Анализ учебно-воспитательной работы Юбилейной средней общеобразовательной школы за 2011-2012 учебной год - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Анализ учебно-воспитательной работы Юбилейной средней общеобразовательной школы за - страница №1/2

Анализ учебно-воспитательной работы Юбилейной средней общеобразовательной школы за 2011-2012 учебной год.

Цель анализа: оценка деятельности педагогического коллектива, разработка задач на 2012-2013 учебный год.
Анализ учебно-воспитательной работы за прошлый учебный год даёт возможность увидеть выполнены ли задачи, достигнуты ли цели, поставленные перед собой педагогическим коллективом, позволяет дать оценку как негативным, так и позитивным явлениям в работе коллектива.

В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив ЮСОШ ставил перед собой следующие задачи:

1. Повысить познавательную деятельность учащихся в образовательном процессе.

2. Совершенствовать методы ведения урока.

3. Продолжить работу над едиными требованиями к устной и письменной речи учащихся на всех ступенях образования.

4. Совершенствовать систему взаимодействия школы и родителей, школы и общественности.

5. Повысить ответственность каждого учителя за качество воспитания и образования.

Усилия администрации и педагогического коллектива ЮСОШ были направлены на создание условий для обеспечения здоровья и социальной защиты учащихся и учителей на основе гуманизации образования и воспитания, вариативных учебных программ, возможности их выбора, индивидуализации учебного и воспитательного процесса.

Этому способствовала работа по повышению квалификации педагогов

(прошли переподготовку в ЧИПКРО учителя начальных классов, в том числе и по ФГОС, русского языка, географии, физики, директор, заместитель директора по воспитательной работе), работа учителей в школьных и районных МО, развитие практических умений и навыков учащихся на уроках, организация обмена опытом, аттестация педагогических кадров и выпускников школы. Прошли переаттестацию на высшую и первую категории (3 человека).

Показателями выполнения намеченных на 2011-2012 у.г. целей и задач явились следующие результаты деятельности ЮСОШ:


  1. Осуществлена реализация режима работы школы. Сохранена односменная система занятий. Учебная нагрузка школьников не превышает предельно допустимой нормы. Целесообразно было организовано рабочее время учителя: не было «окон» в расписании, учителям- заочникам предоставлялись методические дни. При распределении педагогической нагрузки учителям сохранена преемственность.

  2. Закрепилась устойчивая тенденция в кадровой политике, направленная на гуманизацию и демократизацию образовательного процесса, формирование учителя - профессионала, творческой личности. Из 16 педагогов -12 имеют высшее образование, 1 – незаконченное высшее (4курса ЧГУ), 2 имеют специальное среднее педагогическое, 1 среднее духовное специальное образование, 1человек имеет высшую категорию, 6 учителей имеет 1 квалификационную категорию, 5- вторую.

  3. Сохранён контингент учащихся. Повышается познавательная активность и мотивация школьников на продолжение образования, что способствует стабилизации, а в ряде случаев, и росту успеваемости и качественного уровня ЗУН учащихся. Это позволило выпускникам школы успешно сдать ЕГЭ. Из 10 выпускников 3 поступили ЧГУ, 1 -в ГНИ, 2- в нефтяной колледж, 3 выпускников получают начальное профессиональное обучение в училище №17.

Из 12 выпускников 9 класса, 8 продолжают обучение в 10 классе, 4 перевелись в заочную районную школу. Шестеро наших выпускников обучаются в педвузах и хотят вернуться в родную школу. В прошлом учебном году вернулась в школу учителем математики бывшая выпускница школы Темирблатова Л.Н. Выпускник Ламаркаев М. поступил в ЧГУ на факультет иностранного языка, что наконец-то разрешит проблему отсутствия учителя иностранного языка.
В 2011-2012 учебном году в Юбилейной СОШ функционировало 11 общеобразовательных классов, в которых обучалось на конец учебного года 139 учащихся. 100 % учащихся овладели программой на базовом уровне. На программном уровне овладели знаниями – 39% ( в прошлом учебном году-39%), по итогам годовых административных контрольных работ эта цифра составила лишь 32 %, что дает основание предположить, что оценка качества знания учителями-предметниками не всегда носит объективный характер.

К итоговой аттестации в 9 классе было допущено 12 обучающихся, в 11 классе – 10. Все выпускники успешно выдержали экзамены.

Среди мотивов выбора экзамена, как и в прошлые годы, преобладают практи -ческая значимость учебных дисциплин для дальнейшего профессионального самоопределения подростка, а также личностные интересы учащихся, уверен -ность в своих знаниях.

В 2011-2012 учебном году в 9 классе использовались следующие формы итоговой аттестации:

ГИА – алгебра, русский и чеченский язык письменно (изложение) и, по выбору - тестирование по биологии, обществознании, физике, билеты по чеченской литературе.

ГИА успешно сдали 100% учащихся.

Итоги государственной (итоговой) аттестации выпускников:

9 класс

Предметы

Сдавало

экзамены


Оценки

% уч-ся,

усвоивших

программу

на базовом

уровне


% уч-ся

усвоивших

программу

ниже базового

уровня


% уч-ся,

усвоивших

знания на

программном уровне



5

4

3

2










Чеченский язык

12

5

2

5




100

0

58

Русский язык

12

3

4

5




100

0

58

Чеченская литература

9

4

0

5




100

0

45


Физика

5

2

1

2




100

0

60

Биология

5

2

2

1




100

0

80

Обществознание

5

4

-

1




100

0

80

Алгебра (ГИА)

12

1

4

7




100

0

41

В 11 классе к сдаче ЕГЭ допущено 10 учащихся, помимо обязательных экзаменов ( русский язык и математика, выпускники выбрали для сдачи историю, обществознание, физику. 100% учащихся выдержали ЕГЭ и получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании.

Средний показатель на ЕГЭ по русскому языку составляет 47 баллов, по математике -39, обществознанию -48, по истории- 50, физике -45 баллов

Анализ итогов экзаменов будет подробно выдан ниже в аналитических справках по предметам.

