Аннотация Введение - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Аннотация Введение - страница №1/1

Содержание

  1. Аннотация……………………………………………………………………...2

  2. Введение……………………………………………………………………….3

  3. История создания Шаховской школы……………………………………….4

4. Детская организация Шаховской школы имени Корякова……………….5

5. Традиции дружины. Марши отрядов ……………………………………….7

6. Летний отдых пионеров………………………………………………………8

7. Символика и атрибуты пионерской организации…………………………..9

8. Открытие новой школы………………………………………………………11

9. Заключение, выводы……………………….……………………………….....12

10. Из воспоминаний бывших пионеров, комсомольцев, старших пионервожатых, учителей………………………………………………….13

11. Литература…………………………………………………………………...17

12. Приложения…………………………………………………………………..18

Аннотация

Детскому движению в отечественной науке долгое время не придавали должного значения, хотя именно оно воспитывает в детях, подростках те качества, которые будут востребованы во взрослой жизни.
Проблемы детского движения настолько глобальны, что практически  любой аспект этого процесса является актуальным.

95 лет назад по инициативе Владимира Ильича Ленина была основана молодёжная организация. Позднее она получила название Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи. Большинство граждан России вспоминают сегодня безоблачное пионерское детство. Практически все население страны старше 25 лет прошло школу пионерского братства.

Наше поколение очень мало знает о Всесоюзной пионерской организации. Наши родители, бабушки и дедушки прошли через пионерскую организацию и большинство из них отзываются о своих пионерских годах с теплотой и полагают, что «организация наподобие пионерской» была бы нужна и сейчас.

Актуальность работы.

В данном исследовании я обратилась к изучению некоторых моментов истории детского движения в селе Шахово, школьной жизни моих земляков в разные периоды истории нашей Родины, для того чтобы открыть мало изученные страницы истории пионерской организации Шаховской школы, моего села.




Цель моего исследования заключается в том, чтобы выявить забытые, открыть новые страницы истории детского движения, теоретически обосновать, что из себя представляла детская организация в те годы глазами очевидцев.
Задачи исследовательской работы.

  1. Изучить деятельность и формы детской организации в нашем селе

  2. Определить роль пионерской организации в истории Шаховской школы

Для достижения цели исследования использовались следующие формы и методы исследовательской работы:

-изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;

-ознакомление с литературой;

-встреча с пионерами, комсомольцами разных лет с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;

-работа с фондами школьного музея, с архивными документами районного историко-краеведческого музея;

- интервьюирование;

Работа по данной теме дала мне интересный материал для размышления. В те годы пионерская организация сплачивала школьников. Не было проблем алкоголя, наркомании, табакокурения, молодёжь воспитывалась нравственно, гуманно. На мой взгляд, такие объединения необходимы и сейчас. Нельзя возродить молодежные и детские организации прошлых лет, но можно и нужно взять из прошлого опыта всё самое лучшее и ценное.

Введение


В своей работе я хотела бы более подробно рассказать о времени, когда каждый ребёнок и взрослый был по–настоящему счастлив, когда вся молодёжь нашего государства была едина, а расовые, религиозные и социальные барьеры были практически стёрты.

Это время надежд, где каждый верил, что его маленькая империя под названием «Пионерия» будет существовать вечно.

Они просто жили и учились, преодолевали трудности, все были чем-то заинтересованы и увлечены, все стремились к чему–то, у всех была цель в жизни.

Да, сколько полезных интересных дел можно было провести в пионерском отряде! Сколько различных умений и навыков смогли приобрести ребята, как много они смогли узнать за всё время существования пионерской организации.

Их учили понимать цену дружбы и товарищества, ощущать радость труда на общую пользу, жить, а не существовать в коллективе, и это главное.
Именно этим вопросам посвящается предлагаемая Вашему вниманию история пионерской организации моего села. В ней собраны не только исторические факты, но и мои размышления, на примере места, где я живу, моей маленькой родины – села Шахова.
Пионерия охватила все уголки нашей необъятной страны. У моего родного села тоже есть своя история, которая связана с пионерской организацией. Пионеры и комсомольцы села внесли в историю детской организации много славных станиц. Есть своя история и у пионерской организации села.

