Чернобыльская трагедия крупнейшая техногенная катастрофа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Чернобыльская трагедия крупнейшая техногенная катастрофа - страница №1/1



Информационный материал к единому дню информирования
Тема: Чернобыльская трагедия – крупнейшая техногенная катастрофа.

Социальное партнерство профсоюзов, органов государственного управления и нанимателей – залог стабильности и социально-экономического развития Минской области и Пуховичского района.
18 апреля 2013 года
Чернобыльская трагедия – крупнейшая техногенная катастрофа.

Авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года, стала крупнейшей техногенной катастрофой XX века, в которой в наибольшей степени пострадали Беларусь, Украина и Россия.

Для нашей республики, имеющей намного меньшую территорию, демографический и экономический потенциал, тяжесть последствий была значительно выше. Радиоактивному загрязнению подверглась территория Беларуси площадью 48,8 тыс. кв. км (23,5%).

Ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается в 235 млрд. долл. США, что равно 32 бюджетам страны 1985 года.

Сюда включены потери, связанные с ухудшением здоровья населения, ущербом, нанесенным промышленности и социальной сфере, сельскому хозяйству, строительному комплексу, транспорту и связи, жилищно-коммунальному хозяйству, а также с загрязнением минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных и других ресурсов. Кроме того, дополнительные затраты, обусловленные осуществлением мер по ликвидации и минимизации последствий катастрофы и обеспечением безопасных условий жизнедеятельности населения.

После распада Советского Союза республика осталась один на один с чернобыльскими проблемами, разрешение которых стало важнейшей государственной задачей суверенной Беларуси.

С точки зрения специализации производства, уровня развития экономического потенциала пострадавшие районы условно можно разделить на три группы.

К первой из них, отнесятся районы, в которых доминирует развитая промышленность (Речицкий, Калинковичский, Костюковичский, Лунинецкий и другие). Эти регионы не только стабильно имеют высокую динамику экономического развития, но и существенный удельный вес в областных объемах производства, инвестиций, экспорта.

Ко второй группе районов можно отнести те, которые специализируются на сельскохозяйственном производстве и в которых объемы промышленного производства незначительны (Ветковский, Чериковский, Наровлянский, Краснопольский). Объемы производства сельскохозяйственной продукции наращиваются здесь из года в год.

Третью группу составляют районы смешанного типа, где достаточно активно, в значительных объемах и на паритетной основе развиваются и сельскохозяйственное, и промышленное производство. К таким относятся Быховский, Добрушский, Столинский, Хойникский и другие районы.

Во время посещения чернобыльских территорий в Президент страны А.Г.Лукашенко указал на необходимость перехода в государственной политике от реабилитации к возрождению и динамичному развитию пострадавших районов.

Это положение не относится к тем территориям, где радиационные риски для жизни человека чрезмерно высоки и где белорусским законодательством запрещено постоянное проживание (так называемые зоны отчуждения). К такой территории относится, например, Полесский государственный радиационно-экологический заповедник, созданный в 1988 году. Здесь сосредоточено около 33% «выброшенного» из аварийного реактора ЧАЭС цезия-137, более 70% – стронция-90 и 97% – изотопов плутония.

На решение названной задачи направлена реализация Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011 – 2015 годы и на период до 2020 года. С 2011 года страна по существу переходит к новому этапу в решении чернобыльских проблем.

Целями государственной программы определены: дальнейшее снижение риска неблагоприятных последствий для здоровья граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, содействие переходу от реабилитации территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию при безусловном обеспечении требований радиационной безопасности.

Программой определены и конкретные задачи в областях социальной и медицинской защиты населения, радиационной защиты, научного и информационного обеспечения, социально-экономического развития пострадавших регионов.

В числе приоритетов остаются диспансеризация и оздоровление населения, бесплатное питание для детей в школах, контрмеры в сельском и лесном хозяйстве, радиационный контроль и мониторинг.

За пятилетку планируется газифицировать более 20 тыс. жилых домов и квартир, провести свыше 2 тыс. км газораспределительных и водопроводных сетей, построить и реконструировать 42 артезианские скважины, 44 станции обезжелезивания воды. На строительство и ремонт дорог будет направлено 380 млрд. руб., оздоровительных центров – 147 млрд. руб., объектов образования – 106 млрд. руб. На развитие сельского хозяйства пострадавших районов планируется выделить 288 млрд. руб.

Для обеспечения социальным жильем граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусматривается построить 61,5 тыс. кв.м жилья, или 1 103 квартиры.

Общий объем финансирования государственной программы в 2011 – 2015 годах составляет 6 830 179 млн. руб. Одним из новых ее направлений являются специальные проекты по развитию пострадавших районов. Они учитывают конкретные проблемы на местах и призваны раскрыть и развить социально-экономический потенциал чернобыльских территорий. Для их реализации будут созданы новые и модернизированы уже существующие производства, внедрены самые современные технологии.

