Дерек Принс Они будут изгонять бесов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Дерек Принс Они будут изгонять бесов - страница №1/7

Дерек Принс

 

Они будут изгонять бесов

 

ЧАСТЬ 1

Основы

Почти две тысячи лет назад, Иисус пришел, чтобы помочь страдающему человечеству, чудесным образом исцеляя больных и изгоняя бесов. Он продолжал это делать все три с половиной года своего земного служения.


В последующие века христиане и христианки призывались время от времени для чудотворного служения больным и немощным. И все же, я знаю очень немногих, чье служение изгнания бесов можно было бы сравнить с тем, что делал Иисус. В результате, большинство жертв демонического давления все еще переживают страдания без какого-либо предложения практической помощи со стороны Церкви.
Я верю, что пришло время вымести мусор религиозных традиций, которые обволакивали туманом чистое откровение Нового Завета, и опять установить служение Церкви на твердом основании - Иисусе и Евангелии.

Глава 1

Как это делал Иисус?

Когда член моей общины издал пронзительный душераздирающий крик и упал прямо перед моей кафедрой, я должен был принять мгновенное решение. Я подозвал других членов церкви помочь мне, и во имя Иисуса мы успешно изгнали бесов (или злых духов) вон. Этот случай произошел в 1963 году, и он подтолкнул меня к интенсивному изучению служения Иисуса. Я хотел, чтобы мои действия соответствовали Его действиям.


Как я обнаружил, Марк начал свое описание публичного служения Иисуса случаем в Галилейской синагоге, где во время Его учения бесы бросили Ему вызов. После этого инцидента Он стал известен на всю Галилею (см. Марка 1:21-28).
С этого момента мы наблюдаем, как Иисус имеет дело с бесами везде, где бы Он ни появлялся за все три с половиной года своего публичного служения. Незадолго до конца, Он послал Ироду такие слова, что Он будет продолжать изгонять бесов и исцелять больных, пока Его миссия на земле не будет завершена (смотрите Луки 13:32).
Но служение не закончилось тогда с Ним! Когда Иисус посылал Своих последователей, Он передал им Свою власть. Фактически, Он никогда никого не посылал проповедовать Евангелие, не наставив сначала особенным образом и не снабдив этого человека властью предпринимать действия против бесов таким же образом, как это делал Он Сам. Я нигде в Новом Завете не могу найти основания для евангелизационного служения, которое бы не включало изгнание бесов. Эта истина остается неизменной сегодня так же, как и во времена Иисуса.
Вскоре я понял, что сатана развил особую оппозицию для такого служения. Он по собственному выбору является личностью тьмы. Он предпочитает сохранять истинную природу своих действий в тайне. Если он может держать человечество в неведении относительно своей тактики или даже относительно своего существования, то он может использовать двойной инструмент невежества и страха для осуществления своей разрушительной работы. К сожалению, невежество и страх держат в заключении не только неверующих. Часто они работают внутри Церкви. Слишком часто христиане относятся к бесам с очевидным страхом, как будто они из той же категории, что и привидения с драконами. Корри тен Бум заметила, что страх к бесам исходит от самих бесов.
Я использовал слово "изгонять" в названии этой книги для описания того, как нам надо обращаться с бесами. Изгонять или выгонять - это простое повседневное слово, не имеющее особого религиозного подтекста. Оно опускает все это служение на уровень каждодневной жизни.
Сам Иисус был крайне практичным в обращении с бесами. В то же время, Он подчеркнул уникальную важность служения по изгнанию бесов, сказав: "Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие" (Матфея 12:28).
Изгнание бесов демонстрирует две важные духовные истины. Во-первых, оно раскрывает существование двух противоборствующих духовных царств: Царства Божия и царства сатаны. Во-вторых, оно демонстрирует победу Божьего Царства над сатанинским царством. И конечно, сатана предпочитает скрывать эти две истины!
Когда Иисус изгонял бесов, Он пошел за пределы Ветхого Завета. От времени Моисея и после, Божьи пророки совершали множество чудес, которые предвещали служение Иисуса. Они исцеляли больных, воскрешали мертвых, обеспечивали чудесным образом пропитание для огромного количества людей и демонстрировали Божью силу, контролируя силы природы. Но вы не найдете ни одной записи о том, чтобы кто-либо из них когда-либо изгонял бесов. Это было привилегией Иисуса. Это было уникальной демонстрацией того, что Царство Божие достигло людей в Его дни.
Поэтому непостижимо, как это служение могло так игнорироваться современной Церковью во многих частях мира. Евангелизм, особенно на Западе, часто практиковался таким образом, как будто бесов вообще не существует. Позвольте мне сказать с той вежливостью, с какой только возможно, что евангелизм, который не включает изгнания бесов, не является евангелизмом Нового Завета. Я сделаю еще один шаг и применю это к служению молитвы за больных. Это не по Писанию - молиться за больных, если служитель не готов также изгонять бесов. Иисус не отделял одного от другого.
С другой стороны, сегодня существуют некоторые, доводящие служение изгнания бесов до крайностей, не соответствующих Писанию. Они внушают, что к любым видам проблем - физическим, эмоциональным или духовным, - следует относиться как к активности бесов. Но такое отношение не сбалансировано и не соответствует Писанию. Иногда освобождение проводится таким образом, что это возвеличивает заслугу служителя или того, кто получает освобождение, но не отдает славы Господу Иисусу.
Лично я вижу в этом еще одно доказательство сатанинской особой и сильной оппозиции служению освобождения. Если возможно, он ищет случая исключить его вообще из Церковной программы. Провал и дискредитация этого служения - его цель.
Я, со своей стороны, конечно же, не напрашивался в это служение! Как я сказал, я был поставлен перед выбором в сложившейся ситуации, где я должен был избрать между двумя альтернативами; принять меры против бесов или отступить и дать им дорогу. Оглядываясь назад, я рад, что не выбрал отступление.
Мой основной мотив в написании этой книги - помочь на пути, в котором я помогал себе сам. Говоря это, я думаю о двух группах людей.
Во-первых, это люди, находящиеся под демоническим давлением, которые не знают, как получить свободу, и проходят через различные мучения, причиняемые бесами. В некоторых случаях душевные, эмоциональные и физические мучения настолько изнурительны, что подобны настоящей тюрьме и пыткам в концентрационном лагере. Я всем сердцем верю, что цель Иисуса - через Евангелие предложить надежду и освободить таких людей.
Во-вторых, это те, кто был призван в Евангельское служение, но иногда сталкивается с людьми, которые отчаянно нуждаются в освобождении от бесов. Их прошлый опыт или обучение не может предложить им ничего для выполнения такого рода задачи, хотя в этом такая нужда.
Я могу отождествить себя с людьми из обеих категорий. Когда я был молодым проповедником, я очень страдал от неконтролируемых приступов депрессии, в результате чего часто был подвержен искушению оставить служение. Позже, встретившись с людьми, которым я очень желал помочь, я не смог этого сделать из-за своего собственного доктринального предвзятого мнения и неуверенности. Я продолжал спрашивать себя: как может быть, что так много христиан находятся под демоническим давлением?
Обращаясь назад на более чем тридцать лет, я вижу, что не проходило ни одного месяца, чтоб я не помогал кому-то получать освобождение от бесов. Это значит, что уроки, которыми я делюсь в этой книге, имеют солидное основание, - во-первых, на Писании и, затем, на моих собственных наблюдениях и опыте.
Временами служение освобождения вызывало непонимание и критицизм со стороны других христиан, но это всегда перевешивалось удовлетворением от возможности помочь страдающим людям. Недавно я с моей женой Руфью гуляли по Иерусалиму, и одна еврейская женщина, примерно пятидесяти лет, подошла ко мне и спросила: "Вы Дерек Принс?" Когда я кивнул, она сказала: "Я обязана вам жизнью". Ее глаза наполнились слезами. "Двадцать лет назад я была так заполнена бесами, что для меня уже не оставалось надежды. Затем я встретила Иисуса, и кто-то дал мне ваши кассеты по освобождению. Теперь я свободна! Люди, которые знали меня до освобождения, говорят, что я подобна тем, кто встал с инвалидного кресла".
Слыша свидетельства, подобные этому, я рад, что не отступил перед критицизмом и оппозицией.
Практика всех этих лет также увеличила во много раз мою уверенность в точности Писания. Либеральные теологи часто утверждают, что описание демонической активности в Новом Завете нельзя принимать дословно, но как простую уступку суеверному невежеству людей времен Иисуса. В противоположность этому я должен заявить, что снова и снова являлся свидетелем демонических проявлений, которые в точности соответствуют описанию в Новом Завете. В этом, так же как и во всем другом, записи Нового Завета абсолютно точны. Мы сегодня имеем надежное всеобъемлющее основание для нашего служения.
В этой книге я старался, во-первых, заложить твердое библейское основание, и затем построить на нем практическое объяснение того, что включает в себя служение освобождения. Основание, как я упоминал, - это служение самого Иисуса. Но прежде, чем мы сможем построить на этом основании, мы должны внести ясность в неточную или неправильную терминологию, которая многих ввела в заблуждение и была традиционно используема в переводе Нового Завета. Это будет темой следующей главы.
Во второй части я детально поделился личным опытом вхождения в служение освобождения. Затем, в части третьей, я ответил на семь вопросов, которые чаще всего встречаются в моем служении. И в заключение, в четвертой части, я дал практическое систематическое учение о том, как распознавать и изгонять бесов и ходить в победе.

