Благотворительность в становлении музыкального образования в Тамбове в конце ХIХ – начале ХХ вв - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Городское самоуправление западной сибири в конце ХIХ начале ХХ веков 9 2925.42kb.
Благотворительность 1 23.92kb.
"Российское государство и право в конце XIX начале XX вв." 1 33.46kb.
Наркоконтроль сотрудники госнаркоконтроля прикрыли в Тамбове наркопритон... 2 539.51kb.
Ii музыкальные произведения, жанры народного и профессионального... 2 559.89kb.
Россия в конце шестнадцатого начале семнадцатого века 1 93.86kb.
Русско-французские культурные связи в конце XIX начале XX вв 2 465.27kb.
Католический прозелитизм в Белоруссии в конце 50-х начале 60-х годов... 1 115.39kb.
Железнодорожное строительство на Дальнем Востоке в конце XIX начале... 1 384.26kb.
Монастыри и церковная власть в вологодской губернии в конце XVIII... 1 421.22kb.
Развитие высшей школы сибири в конце 1950-х начале 1990-х годов 4 1062.54kb.
Просветительство -добрая традиция россии 1 106.94kb.
- 4 1234.94kb.
Благотворительность в становлении музыкального образования в Тамбове в конце ХIХ - страница №1/1

Исторические науки

Благотворительность в становлении музыкального образования

в Тамбове в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Будюкина Н. Н.,
кандидат исторических наук


доцент кафедры российской истории

директор музейно-выставочного комплекса

Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина

392008, г. Тамбов, ул. Советская, д. 181 И,

Тел. 89065980404б
nadbudtambov1@rambler.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению проблем становления музыкального образования на территории Тамбовской губернии в конце ХIХ – начале ХХ в. и выявлению роли благотворительной деятельности представителей разных слоев тамбовского общества в развитии музыкальной культуры провинциального города.



Ключевые слова: музыкальная культура, музыкальное образование, благотворительность, музыкальная жизнь, провинция, Русское музыкальное общество.
Музыкальная культура русской провинции представляет собой своеобразную и исторически неповторимую часть национальной культуры. Она складывалась на протяжении многих десятков лет, имеет свои особенности. С точки зрения исследователей она многогранна и разнопланова. Безусловный интерес представляет изучение одного из важнейших аспектов данной темы – истории становления и развития музыкального образования в провинции.

Тамбов имеет свои прочно сложившиеся традиции, фундаментом и надежной опорой которых является одно из старейших учебных заведений страны – Тамбовское музыкальное училище, ныне Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова. Большинство музыкальных явлений и событий в истории Тамбовского края с конца ХIХ века, так или иначе, связаны с историей этого учебного заведения. [1, С.89 – 94.] Выявление истоков музыкального образования на Тамбовщине, причин и предпосылок, способ­ствующих его развитию, и послужило поводом для данного исследования.

Создание в конце XIX века в Тамбове музыкальных классов стало предметом изучения тамбовских краеведов Н.Н. Емельяновой, О.А. Казьмина, A.M. Белкина, Е.О. Казьминой, которые в своих работах достаточно подробно, хотя и повествовательно, изложили историю возникновения в Тамбове музы­кального учебного заведения. Однако специального исследования заслуживает ранее не упоминавшийся в исследовательских работах вопрос о влиянии благотворительной деятельности представителей разных слоев тамбовского общества на становление и развитие музыкального образования Тамбовского края. В связи с возрождением в России традиций благотворительности, рас­смотрение данного аспекта на наш взгляд сегодня особенно актуально.

Целью данной работы является изучение процесса становления музыкальных классов Тамбов­ского Отделения Императорского Русского музыкального общества в период конца XIX - начала XX века.

История возникновения в Тамбове музыкального учебного заведения непосредст­венно связана, с развитием музыкального образования в России и своими корнями уходит в середину XIX века, когда «тяга к художественной культуре и музыкальному просвеще­нию приобретала массовый характер, а необходимость в музыкальном образовании и под­готовке музыкальных кадров напоминала о себе более настойчиво» [5, C.16]. Представители передовой интеллигенции неоднократно пы­тались добиться открытия в России музыкальных учебных заведений, однако их попытки оставались тщетными. Только в конце 50-х годов XIX в. удалось положить начало музыкальному образованию в России. Большую роль в этом сыграл А.Г.Рубинштейн - пианист, композитор, дирижер и общественный деятель. При его ак­тивном участии в 1859 году в Петербурге возникло Русское музыкальное общество (далее РМО) и музыкальная школа при нем, узаконенная в 1860 году под названием «Музыкаль­ные классы». Несколько лет спустя РМО удостоилось звания «Императорского», что накладывало на представителей этого Общества определенные обязанности соответствия высокому званию и ответственность за качество работы.