В течение десятилетия в пострадавших районах планируется реализовать 76 разноплановых спецпроектов. В их числе: организация производства керамического кирпича в Рогачевском районе, создание производства топливных гранул из торфа в Лельчицком районе, создание теплиц по выращиванию грибов в Добрушском районе, реконструкция и техническое переоснащение Уваровичского льнозавода (Буда-Кошелевский район), создание предприятия по производству рыб ценных пород на Чериковщине.

Государственной программой по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011 –2 015 годы и на период до 2020 года особое внимание уделено информационной работе. Среди населения Беларуси еще бытует ряд чернобыльских мифов, ложных стереотипов.

До сих пор, например, некоторые граждане считают, что продовольственная продукция, произведенная на предприятиях пострадавших районов (молоко, колбаса и т. п.), имеет высокий уровень радиации. Такое мнение существует, несмотря на то, что все продукты в Беларуси проходят радиационный контроль и имеют радиационно-гигиенический сертификат.

Сохранение таких мифов способствует закреплению негативного имиджа этих районов, препятствует их развитию. Преодоление подобных стереотипов, не соответствующих реальности, является важным условием динамичного развития данных районов, формирования в обществе объективной картины развития постчернобыльской ситуации в современной Беларуси.
Социальное партнерство профсоюзов, органов государственного управления и нанимателей – залог стабильности и социально-экономического развития Минской области и Пуховичского района.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко неоднократно подчеркивал значимость профессиональных союзов как самой массовой общественной организации, представляющей и защищающей интересы основной массы населения республики, «одного из четырех столпов общества».

Основной формой социального партнерства являются коллективные переговоры, а целью – заключение коллективного договора, соглашения.

Крупнейшим профцентром страны является Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ), имеющая разветвленную организационную структуру и объединяющая в своих рядах более 4 млн. членов.

В рамках социального партнерства на уровне республики заключено Генеральное Соглашение, 52 республиканских отраслевых тарифных соглашения, более 17,0 тыс. коллективных договоров, действие которых распространено на 3,7 млн. работников, пенсионеров, студентов и учащихся.

На уровне Минской области представителем ФПБ является Минское областное объединение профсоюзов (МООП), представляющее интересы более 0,5 млн. членов профсоюза. Количество избранных профсоюзных активистов, занимающихся профсоюзной работой, составляет 2967 чел., из них 156 чел. (5,3%) работают на платной основе, остальные – на общественных началах.

По состоянию на 01 апреля 2013 года в Минской области заключено 9 областных соглашений, 89 районных отраслевых соглашений, 21 региональное трехстороннее соглашение, более 3,0 тысяч коллективных договоров. Охват работающих действием коллективных договоров составляет 97,2%.

В январе 2012 года было подписано Соглашение между Минским областным исполнительным комитетом, Минским областным объединением профсоюзов, Республиканской ассоциацией предприятий промышленности и Минским областным Агропромышленным Союзом на 2012 – 2014 годы. В соглашении определены основные направления регулирования социально-трудовых отношений, установлены общие принципы проведения социально-экономической политики в области на 2012 – 2014 годы.

Одним из важнейших направлений работы профсоюзов является повышение уровня доходов работников, своевременность и полнота выплаты заработной платы. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций области за 2012 год составила 3750,6 тыс. рублей, в том числе в декабре – 4529,7 тыс. рублей.

В большинстве организаций реального сектора экономики области вопросы оплаты труда решаются на основании положений об оплате труда коллективных договоров, где оговорены вопросы установления тарифной ставки первого разряда в организации, надбавок стимулирующего и компенсирующего характера, дополнительных выплат и льгот («социальный пакет»).

Благодаря активной позиции профсоюзных комитетов в сложный период инфляции, роста цен через реализацию обязательств коллективных договоров удавалось повышать размер заработной платы. Например, в ОАО «Купалинка» за 2011 – 2012 годы заработная плата повышалась 5 раз и возросла в 2,8 раза; в ОАО «Калинка» – 7 раз и возросла в 3,4 раза.

В бюджетной сфере в областном Соглашении перед профсоюзами и органами власти поставлена задача приблизить уровень заработной платы к уровню среднемесячной заработной платы работников промышленности. Это соотношение в настоящее время составляет – 62,8% (в образовании – 55,2%, в здравоохранении – 68,5% , в культуре – 48,6%). Повышение ставки первого разряда с 1 апреля 2013 года позволит улучшить данную ситуацию.

Существует проблема по периодичности выплаты заработной платы, особенно в организациях агропромышленного комплекса. Во многих организациях она выплачивается 1 раз и в конце месяца.

