Цели и задачи занятия - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Цели и задачи занятия - страница №1/1




Точные угловые измерения:

Измерение горизонтальных направлений способом круговых приемов (способ В.Я. Струве) »

Цели и задачи занятия


- систематизировать и закрепить знания студентов, полученные при изучении дисциплины;

- создать условия для восприятия и понимания теоретического материала по теме;

- формировать у студентов практические умения и навыки при обработке журнала «Измерение горизонтальных направлений способом круговых приемов»;

- развивать логическое мышление и инициативность;

- прививать интерес к более глубокому изучению дисциплины;

- воспитывать трудолюбие, внимательность, этические нормы взаимоотношений, стремление к непрерывному профессиональному росту.


Для выполнения крупномасштабных топографических съемок, строительства инженерных сооружений и других целей на местности создается сеть триангуляции 4 класса, а также 1и 2 разрядов

Для получения координат пунктов сети необходимо выполнить измерение направлений и базисных сторон.



Что называется измерением?

Измерение – это определение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.

Измерение горизонтальных углов начинается с изучения устройства, выполнения поверок и юстировок.

Для проверки этих знаний проведем тестирование и фронтальный опрос


тестовое задание

вопрос 1

В теодолите 2Т2 положение фокусирующей линзы изменяется:

  1. автоматически

  2. при вращении кремальеры

  3. при вращении наводящего винта алидады

  4. при вращении наводящего винта зрительной трубы

Правильный ответ


при вращении кремальеры

Вопрос 2

Коллимационная погрешность возникает в результате невыполнения одного из условий:

  1. визирная ось зрительной трубы должна быть перпендикулярна оси вращения трубы

  2. горизонтальная нить сетки должна быть перпендикулярна оси вращения теодолита

  3. ось вращения зрительной трубы должна быть перпендикулярна оси вращения теодолита

  4. ось цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга должна быть перпендикулярна оси вращения теодолита

Правильный ответ


визирная ось зрительной трубы должна быть перпендикулярна оси вращения трубы
Вопрос 3

Горизонтальный угол – это:

  1. проекция на горизонтальную плоскость двугранного угла, образованного вертикальными плоскостями, проходящими через заданные направления

  2. угол между заданными направлениями

  3. дирекционный угол

  4. направляющий угол

Правильный ответ

проекция на горизонтальную плоскость двугранного угла, образованного вертикальными плоскостями, проходящими через заданные направления


Вопрос 4

Теодолит 2Т2 горизонтируют (нивелируют):

  1. по уровню при алидаде горизонтального круга вращением подъемных винтов

  2. по уровню при трубе вращением подъемных винтов

  3. по уровню при алидаде горизонтального круга и по уровню при трубе вращением подъемных винтов

  4. по уровню при алидаде горизонтального круга с помощью ножек штатива

Правильный ответ


по уровню при алидаде горизонтального круга с помощью ножек штатива
Вопрос 5

Визирная ось зрительной трубы – это:

  1. прямая, соединяющая оптический центр объектива и перекрестие сетки нитей

  2. прямая, соединяющая оптические центры объектива и окуляра

  3. прямая, соединяющая оптический центр окуляра и перекрестие сетки нитей

  4. прямая, соединяющая оптический центр фокусирующей линзы и перекрестие сетки нитей

Правильный ответ


прямая, соединяющая оптический центр объектива и перекрестие сетки нитей

Вопрос 6

Ось цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга теодолита 2Т2 должна быть перпендикулярна:

  1. визирной оси

  2. оси вращения зрительной трубы

  3. оси вращения теодолита

  4. оси цилиндрического уровня зрительной трубы

Правильный ответ


оси вращения теодолита

Вопрос 7


Визирная ось зрительной трубы должна быть перпендикулярна:

  1. оси вращения зрительной трубы

  2. оси вращения теодолита

  3. оси цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга

  4. оси цилиндрического уровня зрительной трубы

Правильный ответ


оси вращения зрительной трубы

Вопрос 8

Коллимационную погрешность теодолита 2Т2 устраняют:

  1. перемещением линз объектива

  2. перемещением сетки нитей вертикальными юстировочными винтами

  3. перемещением сетки нитей горизонтальными юстировочными винтами

  4. юстировкой коллиматорного визира

Правильный ответ


перемещением сетки нитей горизонтальными юстировочными винтами

Вопрос 9


Кремальера – это:

