Цель программы - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Цель программы - страница №1/1

Пояснительная записка

5 класс

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2011 год). Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерным программам по предмету «Музыка». При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

В соответствии с Базисным учебным планом в 5 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часов (из расчета 1 час в неделю). Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия – связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.

Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи:

-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённого в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений

-развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;



- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Изучение музыки в 5 классе способствует решению следующих целей и задач:



  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств6 любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.



Основные методические принципы программы

-принцип увлечённости;

-принцип триединства деятельности композитора – исполнителя - слушателя;

-принцип «тождества и контраста», сходства и различия;

-принцип интонационности;

-принцип диалога культур



Межпредметные связи

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств – литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.



Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- путешествие



Основные виды контроля при организации контроля работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный



Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса



В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

  • специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;

  • взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;

  • роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;

  • стилистические особенности музыкального языка Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова, И.С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховина, К. Дебюсси;

Уметь:

  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывать суждения об основной идее, средствах и формах её воплощения;

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;

  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;

  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности ( пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :

  • развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т. д.;

  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.

Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

Обучение музыкальному искусству в 5 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков

Контроль уровня обученности

урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

9

Вторая жизнь песни.

Текущий - письменный

Тест

17

Мир композитора.

Текущий - письменный

Тест

26

Что роднит музыкальное и изобразительное искусство

Текущий - письменный

Тест

34

Мир композитора. С веком наравне.

Итоговый - письменный

Тест


Содержание рабочей программы предмета Музыка»

5 класс

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств — литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архи­тектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (опе­ры, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих те­мам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное ис­кусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда пред­полагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.

Тема года: “Музыка и другие виды искусства”

Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы ис­кусства. Интонационные особенности языка народной, профес­сиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольк­лор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о му­зыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, ба­лет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства – наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Ис­торические события, картины природы, разнообразные харак­теры, портреты людей в различных видах искусства. Образ му­зыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: че­рез прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живопис­ная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искус­стве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борь­бы и победы в искусстве. Архитектура — застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская ком­позитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творче­ских заданий в освоении содержания музыкальных образов.



Перечень музыкального материала (I полугодие)

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплети-ся9 плетень; Уж ты, поле мое;

Не одна-то ли во поле до­роженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.

Симфония 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степа­нова.

Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков.

Вокализ. С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пуш кина «Метель» (фрагмент).

Г. Свиридов.



Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из

фортепиан­ного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .



Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого

хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин.



Концерт 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод

М. Бородицкой и Г. Кружкова.



Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта».

В.-А. Моцарт.



Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музы­ки». Р. Роджерс, слова

О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского



Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи

Б. Окуджавы.



Сэр возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыка

В. Высоцкого.

Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, рус­ский текст В. Струкова.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.
Перечень литературных произведений

Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.

Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского на­рода», записанных И. Сахаровым.

Венецианская ночь. И. Козлов.

Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

Скучная картина... А. Плещеев.

Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.

Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.

Война колоколов. Дж. Родари.

Снег идет. Б. Пастернак.

Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.

Горсть земли. А. Граши.

Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.

Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагмен­ты). А. Пушкин.

Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.

Былина о Садко. Из русского народного фольклора.

Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Перечень произведений изобразительного искусства
Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.

Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным по­коем. И. Левитан.

Золотая осень. И. Остроухов.

Осень. А. Головин.

Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

Ожидание. К. Васильев.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.

Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.

Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

Садко. И. Репин.

Садко. Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.

Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.

Волхова. М. Врубель.

Новгородский торг. А. Васнецов.

Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.
Перечень музыкального материала (II полугодие)
Знаменный распев.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Фе­дор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Пле­щеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах — Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Нев­ский». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шел­ли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахмани­нов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахмани­нов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).

В. Кикта.



Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классиче­ские и

современные интерпретации).



Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготов­ленного фортепиано и

струнных (фрагмент). А. Шнитке.



Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с во­лосами цвета льна. Прелюдии.

К Дебюсси.



Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности 1, 7, 10 для фортепиано. С. Про­кофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщи­на». М. Мусоргский.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классиче­ские

современные интерпритации).



Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, сло­ва В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.
Перечень произведений изобразительного искусства
Чувство звука. Я. Брейгель.

Сиверко. И. Остроухов.

Покров Пресвятой Богородицы. Икона.

Троица. А. Рублев.

Сикстинская мадонна. Рафаэль.

Богородица Донская. Ф. Грек.

Святой князь Александр Невский. Икона.

Александр Невский. М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Алек­сандр Невский»,

«Старинный сказ». П. Корин.



Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в крес­ле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.