Открытие Русского музыкального общества и Музыкальных классов в Петербурге послужило толч­ком и налаживанию регулярной музыкальной жизни в других городах России, в том числе и в провинции. На протя­жении 1860-70-х годов отделение РМО и классы открылись в Москве, Кие­ве, Казани, Саратове, Харькове, Тифлисе и Нижнем Новгороде» [5, С.17-18].

В конце 1870-х гг. лучшие представители тамбовской интеллигенции задумали образовать в городе Общество любителей музыкального и драматического искусства, объединить музыкантов, привлечь их к участию в общественной жизни. Цель определили так: «Всеми зависящими от Общества мерами содействовать развитию музыкальных и драматических талантов; путем периодических и единовременных денежных пособий содействовать воспитанию и образованию беднейших лиц, какого бы звания и пола они не были, заявивших свои спо­собности в одном из тех искусств, развитие коих составляет заботу Общества» [5, С. 18-19]. Для достижения этой цели Общество устраивало музыкальные вечера, драматические спектакли, концерты литературные чтения.

24 сентября 1879 года товарищ министра внутренних дел, сенатор М. Мартынов утвердил Устав Общества. В примечаниях к пунктам устава отражалось зависимость Об­щества от полиции, цензоров и Главного управления по делам печати или «попечение учебного округа по принадлежности». Уставом определялся состав Общества: его членами могли быть все, без различия званий. Материальную основу должны были составить членские взносы (10 рублей в се­зон) сборы с концертов, спектаклей и литературных вечеров, а также добровольные по­жертвования.

При Обществе открыли Музыкальные классы. Правила для них и наблюдение за их выполнением заимствовали из устава Русского музыкального общества. Однако классы про­существовали недолго. Инициатором восстановления деятельности классов стал действительный статский советник, тамбовский губернатор барон Александр Александрович Фредерикс. Обратившись к вновь прибывшему в Тамбов в 1880 году пианисту Р.А. Гельму, барон предложил ему от­крыть музыкальные классы, причем обещал ему свое содействие и материальную по­мощь [11, С.3].

Осенью 1881 года Р.А. Гельм открыл классы, в которых велось обучение игре на скрипке, виолончели и фортепиано в основном для учеников мужской гимназии и реального училища. Отчет о деятельности классов, напечатанный в № 84 Тамбовских губернских ведомо­стей, был прочитан «на общем собрании лиц, сочувствовавших этому делу и явившихся обсудить учреждение в г. Тамбове Отделения Императорского Русского Музыкального Общества 12 декабря 1881 года» [11, С. 4]. Число желающих обучиться музыке в Тамбове оказалось достаточно; но в тоже время было много и таких, которые не имели возможности платить за уроки. Материальные средства для существования классов поступили, «главным образом, с абонемента на опре­деленное число музыкальных вечеров, устроенных в сезон 1880-1881 года, в зале губерна­торского дома и, сверх того, с учеников музыкальных классов». Плата за уроки была на­значена слишком низкая - 16 рублей в год за уроки на струнных инструментах. Уроков на фортепиано вовсе не было. «Оставшаяся неизрасходованной часть денег, 248 рублей, была употреблена Р.А. Гельмом на наем квартиры для музыкальных классов, т.к. отсутствие отдель­ного помещения весьма тяжело отзывалось на ход преподавания» [11, С.5].

