Балтийский и английский флот в первой мировой войне - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Балтийский и английский флот в первой мировой войне - страница №1/2

Проект 2010


БАЛТИЙСКИЙ И АНГЛИЙСКИЙ ФЛОТ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ.




Консультант проекта: Наумов Леонид Анатольевич

Участники проекта: Шигарова Екатерина 8б

Козлова Анна 8б

Дуб Артем 8а
Начало Первой Мировой войны.

К 1914 г. великие державы разделились на два противостоящих друг другу альянса. В одном лагере сплотились державы центральной Европы. Наибольшим влиянием из них обладали Германия и Австро-Венгрия. Их партнером выступила Италия, но со временем отношения с нею охладели на фоне постепенного сближения с Турцией и Болгарией. Другой блок - Антанта или Союзные державы - объединял Францию, Россию и дружественную, хоть и державшуюся несколько в стороне Британию.


У каждого члена этих союзов были свои сильные и слабые стороны, которым предстояло сыграть важную роль в грядущем конфликте. Германия превратилась в крупнейшую военную силу Европы. Ее попытки соперничать с Британией на море вызвали напряженность в отношениях между обеими странами. Австро-Венгрия, напротив, представляла собой обширную, но дряхлеющую империю, сколоченную из множества неспокойных и недовольных регионов.
Британия же правила бескрайней морской империей. Главным оплотом ее обороны был скорее могучий военный флот, нежели небольшая профессиональная армия, насчитывавшая 386 000 чел. В свою очередь, Россия могла поставить под ружье миллионы солдат. Франция еще не оправилась от поражения, нанесенного ей Германией во франко-прусской войне 1870-71 гг., и выплаты контрибуций.
Впрочем, война грянула не где-нибудь, а на Балканах. До недавнего времени эта часть континента находилась под властью Оттоманской империи, но с уходом турок здесь освободилась зона влияния, завладеть которой стремились и Россия, и Австро-Венгрия. В 1908 г. Австро-Венгрия захватила Боснию и Герцеговину, разгневав не только тамошних сербов, но и независимое соседнее королевство Сербию. Россия, традиционно поддерживавшая Сербию, выступила с протестом, но не была готова к решительным действиям. Германия не замедлила ввязаться в драку, предъявив России ультиматум - либо отменить мобилизацию в течение 24часов, либо ей будет объявлена война. Получив отказ, Германия 1 августа объявила войну России, а 3 августа и Франции, как ее союзнице. Поражает величина фронта. Западный фронт простирался вдоль всей северной границы Франции, а Восточный вдоль восточных границ Центральных держав - от Балтийского моря на севере, до Черного на юге.

Германия должна была расправиться с Францией прежде, чем Россия успеет подготовиться к войне, чтобы не вести войну на два фронта - на западе и востоке. Кратчайший путь в обход французских приграничных укреплений лежал через Бельгию. Когда нейтральная Бельгия отказалась пропустить германские войска, немцы 4 августа вторглись на ее территорию. Британия в тот же день объявила войну Германии. Словом, не прошло и шести недель, как полыхала вся Европа. А в ноябре в войну вступила и Турция на стороне Центральных держав. В результате началась война, которая привела к катастрофическому разгрому для Германии, Австрии и России. Экономика стран-победителей к концу войны находилась в коматозном состоянии. Ну, а экономика побежденных государств просто скончалась. Ведь война оказалась тотальной, о чем никто из участников так и не догадался.

4 августа в 23.00 Адмиралтейство телеграммой приказало всем кораблям Королевского Флота: «Начать военные действия против Германии».

В течение всей войны британский флот господствовал на всех морях. Только в 1916 г. германский военный морской флот дал английскому флоту генеральное сражение у п-ова Ютландия (Ютландское сражение). Англичане потеряли больше, но сумели загнать германский флот обратно в порт, где он и оставался до конца войны. В результате английский флот взял Германию в блокаду, лишив ее поставок стратегического сырья. Главные надежды Германия возлагала на контрблокаду силами своих подводных лодок, которые топили корабли, доставлявшие припасы в Великобританию. Когда 8 мая 1915 г. немецкая подводная лодка потопила пассажирский лайнер "Лузитания", на борту которого находились 128 влиятельных американцев, вполне реальным стало вступление в войну разгневанных Соединенных Штатов на стороне Союзников.


Немцы приостановили "неограниченную подводную войну" до 1917 г., когда, спустив на воду новые подводные лодки, они возобновили кампанию по принципу "топлю все, что вижу" против всех судов в территориальных водах Союзников. По их расчетам даже в случае вступления США в войну Великобритания должна была быть полностью истощена еще до того, как американские войска будут готовы к бою. Смертоносные немецкие субмарины потопили сотни торговых судов, пока англичанам не пришла в голову идея проводки конвоев под охраной эсминцев. Немецкая подводная война потерпела провал, а в апреле 1917 г. президент США Вудро Вильсон объявил войну Германии. Время начало работать против Центральных держав.
Пока США готовились к отправке войск, война на Западе шла своим чередом. Немцам пришлось отступить, но на хорошо подготовленные позиции (линию Гинденбурга). Более заметных успехов добились германцы на Востоке, где в ноябре 1917 г. грянула революция в России, и к власти пришли большевики с их обещаниями мира. Несмотря на сокрушительную победу австро-германских войск над итальянцами при Капо-ретто, силы союзников Германии были истощены. Австрийский император пытался вести переговоры о заключении сепаратного мира, а турки отступали на всех фронтах, потеряв Багдад и Иерусалим. Все большее изнурение и деморализация охватывали и немецких солдат - а ведь на подходе были американцы. Первые войска под командованием генерал-майора Першинга высадились в Европе 27 июня 1917 г.
Когда 3 марта 1918 г. большевики подписали с Германией Брестский мирный договор, Людендорф (военный и политический деятель Германии, идеолог германского империализма, один из вдохновителей немецкого фашизма, генерал пехоты) ухватился за последний шанс выиграть войну. Заключив мир с большевиками, Германия тотчас перебросила миллионную армию на Западный фронт. В ходе начатой 31 марта наступательной операции Людендорфа союзные войска были вынуждены отступить, но лишь на короткое время. Обе стороны несли колоссальные потери, но к июлю на помощь Союзникам начали прибывать американские войска - по 300 000 человек в месяц.