Бурный ветер. А. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

Н. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Ника Самофракийская.

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров-Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Оркестр. Л. Мууга.

Три музыканта. П. Пикассо.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешест­вие королевны. Триптих;

Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

Руанский собор в полдень. К. Моне.

Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандин­ский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.
Перечень литературных произведений

Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.

Островок. К. Бальмонт.

Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.

Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

Струна. К. Паустовский.

Не соловей то скрипка пела... А. Блок.

Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

Реквием. Р. Рождественский.

Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.


Список научно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2011г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2004г

  • фонохрестоматия для 5 класса (6 аудио кассет)

  • Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.

  • учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2006г.

  • «Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2006 г.



MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)

2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.




п/п

тема урока

тип урока

универсальные учебные

действия

планируемые результаты

дата

5 класс

Тема 1 полугодия: Музыка и литература

1

Что роднит музыку с литературой

Вводный

ЛУУД- участвуют в творческом процессе сочинения песни.

Знать понятия: романс, песня, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальная музыка.

Уметь выявлять связи музыки и литературы.



2


Вокальная музыка

Расширение и углубление знаний

ЛУУД – приобретают новые знания.

КУУД- участвуют в общей беседе, учатся обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.



Знать, каковы отличия муз. речи от речи литературной.

Уметь:

- называть основные жанры русских народных песен;

- определять значение песни в жизни общества;

- отличать романс от песни, роль сопровождения в исполнении романса и песни.



2-4 н

3

Фольклор в музыке русских композиторов

Сообщение и усвоение новых знаний

ЛУУД- учатся выстраивать интонационно-образный анализ прослушанной музыки.

КУУД -учатся построению логической цепи рассуждений



Знать понятие программная музыка.

Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика, лад.

5-6 н

4

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Расширение и углубление знаний

ЛУУД - проводят анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных

Признаков.

РУУД – учатся свободно ориентироваться в музыкальном произведении.


Знать понятия вокальная, инструментальная музыка.

Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки.



5

Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества

Сообщение и усвоение новых знаний

ЛУУД- приобретают новые знания.

РУУД- учатся оценивать свою учебную работу

ПУУД- учатся сравнивать различные фрагменты звучания произведения


Знать понятия: цитирование мелодии, аранжировка, оригинал, переложение, интерпретация.

Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством.



6

«Всю жизнь мою несу родину в душе…» «Перезвоны»

Расширение и углубление знаний

ЛУУД- учатся выделять существенные характеристики изучаемой музыки,

ПУУД- анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных

признаков.


Знать понятие симфония-действо.

Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи.




7

«Всю жизнь мою несу родину в душе…» «Скажи, откуда ты приходишь, красота?»

Расширение и углубление знаний

ЛУУД- учатся выделять существенные характеристики изучаемой музыки;

РУУД- адекватно оценивать свои достижения в пении.

ПУУД- учатся делать обобщения и выводы.


Знать понятие зерно-интонация.

Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и литературы.

10н

8

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Расширение и углубление знаний

ЛУУД- осваивают новые виды деятельности (становятся писателями);

РУУД- самостоятельно планируют необходимые для творчества деятельность.

ПУУД- учатся искать, обрабатывать информацию;

КУУД- совместно участвовать в поиске ответа.



Знать, что благодаря музыке появились многие произведения литературы; основные события из жизни и творчества композиторов.

11-12н

9

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Оперная мозаика

Расширение и углубление знаний

ЛУУД-- учатся выделять существенные характеристики изучаемой музыки,

РУУД- учатся оценивать свою учебную работу



Знать: сюжет (либретто), оперы «Садко», историю развития оперного искусства; понятия: опера, либретто, увертюра, речитатив, хор, ансамбль, сцена из оперы.

Уметь: приводить примеры к понятиям.

13н

10

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

Расширение и углубление знаний

ЛУУД- готовность получать новые знания.

КУУД- учатся ориентироваться в различных предметных областях.



Знать историю развития балетного искусства, понятия: балет, солист-танцор, кордебалет.

Уметь анализировать составляющие средства муз. выразительности.

14н

11

Музыка в театре, кино, на телевидении

Сообщение и усвоение новых знаний

ЛУУД- учатся выстраивать логическую цепь рассуждений.

ПУУД- учатся искать, обрабатывать информацию;



Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства.

15н

12

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

Расширение и углубление знаний

ЛУУД- приобретают новые знания.

ПУУД- слушать музыку, извлекая нужную информацию.

КУУД- учатся рассуждать о художественных особенностях произведения.


Знать: историю возникновения мюзикла, чем мюзикл отличается от оперы.

Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов.

