Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи - страница №1/1





















































Общеобразовательная школа №11 І-ІІІ ступеней города Измаила Одесской области

План-конспект интегрированного урока по мировой литературе и истории Украины

На тему:

Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи

(на основе повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

7 класс

Авторская разработка:
Учитель литературы

Первой категории

Райкова Лилия Николаевна
Учитель истории высшей категории

Киркова Алла Николаевна

г. Измаил – 2014 г.
Цель урока

- учить учащихся анализировать историческую информацию: появление запорожского казачества, нравы и обычаи казаков, устанавливать причинно-следственные связи ознакомить учащихся с исторической основой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;

- развивать: умение учащихся решать учебную проблему, пользоваться исторической картой и письменными источниками изучения истории, совершенствовать навыки анализа литературного текста, монологической речи, выразительного чтения, чтения наизусть, выборочного пересказа;

- воспитывать: общечеловеческие духовные ценностные ориентации, восприятие идей гуманизма, демократии, взаимопонимания между народами, интерес и уважение к исторической науке, истории Украины, любовь к литературе.


Оборудование к уроку:

1. Текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (Волощук Е.В. Литература: Учебник лдя 7-го кл. общеобразоват. учеб. завед. с русск. яз. обучения. – К.: Генеза, 2007. – 288 с.: ил.).

2. Настенная карта «Освободительная война украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого (1648 – 1657 гг.)».

3. Опорная схема «Украинское казачество».

4. Фотография историко-культурного комплекса «Запорожская Сечь» в Музее истории запорожского казачества на острове Хортица.

5. Отрывок художественного фильма «Тарас Бульба» кинокомпании «АРК – Фильм» 2009 г. (монолог Тараса Бульбы в первых кадрах фильма).


Тип урока: нестандартный, интегрированный.
Метод обучения: опережающий, проблемное обучение.
Структура урока
І ЭТАП УРОКА

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

Приветствие.

Вступительное слово учителя литературы:

- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный, нестандартный урок: интегрированный урок литературы и истории Украины. Тема нашего урока – Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи (на основе повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»).
ІІ ЭТАП УРОКА

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Учитель литературы:

- Вспомните тему нашего предыдущего урока.

Ответ учащихся.
Учитель литературы:

- Какое домашнее задание вы подготовили на сегодня?

Ответ учащихся:

- Повторить сведения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.- Выписать эпитеты из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», характеризующие ХV век.

- Подобрать цитаты о занятиях казаков.

- Выписать прозвища казаков, объяснить их значение.

Учитель литературы:

- Поясните, почему Н.В. Гоголя называют русско-украинским писателем.

Ответ учащихся:

- Н.В. Гоголь родился в Украине, он потомок казацкого рода, в своих произведениях описывал обычаи, традиции, историю украинского народа.


Учитель литературы:

- Расскажите, как Н.В. Гоголь работал над написанием повести «Тарас Бульба».

Ответ учащихся:

- Работая над написанием повести «Тарас Бульба», Н.В. Гоголь тщательно, глубоко изучал исторические источники: «Описание Украины» Гийома де Боплана, «Историю о казаках запорожских» Семёна Мышецкого, рукописные списки казацких летописцев — Самовидца, Величко, Грабянки. Но эти источники не вполне удовлетворяли Гоголя. В них многого ему не хватало: прежде всего характерных бытовых деталей, живых примет времени, истинного понимания минувшей эпохи. Специальные исторические исследования и летописи казались писателю слишком сухими, вялыми и, в сущности, мало помогающими художнику постигнуть дух народной жизни, характеры, психологию людей. Среди источников, которые помогли Гоголю в работе над «Тарасом Бульбой», были также народные украинские песни, собранные в сборниках выдающихся этнографов ХІХ в. – Измаила Срезневского «Запорожская старина», Михаила Максимовича «Малороссийские песни», Платона Лукашевича «Малороссийские и червонно-русские народные думы и песни» Лукашевича.


Учитель литературы.

- Игра «Ассоциации»: Роды литературы – Эпос – Повесть – Эпопея – Тема – Идея эпического произведения – Научное описание – Художественное описание – Эпитеты.

- Каково жанровое своеобразие произведения «Тарас Бульба»?

Ответ учащихся:

- Повесть «Тарас Бульба» – это историческая народно-героическая эпопея: в судьбах её главных героев показана история народа.
Учитель литературы:

- Какова тема и идея произведения?