Перед лицом неминуемого поражения и охватившего страну голода боевой дух германских войск начал, наконец, ослабевать, 8 августа 1918 г. Союзники, объединив силы под началом единого верховного главкома маршала Фоша, предприняли решительное наступление под Амьеном и прорвали германскую оборону. Отступая в Бельгию, немцы яростно сражались, и к моменту прекращения боев все еще находились на чужой земле.


В октябре произошел развал Австро-Венгерской империи, британские и арабские войска под командованием майора Лоуренса взяли Дамаск, капитулировали Турция и Болгария. На германском флоте вспыхнули мятежи. 31 октября 1918 г. Германия обратилась с просьбой о перемирии (прекращении военных действий), которое было заключено в 11 часов утра 11 ноября 1918 г. В июне 1919 г. победоносные Союзники навязали Германии крайне жесткие условия Версальского мирного договора.

Когда закончились бои, победители встретились в Версале (Франция), чтобы обсудить условия мира. В результате 28 июня 1919 г. был заключен Версальский мирный договор. Союзники, особенно Франция, хотели заставить Германию заплатить за все нанесенные войной разрушения. В порядке репараций (компенсационных платежей) Германия была вынуждена отдать Союзникам некоторые территории, золото, скот и сырье, в частности, железо и уголь, и согласиться на унизительную оккупацию Рейнской области.


По мнению историков, непомерные репарации стали причиной экономического кризиса в Германии в середине 1920-х годов. Принято считать, что все это привело в 1933 г. к власти Гитлера и его нацистскую партию и, в конечном счете, к началу II мировой войны всего через 20 лет после заключения мира.
Одну из главнейших ролей в ходе Первой Мировой Войне играли флоты воюющих стран.

На протяжении всей войны главной задачей Балтийского флота была оборона морских подступов к Петрограду – столице России. С этой целью на театре военных действий была создана глубоко эшелонированная система минно-артиллерийских позиций и укрепленных районов.



План британского адмиралтейства был направлен на удушение экономики Германии, срывом ее морских перевозок, установление господства на море путем осуществления блокады германских берегов. Предусматривалось постоянное наличие в базах метрополии превосходящих линейных сил, способных при благоприятных условиях нанести в генеральном сражении решающее поражение германскому флоту в случае его выхода в море.
Сравнение обеих сторон. Сравнивая вооруженные силы первоклассных держав, столкнувшихся в 1914 г., можно прийти к следующему заключению.
1. В отношении численного состава армии и людских средств Антанта, благодаря России, находилась в более выгодном положении, чем Центральные державы. Однако медленность мобилизации и сосредоточения русской армии, а также недостаток в России железных дорог, затрудняющий переброску войск с одного театра на другой, намного умаляли, а в первое время войны и совершенно уничтожали это преимущество.
2. Развитие вооруженных сил во время войны до предела, соответствующего количеству населения, являлось вполне достижимым в Германии и Франции, менее достижимым в Австрии и оказалось не по силам для России, стесненной кадрами, запасами, наличием большой территории и слабостью рельсовой сети. Это условие было особенно невыгодно для Антанты, так как Россия представляла в ней большой удельный вес.
3. Обучение всех армий велось в одном направлении, но в лучшую сторону оно отличало французскую и в особенности германскую армии; русская армия, делавшая в этом отношении большие усовершенствования после японской войны, не успела к 1914 г. дойти до предела желательного совершенства. Австро-венгерская армия уступала в этом отношении русской.
4. Высший командный состав в общей своей массе стоял на должной высоте только в германской и французской армиях. 5. Быстрота мобилизации и развертывания находилась на стороне Центральных держав.
6. В отношении снабжения артиллерией, в особенности тяжелой, в выгодную сторону выделялись германская и отчасти австро-венгерская армии.
7. В деле снабжения техникой русская армия далеко отставала от всех остальных; за ней следовала австро-венгерская.
8. Обе стороны начали войну с наступления, и идея дерзновенных действий стала руководящей для обеих сторон. Но в смысле подготовки к выполнению этой идеи проведение ее через всю толщу армии было достигнуто постоянным и методичным трудом только в германской армии, что и отличало ее в положительную сторону по сравнению с Антантой.
9. Германская армия выступила на войну, упоенная успехами войн австро-прусской 1866 г. и франко-прусской 1870-1871 гг.
10. Обе стороны готовились к неизбежной войне, чтобы выступить во всеоружии. Если Франция и Германия достигли этого, то большая военная программа, долженствовавшая усилить мощь русской армии, оканчивалась в 1917 г., и в этом отношении начало войны в 1914 г. было исключительно выгодно для Центральных держав. При таком приблизительном равенстве вооруженных сил враждовавших сторон и при необходимости вести войну до полного уничтожения врага трудно было рассчитывать на быстрое окончание войны, если в дело не вмешается исключительный случай молниеносного сокрушения одной из главных составных частей коалиции. В расчете на такой случай германцы и построили свой план, но карта их была бита.