Предметные кабинеты играют немаловажную роль в формировании интереса к изучаемой дисциплине.

В 2011-2012 учебном году в школе функционировали кабинеты русского языка, истории, физики, биологии. Были получены по линии Наурского РОО кабинет географии, кабинет физики, биологии и химии для малокомплектных школ. Учителя этих кабинетов много и плодотворно работают совместно с учащимися над сбором дидактического материала по предмету, приобретением и оформлением наглядности, сохранностью мебели, озеленяют свои кабинеты. В хорошем состоянии находятся кабинеты учителя начальных классов ( заведует Батырова Р.Б), русского языка(Байтазаева Д.У.), физики(Муцаев И.Н.). Администрацией школы было указано на необходимость усиления работы по тематическому и эстетическому оформлению кабинетов чеченского языка (учитель Темирбулатова Л.Н.) и начальных классов учителя Тахмалиговой Г.Ш.

В современной концепции образования огромную значимость имеет

методическое образование учителя, внедрение инновационных технологий и методов работы. Этому в немалой степени способствует работа учителей в ШМО.

В прошлом учебном году в ЮСОШ работали следующие школьные методобъединения : классных руководителей ( руководитель Туршиева З.М.), МО учителей начальных классов ( руководитель Батырова Р.Б.), МО учителей предметов гуманитарного цикла ( руководитель Муцаева З.Н.), МО учителей предметов естественно-научного цикла (руководитель Абдулхалимова М.А.). Каждое методобъединение начинало работу с анализа работы за прошедший учебный год и утверждения плана, в соответствии с которым планировалась вся их текущая деятельность.

Начальное звено:

Общеизвестно, что фундамент мотивации к учёбе у детей закладывается именно в начальной школе. Поэтому вопросы внутришкольного контроля затрагивали такие темы, как «Формы и методы работы учителя 1 класса, используемые для адаптации детей к школе, работы в условиях введения ФГОС второго поколения», «Уровень преподавания чеченского и русского языков и математики в начальном звене перед освоением основной части программного материала», «Деятельность учителя 1-го класса над развитием навыков письма, чтения и счёта», «Работа учителя 2-го класса над развитием устной и письменной речи учащихся на уроках русского и чеченского языков», «Соответствие знаний учащихся 4 класса программным требованиям и готовность их к обучению в средней школе».

Каждую четверть проводились и анализировались административные контрольные работы по предметам, проверялись техника чтения, фактическое знание таблицы. Было посещено 112 уроков в начальном звене. В результате анализа работы учителей начального звена выявилось следующее качество знаний:

В целом качество знаний по начальному звену составляет 43 % . По итогам годовых административных контрольных работ качество знаний составило лишь 39%. Особенно низким этот показатель был в 4 классе – 36% ( срез знаний -27%), учитель Тахмалигова Г.Ш. В ходе анализа итогов контрольных работ и четвертных отметок администрацией школы указано учителю Тахмалиговой Г.Ш на необъективный подход к учёту знаний учащихся, неправильное оценивание письменных работ. Из анализа вытекает, что это результат плохо налаженной учителем индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности при изучении отдельных предметов.



ШМО учителей начального звена состоит из 4 человек. На заседаниях МО учителя начальных классов планировали следующую работу:

  1. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.

  2. Взаимопосещение уроков.

  3. Сбор раздаточного и наглядного материала.

  4. Организация работы со слабоуспевающими учащимися.

  5. Организация работы с родителями.

Тупаева Малика Баудиновна (2 класс)- образование- среднее специальное, педстаж –31 год - 2-я категория, стаж работы в данной школе -26 лет. Отличительной чертой данного учителя являются доброжелательное отношение к своим ученикам. Ёе выпускников отличает любознательность, вдумчивое отношение к учёбе, умение отстаивать свою точку зрения. Уроки Тупаевой М.Б., согласно поставленным целям, достигают хороших результатов, структура урока отличается продуманностью всех этапов. Содержание учебного материала выбирается учителем исходя из индивидуальных особенностей класса. Он носит воспитывающий характер. Особенно удаются ей уроки чеченского языка и литературы. Она прививает любовь к родному слову не только среди учащихся, но и среди коллег. Знает и читает наизусть много стихов на родном языке, её учащиеся выступали на всех общешкольных мероприятиях на родном языке. На уроках развития речи дети писали сочинения и изложения на уроках чеченского и русского языков по сходным темам. Даны 2 открытых урока в 1 классе родного языка и литературы « Сан хьоме Кавказ», открытый классный час «Сан дега хазна - ненан мотт». У неё накоплен хороший методический материал. Учитель прошла курсы повышения квалификации в Грозном по введению ФГОС. Её учащиеся показали при мониторинге хорошее владение УУД.

Батырова Райман Баудиевна( 3 класс) - образование - высшее, педстаж -10 лет, 2-я категория. Учитель тщательно готовится к каждому уроку, но испытывает трудности при планировании структуры урока, отборе учебного материала. У её обучающихся не выработана мотивация к учёбе. Второклассники показали плохие результаты на контрольных срезах знаний по русскому и чеченскому языкам, чтении, математике. Трое учащихся из 10 читают ниже нормы, не могут делить слова на слоги. Поэтому работа учителя над учётом и оценкой знаний учащихся включена во внутришкольный контроль на 2012-2013 учебный год. Батырова Р.Б. проводила в августе занятия с Байсагуровым Р. И Ибахаевой Т.по русскому языку и чтению. Учителю указано на необходимость планирования индивидуальной работы с учащимися. Прошла курсы повышения квалификации в 2011 году.