Глава 2

Терминология

Авторы Нового Завета дают ясное описание природы и активности бесов, но ключ к пониманию этой сферы лежит в точном объяснении используемой ими терминологии. К сожалению, существуют некоторые слабости в переводе Нового Завета и некоторые места не передают точного значения греческого текста, что делает их неясными для современного читателя. Поэтому необходимо сначала исследовать основные слова, используемые в греческом тексте.


В Писании используются три выражения для описания злых духовных существ, которые являются основными агентами сатаны в его борьбе против человечества. Первое - бес (на греческом языке - даймонион). Это средний род единственного числа прилагательного даймониос, которое происходит от существительного даймон. Таким образом, прилагательное даймониос указывает на связь с существительным даймон. Несмотря на то, что слово даймонион является прилагательным по форме, оно обычно используется как существительное. Фактически, это прилагательное, ставшее существительным. Мы можем проиллюстрировать это современным примером. Зеленый - это другое прилагательное, которое стало существительным, описывающим человека, активно озабоченного положением окружающей среды. И мы хорошо понимаем, когда речь идет о "зеленых".
В современном переводе важное различие между даймон и даймонион уничтожилось; фактически, оба слова были просто переведены одним словом: бес. И в этой книге, при необходимости показать различие, мы будем продолжать использовать греческие слова, транслитерированные в современном переводе, и выделим их курсивом: даймон и даймонион.
Ссылки на оригинал греческого текста показывают на существование двух отдельных видов: даймон, первичное, и даймонион - производное. (Это имеет большое значение для определения природы бесов, к чему мы вернемся в 11 главе "Кто такие бесы?") Производная форма даймонион используется около шестидесяти раз в Евангелиях, в Деяниях и в Откровении. Другими словами, она представляет важную концепцию Нового Завета. В оригинальном тексте даймон появляется только один раз в Евангелии от Матфея 8:31, где это слово, очевидно, используется с тем же значением, что и даймонион. Но это не обычное использование.
Второе выражение использовано в Новом Завете для описания злого духа выражением "нечистый дух", это значение используется около двадцати раз в Евангелии от Луки, в Деяниях и Откровении.
Третье выражение, "злой дух", используется шесть раз в Евангелии от Луки и в Деяниях.
В Евангелии от Луки 4:33 два из этих выражений используются вместе, когда автор говорит о "нечистом духе бесовском" (даймонион).
Все вместе это значит, что все три выражения взаимозаменяемы. "Бесы" являются "нечистыми духами" и также "злыми духами".
Одна из версий перевода Библии везде переводит даймонион как "дьявол". Это приводит к нескончаемой путанице. Слово дьявол было взято от греческого слова диаволос, которое не имеет прямого взаимоотношения с даймонион. Диаволос значит "клеветник". В Новом Завете оно, кроме трех случаев, упоминается в качестве титула самого сатаны. В этом смысле оно используется только в единственном числе. Бесов много, но дьявол один.
Сатане дан этот титул, потому что его основная деятельность состоит в том, чтобы клеветать, и все это для того, чтобы порочить характер человека. Самой его главной целью является опорочить характер Самого Бога. Он делал это в Эдемском саду, подбросив Адаму и Еве мысль, что Бог неправильно обращался с ними, удерживая их от познания добра и зла. Во-вторых, сатана порочит характер всех, кто каким-то образом представляет Бога. Это его основное оружие против слуг Божиих. Все основные переводы соблюдают различие между диаволос и даймонион, они переводят диаволос как "дьявол" и даймонион как "бес". 
К сожалению, существует другое заблуждение, которое не было выяснено в других современных переводах. Греческое существительное даймон рождает глагол даймонизо, который встречается около двенадцати раз в Новом Завете. Очевидный перевод этого слова - демонизированный, которое толковый словарь объясняет, как "подвергшийся демоническому влиянию". В Новом Завете этот глагол появляется только в пассивной форме, то есть "быть демонизированным". В оригинальном переводе Кинг Джеймс оно переведено как "быть обладаемым дьяволом или дьяволами". Большинство современных переводов правильно поменяли слово "дьявол" на "бес", но ошиблись, сохранив форму "быть обладаемым".
Проблема с этой формой в том, что в этом слове подразумевается смысл владения, как собственности. Быть обладаемым дьяволом или бесом подразумевает, что человек является собственностью дьявола или беса. Но в греческом слове даймонизо нет никаких оснований для такого подтекста, нет и намека на собственность или владение, а только подразумевается "объект демонического влияния".
Очевидно, что форма используемых слов имеет существенную важность. Одно значение имеет фраза, сказанная человеку: "Ты являешься объектом демонического воздействия". И совсем другое дело, если вы скажете: "Ты одержим (или обладаем) бесом".
Позвольте мне подчеркнуть, что глагол даймонизо не содержит и намека на одержимость. Лично я верю, что каждый рожденный свыше христианин, искренне жаждущий жить для Христа, принадлежит Христу и является Его собственностью. И чудовищно предполагать, что такой человек принадлежит дьяволу или является его собственностью.
С другой стороны, я знаю на основе своей собственной практики, служа тысячам других людей, что рожденный свыше человек может быть объектом демонического влияния. Такие христиане, несомненно, принадлежат Христу, и все же существует сфера их жизни, которая еще не контролируется Святым Духом. И в этих сферах человек все еще находится под демоническим влиянием.
В остальной части этой книги я буду говорить о таких людях, как о тех, кто "демонизирован".
Греческий глагол, который обычно описывает процесс освобождения от бесов - "екбалло", переводимый как "выгонять", но многие переводы употребляют слово "изгнать". Как я сказал до этого, оно описывает простое действие повседневной жизни. В этой книге я буду использовать по очереди все эти значения.
Другой греческий глагол, используемый в соединении с предыдущим, это "ексорсизо", переводимый как "заклинать духов". На современном языке выражение "заклинать" объясняется, как "выгонять злых духов из человека или из места с помощью молитв, заклинаний и религиозных обрядов". Часто это слово используется в ритуалах литургических церквей, но в Новом Завете встречается только один раз. 

Глава 3

Пример и служение Иисуса

Когда я был поставлен публично перед открытым неповиновением бесов на утреннем воскресном служении (как я объяснил в главе 1), мне пришлось начать изучать описания Нового Завета о том, как Иисус поступал в подобных случаях. Он является одним единственным основанием и примером для любого христианского служения. Поэтому в этой главе я просмотрю в некоторых деталях, как Сам Иисус обращался с бесами.


