«день славянской письменности и культуры» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«день славянской письменности и культуры» - страница №1/1

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Семёновская основная общеобразовательная школа»


Конспект урока по литературе в 7 классе

«День славянской письменности и культуры».

Материал подготовила

учитель русского языка и

литературы

Рисунова Ольга

Анатольевна.


2013г.


ТЕМА : «ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ».

Урок формирование новых знаний.

Урок-лекция, урок-погружение.

7 КЛАСС
ЦЕЛИ УРОКА:


Образовательная: познакомить учащихся с историей возникновения славянской письменности и культуры, с биографией и подвигом великих славянских подвижников Кирилла и Мефодия;

Развивающая: развивать творческие способности учащихся, умение анализировать, выделять главное, работать с литературой и интернет-ресурсами;

Воспитательная: воспитывать чувства причастности к славянской культуре, гордости за свою Родину-Россию.
ОФОРМЛЕНИЕ:


  1. Выставка книг на тему «Знай своё прошлое».

  2. Плакаты с алфавитами «От А до Я».

  3. Стенгазета «Кирилл и Мефодий».

ХОД УРОКА






Этапы работы

Содержание этапа

1

2

3



4

5

6



ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО ЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ЗАКРЕПЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РЕФЛЕКСИЯ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


- Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.

Совсем недавно в нашей стране появился праздник – День славянской письменности и культуры. Он празднуется 24 мая. И сегодня такие уроки проводятся повсеместно в славянских школах. Первая страна, в которой стали праздновать этот праздник, была Болгария. В нашей стране празднуется с 1986 года. (Слайд 1-2)


( все участники садятся за большой стол )

- Что такое «праздник»?

(это день торжества, установленный в честь или память кого-либо или чего-либо).

- Что такое «письменность»?

(это и совокупность языковых и графических средств письменного общения, и совокупность письменных памятников).

- Как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора?

У ваших бабушек и дедушек в детстве не было телевизора; к ним домой не приходили театр, кино, интернет, спортивные соревнования. Если хотите проверить, спросите об этом дома.

- А можно ли представить себе жизнь без электричества?

( Раньше люди читали и писали при свечах или при лучине. Только в начале ХХ века появились электрические лампочки).

- А теперь попробуйте представить жизнь без письменности!

- Недаром русский писатель и историограф Николай Михайлович Карамзин говорил: (Слайд 3)

«История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывает человеку новый мир – особенно в наше время, при нынешних успехах разума». ( Немировский Е.Л. Мир книги. – М., 1986. – С. 2, 29)

- Как вы думаете, сохраняют ли своё значение последние слова писателя в наше время? Согласны вы с ним или нет? Почему?
( Весь учебный материал разбит на четыре подтемы, которые индивидуально готовили четыре группы учащихся. Они выступают в качестве помощников при подаче своей микротемы на уроке. Остальные дети внимательно слушают и записывают основные положения, стараясь вычленить самое главное.)

1 ИЗОБРЕТЕНИЕ БУКВ. ЧТО ОБ ЭТОМ ИЗВЕСТНО ЛЮДЯМ?

(Слайды 4-6)
Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось, как думают некоторые учёные, с медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было. Но в некоторых пещерах обитали медведи.

Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своего нового жилища какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.

Индейцами было придумано рисуночное письмо. Но рисунок можно неверно прочитать. Если написавший придавал знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего из этого получиться не могло. На смену рисуночному письму пришли «священные знаки» - иероглифы. А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму.
2 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ РУССКОЙ АЗБУКИ. (Слайды 7-9)
Наша русская азбука появилась на Руси вместе с богослужебными книгами Нового Завета.

Более тысячи лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами первого славянского алфавита. В наше время десятая часть всех существующих языков – семьдесят! – имеет письменность на основе кириллицы.

В 863 году просвещённые братья Константин и Мефодий прибыли из Византии в земли славян. Оба хорошо знали славянский язык, владели даром убеждения. Основной их задачей была проповедь христианства. Легенда говорит, что Константин сначала не хотел брать на себя эту миссию. Он считал, что без письменности христианское просвещение невозможно.
(Инсценируется фрагмент повести В. Воскобойникова «Братья».)
ПРИДВОРНЫЙ: Послы Моравского княжества от правителя своего пришли с просьбою. Говорят, что их народ принял уже веру христианскую. Но учат их латинские священники, которые говорят на своём языке, а он народу непонятен. Просит князь Моравии прислать в его земли такого учителя, который говорил бы на их языке и помог внушить народу истинный разум и правду.

