Американский трансцендентализм как национальное проявление романтически - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Американский трансцендентализм как национальное проявление романтически - страница №1/1





Содержание

Введение... 3

Глава I. Литературные метафоры американского трансцендентализма в творчестве Айвза

§1. Американский трансцендентализм как национальное проявление романтически-

трансценденталистского мировоззрения... 11

§2. Манифестация основных идей композитора в

литературном наследии... 48

Глава II. Музыкальные метафоры американского трансцендентализма в творчестве Айвза

§1. Вокальные сочинения («114 песен», «Небесная

страна»)... 73

§2. Программно-инструментальная музыка

(«Конкорд-соната», «Вселенная»)... 112

Заключение... 156

Приложение. Нотные примеры... 160

Список литературы... 170

Введение

ВВЕДЕНИЕ

Фигура самого парадоксального и загадочного американского композитора, одного из основателей американской национальной композиторской школы (теперь уже классика американской музыки XX века) Чарльза Айвза давно и довольно устойчиво привлекает внимание широкого круга специалистов и любителей музыки. Его сочинения постоянно звучат на концертах (особенно в Америке, где музыку Айвза исполняют не реже, чем раз в месяц1), записываются и перезаписываются на медиа-носителях, им посвящены специальные сайты в интернете. В связи со 130-летием со дня рождения композитора и 50-летием со дня его смерти в 2004 году пианистом Хиттером О Доннелом (Германия) был организован музыкальный проект «Ответы Айвзу», в котором приняли участие композиторы из Англии, Бельгии, Канады, США и Германии. Фестивали, посвященные композитору, |' прошли в Нью-Йорке и Денбери (на родине Айвза) в 2004-2005 гг. Одним из

i ярчайших событий последнего десятилетия стала европейская премьера на

I • 38-м Международном фестивале современной музыки в Варшаве симфонии

1 Айвза «Вселенная», законченной по эскизам композитора Ларри Остином.

Интерес к творчеству Айвза со стороны исследователей также можно

? назвать стабильным. Первая монография, написанная Г.Коуэллом и его

женой С.Коуэлл, появилась в Америке еще в 1955 году (2-е издание - в 1974).

В 70-е годы XX века в связи со 100-летием композитора был написан целый

| ряд фундаментальных исследований, посвященных разным сторонам его

, творчества. Достижением российского музыкознания стали две серьезные

монографии (С.Павлишин, 1978 и А.Ивашкина, 1999), диссертации В.Кисина

(1982), О.Соколовой (1992), Н.Мурзиной (2000).

Стремление к осмыслению специфики музыкального мышления Айвза, музыкального языка и формы его сочинений инициирует повышенный

Поданным сайта: http://www.musicweb.uk.net/Ives.htm

интерес к мировоззрению этого композитора-мыслителя. Все исследователи указывают на характерное отношение Айвза к музыке, которая была для него «способом существования, восприятия и толкования мира»1. Работая страховым агентом, чтобы сочинять независимо и свободно, он «расширил рамки искусства как такового, фактически сделав его частью реальности... Грань искусства и неискусства практически стирается; творчеством становится не только сочинение музыки, но и работа в страховой компании, политическая деятельность, разговор с людьми, прогулка, общение с миром, размышление о нем»2. Свои идеи Айвз неоднократно высказывал в литературной форме эссе («Эссе перед сонатой», «Мемос», «Послесловие» в «114 песнях» и др.).

Среди множества явлений, оказавших большое влияние на творчество композитора, особенно выделяется американский трансцендентализм3. Однако вопрос о степени воздействия и характере взаимоотношений американского трансцендентализма с творчеством Айвза до сих пор остается открытым. В 30-е годы XX века близкий друг композитора Генри Белламен назвал наследие Айвза «музыкальным эквивалентом духовных ценностей философии трансцендентализма и человеческого опыта». В 80-е годы появляется «второй взгляд» на данную проблему. В своей книге «Чарльз Айвз. Идеи, стоящие за его музыкой» П.Бургхолдер утверждает, что помимо трансцендентализма, во взглядах Айвза на мир и искусство заметно множество других влияний, в числе которых он называет пуританизм, круг философских интересов его семьи и жены (Гармонии Твитчел), политические и социальные явления. Автор делает вывод: «Наше понимание музыки композитора должно основываться на самой музыке, ее концепции, такой, какой она представлена в каждой пьесе. Айвза рассматривали как авангардиста композиторы-авангардисты, как

1 Ивашкин А. Чарльз Айвз и музыка XX века. М., 1991. С.49.