Открытие состоялось 9 января 1882 года, тогда же определился состав членов, бы­ла избрана дирекция и оглашено согласие Главной дирекции - принять в ведение Отделе­ния уже существовавшие музыкальные классы и назначить директором Р. А. Гельма. По­мещение для классов сняли в частном доме на Дубовой улице [11, С.10]. В классах обучали игре на фортепиано, скрипке и виолончели. Была введена тео­рия музыки в сочетании с сольфеджио. В 1881 - 1882 гг. учебном году в классах училось 17 пианистов, 18 скрипачей и 5 виолончелистов. Начинающие пианисты платили 60 руб­лей в год, старшие - 50 рублей. Скрипачи и виолончелисты - 25 рублей. Мужская, жен­ская гимназия и реальное училище выразили готовность вносить плату за бедных учеников и выделять на это из своих средств по 200 рублей в год [11, С.13]. В качестве преподавателей Дирекция отделения приглашала выпускников Московской консерватории. Теорию музы­ки, сольфеджио и хоровое пение обязаны были изучать все учащиеся. Классы занимались по консерваторской программе. «Имущество музыкальных классов на 1881-82 гг. состоя­ло из двух роялей, стола, двух дюжин стульев, двенадцать именных стульев, одного шка­фа, печатных нот на сумму 89 рублей, стенной доски, шести пюльпитров, одной висячей лампы трех медных подсвечников, четырех ламп, двадцати семи аршин половиков и одно­го половика для вытирания ног, стенных часов, двух вешалок, графина, трех стаканов, чернильницы, спичечницы, пепельницы и крючка для бумаг» [11, 33]. Средства для содержания классов дополнялись сборами с музыкальных вечеров, проводимых в зале губернаторского дома, членскими взносами и пожертвованиями люби­телей музыки.

В 1884 году из-за финансовых трудностей музыкальные классы прекратили работу. Через год их деятельность была восстановлена и открыто вокальное отделение. С 1 сентября 1885 года в Классах вновь начались занятия. В течение первого полугодия обучалось 17 учеников и 15 учениц, во 2-м же полугодии - 9 учеников и 13 учениц. «Уменьшение учащихся во втором полу­годии объясняется: во 1-х, несостоятельностью некоторых учащихся к уплате за право учения (25 р. за полугодие) и во 2-х, нежеланием выбывших подчиниться тем серьезным требованиям от учащихся, которые положены в основание преподавания предметов в классах. Первую причину Дирекция, к сожалению, не могла еще устранить, не имея дос­таточных средств к бесплатному обучению бедных, вторая же причина не могла быть уст­ранена по самому назначению классов подготовлять учащихся к поступлению в старшие курсы консерваторий, т.е. дать возможность учащимся за более дешевую плату (50 р. В год) проходить в Тамбове младшие консерваторские курсы по музыкальным предметам» [12, С.2].

Неустойчивое материальное положение музыкальных классов приводило к частой смене администрации и педагогического состава. С 1885 по 1900 гг. директорами музы­кальных классов были: скрипач О.И. Чабан (1885-86 гг.), виолончелист И.Ф. Сараджев (1886-88 гг.), пианисты И.М. Матковский (1888-89 гг.) и К.А. Кипп (1889-92 гг.), скрипач В.Р. Вилыпау (1892-94 гг.). С 1894 года положение дел заметно меняется. В качестве нового директора музыкальных классов в Тамбов приезжает закончивший Московскую кон­серваторию 24-летний пианист, свободный художник Соломон Моисеевич Стариков. Его фигура, среди музыкальных общественных деятелей конца XIX - начала XX века пред­стает «эпохальной» [7, С.12]. «…Годы его работы - это время поступательного роста потенциальных сил классов - училища, укрепления его авторитета, стабилизации учебно-воспитательного процесса и педагогических кадров. Усилиями Старикова открыты духовое и хормейстер­ское отделения (1897, 1903), организованы симфонические оркестры музыкальных клас­сов и ТОИРМО (1898), классы преобразованы в училище (1900)» [7, С.12].

Важным итогом деятельности Тамбовских музыкальных классов было то, что они пробудили интерес к музыкальному образованию, утвердили необходимость музыкально­го учебного заведения в Тамбове, определили формирование музыкального вкуса на об­разцах классической музыки, в том числе и русской и что самое главное повлияли на раз­витие музыкальной культуры Тамбовского края.

Повышение в начале XX века авторитета учебного заведения создавало условия преобразования музыкальных классов в Тамбовское музыкальное училище. Обосновывая его создание в Тамбове, К.Э. Вебер в 1903 году писал: ««Принимая во внимание, что в Тамбовской губернии и в прилегающих к ней губерниях не имеется ни единого музыкаль­ного учреждения, вследствие чего в уездных городах почти совершенно отсутствуют учи­теля музыки, дирижеры хоров и вообще лица, занимающиеся музыкой с необходимым му­зыкальным образованием, Тамбовское музучилище имеет громадное и неоценимое значе­ние для всего края, т.к. оно вполне может пополнить этот весьма чувствительный для об­щего образования и просвещения юношества пробел, поставляя для сего края образован­ных тружеников музыкального дела» [2, С.131.].

