Цель урока: показать, что образ матери вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства. Задачи - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
" Образ матери великая тема искусства" 1 85.45kb.
Любовь вечная тема в искусстве 1 29.81kb.
Календарно-тематический план № п/п Дата Тема урока, тип урока 1 308.19kb.
Урока: Введение. История хорового искусства Первый год обучения Возраст... 1 123.73kb.
План-конспект урока музыки в 5 классе (3 четверть) ( из опыта работы... 1 86.06kb.
Открытый урок по музыке в 5-ом классе. Тема: «Защитник Отечества... 1 97.25kb.
Тематическое планирование № Тема урока Коли чест во часов Тип урока... 1 358.25kb.
Тема урока. Взаимоотношение человека и природы в повести Г. 1 39.48kb.
«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства! 1 151.18kb.
№ урока Тема урока Виды деятельности обучающихся 1 215.06kb.
Цель дисциплины – познакомить студентов с самым массовым видом искусства. 1 281.01kb.
Реквием (kv 626) (лат. Requiem — заупокойная месса) — последнее,... 1 68.87kb.
- 4 1234.94kb.
Цель урока: показать, что образ матери вечная тема и искусстве, объединяющая различные - страница №1/1


Хлыновских Татьяна Александровна


ОБРАЗ МАТЕРИ – ВЕЧНАЯ ТЕМА ИСКУССТВА
Цель урока: показать, что образ матери - вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства.


Задачи:

  1. Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведении искусства разных эпох, воспевающих образ матери.

  2. Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов.

  3. Воспитывать у детей чувства уважения, любви к матери.

Оборудование:

  1. репродукции картин: Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», К.С. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», Пьер-Огюст Ренуар «Госпожа Шарпантье с детьми»;

  2. магнитофон;

  3. музыкальный материал: «Органная фуга» соль минор И.Бах , «Богородице Дево» В. Файнер; «Ave Maria» Ф. Шуберта;

  4. текст песни Ассоль - "Моя Мама Лучшая На Свете" Музыка И.Черни. Слова И.Черник; 

  5. мультимедийный проектор, (слайды с репродукциями известных картин);


Ход урока
Учащиеся входят в класс под музыку «Органная фуга» соль минор И.Бах.


    1. Организационный момент.

У - Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши добрые лица. Давайте начнем наш урок с приветливой, светлой, как звучавшая музыка, улыбки.




II. Воспроизведение и коррекция опорных знании учащихся.

У - Знакома ли вам прозвучавшая музыка? Какую картину рисует она в вашем сознании?


Ответы детей:

- Это произведение гениального композитора И.С. Баха.

У- Музыка рисует картину вечности. Она заставляет задуматься о жизни, поступках. Мелодия, светлая, спокойная.


У - Какую еще тему в искусстве можно назвать вечной?


Ответы детей:

- Темы любви, Родины, героических подвигов, взаимоотношений между людьми, материнства.

У - Приведите примеры музыкального произведения о дружбе.


Ответы детей:

- «Когда мои друзья со мной»
- «Песенка друзей»
- «Вместе весело шагать»
- «Ты, да я, да мы с тобой»
- «Песня о дружбе»
-«Всё мы дели пополам»


III. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.

У - Тема материнства издавна волновала, вдохновляла на творчество. Образ матери - вечная тема искусства. Она и является темой нашего урока.


У - Что мы называем искусством?
Ответы детей:

- Творческую деятельность человека.


У - Назовите виды искусства.

Ответы детей:

- Литература, живопись, музыка, скульптура, кино.

У - Как вы считаете, эти виды искусства связаны друг с другом или живут независимо, самостоятельной жизнью? Приведите примеры.


Ответы детей:

- Эти виды искусств связаны друг с другом. Музыка и литература – это песни, оперы, арии, кантаты, оратории.

У- Музыка всегда звучит в кинофильмах. Для кинофильмов пишут сценарии.


Сегодня на уроке мы увидим, как разные виды искусства дополняют друг друга и делают произведения, воспевающие образ матери, еще более выразительными и яркими.

V. Изучение новой темы

Образ матери в духовном искусстве


У - Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая. Давайте представим, что мы в соборе. Послушаем музыку, воспевающую Богородицу.

Звучит фрагмент произведения В. Файнера «Богородице Дево», в исполнении Хор Свято-Покровского мужского монастыря г. Харькова. На экране появляется изображение иконы Богоматери Владимирской.

Что вы видите на экране?


Ответы детей:

- На экране картины «Дева Мария»

У - Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона (образ, а не конкретное лицо). Икону пишут по особым церковным канонам. Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. «Богоматерь Владимирская» создана во второй половине XII века. Эта икона - величайшая святыня Руси. Сейчас она находится в Московском Кремле, в Успенском соборе. Всмотритесь в глаза матери: что вы видите?


Ответы детей:

- Младенец Иисус склонил голову, нежно прижимаясь к её щеке.

У - Но лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств.


