Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие Культурообразующая религия России. 4 класс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
- 1 229.64kb.
Рабочая программа по предмету основы православной культуры, является... 1 119.27kb.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности... 1 175.77kb.
Программа духовно-нравственного направления внеурочной деятельности... 1 167.23kb.
Основы православной культуры в школе 1 318.46kb.
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской... 1 262.02kb.
Учебные дисциплины по курсу «Основы православной культуры», (36 часов) 1 31.73kb.
Результаты тестирования за 2 полугодие по предмету «Основы религиозных... 1 70.25kb.
Пояснительная записка. Рабочая программа по курсу «Основы православной... 1 183.54kb.
Выбор обучающимися 4а, 4б классов курса орксэ 2012-2013 учебный год. 1 17.03kb.
Рабочая программа по факультативному курсу «Основы Православной культуры» 1 136.55kb.
Кекавмена и/или 1 29.8kb.
- 4 1234.94kb.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие Культурообразующая религия - страница №1/1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

 

 

Рассмотрена и согласована Утверждаю:



методическим объединением Директор МБОУ «СОШ №4»

______________Т.Н. Бирюкова

Протокол № 1 приказ № 66

От «29»августа 2013г. «30»августа 2013г.


Принята на методическом

(педагогическом) совете

Протокол № 1

От «30» августа 2013г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОПК

для 6-8класса


Учитель Сысоева Н.В.

Квалификационная категория I

Ефремов


2013-14-уч. год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Статус документа

Рабочая программа по предмету «Основы православной культуры» составлена на основе авторской программы под ред. А.В. Бородиной История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Основы православной культуры, 2005.

Рабочая программа предназначена для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс рассчитан на 5 лет обучения по 1 часу в неделю. В рабочей программе на изучение раздела «Мировые религии» отводится 41ч. из общего количества 170ч., для того, чтобы познакомить учащихся с особенностями развития и духовными ценностями религий мира. Изучение истории и традиций мировых религий позволит показать взаимодействие и влияние различных концессий друг на друга.

Предполагаемая программа ориентирована на следующие учебники: Бородина А.В. Основы православной культуры: Православие – Культурообразующая религия России. 4 класс.- М.: Православная педагогика, 2004. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступени образования.- М.: Покров, 2002. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступени образования.- М.: Покров, 2003. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступени образования.- М.: Основы православной культуры, 2005.



Структура документа

Рабочая программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности, культурно-образовательных потребностей общества и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Образовательные и психолого-адаптационные задачи курса:


  • изучение православной религиозной традиции;

  • изучение истории христианства;

  • изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

  • изучение православной этики;

  • ознакомление с православным календарём;

  • знакомство с агиографией;

  • ознакомление с особенностями церковного искусства;

  • изучение устроения православного храма;

  • ознакомление с православным богослужением;

  • изучение церковнославянского языка;

  • ознакомление с мировыми религиями и сектами;

  • ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

  • ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

  • формирование целостного восприятия мира;

  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

  • формирование культуры общения;

  • предупреждение возможных тупиков личностного развития;




  • воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

  • выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

  • предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

  • воспитание патриотизма;

  • формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

  • духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

  • приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

  • расширение и активизация словаря школьников путём до полнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

  • оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;

  • возрождение православных основ семьи;

  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

  • творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

  • формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.


Внесённые изменения в рабочую программу и их обоснование

Рабочая программа дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

В некоторых разделах прослеживается перераспределение часов

Учебно-тематическое планирование (6 класс)


№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

1.

Введение. О чем рассказывает история религиозной культуры

1




2.

Религия древних славян

3

3

Религия древних германцев

2

4.

Религия древних кельтов


1

5.

Что мы знаем о православии


3

6.

Священное писание

4

7.

Храм-дом Божий

7

8.

Религиозное искусство

8

9.

Агиография

3




Итого

35


Содержание программы.

Введение. О чем рассказывает история религиозной культуры – 1ч.

Для чего нужно изучать историю религиозной культуры.



Тема 1. Религия древних славян -3ч.

Источники. Погребальный культ и культ предков. Славянский пантеон: боги, духи, демоны. Культ, обычаи, обряды. Перерастание племенных культов в государственный. Знахарство и лечебная магия славян.



Тема 2. Религия древних германцев – 2ч.

Источники и исследования. Культ и обычаи. Общегерманский пантеон. Лечебная и прочая магия. Мифология. Христианизация и пережитки дохристианских верований.



