Цели обучения. Они перечислены в начале каждого раздела, что поможет студентам дифференцировать свои знания по теории и практике до - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии 1 73.01kb.
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка... 1 123.97kb.
Простое правило: Чем больше информации вы будете пытаться донести... 1 135.86kb.
Программа даст возможность хорошо отдохнуть, проявить свои знания... 1 127.78kb.
1. Организационно-методический раздел. Цели и задачи курса 1 245.86kb.
Конспект интегрированного занятия по теме 1 39.3kb.
Об основаниях теории 1 98.69kb.
Исследование зарубежных рынков стр 3 2052.2kb.
Прочитайте текст, почему люди любят фильмы ужасов. Установите соответствие... 1 35.18kb.
О некоторых вопросах принудительного исполнения после возбуждения... 1 189.98kb.
Программа государственного экзамена по русской литературе Специальность... 1 340.92kb.
Занятие по гигиене Выставка учебно-методических материалов Акция... 1 240.89kb.
- 4 1234.94kb.
Цели обучения. Они перечислены в начале каждого раздела, что поможет студентам дифференцировать - страница №1/1

Реформа здравоохранения, проходящая в нашей стране, делает особенно актуальным вопрос подготовки высокопрофессиональных кадров.

Сестринское дело — важнейшая часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для обеспечения доступности и качества предоставляемых населению услуг, решения задач медико-социальной помощи.

За последние годы в сестринском деле произошли значительные перемены: разрушено представление о медицинской сестре только как о помощнике врача, внедрены новые технологии в практическое здравоохранение. Государственный образовательный стандарт предусматривает многоуровневую систему подготовки специалистов сестринского дела, утверждена номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, внедрена сертификация специалистов сестринского дела, активно работают профессиональные ассоциации, выпускники сестринских университетских программ.

Обучение фельдшеров, акушерок, медицинских сестер стало сложнее. Студенты испытывают трудности с эффективным и своевременным усвоением изучаемой информации.

Предлагаемый учебный материал изложен в конспективной форме с использованием схем, таблиц, рисунков, что обеспечит усвоение теории и практики клинической дисциплины.

В каждом разделе книги выделены определенные аспекты для лучшего восприятия и запоминания учебного материала.

Цели обучения. Они перечислены в начале каждого раздела, что поможет студентам дифференцировать свои знания по теории и практике до и после прочтения текста.

Блок информации. Учебный материал представлен последовательно, доступно, лаконично. Особое внимание уделено разделам «Инфекционный контроль», «Применение лекарственных средств» как ключевым в сестринской практике, приведены примеры клинических ситуаций по некоторым разделам, например, «Сестринский процесс», для лучшего понимания, усвоения и применения в дальнейшей профессиональной компетенции. Каждая медицинская процедура представлена поэтапно в виде алгоритма — последовательности действий — с примечаниями и рекомендациями для медицинской сестры. Это организует деятельность будущего специалиста среднего медицинского звена и нацеливает на работу с современными стандартами сестринской практики.

Глоссарий. Содержит разъяснения профессиональных терминов и понятий.

Резюме. Приведено в конце каждого раздела и представляет собой краткий обзор изложенной в нем информации.

Самостоятельная работа. Включает контрольные вопросы, задания терминологические, в тестовой форме, с недостающими показателями, алгоритмизацию сестринских технологий, ситуационные задачи. Студенты имеют возможность оценить и проверить себя по прилагаемым эталонам ответов, что мотивирует их на обучение, интерес к медицинской профессии.

Важно помнить. «Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии, самостоятельная работа» —

учебник. Это не исключает изучения других учебных материалов по сестринскому делу, посещения лекционных занятий, самостоятельного прочтения теоретической медицинской литературы, источников первичной информации.

Желаем студентам образования не на всю жизнь, а через всю жизнь.

Благодарим за отзывы от всех неравнодушных специалистов-медиков, изучающих, обучающих и практикующих в области сестринского дела.

Авторы

Перечень сокращений

АД

— артериальное давление

Б: Ж: У

— белки : жиры : углеводы

ВБИ

— внутрибольничная инфекция

ВК

— бактерии Коха

ВОЗ

— Всемирная организация здравоохранения

ВСО

— высшее сестринское образование

ТТСИ

— госпитальные гнойно-септические инфекции

змс

— закрытый массаж сердца

зож

— здоровый образ жизни

имн

— изделия медицинского назначения

ис

— индикатор стерильности

КС

— коробка стерилизационная

КФ

— коробка стерилизационная с фильтром

ЛПУ

— лечебно-профилактическое учреждение

OAK

— общий анализ крови

ОАМ

— общий анализ мочи

ПНЖК — полиненасыщенные жирные кислоты

ПСО — предстерилизационная очистка

СД — сестринское дело

СЛР — сердечно-легочная реанимация

СОЭ — скорость оседания эритроцитов

СП — сестринский процесс

СУ — сестринский уход

УЗИ — ультразвуковые исследования

ФГДС — фиброгастродуоденальное исследование

ЦНС — центральная нервная система

ЦСО — центральное стерилизационное отделение

ЧДД — частота дыхательных движений



Инструкция к самостоятельной работе

Только тот ученик достигает успеха, который превзошел учителя.