1.устройство для оптического центрирования

2.устройство для юстировки уровня при трубе

3.устройство для определения расстояния

4.устройство, служащее для перемещения фокусирующей линзы

Правильный ответ

устройство, служащее для перемещения фокусирующей линзы



Вопрос 10


Ось цилиндрического уровня – это:

  1. вертикальная линия

  2. касательная к внутренней поверхности ампулы цилиндрического уровня в нуль – пункте

  3. линия, перпендикулярная визирной оси зрительной трубы

  4. линия, перпендикулярная горизонтальной оси вращения зрительной трубы

Правильный ответ

касательная к внутренней поверхности ампулы цилиндрического уровня в нуль – пункте


Фронтальный опрос.
Перед измерением горизонтального угла теодолит устанавливают в рабочее положение.


  1. Какие операции или действия выполняют перед измерением горизонтального угла?

Перед работой теодолит устанавливают над вершиной измеряемого угла и выполняют следующие операции: центрирование, нивелирование, установку зрительной трубы и отсчетных приспособлений для наблюдений.


  1. Показать, как выполняют центрирование теодолита?

Центрирование теодолита осуществляется при помощи оптического центрира. Для этого устанавливают теодолит над вершиной угла так, чтобы ось теодолита оказалась приблизительно над точкой, а головка штатива была примерно горизонтальна.

Подъемные винты теодолита выводят в среднее положение. С помощью перемещением ножек штатива, оптического центрира и подъемных винтов центрируют теодолит.





  1. Показать порядок работы при нивелировании теодолита?

При нивелировании теодолита роль подъемных винтов играют ножки штатива. Цилиндрический уровень устанавливают параллельно двум ножкам. С помощью одной ножки выводят пузырек уровня на середину. Затем поворачивают пузырек уровня по направлению третьего винта и с помощью третьей ножки выводят на середину. Такие действия выполняют несколько раз, добиваясь, чтобы пузырек уровня был на середине.
4. Как выполняют установку зрительной трубы ?

Установить зрительную трубу для визирования - это значит получить в поле зрения трубы резкое и отчетливое изображение сетки нитей и наблюдаемого предмета. Для этого зрительную трубу наводят на небо или на белый освещенный предмет и поворачивают окулярное кольцо до получения резкого изображения сетки нитей. Затем, открепив закрепительные винты алидады и зрительной трубы, наводят на наблюдаемый предмет (веху). Алидаду и зрительную трубу закрепляют. Вращением кремальеры получают четкое изображение наблюдаемого предмета.





5. Как выполняют установку отчетного приспособления?

Установку отчетных приспособлений для наблюдений при отсчитывании в оптических теодолитах достигается вращением окуляра отчетного приспособления.


Угловые измерения, как бы тщательно они не проводились и как бы совершенны не были приборы, неизбежно сопровождаются погрешностями. Что бы получить результаты измерений с заданной точностью, необходимо выработать правило или определенную методику, которые или исключат из результатов измерений погрешности, или до необходимой степени ослабит их влияние.
6. Какие погрешности оказывают влияние на величину измеряемого угла?

На величину измеряемого угла оказывают влияние погрешности прибора, погрешности центрирования и редукции, погрешности собственного измерения угла, погрешности от влияния внешней окружающей среды.


7. От чего зависят погрешности прибора и как можно уменьшить или исключить их из результатов измерений?

Погрешности приборов являются следствием неизбежных ошибок изготовления и юстирования теодолита. Погрешности полностью исключаются из результатов измерений при измерении угла при двух кругах КЛ и КП.


8. Что из себя представляют погрешности центрирования и редукции, какие действия необходимо выполнить для ослабления или исключения их?

Погрешности центрирования вызваны неточной установкой теодолита над вершиной измеряемого угла. Для уменьшения погрешности центрирования необходимо тщательно устанавливать теодолит над вершиной угла;

Погрешности редукции вызваны неточной установкой штатива с целиком над вершиной измеряемого угла, а также несовмещение оси визирного цилиндра знака с осью центра знака. Для уменьшения погрешности необходимо устанавливать штативы с целиком на конечных точках угла с помощью оптического центрира; визировать при измерении угла на целик.