Тема 3. Религия древних кельтов – 1ч.

Друиды. Кельтский пантеон. Упадок друизма и пережитки его.



Повторение и обобщение на тему: «Религия славян и соседних народов» - 1ч.

Тема 4. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 3 ч.

Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.

Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Борьба с еретическими учениями. Символ веры.

Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции.

Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.

Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница.

Славянское язычество.

Появление первых христиан на Руси.

Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.

Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.


Тема 5. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 6 ч.

Библия: история создания, композиция.

Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон.

Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии.

Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.
Тема 6. «ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ» — 5 ч.

Храм как явление общественной жизни россиян.

Назначение храма. Разновидности храмов.

Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».

Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания.

Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.

Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного огня, в мае 1992 г. в Россию.

Новый Иерусалим.

История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля.
Тема 7. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 8 ч.

Религиозная тематика в искусстве разных народов.

Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.

Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности.

Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций.

Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.

Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме.

Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.

Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса.

Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы Божией Матери.

Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.

Символы православного искусства.


Тема 8. «АГИОГРАФИЯ» — 3 ч.

Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.

Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.

Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.



Повторение и обобщение на тему: « Роль православия в формировании русской культуры» - 1ч.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе(6 класс)

В процессе изучения курса учащиеся должны:



знать/ понимать:

- историю крещения Руси;

- о зарождении на Руси новой христианской духовности;

- какую роль в истории Отечества сыграло Православие;

- основные этапы истории Русской Православной Церкви;

- сюжеты Ветхого Завета;

- о первых русских святых;

- о расцвете культуры на Руси в 11веке;

- историю создания славянского алфавита и первых книг на славянском языке;

- иметь представления о произведениях русского религиозного искус-ства;

- традиции празднования основных христианских праздников;

- основные термины и понятия курса;

- правила поведения в христианском храме, его устройство;
уметь:

объяснять причины решения князем Владимиром Красное Солнышко о принятии для Руси православии;

сопоставлять церковнославянский, гражданский и современный рус-ский алфавит;

объяснять понятие «просвещение».




Учебно-тематическое планирование (7 класс)


№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

1.

Религиозные системы Индии

6




2.

О понимании истории

2

3

Мир накануне Рождества Христова

3

4.

Новая эра и Рождество Христово

2

5.

Как пришло в мир христьянство

3

6.

Начало раннехристианской церкви

2

7.

Проповедь истины

11

8.

Церковь государственная

1

9.

Раннехристианское церковное искусство

3

10.

Повторение и обобщение на тему: «Истоки и особенности христианского церковного искусства»

2




Итого

35


Содержание программы
7 класс.

«РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» — 35 часов

Тема 1. Религиозные системы Индии – 6ч.

Ведийская и брахманская религии. Арии и Веды. Культ предков. Касты. Карма. Брахманизм. Основы древнеиндийской религиозной философии. Жизнь жрецов. Жреческие божества. Упанишады.

Джайнизм. Секта джайнов как оппозиционное учение.

Буддизм. Общий характер буддизма. Гаутама Будда. Буддийское учение. Буддизм в Индии.

Индуизм. Возникновение индуизма. Религиозно-философские основы индуизма. Боги и учение о богах. Сказания и мифы. «Махабхарата» и «Рамаяна».Современное состояние индуизма.

Повторение и обобщение на тему: «Религия Индии» - 1ч.

Тема 2. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» — 2 ч.

Роль человека в истории. Россия в мировой истории.

Человек и Бог навстречу друг другу. Древние философы о человеке и обществе. О субъективном понимании истины. Роль универсального духовно-нравственного начала в человеческом обществе.

Попытки рационального понимания миссии Христа. Распространение содержания Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова. Понятие образа Божия в человеке. Грех, страсть. Антихрист.


Тема 3. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» —3 ч.

Политическое устроение Римской империи во II–I. Вв. до Р. Х.

Древняя Палестина накануне Рождества Христова.

Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени. Кризис верований. Обожествление императора.

Ожидание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи, ферапевты.

Кумранская община.


Тема 4. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» — 2 ч.

Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры.

Историчность евангельских событий. Новый Завет как древнейший документ I – начала II вв. Апокрифы. Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности».

Отсчёт новой эры от Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры как эры с Христом. Проблемы вычисления времени рождения Иисуса Христа. Расчёты Дионисия Малого. Празднование Рождества Христова по юлианскому и григорианскому календарю.


