Цели и задачи Главной целью - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Цели и задачи Главной целью - страница №1/1

Цели и задачи


Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило

цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:


 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

При проведении уроков применяются следующие здоровьесберегающие технологии: физминутки, разнообразие форм работы на уроке, благоприятный климат, объём домашнего задания соответствует норме.



Характеристика учебного процесса

При реализации программы используются следующие виды уроков:



Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используются демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок-игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования.

Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок-контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.


Предполагаемые результаты

Предполагаемые результаты представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся 10 класса, изучавшие курс. Эти требования структурированы .




Учебно-тематическое планирование

Количество часов

Всего _105____ час; в неделю __3_ час.

Планирование составлено на основе

- Государственного стандарта основного общего образования,

- Примерной программы основного общего образования по литературе ,

- Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией В.Я.Коровиной / М., «Просвещение», 2008 г. /.

Учебник


«Литература». 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под редакцией В.Я.Коровиной /М., Просвещение, 2012 г. /.


Содержание программы по литературе в 10 классе


Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Введение (2 ч.)


Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Требования к уровню подготовки:

  1. Знать своеобразие русской литературы XIX века с точки зрения истории и литературы.

  2. Уметь ориентироваться в учебнике.

  3. Применять план текста, сообщения.

А.С. Пушкин (4 ч.)

Жизнь и творчество А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина.



Требования к уровню подготовки:

  1. Знать биографию поэта, основные темы и мотивы его лирики.

  2. Уметь анализировать стихи Пушкина.

  3. Применять выразительное чтение.

М.Ю. Лермонтов (2 ч.)

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова.



Требования к уровню подготовки:

  1. Знать биографию поэта, основные темы и мотивы его лирики.

  2. Уметь анализировать стихи Лермонтова.

  3. Применять выразительное чтение.

Н.В. Гоголь (1 ч.)

Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя. «Петербургские повести». Образ маленького человека. «Невский проспект». Образ Петербурга.



Требования к уровню подготовки:

1. Знать жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя, содержание его произведений.


2. Уметь анализировать произведения Гоголя.
3. Применять выразительное чтение, различные виды пересказа.

Обзор русской литературы XIX века (II половины) (2 ч.)



Требования к уровню подготовки:

1. Знать характеристику русской литературы XIX века (II половины)


2. Уметь делать сообщения.
3. Применять пересказ по плану.

А.Н. Островский (6 ч.)

Александр Николаевич Островский. «Гроза» Очерк жизни и творчества.
«Гроза». Трагическая острота конфликта Катерина с «темным царством». Борьба личности за право быть свободной, за право жить и любить. Обличие самодурства, грубой силы и невежества.
Критика. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве»; А.А.Григорьев «После «Грозы» Островского, «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу».

Требования к уровню подготовки:

1. Знать жизненный и творческий путь А.Н. Островского, содержание пьесы «Гроза».


2. Уметь анализировать драматическое произведение, составлять характеристики героев.
3. Применять навык анализа драматического произведения.

И.С. Тургенев (7 ч.)

Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». Очерк жизни и творчества. «Отцы и дети». Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. Художественное своеобразие романа. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими, его одиночества. Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция. Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа «Отцы и дети». Значение Тургенева в русской и мировой литературе.
Развитие понятия о романе.
Критика. Д.И. Писарев. «Базаров»; Н.Н. Страхов. «Отцы и дети» И.С. Тургенева»; М.А. Антонович. «Асмодей нашего времени».

Требования к уровню подготовки:

1. Знать жизненный и творческий путь И.С. Тургенева, содержание романа «Отцы и дети».


2. Уметь анализировать содержание романа «Отцы и дети».
3. Применять план анализа художественного произведения/

И.А. Гончаров (5 ч.)

Иван Александрович Гончаров. «Обломов». Очерк жизни и творчества. Три романа Гончарова - «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»: общая характеристика. Критические статьи Гончарова («Мильон терзаний», «Лучше поздно, чем никогда» и др.)
Роман И.А. Гончарова «Обломов», утвердивший писателя как классика русской литературы. «Обломовщина» (одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое…ядовитое!»). Обломов – его сущность, характер и судьба. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская. Захар. Оценки обломовщины в критике.
Критика. Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»; Д.И. Писарев. «Обломов»; А.В. Дружинин. «Обломов», роман И.А. Гончарова».

Требования к уровню подготовки:

1. Знать биографию писателя, содержание романов «Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв».


2. Уметь делать сравнительную характеристику героев.
3. Применять план характеристики героя, анализ эпизода.

Тютчев Ф.И. (3 ч.)

