Афонский монастырь святого павла - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Афонский монастырь святого павла - страница №1/1

АФОНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

СВЯТОГО ПАВЛА

И

ЕГО СВЯТЫНИ

В ознаменование принесения

в пределы Русской Православной Церкви

со Святой Горы Афон Честных Даров волхвов

на Рождество Христово 2014 г.
<На форзаце>:
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

2 глава, стихи 112

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них, где должно родиться Христу? Они же сказали ему: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.




ОГЛАВЛЕНИЕ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО ПАВЛА АРХИМАНДРИТА ПАРФЕНИЯ
СВЯТАЯ ГОРА АФОН
МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ПАВЛА

- Краткое житие преподобного Павла Ксиропотамского

- История монастыря

- Святыни монастыря
ДАРЫ ВОЛХВОВ

-История святыни

- Что тебе принесем, Христе? (Речь настоятеля монастыря Святого Павла архимандрита Парфения на поклонение Честным Дарам волхвов)

- Чудеса, происходящие от Честных Даров волхвов

- Молитвословия Господу, совершаемые перед Честными Дарами волхвов

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НАСТОЯТЕЛЯ МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО ПАВЛА АРХИМАНДРИТА ПАРФЕНИЯ
Милостью и промыслом Человеколюбивого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа наша cвященная обитель, основанная преподобным Павлом Ксиропотамским, на протяжении пяти веков хранит великую святыню Православия, свидетельствующую о вочеловечении Господа, — Честны́е Дары мудрых волхвов Востока. Честные Дары имеют не только историческую ценность, они — преизливающийся источник Божественной благодати от Рождества Христова до наших дней.

Каждый год тысячи паломников со всего мира приезжают в монастырь Св. Павла, чтобы поклониться Честным Дарам волхвов и святым мощам, хранящимся здесь. Многие из этих паломников — русские, благодаря чему о нашей обители узнали во всех концах великой Русской земли.

В настоящем году по предложению и благочестивейшему желанию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, по благословению Святейшего Вселенского Патриарха Варфоломея и единодушному согласию Священного Кинота Святой Горы Афон, эта всечестная реликвия нашей святой веры впервые выставляется для поклонения и благословения верующих в России.

По этой причине друзья нашей обители посчитали своевременным издание настоящей брошюры, выход в свет которой мы приветствуем с особенным интересом и великой о Господе любовью. Здесь содержатся ответы на вопросы, которые могут возникнуть у наших русских братьев о Честных Дарах, их духовной ценности, истории монастыря Св. Павла и многом другом. Это также помощь в познании великого дела Божия домостроительства, о котором свидетельствуют Честные Дары волхвов, ведь их держал в Своих Пречистых руках Сам Богомладенец — Господь наш Иисус Христос.


Игумен священной обители Святого Павла

архимандрит Парфений со всей во Христе братией


<Подпись>

СВЯТАЯ ГОРА АФОН
Святая Гора Афон — крупнейшее в мире средоточие православного монашества, самоуправляющееся монашеское государство, расположенное на северо-востоке Греции (полуостров Халкидики) и входящее в ее состав. На Святой Горе, пребывающей под покровительством Божией Матери и называющейся уделом Пресвятой Богородицы, уже более тысячи лет непрестанно возносятся к Богу молитвы иноков. В настоящее время число монашествующих святогорцев превышает 1700 человек.

На Афоне находится 20 монастырей: 1) Великая Лавра, 2) Ватопе́д, 3) И́верский монастырь, 4) Хиланда́р, 5) Дионисиа́т, 6) Кутлуму́ш, 7) Пантокра́тор, 8) Ксиропота́м, 9) Зогра́ф, 10) Дохиа́р, 11) Карака́л, 12) Филофе́й, 13) Симоно́петра, 14) монастырь Святого Павла, 15) Ставроники́та, 16) Ксенофо́нт, 17) Григориа́т, 18) Эсфигме́н, 19) Свято-Пантелеимонов монастырь, 20) Кастамони́т.

Помимо монастырей на Святой Горе насчитывается множество более мелких монашеских образований, принадлежащих той или иной из двадцати перечисленных обителей: скиты́ (поселки, состоящие из небольших домов, в каждом из которых есть жилые и хозяйственные помещения, а также маленький храм; в центре скита располагается большой соборный храм), ке́лии (отдельно стоящие монашеские жилища — двух- или трехэтажные здания с пристроенным к ним храмом), кали́вы (жилые постройки небольших размеров, в отличие от келий не имеющие земельных участков), кафи́змы (небольшие жилища, расположенные около монастырей и находящиеся на их содержании), исихасти́рии (места безмолвия) и аскити́рии (места подвижничества отшельников). Издревле на Святой Горе действует а́ватон — правило, запрещающее женщинам ступать на эту землю во избежание соблазна.

С самого начала иноческой жизни на Афоне его населяли, помимо греков, монахи из традиционно православных стран — России, Болгарии, Сербии, Грузии, Румынии, однако сегодня на Святой Горе подвизаются монахи со всех уголков мира. Впечатляющий пример тысячелетнего мирного сожительства и доброго сотрудничества монахов делает Афон истинным вселенским центром братского союза православных всех стран и народов.

С древности до наших дней Святая Гора является священным местом безмолвия и подвижничества. Образ жизни святогорских монахов подчинен главной цели их пребывания на Афоне — непрестанному молитвенному служению Богу. За время своего существования Святая Афонская Гора взрастила великие сонмы святых, и сейчас ее жизнь отмечена живым присутствием богопросвещенных старцев.

Особо почитается на Афоне Богородица, считающаяся игуменией Святой Горы. Согласно древнему преданию, вскоре после Вознесения Спасителя Пресвятая Богородица по пути на Кипр посетила Афон. При появлении Богоматери языческие идолы громко призвали жителей встречать «Марию, великого Бога Иисуса Матерь». Возвестив обитателям полуострова о Христе, Богородица произнесла: «Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына моего; и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века, и аз буду теплая заступница к Сыну моему о месте сем и о пребывающих в нем».