Разрешение на преобразования было получено весной 1900 года. В связи с этим возникли новые трудности. В учебный план вошли научные предметы, и для преподавате­лей понадобились дополнительные средства. Необходимо было собственное помещение. В городе подходящего здания не нашлось. Его нужно было построить.

В начале 1901 года дирекция Отделения подала прошение об отведении участка земли под здание. Больше года обсуждался этот вопрос на заседаниях Городской думы. Впоследствии создана комиссия, которой было поручено найти подходящее место, осмотреть его и доложить свои соображения. 19 марта 1902 года Дума разрешила проблему с участком земли. Выпись из крепостной Тамбовского нотариального архива знакомит нас с подробностями дарствен­ного акта: «... Тамбовское городское общество, из принадлежащей городу Тамбову свободной городской земли в черте города подарило Тамбовскому отделению Императорско­го Русского Музыкального общества в полную собственность, на предмет застройки зда­ния для музыкального училища, участок усадебной земли... на углу Большой и Дворянской улиц... квадратных 294 сажен; дар этот учинить па следующих условиях: городское управление выдает Тамбовскому отделению РМО субсидию на постройку училища в сумме 1500 рублей, в случае закрытия в Тамбове музыкального учебного заведения, кото­рое будет находится на отведенном месте, цена даримой усадьбы объявлена в 1000 руб­лей» [5, С.34]. Половину площади, отданной для постройки здания, занимал глубокий ров. Закладку фундамента пришлось сделать на глубину 8 аршин, вместо 3 обычных. Выделенных денег хватило бы на фундамент при нормальной (трехаршинной) глубине котлована. Однако потребовались дополнительные средства и на фундамент и здание. Денег у учи­лища не было, поэтому была организована специальная частная подписка. К пожертвованиям граждан при­соединилась крупная сумма, вложенная председателем Тамбовского отделения Русского музыкального общества В. М. Петрово-Соколово. Вскоре фундамент был заложен. Здание строилось по проекту ар­хитектора А.А. Свирчевского.

В 1903 году в воскресенье 21 сентября состоялось открытие нового здания Музыкального училища. После молебна и публичного заседания, хор и оркестр училища под управлением Старикова исполнили «Славу» Римского-Корсакова и гимн. 1903 -1904 учебный год училище начало в новом здании. Штат состоял из десяти преподавателей музыкальных предметов и двенадцати преподавателей научных дисцип­лин. Число учащихся возросло до 186 человек [5, С.36].

Помимо своего основного назначения - подготовки профессиональных музыкан­тов, - училище, как этого требовал Устав РМО, стремилось к «образованию музыкального вкуса тамбовской публики». С этой целью училище устраивало симфонические концерты, посещая которые городское население могло знакомиться с произведениями великих ком­позиторов «как иностранных, так и отечественных» [5, С.39]. По приглашению СМ. Старикова в Тамбове гастролировали Шаляпин, Собинов, Нежданова, Скрябин, Ауэр, Кусевицкий, Зилоти, Гольденвейзер и многие другие [3]. Важное место в работе музыкальных классов, а затем и училища заняла организация общедоступных и благотворительных концертов. Например, в субботу 15 ноября 1908 года в зале Тамбовского музучилища был дан пер­вый концерт (в сезоне 1908-09 г.) учащихся музыкального училища в пользу недостаточ­ных товарищей, под управлением Директора училища СМ. Старикова. Такие же концерты были даны 7 февраля и 15 марта того же года [13, С.23-25].

Таким образом, благодаря совместным усилиям городских властей, тамбовских му­зыкантов, в лице администрации и педагогов музыкальных классов, в затем и музыкально­го училища, общественности города: представителей тамбовского дворянства, купечества и интеллигенции, в Тамбове был создан прочный фундамент развития музыкальной куль­туры и заложена основа профессионального музыкального образования.

В период становления и дальнейшего развития молодое музыкальное учебное за­ведение Тамбова на своем пути встречало немало препятствий и трудностей. Одной из на­сущных и, наверное, самых главных проблем было их материальное положение. С самого начала стало ясно, что успех возможен лишь при наличии достаточных средств. А так как Тамбовское Отделение Императорского Русскою Музыкального Общества и музыкаль­ные классы при нем являлись, прежде всего, общественной организацией, то надеяться можно было лишь на собственные силы, не рассчитывая на несомую поддержку со сторо­ны государства в виде дотаций. Поэтому можно говорить о том, что идеи благотворительности за­кладываются в основу работы молодого учебного заведения.