Ответ учащихся:

- Тема повести: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение.

- Идея повести: святость уз казацкого товарищества, самоотверженность казаков, глубокое чувство патриотизма.
ІІІ ЭТАП УРОКА

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель литературы:

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока и эпиграф к уроку: «… Нет уз святее товарищества!..» Н.В. Гоголь.

- В ходе сегодняшнего урока вам надо будет дать ответ на следующий проблемный вопрос: «Насколько достоверно описал Н.В. Гоголь обычаи и нравы украинского казачества?».
Учитель истории:

- Историю запорожского казачества вы будете изучать в 8-ом классе, но сегодня на уроке у нас с вами есть возможность заглянуть в эту эпоху.

- Историческая справка «Возникновение казачества»:

Украинское казачество возникло в конце ХV в., в тяжёлые для нашего народа времена, когда распалась Киевская Русь, а её земли захватили несколько государств, которые часто воевали между со

бой. Здесь, в Причерноморских степях, в так называемом Диком Поле, господствовали татары. Их государство – Крымское ханство – располагалось на Крымском полуострове. Оттуда на украинские земли каждый год, а иногда и несколько раз в год, татары совершали свои грабительские набеги.

Ища спасения, жители украинских сёл и городов вынуждены были сами браться за оружие. Воинская сноровка была особенно нужна населению приграничных территорий, прежде всего Киевщины и Черкасщины. Сюда сходились беглецы со всех уголков Украины. Постоянная борьба с врагами превратила хлебопашца и ремесленника в умелого воина – казака.

- Работа с опорной схемой «Украинское казачество».
Учитель литературы:

- В какой век переносит читателей повесть «Тарас Бульба»?

Ответ учащихся:

- Повесть переносит нас в далёкое прошлое. Гоголь воскресил Запорожскую Сечь XVI – XVII ст., когда украинский народ, полный гнева и ненависти к своим угнетателям, взялся за оружие в защиту своих человеческих прав и национальной свободы.


Учитель литературы:

- Найдите в тексте и прочтите описание тяжёлого ХV века.

Ответ учащихся:

- «Бульба был упрям страшно. Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть только в тяжёлый ХV век на полукочующем углу Европы, когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, в виду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи…». С.109


Учитель литературы:

- Это научное или художественное описание исторических событий?

Ответ учащихся:

- Это художественное описание: автор указывает читателю на исторические факты, используя художественное писаное, поэтизируя данный период.


Учитель литературы:

- Назовите эпитеты, которые использует Н.В. Гоголь, для характеристики этого исторического периода.

Ответ учащихся:

- «Полукочующий», «оставленный», «опустошённый», «выжженный угол Европы», «грозные соседи», «вечная опасность», «бранным пламенем объялся древне-мирный славянский дух».


Учитель литературы:

- Как автор описывает войско казаков?

Ответ учащихся:

- «Это не было строевое собранное войско, его бы никто не увидал; но в случае войны и общего движенья в восемь дней, не больше, всякий являлся на коне, во всём своём вооружении, получа один только червонец платы от короля – и в две недели набиралось такое войско, какого бы не в силах были набрать никакие рекрутские наборы. Кончился поход – воин уходил в луга и пашни, на днепровские перевозы, ловил рыбу, торговал, варил пиво и был вольный казак». С. 110


Учитель литературы:

- Найдите в тексте описание обустройства Сечи.

Ответ учащихся:

- «Сечь состояла из шестидесяти с лишком куреней, которые очень походили на отдельные, независимые республики, а ещё более походили на школу и бурсу детей, живущих на всём готовом. Никто ни-

чем не заводился и не держал у себя. Всё было на руках у куренного атамана, который за это обыкновенно носил название батька. У него были на руках деньги, платья, весь харч, саламата, каша и даже топливо; ему отдавали деньги под сохран. Нередко происходили ссора у куреней с куренями. В таком случае дело тот же час доходило до драки. Курени покрывали площадь и кулаками ломали друг другу бока, пока одни не пересиливали наконец и не брали верх, и тогда начиналась гульня. Такова была эта Сечь, имевшая столько приманок для молодых людей». С. 124
Учитель истории:

- Историческая справка «Занятия казаков»:

На незанятых степных землях казаки обустраивали свои хозяйства – зимовники. Особенно привлекали казаков богатые рыбой и дичью плодородные земли за Днепровскими порогами. Собственно, поэтому украинских казаков называли запорожскими.