2 Там же. С.53.

3 Само понятие американского трансцендентализма будет рассмотрено позднее.

трансценденталиста те, кто был склонен видеть в его музыке мистические идеи и как американского национального композитора те, в ком сильнее всего был патриотизм. Каждый из этих взглядов неполон и лишь частично отражает сложное явление... Ключ к пониманию музыки Айвза лежит не в трансцендентализме «Эссе» или экспериментаторстве «Мемос», но в простом знании фактов биографии, эволюции идей и, соответственно, методов его композиции»1. И все же исследование Бургхолдера — лишь первый шаг на пути решения проблемы в силу намеренного ограничения именно идеями, в то время как влияние порожденных трансцендентализмом идей на методы композиции остаются за пределами внимания.

Среди сравнительно немногочисленных исследований об Айвзе на русском языке преобладают работы аналитического характера. Это дипломные работы Н.Дроздецкой, М.Дубинской, диссертации В.Кисина, О.Соколовой, Н.Мурзиной, глава диссертации Е.Евсеевой, посвященная «Конкорд-сонате» . Названные авторы не ставят перед собой задачи специального изучения творчества Айвза в его связях с американским трансцендентализмом, но при этом, конечно, опираются на предпосылку, удачно обобщенную в высказывании М.Рахмановой: «Никто ныне не пишет так, как Чарльз Айве, потому что никто не живет в том философском и музыкальном мире, в котором он жил»3. Иными словами, при анализе музыкального наследия композитора в большей или меньшей степени учитывается влияние трансцендентализма, но множество ценных наблюдений при этом не складывается в систему.

В монографии А.Ивашкина творчество Айвза рассматривается в контексте целого ряда культурных явлений: «Демократические, религиозные

1 Burkholder P. Charles Ives. The Ideas Behind the Music. New Haven and London, 1985. P.6.

2 Дроздецкая Н. Песни Айвза. Горький, 1978; Дубинская М. Гармония Айвза: традиции и новаторство. М., 1979; Кисин В. Чарльз Айвз в свете демократических традиций культуры США. Л., 1982; Соколова О. Симфонизм Айвза. М., 1992; Мурз и на И. Принципы формообразования в крупных инструментальных сочинениях Ч.Айвза. М., 1999; Евсеева Е. Фортепианная соната в творчестве композиторов XX века. М., 1988.

3 Рахманова М. Чарльз Айве // Сов.музыка, 1971. №6. С.104. В цитате и названии сохранено правописание фамилии в первоисточнике с буквой «с» на конце.

\ У движения, выступления аболиционистов, философия трансцендентализма,

усиливающийся интерес к Востоку, появление критического реализма,

, «t расцвет социальной и политической сатиры... Все направления американской

мысли сплелись в последней четверти XIX века в единый клубок, с которым

пришлось столкнуться Айвзу»'. Такое расширение контекста позволяет

обрисовать панораму американского искусства современной Айвзу эпохи,

j показать его роль в возникновении новых тенденций музыки XX века, но не

С дает возможности полностью объяснить специфику мышления композитора,

определяющую его творческий метод и, соответственно, весь комплекс

языковых средств. Важно и то, что со времени выхода этой последней

I крупной монографии на русском языке прошло более 10 лет. За этот период

'« изменились многие установки российского музыковедения, в частности,

': усилился интерес к духовным аспектам музыкальной культуры. Новый

материал для исследования дает публикация издательством «Peer» рукописи

неоконченной симфонии Айвза «Вселенная». Таким образом, назрела

необходимость специального обобщающего исследования, которое опиралось

бы как на накопленный в науке богатый аналитический опыт, так и на новый,

i еще не введенный в отечественное музыкознание, материал.

Одной из причин скромного (по сравнению с западным) в свете

| указанной проблематики положения в российском музыкознании, вероятно,

. « является сложность доступа к музыкальному наследию композитора,

поскольку как записи, так и ноты, предоставлены в распоряжение

исследователей далеко не полно. На фоне практически не сформировавшейся

исполнительской традиции (можно говорить лишь об эпизодическом

звучании айвзовских сочинений) в России изданы партитуры Третьей

\ симфонии, «Вопроса, оставшегося без ответа», Вторая и Четвертая сонаты

для скрипки и фортепиано, Соната на трех страницах, отдельные части из

Первой и Второй фортепианных сонат. Некоторые сочинения, исполненные

Г.Рождественским, А.Любимовым, Т.Гринденко и др., записаны на

Ивашкин А. Чарльз Айвз и мушка XX века. С.53.