ФОТИЙ (осторожно): Послать наших людей в земли Моравские надо обязательно…

МИХАИЛ (с сомнением): А нужны ли нам эти моравы? Какая от них польза?

ФОТИЙ (спокойно): Польза в том, государь, что враги-иноверцы окружают наше государство со всех сторон, а друзей становиться всё меньше. И когда целый народ предлагает нам дружбу, отдаёт себя добровольно под влияние нашей церкви, от этого нельзя отворачиваться.

МИХАИЛ: Ну, что ж… Давай пошлём учителей. Но кого? Назови мне имя способного человека.

Фотий: Я думаю, такой человек находится среди нас.


(Все сморят туда же, куда и Фотий, - на Константина.)
МИХАИЛ: В самом деле… (Константину). Кроме тебя и твоего брата, послать некого. Кто ещё так хорошо знает язык славян!

КОНСТАНТИН: В моравскую землю, к славянам, я пойду с радостью. Но прав василевс – будет ли от этого польза? (Все удивлены; Константин объясняет.) Польза будет только в том случае, если у них есть грамота. (Смотрит прямо в глаза царю-василевсу.) Есть ли у них грамота?

(Василевс равнодушно пожимает плечами, смотрит на митрополита.)

ФОТИЙ: Грамоты у них нет, государь. Народ их неучен и дик. Поэтому послы и пришли к нам за помощью.

МИХАИЛ (Константину, лениво): А ты их своими речами просвещай…

КОНСТАНТИН (тихо, но твёрдо): Просвещение народа без книг на его родном языке равносильно усилиям писать на воде.

ФОТИЙ (поддерживая Константина): Книги, писанные на языке славян, необходимы, государь.

МИХАИЛ (обиженно): Зачем надо было собирать совет? Можно было просто приказать!..

ПРИДВОРНЫЙ: Прикажи, государь.

МИХАИЛ: Вот я и приказываю… Раз нет у славян грамоты, значит, надо её составить. И книги, которые нужны, перевести с нашего языка на славянский. (Константину). Поручаю это тебе и твоему брату.

(Константин, стараясь скрыть свою радость, смиренно кланяется).
- Так братья-проповедники стали и учителями. В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «Глаголица». Позднее, в Болгарии, ученики Константина и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу, названную в честь Константина –Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро… Кроме того, буквами можно было обозначать и числа: «аз»- 1, «веди» - 2, «глаголь» - 3… Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, чёткими, лёгкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.
3 ПОДРОБНОСТИ ОПИСАНИЯ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЗДАТЕЛЕЙ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ. СВЕДЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ КИРИЛЛА. (Слайды 10-14)
Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, Болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.

Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым.

Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа.

4 ВОПРОС О РАЗЛИЧНЫХ ВЕРСИЯХ СОЗДАНИЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ.

Знакомство с версией о том, что Кириллом создана не кириллица и глаголица (источник в интернете - http://www.rbardalzo.narod.ru/4/glag.html), мнение по этому вопросу диакона Андрея Кураева, профессора Московской духовной академии протодиакона.

Андрей Кураев заявлял "Интерфакс-Религия", что глаголица - язык искусственно созданный, "это совершенно новый творческий проект", и в этом смысле Кирилл и Мефодий - "это наш православный Толкиен". "Отличие только в том, что Толкиен придумал эльфийский и орочий языки для своих детей, в то время как Кирилл и Мефодий создавали свой язык для тех, кого их современники-греки считали живыми "орками", потому что славяне в IX веке в восприятии греков были варварами, которые вторглись в Грецию, Македонию", - отмечал собеседник агентства. Он напомнил, что кириллицу изобрели Климент Охридский и его сподвижники - ученики Кирилла и Мефодия.

Данная часть лекции побуждает детей задуматься. Учитель предлагает детям самостоятельно продолжить изыскания различных версий (а их существует не менее шести) создания славянской письменности.

ФИЗМИНУТКА

(Слайды 15-24)

А). Блиц-опрос.

-Как звали 2 братьев, составивших первую славянскую азбуку?

-Как звали Кирилла в миру?

-Назовите первых переводчиков богослужебных книг с греческого языка на славянский язык?

-В честь кого отмечается День славянской письменности и культуры?


- В мае 1992 года в центре Москвы, на Славянской площади, установлен памятник братьям-просветителям. Замечательные памятники письменности создавались в Болгарии, в Сербии, на Руси.
(Звучит «Гимн Кириллу и Мефодию» болгарского композитора Понайота Пипкова на стихи Стояна Михайловски.)