Одна из самых первых сцен Его публичного служения произошла в синагоге Капернаума, она ярко описана в Евангелии от Марка 1:21-26:
И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: Оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святой Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
Реакция народа описана в стихах 27 и 28:
И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
В стихе 23, когда Синодальный перевод Библии говорит "одержимый духом нечистым", на самом деле на греческом буквально сказано "в нечистом духе". Возможно, правильно ближайший эквивалент звучал бы так - "под влиянием нечистого духа".
Это является наглядным примером того, как перевод может ввести в заблуждение относительно деятельности злых духов (или бесов). Ничто в оригинальном греческом тексте не оправдывает использование слова "одержимый" с его значением полной принадлежности. Этот перевод является просто выражением традиционной религиозной терминологии, которая затемняет истинное значение оригинального текста.
Иисус проповедовал в Галилее: "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие" (Марка 1:15). Как Он должен был продемонстрировать превосходство Своего Царства над царством сатаны? Существует шесть важных пунктов, о которых мы должны сказать.
Во-первых, Иисус расправлялся с бесами, а не с людьми. Бесы говорили из людей, и Иисус отвечал бесам. Дословный перевод слов Иисуса бесу звучит так: "Заткнись!"
Во-вторых, Иисус выгнал беса из человека, а не человека из синагоги.
В-третьих, Иисуса не волновало, что прервалась проповедь или нарушен порядок. Изгнание бесов было основной частью всего Его служения.
В-четвертых, бес говорил о себе и в единственном, и во множественном числе: "Ты пришел погубить нас! знаю Тебя..." (стих 24) Этот ответ очень характерен для бесов, говорящих за себя и за других. Бес в человеке из Гадара использует ту же форму разговора: "Легион имя мне, потому что нас много" (Марка 5:9).
В-пятых, резонно допустить, что этот человек был обычным членом синагоги, но, очевидно, что никто не знал о его нужде в освобождении от беса. Возможно, даже сам человек не знал. Помазание Святого Духа на Иисусе заставило беса проявиться.
В-шестых, с этого драматического противостояния бесу в синагоге началось публичное служение Иисуса. Он стал известен среди евреев, прежде всего, как Человек с уникальной властью над бесами. 
Как Иисус обращался с бесами
Вечером того же дня, когда движение людей больше не было ограничено правилами Шаббата (субботы), мы можем сказать, что Иисус провел свое первое "служение исцеления":
При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
(Марка 1:32-34)
То же событие описано в Евангелии от Луки 4:40-41:
При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
Для того чтобы иметь ясную картину того, как Иисус обращался с бесами, мы должны соединить эти два места Писания из Марка и Луки вместе. В Евангелии от Марка говорится: "Он... не позволял бесам говорить", но в Луки говорится "выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий". Так же как и в случае в синагоге, бесы публично объявляли о своем знании, что Иисус - Святой Божий, или Сын Божий, но после этого Он запрещал им говорить более сказанного.
Достойно внимания и то, что народ приходил к Иисусу, ища исцеления от болезней, но многие получали освобождение, и бесы выходили из них. По-видимому, люди не осознавали, что бесы стали причиной их заболеваний. Одна замечательная характеристика служения Иисуса от начала до конца - это то, что Он никогда не делал различия между исцелением больных людей и освобождением их от бесов.
То же самое мы можем сказать о Его проповедях, это описано в Евангелии от Марка 1:39:"И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов". Изгнание бесов было обычной частью проповеди Иисуса. Освобождение людей от бесов было одновременно и подтверждением и практическим применением того, что Он проповедовал: "Приблизилось Царствие Божие" (Марка 1:15).
Мы можем спросить: какого рода людям Иисус служил таким образом? Прежде всего, религиозным евреям, собиравшимся каждую субботу в синагоге, и остальную часть недели проводившим в заботах о своих семьях, обрабатывая свои поля, занимаясь рыболовством и работая в своих лавках. Те, кто получал помощь от Иисуса, были в основном "нормальными" уважаемыми, религиозными людьми. И все же они были демонизированными. Бесы получили доступ к некоторым сферам или сфере их личности, в результате чего эти люди не могли полностью контролировать эти сферы внутри себя.
Нам нужно помнить, что моральные и этические уставы евреев во времена Иисуса основывались на Десяти Заповедях и Законе Моисея. Это означало, что большинство из них жили более моральной жизнью, чем большинство людей в нашем современном обществе.
Несомненно, что в сегодняшнем христианстве можно найти множество похожих людей: хороших, уважаемых, религиозных людей, посещающих церковь и использующих все правила религиозного языка, и все же они такие же, как и религиозные евреи во дни Иисуса. Бесы вторглись в некоторые сферы их личности и, как результат, они не имеют полного контроля над собой. Несомненно, они нуждаются в освобождении точно так же, как и люди, которым служил Иисус!
В Евангелии от Луки 13:32 Иисус дал ясно понять, что Его практическое служение больным и демонизированным будет продолжаться без изменений до конца: "Се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу". "Сегодня и завтра, и в третий день" - это выражение на иврите, которое можно перефразировать так: "начиная с этого момента и до тех пор, пока работа не будет выполнена". Практическое служение Иисуса началось, продолжалось и закончилось двумя служениями: исцелением больных и изгнанием бесов. Он с самого начала пошел правильным путем и никогда не нуждался в усовершенствовании.
Далее, когда пришло время для Иисуса подготовить и послать своих учеников, Он наставил их продолжать служение в точности таким же образом, как это делал Он. Двенадцати апостолам Он передал двойную власть: во-первых, изгонять бесов; и       во-вторых, исцелять любого рода заболевание и немощь (смотрите Матфея 10:1). Затем Он дал им определенные инструкции, как использовать эту власть: "Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте" (Матфея 10:7-8).