Технический уровень и строительство кораблей до войны.

Общая военно-политическая обстановка и принятая в связи с ней судостроительная программа конца XIX – начала XX века требовали быстрейшего создания кораблей, поэтому принимается решение срочно приступить на Балтийском заводе к строительству бронепалубных крейсеров, беря в качестве прототипов для постройки серии бронепалубных крейсеров английские крейсеры.





Английский крейсер «Astrea»



Английский крейсер «Talbot»

После фиаско в русско-японской войне флот Российской империи упал с третьего места в мире на шестое место. 19 марта 1906 года указом императора Николая II в составе Военно-морского флота Российской империи был создан новый род войск — подводные лодки, в строй вошли 10 субмарин. С тех пор 19 марта отмечается в России как профессиональный праздник — День подводника. В июне 1906 года был организован Морской генеральный штаб. Широкомасштабная программа по расширению флота была представлена на обсуждение Государственной думе в 1907 и 1908 годах, однако была отвергнута. Боснийский кризис в 1909 году вновь поднял вопрос о расширении флота и новые линкоры, крейсера, и миноносцы были заказаны для Балтийского флота. Ухудшение отношений с Османской империей также спровоцировало расширение Черноморского флота новыми линкорами типа Императрица Мария. Российская империя потратила 519 миллионов долларов на военно-морские нужды с 1906 по 1913 год — это пятый по размеру бюджет после Великобритании, Германии, США, и Франции.

Перевооружение также включало большое участие зарубежных партнёров — крейсер Рюрик и оборудование других кораблей было заказано на иностранных заводах. После начала Первой мировой войны корабли и оборудование под строительством в Германии были конфискованы. Оборудование из Англии частично было передано союзниками и частично доставлено в Россию.

В другом случае, приобретение подводных лодок «АГ» конструкции фирмы «Холланд» (США) вместо строительства отечественных образцов, позволило создать новый род сил, но сказалось отрицательно на его модернизации. В эпоху стремительного развития подводной техники Россия была вынуждена содержать морально устаревшие лодки, не имея ни базы для их обеспечения (все необходимое обеспечивалось импортом), ни денег на замену. Когда их сборка по контракту была налажена в России, ведущие морские страны уже сменили одно-два поколения лодок. В результате лодки, современные по меркам 1911 г (год появления класса) продолжали служить до середины XX в.

Многие корабли Балтийского флота были построены по примеру английских кораблей, из чего может следовать, что технический уровень Английского и Балтийского флота был примерно одинаков, но все же некоторые моменты были различны. Средняя скорость Английских кораблей была равна 26.7 узлов, а средняя скорость кораблей Балтийского флота была равна 26 узлов. Различие незначительное, но оно характеризует Английский флот, как более быстроходный.

Количественное сравнение.

Накануне Первой Мировой Войны Балтийский флот благодаря своему командующему Н.О. Эссену прошел отличную школу боевой подготовки, стал способным к решению ответственных задач войны на море. Для его усиления строились современные линкоры типа "Севастополь", линейные крейсера типа "Измаил", легкие крейсера типа "Светлана", подводные лодки типа "Барс", считавшиеся одними из лучших в мире. В 1911 г. в строй вошел эсминец "Новик" - первенец многочисленной серии эскадренных миноносцев, по многим характеристикам превосходивших зарубежные аналоги минных кораблей.

В 1914 г. Балтийский флот имел в своем составе эскадру из бригады линкоров, бригады крейсеров и 1-й минной дивизии, 2-ю минную дивизию, бригаду подводных лодок, отряд заградителей и вспомогательные суда, бригаду крейсеров 1-го резерва, учебные отряды судов, сводный резервный дивизион миноносцев, партию траления, службу связи. Всего в строю находилось 5 линкоров, 10 крейсеров, 49 эсминцев, 23 миноносца, 6 заградителей, 13 подводных лодок, 6 канонерских лодок, 26 транспортов, 11 посыльных судов, 6 яхт, 8 учебных судов, 59 портовых судов и блокшивов. Береговая оборона Центральной минно-артиллерийской позиции насчитывала 38 орудий калибром 75-203 мм. Зарождавшаяся морская авиация (первые гидросамолеты на Балтике появились в 1913 г.) имела 5 гидроавиационных станций. Подготовка специалистов проводилась в учебно-артиллерийском, учебно-минном отрядах, учебном отряде подводного плавания, в школах (машинная, водолазная, рулевых и сигнальщиков, судовых содержателей и писарей, юнг, музыкальная, фельдшерская), учебной команде строевых унтер-офицеров и морской учебно-стрелковой команде. К 1914 году у Балтийского флота были 16 линейных крейсеров, 8 броненосных крейсеров, 72 эскадренных миноносцев и 24 подводных лодок, но ни одного линейного дредноута, только на во время войны их достроили, и их было 7. Впервые в российском флоте здесь был оборудован гидроавиатранспорт – посыльное судно «Орлица» с 4 самолетами на борту. Совершенно новым видом боевых действий стала противолодочная оборона, которая на протяжении всей войны непрерывно совершенствовалась. В ходе войны флот постоянно пополнялся современными линкорами, эсминцами и подводными лодками, мобилизованными и переоборудованными судами. Опыт войны и усиление боевого состава обусловили введение новой организации сил флота. Были созданы 1-я и 2-я бригады линейных кораблей, 1-я и 2-я бригады крейсеров, минная дивизия, дивизии подводных лодок, сторожевых судов, траления, военно-транспортная флотилия и др. соединения. Оперативно Балтийский флот находился в подчинении главнокомандующего армиями Северного фронта. Командующими в период Первой Мировой войны были: адмирал Н.О. Эссен (до 1915 г.), вице-адмирал, адмирал В.А. Канин (1915-1916), вице-адмирал А.И. Непенин (1916-1917), вице-адмирал А.С. Максимов (1917), контр-адмирал Д.Н. Вердеревский (1917), контр-адмирал А.В. Развозов (1917).