Леонардо да Винчи

Дорогие коллеги, друзья!

Предлагаем Вам проконтролировать качество и степень усвоения знаний по различным разделам дисциплины «Основы сестринского дела».

1. Ответьте на поставленные контрольные вопросы.

2. Ответьте на заданные вопросы «да» или «нет».

3. Выполните задания в тестовой форме.

Тесты представлены заданиями закрытого типа, на соответствие и «четвёртый лишний»:

■ тестовые задания закрытого типа могут содержать только один правильный ответ;

■ тестовые задания на соответствие предполагают один или несколько ответов на поставленный вопрос;

■ тестовые задания «четвёртый лишний» предполагают три правильных ответа на заданный вопрос и один неправильный, который и следует отметить.



БЛОК ИНФОРМАЦИИ Истоки врачевания

История нужна для воспоминаний и осмысления происходящего сегодня, чтобы извлечь уроки и избежать ошибок предшественников.

История медицины своими корнями уходит в глубь веков. В современном понимании медицина стала наукой в Древней

Греции и, несомненно, связана с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской.

Уже при рабовладельческом строе складываются два направления врачевания: народная и храмовая медицина.

Золотой век Греции оставил нам имена великих врачевателей:



Асклепий (VI—V века до н.э.) — почитался богом врачебного искусства и вошел в историю медицины под именем Эскулап. Асклепия изображали в виде старца, опирающегося на посох, обвитый змеей. Змею считали символом мудрости, здоровья и бессмертия, поэтому эмблема медицины — змея, обвивающая чашу. От имени «Асклепий» произошло слово асклепионы — лечебницы — прообраз современных санаториев. В искусстве врачевания Асклепию помогали его дочери — Панакея (покровительница лекарственного врачевания, от ее имени произошло слово «панацея» — универсальное средство от болезней) и Гигея (ее имя вошло в историю разделом медицины — гигиена). Согласно греческой мифологии врачи Махаон и Подалирий считались сыновьями Асклепия.

Гиппократ (V век до н.э.) — знаменитый врач древности — родился на острове Кос. Легенда о Гиппократе прошла через века, передаваясь из поколения в поколение.

По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал к знатному роду врачей. Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. Его наследие — труды, посвященные целостности организма, здоровому образу жизни, этические аспекты — не устарели до нашего времени. Это был врач-философ, сочетавший в себе врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Гиппократа справедливо называют «отцом медицины». Работы Гиппократа явились основой для современной курортологии, гигиены, медицинской географии, диетологии. Созданная им школа положила начало фундаментальным принципам теории и практики медицины. Он неустанно заботился о достоинстве врача и питал глубокое отвращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство медицины.

В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну — секреты этого искусства сохранялись внутри рода или семьи. Такая система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы. Позднее рамки семейных школ расширились: в них за определенную плату стали принимать учеников — не членов рода.

Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войсках, служили при правителях или же странствовали из одного города в другой.

Опыт греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей обобщил в труде «Канон врачебной науки» великий среднеазиатский ученый, врач, философ Ибн Сипа (980—1037 гг.), прозванный в Европе Авиценной. «Канон» многие века был руководством для медиков средневековой Европы, знание его содержания считалось обязательным для каждого врача.

У народов Древнего мира за больными людьми ухаживали близкие и родственники. В основе медицины лежало врачевание, но не было людей, профессионально занимающихся уходом.



Развитие и становление сестринского дела за рубежом. Роль Флоренс Найтингейл в сестринском деле

История женского служения больным и раненым восходит к истокам христианства.

Когда на картах мира появилось государство Московия, в Европе уже веками существовали добровольные объединения лиц, посвятивших себя уходу за больными и ранеными. Христианская церковь с самого начала своего существования взяла на себя заботу о бедных и больных: обязанность эта лежала на диаконах и диаконисах (в переводе с греческого — служители).

Эпоха средневековья создала условия для появления больниц и госпиталей, которые предназначались не столько для больных, сколько для странников, пилигримов, нищих.

В XI—XIII веках во многих городах Западной Европы создаются общины женщин и духовные попечительства для больных, госпитальные братья и сестры посвящали свою жизнь уходу за больными, престарелыми людьми.