Марк дает краткое описание того, как ученики выполнили эту задачу: "Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли" (Марка 6:13). Значит, изгнание бесов не было необязательным дополнением!
Позже Иисус послал еще семьдесят учеников парами, чтобы они приготовили Ему путь везде, куда Он намеревался идти. Мы не имеем детального описания Его инструкций, но совершенно ясно, что они содержали указание изгонять бесов, так как ученики возвратились назад с радостью, рассказывая: "Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем" (Луки 10:17).
После Своей смерти и воскресения Иисус опять дал поручение Своим ученикам, но теперь Он расширил их служение, распространяя его на весь мир. Он пообещал, что служение тех, кто пойдет вперед в вере и послушании, будет сопровождаться пятью сверхъестественными знамениями. Вот два первых из них: "...именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками" (Марка 16:17).
С начала двадцатого столетия было уделено много внимания в проповедях и учениях второму знамению: говорению на новых языках. Но знамение, указанное Иисусом в первую очередь - изгнание бесов, не получило того же положительного внимания. Очень печально, что современная Церковь не отнеслась серьезно к вопросу изгнания бесов.
Последующий отчет последнего поручения Иисуса Своим ученикам дан в Евангелии от Матфея 28:19-20:
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.
Это поручение было простым и практическим: приобретать учеников и затем обучать их исполнять все, что повелел Иисус Своим первым ученикам. Затем, эти новые ученики в свою очередь научат следующих учеников тому, чему учил Иисус. И таким образом, это будет продолжаться от одного поколения к другому - и так "до скончания века". Иисус начал готовить Своих учеников по правильной "программе" и никогда не предусматривал никаких изменений для нее. К сожалению, через столетия Церковь предприняла множество непозволительных изменений, и ни одно из них не послужило к лучшему!
Образец новозаветного евангелизма
Новый Завет дает один ясный пример ученика, который служил по образцу служения Иисуса: это - Филипп. Это единственная личность в Новом Завете, специально названная "евангелистом" (Деяния 21:8), и его служение, описанное в книге Деяний 8:5-13 и 26-40, является примером новозаветного евангелизма.
Проповедь Филиппа была очень простой. В Самарии это была "проповедь о Христе". Для эфиопского евнуха это была "проповедь об Иисусе". Филипп не нуждался в организационном комитете, профессиональном хоре или зале, снятом за определенную плату. Причина, почему толпы собирались слушать его, была только одна - драматическая демонстрация Божественной сверхъестественной силы:
Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
(Деяния 8:6-7)
Это новозаветный евангелизм: Евангелие проповедуется и толпы людей слушают; они видят чудеса и изгнание бесов и верят; они получают крещение и образуется Церковь. Центральным элементом является изгнание бесов, часто сопровождаемое шумом и проявлениями, нарушающими порядок. Другие особенные черты евангелизма могут меняться, но этот элемент является центральным для евангелизма, практикуемого в Новом Завете, в начале Иисусом, затем Его учениками.
Этот пример евангелизма не ограничивается только учениками, бывшими свидетелями служения Иисуса. Он был явлен и в служении апостола Павла. Фактически, в один момент успех Павла в изгнании бесов произвел впечатление на весь город Эфес:
Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагались платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известным всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.
(Деяния 19:11-17)
Так как сыновья Скевы преднамеренно имитировали Павла, мы видим в их действиях "шаблон", с помощью которого мы можем сформировать ясную картину того, как обращался с бесами сам Павел. Очевидно, он прямо обращался к ним и приказывал им во имя Иисуса выходить из захваченной ими жертвы. Другими словами, Павел последовал примеру самого Иисуса.
Позорный провал сыновей Скевы также является явным доказательством того, что успех в изгнании бесов не зависит просто от использования правильной "формулы". Человек, использующий формулу, должен быть искренним и податливым каналом для сверхъестественной Личности Святого Духа.
Эти происшествия в Ефесе обеспечивают последующие новозаветные примеры того, как служение освобождения может повлиять на целое общество. Зрелище с сыновьями Скевы закончилось их беспорядочным побегом от демонизированного мужчины и имело влияние на весь город Ефес, особенно на живущих там христиан. Это послужило к тому, что была проведена разделительная черта между учениками Иисуса и неверующими.
Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли пред всеми, и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм.
(Деяния 19:18-19)
К тому времени многие верующие; по-видимому, пытались жить одной ногой в Царстве Божьем, а другой - в царстве сатаны. Они исповедовали свою веру во Христа, но все же сохраняли у себя свитки, содержащие секретные заклинания, используемые для занятий оккультизмом. Очевидно, свитки были очень дорогими, и это было одной из причин, почему христиане не желали расстаться с ними. Но когда у них глаза раскрылись на духовную реальность, они лучше пожелали смотреть на то, как горят их свитки.
Драхма в те дни была однодневной зарплатой. Если бы мы подсчитали стоимость тех свитков, пользуясь исчислением зарплаты наших дней на Западе (примерно, сорок долларов в день, то есть минимальной заработной платой в день в Соединенных Штатах), то сумма оказалась бы больше двух миллионов долларов. Совершенно ясно, сколько денег зарабатывали оккультисты!
Результат этого драматического противостояния между двумя царствами приведен в заключительном стихе: "С такою силою возрастало и возмогало слово Господне" (Деяния 19:20).
Если евангелизм очень редко достигает такого результата в современном мире, то мы можем задать вопрос: кто изменился? Иисус? Бесы? Или Церковь?