Профсоюзные организации всех уровней отслеживают ситуацию по своевременности выплаты заработной платы, обращаются в органы управления с соответствующими запросами. Например, благодаря действиям профсоюза работников АПК области, в 2011 – 2012 годах удалось решить проблему с выплатами нанимателями сумм индексации в связи с инфляцией.

Имели место нарушения законодательства о минимальной заработной плате, которые выявлены практически во всех районах. По требованиям руководства профсоюза АПК было доплачено работникам – членам профсоюза 691,3 млн. руб.

Во всех коллективных договорах и соглашениях организаций области имеются разделы, касающиеся занятости работников. В частности, все областные тарифные соглашения содержат обязательства о расторжение трудового договора, контракта с работником, членом профсоюза по инициативе нанимателя только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа.

Под контролем профсоюзов прошла кампания по реорганизации и ликвидации учреждений системы образования области: (было ликвидировано 37 и реорганизовано 28). Большинство работников отрасли трудоустроены. 26 работникам, которым не удалось трудоустроиться, оказана материальная помощь из фонда социальной поддержки членов Минской областной организации отраслевого профсоюза в размере 310 базовых величин.

В областном объединении профсоюзов создана система общественного контроля соблюдения законодательства об охране труда. Несмотря на постоянное внимание профсоюзов и всех заинтересованных сторон, полностью избежать случаев производственного травматизма не удается. В области за 2012 год в результате несчастных случаев на производстве погибло 28 и тяжело травмировано 117 работников. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года количество погибших уменьшилось на 3 человека, количество получивших травмы с тяжелым исходом – на 13 человек.

На особом контроле в областных и городских комитетах профсоюзов стоит вопрос по выплатам потерпевшим от несчастных случаев на производстве. На основании положений коллективных договоров и соглашений в 2012 году было выплачено пострадавшим и их семьям более 2,6 млрд. рублей.

Много внимания профсоюзы области уделяют работе с молодежью, ветеранами, а также, развитию культуры, образования, физического воспитания, охране здоровья, проведению досуга. В практику вошла такая форма работы с молодежью, как наставничество. Например, в коллективных договорах организаций профсоюза работников местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий предусмотрена доплата работникам за наставничество в размере от 10 до 20 процентов тарифной ставки (оклада) (ОАО «Копыльский РКБО», ОАО «Столбцовский РКБО», КУП «Слуцкое ЖКХ», ОАО «Смолевичский РКБО», КУП «Жилтеплострой» КХ Пуховичского района).

Областное объединение профсоюзов, областные (городские) организации уделяют большое внимание и принимают непосредственное участие в организации трудовых соревнований и конкурсов профессионального мастерства. По итогам 2012 году по областным организациям отраслевых профсоюзов победителям соревнований и конкурсов было выплачено более 1,0 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в 2011 году.

Профсоюзы области много внимания уделяют пропаганде здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта. В коллективных договорах многих организаций закреплены меры материального стимулирования работников, ведущих здоровый образ жизни, не имеющих больничных листков, не курящих.

Профсоюзы осуществляют информационное обеспечение своей деятельности. Всего в течение 2012 года в профсоюзных и государственных СМИ области и республики, а также в различных отраслевых ведомственных изданиях опубликовано и вышло в эфир свыше 900 информационных сообщений и материалов по различным направлениям профсоюзной деятельности. В новостной ленте сайта ФПБ опубликовано 78 сообщений о деятельности профактива области. В новостной ленте официального сайта областного объединения в течение 2012 года размещено 226 информационных материалов.

В течение года на страницах еженедельника «Беларускі час» и в областной газете «Мінская праўда» опубликовано более двух сотен статей и информационных сообщений о работе профсоюзов Минщины.

С целью усиления мотивации профсоюзного членства инициирован расчет «экономической эффективности» каждого коллективного договора. Данный показатель позволяет оценить в стоимостном выражении, сколько дополнительных средств получает член профсоюза при выполнении обязательств коллективного договора. Экономическая эффективность коллективных договоров в 2012 году составила 2,35 трлн. руб., или более 4,5 млн. рублей в среднем на одного члена профсоюза.

Перед профсоюзами области стоят реальные задачи:

через совершенствование социального партнерства, путем коллективно-договорного регулирования трудовых отношений добиваться выполнения в полном объеме нанимателями и органами власти обязательств региональных, отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров;

работать в направлении усиления роли коллективных договоров посредством включения в них обязательств сторон по техническому перевооружению (модернизации) и освоению высокотехнологичных процессов, созданию инновационной продукции, эффективности работы организаций, повышению производительности труда и на этой основе роста заработной платы, для обеспечения работающим и членам их семей достойного уровня жизни, полноценного удовлетворения потребностей.



Все это позволит обеспечить стабильность и социально-экономическое развития Минской области и Пуховичского района.
Отдел идеологической работы райисполкома