Традиция женского медицинского служения возобновилась в XVII веке во Франции. Священник Викентий Поль организовал первую общину и школу сестер милосердия, в которой будущие сестры получали теоретическую подготовку. Его опыт был распространен по многим странам Европы. Так был создан Инсппуг сестер милосердия — первая попытка организации обучения сестричества.



В. Поль ввел в сестринском деле термины «сестра милосердия», «старшая сестра».

Опыт сестринского ухода стал востребованным многими странами в период военных действий.

Крымская война (1853—1856 гг.) потребовала качественно нового, квалифицированного ухода за больными и ранеными. Идея помощи раненым силами сестер милосердия явилась предпосылкой для организации Общества Красного Креста. Основоположником организации стал гражданин Швейцарии Анри Дюнан. Он был поражен страданиями раненых и деятельностью англичанки Ф. Найтингейл, Н.И. Пирогова и его отряда сестер во время войны. Эмблемой общества стал красный крест на белом полотне (флаг родины Дюнана — белый крест на красном). Судьба не была благосклонна к А. Дюнану — он умер в нищете, так и не прикоснувшись к Нобелевской премии. Инициатором и вдохновителем создания организации выступила Флоренс Найтингейл.

Флоренс Найтингейл родилась 12 мая 1820 г. в аристократической английской семье во Флоренции, где она появилась на свет во время путешествия ее родителей. Образованием дочери занимался отец, он сам учил ее языкам: греческому, латинскому, французскому, немецкому и итальянскому, занимался с ней историей, математикой и философией.

С ранних лет Флоренс была застенчивой и не по годам серьезной девочкой. Идея службы в госпитале пришла совсем неожиданно, как озарение. Она много путешествовала, изучала организацию работы в госпиталях. Ухаживая за своими родными, Флоренс начинает все больше осознавать необходимость специального образования для ухода за больными людьми, хотя общество того времени традиционно считало, что для ухода за больными не нужно никаких знаний — выполнение этих функций входило в обязанности каждой женщины. В 1849 году она посетила Институт диаконис в Кайзерверте (Германия) и возвратилась в Англию с твердым намерением стать сестрой милосердия.

В 1851 году Флоренс против воли родителей едет в Германию в школу для обучения уходу за больными. Через два года она стала управляющей небольшой частной больницей в Лондоне.

В марте 1854 года Англия и Франция объявили войну России. Флоренс собирает отряд медсестер и 5 ноября 1854 г. прибывает на турецкий театр боевых действий. Появление женщин было воспринято врачами с большой неприязнью — медсестрам даже запретили входить в палаты.

Мисс Найтингейл и медсестры принялись за титанический труд: чистили бараки, устраивали печи, организовывали горячее питание, обмывали и перевязывали раненых, ухаживали за больными. Флоренс приводили в отчаяние случаи аморального поведения и пьянства медсестер, которых она была вынуждена отправлять домой. После 8 часов вечера мисс Найтингейл запретила всем женщинам входить в палаты, в ночные часы уход обеспечивали выздоравливающие солдаты. Каждую ночь она сама делала обходы, проверяя качество ухода за самыми тяжелыми больными. Так родился образ женщины с лампадой в руке — символ милосердия и сестринского дела.

Последовательное проведение в жизнь принципов санитарии и ухода за ранеными принесло свои результаты: менее чем за шесть месяцев смертность в лазаретах снизилась с 42 до 2,2%.

В своей книге «Записки о госпиталях» Ф. Найтингейл показала связь санитарной науки с организацией госпитального дела.

Вся жизнь этой замечательной женщины была посвящена развитию сестринского дела. А когда в 1855 году Флоренс заболела крымской лихорадкой, то о здоровье женщины-легенды беспокоилась вся страна, включая королеву Викторию.

В конце 1856 года Флоренс вернулась в Англию и организовала сбор пожертвований с целью создания школы для подготовки сестер милосердия. В 1860 году она открыла в Лондоне в

госпитале первую современную сестринскую школу нового типа. Созданная мисс Найтингейл система подготовки медсестер послужила основой современного преподавания сестринского дела во всем мире; ее школа фактически стала моделью подготовки управленческого и педагогического звена сестринского персонала.

В своей книге «Записки об уходе» (1860 г.) она впервые:

■ выделила две области в сестринском деле — уход за больными и уход за здоровыми;

■ дала определение сестринского дела;

■ показала отличие сестринского дела от врачебного;

■ провела анализ влияния санитарно-гигиенических факторов на состояние здоровья.

Вторая половина XIX века — возникновение сестринского дела как профессии. С этого времени можно говорить о разделе медицины гипургии — «уходе за больным».

В 1883 году Ф.Найтингейл была награждена Королевским Красным Крестом, а в 1907-м — орденом «За заслуги».

В 1901 г. Ф. Найтингейл ослепла. Умерла она в один год с А. Дюнаном (1910 г.) и похоронена в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне.