ЧАСТЬ 2

В школе практики

Личный опыт сам по себе никогда не является достаточным основанием для установления библейской доктрины. Но, тем не менее, иногда он может пролить свет, если мы не знаем, как применять доктрину.


Так было, когда я лично столкнулся с бесами. Я читал новозаветные описания того, как Иисус и Его ученики обращались с бесами, и принимал это, как часть откровения Священного Писания. Но оно никогда не было живым для меня.
Часто я радовался, приводя грешника ко Христу. Я также видел ответы на молитвы людей, просивших о физическом исцелении. Но я не имел сознательного реального опыта в противостоянии и изгнании бесов с внешними проявлениями, так ярко описанными в Новом Завете.
Затем Бог по Своей суверенной воле дал мне прямое личное переживание в различении и обращении с бесами. Прежде всего, я сам получил свободу от постоянной, калечащей депрессии, когда я осознал, какой источник стоял за этим и воззвал к Богу об освобождении. Позже я столкнулся с проявлениями бесов в других людях и испытал на своем личном опыте истинность обещания Иисуса Своим ученикам в Евангелии от Марка 16:17: "Именем Моим будут изгонять бесов". Это добавило новое важное измерение в моем служении.
Оглядываясь назад, я понимаю, что Бог ввел меня в Свою "школу практики", суверенно проводя меня от одной встречи с бесами к другой. В конце концов, обращение с бесами стало обычной частью моего христианского служения.
В следующей главе я поделюсь некоторыми самыми важными уроками, которым Бог научил меня в пути, по которому Он вел меня.