Батырова Румиса Баудиновна(4 класс) - образование среднее специальное, педстаж-18 лет, 1-я квалификационная категория. Отличается требовательностью к ученикам, прививает учащимся мотивацию к обучению, воспитывает дисциплинированность Уроки построены методически верно, структура урока всегда построена в соответствии поставленным целям. Её уроки отличаются использованием всевозможных форм и методов ведения уроков, активностью учащихся. Этот учитель отличается своим ответственным отношением к обязанностям, что даёт хорошие результаты : 100% посещаемости и успеваемости, лучшие результаты контрольных срезов знаний и по технике чтения, контрольному списыванию. Качество знаний составляет 50% (5 отличников, 2 хорошистов). Учитель закончила курсы повышения квалификации в 2012 году. Ее обучающиеся занимаются проектной деятельностью. Принимали участие в региональной конференции по внедрению ФГОС в начальной школе.

В течение года ею было дано 4 открытых урока и внеклассное мероприятие. Уделяет в работе большое внимание развитию в детском коллективе сплочённости. Её учащиеся принимали участие во всех школьных мероприятиях. Батырова Р.Б. дала 3 открытых урока по чтению, русскому языку и математике. Учителем накоплен неплохой методический материал.



Тахмалигова Г.Ш (4 класс) образование– высшее, педстаж- 24 года –стаж работы в данной школе - 21 год, 1 категория. Учитель накопил большой методический материал, которым делится с коллегами. Посещённые уроки проходили на удовлетворительном методическом уровне. Активно сотрудничает она с родителями учащихся.

Но качество знаний в её классе составляет лишь 36%, при этом двое учащихся имеет по одной «3» по учебной дисциплине «Окружающий мир».

Анализ посещённых уроков выявил, что у учителя не налажена дополнительная работа с учащимися, испытывающими затруднения при изучении отдельных предметов. Помимо того, на уроках нет индивидуальной работы со слабыми учащимися. Тахмалиговой Г.Ш. указано на эти недостатки работы и предложено совместно с учителями начального звена и заместителем директора по учебной работе разработать систему работы по ликвидации этих недочётов. Решено ввести во внутри школьный контроль вопросы состояния системы опроса в школе. Работа этого учителя по учёту и оценке знаний учащихся и индивидуальной работе будет поставлена в 2012-2013 у.г. на внутри школьный контроль. Тахмалиговой Г.Ш. прошла курсы повышения квалификации в Грозном по работе в условиях введения ФГОС. В этом году она будет работать в первом классе. Работа учителя ,Тахмалиговой Г.Ш. в 2012-2013 учебном году будет поставлена под контроль администрации школы.

Открытые уроки и внеклассные мероприятия, данные учителями начальных классов, прошли они на хорошем методическом уровне. Учителя использовали разнообразные виды работ, наглядные пособия, раздаточный материал, использование на уроках цифровой технологии, сети Интернет. Большое внимание уделялось на уроках воспитательному моменту.

Анализ педагогической деятельности учителей начальных классов показывает, что они добиваются усвоения учащимися программного материала на базовом уровне и удовлетворительной грамотности. Но при этом не всегда соблюдается единство требований к устной и письменной речи учащихся. Слабо развита монологическая речь учащихся. Сказывается отсутствие опыта общения на русском языке вне стен школы, учащиеся мало читают художественную литературу. Анализ читательских карточек обучающихся выявил, что только 71 % ( в прошлом году лишь 49 %) из них пользуются услугами библиотеки. Учителям необходимо активнее включать учащихся в чтение дополнительной литературы.

Посещённые администрацией уроки учителей начальных классов были методически грамотно построены. Нормы письма соблюдались. Учителя за редким исключением правильно сочетают изучение теоретических вопросов программы с выработкой у учащихся орфографических и пунктуационных навыков, умением применять полученные ЗУН при решении задач и примеров.

Из анализов контрольных срезов по русскому языку следует , что учащимися допускаются ошибки на:

- правописание безударных гласных в корне слова;

- правописание непроизносимых и глухих согласных;

- правописание личных окончаний глаголов;

- правописание предлогов и приставок со словами;

- правописание гласных в корне слова после шипящих согласных.

Ошибки в пунктуации ( запятые между частями сложного предложения, между однородными членами предложения) допускают до 19 % учащихся.

Анализ контрольных работ по чеченскому языку показал, что больше всего ошибок допускается учащимися при написании двойных (шала элпаш) гласных и согласных букв (кх, къ, оь, уь, 1а, аь, г1, и т.п.). Вызывает затруднение различение главных и второстепенных членов предложения (до 21% учащихся). Искажают графику написания отдельных букв 9 % , неправильно соединяют буквы -10 % учащихся начального звена. Особо хочется отметить, что учащиеся 4 класса (учитель Тахмалигова Г.Ш.) до 40% допускали исправление написания букв, зачёркивание в тетрадях, на что было указано учителю.

В 2011- 2012 учебном году был усилен контроль за качеством проведения уроков чеченского языка. Во всех классах было сохранено количество часов, отводимых на изучение чеченского языка в Базисном плане, проводились все виды письменных работ: диктанты, изложения, сочинения. Причём, учителя при планировании сохраняли преемственность при изучении грамматических тем, проведении уроков развития связной речи учащихся на уроках чеченского языка и литературы.

При планировании уроков на 2012-2013 учебный год учителям начальных классов следует уделять больше внимания выполнению тренировочных упражнений, не подменяя их различными видами коллективной работы на уроке, добиваться осознанного усвоения правил орфографического и пунктуационного написания, продолжить работу по улучшению каллиграфии учащихся, добиваться единства требований к устной и письменной речи учащихся.

Наиболее слабыми сторонами математической подготовки младших школьников является недостаточное умение записывать условие и правильное решение задач из-за плохого знания русского языка, практически пользоваться геометрическим материалом. Хорошие знания по математике показали при проведении административных контрольных работ по математике учащиеся 3 класса (учитель Батырова Р.Б. 70 %) .

Контроль техники чтения учащихся начального звена выявил, что в соответствии программным требованиям читают:

1 класс-учитель Тупаева М.Б. 60 % учащихся,

2 касс- учитель Батырова Р.Б. 50 % учащихся

3 класс- учитель Батырова Р.Б. - 71% учащихся

4 класс – учитель Тупаева М.Б.. 36 % учащихся.