Имя Флоренс Найтингейл стало символом милосердия во всем мире. Всю свою жизнь она посвятила служению сестринскому делу. Благодаря этой женщине был поднят престиж профессии медицинской сестры, сестринское дело определено как наука и одновременно искусство, требующее определенной специальной подготовки. В Лондоне ей воздвигнут памятник.

В 1912 году Лига Международного Красного Креста и Красного Полумесявд учредила медаль имени Флоренс Найтингейл—до сих пор самую почетную и высшую награду для сестер милосердия во всем мире. Этой медалью награждают лучших сестер в день рождения Ф.Найтингейл. Первые медали в нашей стране были присуждены двум участницам Великой Отечественной войны: Герою Советского Союза фельдшеру Левченко Ирине Николаевне и хирургической сестре Савченко Лидии Филипповне.

Обязательство Ф. Найтингейл дают выпускники медицинских колледжей и училищ. Выпускники медицинских ВУЗов принимают присягу врача России.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО Ф. НАЙТИНГЕЙЛ

Я торжественно перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство:

провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечёт за собой вред и гибель, и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению, и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики.

С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе.



История сестринского дела в России

Известно, что еще в глубокой древности женщины нередко посвящали свою жизнь уходу за престарелыми, больными и инвалидами.

В X веке дочь князя Рюрика княжна Ольга организовала первую больницу на Руси.

В XI веке появляются «бабы-вдовицы» (повивальные бабки), в их обязанности входило крещение новорожденных и оказание помощи во время родов.

В XII—XIII веках при церквях и монастырях в Москве создаются «больничные палаты». Необходимое лечение больных и раненых в периоды эпидемий и войн проводилось в монастырских больницах. Слово «больница» означает: то место, где боль кладет человека ниц.

В 30-х годах XII века внучка Владимира Мономаха Евпрак-сия—Зоя занималась народной медициной. Она стала первой русской женщиной, ступившей на нелегкую стезю медицины.

Написала первый отечественный медицинский трактат «Мази», который был уникален для того времени. Труд включает вопросы физиологии, гигиены, пропедевтики и профилактики некоторых заболеваний.

Лечебной деятельностью на Руси занимались лекарки, ведуньи, знахарки. Они помогали и знати, и простолюдинам.

Многочисленные летописные источники XIV—XV веков упоминают имена крестьянской девушки Февронии, княжеской дочери Ефросиний, Феодосии Морозовой, по зову сердца занимавшихся уходом за больными людьми.

В XVI веке лекарки выполняли функции акушерок, впоследствии — педиатров. Из записок иностранцев о Москве XIV—XVI веков: «В обиходе совсем нет ни врачей, ни аптекарей».

В XVIII век Россия вступила с Петром I. Благодаря этому царю произошли значительные преобразования организации медицинской помощи в Российском государстве.

В 1715 году вышел Указ о службе женшин в воспитательных домах для ухода за больными детьми. Это был первый шаг по привлечению женщин к лечебной работе. Начинаниям Петра не суждено было сбыться: Екатерина I удалила женщин из больниц, и впоследствии роль сиделок выполняли отставные солдаты.

Основное внимание в петровские времена уделялось созданию военных медицинских учреждений, и поэтому в 1707 году в Москве был построен госпиталь, при котором была открыта первая в России медико-хирургическая школа. В дальнейшем аналогичные школы по подготовке лекарей стали открывать при госпиталях в Петербурге и Кронштадте. С 1741 года в госпитальные школы проводили набор учеников из солдатских семей. Через 5 лет обучения они получали специальность цирюльника или подлекаря и направлялись в армию. Позже их стали называть фельдшерами. «Фельдшер» в переводе с немецкого языка означает «полевой брадобрей».

Женский труд вновь стали применять только в середине XVTII века в гражданских больницах, уход за больными осуществляли «бабы-сидельницы» — это были жены или вдовы больничных солдат. Но эта служба была распространена только в Петербурге и Москве.

В начале XVIII века в Москве оказывают акушерское пособие первые «ученые» повивальные бабки, получившие подготовку за рубежом. Первое родовспомогательное учреждение было создано в 1764 году (до этого в России не было ни одного родильного дома). Вскоре в Петербурге был открыт Повивальный институт — родовспомогательное и образовательное учреждение.

В 1803 году при воспитательных домах открывают «вдовьи дома» — приюты для бедных вдов, где женщины получали навыки по уходу за больными. Этих женщин называли сердобольными вдовами.



Сестринское дело в России получает развитие с 1803 года

с организацией службы сердобольных вдов — предшественниц сестер милосердия.