История создания Шаховской школы
Когда начала существовать в селе Шахово школа точно никто не знает. Старожилы вспоминают, что были две двухэтажные деревянные школы, находящиеся рядом с церковью. Одна была уничтожена пожаром в годы ВОВ, другая просуществовала дольше – до 1961 года. На первом этаже учились начальные классы, а на втором – старшие. Этажи соединяла очень крутая лестница.

В Шаховской школе учились дети из других деревень: Иванково, Жары, Тимошкино, Копейница, Асаново, Звягино, Скоморохово, Борок, Дудкино, Поповское, Подольное, Фадеево, Новино, Юркино, Хохлово, Калинкино, Киёво, Белая Река, Бабиково, Починок, Кочетово, Паунино.

Учились дети и из Сусанинского района: это из деревень Сырнево, Лобзево, Кузьмино. В селе были два интерната, для проживания детей из отдалённых деревень.

В 50-х годах XX века в деревнях проживало много народа. Соответственно и наполняемость в классах была большая. На первое сентября 1954 года в Шаховской семилетней школе в 5 - 7 классах обучалось 159 детей.



Выписка из приказа №22 по Шаховской семилетней школе от 6.10. 1952 года:

« В виду того, что в 5 классы, которых было запланировано три, с количеством 88 человек явились все 88 человек, открыть третий 5-й класс. Занятия проводить во вторую смену» Директор: Благовещенская.

В школе проводились различные кружки: изучение трактора, драматический кружок, кружок ручного труда. К 1958 году количество детей в школе уменьшилось (112 человек). Занятия велись в одну смену, с 9 часов утра. Между 3-м и 4-м уроками - большая перемена.

В 1961 году Шаховской школе был присвоен статус восьмилетней.

Шаховская школа была вместительная и отапливалась печками, которые были в каждом классе. Отапливать школу входило в обязанности технического персонала. Топили печи с 4-х до 6 часов утра. Из-за халатности истопников в 1961 году школа сгорела. Чтобы не прерывать учебный процесс школу разместили сразу в нескольких зданиях: начальную – в доме, ранее принадлежавшему зажиточному крестьянину Невскому Александру Адельфовичу, старшие дети учились в клубе. Такое положение сохранялось до тех пор, пока в 1962-1963 годах не построили новую школу.




Детская организация Шаховской школы имени Корякова

Новая деревянная школа была открыта в 1965 году. Новое здание было деревянным и одноэтажным. Классы – просторные, светлые и теплые. Перед педагогическим коллективом встала задача: сплотить детей, увлечь их интересными делами. Для этого нужно было создать детскую организацию.

В этом же году в школе была организована детская организация, носившая имя Героя Советского Союза Александра Павловича Корякова, уроженца деревни Дудкино. Знание биографии Александра Павловича, его бессмертного подвига в борьбе с фашистами было обязательно для каждого пионера.

Коряков Александр Павлович родился в 1923 году в деревне Дудкино, (д. Дудкино находится в 3 км, от села Шахова) участник ВОВ. Через несколько лет его семья переехала в Новгородскую область. В 1942 году Александра призвали в армию, в десантные войска. Часть, в которой служил Коряков, вскоре попала в жестокие бои у Сталинграда, затем было форсирование Днепра в составе первой десантной группы, тяжёлое ранение, курсы младших лейтенантов. В 15 – м стрелковом полку 147 –й стрелковой дивизии он был назначен командиром взвода ПТР.

Подвиг, за который Александр Коряков удостоен звания Героя Советского Союза, был совершён 26 июля 1944 г. при освобождении западноукраинского села Боднаров. Жестокий бой с большим численным преимуществом немцев в танках и самоходках грозил изменить обстановку на всём участке фронта. Остановить продвижение противника – таков был приказ командира полка пэтээровцам (расчёты противотанковых ружей). Коряков первым же выстрелом поджёг шедший на него танк, затем ещё….

Внезапно появившаяся из – за подожжённого танка вражеская самоходка не дала времени на перезарядку ружья. Александр на ходу вскочил на неё, уничтожил расчёт и попытался развернуть, её в сторону противника, но в эту, же минуту был сражён осколком снаряда.

Подвиг офицера поднял бойцов в атаку, оказавшуюся успешной. 24 марта 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР младшему лейтенанту Александру Павловичу Корякову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Его именем названа центральная улица моего села.