Глава 4

Моя битва с депрессией

Я вспоминаю годы перед Второй Мировой войной. Четыре с половиной года я служил в Британской армии на Среднем Востоке. Затем, во время моего увольнения, я женился на Лидии Кристенсен, датской учительнице, которая возглавляла маленький детский дом в Иерусалиме. Благодаря моему браку с Лидией, я стал отцом уже существующей семьи из восьми девочек, из которых шесть были еврейками, одна - палестинская арабка и самая маленькая - англичанка.


Всей семьей мы были свидетелями возрождения государства Израиль в 1948 году и затем переехали в Лондон. Мы обнаружили город, который утомленно пытался восстановить свою вдребезги разбитую войной жизнь. Каждую ночь нацистские бомбардировщики проливали дождь ужаса и уничтожения на людей, которые не могли отплатить тем же. Много позже после того, как бомбы прекратили падать, свежие шрамы были все еще видны в городе.
Многие улицы напоминали мне человека, у которого при улыбке обнаруживалось отсутствие двух или трех передних зубов. Посреди уцелевших домов, которые остались стоять, мелькали заросшие сорняками пустыри, служащие молчаливыми мемориалами памяти погибших семей, уничтоженных вместе со всем домом. Еще более ужасно выглядели пустые каркасы домов с почерневшими, обвалившимися стенами и выбитыми окнами. Напрасно глаз искал любого остатка элегантности или красоты.
Внешние шрамы города соответствовали эмоциональным шрамам, которые люди носили в себе. Преобладающим настроением был усталый цинизм. Британия вышла из войны победительницей, но плодом победы была горечь. Большинство основных продуктов питания были в дефиците. Такие товары, как сахар, масло, чай и табак, которые могли принести в жизнь немного радости или, по крайней мере, сделать ее более терпимой, были строго нормированы. Очереди были слишком длинными, а настроение было подавленным.
Уровень духовной жизни в Англии был ниже, чем, по крайней мере, в течение последних двухсот лет. Меньше пяти процентов населения регулярно посещали какое-либо место поклонения Богу. Многие церкви были либо разобраны, либо переделаны в мебельные хранилища. Из тех церквей, которые остались открытыми, только некоторые несли позитивную проповедь надежды, которая могла послужить противоядием преобладающей депрессии.
Вскоре после того, как мы поселились в Лондоне, я начал свое пасторское служение в маленькой пятидесятнической общине, которая находилась недалеко от центра города.
Мое преобладающее впечатление о том времени - это серость. Улицы были серыми, дома были серыми, люди были серыми. И большинство времени небо тоже было серым. Горючее, используемое для отопления, производило дым над городом, и временами блокировало, по меньшей мере, 25 процентов солнечного света, который мог бы смягчить серость. В зимнее время город время от времени погружался в такой густой туман, что не видно было собственной вытянутой руки.
И все же был другой тип серости, еще более депрессивный. Это была странная, необъяснимая серость внутри моей души. По духовным стандартам того времени, я был относительно успешным служителем. Каждую неделю кто-то приходил к Господу, или я являлся свидетелем чудесного исцеления, либо каких-то других проявлений сверхъестественной силы Святого Духа. И все же меня преследовало постоянное внутреннее чувство разочарования. Неслышный голос как будто шептал:
"Другие могут иметь успех, но не ты".
Мой жизненный опыт к тому времени состоял из серии успехов. Избранный на королевский стипендиат Итона в возрасте тринадцати лет, я дошел до Королевского колледжа в Кембридже в качестве лучшего стипендиата своего года. После окончания с первоклассными удостоверениями в обеих частях классического триптиха (официальный курс, изучающий латинский и греческий языки, культуру и историю) я был избран лучшим студентом университета на два года. Наконец, в возрасте 24 лет я был избран на вожделенную для многих позицию члена профессуры Королевского колледжа в Кембридже. Во время войны, моя служба в Медицинском корпусе в нестроевой роли препятствовала получению офицерского чина. Тем не менее, при увольнении, Британская Армия, оценивая меня, вынесла следующий вердикт в моей характеристике: признать образцовым.
Во время моей военной службы я пережил сверхъестественную встречу с Иисусом Христом, которая перевернула все мои цели в жизни. Со времени моего увольнения я мог видеть, как Бог вел меня шаг за шагом к моему служению пастора. Это была ирония, которой я не мог понять. Пока я ходил своими собственными путями по жизни, игнорируя Бога, я имел абсолютный успех. И вот теперь, когда я искренне пытался следовать Божьему плану в своей жизни, я постоянно испытывал давящее чувство, что я не могу ожидать успеха.
Во всем этом я никогда не подвергал сомнению реальность моего спасения. Оно было слишком глубоко и слишком реально. И все же временами депрессия опускалась на меня, подобно серому туману, покрывая мои плечи и голову. Стряхнуть этот туман было все равно, что вырваться из тюрьмы. Я чувствовал себя изолированным и одиноким, оторванным от остального мира, включая даже самых близких - жену и дочерей. Я не знал ни одного зрелого служителя, к которому я мог бы обратиться за помощью.
Я перепробовал каждый духовный способ, который я только знал, чтоб сбросить эту депрессию. Я верно читал свою Библию, по меньшей мере, дважды в день. Я постился один день в неделю. Временами я посвящал несколько дней или неделю интенсивной молитве и посту. В такие времена депрессия оставляла меня на время, но затем возвращалась опять. Каждый раз, когда это случалось, моя безнадежность углублялась.
