Биография Родился 6 августа 1938 года в городе Марьина Горка Пуховичского района Минской области в семье военного врача - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Чернобыльская трагедия крупнейшая техногенная катастрофа 1 104.9kb.
Состав призывной комиссия района Марьина Роща на осенний призыв 2013... 1 39.06kb.
Военно-спортивная игра «зарница» отчёт о проведении третьего городского... 1 61.5kb.
Кузнецов Семен Григорьевич родился 5 мая 1950 года в д. Большая Вая... 1 13.79kb.
Кравченко Владимир Ильич 1 27.44kb.
Биография Александра Дюма. Характеристика его романа "Учитель фехтования"... 1 81.89kb.
Михаил Федорович родился в деревне Камышенка в 1926 году. Закончив... 1 15.38kb.
«Геолог и палеонтолог Саратовской области. Константин Иванович Журавлёв» 1 45.11kb.
Биографические сведения о Камаеве Ф. Х 1 11.53kb.
Сочинение о летчике Александре Ивановиче Покрышкине 1 60.28kb.
«Минской области 75 лет: страницы истории и современности» 1 424.25kb.
Использование мультимедийных средств обучения при изучении музыкально-исторических... 1 128.95kb.
- 4 1234.94kb.
Биография Родился 6 августа 1938 года в городе Марьина Горка Пуховичского района - страница №1/1

Учреждение образования

«Барановичский государственный музыкальный колледж»

Специальность «Хоровое дирижирование» (академический хор)

Анализ


Хорового произведения

«Мой родны кут»

Сл. Я. Коласа Муз. И. Лученка

g:\_рисунки\растения\ромашки.jpg

Подготовила учащаяся IV курса

Банецкая Яна

Барановичи 2011



Содержание

  1. Общие сведения о произведении и его авторах



  1. Анализ литературного текста



  1. Музыкально-теоретический анализ



  1. Вокально-хоровой анализ



  1. Исполнительский анализ



  1. Список использованных источников



  1. Приложения



  1. Общие сведения о произведении и его авторах

Игорь Михайлович Лучено́к— советский и белорусский композитор. Народный артист СССР (1987). Член КПСС с 1970 года.

Биография

Родился 6 августа 1938 года в городе Марьина Горка Пуховичского района Минской области в семье военного врача.

В детстве, после переезда семьи в Минск, учился в музыкальной школе при консерватории.

В 1961 году окончил Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского (класс композиции А. В. Богатырёва).

В 1963 - 1964 гг. стажировался в Ленинградской консерватории, в 1967 г. окончил аспирантуру Московской консерватории.

В 1952—1953 артист Белорусского народного оркестра, в 1957—1958 преподаватель музыкальной школы в Минске, в 1960—1961 и 1962—1963— Минского педагогического института, в 1961—1962—Гомельского музыкального училища. С 1963 преподаватель (с 1969 ст., 1982—1986 - ректор) Белорусской консерватории.

С 1980 года — председатель правления Союза композиторов Беларуси.

Семья

Женат, отец двоих детей, имеет сына и дочь.



Творчество

Работает в разных жанрах — вокально-симфоническом, камерно-инструментальном, камерно-вокальном, но наиболее плодотворно — в песенном. Из его произведений формировались репертуары знаменитого оркестра Михаила Финберга, Иосифа Кобзона и ансамбля «Песняры».

Общественная деятельность

В 1989—1991 гг. был Народным депутатом СССР.

Был одним из инициаторов создания Республиканской партии труда и справедливости, Общества народной дипломатии.

Награды и звания

Орден Франциска Скорины (1998)

Орден Дружбы народов

Орден «Знак Почёта»

Государственная премия Белорусской ССР (1976).

Народный артист СССР (1987).

Народный артист Белорусской ССР (1982).

Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1973).

Премия Ленинского комсомола (1972) — за цикл песен о Родине, парти, комсомоле, активную пропаганду советской музыки среди молодёжи

Заслуженный деятель культуры Польши.

Профессор, доктор наук, академик.

Почетный гражданин города Минска (1999).

Почетный житель Сальска Ростовской области.

Почетный житель города Марьина Горка Минской области.

Песне «Память сердца» вручена первая премия на Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение советской песни в 1966 году.