Лишь до 31 % учащихся начальной школы могут осознанно передать про -читанное на русском языке без наводящих вопросов. Хорошо анализируют прочитанное учащиеся 3 класса.

Анализ пробелов в знаниях учащихся показал, что необходимо продолжить работу над совершенствованием техники чтения, включая в уроки чтения упражнения с установкой на безошибочное чтение, отрабатывать у учащихся навыки самостоятельной работы с текстом. Под особый контроль администрации школы следует взять проведение уроков внеклассного чтения. Учителям необходимо посещать с учащимися библиотеку, оформить в классах совместно с библиотекарем уголки выставок книг детских писателей, журнала « Стела1ад», обучать детей вести дневники самостоятельного чтения. Проводить среди родителей работу по пропаганде чтения художественной литературы.

В 2011- 2012 учебном году было усилено внимание совершенствованию преподаванию уроков трудового обучения, изобразительного искусства, физического воспитания, уроков музыки.

Анализ посещённых уроков показал, что учителя тщательно готовятся к этим урокам, проводят их в соответствии с расписанием и тематическому планированию, не подменяя их уроками математики и русского и чеченского языков, как это наблюдалось ранее.

Уроки физического воспитания в зимний период из-за отсутствия спортзала и невозможности проводить их в коридоре с низкими потолками проводятся в ненастную и холодную погоду в классных помещениях, где учащиеся играют в настольные игры, разучивают новые физические упражнения, игры народов России и мира. Активное участие принимали малыши в смотре строя и песни, в военно-спортивной игре «Зарница».

На уроках трудового обучения у детей, развивались навыки самообслуживания, вырабатывалось умение работать с различными материалами: бумагой, тканью, клеем, тестом, пластилином, природным материалом. На каждом празднике малыши дарили учителям и мамам свои поделки, принимали участие в школьных выставках.

На уроках изобразительного искусства у детей развивалось чувство прекрасного, их знакомили с шедеврами знаменитых художников, отрабатывались навыки работы с карандашами, красками. Учитель Тупаева М.Б. учила детей передавать через рисунки своё настроение, мироощущение. В прошлом учебном году она вела интегрированный урок по трудовому обучению и изо «Художественный труд». Тупаева М.Б. дала открытый урок по чеченскому языку « Весна в родном краю». Этот урок кроме развивающего и обучающего значения имел и большое воспитательное значение.

Администрацией школы было указано на необходимость на уроках музыки развивать любовь к народной музыке, включать в уроки песни современных композиторов нашей республики, уделять больше времени слушанию музыки.

Качество ведения классных журналов в начальном звене было удовлетворительным. Без замечаний велись журналы учителей Тахмалиговой Г.Ш, Тупаевой М.Б., Батыровой Р.Б.

С 1 сентября 2011-2012 у.г. начальная школа перешла на обучение по ФГОС второго поколения. В связи с подготовкой к переходу на ФГОС в школе проведена следующая работа:

-изучена нормативно - правовая база: изучена документация, приняты локальные акты;

- подготовлены классные помещения, оснащенные интерактивными досками и компьютерами, организованы уголки отдыха;

- в первом классе проводился в течение года мониторинг овладения учащимися УУД;

- собираются портфолио достижения детей.


Предметы гуманитарного цикла.

Учителя предметов гуманитарного цикла как никто из других предметников призваны осуществлять задачу воспитывать учащихся обучая. Внутришкольным контролем охватывались вопросы « Работа учителей по развитию ЗУН учащихся на уроках русского и чеченского языков», « Система работы учителей истории, обществознания и чеченской этики по подготовке учащихся к жизни в современном мире», « Система работы учителей чеченского языка по развитию связной речи учащихся», проводились контрольные срезы знаний учащихся в каждой четверти.

В школьном методобъединении учителей предметов гуманитарного цикла 4 учителя:

Муцаева Х.Н –высшее образование, учитель русского языка и литературы, педстаж 30 лет, высшая категория.

Муцаева З.Н –высшее образование, учитель истории и обществознания, педстаж 26 лет, первая категория , руководитель МО учителей предметов гуманитарного цикла.

Байтазаева Д.У. –высшее образование, учитель русского языка и литературы, педстаж- 9 лет , вторая категория.

Темирбулатова Л.Н. –образование высшее, учитель чеченского языка и литературы, педстаж-2 года, первая категория.

Каждый учитель имел в 2011- 2012 учебном году методическую тему, над которой работал в течение учебного года, отчитался по ней на заседании МО.

На заседаниях МО учителей предметов гуманитарного цикла были рассмотрены вопросы:


  1. Организация наставничества над молодыми специалистами

  2. Обсуждение и анализ открытых уроков.

  3. Взаимопроверка и обсуждение ведения тетрадей.

  4. Подготовка и проведение предметных олимпиад.

  5. Работа по подготовке учащихся к итоговой аттестации, ЕГЭ.

  6. Творческие отчёты по самообразованию.

Учителя провели Неделю чеченского языка ( Темирбулатова Л.Н.), КВН среди учащихся 5-9 классов « В стране Занимательной грамматики», литературные вечера, посвящённые творчеству Раисы Ахматовой, А. С. Пушкину( Муцаева Х.Н., Байтазаева Д.У), викторина « Юные историки». Очень интересным получился круглый стол « Ислам о толерантности » с участием учащихся 10-11 классов, студентов медресе и имамом села ( учитель Муцаева З.Н).

Байтазаева Дагмара Умаровна, выпускница Юбилейная СОШ, вернулась работать в родную школу учителем русского языка и литературы. Она целенаправленно работает над развитием орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся, добивается серьёзного отношения к своему предмету. Пишет подробные поурочные планы, структура урока соответствует методическим требованиям. Контрольные и рабочие тетради проверяет в соответствии нормам. Ведёт работу над развитием связной речи учащихся. В 2011- 2012 учебном году Байтазаева Д.У. работала над методической темой

« Речевой контроль в условиях письменной речи учащихся». За прошлый учебный год ею даны открытые уроки по русскому языку «Закрепление знаний учащихся о правописании корней с чередованием» (5кл), « Обособленные обстоятельства» (8 кл), уроки литературы « Пьеса Н.В.Гоголя « Ревизор» Уроки доброты в рассказе Распутина « Уроки французского». Все уроки прошли на хорошем методическом уровне, учащиеся на уроках были активны. Уроки носили обучающий, развивающий и воспитывающий характер.