На богатых низовых землях в течение весеннее-осеннего сезона казаки занимались «уходничеством». «Уходами» они называли рыбные и охотничьи промыслы, пасеки и территории солеварения.

В зимовниках разводили скот и лошадей. Среди казаков были плотники, тележные мастера, кузнецы, бондари, оружейники, кожемяки, портные.

Для самозащиты казаки-уходники объединялись в отряды-ватаги. В ответ на татарские набеги казаки организовывали военные походы на вражеские кочевья и поселения. Так возникло «добычничество» – военный промысел казаков – походы за добычей.

Каждый казак был ещё и торговцем: он продавал или менял свои изделия или военные трофеи, свою добычу.

- Работа с опорной схемой «Украинское казачество».


Учитель литературы:

- Прочтите цитаты из повести о занятиях казаков, которые вы выписали в тетрадь, выполняя домашнее задание на сегодня.

Ответы учащихся:

- «Не было такого ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу». С. 110

- «Сильные кожевники сидели под навесом крылец на улице и мяли своими дюжими руками бычачьи кожи. Крамари под ятками сидели с кучами кремней, огнивами и порохом. Армянин развесил дорогие платки. Татарин ворочал на рожнах бараньи катки с тестом». С. 120
Учитель истории:

- Историческая справка «Условия принятия в Сечь»:

Казаки принимали в свои ряды людей всех национальностей. Однако было несколько условий: высокоморальный аскетический образ жизни, соблюдение законов и обычаев сечи, запрет приводить в сечь жён. Но главное условие – членом товарищества мог стать только православный. Если в Сечь попадали представители других концессий, они могли принять православие в сечевой церкви.

Новичкам давали меткие и колоритные прозвища. Это делалось не для унижения, а для скорейшего привыкания новичка к казацким порядкам. Прозвище отражало какую-то внешнюю примету или черту характера казака.


Учитель литературы:

- Какие прозвища носят литературные герои повести Гоголя?

Ответы учащихся:

- Прозвища Зиван (ротозей), Талапында (торопыга, болтун), Гаркуша (картавый), Шкодяр (вредитель), Журба (печаль, тоска), Потороча (привидение, марево), Зачепа (забияка), Бахтий (ворчун), Дурный (глупый), Понура (угрюмый) отражают личные качества, черты характера литературных героев повести.

- Прозвища Чумак, Шынкар (кабатчик), Швэць (сапожник), Цылурык (цирюльник), Ткач, Кравэць (портной), Коваль (кузнец) отражают род деятельности литературных героев повести.
- Прозвища Чёрный, Билый, Сидый (седой), Горб, Малый, Товстун (толстяк), Лысый, Глушко, Нис (нос), Шульга (левша), Сокур (от туркского «слепой») отражают внешние черты, физический недостатки литературных героев повести.
Учитель литературы:

- Трое учащихся нашего класса подготовили инсценировку «Принятие в Сечь» по тексту повести.

Выступление учащихся: Автор, Кошевой, Пришедший.

«Приходила на Сечь гибель народа, и хоть бы кто-нибудь спросил: откуда эти люди, кто они и как их зовут. Они приходили сюда, как будто бы возвращаясь в свой собственный дом, из которого только за час пред тем вышли. Пришедший являлся только к кошевому; который обыкновенно говорил:

- Здравствуй! Что, во Христа веруешь?

- Верую! – отвечал приходивший.

- И в троицу святую веруешь?

- Верую!


- И в церковь ходишь?

- Хожу!


- А ну, перекрестись!

Пришедший крестился.

- Ну, хорошо, – отвечал кошевой, – ступай же в который сам знаешь курень.

Этим оканчивалась вся церемония. И вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать ее до последней капли крови». С. 124


Учитель истории:

- Историческая справка «Казацкое право»:

В Запорожской Сечи сложилось самобытное казацкое право. Самыми тяжёлыми преступлениями считали предательство, нарушение воинской дисциплины, кражу чужого имущества. За это карали расстрелом, побоями палками до смерти. За незначительную провинность (например, неуважение к начальству или невозвращённый долг) виновника на некоторое время приковывали к позорному столбу или к пушке. Возле него лежала палка. Каждый желающий мог взять эту палку и ударить осуждённого. После исполнения наказания нарушителя отпускали.
Учитель литературы:

- Как Остап и Андрий восприняли обычаи Сечи? Зачитайте отрывок из текста повести.