Игорь Лученок стал первым белорусом — обладателем именной звезды на Площади звёзд у концертного зала «Россия» в Москве.

Сочинения

«Он родился весной» (Песня о Ленине)

баллада «Поклянемся, товарищ»

Кантата «Курган» на слова Янки Купалы

Кантата «Солдатское сердце» (1962)

Поэма-легенда «Гусляр» (1979)

Вокально-симфоническая поэма «Война не нужна» (1983)

Увертюра-фантазия для симфонического оркестра (1975)

Струнный квартет

Соната для гобоя и фортепиано

Соната и прелюдия для фортепиано

Вокальные цикл «Синий цвет» (1965)

триптих «Человеку нужна тишина» (1966)

Песни «Память сердца», «Мой родны кут», «Журавли на Полесье летят», «Спадчына», «Алеся», «Вероника», «Майский вальс», «Дорогие мои земляки», «Верасы», «Хатынь», «Если б камни могли говорить», «Письмо из 45-го», «Пока на земле существует любовь», «Песня пра Мінск» и др.

Произведения для эстрадного оркестра

Инструментальная пьеса «Прощание с летом»

Музыка к драматическим спектаклям, радио- и телевизионным постановкам, телевизионным и кинофильмам

Музыка для детей

Гимн Союзного Государства России и Беларуси

Якуб Ко́лас(настоящее имя и фамилия Константи́н Миха́йлович Мицке́вич, белор. Канстанцін Міхайлавіч Міцкевіч) (1882—1956) — белорусский советский писатель. Один из классиков и основоположников белорусской литературы. Народный поэт Белорусской ССР (1926). Академик АН Белорусской ССР (1928). Член СП СССР (1934). Заслуженный деятель науки Белорусской ССР (1944). Член ВКП(б) с 1945 года.

Биография

Родился в деревне Акинчицы (Столбцовского района Минской области), в семье лесника Михася Мицкевича.

Окончил народную школу, затем в 1902 году Несвижскую учительскую семинарию. Работал учителем на Пинщине. В 1906 году первая публикация — стихотворение «Край родимый» в белорусской газете «Наша доля». За участие в организации нелегального учительского съезда был приговорён к заключению, которое отбывал в минской тюрьме (1908—1911). В 1912—1914 годах учительствовал в Пинске. В 1915 году эвакуировался вместе с семьёй в Подмосковье, работал учителем в Дмитровском уезде. В этом же году мобилизован в армию. После демобилизации (1918) работал учителем в г. Обоянь Курской губернии. В мае 1921 года переехал в Минск. В дальнейшем занимался творческой и научной деятельностью (являлся одним из редакторов академического «Русско-белорусского словаря» (1953)).

Академик (1928), а с 1929 года — вице-президент Академии наук БССР, депутат ВС БССР (1938—1956) и ВС СССР (1946—1956), председатель Белорусского республиканского комитета защиты мира.

Якуб Колас умер 13 августа 1956 года. Похоронен на Военном кладбище в Минске.

Награды и премии

Сталинская премия первой степени (1946) — за стихотворения «Салар», «Голос земли», «На запад», «Моему другу», «Родной путь», «В майские дни», «Дорогой победы»

Сталинская премия второй степени (1949) — за поэму «Хата рыбака» (1947)

Пять орденов Ленина

Орден Красного Знамени

Орден Трудового Красного Знамени

Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени

Творчество

До революции вышли сборники стихов «Песни неволи» (1908), «Песни печали» (1910), отдельные главы поэмы «Новая земля», а также сборники «Рассказы» (1912), «Родные образы» (1914). В двадцатых годах были опубликованы поэмы «Новая Земля» (1923), «Сымон-музыкант» (1925), повести «В полесской глуши» (1922), «В глубине Полесья» (1928), «На просторах жизни» (1926), много лирических стихотворений, пьесы. В тридцатых написаны циклы стихов «Колхозное» (1930), «Осеннее» (1935), повесть «Отщепенец» (1930—1931). События революции и гражданской войны отражены в повести «Трясина» («Дрыгва», 1933). Для творчества Коласа характерно мастерское изображение родной природы, глубокое знание психологии белорусского крестьянства.