Б) Викторина « Аз, буки, веди»



1.Как сегодня называется город, в котором родились и провели детство Св. Кирилл и Св. Мефодий?

Афины Стамбул



Cалоники. Сиракузы

2. Чем занимался Св. Мефодий до того, как ушел в монахи на гору Олимп?

Служил в военном звании. Был врачом

Служил писарем в библиотеке Занимался наукой



3. Что обычно держит в руке изображаемый на православных иконах Св. равноап. Кирилл?
Евангелие Православный крест

Славянскую азбуку. Грааль ( чашу)


4. Фрагмент какой азбуки приведен на рисунке?

a2

Кириллица.

Глаголица

Греческая

Латинская




5 Фрагмент какой азбуки приведен на рисунке?

a3

Кириллица
Глаголица.

Греческая

Латинская




6. Какой знак в кириллице ставится над числом для того, чтобы не перепутать его со словом?
Кавыка
Титло.

Взмета


Сила

7. Какую букву называли и "самой русской буквой", и "белой лебедью азбуки", и "кошмаром русских школьников"?

Фита
Ять.

Ерь

Ижица


8. Что означает поговорка "Прописать ижицу"?

Наказать за невыученное, сделать выговор, высечь.

Научить человека грамоте, правильному написанию букв

Определить строгие правила чего-либо

Написать текст каллиграфическим почерком



9. "Корову через ять пишет" - о ком так говорят?

Умеет писать на церковнославянском языке


О том, кто малограмотен, невежественен

Умеет писать только печатными буквами

Употребляет слова не понимая их значения

10. В каком году был утвержден вариант русского алфавита, которым мы пользуемся до сих пор?
В 1900 году В 1917 году
В 1918 году. В 1908 году

11. Сколько букв было в классической старославянской кириллице?

22 33

43 28

- О каких замечательных людях узнали на уроке?

- Что мы приобрели благодаря изобретениям этих людей?

- Закончить наш урок мне бы хотелось шуточной сценкой.


(На сцене появляются два старца, с удивлением осматривающие класс, плакаты с буквами кириллицы и говорят:)
КИРИЛЛ:

Посмотри сюда, Мефодий –

Это ж наши с тобой буквы,

Говорил тебе – в народе

Наши буквы помнить будут!

Знать, трудились не напрасно,

Видишь – торжество какое,

Посмотрите-ка, жизнь – прекрасна!

Видно, празднество большое.
МЕФОДИЙ:

Слышал, гимн пропели и тебе и мне,

Значит, мы прославили Россию на Земле.

Такой язык красивый создали не зря,

Ты видишь – все славяне нас благодарят.

Однако, кто это кричит,

А речь мне не понятна?
(На сцене появляются мальчик и девочка (в очках), ведущие между собой диалог):

МАЛЬЧИК: «Эй, очкарик, прикинь – училка по физ-ре вконец оборзела, мне пару вкатала за то, что я с полурока сорвался. Мне теперь предки на Макдональдс бабки не дадут!»

ДЕВОЧКА: «А мой фазер запретил мне купить прикид от Дольче и Габанна, видать – с дуба рухнул. В чём мне теперь на тусовку подрулить?»

(Мальчик и девочка, оживлённо жестикулируя, удаляются. На сцену выходят старцы):


КИРИЛЛ:

Видать заморские слова

Проникли в речь на Русь

И трудно будет их изжить, боюсь…


МЕФОДИЙ:

Да нет, ведь это отроки младые,

Не выучили все они слова красивые, простые,

А как прочтут Толстого, Пушкина все книжки,

То враз их головы наполнятся умишком,

Поймут они, что никогда нельзя предать

Язык родной, как Родину и Мать!
- Вот и закончился наш урок во славу славянской письменности. Пусть он станет традицией для нашей школы, для всех нас. Пусть этот праздник во славу человеческого ума, во славу русской культуры будет всегда у нас в душе. И пусть каждый год 24 мая вы будете ощущать себя частичкой всего славянского мира. (Слайды 25-28)
- Самостоятельно продолжить изыскания различных версий создания славянской письменности.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ



1. tca77.narod.ru›scenari-denpismennosti.htm
2. pedgazeta.ru›12534
3. sh2.oskoluno.ru›nedelya/konspekti.DOC
4.http://www.rbardalzo.narod.ru/4/glag.html



  1. Журнал «Читаем, учимся, играем» выпуск № 2 2000 год

  2. Газета для организаторов внеклассной работы «Последний звонок» № 8 2007 год

  3. «Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-6 классы». Автор-составитель Н.О. Крамаренко, Издательство «Учитель», 2003 год.