Становлению и укреплению детской организации, способствовал весь педагогический коллектив школы, но, прежде всего, эта работа зависела от старших пионервожатых. В истории пионерской дружины школы значится имена старших пионервожатых: Субботина Ангелина Михайловна, Кодочигова (Никитина) Людмила Александровна, Баракова Нелли Алексеевна, Тощакова (Команицина) Татьяна Васильевна. У руля пионерских дел стояли: завуч по воспитательной работе — Дубова Софья Ивановна, директор школы — Дубов Александр Васильевич.

Это они, совсем молодые и чуть постарше, смелые, уверенные в себе, чистые в делах и помыслах, оценившие то время, как луч света в своей жизни, смогли организовать детей и повести за собой.

Пионерская дружина насчитывает около 80 пионеров. Главной задачей пионеров была хорошая учеба.


С 1 по 3 класс существовали октябрятские группы, которые участвовали в игре «Октябрята по стране Октября». Каждая октябрятская группа делилась на звёздочки, у каждой звёздочки был вожатый пионер. Вожатыми выбирали лучших пионеров. Они были для малышей как старшие братья и сестры. Ходили в походы, помогали готовиться к праздникам. У пионеров 4-7 классов были свои наставники - шефы комсомольцы, лучшие комсомольцы школы. Жили по законам дружбы, любви к Родине, уважению к старшим.

Пионеры и комсомольцы, Шаховской школы, разыскали родственников Корякова А.П. и завязали переписку. Их письма до сих пор хранились в школьном музее.

Так же учащиеся Шаховской школы переписывались с украинскими пионерами. Их дружина носила имя Цветкова Анатолия Васильевича, уроженца деревни Жиганово (близ Шахова), погибшего при переправе через реку Днепр в селе Гвоздовцы. Украинские ребята ухаживали за могилой солдата, поддерживали связь с его родственницей Цветковой Галиной Васильевной.

В 1987 году в школе принимали украинскую делегацию, среди которой было 27 детей. В память о погибших в ВОВ в селе Фадеево у памятника павшим солдатам, прошел митинг.

Октябрята, пионеры, комсомольцы принимают активное участие в строительстве мастерской для школы. Ребята посадили около 1000 деревьев, изготовили деревянные вешалки, табуретки, грабли для колхоза, дали около 70 концертов на молочно - товарных фермах и в других деревнях, собрали семена древесных пород, делали колышки для посадки сада, вязали осиновые и берёзовые веники. Силами учащихся всей школы было собрано около 5 тонн металлолома, около 3 тонн макулатуры и сдано государству.
Пионерская дружина увеличивает число пионеров, в ней насчитывается около 132 пионеров. В школе проводятся пионерские сборы дружины, летние и зимние «Зарницы». Регулярно ходят к шефам с концертами, поздравляют их с праздниками. Для концерта сочиняют частушки, пишут стихи.

Пионерское детство ребят проходит интересно. У каждого пионера было своё конкретное поручение в отряде, дружине. Поэтапно проходят в школе операции. Такие операции сближали ребят, ведь они всё время находились вместе, волновались за свой отряд, стремились выбраться вперёд. Участвуя в таких операциях, как «Зелёная аптека», «Трудовая операция» (сбор металлолома и макулатуры), ребята могли показать себя, проявить чувство коллективизма и товарищества.


Большое участие в жизни детской организации школы принимали учителя. Лучшими классными руководителями были: Чехов Вячеслав Александрович, Чехова Ольга Павловна, Кузнецова Анна Васильевна, Яблокова Ираида Витальевна, Поздеева Клавдия Васильевна, Окунева Нина Федоровна, Козлова Вера Ивановна, Субботин Алексей Григорьевич.

Рядом со школой силами учащихся под руководством учителей Софьи Ивановны и Александра Васильевича Дубовых разросся и стал плодоносить яблоневый сад и липовая аллея, поражающая своей красотой. Слава о пришкольном участке Шаховской школы гремела далеко за пределами Костромской области.

.

Традиции дружины
В дружине школы сложились определенные традиции. Каждый учебный год начинался Днем знания, уроком Мира. 2 сентября октябрята, пионеры и комсомольцы на школьном стадионе устраивали красочный спортивный праздник «День бегуна». Ежегодно пионеры, комсомольцы принимали в сентябре активное участие в операции «Картошка. Лён», помогая колхозу «Россия». Ребят не пугали капризы погоды. Работали не просто хорошо, а отлично. Шефы благодарили ребят за работу денежными средствами, которые перечислялись в фонд школы.