Обученность русскому на программном уровне в 5-8 классах согласно итогам контрольных срезов и административных работ такова:

Качество знаний по русскому языку остаётся низкой. Наблюдаются позитивные изменения в 7 классе, качество обученности на 16 % больше . В 6 классе этот показатель на 6% ниже по сравнению с предыдущим учебным годом. Контрольный срез знаний учащихся, анализ деятельности учителя выявило, то это обусловлено тем, что учитель и администрация школы стала более объективно подходить к оценке качества знаний учащихся.

Анализ контрольных срезов выявил, что учащиеся больше всего ошибок допускают в правописании безударных гласных в корне слова, правописании гласных после шипящих согласных и ц, в правописании корней с чередованием, правописании приставок. Путают части речи и члены предложения.

Байтазаевой Д. У. рекомендовано уделять больше внимания

индивидуальной работе со слабыми учащимися, отрабатывать навыки работы со связным текстом, добиваться единства требований к устной и письменной речи учащихся, регулярно проводить словарную работу на уроках. Кроме того, учителю рекомендовано пройти курсы повышения квалификации в Грозном.

В прошлом учебном году её были даны открытые уроки в 9 классе « Образы горцев в произведениях М.Ю. Лермонтова», «Тема родины в произведениях А.Блока» в 11 классе, которые прошли на хорошем методическом уровне. Учащиеся много читали наизусть, анализировали прочитанное, читали свои сочинения, выступали с докладами. Учитель и ученики сумели передать присутствующим своё восприятие поэтического творчества поэтов. В 9 классе при 100% сдаче экзамена (изложение) качество знаний составило 58 % учащиеся неплохо излагают содержание текста, но затрудняются выразить своё отношение к написанному.

В 11 классе при 100 % сдаче ЕГЭ по русскому языку, средний балл по русскому языку составил 47 баллов. Этот результат выше прошлогоднего (43 баллов). Задание «С» выполнено частично 70 % учащимися. Следует отметить, что благодаря работе учителей русского языка над текстом, обучению детей выражать своё мнение о прочитанном, определять проблему, поставленную в данном тексте, учащиеся более уверенно берутся за выполнение задания «С». Задание «Б» выполнили все учащиеся, но справились с ним полностью лишь

60 % выпускников. С заданием «А» справились все учащиеся. Учителю следует больше внимания уделять повторению сведений о синтаксисе и пунктуации, работать над развитием связной речи учащихся, обучать их аргументированному отзыву о прочитанном тексте. При общем удовлетворительном уровне подготовки школьников по русскому языку экзаменационные работы выявили слабое владение частью учащихся отдельными навыками и умениями.

В письменных (творческих) работах учащихся наблюдается бедность словарного запаса слов, речевые ошибки, неумение анализировать прочитанное и, как следствие этого, неумение выражать своё отношение к излагаемому материалу.

Обучающиеся допускают ошибки в правописании гласных и согласных в корне слова (17%), правописании гласных после шипящих и Ц ( 14%), правописании приставок и предлогов (9 %), речевые ошибки (12%).Учащимися допускаются ошибки в пунктуации сложного предложения, при обособлении членов предложения, при подписании аттестационных работ, в оформлении цитат из произведений, используемых на экзаменах.

Анализ посещённых уроков русского языка и результаты контрольных срезов показывают, что наибольшее затруднение у учащихся вызывает разграничение частей речи и членов предложения, правописание безударных гласных в корне слова, склонение числительных, правописание –ться, -тся в глаголах.

При анализе литературных произведений учащиеся (44%) не могут выразить своё восприятие произведения, провести идейно-художественный анализ. Вышеизложенный материал даёт возможность сделать вывод, что учителя на уроке литературы не уделяют должного внимания работе над литературовед- ческими терминами, не на должном уровне проходит словарная работа, не приучают учащихся анализировать восприятие художественных текстов.

Задача учителя – словесника состоит в том, чтобы обеспечить дальнейшее повышение грамотности учащихся, научить их любить слово, умению анализировать прочитанное. При планировании необходимо больше внимания уделять проведению творческих работ, развитию устной и письменной речи учащихся. Необходимо обучать учащихся работе с тестами, закреплять на уроках практические знания учащихся. Особенно актуально это при подготовке к проведению ЕГЭ по русскому языку.

Чеченский язык и литературу вела молодой специалист Темирбулатова

Лайла Нурхаджиевна Администрацией школы посещен 21 урок молодого специалиста. Отмечено, что её уроки отличаются продуманностью, любовью к родному слову. К каждому уроку она пишет развёрнутые планы, в которых отражает все этапы проведения урока. Однако материал урока рассчитан на сильного и среднего ученика, работа со слабыми учащимися поставлена слабо.

Темирбулатова Л.Н. вызывает учащихся на обсуждение прочитанного текста. Учит не механическому запоминанию и пересказыванию фактов из жизни писателей и их персонажей, а умению анализировать их. Учитель прекрасно знает материал, ведёт внеклассную работу по своему предмету, пишет на чеченском языке с учащимися стихи. Очень содержательным и красочным оказалось проведение в школе Дня чеченского языка . Учащиеся ставили спектакль по пьесе М. Ахмадова «Белхи», читали стихи чеченских поэтов и знакомили гостей со своими работами.

Темирбулатова Л.Н. добивается на своих уроках полноты и осмысленности ответов, не оставляя без внимания речевые и фактические ошибки учащихся. Каждую практическую работу завершает подведением итогов и её оценкой. Использует на уроках приёмы самостоятельной группировки учебного материала, привлечение новых фактов, приёмов при обучении.