9. Какие погрешности относятся к погрешностям собственного измерения угла (личные погрешности)?

К погрешностям собственного измерения угла относятся погрешности визирования и взятия отчетов (округления). Поэтому в сетях триангуляции измерение выполняют несколькими приемами.
10. Назовите погрешности, связанные с влиянием внешней среды.

Погрешности, вызванные с влиянием внешней среды, зависят от рефракции, качества изображений, колебаний изображения, нагревания прибора, штатива и другие.


11. В какие периоды следует выполнять измерение горизонтальных углов?

Измерение следует выполнять в периоды спокойных и отчетливых изображений. Наиболее благоприятными для наблюдений горизонтальных углов в течении дня считаются периоды: утренний – начинается через пол часа после восхода солнца и продолжается около полутора часа; вечерний – начинается с 15 – 16 часов и заканчивается за пол часа до захода солнца. Или в процессе наблюдений теодолит рекомендуется закрывать зонтом от прямого воздействия солнечных лучей.




Объяснение нового материала
Измерение горизонтальных направлений

способом круговых приемов

(способ В.Я. Струве)

Измерение направлений в сетях сгущения выполняют способом круговых приемов. Его применяют, когда имеется три направления и более.

Измерение горизонтальных направлений способом круговых приемов был предложен

В.Я. Струве - русским военным геодезистом в первой половине XIX века, но до сих пор не потерял своего значения.

Василий Яковлевич Струве (1793 – 1964)


русский астроном и военный геодезист


Слышали ли вы, что при выполнении измерений в горной местности измеряемый горизонтальный угол окажется искаженным?

В аномальных районах уклонения отвесной линии при больших углах наклона может достигать 3 - 10 секунд, поэтому в измеренный угол вводится поправка.
В процессе наблюдений в каждом полуприеме алидаду вращают только в одном направлении: в первом полуприеме ( при круге лево) по ходу часовой стрелки, во втором полуприеме ( при круге право) – в обратном направлении.

При приближенном наведении трубы на визирную цель обратные движения алидады не разрешаются.

Перед началом наблюдений на пункте составляется таблица рабочих установок лимба. Инструкцией в зависимости от класса триангуляции установлено определенное число приемов наблюдений.


теодолит

Число приемов

3 класс

4 класс

1 разряд

2 разряд

Т2, 2Т2

12

6

3

2

Угол перестановки лимба между приемами можно рассчитать по формуле:

σ = 180/m + ι или σ = 180/m + ι /2
Измерение углов производят в следующем порядке:

После центрирования прибора и приведения его в рабочее положение


- Визируют на начальное направление и

винтом лимба ставят отсчет чуть больше нуля.





-Барабаном микрометра совмещают противоположные штрихи лимба и берут отсчет по лимбу и по микрометру А1.


- Барабаном микрометра производят второе совмещение и берут отсчет по микрометру А2.

Результаты измерений записывают в журнал.


- Визируют на второе, третье направление и аналогично берут отсчеты.

- Визируют на начальное направление и берут отсчеты (выполняют замыкание горизонта).

-Затем переводят трубу через зенит и выполняют второй полуприем в обратном направлении.

Журнал измерения направлений способом круговых приемов

Пункт 9 прием 1

Теодолит Т2 №10329 погода: ясно, слабый ветер

Дата 117. 2012 видимость: хорошая

Наблюдатель изображение: спокойное

Наблюдаемое

направление

круг


отсчет

Среднее


А1+А2

2

2С = КЛ-КП+ 180




КЛ + КП

2

Значение

направления


По штрихам

лимба


По микрометру

А1

А2

8

КЛ

0 01

10,3

11.2

10,8

- 14,7

18,2

0,0

0 00 00,0

КП

180 01

25,0

26,0

25,5

3

КЛ

86 10

19,8

20,4

20,1

-18,5

29,4

- !,0

86 09 10,2

КП

266 10

38,1

39,0

38,6

2

КЛ

251 58

29,6

30,8

30,2

-14,4

37,4

- 2,0

251 57 17,2

КП

71 58

44,0

45,2

44,6

8

КЛ

0 01

12.5

12,6

12,2

-17,9

21,2- 3,0




КП

180 01

31,1

31,1

30,1

незамыкание горизонта КЛ = + 1,4 КП = + 4,6 ∆ ср .= + 3,0

максимальное колебание 2с = 4,1

δ = ∆ ср / n (N – 1) =

где: n – число направлений

N –порядковый номер наблюдения


Требования ведения полевого журнала.
Немаловажное значение имеет аккуратность ведения полевого журнала.