Тема 5. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» — 3 ч.

Рождение Христа и первые христиане.

Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым человеком как единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеления больного у Овчей купальни. Вселенский характер учения Христа.

Язык Благовестия. Форма иносказательного поучения.

Притча о благоразумном и неблагоразумном домоправителях. Притча о званных и избранных.

Притча о блудном сыне.

Апостольская миссия. Проповеди и судьбы св. Апостолов из 12-ти. Апостолы из 70-ти.
Тема 6. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» — 2 ч.

Рождение Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота. Сошествие Святого Духа.

Жизнь первых христиан. Иаков Праведный – первый епископ Иерусалимский. Происхождение понятия «симония». Отношения в Церкви Христовой. Погибель супругов Анании и Сапфиры. Начало гонений на христиан. Святой первомученик Стефан.
Тема 7. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» — 11 ч.

Деяния Апостолов из 12-ти. Условия распространения Евангелия. Мученическая кончина святого Апостола Иакова Зеведеева. Проповедничество святого Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов.

Деяния святого Апостола Петра.

Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла.

Труды Апостолов из 70-ти.

Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой Богородицы по жребию. Пребывание Божией Матери Афона. Посещение Пресвятой Богородицей Кипра. Успение Пресвятой Богородицы.

Апостольский Собор. Причина созыва Апостольского Собора. Решения Апостольского Собора.

Книги Нового Завета. Понятия «канон», «подложные книги», «апокриф». Канонический состав Нового Завета.

Гонения на Церковь. Причины гонений. Периодизация истории гонений на христиан. Описания гонений епископом и историком Евсевием Памфилом.

Святые мученики первых веков. Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Святой мученик Иустин Философ. Священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Священномученик Киприан. Епископ Карфагенский.

Святые мученицы раннехристианской Церкви. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая великомученица Анастасия Узорешительница. Святые великомученица Екатерина и мученица царица Августа. Святые великомученица Варвара и мученица Иулиания.

Апологеты. Возникновение и назначение апологий. Судебная и научная апологетика. Научные противники христианства. Апологетические труды Тертуллиана Квинта Септимия Флоренса, Минуция Феликса, Ермилия, святителя Феофила, историка и епископа Евсевия Памфила. Александрийское огласительное училище. Тит Флавий Климент. Ориген.


Тема 8. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 1 ч.

Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311 г. Миланский эдикт. Святая равноапостольная царица Елена и её труды на Святой земле. Воздвижение креста Господня. Строительство храма Вознесения в Иерусалиме. Константинополь – первая христианская столица.


Тема 9. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО» — 2 ч.

Начало церковного искусства. Отношение христиан к языческой культуре. Основы христианской этики и эстетики. Отношение к изображениям. Появление первых образов.

Символы, образы, сюжеты раннехристианского искусства. Возникновение христианской символики. Заимствование стилей и новые мотивы в искусстве. Торжество христианство в Римской империи, строительство и украшение христианских храмов.
Повторение и обобщение на тему: «Истоки и особенности христианского церковного искусства» 1 ч.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (7 класс)

В процессе изучения курса учащиеся должны:



знать/ понимать:

- религию Индии

- о жизни первых христиан;

- какую роль в истории Отечества сыграло Православие;

- основные этапы истории Русской Православной Церкви;

- сюжеты Нового Завета;

- о русских святых;

- о расцвете культуры на Руси в 11веке;

- историю создания славянского алфавита и первых книг на славянском языке;

- иметь представления о произведениях русского религиозного искус-ства;

- традиции празднования основных христианских праздников;

- основные термины и понятия курса;

- правила поведения в христианском храме, его устройство;
уметь:

объяснять сюжеты из раннехристианского искусства



сопоставлять церковнославянский, гражданский и современный рус-ский алфавит;
Учебно-тематическое планирование (8 класс)


№ п/п

Наименование раздела, блока

Количество часов

1.

РЕЛИГИЯ ТИБЕТА, КИТАЯ И ЯПОНИИ

6




2.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА К НАЧалу V ВЕКА

5

3

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ

4

4.

РЕФОРМЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ XI–XII вв.

2

5.

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

3

6.

ЕРЕСИ И ИНКВИЗИЦИЯ

2

7.

РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ В V–IX вв.

2

8.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ СРЕДИ СЛАВЯН

7

9.

АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

2

10.

Повторение и обобщение на тему: «Развитие христианского учения в эпоху Средневековья

1




Итого

35



Содержание программы
8 класс.