58% учащихся 9 класса написали экзаменационное изложение на программном уровне. Работа над развитием речи ведётся на хорошем методическом уровне, соблюдается единства требований к устной и письменной речи учащихся. Учащихся умеют связно излагать мысли на письме, но затрудняются выразить своё отношение к излагаемому материалу, правильно оформлять надписи в тетрадях. Допускают речевые ошибки в изложении текста.

Анализ посещенных уроков и итогов аттестационных работ по чеченской литературе – 45% - показал, что учащиеся хорошо знают тексты программных произведений, приучены анализировать прочитанное. Много знают наизусть стихов, помимо программных, читают литературные журналы «Орга», « Вайнах». Но при этом отсутствует практика литературоведческой работы над поэтическим текстом, отсутствует практика различения жанровых особенностей того или иного произведения.

Учителю рекомендовано работать на уроках литературы над развитием ЗУН, идейно- художественного анализа произведений, различению жанровых особенностей литературных произведений, учить аргументировать пересказ цитатами из текста, развивать культуру чтения учащихся

Анализ посещённых уроков и административных контрольных работ по чеченскому языку выявил, что до 19 % ошибок допускается при склонении существительных по падежам, при написании двойных букв (до 29 % ). До 39 % учащихся затрудняются найти второстепенные члены предложения. Учителю рекомендовано отрабатывать навыки различения на письме двойных гласных и согласных(шалха элпаш), правописания удвоенных согласных ( шала элпаш), првописания частиц со словами (дакъалг).Учителю рекомендовалось выдерживать количество часов, отведённых на развитие речи в соответствии с программными требованиями. Рекомендовано также учителям чеченского и русского языков соблюдать преемственность при изучении морфологии, синтаксиса языков, при изучении отдельных тем по орфографии проводить сравнительный анализ, проводить изложения и сочинения по исходной тематике.

Историю и обществознание ведёт опытный учитель Муцаева Залпа Назаровна

При выборе метода обучения этот учитель руководствуется общей целью воспитания и конкретной дидактической целью данного урока, учитывает характер материала урока, уровень подготовленности учащихся к изучению учебного материала. Учитель на уроках обществознания устанавливает отношение ученика к изучаемой дисциплине, влияющей на формирование его взглядов и убеждений, применяет разнообразные нетрадиционные формы опроса: уроки-диспуты, круглые столы, урок- конференция, доклады, рефераты, сообщения учащихся, тестирование. На уроках МХК она развивает художественный вкус учащихся, рассказывает о художниках, писателях, композиторах разных времён и народов, устанавливая их общечеловеческую сущность гуманизма, оптимизма, веры в бога. Надолго запомнились учащимся и гостям открытые уроки « Искусство эпохи Возрождения», «Жил- был художник один…» о грузинском художнике Нико Пиросманишвили. Её учащиеся принимают активное участие в районных олимпиадах по истории и обществознанию. Её выпускники успешно обучаются на историческом факультете ЧГУ.

Ежегодно её предметы учащиеся выбирают для аттестации и успешно его сдают .

В 2012- 2013 учебном году она будет вести элективный курс по социологии в 9 классе, на которых будет знакомить учащихся с закономерностями развития человеческого общества. Анализ целесообразности введения этого курса выявил, что курс элективный «Социология» оказывает практическую помощь при подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию,92% обучающихся и их родителей положительно относятся к введению этого курса.

Анализ посещённых уроков и результатов итоговой аттестации показывают, что ученики Муцаевой З.Н. умеют при ответах поставить исторические события и факты в соответствующие причинно-следственные связи и на этой основе подойти к определённым обобщениям и выводам, успешно владеют терминологией. Умеют работать со справочной литературой. Но испытывают трудности при работе с картами. Учителю рекомендовано отрабатывать навыки работы с картами, атласами.

Уроки чеченской этики преподавала учитель Муцаева З.Н.. На этих уроках учащиеся воспитываются на лучших традициях и обычаях нашего народа, учатся сравнивать отношение других народов к тем или иным явлениям. При этом ведущим является принцип толерантности , уважительного отношения к мировоззрению других людей. Учащиеся на этих уроках ведут записи чеченских пословиц, поговорок, песен, анекдотов, игр. Подготовили и провели для молодёжи села вечера «Синкъерам» ( инсценировка по произведениям М.Ахмадова), « Песня- душа народа», ведут «летописи» истории своих семей.

В этом году необходимо продолжить работу над воспитывающим обучением подрастающего поколения.

В 2011-2012 у.г. было продолжено изучение нового предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» в 5 классе. Уроки ОРКСЭ вела учитель начальных классов Батырова Р.Б., которая прошла курсы повышения квалификации по этой учебной дисциплине. Администрацией школы отмечено, что эти уроки проходили на высоком методическом уровне. Учитель использовал при проведении занятий разнообразные формы и методы поведения уроков. Дети с интересом узнали о существовании мировых религий, познакомились с основами исламской культуры, учились милосердию, бережному отношению к природе, ко всем живым существам, толерантному отношению к другим религиозным концессиям. 100%родителей отметили положительное отношение к этому предмету.



Предметы естественно- математического цикла.

Учителя предметов естественно-математического цикла дают учащимся представление о целостности материального мира, учат наблюдать, объяснять и анализировать явления, устанавливать суть, закономерность тех или иных процессов в природе и , самое главное, находить практическое применение в повседневной жизни этим наблюдениям.

Внутришкольный контроль охватывал в 2011/ 2012 учебном году следующие вопросы по этому циклу предметов : « Система работы учителя географии по учёту и оценке знаний учащихся по предмету», « Изучение сформированности ЗУН по физике и химии учащихся 7, 9, 11 классов», «Система работы учителя математики Мазаевой Х.Х. по формированию ЗУН учащихся в 7-11 классах» , «Методика повторения учебного материала при подготовке к итоговой аттестации на уроках математики», контрольные срезы знаний учащихся в каждой четверти.
Абдулхалимова Майзан Абусупьяновна, образование высшее, педстаж 11 лет, 12 разряд, ведёт уроки географии. Она проводит по предмету викторины, готовит с учащимися доклады, сообщения, проводит экологические экскурсии.