Святая Гора — место, где с древности сохраняется подлинная монашеская традиция, и многие русские святые побывали здесь, чтобы ей научиться. «Повесть временных лет» сообщает нам, что первым из них был преподобный Антоний Печерский, который в середине ХI века был пострижен на Афоне в монашество и отправлен обратно в Киев с благословением и пророчеством о том, что от него произойдет на Руси множество иноков.

Известно, что уже в ХI веке на Святой Горе был основан первый русский монастырь — обитель Ксилу́ргу. Во второй половине ХII века русской монашеской общине Ксилургу был передан пришедший к тому моменту в упадок монастырь во имя великомученика Пантелеимона. Начиная с этого времени монастырь Святого Пантелеимона стал основной обителью русских на Афоне.

На рубеже XV–XVI веков между Афоном и московскими великими князьями были установлены официальные отношения. В 1509 году великий князь Василий III подтвердил свое ктиторство по отношению к Пантелеимонову монастырю, а также покровительство Святой Горе в целом и отправил на Афон большую милостыню. Отдельной грамотой великий князь извещал афонское священноначалие о разрешении посылать святогорских иноков в Россию для сбора пожертвований, а братия Пантелеимонова монастыря получала привилегию посылать старцев за милостыней к московскому князю. С этого времени приезды монастырских посольств на Русь стали регулярными.

Впоследствии на протяжении XVI–XVII веков щедрыми благотворителями Афона были цари Иоанн IV, Федор Иоаннович, Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Во многом благодаря их пожертвованиям афониты справлялись с теми неисчислимыми материальными трудностями, которыми были обременены святогорские монастыри в тяжелые годы турецкого владычества. Помощь Афону из Российской империи не оскудевала и в XVIII веке: ее размеры и сроки выплат были строго регламентированы по инициативе Петра I.

Приносили плоды и духовные связи России с Афоном: в конце XVIII века многочисленные русские иноки, опытно познав на Святой Горе школу старчества и аскетического делания под руководством преподобного Паисия (Величковского) и его учеников, стали возвращаться на родину и возрождать на Руси традиции старчества. К середине XIX века монастыри, придерживающиеся аскетической школы преподобного Паисия, располагались в 30 епархиях, в том числе Московской, Орловской, Калужской, Тульской, Новгородской. Столь известное ныне оптинское старчество обязано своим возникновением именно Афону.

В течение XIX века интерес России, самой сильной православной державы в мире, к Святой Горе не ослабевал. Число русских монахов на Афоне стремительно росло. При покровительстве Императорского Дома Романовых с невиданным размахом шло строительство русских скитов св. Андрея Первозванного, Илии пророка и Новой Фиваиды. К 1912 году русские монахи составляли половину населения Святой Горы. Однако революция 1917 года и последующие трагические события привели к резкому ослаблению русско-афонских связей.



(По материалам Православной энциклопедии)

МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ПАВЛА
Краткое житие преподобного Павла Ксиропотамского
Преподобный Павел Ксиропотамский, в миру носивший имя Прокопий, был сыном византийского императора Михаила I, который царствовал в 811–813 годах. Получив блестящее образование, Прокопий стал одним из ученейших людей своего времени. Но ученость и почетное положение в свете не увлекали Прокопия. Оставив все мирское и сменив богатые одежды на нищенское рубище, он покинул Константинополь и ушел на Святую Гору, на место Ксиропота́м (что в переводе с греческого означает «сухая река»), построил себе келью и принял от пустынника Космы постриг с именем Павел.

Из смиренномудрия преподобный никому не открывал своей учености. Слава о строгой жизни Павла быстро разнеслась по всей Святой Горе. Его стали называть Павлом Ксиропотамским, а обитель, где он подвизался, и доныне носит название Ксиропотам.

Вскоре Ксиропотамский монастырь наполнился множеством иноков, желавших вверить себя руководству святого подвижника, но преподобный Павел, поручив управление обителью одному из братии, ушел в отдаленную пустыню, находящуюся у юго-западных склонов горы Афон, где и стал уединенно жить в пещере. Однако его строгое безмолвие вскоре было вновь нарушено учениками, не желавшими покидать своего старца. Так вокруг преподобного возникло еще одно братство которое положило начало новой обители, впоследствии получившей имя святого Павла.

Заранее извещенный Господом о своей кончине, преподобный призвал к себе братию Ксиропотамской обители, а также свое новособранное братство, и дал им последнее наставление.

В день кончины святой Павел надел мантию, прочитал молитву святого Иоанникия, которую произносил постоянно: «Упование мое — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святый, Троица Святая, слава Тебе», — и приобщился Святых Христовых Таин. Похоронить свое тело святой Павел завещал на полуострове Лонгос (ныне Ситония), расположенном напротив Святой Горы. Но по воле Божией корабль с всечестными мощами преподобного прибило к берегам Константинополя, где император и патриарх с благоговением приняли эту многоценную реликвию и торжественно положили в Великой церкви. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 году мощи святого Павла были перенесены на Запад и сейчас предположительно находятся в Милане.

История монастыря

Обитель Святого Павла расположена в юго-западной части Афонского полуострова, у западного подножия горы Афон, в полутора километрах от побережья, на высоте около 150 метров над уровнем моря.

Монастырь был основан преподобным Павлом Ксиропотамским в конце IX века и был посвящен Божией Матери. На протяжении XI–XIII веков обитель сильно страдала от набегов пиратов и ее игумены прилагали большие усилия, чтобы защититься от морских разбойников. В 1307 году монастырь был окончательно разорен каталонскими наемниками, которые были приглашены византийским императором Андроником II для борьбы с турецкой армией, но затем подняли против него мятеж и принялись опустошать византийские владения. Таким образом, обитель потеряла канонический статус монастыря, перестала быть самостоятельной и стала принадлежать Ксиропотамскому монастырю на правах келии (так на Афоне называются не только комнаты монахов, но и стоящие отдельно от монастыря и принадлежащие ему монашеские жилища небольших размеров, имеющие свой маленький храм).

Возрождение обители Святого Павла началось в 1365 году и связано с именами сербских монахов Герасима (Радони) и Антония (Пагаси), происходивших из двух известных княжеских родов. Благодаря их трудам и стараниям, разрушенный монастырь был выкуплен, полностью восстановлен и снова обрел свой канонический статус, поэтому они почитаются новыми ктиторами обители.