пластинках. Многочисленные компакт-диски, появляющиеся за рубежом в последнее время, малодоступны.

В круг исследования включены материалы, которые были получены

автором диссертации в результате зарубежной командировки и общения по

» интернету с отечественными и американскими специалистами. Это

«V*

f литературные («Эссе перед сонатой», «Мемос»1) и музыкальные («114



<' песен», «Небесная страна», «Конкорд-соната», «Вселенная») сочинения

Айвза. Выбор последних обусловлен соответствующими программными установками композитора, воплощенными в произведениях разных жанров: от вокальной музыки, достаточно ясно выявляющей его намерения, до программно-инструментальной, в которой авторские установки выражены менее определенно. Важным фактором при отборе произведений послужила и степень их изученности (от популярных в среде исполнителей и исследователей «114 песен» и «Конкорд-сонаты» до малоизученных произведений — кантаты «Небесная страна», неоконченной симфонии «Вселенная»).

Включенность творчества Айвза в круг проблем американского трансцендентализма, его тесная связь с этим явлением вызвали необходимость парадигматического подхода к его изучению. Целостное изучение творчества Айвза в парадигме американского трансцендентализма предполагает следующие задачи: прояснить содержание термина «трансцендентализм», выявить сущность «американского

трансцендентализма» как его национально-исторической разновидности, сравнить философско-эстетические идеи Айвза, высказанные в его литературных работах, с воззрениями трансцендентал истов, проанализировать музыкальные произведения, наиболее ярко репрезентирующие эти идеи, и выявить соответствующий комплекс языковых средств.

1 Поскольку эти работы изданы на я$ыке оригинала, многие цитаты приведены в переводе автора диссертации.

Семантическая многослойность музыки Айвза, ее идейная нагруженность, обусловленные комплексной (синтетической) природой трансцендентализма, значительно усиливают метафоричность его языка. Отдельные тембры, мелодии, ритмы, цитаты, типы формообразования и фактуры, широкое использование слова и т.д. - практически каждый элемент в его произведениях приобретает особый смысл, становясь музыкальной метафорой трансцендентализма. Этот постоянный выход за пределы «чистой музыки», в свою очередь, во многом повлиял на методы исследования, находящиеся на пересечении музыковедения с лингвистикой. Не следуя какому-то определенному направлению в области музыкальной лингвистики, автор диссертации тем не менее использует такие понятия, как текст, «гено-текст», «фено-текст».

Из всего многообразия понятий текста избрано наиболее широкое, обозначающее «последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и целостность»1. При рассмотрении некоторых произведений Айвза к тексту относится совокупность вербальных и музыкальных знаковых единиц2. Широкое понимание текста необходимо при обращении к «114 песням» и неоконченной симфонии «Вселенная». В обоих случаях при акустической реализации произведения многое из того, что написано в нотах (ремарки, примечания, поэтические и прозаические тексты и т.д.), останется за пределами слушательского восприятия. Однако при «зрительном» восприятии (что особенно актуально при обращении к рукописи «Вселенной») эти штрихи существенно дополняют наши представления как о произведении, так и об особенностях мышления их создателя.

Понятие известного французского структуралиста Р.Барта «гено-текст» вводится по отношению к кантате «Небесная страна» и означает перенос

1 Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С.507.

При употреблении выражения «текст песни» мы имеем в виду традиционное «узкое» понимание текста как поттической основы в жанрах взаимодействующей музыки. Узкое понимание текста как правило конкретизируется специальным указанием: поэтический текст, прозаический текст, музыкальный текст и т.д.

акцента исследовательского внимания с «семиологии структуры» на «семиологию структурирования».

Иными словами, в избранном ракурсе изучения творчества Айвза кантата интересна не столько как артефакт (или «фено-текст» как сложившаяся структура), обладающий самостоятельной художественной ценностью, сколько как начало «динамического процесса означивания, проникновения в кипящую магму «смыслов» и даже «предсмыслов»1, связанных с трансценденталистским мироощущением композитора.

Существенной проблемой на пути исследования творчества Айвза в парадигме американского трансцендентализма становится неясность самого понятия «американский трансцендентализм». Несмотря на частоту использования этого термина в работах, посвященных культуре Америки 30-50-х годов XIX века, он не имеет однозначной трактовки и всякий раз в зависимости от ракурса исследования наполняется новым содержанием (форма духовности, религия, литературное направление, философия и т.д.).