В сборниках стихотворений «Отомстим» (1942) и «Голос земли» (1943), в поэмах «Суд в лесу» (1943) и «Возмездие» (1945) поэт прославляет стойкость белорусского народа, подвиги партизан, выражает уверенность в победе над фашистскими захватчиками. Поэма «Хата рыбака» (1947) о борьбе за воссоединение Западной Белоруссии с БССР.

Трилогия «На перепутье» работа над которой была начата в 1921 году: «В полесской глуши» (1923); «В глубине Полесья» (1927); «На перепутье», (1954) — о дореволюционной жизни белорусского крестьянства и демократической интеллигенции.

Сталинская премия 1946 за стихи «Майские дни», «Дорога славы», «Салар», «Родной путь», «Моему другу», «На Запад», и 1949 за поэму «Хата рыбака».

Библиография

Поэзия, проза, публицистика:

белор. «Песьні-жальбы» (1910, Вильня)

белор. «Апавяданьні» (1912, Вильня)

белор. «Родныя зьявы» (1914, Вильня)

белор. «Тоўстае палена» (1913, Санкт-Петербург)

белор. «Нёманаў дар» (1913, Санкт-Петербург)

белор. «Прапаў чалавек. Паслушная жонка. Грушы сапяжанкі» (1913, Санкт-Петербург)

белор. «Батрак. Як Юрка збагацеў» (1913, Санкт-Петербург)

белор. «Казкі жыцьця» (1921, Ковно)

белор. «Водгульле» (1922)

белор. «Новая зямля» (1923)

белор. «У палескай глушы» (1923)

белор. «Крок за крокам» (1925)

белор. «На рубяжы» (1925)

белор. «Першыя крокі» (1925)

белор. «У ціхай вадзе» (1925)

белор. «Сымон-музыка» (1925)

белор. «На прасторах жыцьця» (1926)

белор. «У глыбі Палесься» (1927)

белор. «Адшчапенец» (1932)

белор. «Дрыгва» (1934)

белор. «Нашы дні» (1937)

белор. «Адпомсьцім» (1942)

белор. «Голас зямлі» (1943)

белор. «Суд у лесе» (1943)

белор. «Адплата» (1946)

белор. «Мой дом» (1946)

белор. «Рыбакова хата» (1947)

белор. «На ростанях» (1955

белор. «Жыве між нас геній» (1952)

белор. «Публіцыстычныя й крытычныя артыкулы» (1957)

[править]Произведения для детей

белор. «Міхасёвы прыгоды» (1935)

белор. «Рак-вусач» (1938)

белор. «На рэчцы зімой» (1941)

белор. «Вершы для дзяцей» (1945)

белор. «У старых дубах» (1941)

белор. «Раніца жыцьця» (1950)

Издавал учебную литературу:

белор. «Другое чытаньне для дзяцей беларусаў» (Петербург, 1909)

белор. «Мэтодыка роднае мовы» (1926)

[править]Пьесы

белор. «Антось Лата» (1917)

белор. «На дарозе жыцьця» (1917)

белор. «Забастоўшчыкі» (1925)

белор. «Вайна вайне» (1927)

белор. «У пушчах Палесься» (1938)

Переводы

Перевёл на белорусский язык поэму «Полтава» А. С. Пушкина, отдельные произведения Т. Шевченко, П. Тычины, А. Мицкевича, Рабиндраната Тагора.

Память

памятник Якубу Коласу в Минске



В Белоруссии действует литературно-мемориальный музей Я. Коласа.

Имя Я. Коласа в разное время было присвоено улицам, площадям, организациям.

Образ поэта воплощён в памятниках.

В 1957 году была выпущена почтовая марка СССР с изображением Якуба Коласа. В 1992 году Национальный банк Российской Федерации выпустил памятную монету в память поэта. Выпущена монета, посвященная 120-летнему юбилею со дня рождения Я. Коласа, также в Белоруссии.

Объекты в честь Якуба Коласа

Площадь Якуба Коласа (Минск) (здесь же находится памятник Якубу Коласу)

Улица Якуба Коласа (Минск)

Улица Якуба Коласа (Борисов)

Улица Якуба Коласа (Украина, Киев)


  1. Анализ литературного текста

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый любит её. Любит место, где он родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни своего народа, сказки, танцы, книги… Без Родины и без своего народа человек не может жить…

Мой родны кут, як ты мне мілы,

Забыць цябе не маю сілы!