Федор Иванович Тютчев. Стихотворения. Тютчев – поэт философ и певец русской природы. Представление о единстве мира природы и внутреннего мира человека, о жизни кА борьбе. Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний человека. Ритмическое богатство стиха.

Требования к уровню подготовки:

1. Знать жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева, основные темы и мотивы его лирики.


2. Уметь анализировать стихи Ф.И. Тютчева.
3. Применять выразительное чтение, план анализа лирического произведения.
анализ эпизода.

А.А. Фет (3 ч.)

Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике А.А. Фета. Сочетание жизненной конкретности и умения передать подвижность настроений и переживаний, слуховых и зрительных впечатлений. Метафоричность поэзии Фета. Музыкальность, мелодичность стиха.

Требования к уровню подготовки:
1. Знать жизненный и творческий путь А.А. Фета, основные темы и мотивы его лирики.
2. Уметь анализировать стихи А.А. Фета.
3. Применять выразительное чтение, план анализа лирического произведения.

А.К.Толстой (1 ч)

Художественный мир А.К.Толстого. Стихотворения.

Требования к уровню подготовки:
1. Знать жизненный и творческий путьА.К.Толстого, основные темы и мотивы его лирики.
2. Уметь анализировать стихи АК.Толстого.
3. Применять выразительное чтение, план анализа лирического произведения.

Н.С. Лесков (2 ч.)

Николай Степанович Лесков. «Очарованный странник». Иван Флягин – один из правдоискателей земли русской. Былинные мотивы в повести Лескова.

Требования к уровню подготовки:

1. Знать этапы жизни и творчества Н.С. Лескова, содержание повести «Очарованный странник».


2. Уметь анализировать повесть «Очарованный странник».
3. Применять анализ художественного произведения.

М.Е. Салтыков-Щедрин (2 ч.)

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «История одного города». Сказки: «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла». Очерки жизни и творчества великого сатирика. «История одного города». Сатирическое изображение смены царей на русском престоле как смены градоначальников. Прием гротеска в изображении градоначальников. Отношение к народу – к его терпеливости, бесправию, полной зависимости от власти очередного градоначальника. Сказки. Обличие самодурства, произвола, обывательщины в сказках Щедрина. Злободневность, политическая острота сказок. Социальное и общечеловеческое в произведениях писателя. Современное звучание произведений Салтыкова-Щедрина.
Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Требования к уровню подготовки:

1. Знать биографию писателя содержание его произведений.


2. Уметь анализировать сказки и романы М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Применять выразительное чтение, различные виды пересказов, анализ эпизода, характеристику героев.

Н. А. Некрасов (7 ч.)

Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Мотивы народной песни в лирике Н.А. Некрасова. Своеобразие его поэзии (лиризм, искренность чувств; сатирическая направленность произведений).
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Отражение социальных противоречий эпохи. Мастерство поэта в изображении народной жизни. Многообразие крестьянских типов. Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни.
Развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.

Требования к уровню подготовки:

1. Знать жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова, содержание его произведений, основные темы и мотивы лирики Некрасова.


2. Уметь анализировать стихи Некрасова, поэму «Кому на Руси жить хорошо».
3. Применять план анализа лирического произведения, выразительное чтение.

К. Хетагуров (1 ч)

Коста Хетогуров. Стихотворения.

Требования к уровню подготовки:
1. Знать жизненный и творческий путьК.Хетогурова, основные темы и мотивы его лирики.
2. Уметь анализировать стихи К.Хетогурова.
3. Применять выразительное чтение, план анализа лирического произведения.

Ф.М. Достоевский (10 ч.)

Федор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание». Очерк жизни и творчества. (Основные мотивы произведений). Нравственная проблематика, философская глубина творчества. Полемическая направленность произведений Достоевского.
«Преступление и наказание». Суровая правда в изображении безысходной жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основная авторская позиция в романе. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории и причины ее крушения. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире.
Полифонизм романов Достоевского. Понятие о нравственно-психологическом романе.

Требования к уровню подготовки:

1. Знать этапы биографии и творчества Достоевского, содержание романа «Преступление и наказание».


2. Уметь анализировать роман «Преступление и наказание».
3. Применять различные виды пересказов, выборочное чтение, чтение по ролям, план анализа эпизода, план характеристики художественного произведения.

Л.Н. Толстой (10 ч.)

Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах». «Война и мир». Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев романа – Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи и других. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков. «Мысль народная» в романе Толстого. Народ и личность – одна из главных проблем романа. Картины войны 1812 года. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны в романе. Осуждение «наполеонизма» как бесчеловечной идеи господства одной личности над другими, над «толпой». Патриотизм в понимании писателя. Верхушка светского общества в изображении Л.Толстого, ее лжепатриотизм и бездуховность. Идейные искания Толстого.
Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Воскресение», «Хаджи-Мурат». Человек и природа в творчестве Толстого. Л.Н. Толстой – классик мировой литературы. Интерес к Толстому в современном мире.
Понятие о романе-эпопее. Внутренний монолог как средство характеристики героев.