У Англии, как мы знаем, флот был намного больше. К началу войны у Англии было 10 линейных крейсеров, 49 броненосных крейсеров, 225 эскадренных миноносцев, 20 линейных дредноутов, 40 линейных додредноутов, 82 крейсера, 76 подводных лодок.


В 1914 году военный флот Великобритании был, как и в течение сотен лет до этого, крупнейшим в мире и господствовал в водах, окружающих Британский архипелаг.

Бои и потери.

Бой у Занзибара состоялся 20 сентября 1914 года между германским крейсером «Кёнигсберг» и английским крейсером «Пегасус».

Англичане потеряли крейсер «Пегасус», на котором из 234 человек экипажа погибло 2 офицера и 32 матроса, и 59 человек было ранено. На берегу была разрушена радиостанция, и погибло 45 солдат английских колониальных войск.




Бой у Пенанга (28 октября 1914) — морское сражение Первой мировой войны.

В октябре 1914 года германский крейсер «Эмден» нанёс большой урон судоходству в Бенгальском заливе, и в этот район были стянуты значительные военно-морские силы Антанты. Несмотря на это, командир крейсера решил совершить дерзкий рейд на Пенанг. Военные корабли стран Антанты использовали рейд между островом Пенанг и побережьем Малайзии для заправки и ремонта машин.

В бою погибли убитыми и утонувшими мичман Сипайло и 85 человек команды русского крейсера. Был тяжело ранен лейтенант Веньяминов, легко ранены лейтенанты Селезнев и Мардарьев. Из спасённых 250 человек команды 112 было ранено.[1]

30 октября «Эмден» пересадил пленных французских моряков на британский пароход «Ньюберн», следовавший из Великобритании в Сингапур.



Сражение в Гельголандской бухте — морской бой, состоявшийся 28 августа 1914 года во время 1-й мировой войны между германской крейсерской эскадрой контр-адмирала Франца Хиппера, прикрывающей флотилию тральщиков, выполняющих траление в Гельголандской бухте, и английской эскадрой вице-адмирала Дэвида Битти, посланной для их уничтожения. Главной причиной поражения немецкого флота было отсутствие поддержки со стороны линейных сил, которые находились под командованием адмирала Ф.Ингеноля. После этого боя кайзер, опасаясь за флот, сильно ограничил свободу действий Ф.Ингеноля, запретив ему высылать в море большие корабли без его личного разрешения. Также была усилена противолодочная и сторожевая службы Гельголандской бухты.

Второе сражение в Гельголандской бухте — морской бой, состоявшийся 17 ноября 1917 года в Северном море во время 1-й мировой войны.

17 ноября 1917 года английские крейсера атаковали немецкие тральщики, занимавшиеся тралением фарватера в Гельголандской бухте. Обрубив тралы, германские корабли стали отходить по направлению к прикрывавшим их линкорам «Кайзер» и «Кайзерин». Один из тральщиков получил несколько попаданий, потерял ход и был потоплен.

В дальнейшем бой свёлся к погоне английских кораблей за появившимися лёгкими крейсерами, которая прекратилась к 9 часам 30 минутам утра после появления на горизонте германских линейных кораблей. Серьёзные повреждения получил крейсер «Калипсо», на котором был убит командир и все офицеры, находившиеся в рубке и на мостике. В командование кораблём вступил старший артиллерист.

Бой в очередной раз продемонстрировал, что английские корабли могут свободно действовать в тех водах, которые немцы считали своим безраздельным владением.



Готландский бой — морской бой между 1-й бригадой крейсеров Балтийского флота и отрядом немецких кораблей, произошедший 19 июня 1915 года в Балтийском море, около острова Готланд.

18 июня 1915 русские крейсера «Адмирал Макаров» (флагман), «Баян», «Богатырь», «Олег», «Рюрик», эсминец «Новик», а также 8 других эсминцев под командованием контр-адмирала Бахирева вышли в море для обстрела Мемеля. В тот же день отряд германских кораблей (крейсера «Роон», «Аугсбург» (флаг коммодора Карфа) и «Любек», минный крейсер «Альбатрос», 7 миноносцев) вышел для постановки мин в Або-Аландском районе. Поставив заграждение, Корф сообщил по радио на базу о выполнении задачи. Эта радиограмма была перехвачена русской службой связи, расшифрована и передана Бахиреву, после чего тот отдал приказ идти на перехват немецких кораблей.