Не раз, утомлены дарогай,

Жыццём вясны мае убогай,

К табе я ў думках залятаю,

І там душою спачываю (2 р.).

Вось, як цяпер, перада мною

Стае куточак той прыгожа,

Крынічкі вузенькае ложа

І елка ў пары з хваіною,

Абняўшысь цесна над вадою,

Як маладыя ў час кахання

У апошні вечар раставання.

Люблю цябе, мой бераг родны,

Дзе льецца Нёман срэбраводны,

Дубы дзе дружнай чарадою

Стаяць, як вежы, над вадою.

Мой родны кут, як ты мне мілы,

Забыць цябе не маю сілы (2 р.)!

Содержание литературного текста этого произведения лирического характера.

Основная идея произведения «Мой родны кут» - показать любовь к родному краю.

В своих стихах поэт обращается к родному краю с тем, что он никогда его не забудет:



«Мой родны кут, як ты мне мілы!

Забыць цябе не маю сілы!»

Композитор очень чутко следовал стиху (темп, динамика). Начинается произведение в медленном темпе - Andante cantabile, динамика - mp с постепенным усилением звука.

С проникновением композитор передает содержание литературного текста в 3 куплете: темп - Andante cantabile, динамика - f, в ритме использован пунктирный ритм.

Исходя из этого, мы видим непосредственную связь музыки с литературным текстом на протяжении всего произведения.

Небольшое, всего в 19 строчек, стихотворение поражает глубиной сыновней любови к родному краю. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор.

Проходят годы, меняются поколения, но чувство любви к родному краю должно жить в наших сердцах вечно…




  1. Музыкально-теоретический анализ

Произведение Игоря Михайловича Лученка «Мой родны кут» написано в куплетно-вариационной форме, исполняется без сопровождения, используется постепенное включение голосов

(т.1-5).

Характер для каждого куплета индивидуален.
В первом куплете вступительная тема звучит у Теноров, добавляются Басы, потом с основной темой вступает Сопрано, остальные партии играют роль гармонического сопровождения.

Во втором куплете мелодия более подвижна, в основном движение восьмыми длительностями во всех партиях. Проведение тема поручено Басам. В 24 такте тема переходит к партии Сопрано.

Перед третьим куплетом звучит тема вступительного вокализа, она более расширена, исполняется всем хором. Подготавливает развитие кульминации.

Кульминационным является третий куплет. Есть черты патриотического лиризма.

Заключительная-тема вокализ.

Характер в начале произведения спокойный, лирический (т.4-6),


в кульминации взволнованный, порывистый (т.38-41).

Ритмический рисунок в основном восьмые длительности, часто встречается пунктирный ритм (т.11).


Заключительный аккорды (т.59-61) звучат как утверждение лирического характера. Движение идёт более крупными длительностями.

Произведение «Мой родны кут» написано в переменном размере (т.1,18,34)-4/4, 3/4, 6/8.






Произведение начинается в темпе Andante cantabile (спокойно, певуче), во 2 куплете темп меняется- piu mosso (более подвижно) (т.20), в 3 куплете темп возвращается в первоначальном темпе.

Произведение написано в тональности fis-moll. Есть фрагменты с мелодическим минором (т.12)




Динамика в этом произведении очень гибкая, разнообразная: p, mp, f, ff

IV.Вокально-хоровой анализ

Произведение «Мой родны кут» написано для смешанного 6-тиголосного хора, в составе Сопрано, Альт, Тенор, Бас I, II, Бас-октавист.

Общий диапазон хора:

Диапазон хоровых партий:

C :

A:


T:


Б I:


Б II:


Б-октависты

Композитор хорошо зная возможности хоровых партий, умело использует тесситурные условия каждой партии. Так как все голоса находятся приблизительно в равных тесситурных условиях, исчезает необходимость создания искусственного ансамбля. Почти все голоса звучат свободно и без напряжения. Только Тенора поют в высокой тесситуре (т.38-41),



что не очень удобно для мужских голосов, но придает большую выразительность звучанию. Фрагментами к мужским голосам добавляется Бас-октавист (т.15).



Партия Сопрано исполняет основную тему. Лишь во втором куплете ведущими становятся Басы.