В современных философско-энциклопедических словарях понятие американского трансцендентализма либо отсутствует, либо трактуется как философия (идеализма, неоидеализма). Впрочем, правомерность такого определения может быть поставлена под сомнение, поскольку невозможно утверждать ни о наличии в американском трансцендентализме целостной философской системы, ни о ярко выраженном стремлении его представителей к такой системности. Это подтверждается многочисленными высказываниями самих трансценденталистов, и наблюдениями американских исследователей, отмечавших в трансцендентализме крайнюю «неоднородность, отсутствие логики, ясности и даже обыкновенной последовательности»2. Именно поэтому, вероятно, американский трансцендентализм даже не упоминается в

1 Косиков Г. Ролан Барт - семиолог, литературовед // Барт Р. Избранные работы. М., 1989. СП.

2 Simpson D. Transcendentalism: http://encarta.msn.com.

единственной специальной монографии, посвященной философии трансцендентализма1.

В советский период в отечественном литературоведении и, соответственно, музыковедении акцентируются, как правило, социально-демократические аспекты этого многопланового явления (даже В.Конен, например, называет его представителей «идеологами американского утопического социализма» ); в западном — религиозно-теологические.

Отсутствие единства во взглядах исследователей на суть американского трансцендентализма и необходимость более четкого обозначения одного из ярчайших явлений американской культуры, оказавших, безусловно, огромное воздействие на Айвза, вызывает потребность в более внимательном его изучении. Эту задачу призван решить специальный раздел в первой главе настоящей диссертации. Итак, обратимся вначале к определению границ и объема одного из ключевых понятий, без которого невозможен дальнейший анализ музыкальных произведений Айвза, — к «американскому трансцендентализму».

1 Шуман А. Трансцендентальная философия. М., 2002.

2 Конен В. Пути американской музыки. М., 1977. С.19. История американской литературы. - Под ред. Самохвалова. 4.1. М., 1971. В 90-е годы XX века ситуация несколько изменилась. Так, в новых публикациях по истории американской литературы трансцендентализм рассмотрен более объективно. Однако авторы не ставят перед собой задачи дать определение американскому трансцендентализму, выделяя лишь отдельные его черты. См., например: История литературы США. Т.2. Литература эпохи романтизма. М., 1997.

10

11



ГЛАВА I

ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕТАФОРЫ АМЕРИКАНСКОГО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ АЙВЗА

§1. Американский трансцендентализм как национальное проявление романтически-трансценденталистского мировоззрения

Как уже отмечалось, понятие «американский трансцендентализм» не имеет однозначной трактовки в исследовательской литературе, посвященной американской культуре XIX века. Напротив, всякий раз в зависимости от ракурса исследования оно наполняется новым содержанием и в разных случаях может обозначать:

1. Философское и литературное течение в США 30-50-х годов XIX века, объединявшее представителей радикальной интеллигенции и формировавшееся вокруг бостонского «Трансцендентального клуба» и журнала «The Dial»1.

2. Исходный пункт неоидеализма Эмерсона, философию идеализма2.

3. Трансцендентальную религию, имевшую как литературную (эссе), так и религиозную (проповедь) формы выражения3.

4. Философское, литературное, социальное и теологическое движение4.

5. Прагматическую философию, состояние умов, форму духовности5.

В определениях либо акцентируются разные аспекты деятельности американских трансцендентал истов (философский, теологический,

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.693; Зарубежная литература XIX века. Реализм. М., 1990. С.367; Simpson D. Transcendentalism: http://encarta.msn.com; Wilson L. P. Transcendentalism: http://www.concordma.com.

2 Философский энциклопедический словарь. М., 1999. С.460; Философская энциклопедия. М., 1970, Т.5. С.254, Покровский Н. Генри Торо. М., 1983.

3 American Minds. A History of Ideas / Ed.by S.Persons. Malabar. Florida, 1983. P.221-222.

4 A National Literature and Romantic Individualism in Romanticism, eds. James Barbour and Thomas Quirk. NY:Garlanu, 1986,3-24.

s Reuben P. Perspectives in American Literature: http://www.csustan.edu/english/reuben/pal/chap4/4intro.html

77

\



художественный, социальный), либо все эти аспекты объединяются универсальной формулировкой - форма духовности.