Большую материальную помощь монастырю оказывали византийские императоры из династии Палеологов, а также правители Сербии Лазарь и Георгий Бранковичи. Георгий Бранкович в 1447 году построил для обители большой соборный храм во имя великомученика Георгия Победоносца и подарил на содержание монастыря крупные земельные владения в Сербии. Его дочь царица Мара также много благодетельствовала и покровительствовала монастырю в тяжелые годы, последовавшие за турецким завоеванием, и завещала ему подворье Езова в городе Серрес, включавшее в себя 1800 гектаров земли.

Начиная с XVI века обитель поддерживают правители Валахии (историческая область в современной Румынии), считавшие Святую Гору Афон оплотом Православия и относившиеся к ней с большим благоговением. Так, в 1522 году Неанко Воевода с сыном Феодосием, господарем валашским, построили монастырскую сторожевую башню, где монахи могли бы укрываться от набегов пиратов.

Благотворили обители и другие правители Валахии на протяжении XVI–XVII веков. Новым великим благодетелем монастыря считается святой мученик Константин Бассараб, в 1700 году на собственные средства восстановивший монастырскую больницу, трапезную и сторожевую башню. Также святым Константином был построен небольшой храм в честь равноапостольных Константина и Елены, который до наших дней не сохранился.

Большую помощь монастырю оказывали и многие русские цари, в частности Иоанн Грозный, Алексей Михайлович и Петр I. В монастырской библиотеке хранится грамота 1754 года, выданная российской императрицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра I, монахам обители Святого Павла и разрешающая им сбор милостыни в России. Елизавета Петровна делала в обитель богатые вклады, ей подражали и другие русские государи. Благодаря этому, а также сбору пожертвований монастырь Святого Павла много раз выплачивал долги и покрывал расходы на восстановление обветшавших зданий.

С момента своего возрождения в 1365 году обитель Святого Павла населялась по преимуществу иноками из Сербии. Русский монах и паломник Василий (Григорович-Барский), в первый раз посетив обитель Святого Павла в 1725 году, свидетельствует, что в ней жили сербские монахи и богослужение совершалось на славянском языке. Однако, прибыв в монастырь во второй раз в 1744 году, он не находит здесь ни одного монаха сербского происхождения: насельниками являются одни греки и церковная служба совершается на греческом.

В начале XIX века в монастырь пришел архимандрит Анфим (Комнин). Будучи экономом обители, он построил две трети западной части монастыря, а также всю южную, верхнюю часть крепостной стены и колокольню. При нем в 1816 году священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский, заложил и освятил фундамент нового соборного храма.

В это время обитель была особножительной. Особножительные, или идиоритмические, монастыри — это особый вид православных монастырей, в которых монахам дозволяется иметь личную собственность; общим для всех насельников таких монастырей является только богослужение и трапеза в праздничные дни, во всем остальном каждый монах живет по собственному усмотрению. От них отличаются общежительные монастыри, где монах не имеет ничего своего, живет в строгом послушании игумену, ежедневно участвует в общем богослужении и трапезе.

Благодаря трудам отца Анфима и собранным им средствам стало возможным будущее преобразование монастыря из особножительного в общежительный, к чему он всей душой стремился. Архимандрит Анфим по праву почитается новым ктитором обители. Накануне Греческого восстания он удалился в Валахию и в обитель уже не возвращался.

Много бед монастырь Святого Павла претерпел во время Греческого национально-освободительного восстания 1821 года и оккупации Афона турецкими войсками: обитель опустела и монахи стали возвращаться туда лишь после 1830 года. В этот непростой период инокам очень помогло пособие российских императоров Александра I и Николая I: были выплачены огромные долги, в которые впал монастырь.

Свидетельством начавшегося возрождения обители стал переход к общежительному уставу, совершенный в 1839 году. Много потрудился для воплощения и утверждения этой идеи благочестивый игумен Софроний (Калигас). При нем было окончено строительство западной стены монастыря, а в 1845 году освящен новый соборный храм в честь Сретения Господня, действующий и поныне. Игумен Софроний написал молебные каноны на Сретение Господне и Пресвятой Богородице в честь ее чудотворной иконы «Мироточивая», а также «Поучение о трезвенном делании и умной молитве». Он явил собою пример мудрого, смиренного, беззлобного и простого пастыря, всей душой болеющего за любимую им обитель. Игумен Софроний упокоился в 1882 году, его мощи хранятся в монастырской усыпальнице и издают благоухание.

К началу ХХ века все основные работы по восстановлению обители были завершены, но пожар, вспыхнувший 4 января 1902 года, уничтожил бóльшую часть юго-западной стороны монастыря, колокольню, а также библиотеку, где сгорели 220 славянских рукописей и 70 икон. Однако бóльшую часть сокровищ библиотеки удалось сохранить благодаря подвигу монаха Давида, который задохнулся в дыму, спасая бесценные реликвии. Вскоре при поддержке греческого правительства, братских святогорских обителей и пожертвований благочестивого народа монастырь удалось восстановить в еще большем величии.

28 октября 1907 года обитель сильно пострадала от большого землетрясения, а 13 сентября 1911 года — от наводнения, истребившего монастырские сады, огороды и виноградники.

В 1924 году, в результате обмена населением между Грецией и Турцией после Второй греко-турецкой войны, монастырь потерял многие подворья, которые были национализированы греческими властями для расселения беженцев.

25 мая 1920 года настоятелем обители был избран Серафим (Пандазатос), известный представитель великой плеяды святогорских игуменов. Он много потрудился на благо любимого монастыря: утвердил общежительный устав, постриг большое число монахов, был успешным строителем обители.