«ХРИСТИАНСТВО В V–XV вв.» — 35 часов

Тема 1. Религии Тибета, Китая и Японии – 6ч.

Тибет. Ламаизм и его истоки. Основы теории ламаизма.

Китай. Особенности религиозной структуры Китая. Культы. Жрецы-чиновники. Ритуалы.Древнекитайская религиозная философия. Конфуцианство. Жизнь и учение Конфуция. Культ предков. Конфуцианство в истории Китая. Конфуцианское воспитание и образование.

Китайский буддизм. Распространение и китаизация буддизма. Буддизм и китайская культура.

Религиозный синкретизм в Китае. Всекитайский пантеон. Система ценностей в традиционном Китае.

Япония. Синтоизм. Пантеон синтоизма. Праздники синтоизма. Сснтоистские святилища.

Буддизм в Японии. Буддизм и синтоизм. Эстетика дзэн.

Конфуцианство в Японии. Конфуцианство и синтоизм. Культ императора и расцвет национализма.



Повторение и обобщение на тему: « Религия стран Востока» - 1ч.

Тема 2. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА К НАЧалу V ВЕКА» — 5 ч.

Иоанн Богослов. Источники вероучения новозаветной Церкви. Ортодоксальная (православная) позиция.

Борьба с ересями. Ереси иудействующих (евиониты, назареи, елкезаиты, самсеи). Гностицизм, манихеи. Николаиты. Антитринитарии. Монтанизм. Хилиазм.

Вселенские Соборы.

Возникновение монашества. Основные разновидности монашества: отшельничество (анахоретство) и общежительные монастыри (киновии).Антоний Великий — основатель отшельничества. Родоначальник общежительных монастырей — Пахомий Великий.

Главная цель монашества — восстановление полноты богообщения. Понятие аскетизма.

Писатели и отцы Церкви. Патристика (патрология). Православная патрология.

IV век — золотой век святоотеческой письменности. Афанасий Александрийский.Василий Великий, Григорий Богослов.Григорий Нисский, Иоанн Златоуст.


Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» — 3 ч.

«Римский папа» — появление термина в III–IV вв. Привилегированное положение римского епископа, претендента на почетное и юридическое первенство среди всех христианских епископов. История папства.

Латинизация и христианизация европейских народов с V века.

Развитие «латинского» направления в христианстве на религиозно-политических и правовых прецедентах. Особенности римского богослужения.

Самостоятельное внесение добавлений и изменений в Символ веры в Римской церкви. Лютеранские соборы.

Разделение Римской империи на Западную и Восточную, упадок императорской власти на Западе.

Формальное разделение христианства в 1054 году. Анафема Льва IX и Михаила Керуллария друг на друга.

Униформизм латинского христианства, преследование инакомыслящих и инаковерующих.


Тема 4. «РЕФОРМЫ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ XI–XII вв.» — 1 ч.

Церковные реформы, начатые папой Львом IX. Причины и задачи реформ.

Реформа папы Григория VII.
Тема 5. «КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ» — 2 ч.

Исторические и религиозные причины крестовых походов. Призыв папы Урбана II к I крестовому походу на церковном соборе в Клермоне в 1095 г. Результаты похода.

Крестовые походы XII в. Цели и результаты IV крестового похода. Взаимоотношения между Западной и Восточной Церквами после крестовых походов.
Тема 6. «КАТОЛИЧЕСКИЕ ОРДЕНЫ» — 2 ч.

Причины возникновения на Западе католических орденов в XIII в. Св. Доминик. Орден доминиканцев. Св. Франциск Ассизский — один из самых почитаемых католических святых. Францисканский орден. Стигматы. Католические стигматики.

Альберт Великий. Св. Фома Аквинский. Св. Клара из Ассизи. Орден кларисс. Орден кармелитов. Происхождение орденов тамплиеров и госпитальеров.
Тема 7. «ЕРЕСИ И ИНКВИЗИЦИЯ» — 2ч.

Проблема «власти на земле» в католической культуре. Великий раскол Католической церкви в VI в.

Ересь катаров. Борьба доминиканского ордена с «религиозным невежеством» христиан. Движение альбигойцев.

Создание инквизиции как церковного института. Передача инквизиции доминиканцам и францисканцам. Деятельность инквизиции в Западной Европе.


Тема 8 «РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ В V–IX вв.» — 2 ч.