Владимирская Богоматерь
   Не на троне - на Ее руке, Левой
    Ручкой, обнимая шею, -
    Взор во взор, щекой припав к щеке,
    Неотступно требует... Немею -
    Нет ни сил, ни слов на языке...
    А Она в тревоге и в печали
    Через зыбь грядущего глядит...
    В мире нет слепительнее чуда
    Откровенья вечной Красоты!
    Максимилиан Волошин

У - Эту икону называют «древнейшей песнью материнства». Богородица, прежде всего, мать, страдающая мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения.


Работа в парах


У - Подберите слова, передающие чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на икону, слушаете музыку, воспевающую Богоматерь? (Вновь звучит небольшой фрагмент С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся»).


Ответы детей:

- Доброта, душевность, любовь к людям, простота. Музыка тихая, печальная, близка к сердцу каждого человека.

У - Во многих домах имеются копии этой иконы. Их рисуют, выжигают, вырезают мастера, вышивают рукодельницы и вешают, ставя в «красный» угол комнаты, молятся, обращаются с просьбами зашиты, оберега. Царице Небесной посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы, только каждый по-своему: художник - с помощью красок, кисти и холста, поэт - стихами, композитор – музыкой.


Образ матери в светском искусстве


У - У русского поэта А.А. Фета есть стихотворение «Ave Maria». «Радуйся. Мария» - так начинается молитва.

(Ученик читает стихотворение, которое проецируется на экране.)
Ave Maria

Ave Maria – лампада тиха,

 В сердце готовы четыре стиха:

 Чистая дева, скорбящая мать,

 Душу проникла твоя благодать.

Неба царила, не в блеске лучей,


    В тихом предстань сновидении ей!

    Ave Maria – лампада тиха,

    Я прошептал все четыре стиха….

    Афанасий Фет

У - Австрийский композитор Ф. Шуберт написал арию «Аvе, Maria», ставшую известной во всем мире. Давайте и мы познакомимся с этой прекрасной музыкой в исполнении итальянского мальчика Лобертино Лоретти.

Прослушивание произведения Ф. Шуберта «Ave, Maria».

У – А сейчас попробуем найти слова, передающие ваши чувства, когда вы слушаете эту музыку, смотрите на картины с изображением Богородицы, Мадонны, Девы Марии, а найдём мы их в таблице эмоциональных состояний.

На доске открываются картины Рафаэля, Петрова-Водкина, Ренуара.
У – Как вы считаете, ребята, какая из картин на доске созвучна этому музыкальному произведению?

Ответы детей: «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля.


Демонстрация компьютерной презентации «Мадонны».


У - Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих нор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.


У - А сейчас закройте глаза и представьте лицо вашей мамы. Сравните его с образом Богоматери, Мадонны. Лица наших мам тоже прекрасны, потому что это - ваши мамы, они вас очень любят, заботятся о вашем здоровье.

У – Обратите внимание на картину, похожую на икону и картину Рафаэля. (Картина К.С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде».) Что в них общего?

Ответы детей:

- Тот же жест матери, сжимающей руку ребенка, как желание уберечь сына от невзгод.
У - Написанная русским художником К.С. Петровым-Водкиным гораздо позднее, она передает такую же заботу, вечную тревогу матери за судьбу своих детей, и эта картина хранится в музее художника на его родине, в г. Хвалынске.

У - Какое настроение царит на картине французского художника О. Ренуара «Госпожа Шарпантье с детьми»?


Ответы детей:

- Атмосфера уюта, любви, счастья. Непринужденные позы детей, матери, даже собаки полны покоя и умиротворения.

Образ матери в песенном творчестве




V. Физминутка (артикуляционная гимнастика).

У - Есть ли в вашем репертуаре песни, созвучные этой картине?


Ответы детей:



"Моя Мама Лучшая На Свете" Музыка И.Черник. Слова И.Черник 

Исполнение песни.

   
У - Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называем самого близкого, дорогого и единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама оберегает нас всю жизнь, учит быть мудрыми.

На сегодняшний урок вы все принесли написанные вами сочинения, стихи, нарисованные портреты ваших мам. И мне хочется зачитать выдержки из сочинений, стихи, которые вы посвятили своим мамам.




VI. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

Чему был посвящен наш урок?

Какую тему называют в искусстве вечной?

Что нового вы узнали?

Что понравилось?

Ответы детей:



ОБРАЗ МАТЕРИ – ВЕЧНАЯ ТЕМА ИСКУССТВА.

Познакомились с картинами, композиторами, художниками, поэтами, узнали, что такое икона. Понравилась – музыка, картины, стихи.




VII. Анализ и оценка итогов работы

Спасибо вам за урок, дети! Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами русского поэта Сергея Островского.


    Пусть ей вечно солнце рукоплещет.

    Так она и будет жить в веках –

    Самая прекрасная из женщин –

    Женщина с ребенком на руках!


У - Берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем!



Учащиеся выходят из класса под музыку Ф. Шуберта «Ave, Maria».


ОБРАЗ МАТЕРИ – ВЕЧНАЯ ТЕМА ИСКУССТВА