В XIX и ХХ веках из монастыря Святого Павла произошли известные иерархи Элладской Православной Церкви, а также многие афонские подвижники благочестия. В течение пяти лет послушание духовника обители Святого Павла нес русский архимандрит Софроний (Сахаров) (1896–1993) — известный во всем православном мире духоносный старец и автор всемирно известной книги о преподобном Силуане Афонском. Это уникальный в современной истории Афона случай, когда духовником греческого монастыря был русский монах. Знаменитый старец Иосиф Исихаст (1898–1959) последние восемь лет своей жизни пребывал со своим братством в Новом скиту, принадлежащем монастырю Святого Павла. Известный старец Паисий Святогорец (1924–1994), отличавшийся даром рассуждения и высотой подвижнической жизни, людям, просившим его указать обитель для принятия пострига, всегда рекомендовал монастырь Святого Павла как общежительный монастырь со старыми и добрыми афонскими традициями.

С 4 декабря 1974 года и по сей день настоятелем обители Святого Павла является игумен Парфений (Мурелатос), происходящий с острова Кефаллиния и пришедший в монастырь в 1954 году. Отец Парфений широко известен как опытный духовник многих монахов, клириков и мирян. За годы его игуменства были проведены большие реставрационные работы, усовершенствован устав обители и улучшены условия быта, восстановлены келии, находящиеся на территории монастыря, а также построены новые; устроены многие сады и огороды.

В 1989 году обитель Святого Павла отпраздновала 150-летие своей общежительной жизни, что, безусловно, является важной духовной вехой в ее тысячелетней истории.

С 2006 года обитель получает материальную помощь из России: особенно большие вклады в монастырь делают Русское афонское общество и Благотворительный фонд Святителя Василия Великого. В 2007 году на средства, пожертвованные из России, начато строительство храма над пещерой, где жил основатель монастыря, — преподобный Павел. Имена всех древних и новых благодетелей обители внесены в особый список и поминаются во все праздничные и воскресные дни на великой вечерне и Божественной литургии.

Монастырю Святого Павла принадлежат два скита: Новый скит в честь Рождества Божией Матери, который населяют 45 монахов, и скит Лакку в честь святого великомученика Димитрия Солунского, где подвизаются 25 иноков. Общее число братии обители вместе с насельниками скитов составляет 110 человек.

Кроме иноков греческого происхождения, в монастыре живут и изучают афонскую монашескую традицию монахи и послушники, прибывшие из России, Ливана, Сирии, Румынии, Англии и Америки. В числе выходцев из обители нынешний Антиохийский патриарх Иоанн X, митрополит Трипольский Ефрем, митрополит Веррийский Павел и многие другие.

Соборный храм обители освящен в честь праздника Сретения Господня и имеет два придела: великомученика Георгия Победоносца и преподобного Павла Ксиропотамского. Храм полностью построен из мрамора; колонны, кивоты для икон и иконостас работы 1901 года также мраморные. Кроме того, в келейных корпусах монастыря находятся небольшие храмы в честь преподобного Герасима Кефаллинийского, святителей Анфима Никомидийского, Николая Мирликийского, Григория Богослова, равноапостольных Константина и Елены и другие.

В верхней части одного из келейных корпусов монастыря, рядом со сторожевой башней, сохранился древний храм великомученика Георгия Победоносца с уникальными фресками и иконостасом 1554 года. Фрагменты фресок того же периода сохранились также в коридорах келейного корпуса.

Особый интерес представляет монастырская библиотека: в ней хранится около 500 рукописей (среди них грамоты византийских императоров и фирманы турецких султанов), 18 000 старопечатных книг, а также иконы и другие монастырские реликвии.

Три главных торжественных праздника обители: престольный праздник Сретения Господня (2 февраля по старому стилю); день успения основателя обители — преподобного Павла Ксиропотамского (28 июля по старому стилю); обретение мощей преподобного Герасима Кефаллинийского (20 октября по старому стилю).


Святыни монастыря
Среди святынь и драгоценных реликвий, с великим благоговением хранимых в священной обители Святого Павла на Святой Горе Афон, первое место занимают Честны́е Дары, преподнесенные восточными волхвами Богомладенцу Христу, как об этом повествует вторая глава Евангелия от Матфея. Волхвы принесли вочеловечившемуся Господу золото, ладан (ароматная смола, воскуряемая на богослужении) и смирну (благовонное вещество из аравийского дерева, бывшее частью состава для умащения тел умерших). Золото хранится в виде 28 пластин разной формы (квадратных, прямоугольных, трапециевидных), искусно украшенных различными орнаментами в технике филиграни. Размер каждой пластины — приблизительно 5х7 сантиметров. К каждой из этих золотых пластин на серебряной нити подвешены бусины, состоящие из смеси ладана и смирны, общим числом 70.

По причине огромной ценности Даров волхвов, прежде всего духовной — как предметов, освященных прикосновением Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, а также материальной — исторической и археологической, они надежно хранятся в 10 особых ковчегах в монастырской ризнице, а для поклонения паломникам и удовлетворения запросов об их привозе в различные епархии Греции отделяется только их часть.

Помимо 10 ковчегов с Честными Дарами волхвов в священной обители Святого Павла хранятся два серебряных ковчега с крестами, содержащими большие части Животворящего Древа Креста Господня. Один из этих ковчегов является даром благочестивой российской императрицы Елизаветы Петровны: он хранится в алтаре соборного храма обители и ежедневно выносится для поклонения монастырским паломникам. Другой, с золотым византийским крестом, содержащим самую большую в обители часть Животворящего Древа Креста, — находится в монастырской ризнице и торжественно переносится в соборный храм для поклонения два раза в год: на праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную неделю Великого поста. Еще одна великая святыня обители — это кованый железный крест основателя монастыря преподобного Павла Ксиропотамского, с которым он никогда не расставался, нося его на груди.

Также в обители хранятся древние чтимые иконы Божией Матери. В центральной части соборного храма, с правой стороны, перед иконостасом, находится мраморный кивот-проскинитарий с чудотворной иконой Богородицы «Мироточивая». Эта икона получила свое название от благоухающего мира, которое она источала в древности. Празднование Богородицы в честь Ее святой иконы «Мироточивая» совершается в первое воскресенье октября (по старому стилю), а на каждой воскресной вечерне ей служится молебен с каноном. По преданию, эта икона была принесена в обитель из Константинополя, из монастыря Мирелеон, построенного отцом преподобного Павла, императором Михаилом.

