Дмитрий гавриленко заколдованное - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Дмитрий гавриленко заколдованное - страница №1/1

ДМИТРИЙ ГАВРИЛЕНКО

ЗАКОЛДОВАННОЕ

С Л О В О

если есть

СВЯТАЯ ЧИСТОТА

25 апреля 2010 года в Концертном зале им. П.И.Чайковского Дмитрий Швед представил публике новую сольную программу "Романсы и вальсы весны...". В концерте приняла участие Валентина Пономарева и Губернаторский оркестр Московской области. В первой части своего выступления Дмитрий Швед пел в сопровождении струнного квартета и играл на акустической гитаре. Исполненные им романсы сразу же очаровали слушателей чистотой звучания и завораживающей глубиной душевных оттенков. Поистине русская песня - неисчерпаемая криница прохладной свежести и самой теплой нежности. Не зря Дмитрий Швед окончил когда-то ГИТИС: его манера исполнения не только безукоризненна по существу, но и артистична в высшей степени. Приятно видеть, что у такого старинного жанра, как русский романс, есть современный рыцарь, отдающий ему душу. 


Впрочем, сам Дмитрий Швед смотрит на свое истовое служение иначе: "Романс называют старинным, но про него нельзя сказать "устаревший". Мое глубокое убеждение , что русский романс - не музейный жанр...". Не присоединиться ли и нам к этим выстраданным словам? В самом деле, среди нелепого и грязного на эстраде бьет чистый родник. Не полезнее ли для желудка (я уж не говорю про душу) напиться кристальной воды? Дмитрий Швед представил слушателям светлую музыку и слова, полные светлого смысла. Его светлый костюм не только усиливал этот свет, но и помогал понять, что у чистоты один исток - чистота. Романсы, исполненные Дмитрием Шведом, принадлежат прошлому нашей страны, но прошлому не прошедшему, а длящемуся, тому прошлому, которое в наших сердцах. Не поселилось ли оно там навсегда вместе с классическим наследием наших предков? Во всяком случае, каждый романс, прозвучавший в этот вечер на эстраде, порождал самый теплый отклик со стороны слушателей, самую горячую благодарность с их стороны. Чувствовалось, что слушатели понимают, какой тяжести работу делает Дмитрий Швед, поднимая на эстраду русский романс в его первозданной прелести. Сколько лет романсу "Гори, гори, моя звезда"? Никто из присутствующих в Концертном зале им. П.И.Чайковского не мог сравниться по возрасту с ним. А в исполнении Дмитрия Шведа романс прозвучал свежо и молодо, несмотря на минорный настрой. Что уж тут говорить про "Очи черные", которым талантливый певец прибавил энергии и задора!
Не только минувшие века в репертуаре Дмитрия Шведа. Вот-вот исполнится 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. И что пел по этому поводу Швед? Он исполнил одну из самых задушевных песен о войне, наиболее интимную, сокровенную, - знаменитую "Темную ночь". Трудно разве ощутить ее родство с романсами девятнадцатого века? Последователен Дмитрий Швед, и в этой его последовательности я чую будущее давнишнего жанра.
Вторую половину концерта певец посвятил русскому офицеру. Одет он был в гусарский мундир. Уверенно, бодро звучит Губернаторский оркестр Московской области. Романс "Офицеры русские" в исполнении Дмитрия Шведа раскрыл такую же бодрость духа и силу. Казалось, у певца проснулось второе дыхание. И несомненное ощущение родства тех, что носили гусарские мундиры, с офицерами в советских кителях. За плечами и тех, и других были величайшие жертвы и славные победы. Артистизм, исполнительское мастерство Дмитрия Шведа и Валентины Пономаревой, душевная реакция на их выступления слушателей воскресили во мне надежду на второе рождение русского романса, глубокого, чистого, святого в своей чистоте.
Среди публики было немного молодежи, но ведь романс - жанр элитарный по нынешним временам. Требуется определенная работа души, и хорошо уже то, что у части юного поколения эта работа ведется. Молодежь начинает осознавать, какие мощь и глубина скрываются за тонкими стенами русского романса.

РАЧИТЕЛЬ ПЕСЕННОГО СЛОВА

Их встреча не была запланирована заранее, великий поэт только что вернулся в Москву после ссылки. Коронованный две недели назад новый царь Николай I публично назвал Пушкина после аудиенции умнейшим человеком России. А Петру Киреевскому исполнилось в ту пору лишь восемнадцать лет. И все-таки родник отечественной фольклористики начал пробивать себе дорогу со дня встречи поэта и его восторженного поклонника.