Благодаря императрице Марии Федоровне русские женщины были привлечены к лечебной работе, и это было новым явлением в общественной жизни страны. Сердобольных вдов стали направлять для работы в больницы. В торжественной обстановке они давали клятву служения избранному делу по уходу за больными. Эта форма профессионального участия женщин в уходе за больными была единственной до середины XIX века.

Интересно отметить, что с Мариинской больницей, в которой служили сердобольные вдовы, связана судьба великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Он родился в больнице, в семье врача, здесь прошло его детство и отрочество. Тяжелый быт вдов описан А. Куприным в рассказе «Святая ложь». После смерти отца четырехлетний Саша Куприн вместе с матерью — княжной, калекой, за неимением средств оказался в общей палате вдовьего дома.

1812 год — война с Наполеоном. Жизнь показала, что при большом поступлении раненых и больных лечебные учреждения были не в состоянии обойтись без вспомогательного женского труда. Поэтому в 1816 году при Московском госпитале была открыта специальная фельдшерская школа на 150 мест;

в 1818 году — курсы сиделок и Институт сердобольных вдов. Обучение проводили по учебникам X. Оппеля. С именем этого врача связано начало специальной подготовки женщин в России в качестве медперсонала.

В 1832 году при Голицынской больнице открывают фельдшерскую школу для мальчиков, в 1854 году — для женщин. Всего к 1911 году было открыто 27 фельдшерских школ.

Организация общин сестер милосердия — 40—50-е годы XIX столетия

Трудно представить, но до середины XIX столетия в лечебных учреждениях за больными ухаживали и помогали врачам медбратья.

Первая община сестер милосердия в России — Свято-Троицкая — была создана в Петербурге в 1844 году.

В сестры милосердия принимали вдов и девиц 20—40 лет. В течение года испытуемые проходили курсы обучения и на деле проверяли свои душевные и физические качества. Изучали правила ухода за больными, способы перевязки ран, фармацию и рецептуру. В торжественной обстановке женщин посвящали в сестры милосердия. Однако для оказания помощи раненым на театре военных действий женщин долгое

время не привлекали — в обществе бытовало мнение, что только падшая женщина может ухаживать за ранеными мужчинами.

В 1854 году в Петербурге по инициативе и на средства великой княгини Елены Павловны, сестры Николая I, образована знаменитая Крестовоздвиженская община для подготовки медсестер с целью оказания помощи раненым. Женщины в течение двух-трех месяцев проходили стажировку, а затем их направляли на фронт в Севастополь. Преподавали в общине известные врачи, в том числе и сам Н.И. Пирогов.

«Интерес к делу ухода за больными и ранеными просыпался у общества с началом крупных военных кампаний, когда перед глазами энтузиастов возникал в туманной дымке героический образ женщины, перевязывавшей кровавые раны умирающего солдата».

Многие русские женщины и девушки оказывали раненым помощь в условиях тяжелой боевой обстановки. Среди них — 15-летняя Даша Михайлова, любовно прозванная защитниками города Дашей Севастопольской — личность легендарная. По зову сердца пошла она на фронт, в труднейших условиях оказывала помощь раненым на перевязочных пунктах, затем в госпиталях. Фактически она стала первой сестрой милосердия до прибытия Пирогова с его отрядом медицинских сестер. Дашу высоко ценил Н.И. Пирогов, по приказу Николая I она была награждена золотой медалью «За храбрость» и крупной денежной премией.

Впервые в мировой истории сестры милосердия стали оказывать помощь раненым и больным на поле битвы.

Екатерина Александровна Хитрово

(1805—1856 гг.) начала свой милосердный путь в Одесской общине сердобольных сестер, позднее возглавила ее. В сложный для Крестовоздвижен-ской общины момент, во время Крымской кампании, уступая настойчивым просьбам великой княгини Елены Павловны и Н.И. Пирогова, повинуясь долгу, она отправилась на театр военных действий и смогла наладить

деятельность своей общины в трудных военных условиях, тем самым сохранив ее.

Екатерина Александровна всю жизнь трудилась наравне с другими сестрами милосердия, и это стало причиной смерти: она заразилась сыпным тифом и скончалась на 51 -м году жизни.



Екатерина Михайловна Бакунина (1812—1894 гг.) — истинная московская аристократка, глубоко верующий человек. Узнав в 1854 году о формировании в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженской общины в связи с Крымской войной, несмотря на сопротивление родственников, она стала полноправной сестрой общины: прошла необходимый подготовительный курс, приняла присягу и выехала с третьим отрядом сестёр в Севастополь. Екатерина Михайловна смогла в короткий срок стать не только хорошей операционной сестрой, но и талантливым руководителем в так называемых транспортных отрядах, организованных Н.И. Пироговым. Николай Иванович высоко ценил ее, называл «примером терпения и неустанного труда».