История сохранила имена тамбовских меценатов и немало замечательных приме­ров безвозмездной помощи общественности города в укреплении музыкального дела на Тамбовщине. На этих фактах нам хотелось бы остановиться подробнее.

В отчете Тамбовского отделения Императорского русского музыкального общества за 1881-82 сезонный год записано: «Участие общества к делу музыкальных классов, выра­зившееся в посещении музыкальных вечеров, давало полное основание предполагать, что настало время упрочить существование классов и дать им надлежащую организацию. Для такой цели нужно было образование тесного кружка из любителей, готовых своими по­жертвованиями поддержать молодое дело музыкальных классов. На предложение господина на­чальника губернии приступить к открытию Отделения Императорского русского музыкального общества многие отозвались очень сочувственно и … нашлось дос­таточное число желающих записаться в члены Отделения [1, С.5]

Но музыкальные классы в Тамбове приживались трудно. Нередко «в виду недостатка денежных средств» Дирекция обращалась к тамбовскому обществу за помощью. Например, в 1882 году было решено обратиться с просьбой в дирекцию «О разрешении открыть денежную подписку в пользу Отделения по Тамбовской губернии, на основании ст.53 Устава» для содержания музыкальных классов и «необходимости приобретения рояля» [11, С.19]. Многое в истории музыкальных классов связано с именем губернатора А.А. Фредерикса. В отчетах ТОИРМО его имя называется в числе первых, кто принялся за организацию музыкального дела в Тамбове. «С особою благодарностью дирекция вспоминает о деятельном участии г. начальника губернии, А.А. Фредерике, выразившемся как в материальной, так и в нравственной поддержке и помощи» [11, С.3].

Средства для содержания классов дополнялись сборами с музыкальных вечеров, проводимых в зале губернаторского дома, членскими взносами и пожертвованиями люби­телей музыки. Например, если приход в 1885-86 году от членских взносов, основной до­ходной части, составил 1912 рублей, то почти половину этой суммы - 967 рублей, - сбор с 8 концертов Общества. Кроме этого в этом же году в пользу музыкальных классов от танцевального вечера поступило 250 р.50 к.; ученической платы - 1260 р. 50 к. за право пользования учениками нотами из классной библиотеки - 24 р., за прокат рояля - 40 р. [12, С.16.]

Восстановление работы музыкальных классов в 1885 г. связано с именем выдающегося русского пианиста и композитора, директора Московской консерватории Сергея Ивановича Танеева. Несмотря на молодость (26 лет) он пользовался большим авторитетом в среде музыкантов и просвещенных любителей музыки. [5, С.27] 7 апреля 1885 года он дал в Тамбове концерт в пользу откры­ваемых классов, который дал сбора 358 р. 75 к., да от прежних сезонов оставалось 471 р.24 к., таким образом, с членскими взносами собралась сумма, достаточная для уплаты годичного жалования преподавателям» [12, С.1].

Тамбовское дворянство и купечество активно участвовали в многочисленных бла­готворительных акциях. Как было отмечено ранее, огромную поддержку оказала тамбовская общественность и в постройке здания Тамбовского музыкального училища. «Благодаря крупным Тамбовским меценатам, вложившим деньги на его строительство новое здание в 1903 году было от­крыто». Одним из них был историк и филолог, кандидат Московского университета, Ва­силий Михайлович Петрово-Соловово, тесно связанный с Тамбовским краем. Он родился в Тамбовской губернии и принадлежал к древнему дворянскому роду, был представителем лучшей части российской интеллигенции [9, С. 136]. Открытие здания музыкального училища стало большим событием в жизни провинциального города, и было зафиксировано на мраморной плите, находящейся сегодня в фойе учебного заведения: «Настоящее здание трудами и заботами Василия Михайловича Петрово-Соловово сооружено по проекту Ф.А. Свирчевского в 1903 году при составе дирекции: Председатель В.М. Петрово-Соловово, Товарищ председателя князь Н.Н. Чолокаев, члены дирекции: Е.В. Чичерина, И.А. Гуаданини, М.П. Колобов, директор музыкального училища СМ. Стариков».

