших вожатых во Всероссийском лагере «Орленок», на республиканском конкурсе старших вожатых в 1982 году защищал честь Киясовского района.

В 80- е годы значительно улучшается материально- техническая база школ Киясовского района. Вводятся в эксплуатацию новые типовые кирпичные здания Ильдибаевской, Старосальинской, Лутохинской, Первомайской школы. К этому периоду все школы Киясовского района получили статус средней.

В связи с тем , что начиная с 90-х годов контингент учащихся и воспитанников стал в детских садах сокращаться, в Киясовском районе была проведена оптимизация сети образовательных учреждений. В результате 13 начальных школ были закрыты, а для детей организован подвоз в средние школы. В районе действует 13 школьных маршрутов, 12 автобусов осуществляет подвоз 263 детей в образовательные учреждения.

Программа оптимизации позволила произвести ремонт кровель зданий, рационально использовать помещения.

Наш район гордится своими выпускниками разных лет, среди которых Иван Петрович Тукаев, министр просвещения Удмуртской АССР; Андрей Петрович Пудов, полковник Советской Армии, Баранов Юрий Петрович, отличник народного просвещения, «Заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики; Кузнецова Роза Аркадьевна, кандидат педагогических наук, Гузнищева Надежда Геннадьевна- кандидат медицинских наук; Коконов Сергей Иванович- кандидат сельскохозяйственных наук; Никешкин Владимир Анатольевич, руководитель следственного Управления Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации по Удмуртской республике; Куликов Петр Валентинович- артист оркестра театра «Айкай»; Куликов Петр Васильевич- главный редактор журнала «Кенеш»; Васильева Тамара Егоровна, заместитель главы Администрации МО «Киясовский район».

Начиная с 2000 года школы закончили школу с золотой медалью «За особые успехи в учении» 26 выпускников, с серебряной медалью- 57 выпускников.

Сегодня образовательная система Киясовского района- это 327 педагогов, 10 общеобразовательных школ, два учреждения дополнительного образования- Дом детского творчества, Детско – юношеская спортивная школа, 1179 учащихся. В 11 дошкольных образовательных учреждениях воспитываются 530 детей.

Большой импульс развитию инноваций дал Национальный Приоритетный проект «Образование», благодаря которому МОУ Мушаковская и МОУ Старосальинская СОШ стали победителями среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные системы, и получили по 1 млн. рублей на улучшение материально- технической базы. В Киясовскую, Карамас- Пельгинскую , Ермолаевскую, Старосальинскую, Мушаковскую школы поступили современные интерактивные доски.

5 учитлей школ Киясовского района стали победителями в конкурсе в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», это Коробейникова Людмила Николаевна, учитель химии МОУ Киясовской СОШ, Вахитов Семен Сергеевич, учитель русского языка и краеведения МОУ Старосальинской среденй школы; Долгова Татьяна Геннадьевна, учитель удмуртского языка и литературы МОУ Ермолаевской СОШ; Коробейникова Алефтина Ивановна, учитель русского языка и литературы, краеведения МОУ Первомайской СОШ; Петрова Тамара Никитична, учитель русского языка и литературы МОУ Ермолаевской школы.

Федорова Светлана Даниловна, учитель русского языка и литературы Старосальинской средней школы получила денежную поддержку за счет бюджета Удмуртской Республики.

Каждое образовательное учреждение имеет свое лицо , свой имидж. Карамас- Пельгинская школа много лет работает по программе самообеспечения. В школе разработан туристический маршрут «Неизведанные тропы», который пользуется популярностью у туристов из Удмуртии и стран Зарубежья. Также школа имеет лицензию на право обучения трактористов категории «С», «Е». Коллектив Старосальинской школы работает над внедрением новейших информационных технологий в образовательном процессе, самый первый школьный сайт в Киясовском районе был создан в Старосальинской школе.

На протяжении ряда лет коллективы Мушаковской, Ильдибаевской средней школы работают над воспитанием культуры здоровья учащихся в условиях сельской школы. В Ильдибаевской школе успешно внедряются здоровьесберегающие технологии, ведутся уроки ритмики. В Мушаковской школе внедрена блочно- модульная технология обучения, предусматривающая мероприятия по сохранению и укреплению здоровья школьников. В Киясовской и Первомайской школах разработаны элективные курсы в рамках предпрофильного и профильного обучения учащихся.