Я был знаком с Посланием к Римлянам 6:11, где содержится наставление "почитать себя мертвыми для греха". День ото дня я почитал себя мертвым для греха и для всех последствий депрессии, которые он принес мне. Но, казалось, я не мог пережить на практике последующую часть стиха: быть "живыми для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем".
Победа над моим врагом
В конце концов, в 1953 году, когда я исчерпал все свои ресурсы, Бог пришел мне на помощь таким образом, как я никогда не мог ожидать. Я читал первые стихи 61 главы Исаии, которые описывают сверхъестественную работу Святого Духа в подтверждении проповеди Евангелия, - стихи, которые Иисус отнес к Себе в синагоге в Назарете (смотрите Луки 4:1б-21). Когда я дошел до слов в третьем стихе "вместо унылого духа - славная одежда", также называемого "духом уныния" или "духом тяжести", я не мог дальше читать. Как будто фраза "унылый дух" была подчеркнута чьей-то невидимой рукой.
Я повторил фразу про себя: унылый дух. Был ли это Божий диагноз моего состояния? Могло ли это означать, что силы, с которыми я боролся, не были частью меня самого, но инородной личностью - злым духовным существом, которое каким-то образом захватило сферу в моем разуме?
Я вспомнил термин, который я когда-то слышал, но не понимал: семейный дух. Относится ли это каким-то образом к какому-то роду злой силы, которая подсоединяется к членам семьи, переходя от поколения к поколению?
Я думал о некоторых чертах характера моего отца, всегда приводивших меня в недоумение. Он был хорошим, с высокими моральными устоями человеком; успешным офицером, уволенным в запас в ранге полковника. 98% своего времени он вел себя как английский джентльмен, которым он и являлся. Но во время оставшихся двух процентов времени я видел в нем нечто чужое и не принадлежащее его личности. Очевидно, какие-то незначительные инциденты так огорчали его, что он на 24 часа впадал в жестокое, каменное молчание. Он закрывал себя от моей матери и не открывал своего рта даже сказать "спасибо" за чашку чая. Затем, без видимых причин, он опять возвращался в свое нормальное состояние хороших манер.
С новой проницательностью я увидел этот же "темный дух", преследующий мою жизнь с детства. По-видимому, он изучил мой темперамент и стал использовать мои слабости и мои реакции. Он знал, когда я бываю наиболее уязвимым для его давления. И теперь он имел одну главную цель: помешать мне эффективно служить Христу.
Это был решающий момент моей жизни. Я всегда рассматривал свою депрессию и отрицательное поведение, как выражение моего собственного характера, как что-то, с чем я был рожден. Я чувствовал вину, что я не становился "лучше", как христианин. Теперь для меня стало ясно, что моя борьба совсем не была направлена против части моей собственной личности.
Немедленно Святой Дух напомнил мне обетование в Книге Иоиля 2:52: "И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется", Из моего изучения иврита я знал, что этот глагол также имеет значение "будет освобожден". Я решил применить это обетование и действовать соответственно ему. Я произнес простую молитву: "Господи, Ты показал мне, что я находился под давлением духа уныния, но Ты обещал в Своем Слове, что если я призову Твое имя, то буду освобожден. Поэтому я призываю Тебя освободить меня во имя Иисуса!"
Ответ был немедленным. Что-то подобное огромному небесному пылесосу опустилось на меня и высосало серую пыль, которая окутывала мою голову и плечи. В то же время давление в районе моей груди было с силой высвобождено, и я негромко вскрикнул.
Бог ответил на мою молитву. Неожиданно все вокруг меня стало как будто ярче. Я почувствовал, как тяжелое бремя упало с моих плеч. Я был свободен! Всю свою жизнь я находился под этим давлением. Это было странно - чувствовать себя свободным. Но очень быстро я понял, что эта свобода была нормой, а давление было ненормальным.
Мой старый враг не сдался сразу; я все еще должен был сражаться с депрессией. Но огромная разница заключалась в том, что его атаки теперь приходили извне, а не изнутри. И я постепенно научился тому, как противостоять им.
Главная цель атак, направленных против меня, была вызвать во мне реакции или склонности к пессимизму. Когда все, казалось, было неправильно, я начинал допускать отрицательные мысли о том, что может случиться. Вскоре после этого я начинал чувствовать такой знакомый серый туман, начинавший оседать на мою голову и плечи.
В этот момент Бог дал мне другой важный урок: Он сделает для меня то, что я не могу сделать для себя, но Он не будет делать за меня то, что Он требует делать от меня. Бог ответил на мой зов и освободил меня от духа уныния, но после этого Он возложил на меня ответственность тренировать и дисциплинировать по Писанию свои мысли.
Совершенно ясно, что я нуждался в чем-то, что защитило бы мой разум. Когда я размышлял о духовном оружии, перечисленном Павлом в Послании к Ефесянам 6:13-18, я сделал заключение, что то, что Павел называл "шлемом спасения", ыло предназначено для защиты моего разума. Это навело меня на размышления: имею ли я уже шлем спасения? Я знаю, что я спасен. Значит ли это, что я имею шлем автоматически?
Затем я увидел, что Павел написал это христианам, которые уже были спасены, но он все равно инструктировал их "взять" шлем спасения. Ответственность лежала на мне. Я сам должен был "взять" шлем. Но что было шлемом?
К счастью, я использовал Библию со ссылками. Рядом с Ефесянам 6:17 стояла ссылка на 1-Фессалочикийцам 5:8: "Облекшись... в шлем надежды спасения". Итак, шлем, который Бог приготовил для защиты моего разума, была надежда!