Древнейшей из икон Богородицы, хранимых не только в монастыре Святого Павла, но и на всей Святой Горе, является чудотворная икона Божией Матери «Зерцало». По преданию, она принадлежала императрице Феодоре и была перенесена в обитель преподобным Павлом Ксиропотамским. Святая императрица Феодора известна тем, что при ней в 843 году в Константинополе был созван церковный собор, который восстановил и окончательно утвердил иконопочитание. Православная Церковь установила особое празднование в честь этого события — Торжество Православия, ежегодно совершаемое в первое воскресенье Великого поста. В этот день икона «Зерцало» выносится на поклонение верующим, прибывшим в обитель.

В алтаре соборного храма, на горнем месте, находится древняя икона Богоматери «Нисиотисса», подаренная обители в 1385 году ее благодетелем Николаем Пагаси. В ризнице монастыря хранятся иконы Божией Матери «Одигитрия» и «Филатусса», а также многие другие.

Величайшим сокровищем монастыря Святого Павла являются благодатные и чудотворные мощи святых. Они с благоговением хранятся в алтаре соборного храма Сретения Господня и выносятся для поклонения в день празднования памяти того или иного святого. Среди множества угодников Божьих, чьи мощи хранятся в обители, — апостол Андрей Первозванный, великомученик и целитель Пантелеимон, священномученик Харалампий, мученица Агафья, святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, преподобный Максим Исповедник.

<Перед следующей главой на отдельной странице:>
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

2 глава, стихи 112

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: «Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них, где должно родиться Христу? Они же сказали ему: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля».

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему». Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.



ДАРЫ ВОЛХВОВ
История святыни
Среди предметов, связанных с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа, которые хранила Пресвятая Богородица, были и Честны́е Дары волхвов. По преданию, незадолго до Своего Успения (в переводе с церковнославянского это слово означает «сон»; так в Православии называется блаженная и безболезненная кончина святых, угодивших Богу) Божья Матерь вместе со Своей Честной Ризой и Поясом передала Честные Дары Иерусалимской церкви. В Иерусалиме они находились приблизительно до 404 года, когда византийский император Аркадий перенес их в столицу Византии — Константинополь.

В 1200 году архиепископ города Новгорода Антоний совершил паломничество в Константинополь и на основе своих впечатлений написал книгу «Паломник». В этом сочинении русский богомолец рассказывает о святынях, увиденных им в столице Византии, и среди прочего упоминает о Дарах Волхвов, хранившихся в храме Святой Софии.

В Константинополе святыня находились до завоевания города крестоносцами в 1204 году, после чего вместе с другими сокровищами была перенесена во временную столицу Византии — Никею. После изгнания крестоносцев в 1261 году при императоре Михаиле Палеологе Честные Дары были возвращены в Константинополь, где пребывали вплоть до его порабощения турками в 1453 году.

После захвата Константинополя турецким султаном Магомедом II Завоевателем его мачеха царица Мара, сербка по происхождению и благоговейнейшая христианка, в 1470 году собственноручно принесла Честные Дары на Святую Гору Афон, чтобы передать их в обитель Святого Павла, большим благодетелем которой был ее отец — правитель Сербии Георгий Бранкович.

По святогорскому преданию, когда Мара поднималась от монастырской пристани к обители, ей явилась Пресвятая Богородица и не позволила идти дальше, чтобы не нарушать запрет на посещение Святой Горы женщинами. Благочестивая царица послушалась и, передав монахам Честные Дары, вернулась на корабль.

С тех пор они хранятся в монастыре Святого Павла и почитаются как великая святыня, от которой по изволению Божьему исходит неизреченное благоухание и проистекают чудесные исцеления.

Позднее на месте передачи Даров была построена часовня, а там, где Маре явилась Богоматерь, был установлен крест, называемый «крестом Царицы». До начала XX века в монастырском архиве хранился турецкий документ, свидетельствовавший о передаче Марой Честных Даров монастырю, но эта рукопись погибла в страшном пожаре, постигшем обитель Святого Павла в 1902 году.

Что тебе принесем, Христе? (Слово настоятеля монастыря Святого Павла архимандрита Парфения на поклонение Честны́м Дарам волхвов)
В Ветхом Завете, в Четвертой книге Царств, повествуется о великих чудесах, которые совершались от милоти, то есть от накидки святого пророка Илии. Эти чудеса происходили даже после того, как пророк был взят на небо. А в книге Деяний апостольских евангелист Лука повествует о том, что благодать святых апостолов была столь велика, что тень апостола Петра совершала чудеса, а платки и опоясания с тела апостола Павла исцеляли немощных и прогоняли нечистых духов. История нашей Церкви показывает, что даже вещи, принадлежавшие святым, становятся носителями Божественной благодати. Однако если они скрывают в себе столь многую благодать, то насколько велико должно быть благословение, получаемое от священнейших предметов, связанных с земной жизнью Самого Господа и Бога нашего Иисуса Христа?

Помимо Честного Креста, в мире сохранилось еще очень небольшое количество святынь, бывших в соприкосновении с пречистым Телом Богочеловека Христа при Его земной жизни, среди которых благоговейное и смиренное приношение от трех восточных волхвов Новорожденному Господу — Честные Дары.

Сия святыня на протяжении веков хранится на Святой Афонской Горе, в нашей священной обители преподобного Павла. Неизреченное благоухание, которое источают Честные Дары, а также их целебная и чудотворная благодать делают эту святыню не только сокровищем нашего монастыря, но и укреплением его братии.

И вот эти самые Честные Дары, мои боголюбивые братья, находятся сегодня перед нами, предложенные к поклонению. Наша святая Церковь воздала этим предметам особенную честь, назвав их Честными Дарами. Словом «Дары» они именуются в Священном Писании, но без эпитета «Честные» — это определение приложено Церковью позже. Вообще, Честными Дарами в Церкви называется величайшее сокровище всего мира — Пречистое Тело и Честная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которых христиане причащаются за каждой Божественной литургией. Но теми же самыми словами — Честные Дары — Церковь почтительно называет и Дары волхвов. Конечно же, это разные, несопоставимые вещи. И, безусловно, благодать, даруемая Богом при поклонении Честным Дарам волхвов, никак не может сравниться с благодатью, получаемой человеком при святом Причащении. Однако, вне всякого сомнения, Честные Дары волхвов являются для нашей Церкви драгоценнейшей святыней и источником благодати. Ведь Честной Крест есть слава Церкви, кровь святых мучеников — ее багряница, священные мощи святых — ее похвала, святые и чудотворные иконы — ее богатство, а Честные Тело и Кровь Господа — ее таинственное и величайшее сокровище. Продолжая это перечисление, мы можем сказать, что Честные Дары волхвов — это драгоценнейшее достояние Церкви.