Среди озорной, нередко бесшабашной дворянской молодежи Петр выглядел белой вороной. Он был молчалив, сторонился шумных компаний, от родителей унаследовал философский склад ума. Общению с другими людьми мешала застенчивость, вставая неодолимой преградой в приобретении новых знакомых, однако случай был особенный: Петр впервые увидел Пушкина, стихи и поэмы которого он внимательно и с такой любовью читал. Природная застенчивость не смогла воспрепятствовать их знакомству. Ведь Киреевский боготворил великого поэта и уже давно приготовился к тому, чтобы выразить переполнявшие его чувства при встрече. А Пушкин, в свою очередь, не мог не выделить из своих поклонников Петра Киреевского, мать которого Авдотья Петровна находилась в близком родстве с В. А. Жуковским, старшим другом и покровителем поэта. Состоявшийся разговор был краток, но он во многом определил дальнейшую судьбу Петра. Поэт рассказал, что ему удалось записать в Михайловском русские народные песни, исполненные красоты и глубины чувства. Поделился планами издания их отдельной книгой. Слова Пушкина произвели большое впечатление на молодого человека. Он и сам уже осознавал отшлифованное веками совершенство народной поэзии, ее первозданность и цельность. Но кто он такой? Один из многих дворянских детей, не нашедших пока своей дороги в жизни. Иное дело - Пушкин. Это имя у всех на устах, и только его авторитет может привлечь внимание публики к старинным песням. Петр Киреевский решил в меру своих сил помогать великому поэту. Требовалось своего рода подвижничество, так как поле, на которое ступил юноша, было давно засеяно и щедро плодоносило, однако обязывало иметь немалые знания для сбор урожая. Планы великого поэта вдохновляли Петра, помогая сохранять надежду на благополучное завершение начатого. Посетив одну деревню, дотошно расспросив ее старожилов о народных песнях, записав их тексты, он отправлялся в другую, расположенную зачастую на значительном расстоянии. Но это не смущало энтузиаста, ощутившего свое подлинное призвание. Его записи увеличивались с каждым днем.
За месяц набиралось столько великолепных песен, что юноша готов был пуститься в пляс при мысли о том, что скоро они попадут в руки Пушкина, умевшего ценить подлинную поэзию лучше других. И там и сям встречал Петр в его произведениях вкрапления из устного народного творчества. Это и задушевные песни, и мудрые в своей краткости пословицы и поговорки. Киреевский живо представлял себе, как обрадуется поэт его записям, как непременно укрепится в мысли о необходимости донести до читателя всю роскошную прелесть старинных строк - настоящий подарок от народа-языкотворца.
Получилось же все совсем не так, как воображал молодой человек. Он не знал многих обстоятельств нелегкой жизни поэта, когда Александру Сергеевичу зачастую было не до песен. Приходилось заботиться о куске хлеба да о том, чтобы расквитаться с долгами. А фольклористика требовала много специальных знаний и кропотливого труда. Пушкин, познакомившись с записями Киреевского, увидел в нем и знатока, и работягу-энтузиаста. Вместо того чтобы забрать у молодого человека записанные им народные песни, поэт без колебаний передал ему свое собрание, значительно пополненное во время поездок в Болдино и под Оренбург. Тем самым поэт как бы благословил Киреевского на дальнейшую скрупулезную работу. Он хорошо понимал, что русская фольклористика стоит лишь в самом начале долгого пути. Пушкин выразился по этому поводу лаконично и ясно: "Дело находится в надежных руках Киреевского".
И не ошибся, оказавшись настоящим провидцем. В Киреевской слободке под Орлом Петр тщательно обдумал состав будущих "песенных" книг. Здесь он многократно перечитывал пушкинское собрание. В нем попадались прекрасные образцы устного творчества нашего народа:
Беседа моя, беседушка, 
беседа смирна! 
Во той во беседушке 
девицы сидят, 
Девицы сидят, 
речи говорят: 
"Лучина-лучинушка, 
не ясно горишь, 
не ясно горишь, 
не вспыхиваешь". 
"Али ты, лучинушка, 
в печи не была ?" 
"Я была в печи 
вчерашней ночи. 
Лихая свекровушка 
воду пролила, 
воду пролила, 
меня залила".
Пушкин обещал Киреевскому написать предисловие к сборнику народной поэзии, однако намерение осуществить не удалось. В рукописях Пушкина сохранились небольшие замечания о свадебных песнях, в которых он усмотрел "семейственные причины элегического их тона". Но гораздо более важным свидетельством увлечения поэта фольклором является портрет Петра Киреевского, нарисованный им в рукописи поэмы "Полтава". Куда-то вдаль смотрит чуть курносый молодой человек, светлоглазый, темно-русый. Определенно ощущаются в его облике целеустремленность, готовность пройти до конца избранной стезей. Пушкин будто бы предчувствовал, что Киреевскому придется преодолеть немало трудностей.

В 1848 году Петр Киреевский начал публиковать сокровища старинной поэзии. Непростое это дело растянулось на многие годы. Тысячи песен пришли к читателю, открыв ему со всей полнотой мир народных чаяний, упорного труда, религиозных обрядов и веселых празднеств. П. В. Киреевский был признан основателем русской фольклористики, но нельзя забывать, что первый камень в фундамент новой науки заложил наш великий Пушкин, вдохновенный рачитель песенного слова.