Ответ учащихся:

- «Все занимало их: разгульные обычаи Сечи и немногосложная управа и законы, которые казались им иногда даже слишком строгими среди такой своевольной республики. Если козак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось уже поношением всему козачеству: его, как бесчестного, привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину, которою всякий проходящий обязан был нанести ему удар, пока таким образом не забивали его насмерть. Не платившего должника приковывали цепью к пушке, где должен был он сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей не решался его выкупить и заплатить за него долг. Но более всего произвела впечатленья на Андрия страшная казнь, определенная за смертоубийство. Тут же, при нем, вырыли яму, опустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб, заключавший тело им убиенного, и потом обоих засыпали землею. Долго потом все чудился ему страшный обряд казни и все представлялся этот заживо засыпанный человек вместе с ужасным гробом». С. 125


Учитель истории:

- Историческая справка «Самойло Кошка»:

В 1530 г. в Каневе в семье простого казака родился Самойло Кошка. В 1564 г. запорожцы избрали его гетманом и Самойло Кошка возглавил морские походы казаков. В течение двух лет он штурмовал турецкие крепости Измаил, Очаков, Аккерман (Белгород-Днестровский). Однако в 1573 г. гетман попал

в турецкий плен. Двадцать шесть лет Самойло Кошка был прикован цепью к веслу на галере. В 1599 г. он поднял восстание украинских невольников, которые перебили турецкую команду и вернулись на родину. Это восстание воспето в украинской народно думе «Самойло Кошка».


Учитель литературы:

- Стал ли реальный кошевой атаман Самойло Кошка прототипом литературного героя повести «Тарас Бульба»?

Ответ учащихся:

- Пересказ отрывка повести об атамане Мосие Шило.

«Выступил вперед Мосий Шило. Сильный был он козак, не раз атаманствовал на море и много натерпелся всяких бед. Схватили их турки у самого Трапезонта и всех забрали невольниками на галеры, взяли их по рукам и ногам в железные цепи, не давали по целым неделям пшена и поили противной морской водою. Все выносили и вытерпели бедные невольники, лишь бы не переменять православной веры. Не вытерпел атаман Мосий Шило, истоптал ногами святой закон, скверною чалмой обвил грешную голову, вошел в доверенность к паше, стал ключником на корабле и старшим над всеми невольниками. Много опечалились оттого бедные невольники, ибо знали, что если свой продаст веру и пристанет к угнетателям, то тяжелей и горше быть под его рукой, чем под всяким другим нехристом. Так и сбылось. Всех посадил Мосий Шило в новые цепи по три в ряд, прикрутил им до самых белых костей жестокие веревки; всех перебил по шеям, угощая подзатыльниками. И когда турки, обрадовавшись, что достали себе такого слугу, стали пировать и, позабыв закон свой, все перепились, он принес все шестьдесят четыре ключа и роздал невольникам, чтобы отмыкали себя, бросали бы цепи и кандалы в море, а брали бы наместо того сабли да рубили турков. Много тогда набрали козаки добычи и воротились со славою в отчизну, и долго бандуристы прославляли Мосия Шила. Выбрали бы его в кошевые, да был совсем чудной козак. Иной раз повершал такое дело, какого мудрейшему не придумать, а в другой - просто дурь одолевала казака. Пропил он и прогулял все, всем задолжал на Сечи и, в прибавку к тому, прокрался, как уличный вор: ночью утащил из чужого куреня всю козацкую сбрую и заложил шинкарю. За такое позорное дело привязали его на базаре к столбу и положили возле дубину, чтобы всякий по мере сил своих отвесил ему по удару. Но не нашлось такого из всех запорожцев, кто бы поднял на него дубину, помня прежние его заслуги. Таков был козак Мосий Шило». С. 149-150
Учитель истории:

- Историческая справка «Казацкая рада»:

Запорожская Сечь-крепость была столицей казацких земель. В Сечи постоянно находился казацкий гарнизон, большинство же запорожцев жили в зимовниках и по соответствующему сигналу приходили в Сечь. Ведь именно из Сечи казаки отправлялись в походы. В Сечи собирались казаки для обсуждения жизненно важных вопросов. Такие собрания назывались радами. Казацкой раде принадлежала вся власть. Право голоса на ней имел каждый запорожец. Казацкая рада утверждала решения о войне и мире, военных походах, принимала чужеземных послов или отправляла казаков в другие державы, наказывала виновных. На казацкой раде казаки выбирали себе руководителей: кошевого атамана, судью, писаря.