С 1 по 6 ноября ежегодно проводилась неделя Революционной славы, которая открывалась праздником Красной звездочки и торжественной линейкой ”Идем дорогой Ленина санова Оля,сть своей дружины.пионерском штабеорода школыоить пионерской дружине школы № 72 имя И.оэтический, дорогой Октября”

Ежегодно 22 апреля вся дружина приходила в школу в парадной форме, лучшие пионеры возлагали живые цветы и стояли в почетном карауле у портрета И.В. Ленина в школе. Проводились сборы отряда, посвященные дню рождения В.И.Ленина, принимали октябрят в пионеры.
Марши отрядов

Пионерские отряды школы шагали по пяти маршрутам марша «Всегда готов».


Маршрут «В страну знаний». По этому маршруту проводились следующие мероприятия:
а) беседы: «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Здравствуй друг, моя газета»,

б) проводятся рейды совета дружины в классы, где есть двойки;

в) организуются посты всеобуча;

г) проводятся предметные недели;

д) пионеры посещают факультативы, кружки;

е) сборы «Пионер – всем ребятам пример», «Гайдар – друг детей», .


Маршрут «Мое Отечество».

а) изучается жизнь и деятельность В.И.Ленина;

б) изучается животный растительный мир родного края;

в) создаётся летопись колхоза «Россия»;

г) записываются старинные песни, частушки,

д) сбор материала о передовиках колхоза.

е) встреча пионеров с передовиками производства,

ж) экскурсии и концерты на молочно – товарные фермы.


Маршрут «Равнение на знамя».

а) изучается история пионерской организации;

б) проводятся беседы о пионерах героях;
в) проводятся смотры пионерской песни и строевой песни;

в) ведется летопись пионерии.


Маршрут «Пионерстрой».
а) оказание помощи колхозу в уборке урожая

б) участие в субботниках

в) сбор сосновых шишек, березовых почек, рябины, лекарственных трав

в) тимуровская работа

г) летний лагерь труда и отдыха

Маршрут «О, спорт – ты мир».
а) проведение смотра строя и песни

б) лыжные соревнования

в) соревнования и проведение игр: Пионербол, волейбол, баскетбол, футбол

в) соревнования по стрельбе из пневматической винтовки

г) участие в летней и зимней игре Зарница

д) походы классами с ночлегом на реку Андоба и Корба


Летний отдых пионеров

В летний период учащиеся отдыхали в пионерских лагерях. В 70-80 –е годы — в школе на базе интерната существовал лагерь труда и отдыха. Формирование начиналось в апреле-мае. Составлялись списки, проходили выборы актива, из числа комсомольцев назначались вожатые, составлялись планы. В план входила спортивная и тимуровская работа, оказание помощи колхозу и организация постов «Урожай».


Отрядам на лето выдавались мячи, волейбольная сетка, скакалки, шашки, шахматы и другие настольные игры. Ребята проводили концерты для односельчан, участвовали в соревнованиях между отрядами.
Старт работы отрядов проходил на линейке в мае, а подведение итогов в сентябре. За активную работу награждались лучшие отряды и пионеры.


Символика и атрибуты пионерской организации

Торжественное обещание пионера

«Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».



Законы пионеров

Пионер - юный строитель коммунизма - трудится и учится для блага Родины, готовится стать её защитником.

Пионер - активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Пионер равняется на коммунистов, готовится стать комсомольцем, ведет за собой октябрят.

Пионер дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет.

Пионер — надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.

Пионер имеет право: избирать и быть избранным в органы пионерского самоуправления; обсуждать на пионерских сборах, слетах, сборах советов отрядов и дружин, в печати работу пионерской организации, критиковать недостатки, вносить предложения в любой совет пионерской организации, вплоть до Центрального Совета ВПО имени В. И. Ленина; просить рекомендацию совета дружины для вступления в ряды ВЛКСМ.
Девиз пионеров

Объявленная цель пионерской организации: воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза. Она выражена в девизе Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» - следует ответ: «Всегда готов!»


Гимн пионерии

Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» - советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами - пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым:

Взвейтесь кострами, синие ночи,

Мы Пионеры - дети рабочих!

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров - всегда будь готов!

Радостным шагом, с песней весёлой,

Мы выступаем за Комсомолом,

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров - всегда будь готов!

Мы поднимаем красное знамя,
Дети рабочих - смело за нами!

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров - всегда будь готов!