В пользу трактовки термина американский _трансцендентализм_как философии могут быть приведены размышления Н.Покровского, который развивает вслед за своими зарубежными коллегами идею «ранней американской философии». Тем самым исследователь вступает в полемику с общепринятой в философской литературе традицией, согласно которой начало классической американской философии связывается с именем основателя прагматизма Ч.Пирса. В рамки доклассической (или ранней) американской философии попадает период с 1620 года до первой половины XIX века, который, в свою очередь, условно делится на 1) пуританизм (с 1620 года) как идейную основу переселения англичан, господствующую силу в духовной и общественной жизни; 2) просвещение (вторая половина XVIII века) как идейно-социальное движение; 3) романтизм (первая половина XIX века) как первую форму критической рефлексии национального философского сознания1.

Несмотря на то, что Н.Покровским исследован только первый период (пуританизм), можно считать, что трансцендентализм относится к третьему периоду предложенной классификации ранней американской философии. Этот же автор в своей небольшой работе, посвященной Торо, рассматривает взгляды «уолденского отшельника» именно с философских позиций. Однако он с существенной оговоркой называет раннюю американскую философию именно философией. Покровский отмечает, что у американцев с самого начала отсутствовал интерес к традиционным для Европы спекулятивным (теоретическим) формам философствования, поэтому она имеет ряд специфических национальных особенностей, таких

1 Покровский Н. Ранняя американская философия. М., 1989. С.11-12.

12

как тесная связь с социальными коллизиями американского общества и религиозным сознанием1.



Некоторым аргументом в пользу расширенного понимания философии по отношению к американскому трансцендентализму может служить и тот факт, что он существовал в рамках романтического мироощущения, для которого была характерна особая синтетичность проявления. Хорошо известно, что «романтики впервые попытались соединить точку зрения философии с точкой зрения искусства» . В таком свете можно было бы говорить о неком типе романтического философствования, выраженного в художественной форме. И все же привязывать американский трансцендентализм к философии трансцендентализма (даже с указанными оговорками) было бы, на наш взгляд, существенным ограничением этого уникального явления, с одной стороны, и расширением трансцендентализма как философии определенного типа, с другой.

Термин трансцендентализм по отношению к философии (безотносительно к американской культуре), как известно, был впервые теоретически осмыслен и активно использован И.Кантом, который продолжил намеченную у Платона линию размышлений о предельных идеях и стал основателем целой школы трансцендентальной философии. Сторонники трансцендентализма признавали, что духовная и материальная субстанции подчинены одним и тем же законам целесообразного мышления и рассматривали законы природы с позиции телеологического детерминизма (в отличие от механистической философии, использовавшей каузальный подход)3. Таким образом, к традиции трансцендентализма

1 Там же. С. 15. Подобную проблему дефиниции идейного наследия прошлого как философии находим и в русской истории. См. Зеньковский В. История русской философии. Харьков, 2001.

2 Гайденко П. Трагедия эстетизма. М., 1976. С.51.

3 Под каузальными причинами в философии понимают предшествующие причины («отчего?»), под телеологическими - конечные или целевые («зачем?»).

13

могут быть причислены философские системы, ориентированные на поиск особого метода решения проблемы возможности априорного синтеза. о /* • Исследователи выделяют три исторических типа трансцендентальной философии: классический трансцендентализм (философские системы Канта, Шлеермахера, Фихте, Шеллинга и Гегеля), неклассический, т.е. отмеченный «деонтологизацией синтетического а priori» (философские модели Фейербаха, Шопенгауэра, Ницше, Хайдеггера, Манна, Гессе, Барта, Бубера, Гуссерля и др.) и современный, внесший момент «деаксиологизации» (представители так называемой теории дискурса - К.Аппель, О.Хабермас, а также философская герменевтика Х.Гадамера)1.



Л Следующие определения трансцендентализма предлагает словарь Вебстера:

1. Философия, подчеркивающая априорную обстановку знания и опыта;

2. Философия, в которой признается непознаваемый характер первичной реальности;

3. Философия, которая акцентирует трансцендентальное как фундаментальную реальность;

4. Философия, которая доказывает (отстаивает) примат духовного и трансцендентального над материальным и эмпирическим;

5. Качество или состояние существования трансцендентального. Американский трансцендентализм - понятие, возникшее спонтанно

«в среде критиков, высмеивавших крайнюю отвлеченность стремлений и несколько выспреннюю литературную манеру членов кружка»2; последние, однако, оставили за собой это наименование (история чем-то напоминает судьбу французского импрессионизма). Направление

1 Шуман А. Трансцендентальная философия. М., 2002.

2 Старцев А. Генри Торо и его «Уолден» // Торо Г. Уолден, или Жить в лесу. М., 1979. С.389.