Решения на раде принималось не голосованием, а выкрикиваниями и подкидыванием шапок. Наиболее важные моменты рады сопровождались выстрелами из орудий или мушкетов, звуками труб и литавр (медных барабанов).

Рада обязательно созывалась трижды в год: на Роджество, на Пасху и на Покрова Святой Богородицы. Но были случаи, когда раду созывали незапланированно, по требованию казаков. Такая рада называлась чёрной.
Учитель литературы:

- Зачитайте отрывок из текста повести, в котором рассказывается о том, как Тарас Бульба созвал чёрную раду.

Ответ учащихся:

- «Сговорившись с тем и другим, задал он всем попойку, и хмельные козаки, в числе нескольких человек, повалили прямо на площадь, где стояли привязанные к столбу литавры, в которые обыкновенно били сбор на раду. Не нашедши палок, хранившихся всегда у довбиша, они схватили по полену в руки и начали колотить в них. На бой прежде всего прибежал довбиш, высокий человек с одним только глазом, несмотря, однако ж, на то, страшно заспанным.

- Кто смеет бить в литавры? - закричал он.

- Молчи! возьми свои палки, да и колоти, когда тебе велят! - отвечали подгулявшие старшины.

Довбиш вынул тотчас из кармана палки, которые он взял с собою, очень хорошо зная окончание подобных происшествий. Литавры грянули, - и скоро на площадь, как шмели, стали собираться черные кучи запорожцев». С. 126
Учитель истории:

- Историческая справка «Кошевой атаман»:

Кошевой атаман, или просто кошевой, был главой войскового управления (коша) в Запорожской Сечи. Он избирался всеми куренями на казацкой раде, сроком на полгода, и если полномочия его не возобновлялись, возвращался к своему куреню в качестве рядового казака. Внешним знаком его власти служила булава, которая хранилась в церкви. Кошевой атаман пользовался почти неограниченной властью, однако недовольные его правление казаки в любой момент могли переизбрать кошевого.
Учитель литературы:

- Чтение по ролям отрывка текста, в котором Гоголь изобразил выборы кошевого атамана.

«- Кого же выберете теперь в кошевые? - сказали старшины.

- Кукубенка выбрать! - кричала часть.

- Не хотим Кукубенка! - кричала другая. - Рано ему, еще молоко на губах не обсохло!

- Шило пусть будет атаманом! - кричали одни. - Шила посадить в кошевые!

- В спину тебе шило! - кричала с бранью толпа. - Что он за козак, когда проворовался, собачий сын, как татарин? К черту в мешок пьяницу Шила!

- Бородатого, Бородатого посадим в кошевые!

- Не хотим Бородатого! К нечистой матери Бородатого!

- Кричите Кирдягу! - шепнул Тарас Бульба некоторым.

- Кирдягу! Кирдягу! - кричала толпа. - Бородатого! Бородатого! Кирдягу! Кирдягу! Шила! К черту с Шилом! Кирдягу!

Все кандидаты, услышавши произнесенными свои имена, тотчас же вышли из толпы, чтобы не подать никакого повода думать, будто бы они помогали личным участьем своим в избрании.

- Кирдягу! Кирдягу! - раздавалось сильнее прочих. - Бородатого!

Дело принялись доказывать кулаками, и Кирдяга восторжествовал.

- Ступайте за Кирдягою! - закричали.

Человек десяток козаков отделилось тут же из толпы; некоторые из них едва держались на ногах - до такой степени успели нагрузиться, - и отправились прямо к Кирдяге, объявить ему о его избрании.

Кирдяга, хотя престарелый, но умный козак, давно уже сидел в своем курене и как будто бы не ведал ни о чем происходившем.

- Что, панове, что вам нужно? - спросил он.

- Иди, тебя выбрали в кошевые!..

- Помилосердствуйте, панове! - сказал Кирдяга. - Где мне быть достойну такой чести! Где мне быть кошевым! Да у меня и разума не хватит к отправленью такой должности. Будто уже никого лучшего не нашлось в целом войске?