01(13).11.1856 – 20.03.1924

Российский геодезист

генерал - лейтенант

Выдающийся геодезист В.В Витковский писал: «…чьи вычисления представляют изящно расположенные столбцы красивых цифр, тот почти всегда вычисляет скоро и верно; наоборот, чьи вычисления разбросаны в беспорядке, а сами цифры поражают своей уродливостью, тот почти всегда путается и вычисляет с ошибками».
Для записи цифр в журнале каждому наблюдателю необходимо выработать четкий, легко читаемый вычислительный шрифт.
1. Как выполняют запись в журнале ?

Все записи в журнале следует делать хорошо отточенным карандашом соответствующей мягкости в зависимости от температуры и влажности воздуха.


2. Как выполняют исправления в журнале?

Исправления делают аккуратно. Ошибочные записи зачеркивают так, чтобы их можно было прочитать, а непосредственно над зачеркнутыми числами подписывают правильные данные, причем исправляют все число, а не отдельные его цифры. Если зачеркивают результат непосредственного измерения (отсчет), то в графе «примечание» или на полях журнала объясняют причину исправления.


3. Можно ли пользоваться резинкой?

Записи, сделанные в полевом журнале, запрещается стирать резинкой, исправлять цифру по цифре, а так же исправлять записи отсчетов минут.


4. После окончания измерений нужно сразу уйти с пункта?

НЕТ. Вычисления должны быть проверенны на пункте, если нет ошибок, тогда переходят на другой пункт.


В каждом приеме производят вычисления





  1. Вычисляют среднее из отсчетов по шкале микрометра

(А1 + А2) / 2

Вычисляют величину незамыкания горизонта при КЛ и КП и среднее ∆ ср..

Полученные величины записывают в конце приема.

1-й контроль: Незамыкание горизонта для теодолита 2Т2 допускается 8″.

2. Находят 2с 2с = КЛ - КП + 180



2-й контроль: Колебание 2с допускается 8″.

Постоянство 2с служит показателем качества измерений.




  1. Вычисляют среднее из отсчетов.

(КЛ + КП) ⁄ 2. .
4. Величину незамыкания горизонта ∆ ср распределяют с обратным знаком на все направления пропорционально их номерам

δ = ∆ ср. / n (N – 1)

где: n – число направлений

N –порядковый номер наблюдения


5. Приведенные к нулю направления получают, вычитая отсчет на первое направление из всех остальных одновременно вводя поправки.

3-й контроль: Вычисленные значения направлений в разных приемах не должны различаться на 8″.

При несоблюдении допуска соответствующие приемы переделывают.

Если таких приемов > 30 % , то повторяют всю программу наблюдений.


Закрепление полученных знаний
Выполнить обработку журнала измерения направлений способом круговых приемов.
Журнал измерения направлений способом круговых приемов

Пункт 6 прием 1

Теодолит Т2 №10329 погода: ясно, слабый ветер

Дата 25.11. 2009 видимость: хорошая

Наблюдатель изображение: спокойное

Наблюдаемое

направление

круг


отсчет

Среднее


А1+А2

2

2С = КЛ-КП+ 180




КЛ + КП

2

Значение

направления


По штрихам

лимба


По микрометру

А1

А2

7

КЛ

0 01

01,4

03,2











КП

180 01

04.2

06,7




10

КЛ

76 08

17,8

20,4













КП

256 08

25,1

29,0




12

КЛ

231 48

25,6

30,8













КП

51 48

29,0

35,2




7

КЛ

0 01

08.5

10,6













КП

180 01

10,1

11,1



Незамыкание горизонта КЛ = КП = ∆ср. =

максимальное колебание 2с =

δ = ∆ ср./n (N – 1) =


Домашнее задание
Законспектировать В.Г. Селихонович «Геодезия»- стр.234 – 236
Подготовиться к практическому занятию.