Анализ посещённых и открытых уроков географии выявил ,что учитель Абдулхалимова М.А. обращает особое внимание на формирование у школьников материалистических понятий о природных явлениях, на воспитание у них рационального, разумного подхода к освоению природных ресурсов, развивает бережное отношение к окружающей среде. Она уделяет большое внимание выполнению практической части учебной программы по географии: экскурсии, навыки ориентирования на местности, составление карт близлежащей местности. Учитель дважды побывала на курсах повышения квалификации в Грозном, собрала большую методическую библиотеку. Абдулхалимова М.А. использует на уроках различные методы работы и включает их в учебный процесс постепенно один за другим по мере их усвоения. Обученность географии по итогам административных контрольных работ составляет 50 %. Но есть в работе учителя и негатив. Стараясь выложить за урок весь запас своих знаний по видам различных работ, учитель часто приводит учащихся к непониманию темы, неумению выделять главное. Что не может не отразиться на качестве знаний по предмету. Общий показатель обученности географии составляет по школе лишь 39%. Учителю рекомендовано тщательно отбирать методы и формы работы на уроке над учебным материалом, продумывать целесообразность использования тех или иных приёмов изложения темы, чётко соблюдать структуру урока, взаимосвязь его этапов. Также учителю рекомендовано отрабатывать у учащихся навыки работы с различными видами географических карт, которые в большом количестве имеются в кабинете географии.


Уроки химии и биологии в 9-11 классах вела молодой специалист Алемханова Зура Генадевна, образование высшее, педстаж 5 лет. Она неплохо владеет теоретическим материалом. Пишет подробные развёрнутые поурочные планы, посещает уроки более опытных коллег. Администрацией школы посещено 14 уроков учителя . Анализ посещённых уроков показал, что учитель испытывает трудности , свойственные молодому специалисту: при хорошем теоретическом планировании материала уроков, структуры его этапов, она часто допускает промахи при ведении урока. Плохо владеет классным коллективом. Также практическая часть программы по химии выполняется не в полном объёме из - за отсутствия химических реактивов и лабораторного оборудования в школе. Алемхановой З.Г. рекомендовано больше внимания уделять решению химических уравнений, привести количество лабораторных и практических работ в соответствие с программой, работать над закреплением знаний учащимися химических терминов и названий химических элементов. Пятеро учащихся 9 класса выбрали для сдачи экзаменов биологию. 80% обучающихся овладели биологией на программном уровне. : учащиеся показали хорошие знания по биологии ,особенно по разделу «Человек»; правильно оперировали биологическими терминами, классифицировали виды животных, растений. Но вызвало затруднение выполнение практической части заданий по профилакти- ке заболеваний подростков, гигиене питания, перечисление лекарственных трав, произрастающих на территории ЧР, Наурского района.

Учителю рекомендовано на уроках биологии включать выполнение практических заданий, использовать краеведческий материал, работать над развитием умения применять терминологию по изучаемой теме, регулярно проводить словарную работу

Подготовка биологически и экологически грамотного человека, умеющего наблюдать и объяснять химические и биологические процессы в природе, в живом организме, знающего представителей фауны и флоры родного края – вот цель которую ставит перед собой учитель биологии Туршиева З.М., образование высшее, педстаж 18 лет. Анализ посещённых и открытых уроков, итоги контрольных срезов показывают, что уроки этого учителя отличаются системностью, продуманностью всех этапов, а также выбором содержания учебного материала, исходя из индивидуальных особенностей класса. Её уроки носят ярко выраженную практическую направленность : ученики изготавливают гербарии растений, семян. Причём, сами классифицируют растения по классам и видам. Туршиева З.М. использует разнообразные формы работ. Здесь и работа с карточками, и индивидуальная работа у доски, и фронтальный опрос. Учащиеся готовили к её урокам рефераты, используя дополнительный материал, выполняют дома практические задания, обобщая результаты опытов на уроке. Также при подготовке домашнего задания по биологии учащиеся зарисовывали свои наблюдения и ответы, а потом устно аргументировали их. Она собрала с помощью самих учащихся хороший раздаточный материал. Всеми проверяющими отмечается её профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к своему предмету. Методика работы Туршиевой З.М. позволяет ей выходить на хороший уровень выучивания: ЗУН учащихся по предмету имеют прочный характер. Учителю рекомендовано продолжить работу над развитием ЗУН учащихся по предмету.
Муцаев Ибрагим Назарович, Педстаж, 14 лет, 1-я категория, образование высшее. Прошёл курсы квалификации учителя информатики (2009) и физики (2010г.). Он знает и любит свой предмет, владеет методикой ведения урока, обеспечивает практическое закрепление полученных теоретических знаний учащихся. Развивает любознательность, желание разобраться в сути природы физических явлений. Учитель эрудирован, поэтому интересен детям. На его уроках чётко прослеживаются межпредметные связи с математикой, химией, биологией, географией. Использует на уроке компьютерную технику. Ведёт уроки информатики, отвечает за точку доступа в Интернет в школе. Учитель работает над методической темой « Гуманитаризация физического образования». Ведёт внеклассную работу по своему предмету. В течение учебного года провёл совместно с учителем математики Мазаевой Х.Х. КВН по математике, Неделю физики и математики в школе, вечер «Чудеса физики», викторины , конкурс юных эрудитов. Анализ посещённых уроков, контрольные срезы знаний , итоги административных контрольных работ показали, что учащиеся хорошо владеют физическими понятиями, терминами, правильно применяют на практике физические законы, могут объяснить суть физического явления. До 40 % учащихся показали хороший уровень обученности физике, по школе качество знаний по физике 39 %. На ЕГЭ учащиеся показали неплохой показатель обученности по физике - 45 баллов в среднем.

