Цели: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Цели: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры - страница №1/1

Пояснительная записка

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующей цели:



  • развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи музыкального образования и воспитания:

- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;



- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:



  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по музыке (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

  • Программа общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-7 классы. Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Москва, «Просвещение», 2011 год.

  • Музыка. Примерная программа для основной школы. Министерство образования и науки Российской Федерации.

Программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта. Для реализации рабочей учебной программы используется учебник «Музыка» Г.П.Сергеева, Москва, «Просвещение», 2009 год. На изучение предмета «Музыка» отводится в учебном году- 34 часа.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:



  1. традиционная классно-урочная .

  2. ИКТ.


Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Текущий и итоговый контроль проводится в форме: фронтального опроса, самостоятельной работы, теста, викторины, творческой работы.



Критерии оценивания знаний

Оценка - это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.

«Отлично»- ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы - если задание выполнено правильно и в установленное время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).

«Хорошо» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечавет без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы - если задание выполнено правильно.

«Удовлетворительно» - ставится при условии, если обучаемый твердо знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, влияющие на качество выполненной работы.

«Неудовлетворительно» - ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленное вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы.

Знания обучающихся оцениваются по пятибалльной системе:

1 (плохо);

2 (неудовлетворительно);

3 (удовлетворительно);

4 (хорошо);

5 (отлично)

Содержание тем учебного курса

В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта в содержании и структуре учебной программы по музыке для V-VII классов основной школы выделяются две линии: «Основы музыкальной культуры» и «Опыт музыкально-творческой деятельности».



Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.).Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской и духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня- прошлое и настоящее. Джаз-искусство ХХ века(спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.



Примерный перечень музыкального материала I полугодия:

Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.

Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.

Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.

Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.

Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.

Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

На море у тушка купалася, русская народная свадебная песня.

Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.

Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.

Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст B. Жуковского.

Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.

Шестопсалмие (знаменный распев).

Свете тихий. Гимн (киевский распев).

Да исправится молитва моя. П. Чесноков.

Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C. Рахманинов.

Русские народные инструментальные наигрыши

Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народные песни.

Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В.Гаврилин.

В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.

Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.

Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.

Хоралы 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.

Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (франменты) К. Орф.

Гаудеамус. Международный студенческий гимн.

Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.

Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.

Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.

Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.

Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.

Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитан-ского.

Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.

Снег. Слова и музыка А. Городницкого.

Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.

Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.

Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.

Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.

Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозов

Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.

Город Нью-Йорк. Блюз и др.

Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.

Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.

Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.

Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки.

Жизнь- единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и сифонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.) Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет. Образ-пейзаж и др.

Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.



Примерный перечень музыкального материала II полугодия:

Прелюдия № 24; Баллада 1 для фортепиано. Ф. Шопен.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.

Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.

Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.

Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз

Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.

Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.

Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.

Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.

Симфония 4 (2-я часть). П. Чайковский.

Симфония 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.

Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Ave, verum. В.-А. Моцарт.

Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.

Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.

Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра.

Д. Кабалевский.



Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Берн-стайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Ди-митрина.

Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.

Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского.

Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.

Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.

Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.

Как здорово. Слова и музыка О. Митяева


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;

  • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

  • размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

  • музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Учебно-тематический план


п/п


урока

в теме

тема

Кол-во

часов

Вид контроля

1.


1.

Мир музыкальных образов.

1

Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение. Устный опрос

2.


2.


Старинный русский романс

1

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

3.


3.

Песня-романс

1

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

4.

4.

Два музыкальных посвящения

1

устный опрос

5.

5.

Портрет в музыке и живописи.

1

устный опрос

6.

6.

С.В.Рахманинов. Образы покоя в музыке

1

устный опрос

музыкальная викторина



7.


7.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.

1

устный опрос

8.

8.

Лирические образы в музыке и живописи.

1

устный опрос

9.

9.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

1

устный опрос

музыкально-ритмические движения



10.

10.

Бельканто. Искусство прекрасного пения.

1

устный опрос


11.


11.

Старинной песни мир. Ф.Шуберт. Песенное творчество


1

устный опрос


12.


12.


Народное искусство Древней Руси.

1


Слушание музыки. Интонационно-образный анализ.

Устный опрос



13.

13.

Русская духовная музыка


1

устный опрос

14.


14.

В.Кикта. «Фрески Софии Киевской».

1

устный опрос

рисунок


15.

15.

В.Гаврилин «Перезвоны»

1

устный опрос

отзыв


16.

16.

И.С. Бах.Органная музыка.Токката и фуга ре минор.

1

устный опрос

17.


17.


Полифония. Фуга. Хорал.

1

устный опрос

18.

18.

Образы скорби и печали. Дж.Перголези «Stabat mater».В.А.Моцарт.Реквием.


1

устный опрос

музыкальная викторина




19.


19.

Фортуна. Сценическая кантата.К.Орф «Кармина Бурана».


1

слушание музыки. интонационно-образный анализ. хоровое пение

20.

20.

Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов.


1

устный опрос

беседа


слушание музыки

21.


21.

Булат Окуджава. «Давайте понимать друг друга с полуслова…»

1

слушание музыки. интонационно-образный анализ. хоровое пение

22.

22.

Джаз – искусство 20 века.


1

устный опрос

беседа


23.

23.

Камерная и симфоническая музыка

1

устный опрос

беседа


24.

24.

Ф.Шопен. Фортепианное творчество.


1

устный опрос

беседа


слушание музыки.

25.

25.

А.П.Бородин. Струнный квартет. Ноктюрн.

1

устный опрос

беседа


слушание музыки

26.


26.

Ч.Айвз.Космический пейзаж». Э.Артемьев «Мозаика»

1

устный опрос

рисунок


27.

27.

Инструментальный концерт. А.Вивальди.И.С.Бах.



1

устный опрос.

слушание музыки



28.

28.

Г.В.Свиридов.Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель».

1

устный опрос

беседа


рисунок

29.


29.

Образы симфонической музыки.

1

устный опрос

отзыв


30.

30.

Приемы музыкального развития.


1

устный опрос

31.

31.

Программная музыка. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

1

устный опрос

отзыв о произведении



32.

32.

«Ромео и Джульетта».П.И.Чайковский, С.Прокофьев, Л.Бернстайн.

1

устный опрос

слушание музыки



33.

33.

«Орфей и Эвридика». К.В.Глюк, А.Журбин

1

устный опрос

беседа


слушание музыки

музыкальная викторина



34.

34.

Киномузыка.И.Дунаевский, Э.Л.Вебер.

Итоговая работа за курс 6 класса.



1

беседа

игра


Список литературы


  1. Музыка. 6 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.-М.: Просвещение 2011.

  2. Музыка. 6 кл.: Творческая тетрадь:Пособие для общеобразоват. учеб. заведений.-М.: Просвещение 2005.

  3. Музыка. 6 кл.: Фонохрестоматия.М.: Просвещение 2006.