В произведении используются колористические приемы (пение на гласную «а»(т.1-2),

пение с закрытым ртом(5-6).



Дыхание – это основа хорошего пения. Для передачи художественного образа композитор использовал различные виды дыхания (цепное, по предложениям, общехоровое, по партиям) (т.10)



Основной прием звуковедения-legato.

В результате анализа особенностей хорового строя удалось выявить следующие моменты:

-интонирование верхнего тетрахорда мелодического лада (т.12)

- частые отклонения в S-ю тональность (т.13-14)

- добавление Басов-октавистов (т.18)

- разновременное вступление партий (т.9)

Основными методами преодоления интонационных трудностей является работа с партиями хора по отдельности, также включение наиболее сложных оборотов в упражнения для распевания и настройки хора.

В отношении ритмического ансамбля внимания заслуживает исполнение пунктирного ритма, вступления после паузы.

Чтобы при хоровой звучности не пострадала ясность передачи сочинения, с одной стороны, и художественность впечатления – с другой, - надо обратить особое внимание на хорошую дикцию, добиваться чёткого произношения слов и словосочетаний. Очень важна выразительность текста при нюансе р, так как сложнее донести текст именно на этой динамике и особенно на стыке словосочетаний. При этом произношение согласных звуков должно производиться предельно ясно и коротко.

В процессе анализа литературного текста удалось выявить следующие дикционные трудности:

-правильное формирование гласной «а», вокальная позиция требует округления, он обязательно должен быть максимально прикрытым

-четкое и ясное произношение согласных:



кут, забыць цябе, жыццём, з хваіною, абняўшысь цесна, вечар расставання, льецца, срэбраводны.

Основная задача в достижении дикционного ансамбля - добиться четкого и ясного произношения гласных и согласных звуков, главное-не допустить утрированной дикции. Работу над дикцией следует проводить в специально замедленном темпе, потому что только таким образом можно добиться чёткого произношения и одновременного произнесения сложных звукосочетаний.

Данное произведение может исполнить не каждый хоровой коллектив. Это сочинение может исполнить профессиональный, учебный хор с высоким уровнем вокально-технической подготовки.


  1. Исполнительский анализ

В творческо-исполнительном процессе важно раскрыть внутреннюю сущность произведения, найти и правильно передать музыкально-звуковые образы, которые заложены в произведении.

Анализируя средства раскрытия творческого замысла авторов в произведении, можно сказать, что в данном сочинении ярко выражена тесная взаимосвязь литературного текста и музыкального.

Прежде всего это проявляется на уровне формы произведения, структуре. Границы музыкальных фраз в полной мере соответствуют границам поэтических.

Внимательное отношение композитора к тексту проявляется ещё и в том, что в произведении нету ни одного несовпадения метрических акцентов музыкального и логического ударения в тексте.

Говоря о средствах музыкальной выразительности, использованных композитором, можно сделать вывод о том, что все средства(динамика, агогика, темп, фразировка) подчинены одной главной задаче- наиболее полное и точное раскрытие образа, лежащего в основе текста.

Чтобы передать картины родного края, композитор использовал неторопливый темп Andante cantabile, минорную тональность(fis-moll). Для передачи большей взволнованности в средней части темп более подвижный.

В этом произведении каждая музыкальная фраза, предложение имеет свою логическую вершину. Однако главной кульминацией можно считать 3 куплет (т.50)

Дирижёру необходимо добиваться цельности, непрерывности, развития данного хорового произведения.

Дирижёрско-исполнительские трудности:

-начальный ауфтакт должен быть четким и в тоже время мягким, т.к. этому соответствует динамика - mp

-показ темповых изменений

-исполнение подвижных нюансов (cresc. и dim.)

-поочередное вступление хоровых партий

Характер звуковедения в этом произведении legato. Основную нагрузку выполняет кисть. Объём жестов должен быть небольшим, движение кисти-связным, жесты-очень точными, целесообразными.




  1. Список использованных источников

Левандо «Хоровая фактура»

Живов В. Л. «Исполнительский анализ хорового произведения»

Краснощеков В. Л. «Вопросы хороведения»

Ушкарев А. «Основы хорового письма»



Соколов В. Т. «Работа с хором»

Птица К. Б. «План анализа хоровых партитур»