После смерти Е.А. Хитрово Бакунина была признана самой достойной для назначения на должность сестры-настоятельницы Крестовоздвиженской общины. С большой требовательностью Е.М. Бакунина относилась к духовно-нравственным качествам сестер милосердия. Однако её взгляды на деятельность общины были иными, нежели великой княгини Елены Павловны. Бакунина с болью и горечью покинула сестер, уехала в Тверскую губернию и вместе со своими родными организовала для крестьян школу и небольшую больницу. Но во время Русско-турецкой войны она вновь отправилась на театр военных действий и продолжала оказывать медицинскую помощь раненым.



Елизавета Петровна Карцева

(1823—1898 гг.) по возрасту была младше Е.А. Хитрово и Е.М. Бакуниной.

Уже в Севастополе она обратила на себя внимание Н.И. Пирогова. Он писал о ней: «Е.П. Карцева моложе и неопытнее Хитрово и Бакуниной, притом она молчаливого и тихого нрава, показала, однако, что у нее много такта, последовательности и особенной самостоятельности в исполнении взятых на себя обязанностей». О ее милосердии ходили ле- Елизавета Петровна генды. После Е.М. Бакуниной Ели- Карцева завета Петровна стала сестрой-настоятельницей Крестовоздвиженской общины. Но служила в ней недолго, в 1870 году она возглавила Георгиевскую общину сестер милосердия Российского Красного Креста.

Н.И. Пирогов дал такую оценку: «Всякий вечер до первого часа ночи я провожу с Хитрово, Бакуниной и Карцевой. Это три столпа общины».

Е.А. Хитрово, Е.М. Бакунина, Е.П.Карцева являются тем идеалом, к которому стремились сестры милосердия XIX, XX веков и, несомненно, будут стремиться в XXI столетии.

В целях поощрения и увековечения заслуг сестер милосердия в Крымской войне был учрежден позолоченный крест, 158 сестер были награждены этим крестом. Н.И. Пирогов писал: «Нельзя было не дивиться их усердию, деятельности при ухаживании за больными и их истинно стоическому само-



отвержению».

После войны сердобольные вдовы из Санкт-Петербурга работали в Мариинской больнице и больнице Св. Марии Магдалины. В 1882 ггоду институт сердобольных вдов был упразднен.

1863 год — год рождения профессии медицинской сестры в России: подписан приказ о службе женщин в госпиталях.

Крымская война показала положительный опыт женского ухода за ранеными и больными. Многие врачи, и в первую очередь Пирогов, стали пропагандировать идею использования образованного ухаживающего персонала, доказывая зависимость лечения от профессионализма сестер милосердия.

Создание и развитие Российского общества Красного Креста

В 1867 году в России создано Российское общество попечения больных и раненых, в 1876 году оно было переименовано в Российское общество Красного Креста и вошло в состав международного Красного Креста. Это общество было сформировано благодаря героической деятельности общин сестер милосердия, усилиям великой княгини Елены Павловны, Н.И. Пирогова и православной церкви. В работе общества активное участие многие годы принимали знаменитые русские врачи Н.И. Пирогов, СП. Боткин, Н.В. Склифо-совский, Н.Н. Бурденко, СИ. Спасокукоцкий.

В 1868 году в Москве была учреждена первая община Красного Креста; в 1870 году организована Георгиевская община (одна из самых известных), ее возглавляла Елизавета Карцева. Многие общины сестер милосердия были переданы в ведение Красного Креста.



Создание Общества Красного Креста — начало серьезной перестройки и дальнейшего развития системы общин сестер милосердия.

Основные функции общества: подготовка квалифицированных медсестер и оказание бесплатной медицинской помощи. В других странах организации готовили сестер только для оказания помощи пострадавшим в условиях военных действий.

Общины имели свой устав, это были богатые организации со своими лечебницами, амбулаториями, домами для проживания престарелых сестер.

Участие сестер милосердия в Русско-турецкой войне

1877-1878 it.

Непосредственное участие в боевых действиях принимали многие врачи (Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский, СВ. Боткин) и 118 сестер. Сестры милосердия выполнили свой долг и в эту войну. Н.И. Пирогов дал высокую оценку деятельности сестер милосердия во время русско-турецкой войны: «Е.П. Карцева на театре военных действий в Болгарии и Е.М. Бакунина, действовавшая в эту войну в Азиатской Турции, могут служить для нас идеалом старших сестер».

Русско-турецкая война вошла в историю как самая неблагоприятная в эпидемическом отношении. Многие сестры погибли от сыпного тифа, в том числе баронесса Юлия Петровна Вревская. В числе первых женщин-добровольцев она отправилась на Балканы сестрой милосердия, отказавшись от светской петербургской жизни. Своим отношением к делу, к больным и раненым баронесса подавала пример всем, кто работал рядом с ней; своей же смертью привлекла многих русских женщин в ряды сестер милосердия. И.С. Тургенев хорошо знал Юлию Петровну и посвятил ее трагической гибели одно из своих стихотворений в прозе:

«На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный госпиталь, в разоренной болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа.