16н

13

Мир композитора

Повторение и обобщение полученных знаний

ЛУУД- составляют анализ музыкальных явлений с целью выделения существенных

признаков;

ПУУД- определять причинно-следственные связеи различных

этапов «музыкальной истории».



Знать интонационное сходство и различие музыки и литературы.

17 н

Тема 2 полугодия: Музыка и изобразительное искусство

14

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

ЛУУД- приобретают новые знания.

ПУУД- учатся построению логической цепи рассуждений.



Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

18 н

15

«Небесное и земное» в звуках и красках. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь…»

Расширение и углубление знаний

ЛУУД- осознание

музыкального искусства как особой области

культуры, открывающей и сохраняющей

главные человеческие ценности.

КУУД- совместными усилиями отстаивают главные ценности жизни.


Знать, в чём выражается общность языка различных видов искусства.

Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах.

19 н


16

«Звать через прошлое к настоящему». «Александр Невский»

Расширение и углубление знаний

ЛУУД- сравнение и классификация музыкальных явлений.

ПУУД- учатся построению логической цепи рассуждений.



Уметь:

- выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах;

- определять на слух основные части кантаты.


20-21 н

17

Музыкальная живопись и живописная музыка

Расширение и углубление знаний

ЛУУД- использовать образный язык искусства.

КУУД- учатся рассуждать о художественных особенностях произведения.



Уметь:

- выявлять общее в выразительных возможностях музыки и живописи;

- анализировать составляющие средства выразительности: мелодия, ритм, темп, динамика, лад.


22-23н


18

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

Расширение и углубление знаний

ЛУУД- учатся ценить богатство и красоту окружающего мира.

ПУУД- контролировать и оценивать свою учебную работу.



Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

24 н

19

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. «Звуки скрипки так дивно звучали…»

Расширение и углубление знаний

ЛУУД- формировать замысел и реализовывать его в исполнении

Знать об истории создания скрипки, её мастерах-изготовителях.

Уметь:

- сопоставлять скрипичную музыку с живописью;

- анализировать, сравнивать произведения.


25 н

20

Волшебная палочка дирижёра. «Дирижёры мира»

Расширение и углубление знаний

ЛУУД- уметь создавать атмосферу сотрудничества и взаимопомощи

Знать понятия: оркестр, дирижёр, состав групп инструментов оркестра.

Уметь называть имена известных дирижёров.

26 н

21

Образы борьбы и победы в искусстве

Сообщение и усвоение новых знаний

ЛУУД - учатся умению подробно передавать содержание музыки.

ПУУД - учатся понимать и принимать учебную задачу



Уметь:

- делать предложения о том, что предстоит услышать (образный строй);

- проводить интонационно-образный анализ музыки.


27 н

22

Застывшая музыка

Сообщение и усвоение новых знаний

ЛУУД – участвуют в совместном поиске ответа.

Знать: отличие католической и православной музыкальной культуры; понятие А КАПЕЛЛА.

Уметь сопоставлять музыку и памятники архитектуры.

28 н


23

Полифония в музыке и живописи

Сообщение и усвоение новых знаний

ЛУУД – учатся выделять существенные характеристики изучаемой музыки.

РУУД- свободно ориентироваться в музыкальном произведении



Знать понятия: орган, полифония, фуга; основные события из жизни и творчества И.-С.Баха.

29 н


24

Музыка на мольберте

Сообщение и усвоение новых знаний

ЛУУД – уметь анализировать музыкальные явления с целью выделения существенных признаков.

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности и изобразительного искусства.

30 н

25

Импрессионизм в музыке и живописи

Сообщение и усвоение новых знаний

ЛУУД - сравнивать различные музыкальные фрагменты.

ПУУД - учатся построению логических рассуждений.



Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз.

31 н

26

«О доблестях, о подвигах, о славе…»

Сообщение и усвоение новых знаний

ЛУУД - участие в коллективно-распределительной деятельности при работе в группах.

РУУД - передавать содержание музыки в разных видах музыкальной деятельности.



Знать понятие реквием.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

32 н

27

«В каждой мимолётности вижу я миры…»

Сообщение и усвоение новых знаний

ЛУУД- понимать и принимать учебную задачу.

КУУД - объединение усилий при выполнении творческого задания.



Знать понятие интерпретация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

33 н

28

Мир композитора. С веком наравне

Повторение и обобщение полученных знаний

ЛУУД - передавать содержание музыки в разных видах музыкальной деятельности.

ПУУД - формировать замысел и реализовывать его в исполнении



Знать, что роднит музыку, литературу, изобразительное искусство.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности этих трёх искусств.

34 н