Дошкольное образование в районе представлено 11 учреждениями, посещают их более 530 детей. В Киясовском детском саду №1 педагоги ведут работу по сохранению и укреплению здоровья детей, успешно реализуется программа «Растим здорового малыша». В Детском саду «Березка» с. Подгорное углубленно работают по программе «Красное солнышко» по приобщению детей к истокам русской народной культуры, оформлен мини-музей «Русская изба»; в Первомайском детском саду приобщают детей к театральному детскому творчеству. В Мушаковском детском саду разработана программа дополнительного образования по экологии «Неизведанное рядом».

Дополнительное образование в Киясовском районе представлено двумя учреждениями дополнительного образования для детей: МУДОД «Дом детского творчества» и МКОУДОД «Киясовская детско-юношеская спортивная школа». При Доме детского творчества работают кружки по художественно-эстетическому, социально-педагогическому, спортивно-техническому, естественно-научному, туристско-краеведческому направлению.

МКОУДОД «Киясовская детско-юношеская спортивная школа» реализует следующие направления: легкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, баскетбол, шахматы, настольный теннис.

МУДОД «Дом детского творчества» координирует работу общественных организаций «Капельки», «Родники», «Юность». Обучающиеся успешно занимаются в кружках, участвуют в районных и республиканских конкурсах: в конкурсе «Россия глазами детей» победителем стал Ефимов Евгений за работу по дереву «Коллекция «Русский самовар», Неклюдова Раиса заняла 2-е место за работу «Панно из пластилина», танцевальный коллектив под руководством Печниковой Н.В. занимает призовые места в конкурсах и смотрах «Танцующая планета».

Этот год важен для системы российского образования: вводится новый государственный образовательный стандарт начального образования. Новые ФГОС направлены на переход к стратегии социального проектирования и конструирования. В их основе лежит системно- деятельностный подход, предполагающий активную роль всех участников образовательного процесса, раскрытие творческих способностей обучающихся, социальное партнерство между педагогами, учениками и родителями. Особый акцент будет сделан на воспитательной функции, и духовно- нравственном развитии учащихся.

Стандарт впервые определяет такие составляющие, как здоровье школьников и их экологическая культура в качестве важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья- в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Новые стандарты требуют нестандартности решения проблем. В большинстве школ не обеспечена в полной мере материально- техническая база для реализации ФГОС, а это отсутствие компьютеров для 1 класса, проектора, интерактивной доски. Для работы в режиме полного дня не предусмотрены спальные помещения для первоклассников. Завершая свое выступление хочется отметить, что образование за 85- летнюю историю развития района было под постоянным контролем и заботой партии и правительства в веке прошедшем и сегодня не смотря на экономические трудности руководство района, Удмуртская Республика направляет средства на решение проблем образовательных учреждений. Только за прошедшие 15 лет из 10 средних школ 4 перешли в новые здания. В будущем году начнется строительство пятой Карамас- Пельгинской школы. Большая работа проведена по ремонту детских садов, мы ушли из всех деревянных зданий.

У всех на памяти протекающие кровли, когда в группах стояло по 5-10 ведер и тазов под капающую с потолков воду. За последние годы большое внимание уделяется безопасности образовательным учреждениям, безопасности здоровья и жизни детей и педагогов. Для повышения качества питания проведена реконструкция и оснащение новым технологическим и холодильным оборудованием всех пищеблоков школ и детских садов. В четырех школах сделаны теплые туалеты. Да, нет предела совершенству и нашим желаниям. Надеемся, что, то внимание, которое сейчас направлено к образованию со стороны Президентов РФ Д.А. Медведева и А.А. Волкова- через партийные проекты «Единой России» поднимут материальный и моральный статус педагогов на достойное место в обществе. А для детей будут созданы прекрасные условия какие имеют сегодня ученики Киясовской СОШ, перешедших во дворец знаний.



Оглядываясь на 85-летний период становления развития образования в Киясовском районе и подводя итоги, можно сказать, что сделан огромный шаг, но покой нам только снится. У поговорки «Трудно жить в эпоху перемен» есть продолжение:

«Если не знаешь, что делать». А педагоги Киясовского района знают, как надо учить и воспитывать детей, подтверждая это своим ежедневным кропотливым трудом.