...Она была молода, красива; высший свет ее знал; о ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастия... не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно

помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасиба даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасиба.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!»

Сестринское дело XX столетия

В 1907 году великая княгиня Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую общину сестер милосердия, в 1909 году община начала работать. Высокий уровень подготовки сестер поддерживался ежедневными лекциями опытных врачей. Сама княгиня ухаживала за больными, ассистировала при перевязках. К 1911 году община стала центром милосердия в Москве: нуждавшиеся получали безвозмездную медицинскую помощь и лекарства.

Судьба Елизаветы Федоровны трагична — в 1918 году она была казнена вместе с членами императорской семьи, ее последние слова: «Господи, прости им, не ведают, что творят».

В 1914 году началась Первая мировая война. В России насчитывалось 150 школ при обществе Красного Креста. Социальный состав — самый разнообразный: женщины из трудовой среды, дворянского происхождения, даже женщины из рода Романовых. Императрица Александра Федоровна с дочерьми Татьяной и Ольгой, окончив курсы сестер, оказывали помощь раненым и больным в Царскосельском лазарете.

К 1913 году в ведении Красного Креста было 109 общин.

Самоотверженный труд и воинские подвиги российских сестер милосердия достойно оценивало государство. Для награждения сестер милосердия и сестер Красного Креста, отличившихся в оказании помощи раненым и больным воинам и населению, пострадавшему от стихийных бедствий, в Российской империи была учреждена система наград. Помимо правительственной Георгиевской медали за героизм и мужество при оказании помощи раненым в период войны, сестер милосердия награждали особой медалью РОКК (Российское общество Красного Креста), которая приравнивалась к государственной награде.

После событий 1917 года в Российском обществе Красного Креста произошли коренные изменения. На I Всероссийском съезде сестер милосердия было основано Всероссийское общество сестер милосердия.

В 1920 году по инициативе наркома здравоохранения НА. Семашко открылись школы по подготовке медицинских сестер. Общество рассматривало медсестру как помощника врача в лечебной и профилактической деятельности: «она должна обладать полным знанием среды, в которой ей придется работать, и умением воздействовать как на самого больного, так и на окружающую среду».

В 1922 году Общество Красного Креста было реорганизовано в Общество Красного Креста и Красного Полумесяца.

Годы социалистического правления в России полностью уничтожили деятельность православных общин сестер милосердия. На сегодняшний день такие учреждения вновь стали появляться в Москве и в других регионах.

В 1925 году средние учебные заведения стали многопрофильными: фельдшерско-акушерские школы, школы по подготовке медсестер, техникумы, курсы с различными сроками обучения, курсы дезинфекторов.

Основой сестринской деятельности наших русских женщин всегда были милосердие и бескорыстие, но с 1926 года сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами, так как посчитали, что милосердие — это «поповское» слово.

В 1936 году была создана единая система среднего медицинского образования, и техникумы снова стали школами.

В период Великой Отечественной войны Общество Красного Креста проводило массовую подготовку санитарных и сестринских кадров, обучение населения. В настоящее время одно из приоритетных направлений деятельности Российского общества Красного Креста — это оказание медико-социальной помощи слабозащищенным слоям населения.

В 1953 году многопрофильное™ средних учебных заведений устранена — школы стали называться медицинскими училищами.

В 1965 году решен вопрос о целесообразности открытия медучилищ при крупных многопрофильных больницах; созданы курсы повышения квалификации для средних медработников.

Сестринская помощь в России (1919—1989 гг.) имела основательную теоретическую, практическую и организационную базу. Лучшие профессиональные качества медицинских сестер сформулированы в этом историческом отрезке. Сестры ассоциировались в общественном сознании как положительные, героические личности, способные на самоотверженность, титанический безвозмездный труд. В развитии этого направления были существенные недостатки, в частности, отрыв от международных сообществ.

Конец 80-х годов — реорганизация сестринского дела

Сестринская помощь все это время рассматривалась в рамках «ухода за больными». Сестринское дело (СД) вошло в профессиональный лексикон совсем недавно. На протяжении многих десятилетий в нашей стране медсестру готовили только для «выполнения разных вспомогательных функций, назначаемых врачом». Отсутствие научных принципов и подходов к системе подготовки и использования сестринского персонала, неясные перспективы профессионального роста, тяжелые условия труда и низкая оплата труда привели к тому, что в России профессия медсестры становилась все менее престижной, и социальный статус ее неуклонно снижался.