19 июня в 7:30 русские корабли обнаружили у острова Готланд «Аугсбург», «Альбатрос» и 3 эсминца (крейсера «Роон» и «Любек» с 4 эсминцами в это время следовали в Либаву) и открыли по ним огонь. Карф, оценив обстановку, приказал «Роону» и «Любеку» вернуться к отряду, «Альбатросу» укрыться в шведских территориальных водах, а сам на «Аугсбурге» стал отходить на Юг. Русские крейсера «Богатырь» и «Олег» артиллерийским огнем подожгли «Альбатрос» и заставили его выброситься на берег у острова Эстергорн.

Русские крейсера направились в Финский залив на свою базу. Около 10 ч они встретили «Роон», «Любек» и 4 эсминца. Кратковременная артиллерийская дуэль не дала перевеса ли одной из сторон. Испытывая недостаток в снарядах, русские крейсера начали отходить, но противник, расценив этот манёвр как попытку русских поставить его под удар более значительных сил, вышел из боя. В 10 ч 30 мин германские корабли встретил вызванный в район боя «Рюрик». Открыв огонь, он добился попадания в «Роон», но, уклоняясь от атаки подводной лодки, потерял его в тумане, отказался от поиска и направился в Финский зал.



Сражение у Доггер-банки — (англ. Battle of Dogger Bank) — морской бой состоявшийся 24 января 1915 года во время 1-й мировой войны между германской эскадрой адмирала Франца Хиппера (командующий соединением немецких линейных крейсеров, именовавшегося 1-я Разведовательная Группа), выполнявшей рейд по атаке британского побережья и английской эскадрой линейных крейсеров вице-адмирал Дэвида Битти, посланной для их перехвата. В рамках своей теории "малой войны" германцы совершили несколько набегов на берега Англии, обстреляв беззащитные города Уитби, Сандерленд, Скарборо и другие. Выманить и уничтожить часть сил британского флота они так и не сумели, а со временем случилось неизбежное: разведывательную группу Хиппера перехватили британские линейные крейсера и потопили "Блюхер". После этого у германского командования надолго пропал интерес к набеговым операциям.

Сражение при Коронеле, Коронельское сражение, (англ. Battle of Coronel) — сражение у берегов Чили, в котором немецкая эскадра под командованием графа Максимилиана фон Шпее (броненосные крейсера «Шарнхорст», «Гнейзенау», лёгкие крейсера «Нюрнберг», «Лейпциг», «Дрезден») разбила английскую эскадру в составе: броненосные крейсера HMS Good HopeHMS Monmouth, лёгкий крейсер HMS Glasgowвспомогательный крейсер HMS Otranto. Уйти удалось только двум последним кораблям.

Набег на Ярмут — (англ. Raid on Yarmouth) — морская операция, проведённая Флотом Открытого моря в Северном море 3 ноября 1914 года с целью атаки британского побережья и постановки вблизи него минного заграждения.

Днём 2 ноября немецкие корабли вышли из Вильгельмсхафена и направились по направлению к английскому побережью. Германский отряд состоял из линейных крейсеров «Зейдлиц», «Мольтке» и «Фон дер Танн», а также броненосного крейсера «Блюхер» и четырёх лёгких крейсеров.

Рано утром 3 ноября линейные крейсера были замечены недалеко от Ярмута с английской канонерской лодки, которая передала сообщение об этом на берег и скрылась, несмотря на попытку преследования, произведённую «Зейдлицем».

В 8 часов 30 минут линейные крейсера начали обстрел берега, а лёгкие — постановку минного заграждения. Из-за сильного тумана огонь вёлся в слепую и не принёс результатов. Через полчаса немецкие корабли развернулись и начали полным ходом возвращаться на базу. Попытка перехватить их окончилась безрезультатно. На поставленном минном заграждении через несколько часов подорвалась английская подводная лодка.

При возвращении из операции германский броненосный крейсер «Йорк» в тумане наскочил на оборонительное заграждение в заливе Яде и опрокинулся от взрыва мины. Большая часть экипажа была спасена.

Британское Адмиралтейство сделало выводы из обстрела и произвело перебазирование своих кораблей на случай повторения подобной операции.

Сражение у Фолклендских островов (англ. Battle of the Falkland Islands) — морской бой состоявшийся 8 декабря 1914 года между германской крейсерской эскадрой вице-адмирала Максимилиана фон Шпее и английской эскадрой вице-адмирала Фредерика Стэрди около Фолклендских островов во время 1-й мировой войны.

Командир германской эскадры, состоявшей из 2 броненосных и 3 лёгких крейсеров, 2 транспортов и госпитального судна, принял решение нанести удар по английской военно-морской базе Порт-Стэнли на Фолклендских островах, но неожиданно для себя обнаружил на рейде английскую эскадру в составе 1 линейного корабля (броненосец), 2 линейных, 3 броненосных и 2 лёгких крейсеров, прибывшую туда накануне. Встретив неожиданно сильное сопротивление, Шпее пытался уйти, но английские корабли настигли германскую эскадру. Шпее приказал лёгким крейсерам и транспортам уходить в различных направлениях. Их стали преследовать английские броненосные и лёгкие крейсера, а линейные крейсера вступили в бой с германскими броненосными крейсерами и потопили их. Были также уничтожены 2 лёгких германских крейсера и транспорты. Лишь крейсеру «Дрезден» и госпитальному судну удалось скрыться.