Немалое содействие музыкальному училищу оказывал Михаил Васильевич Асеев. Трудно указать ту сферу общественной жизни Тамбова, где бы ни упоминалось имени М, В. Асеева. Можно уверенно сказать, что его сознательная деятельность отвечала четкой и ясной схеме: «для себя, для общества, для Отечества» " [8, С.11]. В начале 1908 года М.В.Асеев был введен в состав дирекции Тамбовского Отделения РМО. В 1911 году он уже исполнял обязанности товарища (заместителя) председателя дирекции. В ходатайстве СМ. Старикова о предоставлении М.В. Асеева к очередной награде отмечается большой его вклад в развитие ТОИРМО. Асеевым учреждены стипендии для «недостаточных» учащихся; для беднейших учащихся училища он выделяет деньги, обувь, ноты, книги, платье. Стариков подчеркивает, что за счет Асеева ежегодно обучаются в Тамбовском музыкальном училище 9 учащихся, в том числе был и Василий Агапкин. Всего В.М. Асеевым были пожертвованы более пяти тысяч рублей. В 1912 году Асеев пожертвовал музы­кальному училищу комплект деревянных и медных духовых инструментов на сумму в 2 тысячи рублей. Тогда же библиотеку нот подарила и княгиня Толстая. Училище имело и своего бесплатного врача в лице члена дирекции ТОИРМО Ивана Михайловича Потапова, о награждении которого чином Коллежского Советника так же ходатайствовал С.М. Стариков [4].

Большой вклад в развитие музыкальной культуры Тамбовско­го края внес директор музыкального училища СМ. Стариков, его заслуги на музыкальном поприще не раз были отмечены. Например, в отчете Тамбовского Отделения Императорского Рус­ского музыкального Общества за 1908-1909 год говорится: «1 сентября 1909 г., когда ис­полнилось пятнадцать лет служебной деятельности СМ. Старикова и Тамбовское отделе­ние, и Музыкальное училище, достигшие в сравнительно короткий срок таких результатов, имея собственного движимого и недвижимого имущества, свыше чем на 80.000 руб­лей, с долгом всего 18.239 рублей вдове покойного председателя Дирекции, члену Дирек­ции С.А. Петрово-Соловово, и получает субсидии и пособия от правительства и учрежде­ний, Дирекция, усматривая такое успешное развитие тамбовского отделения и Музыкаль­ного училища, как со стороны музыкального образования, так и с материальной и относя это с одной стороны к деятельности и крупным пожертвованиям в пользу училища сде­ланным покойным Председателем Дирекции Тамбовского Отделения Императорского Русского музыкального Общества Василием Михайловичем Петрово-Соловово, а с другой к энергии и разумному ведению музыкального образования в училище директором его СМ. Стариковым и считая, что и сами жертвования были вызваны успехами дела и уве­ренностью, что при таком исполнителе благих начинаний как С.М. Стариков за его труды, отразившиеся так благотворно на развитие музыкального образования в Тамбовском му­зыкальном училище и просит Главную Дирекцию ИРМО обратить ее просвещенное внимание на столь полезную деятельность с.М. Старикова» [13, С.12 б]. Так, в 1894-95 учебном году по инициативе С.М. Старикова открылся класс духовых инструментов, на котором обучались в основном дети из мало­обеспеченных и бедных семей. Он же в 1902 году стал инициатором организации Общества Вспомоществования нуждающимся учащимся музыкального училища» [5, С. 35] с целью освобождения учащихся-духовиков от платы за обучение. «Помощь выражалась в виде взноса за право учения в научных классах и духовых инструментах и в виде выдачи одежды, обуви, нот, книг» [10, С.2]. Средства, находящиеся в ведении Общества были крайне ограниченными и, как указывалось в од­ном из отчетов, «...было бы очень желательно увеличение числа действительных членов, которые платили бы свой необременительный взнос». Здесь же отмечалось, что «вовремя оказанная материальная поддержка дала бы возможность многим окончить курс в училище, зарабатывать себе впоследствии честным трудом кусок хлеба. Эта высокая задача должна побудить каждого к возможной для него благотворительности» [10, С.3].