Поговорим же теперь о символическом значении Честных Даров и о должном подражании трем восточным волхвам в поклонении Господу.

«И открыв, — повествует о волхвах Евангелие от Матфея, — сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Церковь в рождественских песнопениях восклицает: «…И сокровища своя усердно отверзше, дары честныя приношаху: искушено злато — яко Царю веков, и ливан — яко Богу всех, яко тридневному же Мертвецу — смирну, Бессмертному».

Итак, золото было принесено Христу как Царю, ливан (так на церковнославянском языке называется ладан) — как Богу и смирна — как Человеку на погребение. Именно золото есть символ царского достоинства, потому что подданные платят дань царям золотом; ладан символ Божества, так как его возжигают Богу; смирна же  символ смертности, так как ею издревле умащали мертвые тела, чтобы они не тлели и не издавали запаха. Таким образом трое волхвов исповедали Христа Царем, Богом и Человеком. Своими приношениями они показали, что этот явившийся Младенец есть и Царь, и Бог, и что он вкусит смерть за людей как Человек.

Что же заставило этих трех восточных волхвов, языческих мудрецов и астрологов предпринять далекий путь в Палестину и поклониться вочеловечившемуся истинному Богу? Появление на небе необычной звезды было истолковано волхвами как рождение Царя Иудейского и стало тем знаком, который побудил их искать родившегося Царя в Иерусалиме, самом известном городе иудеев. Сегодня мы знаем, что появление на небе необычной звезды в древневосточных языческих верованиях понималось как предзнаменование события, способного изменить мир. Святые же Отцы пишут, что поклонение волхвов — это первый призыв идолопоклонников ко спасению во Христе, символизирующий конец языческой магии, освобождение от занятий звездами и прекращение власти астрологии. Еще не просвещенные учением Слова Божия, эти восточные мудрецы тем не менее были наставлены свыше возвестить Иерусалиму и всему миру о рождении Мессии. В лице волхвов, следующих за звездой, весь языческий мир обрел путь к истинной вере.

Итак, в те самые дни, часы и минуты, когда соплеменники Христовы, иудеи в лице царя Ирода и его книжников не желали познать Господа и отвергали Его, волхвы, пройдя долгий путь и будучи идолопоклонниками, первыми поклонились Ему, исповедали Его и воздали Ему честь. Святитель Василий Великий пишет о том, что поклонение волхвов является важнейшим подтверждением воплощения Спасителя, ибо свидетельства со стороны врагов (в данном случае — язычников) являются самыми надежными.

Воистину, неложен Бог, сказавший: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2: 30). Потому Он особым образом благословил и оказал немалую честь трем мудрым волхвам с Востока. Он удостоил их первыми увидеть Господа Иисуса Христа и осязать Его — еще перед святыми апостолами, перед святым Предтечей и перед праведным Симеоном Богоприимцем. Он благословил их также увидеть Пресвятую Богородицу. Наконец, Он удостоил их чести собеседовать со святыми ангелами. Кто, мои возлюбленные братья, удостоился столь великой чести, чтобы лицом к Лицу видеть и осязать Господа, общаться с Его Пречистой Матерью и беседовать со святыми ангелами? Уверяю вас, что даже среди величайших подвижников и пустынников редко встречается такое изобилие благословений и излияний благодати. И не только это: волхвам была дарована и особая благодать стать апостолами до апостолов, евангелистами до евангелистов, учителями и проповедниками язычников еще до того, как появился апостол Павел, именуемый апостолом язычников. О, честь! О, благословение! О, Твой премудрый промысел, Христе!

Вот и мы, мои возлюбленные братья, празднуя Рождество Христово, которое, по слову святого Иоанна Златоуста, можно назвать «матерью всех праздников», собрались сегодня для того, чтобы поклониться родившемуся Богомладенцу и почтить Честные Дары волхвов. Однако наша эпоха и люди века сего отвергаются от Христа как от Царя, хулят Его как Бога, презирают и поносят Его как Человека. И по этой причине велика необходимость, чтобы мы всегда и везде исповедовали Его — Царя наших сердец, Бога всяческих и совершенного Человека, делая это со всею силою нашей души, и, прежде всего, нашей святой жизнью. С каким смирением, верою и почтением были принесены эти Честные Дары Младенствующему Господу! С таким же благоговением, трепетом и любовью мы должны поклоняться Ему и вместо золота принести Ему сияние чистых слов и дел, вместо ладана — молитву, а вместо смирны — умерщвление страстей!

«Что Тебе принесем, Христе?» — вопрошает Церковь в одном известном рождественском песнопении, и тот же вопрос все мы обращаем к самим себе. Золото? Ладан? Благовония? В самые ранние времена христианские храмы были бедными и смиренными хижинами, однако сердца христиан сияли ярче золота, благоухали сильнее ладана и были драгоценнее, чем смирна. Сегодня же наши храмы богаты и обильно украшены. Они благоухают от ладана и ароматов. Однако в каком состоянии находятся сейчас наши сердца? Тогда в смиренном, темном и злосмрадном хлеву волхвы принесли Христу свои богатые, сияющие и благоуханные дары. Так, может быть, сегодня, когда положение дел изменилось и наши церкви стали богатыми, сияющими и благоуханными, Господь ждет от нас в дар покаяние во тьме наших грехов и в грязи наших страстей?