Взвейтесь кострами, синие ночи,

Мы Пионеры - дети рабочих!

Близится эра светлых годов,

Клич пионеров - всегда будь готов!
Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие атрибуты и проходили заседания совета дружины. В пионерской комнатеоформлялась ритуальная стойка с пионерскими атрибутами, ленинский уголок и уголок интернациональной дружбы. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.
Пионерская форма

В обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой - красным галстуком и пионерским значком. В торжественных случаях (праздники, приветствия на партийных и комсомольских форумах, встреча иностранных делегаций и т. п.) надевалась парадная форма, которая включала в себя:

красные пилотки, пионерские галстуки и значки;


  • у мальчиков - форменные белые рубашки с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами, подпоясанные светло-коричневым ремнем с позолоченной пряжкой, синие брюки и тёмные туфли;

  • у девочек - тоже форменные белые рубашки с позолоченными пуговицами и нарукавными эмблемами или просто белые блузки, синие юбки, белые гольфы и белые туфли;

  • у знамённых групп парадная форма дополнялась красной лентой через плечо и белыми перчатками.

на парадной рубашке на левом рукаве над знаком пионерской организации находилась шлёвка (матерчатая полоска), на которой крепились знаки различия пионерской организации - пластиковые красные звёздочки с ушком для пришивания.

Открытие новой школы

Здание деревянной школы просуществовало до 1990 года, оно стало не вместительным, и было решено построить другую школу, более вместительную по проекту Валентина Трофимовича Мамонтова. Проект был одобрен в Москве.

В 1990 году построили новую двухэтажную каменную школу, с большим спортзалом, мастерскими, столовой. Рядом со зданием школы была размещена спортивная площадка. При школе находилась теплица, где учащиеся выращивали рассаду капусты, помидоров, перца. По проекту школа была рассчитана на 300 мест, но изначально в ней обучалось 150 учеников, а далее по годам шло по убывающей линии.

Решающий удар по пионерской организации нанес Горбачёв с его всячески декларируемой политикой одностороннего разоружения. В это же время прекратились военные игры. Кроме военной базы из-под пионерии была выбита также база политическая. Многочисленные публикации в СМИ, развенчивающие те или иные ценности и принципы советского общества, с удвоенной силой били по молодёжному движению.


Детская организация Шаховской школы имени Корякова прекратила своё существование в 1990 году.

Старое здание школы постепенно разрушили. Сейчас на этом месте ничего нет, и ничего не напоминает о том, что когда здесь была детская организация и вела большую работу по воспитанию подрастающего поколения.

В новой каменной двухэтажной школе была введена ставка организатора по воспитательной работе. Эту должность занимала Белоусова Вера Серафимовна, затем — Иванова Ольга Викторовна. При школе был организован клуб под названием «ШКИД» - школьный клуб интересных дел. В него входили ребята из всех классов. Работа строилась по секциям:


  • Спортивная

  • Трудовая

  • Тимуровская

  • «Умелые ручки»


На базе школы проходили районные спортивные соревнования. В них принимали участие ребята из Судиславля, Островского, Костромы. В 2000 году в Шаховской школе работала спортивная секция «Карате- до».

С 2008 по 2011 годы школа переживала кризис, поскольку количество учащихся достигло минимума - 30 человек. На протяжении всех лет существования Шаховской школы учащиеся активно участвуют в общественной

жизни села, колхоза, района и области. Дети занимают призовые места в различных мероприятиях и конкурсах под руководством учителей – наставников.

А в 2010 – 2011 учебном году в школе обучалось лишь 15 человек. Администрацией Судиславского муниципального района школа была признана не рентабельной и не перспективной.

В сентябре 2011 года Шаховская средняя школа была закрыта.

Все учителя были сокращены, ученики были вынуждены добираться самостоятельно до средней и основной школ района.

На этой печальной ноте закончилось существование Шаховской средней школы, как самостоятельного объекта, сыгравшего немаловажную роль в обучении и воспитании детей.

Заключение

Работая над исследованием, я задумалась: нужна ли сейчас организация подобная пионерской?