В 1991 году организован факультет высшего сестринского образования в Москве (государственная медицинская академия им. Сеченова, возглавила Перфильева Г.М.) и Самаре.

В 1992 году создана Московская ассоциация медицинских сестер — первая ассоциация в России.

В 1993 году в Голицыно был проведен Международный семинар по реформе сестринского образования и сестринской практики «Новые сестры для новой России». Цели и задачи семинара:

■ сформировать новое видение СД в России через мировой опыт изучения предмета и создание учебных модулей по сестринскому образованию;

■ ознакомить российских медсестер с международным опытом СД;

обсудить роль сестринского персонала в системе здравоохранения России и необходимость реформы образования и СД для совершенствования сестринской практики.



Основные направления

реформы

сестринского

дела

в России

создать нормативно-правовую базу сестринского дела;

определить философию сестринского дела; создать многоуровневую систему подготовки специалистов сестринского дела; внедрить сестринский процесс в сестринскую практику.

Сегодня сестринское дело определяют как «обеспечение отдельных лиц, семей или групп населения медицинским уходом, связанным с восстановлением или сохранением здоровья». К сожалению, в нашей стране в центре сестринского дела и врачевания находится не человек с его потребностями, а его болезнь, т.е. до сих пор у медиков формируется установка на лечение болезни без учета личности человека.

В 1994 году создана Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России.

Задачи организации:

■ повышение роли медсестры в системе здравоохранения, поднятие престижности профессии;

■ защита профессиональных прав;

■ повышение качества медпомощи;

■ улучшение условий труда и повышение зарплаты;

■ повышение уровня квалификации медсестер и их образования;

■ возрождение традиций сестринского милосердия.

В 1995 году выходит в свет журнал «Сестринское дело».

В 1997 году Ассоциация медицинских сестер создает Этический кодекс медицинской сестры России.

В 1998 году прошел I Всероссийский съезд средних медицинских работников в Санкт-Петербурге. Одобрен проект Государственной программы развития сестринского дела в Российской Федерации.

Внедрена многоуровневая подготовка специалистов сестринского дела — базовый уровень, повышенный уровень, высшее сестринское образование (ВСО):









3-й уровень (вуз)

Высшее

профессиональное

образование








2-й уровень (колледж)

Среднее

профессиональное

образование





1-й уровень (медицинское училище)




В развитии СД условно выделяют 3 этапа:

1-й этап — сестра играет опекунскую роль (призрение, помощь инвалидам, психическим больным, умирающим, сиротам). Основная функция сестры — гигиенический уход.

2-й этап — связан с Крымской кампанией. Роль сестры — зависимый исполнитель врача.

3-й этап — конец 90-х годов XX в. — начало XXI в. — сестра выполняет роль независимого специалиста в рамках своей компетенции.



Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в РФ

Для гарантированного обеспечения прав граждан РФ на охрану здоровья и медпомощь в ноябре 1997 году разработана стратегия реформирования здравоохранения.

В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ определены основные направления развития системы здравоохранения — сохранение и улучшение здоровья людей, снижение заболеваемости и смертности населения.

Основные задачи:

■ увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;

■ сокращение сроков восстановления утраченного здоровья;

■ повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения.

Реализация Концепции основана на следующих принципах:

■ всеобщность, социальная справедливость и доступность медпомощи населению;

■ профилактическая направленность;

■ экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений;

■ единство медицинской науки и практики;

■ активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.

На уровне субъекта РФ в Концепции главными задачами организации здравоохранения определены:

■ развитие здравоохранения с учетом региональных особенностей;

■ разработка и исполнение территориальных целевых программ здравоохранения и программ государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью.

Для качественного оказания медпомощи населению в разделе Концепции «Совершенствование организации медпомощи» поставлены задачи обеспечения непрерывности лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения, создания более высокого уровня финансирования и управления учреждениями здравоохранения. Повышению качества медпомощи будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях.


БИОЭТИКА

Иногда вылечить, часто — облегчить, всегда — успокоить.



А. Парэ

Студент должен знать:

■ понятие биоэтики;

■ основные проблемы биоэтики;

■ основные принципы биоэтики;

■ морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения;

■ этические основы современного медицинского законодательства;

■ права пациента и медицинской сестры;

■ положения Этического кодекса медицинской сестры России.



БЛОК ИНФОРМАЦИИ Этические вопросы медицины

Греческое слово этика ethosозначает обычай, нрав, правила. Это название впервые дал Аристотель новой науке, объектом которой служат мораль и нравственность.



Этика — это наука о морали — совокупность норм и принципов поведения, принятых в данном обществе в определенном промежутке времени.

Область этических вопросов в современной медицине обозначают терминами: «медицинская этика», «врачебная этика», «биоэтика», «биомедицинская этика», «медицинская деонтология».