Это дало пищу моему логическому разуму. Моей проблемой был пессимизм, но противовес пессимизму - это оптимизм, постоянная надежда на лучшее. Надежда была моей защитой.
От 1-Фессалоникийцам 5:8 я обратился к Евреям 6:18-20:
Дабы... твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус...
Я обнаружил тут две картины надежды. Первая картина - надежда сравнивается с рогами по краям жертвенника. Во времена Ветхого Завета, когда человек преследовался врагом, желающим убить его, он мог найти убежище, ухватившись за рога жертвенника, и тогда враг не мог достигнуть его. Для меня этот жертвенник говорил о жертве, принесенной Иисусом на кресте. Эти рога представляли мою надежду, которая была основана на Его жертве. Пока я упорно цеплялся за эту надежду, мой враг не мог подойти, чтобы разрушить меня.
Что же насчет второй картины - надежды как якоря? Это вызвало краткий диалог в моем разуме.
Что нуждается в якоре?
Корабль.
Почему корабль нуждается в якоре?
Потому что он плавает по воде - неустойчивому элементу, который не дает никакой возможности крепко держаться за что-то. Корабль выбрасывает якорь в этот неустойчивый элемент, и он закрепляется за что-то крепкое и неподвижное, например, скалу.
Я понял, что надежда может быть таким якорем в моей жизни - якорем, выброшенным в суматоху и нестабильность этой жизни и закрепившимся навсегда за Вечную Скалу - Иисуса.
По мере моего размышления над этим, я понял, что существует разница между надеждой и позитивным мышлением. Читая Послание к Евреям, я увидел, что "вера же есть осуществление ожидаемого" (Евреям 11:1). Мне нужна была надежда - "ожидаемое", которое как якорь основывалось бы на твердом основании веры в утверждения и обетования Слова Божия. Без этого библейского основания, надежда не может быть ни чем иным, как только позитивным мышлением.
Постепенно я разработал простой и практический путь, как применять эти истины в своей повседневной жизни. Я научился различию между теми мыслями, которые происходили из моего собственного разума, и теми, которые постепенно вводились бесами. Каждый раз, когда мой враг пытался подбросить мне пессимистическую мысль, я дисциплинировал себя, провозглашая позитивные слова из Писания.
Если бесы пытались убедить меня, что вещи происходят не так, как нужно, то я провозглашал место из Послания к Римлянам 8:28: "Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу". "Я люблю Бога, - отвечал я своему невидимому врагу, - и я призван по Его изволению. Поэтому все содействует к моему благу".
Время от времени бесы прибегали к тактике, которую они часто использовали в прошлом: "У тебя никогда не будет успеха". Вы сможете отпарировать этот удар стихом из Послания к Филиппийцам 4:13: "Все могу в укреплБющем меня Иисусе Христе".
Полная победа не пришла моментально. Но со временем мой ментальный рефлекс укрепился до такой степени, что я почти автоматически отражал любые негативные подсказки от бесов позитивными словами из Писания. В результате, этот бес напрасно тратил столько времени для атак.
Бог также начал учить меня важности постоянного поклонения и благодарения. Это окружало меня, как я понял, атмосферой, которая отталкивала бесов. Я был впечатлен словами Давида в Псалме 33:2: "Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих".
Вступление к этому псалму открывает нам, что в этот момент своей жизни Давид убегал от царя Саула, который хотел убить его. Он попытался скрыться у языческого царя Анхуса, который не оказал ему гостеприимства. Чтобы спасти свою жизнь, Давиду пришлось притвориться: "и изменил лицо свое пред ними, и притворился безумным в их глазах, и чертил на дверях, и пускал слюну по бороде своей" (1-Царств 21:13).
Если Давид мог продолжать благословлять Бога в этой ситуации, подумал я, то не существует никакой ситуации, в которой бы я не должен был бы делать то же самое.
Уроки
Из этой борьбы я вынес три урока, которые доказали свою ценность. Первое, реальность демонической активности такова, как она описана в Новом Завет. Второе, Бог предусмотрел сверхъестественное обеспечение для освобождения. И третье, необходимо сохранять свое освобождение через постоянное применение Писания.
Часто христиане смотрят на вопрос освобождения односторонне. Некоторые сосредоточивают все свое внимание на процессе изгнания бесов. Другие отвергают сверхъестественный элемент в освобождении и делают ударение только на необходимости христианской дисциплины.
Истина в том, что одно не заменяется другим. Освобождение не может быть заменено дисциплиной, и дисциплина не может занять место освобождения. Мы нуждаемся и в том и в другом.
Оглядываясь на годы назад, я спрашиваю себя время от времени, какой бы курс приняла моя жизнь, если бы Бог не пришел мне на помощь со Своей сверхъестественной силой и не освободил бы меня от злого духа уныния? У меня нет сомнений, что рано или поздно я оказался бы в таком отчаянии, что не смог бы продолжать служение. И как прекрасно оглядываться назад на более чем сорок лет плодоносного служения, которое последовало за освобождением!
Тем не менее, я понимаю, что моя борьба с бесами не была странным или уникальным переживанием. Наоборот, те, кто призван к христианскому служению, как я верю, являются главными объектами сатанинской атаки. Он направляет на них непрестанное демоническое давление и мучение, пытаясь вывести их из служения. К несчастью, слишком часто ему это удается!
Существует только одно достаточное средство защиты: научиться распознавать демоническую активность и действовать соответственно установленному Иисусом образцу.
Это одна из основных причин, побудивших написать эту книгу.


следующая страница >>