В те годы, о которых я писала, пионерская организация сплачивала школьников, и девиз: «Один за всех, и все за одного» соответствовал действительности. Много полезных дел на счету у пионерии: тимуровская работа, походы по местам боевой, трудовой и революционной славы, помощь родному колхозу в уборке урожая, интернациональная дружба, спортивные соревнования в пионерском многоборье, пионерские слёты и многое другое. Наверное, поэтому подъем патриотизма молодёжи относится к советскому периоду времени. Примеры тому - подвиги пионеров и комсомольцев в годы Великой Отечественной войны, освоение целины, комсомольские стройки БАМа. Не было проблемы наркомании, молодёжь воспитывалась нравственно, гуманно по отношению друг к другу. Разве мог юноша того времени отказаться идти в армию?! Отказ от армии считался большим позором. А сейчас многие молодые люди считают за честь «откосить» от армии, участвуют в «тусовках», где принимают наркотики. Чеченская война. Сколько горя и слёз для российского народа она принесла! Где она, интернациональная дружба? Забыта! Вот и результат - гражданская война в современной России.

С перестройкой пришли другие ценности в воспитании молодёжи, и я очень жалею о том, что утрачено много хорошего, что было в советской школе.

На мой взгляд, такие объединения необходимы и сейчас. Нельзя возродить молодежные и детские организации прошлых лет, но можно и нужно взять из прошлого опыта всё самое лучшее и ценное.



Из воспоминаний бывшей ученицы Войкиной Маргариты Николаевны (1936 года рождения), комсомолки 60-х г.

«В 1944 году пошла в первый класс восьми лет, так как семи лет не брали. Шла война. Писали на газетах, между строк. Первой моей учительницей была Окунева (Колотилова) Нина Фёдоровна, она учила меня с 1-4 кл. Нина Фёдоровна была строгой и требовательной учительницей.

Математику, геометрию и физику — преподавала Утешева Анастасия Михайловна, военную подготовку, географию и труды — Войкин Николай Фёдорович, историю — Шалагина Александра Васильевна, немецкий язык и физкультуру — Благовещенский Виктор Арефьевич, русский язык и литературу — Благовещенская Зинаида Васильевна, она же являлась директором школы. Очень, очень, строгая учительница. На её уроках стояла гробовая тишина, можно было услышать, как муха пролетит. За успехи в труде она была награждена Орденом Ленина и имела звание «Заслуженный учитель». Когда я училась, не было ни октябрят, ни пионеров, ни комсомольцев. Они появились чуть позже. И никакой тимуровской работы мы не выполняли. После уроков торопились домой, т. к. дома было много работы, семьи были большие, по 7 – 10 детей, много держали скотины, необходимо было помогать родителям. Очень хорошо помню, что при школе был школьный участок, на котором выращивали: капусту, картофель, морковь, свеклу, огурцы. Нас заставляли ухаживать за участком: копать, сажать, убирать, летом - полоть и поливать растения. А зимой нас кормили бесплатными обедами. При школе была лошадь. Для неё мы косили траву, заготавливали сено на зиму.

Очень запомнился тот день, когда закончилась война. Нас отпустили с уроков домой, мы бегали и смотрели на учителей, как те радовались, целовались и обнимались, поздравляя друг друга с победой над Германией»
Из воспоминаний Беляковой Ольги Николаевны (1950 года рождения) пионерки 70-х годов.

«В школе были отряды. У каждого отряда был уголок. Каждый класс носил имя пионера героя. Имя отряду присваивалось не просто так, его нужно было заслужить, поэтому проводилась большая работа. Мы собирали материал о подвиге пионера - героя, начали оформлять альбом, выпустили газету. За большую проделанную работу наш отряд стал носить имя пионера – героя.

В школе был живой уголок (кролики, курицы). Мы ухаживали за животными в живом уголке.

Пионеры занимались тимуровской работой: рубили дрова, расчищали снег, сажали и убирали огороды. Готовили выступления агитбригады. Пионерская дружина активно решала все внутришкольные вопросы: дисциплины, успеваемости, кружковой работы, шефства. Первое место в шефской помощи одержал 7 класс, за что был награждён поездкой в г. Новороссийск.

В комсомол принимали в Судиславле, первым секретарём районного ВЛКСМ была Антонова Галина Александровна. Это был очень волнительный и запоминающийся момент в моей жизни.»
Из воспоминаний Ловыгиной (Старкиной) Нины Александровны, инструктора Судиславского райкома комсомола (1930 г.р.)