Были и негативные реакции на развитие музыкального обучения в Тамбове, выра­зившиеся в «неточности по отношению к музыкальным классам» и неправильных «за­ключениях в действиях дирекции» [11, С.22]. В полной надежде, что местное сообщество убедится в безусловной пользе распространения музыкального образования, а так же и в том, что не­справедливые упреки могут вредно повлиять на состояние духа людей, безвозмездно ис­полняющих свои обязанности членов Тамбовского Отделения (ИРМО), - «дирекция сочла своею обязанностью обратиться ко всем истинным любителям музыки и просвещенным людям края с просьбой оказать ей посильное содействие в деле распространения музы­кального образования в Тамбове» [11, С.23]. Для привлечения общественности ТОИРМО в своем Уставе предусматривало льготы и преимущества, а также почетные звания наиболее ак­тивным гражданам. Так по Уставу 1886 года Отделение состояло из: Действительных членов (вносящих по 100 рублей в год и пользующихся правом бесплатного посещения всех концертов), Членов посетителей (вносящих по 15 рублей в год, имеющих право голоса в общих собраниях и право посещать бесплатно все обыкновенные музыкальные собрания, ученические вечера и экзамены Тамбовского Отделения), Постоянных гостей (вносящих по 6 рублей в год за право посещения концертных и других обыкновенных музыкальных собраний Тамбовского отделения).

Согласно устава Общества, лица, вносящие единовременно 1000 рублей, считались действительными членами пожизненно; лица, вносившие по 300 рублей в год являлись членами-соревнователями пока про­должают взносы, а 3000 рублей единовременно - членами-соревнователями пожизненно, лица, особенно содействующие успехам музыкального искусства и материальному упрочнению Общества, могли быть избраны почетными членами. Почетные члены, члены-соревнователи и действительные члены (пожизненные) получали на это грамоты, подписанные Его Императорским Высочеством Августейшим Председателем Общества. Как почетные члены, так и члены-соревнователи и все действительные члены имеют в отделении именные кресла» [6, С.1-3].

Таким образом, рассмотрение некоторых сторон деятельности Тамбовского отделения Русского музыкального общества (ТОИРМО) позволяет судить о том, насколько активно формировалось музыкальное образование в Тамбове в конце XIX - начале XX века. ТОИРМО объединила вокруг себя лучших представителей интеллиген­ции и деловых кругов Тамбова, подарила городу прекрасное здание, ставшее визитной карточкой Тамбова в конце XX века. Вместе с тем, деятельность Музыкальных классов зало­жила основу профессионального обучения музыке. Все это позволило Тамбову, по уровню концертной деятельности, приблизиться к крупным российским городам, и, что самое важное, спо­собствовало музыкальному просвещению и культурному росту горожан. Традиции, зало­женные в конце ХIХ века были продолженные несколькими поколениями тамбов­ских музыкантов. А приведенные выше примеры убеждают в том, совместные усилия многих людей, их заинтересованность в развитии отечественной культуры, выразившееся в таком явлении, как российское меценатство, безвозмездная помощь, бескорыстие, лежащие в основе всякого доброго начинания способствуют непременному успеху. И подтверждением этому служит тамбовская история одного из старейших музыкальных учеб­ных заведений страны.


Список источников

  1. Будюкина Н.Н. Музей ТГМПИ – центр пересечения музыкального прошлого, настоящего будущего / Тезисы научно – практической конференции «Культура русской про­винции. Новые исследования». – Тамбов: ТГТУ, 2002. - С. 89-94.

  2. Вебер К.Э. Тамбовское музыкальное училище. - Адрес- календарь, 1903. С. 131.

  3. ГАТО, Ф. 1000, д. 24, 25, 27.

  4. ГАТО, Ф. 1000,оп.1,д. 5.

  5. Емельянова Н. Музыкальные вечера. Хроника музыкальной жизни Тамбовского края за 100 лет. - Воронеж: ЦЧ книжное изд-во, 1977.

  6. Императорское русское Музыкальное Общество. Тамбовское Отделение,- Тамбов, 1886.

  7. Казьмина Е.О. Музыкальная культура тамбовского края (1786-1917) / Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М.,2000. - С. 12

  8. Кучеикова В.. Асеевы. - Тамбов, 2001.

  9. Кученкова В.. Неизвестный Тамбов. - Тамбов, 1993.

  10. Отчет Правления Общества Вспомоществования нуждающимся учащимся музыкального училища Тамбовского отделения Императорского Русского Музыкального Общества за 1905 г. - Тамбов, 1905.

  11. Отчет Тамбовского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества за 1881 -82 сезонный год. - Тамбов: типография Губернского Правления, 1882.

  12. Отчет тамбовского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества за 1885-86 год.

  13. Отчет Тамбовского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества за 1908-09 год. - Тамбов: типография Губернского Правления, 1909.