- Ступай же, говорят тебе! - кричали запорожцы. Двое из них схватили его под руки, и как он ни упирался ногами, но был наконец притащен на площадь, сопровождаемый бранью, подталкиваньем сзади кулаками, пинками и увещаньями. - Не пяться же, чертов сын! Принимай же честь, собака, когда тебе дают ее!

Таким образом введен был Кирдяга в козачий круг.

- Что, панове? - провозгласили во весь народ приведшие его. - Согласны ли вы, чтобы сей козак был у нас кошевым?

- Все согласны! - закричала толпа, и от крику долго гремело все поле.

Один из старшин взял палицу и поднес ее новоизбранному кошевому. Кирдяга, по обычаю, тотчас же отказался. Старшина поднес в другой раз. Кирдяга отказался и в другой раз и потом уже, за третьим разом, взял палицу. Ободрительный крик раздался по всей толпе, и вновь далеко загудело от козацкого крика все поле. Тогда выступило из средины народа четверо самых старых, седоусых и седочупринных козаков (слишком старых не было на Сечи, ибо никто из запорожцев не умирал своею смертью) и, взявши каждый в руки земли, которая на ту пору от бывшего дождя растворилась в грязь, положили ее ему на голову. Стекла с головы его мокрая земля, потекла по усам и по щекам и все лицо замазала ему грязью. Но Кирдяга стоял не сдвинувшись и благодарил козаков за оказанную честь». С. 129-130
IV ЭТАП УРОКА

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ, РЕШЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Учитель истории:

- Прошу вас ответить на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока: «Насколько достоверно описал Н.В. Гоголь обычаи и нравы украинского казачества?».

Ответ учащихся:

- В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь реалистически отобразил быт, обычаи и нравы запорожцев.


Учитель истории:

- С какими обычаями и нравами казаков вы познакомились благодаря повести «Тарас Бульба»?

Ответ учащихся:

- Условия принятия в Сечь, занятия, права и обязанности казаков, наказания, выборы кошевого атамана.


Учитель литературы:

- Помогло ли вам данное литературное произведение проникнуть в исторический период запорожского казачества?

Ответ учащихся:

- Литературные произведения помогают читателю проникнуть в саму суть исторических событий, потому. Читатель художественного произведения узнаёт историю не из учебника, а от «участников» событий прошлого – от литературных героев.


Учитель литературы:

- Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» несколько раз экранизировали. Последняя экранизация повести была сделана кинокомпанией «АРК – Фильм» в 2009 г. Главную роль в фильме, роль Тараса Бульбы, сыграл выдающийся украинский актёр Богдан Ступка. Предлагаю завершить наш урок просмотром небольшого сюжета из этого фильма.

Просмотр первых кадров фильма: речь Тараса Бульбы о боевом товариществе казаков:

«Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе». С. 147


Учитель литературы:

- «Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек». С. 147

V ЭТАП УРОКА

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Выставление оценок учащимся.
VI ЭТАП УРОКА

ПОЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Домашнее задание по литературе:

Написать в читательском дневнике эссе на тему: «Какую роль в изучении истории играют литературные произведения».



УКРАИНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО
Казак –

«воин-всадник», «свободный человек», «вооружённый человек»



Причины появления казаков:

- гнёт польських феодалов;

- грабительские набеги крымских татар.


Курени

Склад

Запорожская Сечь – территория казачества Запорожская Сечь – деревянная крепость

Полк Старшина Кухня

(паланка) Тюрьма Мастерские Канцелярия

Зимовник Слобода Хутор

Полк (паланка) – 1) административно-территориальная единица (округ) в Запорожской Сечи;

2) военная единица во время похода (3-4 куреня).
Курень – 1) помещение, в котором жили запорожцы;

2) военно-администратвная единица (несколько сотен казаков).


Высший орган власти –

казацкая рада (общее собрание казаков): 1 января; 2-й, 3-й день Пасхи; 1 октября (Покрова).


Чёрная рада – собрание казаков по их собственной инициативе.
Кошевой атаман – 1) глава казаческого правительства;

2) главнокомандующий.



Занятия казаков:

- добычничество (военный промисел);

- уходничество (рыбный промысел, охотничий промысел, бортничество, добыча соли);

- ремесло (кузнечное, слесарное, кожевенное, бондарное дело, оружейное, изготовление телег).