Ютландское сражение

С началом войны британский флот блокировал выход из Северного моря, прервав морские поставки в Германию сырья и продовольствия. Основные военные действия на море заключались в попытках германского флота прорвать блокаду, а английского — помешать такому прорыву. Ютландскому сражению предшествовали: Сражение в Гельголандской бухте (1914) и Сражение у Доггер-банки (1915). В обоих сражениях верх одержали англичане. В 1916 германский флот предпринял попытку прорыва блокады основными силами, что и привело к столкновению с главными силами британского флота вблизи полуострова Ютландия.

Немцы планировали выманить в море часть британского флота и уничтожить его. 1-я разведывательная группа (линейные крейсера) Хиппера должна была произвести обстрел побережья Британии, а затем навести появившиеся корабли Королевского Флота на свои основные силы.

В результате сражения британский флот сохранил за собой господство на море, а немецкий линейный флот перестал предпринимать активные действия. Однако обе стороны объявили происшедшее своей собственной победой: Германия — в связи со значительными потерями английского флота, а Великобритания — в связи с явной неспособностью флота Германии прорвать британскую блокаду.

В Ютландском сражении английский флот потерял три линейных крейсера, три броненосных крейсера и восемь эскадренных миноносцев, общий тоннаж около 114 тысяч тонн. Потери германского флота составили линейный корабль, линейный крейсер, четыре легких крейсера и пять эскадренных миноносцев, общий тоннаж около 60 тыс. тонн. Таким образом, по общему тоннажу погибших кораблей потери англичан почти в два раза превышали потери немцев.
Первый этап.

В начале боя немцам удалось уничтожить два линейных крейсера, которые взорвались и затонули — главным образом, из-за недостаточной защиты боевых погребов.

Германский флот начал развертывание на рассвете 31 мая. Первым в море вышло авангардное соединение адмирала Хиппера, состоявшее из линейных крейсеров, шедших в охранении легких крейсеров и эскадренных миноносцев. За ним на расстоянии 50 миль шли главные силы германского флота. Соединение Хиппера должно было до наступления темноты показаться у берегов Южной Норвегии и после этого в течение ночи крейсировать в Скагерраке и к полудню следующего дня присоединиться к главным силам.

Встреча противников произошла между 14 и 15 часами 31 мая примерно в 90 милях на запад от Ютландского побережья. Ютландское сражение делится на дневной бой и ночной. Дневная фаза боя в свою очередь подразделяется на два этапа. Первым этапом был бой авангардных сил (линейных крейсеров), вторым— бой главных сил. По своему характеру дневной бой являлся встречным. Соединение адмирала Битти, представлявшее собой авангард Гранд-флита, состояло из шести линейных крейсеров. В качестве поддержки вместе с ним действовала 5-я эскадра линейных кораблей, состоявшая из 4 дредноутов типа «Куин Элизабет» («Бархэм», «Вэлиент», «Уорспайт» и «Малайя») под флагом контр-адмирала Хью Эван-Томаса. Корабли следовали в следующем походном порядке: впереди в качестве дозора шли легкие крейсера, за ними на расстоянии восьми миль следовали в строю кильватерной колонны линейные крейсера, а в пяти милях к северо-западу от них — линейные корабли.

В 14.15 английский лёгкий крейсер «Галатея», находившийся на крайнем правом фланге ордера эскадры Битти, обнаружил датский пароход, и вместе с крейсером «Фаэтон» подошёл к нему ближе. Одновременно пароход был замечен головным эсминцем Хиппера, также устремившимся к нему с другой стороны. В 14.28 между лёгкими крейсерами Битти и Хиппера завязался бой, который стал началом сражения.

Получив сигнал «Галатеи», линейные крейсера Битти немедленно повернули на юго-восток. Но адмирал Эван-Томас не был готов к скорой встрече с противником, и на «Бархэме» даже не заметили сигнал с «Лайона» к повороту, поданный флагами и прожектором. Линкоры продолжали идти прежним курсом и вскоре исчезли из вида.

В 15.20 следуя в северо-восточном направлении со скоростью 25 узлов, адмирал Битти обнаружил соединение адмирала Хиппера (пять линейных крейсеров), шедшее на северо-запад. Имея подавляющее превосходство в силах, адмирал Битти принял решение немедленно атаковать противника и пошел на сближение с ним. Адмирал Хиппер обнаружил англичан на несколько минут раньше. Имея задачу навести часть сил английского флота на свои главные силы, Хиппер решил повернуть на обратный курс и принять бой на отходе. В соответствии с этим решением германские линейные крейсера, шедшие в строю кильватерной колонны со скоростью 25 узлов, в 15.40 повернули "один за другим" на юго-восток и, увеличив скорость, начали отход. Адмирал Битти также увеличил ход, и в 15.52 начался артилерийский бой на дистанции около 13,5 км.

В 16.33 командующий 2-й эскадрой английских легких крейсеров, шедших в голове соединения Битти, донес по радио о появлении с юга линейных сил германского флота. Вскоре после этого адмирал Битти, обнаружив на горизонте главные силы германского флота, повернул со своими крейсерами на обратный курс и, увеличив скорость хода до полного, оторвался от немцев. При проходе мимо 5-й эскадры линейных кораблей с «Лайона» был подан сигнал «Всем поворот один за другим на 180», но Эван-Томас замешкался, не понимая причин этому, и разворот линкоры совершали уже под огнём германского флота, при этом «Бархэм» и «Малайя» получили заметные повреждения.