«Я родилась в семье колхозников Макарьевского района. Закончила в 1948 году Макарьевское педагогическое училище, вступила в комсомол и направляюсь на работу учителем начальных классов в Судиславский район. В то время в районе действовало 57 школ. Учеников в послевоенные годы было много. В 1950 году мне было предложено перейти в отдел по работе со школьной молодёжью. Это была далеко не кабинетная должность. Автомобильного сообщения в 50 – 60 годы почти не было. Летом, осенью в кирзовых сапогах, зимой в валенках отправляюсь не в близкий путь в школы района помогать организовывать пионерские отряды, комсомольские ячейки. В пионеры принимали торжественно, в день рождения В.И. Ленина, 22 апреля. Дети войны видели, как трудились их родители, старались во всём им помогать. Верили, что раз победили в такой кровавой войне, то всё будет хорошо. Несмотря на всеобщую бедность, жили весело. Когда в деревне показывали кино, из всех окрестных деревень приходили и стар, и млад, чтобы посмотреть на любимых артистов. Была большая тяга к культуре, к лучшей жизни. В начале шестидесятых перехожу в райком комсомола, трудимся вместе с Александрой Павловной Королёвой. Первым секретарём был Александр Иванович Решетов. Перед райкомом комсомола стояла задача: создать в каждом колхозе района (а в то время их было 58) крепкие, активно действующие комсомольские организации. Курировала я колхоз «Памяти Ленина» в Александрове. Пешком, редко на попутном транспорте в понедельник отправляюсь в командировку и возвращаюсь домой в субботу вечером. Даже собрать комсомольский актив вместе было нелёгкой задачей. Каждый трудился на своём месте – в поле, на фермах. Конечно, уставали. Объединить их, зажечь какой – то совместной целью и входило в круг моих обязанностей инструктора райкома. Принимали в комсомол на заседании бюро райкома, в которое входили уже заслужившие авторитет люди, молодые специалисты, колхозники. Комсомол был надёжной кузницей кадров для Коммунистической партии. Затем, двадцать лет работала учителем начальных классов в Судиславской восьмилетней школе. За заслуги перед Родиной мне была вручена медаль «Ветеран труда» и присвоено звание «Отличник народного образования»»

Из воспоминаний Сергеевой (Гречиной) Нины Юрьевны, комсомолки 80 –х г., ныне учителя русского языка и литературы:

«Интересно проходили заседания совета отряда. Пионеры обсуждали вопросы организации самых разных мероприятий, сбора металлолома, макулатуры, решали проблему повышения уровня успеваемости. Строго ребята обсуждали тех, кто учился на «2», определяли шефство, оказывали помощь в учёбе, и дети осознавали свою вину, им было стыдно за то, что они подводят свой пионерский отряд. А как здорово праздновали ребята День Пионерии! На месте старой кузницы разжигали огромный костёр, пели пионерские песни, показывали заранее подготовленные замечательные концертные программы. Даже сейчас сердце замирает от гордости и восторга, когда вспоминаешь, как по деревне в


День рождения В.И. Ленина, в день Пионерии с речёвками, песнями, шагали под барабанную дробь чёткими рядами ребята в красных галстуках. Приём в пионеры – это ещё одно яркое событие в жизни Пионерии тех лет. Как волновались ребята, как радовались они, что стали частью красногалстучной армии мальчишек и девчонок.

Для каждого родительского собрания готовили праздничные концерты. Всегда занимали призовые места в районном смотре художественной самодеятельности. Эти годы, связанные с Пионерией, навсегда останутся в моей памяти, как самые чистые и светлые».

Из воспоминаний Сахаровой Лиды, комсомолки 80 –х г.

«Я несколько лет была командиром отряда, а потом стала председателем совета дружины. В каждом отряде были интересные яркие личности. Функционировало много кружков, и каждый пионер мог заниматься по увлечению в той или иной группе. Свой отряд я любила за слаженный дружный коллектив, где никто никогда никого не дразнил, друг к другу относились очень дружелюбно. Уже в 7 классе мы были самостоятельными личностями, сами проводили ремонт в классе и считали себя вполне взрослыми»
1971—1973 годы работы старшей пионервожатой Кодочиговой (Никитиной) Людмилы Александровны (1952 г.р.)