«Сын мой, отдай сердце твое Мне!» — глаголет Дух Божий в одной из притч Священного Писания. Так давайте и мы, возлюбленные мои братья, принесем в дар Господу свои сердца! Принесем Ему свои слезы, свое покаяние, свою исповедь. Как волхвы не увидели бы Христа, если бы не ушли далеко от своей страны, так и мы не узрим Его, если не уйдем далеко от земных страстей. Принесем же Ему сии честнейшие дары, которые Он так ждет от нас! Принесем всех себя как драгоценнейшее приношение Возлюбившему нас и Вочеловечившемуся ради нас Господу!

Трое волхвов, как говорит Священное Писание, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары». Следовательно, все мы, желающие узреть Господа, поклониться Ему и принести Ему в дар самих себя, должны сначала прийти в Его Церковь, потом пасть ниц перед Ним, и наконец, открыть Ему свои сердца нашим искренним покаянием и исповедью. Тогда обильная благодать Христова переполнит все наше существо и мы вместе с волхвами, вместе с от века благоугодившими Богу святыми удостоимся исповедовать Вочеловечившегося Господа, совершенного Человека, Бога всех и Царя веков, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.




Чудеса, происходящие от Честны́х Даров волхвов
Чудесами называются сверхъестественные события, производимые Божественной силой и противоречащие законам земного мира. Чудеса в истории нашей Церкви были всегда, и многие из них описаны в Священном Писании и житиях святых. Чудеса — это свидетельства присутствия Бога в нашем мире, и они подаются свыше, чтобы неверующих наставить на путь спасения, а верующих — укрепить в вере.

Однако Святые Отцы советуют осторожно относиться к подобного рода явлениям, ибо не только Божья благодать может производить знамения. Во Втором послании к коринфянам апостол Павел говорит, что сатана часто принимает вид ангела света и его служители — вид служителей правды. Чтобы заставить людей вступить в общение с тьмою, падшие духи нередко пользуются лжечудесами и уловляют в свои сети неопытные души. Поэтому, чтобы отличить дьявольские козни от Божественной благодати, необходимо иметь дар рассуждения.

В Евангелии от Иоанна рассказывается об апостоле Фоме, который после радостной вести от других апостолов о Воскресении Христа из мертвых не поверил им и сказал, что если не увидит на руках Его ран от гвоздей и не вложит своего перста в эти раны, то не уверует в чудесное Воскресение Господа. Спустя некоторое время Христос явился Фоме, и только тогда тот уверовал, на что Господь сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие». Поэтому самое главное чудо нашей жизни — это вера, которая не ищет знамений, но приводит человека ко спасению.

И тем не менее Всеблагий Бог по Своему сокровенному от нас промыслу

подает нам чудеса, и люди, с рассуждением эти чудеса принимающие, получают немалую духовную пользу.

Здесь будет рассказано лишь о немногих чудесах, которым Господь наш Иисус Христос соблаговолил произойти от Честных Даров волхвов.


***

В ноябре 1980 года после разрушительного землетрясения в Салониках Высокопреосвященнейший митрополит Лангадасский Спиридон попросил монастырь Святого Павла о принесении Честных Даров в свою епархию для укрепления верующих. С Дарами поехал игумен и один из иеромонахов.

Торжественная встреча святыни состоялась у въезда в город, на мосту. Там собрались архиерей, мэр, духовенство и множество верующего народа. Как только открыли ковчег с Честными Дарами, чтобы к ним приложился митрополит, вокруг разлилось необыкновенное благоухание, которое вызвало умиление у всех присутствующих. Это божественное благоухание явственно ощущалось все 13 дней, пока Честные Дары находились в Лангадасе.

***


Один из ковчегов с Честными Дарами в XIX веке хранился в дальнем подворье монастыря Святого Павла в селении Стерна в Восточной Фракии. В 1860 году подворье было упразднено, при этом ковчег пропал: как потом выяснилось, его украл один из жителей селения.

Когда в 1924 году состоялся обмен турецким и греческим населением после Второй греко-турецкой войны, жители Стерны переселились в Грецию, в район города Кавала. Честные Дары находились в то время у одного из потомков похитителя, и он привез их с собой как ценнейшую семейную реликвию и великое сокровище.

В один из первых дней своего пребывания в Кавале этот человек увидел во сне некоего худощавого и безбородого монаха (это был святой Павел, ктитор обители), который строго потребовал от него вернуть Честные Дары в монастырь Святого Павла на Афоне. Он встревожился, однако не захотел подчиниться. Видение повторилось во второй и в третий раз. В конце концов святой даже пригрозил жестоким наказанием за святотатство.

Испугавшись, этот человек отправился к сельскому священнику, который посоветовал ему передать Дары в епархиальное управление Кавалы. Митрополит Кавальский Хризостом незамедлительно известил монастырь о случившемся и пригласил в Кавалу его представителей. С тех пор все ковчеги с Дарами хранятся в ризнице обители.

Это чудесное событие произошло в 1925 году, и в монастырском архиве хранятся соответствующие документы и переписка.
***

Вечером 21 августа 1982 года (по старому стилю) из-за удара молнии на расстоянии полукилометра от монастыря Святого Павла вспыхнул пожар. Все в округе было высушено летним зноем, и огонь стал угрожать обители, монастырскому саду и лесу. Монахи, рабочие и паломники бились с огнем, но безрезультатно.

Тогда один из иеромонахов вынес из храма ковчег с Честными Дарами, прочитал молитву и осенил святыней место, где бушевал пожар. Вдруг направление ветра поменялось, и огонь остановился. Монастырь был спасен.
***

В 1968 году монастырским садам угрожали полчища гусениц. Их было так много, что под ними не было видно листьев. В один из дней иеромонах Феоктист взял ковчег с Честными Дарами и мощами святого Пахомия и вместе с одним молодым монахом отправился в горы, в местечко под названием Нерудья. Там они отслужили водосвятный молебен, чтобы окропить деревья, которым грозило уничтожение.

Когда в конце последования молебна отец Феоктист, читая молитву святого Трифона о защите и исцелении растений и деревьев, дошел до слов: «Изыдите в дикие горы, в места непроходные и безводные, на бесплодные древеса», — он в простоте сердца спросил у молодого монаха: «Куда мне сказать, чтобы они пошли? Ведь у нас нет здесь бесплодных деревьев». А тот полушутя ответил: «Скажи тогда, чтобы они ушли в море». Монахи все окропили святой водой, а на следующий день море было полно мертвых гусениц.