14

получило название «трансцендентализм» исключительно благодаря акценту его представителей на духовном, сверхреальном, который существенно выделял их на фоне господствующей в американском обществе того времени идеологии практицизма. Этот термин применялся к ним с оттенком иронии со стороны общественности и характеризовал течение в самом общем плане. Характерно, что в монографии о трансцендентальной философии американский трансцендентализм не упоминается вообще. Однако интуитивно в этой формулировке найдена сама сущность трансцендентализма, которую мы и определим в данном разделе главы.



Обращаясь к анализу термина трансцендентализм, можно обнаружить, что он объединяет в себе несколько смысловых полей: «трансцендентальное», «трансценденталии», «трансцендентное».

Трансцендентальное (от лат. перешагивающий, выходящий за пределы) - термин, возникший в схоластической философии и обозначающий такие аспекты бытия, которые выходят за сферу ограниченного существования конечного, эмпирического мира.

Трансценденталии — понятие средневековой схоластики, обозначающее наиболее универсальные, высшие определения бытия. Еще Аристотель признавал особое место подобных понятий, не объединяя их в особую группу. Средневековые философы объединяют под термином трансценденталии понятия, возвышающиеся над аристотелевскими категориями: сущее, единое, истинное, благое и др.

Трансцендентное - термин, возникший в схоластической философии и характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира. Предмет религиозного и метафизического

15

познания. В схоластике трансцендентные причины и действия находятся за пределами наличного бытия объектов1.



Два первых термина артикулируют познавательную деятельность человека (то, что стало предметом дальнейших философских спекуляций Канта и его последователей и, соответственно, семантическим ядром термина «трансцендентализм» в философии), в последнем прямо указывается на наличие некой онтологической сверхреальности (в термине «сверхреальность», на наш взгляд, наиболее удачно выражена идея выхода за пределы несовершенного эмпирического мира2). Вышеназванные термины появились впервые в средневековой схоластике и в дальнейшем закрепились в философии как науке о высших законах человеческого бытия в рамках теоретического знания, изменив свой первоначальный смысл и приобретя чисто гносеологическую трактовку. Однако ясно, что к самому факту (существованию сверхреальности) человек может относиться по-разному:

l.Ha основе веры, что проявляется в религии. Специфика такого отношения заключается в том, что предполагается не только признание и изучение сверхреального (теология) и его проявления в реальности (мифы, религиозные писания и их толкование - экзегетика), но и личностное отношение человека к высшему миру (религиозное чувство), а также система действий, посредством которых оно выражается (религиозный культ). В связи с этим большое значение приобретает личность (душа) человека, постигающего сверхреальное.

В истории человечества сформировалось множество религиозных направлений и конфессий, в которых закрепились разные способы постижения сверхреальности. В любом из них большое значение имеет

1 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.693, 694.

2 В философской литературе фигурирует также понятие «свер> удобства мы используем в этом смысле краткий термин «сверхреальность».

2 В философской литературе фигурирует также понятие «сверхчувственная реальность», однако для

16

практическое постижение истины, духовный (в том числе и мистический) опыт, позволяющий человеческой душе так или иначе контактировать со сверхреальностью. Способами практического постижения истины в христианстве являются молитва и подвижничество (смирение плоти, духовные подвиги и т.д.), в буддизме - практика медитации и йога и т.д.



Таким образом, основными характеристиками религиозного трансцендентализма можно считать иррациональное знание (т.е. .знание, опирающееся на веру и/или мистический опыт), символический метод трактовки явлений реальности как «прочтения» в них сверхреального и практическое постижение сверхреальности (вступление с ней в контакт путем специальных строго регламентированных действий). То, что для религиозного человека является постижением Бога, «переживанием чувства единства и гармонии с универсумом»1, в психологии называется ИСС (измененным состоянием сознания). Подобные состояния по-разному трактуются современной наукой, имеющей дело с опытным (эмпирическим) знанием. Эта невозможность однозначного научного объяснения также является существенной характеристикой трансцендентализма.

2. На основе интуитивного ощущения, которое воплощается в особой форме деятельности человека - искусстве.

Наряду с религией, искусство — наиболее адекватный способ выразить сверхреальное, поскольку опирается на те же особенности: иррациональное знание (опора на интуицию), символ как свойство художественного мышления и практическую деятельность, закрепленную традицией. Можно сказать, что искусство часто становится одним из средств «материализации» религиозного чувства, его демонстрации в конкретно-чувственной форме. Особое значение среди видов искусства в

Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. М, 1992. С.273.



17

Список литературы