С появлением главных сил германского флота адмирал Хиппер со своими линейными крейсерами занял место в голове кильватерной колонны линейных кораблей и вместе с ними включился в погоню за соединением Битти. В бою авангардных сил выявились недостаточная живучесть английских линейных крейсеров (из шести крейсеров два было потоплено) и слабая боевая подготовка английского флота

Второй этап.

В момент завязки боя линейных крейсеров главные силы английского флота под флагом адмирала Джеллико находились в 60 милях к северу. Гранд-флит приближался к месту боя со скоростью 19 узлов. Получив донесение о вступлении соединения Битти в бой с противником, адмирал Джеллико увеличил ход до полного и направился на помощь своим линейным крейсерам. Из-за плохо выполненной адмиралом Битти разведки и неправильного определения штурманами на флагманских кораблях своих счислимых мест, разошедшихся с фактическими на 7 миль, адмирал Джеллико неправильно рассчитал свое движение в момент сближения с противником и вследствие этого запоздал с началом тактического развертывания сил. И только с установлением визуальной связи с Битти он в 18 часов 15 минут приступил к перестроению Гранд-флита в боевой порядок 

Боевой порядок Гранд-флита соответствовал принятой англичанами тактической идее охвата головы неприятельского флота и нанесения по нему мощного артиллерийского удара всеми линейными кораблями, маневрирующими в одной кильватерной колонне. Адмирал Битти со своими линейными крейсерами занял место в голове колонны линейных кораблей и в дальнейшем продолжал выполнять роль авангарда.

В период сближения главных сил флотов произошло несколько боевых столкновений между разведывательными силами сторон, в результате которых англичане потеряли линейный крейсер «Инвинсибл» и броненосный крейсер «Дифенс», а немцы — легкий крейсер «Висбаден». Видимость в это время ухудшилась, а дым от большого числа кораблей, шедших полным ходом, еще больше затруднял визуальную связь и ориентировку в районе боя. Командующий германским флотом адмирал Шеер, не имея сведений о выходе Гранд-флита в море, не знал действительной обстановки и того, что он идет навстречу не части английского флота, а главным его силам.

В 18.20 германский флот пришел в боевое соприкосновение с главными силами английского флота. Англичане открыли интенсивный огонь. Оказавшись под огнем Гранд-флита, адмирал Шеер понял, что он вступил в бой с главными силами противника. Полная неосведомленность командующего германским флотом явилась результатом плохой разведки.

Из-за явного превосходства англичан в силах адмирал Шеер отказался от боя и в 18.35 поворотом «все вдруг» на 180 градусов вышел из боя и направился на юго-запад. Поворот германских линкоров и выход их из боя прикрывались дымовыми завесами, поставленными миноносцами. Для этой цели немцы использовали специальные дымовые патроны разового действия, устанавливавшиеся на корме корабля. Адмирал Джеллико, опасаясь мин, которые германские корабли могли сбрасывать на пути отхода, и подводных лодок противника, не стал преследовать германский флот, а повернул сначала на юго-восток, а затем на юг, чтобы отрезать путь немецкому флоту в базу. Однако достигнуть этой цели адмиралу Джеллико не удалось. Не организовав должным образом тактической разведки в бою, англичане вскоре потеряли из видимости немецкий флот. На этом дневной бой главных сил флотов временно прекратился.

Шееру приходилось считаться и с тем, что английский флот, обладавший преимуществом в скорости хода, мог до наступления темноты (оставалось два часа до захода солнца) догнать германской флот и навязать ему бой в невыгодных для немцев условиях. Учитывая все это, адмирал Шеер решил повернуть на обратный курс, нанести удар по английскому флоту перед заходом солнца, а затем, пользуясь темнотой, прорваться в базу. В соответствии с этим решением германский флот вскоре после 19 .00 вновь повернул «все вдруг» на 180 градусов и направился на северо-восток, имея впереди линейные крейсера. В это время Гранд-Флит следовал на юг, и голова германского флота уперлась в центр боевого порядка английского флота. Англичане, заметив приближение германских кораблей, в 19.10 открыли по ним огонь. На этот раз англичане ввели в действие все свои линейные силы, которые вели ураганный огонь, сосредоточив его на линейных крейсерах и головных линкорах противника. В течение восьми минут германские линейные корабли и крейсера, шедшие в голове колонны, получили от десяти и более попаданий снарядов крупного калибра каждый. Наибольшее число попаданий (40) имел линейный крейсер «Лютцов», который из-за полученных повреждений не смог следовать за своим флотом. Он вышел из строя и на следующий день был оставлен командой, после чего затонул.

Оказавшись под сосредоточенным огнем всего английского флота и понеся серьезные повреждения на головных кораблях, адмирал Шеер решил как можно скорее выйти из боя. С этой целью германский флот в 19.18 в третий раз сделал поворот «все вдруг» на 180 градусов. Для прикрытия этого маневра эскадренные миноносцы при поддержке крейсеров произвели торпедную атаку и поставили дымовую завесу. Атака миноносцев носила неорганизованный характер. Миноносцы по-прежнему использовали малоэффективный способ стрельбы одиночными торпедами, который на большой дистанции не мог дать положительных результатов. Английский флот легко уклонился от торпед.