Требования к уровню подготовки:

1. Знать страницы великой жизни Л.Н.Толстого, содержание его произведений.


2. Уметь анализировать рассказы Толстого и его роман-эпопею «Война и мир», ориентироваться в содержании романа, выбирать нужное.
3. Применять навык анализа художественного произведения, умение писать сочинение на заданную тему.

А.П. Чехов (9 ч.)

Антон Павлович Чехов. Рассказы. Пьеса «Вишневый сад». Ранние юмористические рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в поздних рассказах Чехова. Отношение автора к своим героям.
Новаторство Чехова в изображении природы и ее связей с человеком (внимание к детали, «импрессионизм, философская глубина, отношение к животным как к равноправным участникам жизни.) Тема оскудения нравственного мира человека. Противопоставление пошлости обывательского существования великолепию и красоте природы.
«Вишневый сад». Основная тема пьесы – тема уходящего мира. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желаниями и реальным их осуществлением – основа конфликта пьесы. Символический смысл названия. Отношение автора к своим героям.
Гуманизм Чехова.
Своеобразие стиля Чехова, прозаика и драматурга (лаконизм рассказов, отсутствие морализаторства, расчет на читателя-единомышленника, роль художественной детали; своеобразие построения и стилистики пьес, роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т.д.).

Требования к уровню подготовки:

1. Знать биографию и этапы творчества Чехова, содержание его рассказов и пьесы «Вишневый сад».


2. Уметь анализировать произведения Чехова, писать сочинения по его произведениям.
3. Применять навыки анализа художественного произведения.

Зарубежная литература (1 ч)

Развитие речи – 22 ч

Внеклассное чтение – 3 ч.



Список литературы для учителя

  1. Е.М. Мордес. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. 5 – 11 классы. Волгоград, Учитель, 2002

  2. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Москва, «Аквариум», 2006

  3. М.Мещерякова. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. Москва, Рольф, 2001

  4. Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. М. « Просвещение», 2011

  5. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 10 классе. Кн. для учителя. Москва, 2002

БИБЛИОГРАФИЯ:



  1. П.Басинский. «Мое любимое произведение современной литературы, или как написать рецензию». «Литература», 1996, №9.

  2. О.Ю.Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов. «Методика преподавания литературы», М., «Академия», 1999

  3. П.Вайль, А.Генис. «Родная речь». М., «Независимая газета», 1991

  4. И.Ф.Волков. «Теория литературы».М.,»Просвещение», «Владос», 1995

  5. Т.А.Калганова. «Сочинения различных жанров в старших классах». М., «Просвещение», 1997

  6. М.Г.Качурин, М.А.Шнеерсон. «Самостоятельная работа учащихся над текстом». Л., «Учпедгиз», 1960

  7. «Краткий словарь литературоведческих терминов». М., «Просвещение», 1985

  8. «Краткий словарь по эстетике». М., «Просвещение», 1983

  9. А.Н.Лук. «Учить мыслить». М., «Знание», 1975

  10. В.Г.Маранцман. «Труд читателя». М., «Просвещение», 1986

  11. Е.В.Попова. «Ценностный подход в изучении литературы». "Литература в школе", 1997, №7.

  12. «Программа вступительных экзаменов и рекомендации для абитуриентов (филологический факультет)». Курган, издательство Курганского государственного университета, 1999

  13. М.А.Рыбникова. «Очерки по методике литературного чтения». М., «Просвещение», 1985

  14. Сборник «Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения литературы» (составители Мещерякова, Соснина), М., 1979

  15. Г.К.Селевко. «Современные образовательные технологии». М., «Народное образование», 1998

  16. «Совершенствование преподавания литературы в школе» (под редакцией Г.И.Беленького). М., «Просвещение», 1986

  17. В.Я.Стоюнин «О преподавании русской литературы», 1864.

  18. В.Ю.Троицкий. «О гуманитарной концепции общего среднего образования». "Литература в школе", 1991, №3

  19. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Литература. Москва, 2004

  20. В.А.Чалмаев. «Русская проза 1980-2000 годов на перекрестке мнений и споров». «Литература в школе», 2002, №№ 4-5.

Для учащихся

  1. Энциклопедия для детей. /М.: Аванта+, 1996 /.

  2. Энциклопедия литературных героев. /М., АГРАФ, 1999 /.

  3. Энциклопедия литературных героев. Зарубежная литература 18-19 веков. /М., АСТ Олимп, 1997 /.