Есть в работе не только позитив. Учащиеся не на достаточно высоком уровне владеют расчётными навыками при решении физических задач, испытывают затруднения при переводе одних физических единиц в другие ( Вт – кВт, дж - кДж и т.п). Практическая часть программы по физике выполняется не в полном объёме из-за отсутствия физических приборов для проведения лабораторных работ, физических измерений.

Математика служит в школе опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Без математической подготовки невозможна постановка образования человека в современном обществе.

Уроки учителя математики Мазаевой Хавы Хамедовны, педстаж 8 лет, образование – высшее, отличаются чёткостью поставленных целей и задач. Она учит детей логически мыслить, применять знания по геометрии в условиях повседневной жизни. Через математические игры, викторины, головоломки прививает любовь к своему предмету.

Мазаева Х.Х. использует на уроке дифференцированный подход к учащимся. Сильные ученики работают по индивидуальным карточкам, выступают в роли экспертов и консультантов у своих товарищей на уроках. Она обеспечивает слабых учащихся посильными заданиями, что не может не вызывать у учащихся положительное отношение к предмету, вызвать мотивацию к учёбе. Учащиеся 9 класса показали на экзаменах 41% качества знаний по алгебре. При относительно благополучных результатах следует отметить, что учащиеся плохо справились с разложением на множители, сокращением дроби, решением задачи. Допущены ошибки при построении графика функции.

При сдаче ЕГЭ учащимися 11 класса допущены ошибки при выполнении заданий «А» - 20 %, с заданием «В» справились полностью лишь 36 % учащихся, к решению задания «С» приступили двое учащихся в среднем учащиеся набрали 39 баллов. Учителю рекомендовано включать при планировании материала уроков упражнения, требующие повторения умения использовать эти знания, развивать на уроках математики расчетно – вычислительные навыки учащихся.

У учителя большой позитив: она любит свой предмет и детей, посещает уроки опытных коллег, работает над повышением собственного педагогического мастерства, прошла курсы повышения квалификации.
Физическая культура и ОБЖ.

Важное место в жизни школы занимает физкультурная массовая работа, здоровье сберегающая деятельность, работа по привитию навыков безопасной жизнедеятельности в современном мире. Именно поэтому на внутришкольном контроле стоял вопрос «Эффективность уроков ОБЖ и физической культуры по воспитанию навыков безопасной жизнедеятельности в современном мире».

Проводился общественный смотр знаний по ОБЖ с привлечение в комиссию медработника, пожарного, участкового милиционера, представителей родительского комитета.

Анализ посещённых уроков, результатов срезов ЗУН учащихся, показывают, что учитель ОБЖ Абдулхалимова М.С. ведёт плодотворную работу по выработке у учащихся навыков безопасной жизнедеятельности. При посещении уроков администрацией школы указывалось на высокий уровень практической направленности уроков ОБЖ. Учащиеся Абдулхалимовой М.А. умеют правильно оказывать первую медпомощь при кровотечениях, переломах, ожогах, ушибах, отравлениях. Знают как нужно вести себя , если они вдруг окажутся заложниками, найдут взрывчатые вещества и предметы. Изучают правила дорожного движения. Хорошо знают и определяют лекарственные травы нашей республики. Учитель ввёл в школе традицию каждое 8 мая проводить « Зарницу». С прошлого года по многочисленным просьбам детей и родителей в ней принимают учащиеся и 1-4 классов. Учителю было рекомендовано продолжить работу по развитию навыков безопасной жизнедеятельности, усилению практической направленности уроков ОБЖ, активизировать работу по пропаганде здорового образа жизни.

Уроки физического воспитания ведёт учитель Исаев Арби Саидович. Из-за отсутствия спортзала и неприспособленности школьного здания (отсутствие шумоизоляции, низкие потолки, узкий коридор) активное занятие физкультурой возможно лишь на воздухе при благоприятной погоде. Тем не менее, учитель пропагандирует здоровый образ жизни среди учащихся и молодёжи села. Стало традиционным в школе проведение Дня Здоровья, осеннего и весеннего марафонов, Весёлых стартов, в которых принимают участие и взрослые. На уроках физкультуры на воздухе дети выполняли интересные упражнения на этапе разминки. Отрабатывались легкоатлетические упражнения. Дети с удовольствием сдают спортивные нормативы, выезжают на соревнования в район и занимают там призовые места. Особенно по лёгкой атлетике, футболу и волейболу. Учителю указано на необходимость оборудования спортивной площадки турниками, прыжковой ямой, беговой дорожкой. При посещении уроков также было указано на то, что учитель будучи неспециалистом слабо владеет спортивными командами, терминологией. Учитель работает над самообразованием, выписывает методическую литературу, посещает уроки опытных коллег из других школ.

Трудовое обучение – важное звено в становлении и воспитании личности ребёнка. Недостатком уроков трудового обучения в ЮСШ является то, что они носят больше теоретическое направление, чем практическое. На что и было указано учителю Туршиевой З.М. При посещении её уроков администрацией школы, ей указано о необходимости максимально приблизить учащихся к участию в сельском труде, важно развивать у ребёнка навыки самообслуживания. Учитель учёл эти замечания и при планировании учебного материала на 2011- 2012 учебный год включила уроки по развитию навыков самообслуживания у учащихся, сезонной работе на пришкольном участке. Тем более, что Туршиева З.М. сама очень хорошо шьёт, мастерит поделки из природного материала, умеет консервировать продукты, готовить несложные закуски и салаты.

Уроки ИЗО ведёт Исаев А.С. наряду с обучением детей навыкам владения карандаша, умения рисовать красками учитель уделяет большое внимание развитию у учащихся художественного вкуса, эстетическому воспитанию учащихся. Он проводит беседы о художниках, рассказывает об их картинах, сопровождая свой рассказ репродукциями картин. Такие уроки очень нравятся детям. Они постигают на этих уроках мир прекрасного, учатся передавать своё восприятие мира через рисунки. Учитель проводит в школе выставку работ юных художников, которую с удовольствием посещают не только ученики, но и их родители.


следующая страница >>