Под прикрытием дымовой завесы и наступившей вскоре темноты германский флот окончательно оторвался от противника. Таким образом, вследствие неправильного расчета своего маневра и отсутствия разведки адмиралу Шееру дважды пришлось отрываться от англичан. Это привело к серьезным повреждениям кораблей, особенно линейных крейсеров, которые шли в голове колонны и своим огнем прикрывали выход главных сил германского флота из боя.

Зная, что германский флот находится к западу от английского флота, адмирал Джеллико рассчитывал движением на юг отрезать противника от баз и на рассвете 19 мая принудить его к бою. С наступлением темноты английский флот построился в три кильватерные колонны, имея впереди линейные крейсера, а в пяти милях позади — флотилии эскадренных миноносцев. Германский флот был построен в одну кильватерную колонну с выдвинутыми вперед крейсерами. Эскадренные миноносцы Шеер послал на поиски английского флота, о местоположении которого он ничего не знал. Тем самым Шеер лишил себя возможности использовать эскадренные миноносцы для нанесения торпедного удара по противнику в случае встречи с ним в ночное время.

В 21.00 германский флот лег на курс юго-восток, чтобы кратчайшим путем выйти к своим базам. В это время английский флот шел на юг, и курсы противников медленно сходились. Первое боевое соприкосновение противников произошло в 22.00, когда английские легкие крейсера обнаружили германские легкие крейсера, шедшие впереди своих линейных кораблей, и вступили с ними в бой. В коротком бою англичане потопили германский легкий крейсер «Фрауэнлоб». Несколько английских крейсеров получили повреждения, из них «Саутхэмптон» — серьезные.

Около 23.00 минут германский флот, проходя за кормой Гранд-Флита, пришел в боевое соприкосновение с английскими эскадренными миноносцами, которые держались в пяти милях позади своих линейных кораблей. При ночной встрече с английскими миноносцами походный порядок германского флота нарушился. Несколько кораблей вышло из строя. Один из них — линейный корабль «Позен» — при выходе из строя протаранил и потопил свой крейсер «Эльбинг». Голова германской колонны пришла в полное расстройство. Создалась исключительно благоприятная обстановка для ее атаки миноносцами. Однако англичане не воспользовались этой возможностью. Они потеряли много времени на опознавание противника и действовали весьма нерешительно. Из шести флотилий миноносцев, входивших в состав Гранд-Флита, только одна произвела атаку, и то неудачно. В результате этой атаки англичане потопили германский легкий крейсер «Росток», потеряв при этом четыре миноносца.

Утром 1 июня, когда германский флот уже подходил к Гельголандской бухте, адмирал Джеллико получил извещение от адмиралтейства о том, что германский флот ночью прорвался в свои базы. Видя бесполезность дальнейшего движения на юг, он повернул на обратный курс и направился к берегам Англии. Таким образом, германский флот смог прорваться в свои базы. Прежде всего это стало возможным потому, что англичане не оказали ему должного противодействия в ночном бою. Весь ход Ютландского сражения показывает, что оно с обеих сторон носило нерешительный характер, а поэтому не дало существенных результатов и не привело к изменению оперативной обстановки на Северном море. Германскому командованию не удалось серьезно ослабить английский флот и уравнять с ним свои силы, а англичане не сумели использовать свое превосходство в силах для достижения решительной победы над противником.

Процент побед

Процент побед английского флота – 57.15%, следовательно, процент поражений – 42.85%.

Процент побед Балтийского флота – 75%.

Балтийский флот участвовал в меньше количества боев, чем английский, и процент побед больше.

Сравнить потери Балтийского флота с потерями Английского сложно, так как во время войны корабли строились, восстанавливались и ремонтировались. Но из-за того, что количество боев, проведенных Английским флотом, было больше, то потери его были больше чем Балтийского флота.

Несмотря на то, что технический уровень Балтийского флота был примерно равен техническому уровню Английского, так как многие корабли строились по примерам английских, численность кораблей, входивших в Английский флот гораздо больше.

К тому времени Английский флот считался самым сильным и быстроходным в мире. И если мы сравниваем Балтийский флот с сильнейшим флотом того времени, то можно предположить, что Россия во вовремя Первой Мировой войны находилась на отличном уровне судостроения, и могла в случае необходимости поспорить с такими флотами как английский или немецкий.

Но как оказалось, Балтийский флот не был достаточно хорошо подготовлен к войне, из чего следует, что экипажи кораблей Балтийского флота, которые участвовали в боях, проявили массу героизма.



Знаменитые корабли, участвовавшие в Первой Мировой войны.

В конце ХIХ – в начале ХХ века русский военный Балтийский флот рос и пополнялся новыми кораблями. В развитии российского флота большое значение сыграли крейсеры. Они были разные и судьбы их складывались по-разному. Наверное, каждый россиянин знает, что крейсер «Аврора» дал холостой залп по Зимнему дворцу, послуживший сигналом к началу его штурма, но мало кто знает про сестер «Авроры»: «Палладу» и «Диану». Три сестры, построенные по одному проекту в 1895г. и три судьбы, сложившиеся по-разному. По классификации того времени существовал такой подкласс крейсеров - бронепалубные, то есть имеющие броневую палубу для защиты жизненно важных частей корабля от навесного огня вражеской артиллерии. Бортовой брони бронепалубные крейсера не несли и для дуэли с броненосцами не предназначались.

В истории Балтийского флота было много кораблей, которые известны многим.



следующая страница >>