  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Составитель Новикова В. И. /. М, Педагогика, 1988 /.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– Литература. Большая детская энциклопедия;
– «Уроки литературы Кирилла и Мефодия»;
- Энциклопедия «Искусство России».

ПРИЛОЖЕНИЕ.



Творческие работы (сочинения)

По творчеству А. Н. Островского

  1. Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н Островского. (По одной из пьес: «Гроза» или "Бесприданница".)

  2. Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза".)

  3. Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского "Гроза".

  4. Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н.А.Островского "Гроза".)

  5. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

  6. Смысл названия драмы А.Н.Островского «Гроза».

  7. Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5 действия драмы А.Н. Островского "Гроза".)

    По творчеству И. С. Тургенева

  1. Столкновение теории с жизнью. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

  2. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети": Базаров и Аркадий.

  3. Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

  4. Сила и слабость базаровского нигилизма. (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".)

    По творчеству Ф. И. Тютчева

  1. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Еще земли печален вид…". (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. Стихотворение Ф.И. Тютчева "Silentium!" (Восприятие, истолкование, оценка.

  3. Стихотворение Ф.И. Тютчева "К.Б." ("Я встретил вас - и все былое…"). (Восприятие, истолкование, оценка.)

  4. "Мысль Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…" (И.С. Тургенев).

  5. В чем трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И.Тютчева?

  6. Человек и природа в лирике Ф.И.Тютчева.

  7. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.

    По творчеству Н. А. Некрасова

  1. Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

  2. Стихотворение Н.А. Некрасова "Рыцарь на час" (восприятие, истолкование, оценка).

  3. Стихотворение Н.А. Некрасова "Пророк". (Восприятие, истолкование, оценка.)

  4. Стихотворение Н.А.Некрасова "Элегия" («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

  5. Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.

  6. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.

  7. "Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью" (А.В. Дружинин).

  8. Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо".

  9. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

  10. Барин и мужик в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

  11. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"?

  12. Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо".

По творчеству Ф. М. Достоевского

  1. "Достоевский - художник … бездны человеческой, человеческой бездонности" (Н.А. Бердяев).

  2. «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Анненский). (По одному из романов Ф.М.Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».)

  3. "Достоевский - это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви" (Д.С. Мережковский).

  4. Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

  5. В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

  6. В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

  7. Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

  8. Признание Раскольникова в преступлении. (Анализ эпизода из главы 8, части 6 романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".)

    По творчеству Л. Н. Толстого

  1. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  2. Образ русского воина в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  3. Портрет как средство характеристики героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир".

  4. "В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы" (Д.С. Лихачев).

  5. Изображение войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  6. Духовная высота "простого человека" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  7. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир".)

  8. "Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта" (Н.Г.Чернышевский).

  9. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  10. Тема "общей жизни" нации в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  11. Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории. (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)

  12. "Редкие писатели … так сильно убеждены в единстве мысли и поступка, как граф Л.Н.Толстой" (П.В. Анненков).

  13. "Мысль семейная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

  14. "Какая сила управляет всем?" (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".).

  15. Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2.)

  16. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25 главы части 1, тома 1 романа Л.Н. Толстого "Война и мир").

  17. Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л.Н.Толстого "Война и мир".)

  18. Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ 7 главы части 3, тома 4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)

  19. Переправа через Неман. (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3 романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир".)

  20. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л.Н. Толстого "Война и мир".)

    По творчеству А. П. Чехова

  1. Проблема человеческого счастья в произведениях А. П. Чехова.

  2. «Чехов был несравненный художник… художник жизни» (Л. Н. Толстой).

  3. «Мещанство большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов).

  4. «Дворянское гнездо» в изображении Чехова (По пьесе «Вишнёвый сад».)

  5. Время и память в пьесе «Вишнёвый сад».

Система оценки достижений учащихся.

Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.
1.        Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.  Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.
3.  Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания         изученного произведения.
4.         Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5.         Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:

Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.
Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:
ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка сочинений
   В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
-      правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
-      соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
-      точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:
-        глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;
-        стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;
-        написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
-        допускается одна - две неточности в содержании.
Оценка "4" ставится за сочинение:
-   достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
-   логическое и последовательное в изложении содержания;
-   написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
-   допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.
Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:
-   в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
-   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;
-   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,
-   обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.
Отметка "2" ставится за сочинение, которое:
-   не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на
-   характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
-   отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Отметка "1" ставится за сочинение:
-        написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
-        содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки

 Инструментарий для оценивания


- беседа;
- тест;
- выразительное чтение;
- подробный и сжатый пересказ;
- сочинение в форме сказки;
-отзыв на рассказ, повесть;
- создание презентации.