***


В последние годы благодать Честных Даров особенно сильно проявляется в отношении одержимых. Не было ни одного случая, когда бы Честные Дары выставлялись на всеобщее поклонение и при этом у бесноватых не происходили бы припадки или исцеления.

Накануне Рождества 1985 года по просьбе митрополита Фессалоникийского Пантелеимона Честные Дары были принесены для поклонения в храм святых Кирилла и Мефодия в Салониках.

В один из дней трое мужчин сопровождали в храм грузную женщину средних лет по имени Панайота. Как только они приблизились к Дарам, женщина с чудовищной силой стала сопротивляться, выкрикивая: «Назарянин, Ты обжигаешь меня! Уйди, Вифлеемский Младенец!» Народ при этом леденел от ужаса.

На следующий день они пришли снова. После того как Панайота приложилась к иконам, она подошла к Честным Дарам и опять начала выть, упала ничком и уткнулась лицом в пол. Один из монахов взял цветок, лежавший у Даров, и перекрестил ее. Молниеносным движением она выхватила цветок и разорвала его на части. Так повторилось трижды. Тогда монах взял ковчег с Честными Дарами и совершил крестное знамение над ее головой. Продолжая лежать ничком и ничего не видя, женщина начала выть и кричать, испуская пену: «Уберите их! Я не хочу их, они воняют! Я захлебываюсь от их зловония!» Тогда ее крепко схватили, и монах поднес Честные Дары к ее губам, после чего она тотчас умолкла и минут десять лежала точно мертвая. Но затем, уже исцелившись, поднялась, приложилась к Честным Дарам и иконам и ушла, прославляя и благодаря Бога!

После возвращения на Святую Гору ковчег с Честными Дарами в течение еще многих дней источал сильнейшее благоухание.
***

О новейшем чуде от Честных Даров свидетельствует Анастасия Ангели, живущая в Греции недалеко от города Агринио:

«Я заразилась редким вирусом, от которого стала слепнуть. Врачи в один голос говорили, что я могу совершенно потерять зрение. И действительно, несмотря на лечение, видела я все хуже и хуже.

На Святках 2012 года в наш приход Святителя Николая привезли с Афона Честные Дары волхов. Я стеснялась выходить на улицу из-за проблем с глазами, однако, преодолев смущение, пошла поклониться святыне. В храме я поисповедовалась. Священник перекрестил мои глаза сначала частицей Древа Животворящего Креста Господня, а потом осенил меня Честными Дарами волхвов, приложившись к которым я ощутила помутнение в глазах. И именно с этого момента зрение начало улучшаться. Батюшка помазал мои глаза освященным елеем и дал святую воду, чтобы ею промывать глаза дома. Поначалу глаза сильно болели, однако уже через три дня врач засвидетельствовал, что никакого вируса у меня нет и мои глаза здоровы.

Я славословлю Бога за исцеление и благодарю отцов за то, что они привезли в нашу церковь Честные Дары волхвов!»
Молитвословия Господу, совершаемые перед Честны́ми Дарами волхвов
Тропарь, глас 1
Всечеcтным Твоим Даром: злату, ливану, смирне, яже от восток халдейския земли принесоша волсви, возложением же рук Твоих, Иисусе, благодать Твою приемшим, покланяемся и почитаем я благоговейно, вопиюще Ти Всещедре: слава Рождеству Твоему, Благий, слава Божественным Даром Твоим, имже подаеши нам верным всем исцеленния.
Кондак, глас 4
От Персиды происшедше волсви, Дары принесоша Христу Рожденну: злато, вкупе же и смирну, и ливан, ихже яко многоценное сокровище стяжавши, Павла богомудраго обитель святая освящение черплет и просвещение, поклонением им с верою.
Молитва
Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш, Безначального Отца Соприсносущный Слове и Сыне и Святому Духу Содетельный и Собезначальный, Иже за безмерную милость человеколюбия вселивыйся в Пречистую и Пренепорочную Деву, и из Нея, не претерпев изменения, родивыйся плотию в Вифлееме Иудейстем, и возродивый и возсоздавый естество наше от древния клятвы. Ты, Господи, Иже от колена Иудова возсиявый, яко звезда от Иакова, не оставль недра Отча, и еже по плоти Твоим Рождеством призвавый от Персиды волхвы в поклонение Тебе, иже необычною и светлою звездою путешествовавше, приидоша в Вифлеем, и, отверзше сокровища своя, принесоша Тебе Дары многочестныя: злато, ливан и смирну, Твою Славу и Божество проявляющия. Како воспоем, Господи, несравненное человеколюбие Твое? Яко сия многоценныя и священнейшия Дары, освященныя осязаньми и прикосновеньми Пречистых Твоих рук, оставил еси нам яко сокровище богодарованное освящающия Твоея благодати, и утешение скорбящим, и исцеление душам и телесем, небесное испущающия благоухание, Владыко, веселящее и услаждающее сердца наша. Всяк бо приступаяй и покланяяйся им благоговейне исполняется веселия и обретает Божественныя Твоея милости тайная и неисповедимая подаяния, воспевая Твое неизреченное по плоти Рождество, Человеколюбче Господи.

Сия предложенная и верно покланяемая возводят души наша к совершенней любви Твоей, Спасе, очищают ум наш и возжизают в сердцах наших блаженный и животворящий огнь, егоже пришел еси воврещи на землю, Владыко Всещедре. Даждь убо нам, Господи, сим Даром поклонением и сущим в них богатным подаянием благодати Твоея силу на страсти, крепость душевную, здравие телесное, Божественную ревность к вящшей духовней жизни, любовь нелицемерну, покаяние чистое и всякое благое дарование ко спасению вечному.

Сохрани же и покрый и град сей, приемший сия яко многоценное сокровище, и небесное богатство, и святыню умную и Божественную.

Ты бо еси Спас и Упование наше, Иже волею младенствовавый, и в вертепе рождейся, и предлежащия Дары: злато, ливан и смирну приемый от волхвов, восточных царей, и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.