Соборные традиции Православной Церкви. Правило рецепции. Возвышение Константинопольской епископской кафедры. Создание единого Типикона. Формирование литургической основы Православной Церкви и принципов церковного искусства в Византийской церкви.

«Эпанагога» императора Василия I Македонянина и идея «симфонии Царства и Священства».

История монашества Святой горы Афон.


Тема 9. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ СРЕДИ СЛАВЯН» — 7 ч.

Миссия учителей словенских — св. Кирилла и св. Мефодия.

Просветительская деятельность св. Кирилла и св. Мефодия в Моравии. Сопротивление латино-немецкого духовенства.

Продолжение просвещения славян учениками св. Кирилла и св. Мефодия в Болгарии.

Становление Сербской церкви. Великий жупан Михаил Неманя и его сыновья Стефан Первовенчанный и святитель Савва. История монастыря Хиландар на Афоне.

Крещение Руси. Византинизм русской культуры.

Осмысление значения и смысла христианства в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.

Борьба русского народа за сохранение православия как государственной религии и духовной основы русской национальной культуры.

Монашество на Руси.

Иосифляне и нестяжатели. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Русский монастырь Св. Пантелеимона на Афоне.
Тема 9. «АВТОКЕФАЛИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ» — 2 ч

Лионская уния 1274 г. и отношение к ней Русской Православной Церкви.

Флорентийская уния 1439 г. и религиозные предпосылки обретения Русской Церковью полной самостоятельности. Арест митрополита Исидора. Поставление собором русских епископов 1448 г. архиепископа Рязанского Ионы митрополитом Московским и всея Руси.

Развитие идеи «Москва — третий Рим».



Повторение и обобщение на тему: «Развитие христианского учения в эпоху Средневековья» - 1ч.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В процессе изучения курса учащиеся должны:



знать/ понимать:

- историю крещения Руси;

- о зарождении на Руси новой христианской духовности;

- какую роль в истории Отечества сыграло Православие;

- основные этапы истории Византийской Церкви;

- сюжеты Ветхого и Нового Завета ;

- о первых русских святых;

- о расцвете культуры на Руси в 11веке;

- историю создания католических церквей;

- иметь представления о монашестве на Руси;

- традиции празднования основных христианских праздников;

- основные термины и понятия курса;

- правила поведения в христианском храме, его устройство;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


                  • Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

                  • Бородина А. В. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.

                  • Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для учащихся. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ.

                  • Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. – Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. М.: ОПК, 2006, 2007.

                  • Бородина А. В. Основы православной культуры: Раннее христианство. 7 раздел. Учебное пособие для учащихся. – М.: ОПК, 2009.

6. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

7. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

8. Щапов Я. Н., Осипов А. И., Корнев В. И. и др. Религии мира. — М., 1994.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 59 классы: «Православная культура и история христианства». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.

2. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1011 классы: «Религии мира». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.

3. Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 10–11 классы: «Религии мира». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.



ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

1. Бородина А. В. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007.

2. Бородина А. В. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006.

3. Бородина А. В. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007.

4. Бородина А. В. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2006.

5. Бородина А. В. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

                  • Бородина А. В. Стилевые особенности художественного мира романа “Преступление и наказание” как средство отражения мировоззрения Ф. М. Достоевского. – М.: Прав. пед., 2004.

                  • Бородина А. В. Шатровый храм в русской культуре. М.: ОПК, 2006.

                  • Бородина А. В. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005.

9. Варжанский Н. Оружие правды. — М., 1991.

10. Дудко Д. Выявление искусных. — М., 1995.

11. Евсеева Л., Комашко Н., Красилин М. и др. История иконописи. – М.: АРТ-БМБ, 2002.

12. Егорцев А. Тоталитарные секты: свобода от совести. — М., 1997.

13. Зеньковский С. Русское старообрядчество. — М., 1995.

14. Иллюстрированная история религии: В 2-х томах / Под ред. проф. Д. П. Шантепи де ля Соссей. — Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1992.

15. Кривельская Н. В. Секта: угроза и поиск защиты. — М., 1999.

16. Православная традиция в художественном творчестве и общественной мысли (XIX–XX вв.): Вып. 1. Русская литература и религиозная живопись. Хрестоматия. / Сост. Мелехова Г. Н. — М., 2002.

17. Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря). — Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001.

18. Тальберг Н. История христианской церкви. — М., 1991.



19. Христианство: энциклопедический словарь. — М., 1993.