«Время работы пионервожатой я вспоминаю с улыбкой. На работу ходила пешком из Судиславля, 12 км туда и обратно. Усталости не чувствовала, наверное потому, что была молодая. Занимая эту должность, я чувствовала себя комфортно, на своем месте. Работы было очень много, но больших трудностей не возникало, ведь главными моими помощниками были дети. Мои помощники никогда меня не подводили. Старшие ребята шефствовали над ребятами помладше. А сколько вечеров приходилось организовывать! И опять ко мне на помощь приходили дети. За активную работу пионеру вручали благодарность от Совета дружины, администрации школы. В качестве особого поощрения было фотографирование у пионерского знамени. Фотографии помещались на доску почета. В конце учебного года лучший пионерский отряд награждался поездкой.

Хорошо работали отрядные вожатые, особенно, такие как Касаткина Тамара, Гречина Нина, Петрова Валя, Молоков Сергей.
Ребята не сидели на месте, готовили концерты. Выступление агитбригады с нетерпением ждали на фермах и полевых станах. Помогали одиноким старикам, участникам Великой Отечественной войны. Лучшие пионеры были награждены путёвками во Всесоюзный лагерь «Артек» - Косарев Владимир, «Орлёнок» - Тощакова (Команицина) Татьяна Васильевна»



Из воспоминаний Субботиной Ангелины Михайловны старшей пионервожатой

«Много удачного, интересного было в моей работе в разные годы, но я никогда не забуду, как начиналась моя педагогическая работа. Я очень рада, что я начала 

свою педагогическую деятельность с работы старшей пионервожатой. Я многому научилась, прошла  закалку, и в последующей работе я всю жизнь живу той пионерской жизнью. В дальнейшей своей работе я использовала  накопленный опыт, свои знания и умения. К сожалению, пионерию забыли, даже очернили во время перестройки, а зря. Это именно то, что необходимо в школе, если мы хотим воспитать достойных граждан нашего общества.  Я готова утверждать, что пионерская работа в школе давала много полезного не только каждому школьнику, но и стране в целом. Всегда вспоминаю эти годы с нежностью и любовью»

Из воспоминаний Косарева Михаила Владимировича (1957 г.р.), бывшего пионера, побывавшего во Всесоюзном лагере «Артек»:

«За хорошие успехи в учебе был направлен в мае 1970 года по путевке во Всесоюзный лагерь «Артек». Сопровождала меня Субботина Ангелина Михайловна. Путёвка стоила 83 рубля, это зарплата моих родителей, даже ещё чуть – чуть не хватало.

Мне очень понравилось в лагере: и как нас приняли, и различные мероприятия с нами проводили, и вкусно кормили.

Ходили на море загорать, купаться не разрешали, так как вода была холодная. Очень запомнилась поездка в город Севастополь, экскурсия по городу, кино на улице нам показали.

А ещё я сам самостоятельно взобрался на гору, которая называлась «Медведь – Гора»

Масса положительных впечатлений осталась. Было здорово. Мы все подружились, и когда уезжали некоторые девочки даже плакали»


Литература и другие источники, использованные

в исследовательской работе:

 


  1. Личный архив и воспоминания Л.А.Кодочиговой, А.М. Субботиной, Т.В.Тощаковой

  2. Воспоминания бывших пионеров, комсомольцев: Войкиной М.Н., Беляковой О.Н., Мороховой О.В., Косарева В.М.,  Шаховой М.А., Грюк Т.В.          

  3. Воспоминания преподавателей, директоров: Дубовой С.И., Сергеевой Н.Ю., Ловыгиной Н.А., Ивановой О.В., Якубовского В.А.   

  4. Материалы школьного краеведческого музея

  5. Материалы районного краеведческого музея филиала «Ипатьевского монастыря"

  6. «История Всесоюзной пионерской организации, имени В. И. Ленина (Вопросы методологии и теории): Учебное пособие», авт.: Н. Ф. Басов, 1987 г.

  7. «Википедия – свободная энциклопедия», Статья «Скаутское движение», http://ru.wikipedia.org/wiki/Скауты.

  8. «Википедия – свободная энциклопедия», Статья «Пионерское движение», http://ru.wikipedia.org/wiki/Пионерское движение.

  9. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2108 История и педагогика/ В.А. Сулемова. - 2-е изд., доп. и испр. - М.: Просвещение, 1983г.

  10. Теория и методика пионерской работы: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ. В.В. Лебединский, А.К. Бруднов, Г.Ф. Гаврилычевая и др.; Под. ред. В.В. Лебединского - 24 стр., издано, переработано и дополнено М.: Просвещение, 1985г.