Администрация города Сарова Нижегородской области - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
О формировании комитетов городской Думы города Сарова 1 53.83kb.
Закон об изменении административно-территориального деления семеновского... 1 187.37kb.
Контрольно-счетная палата нижегородской области стандарт финансового... 1 387.17kb.
Генеральный план глуховского сельсовета воскресенского муниципального 4 845.85kb.
Закон Нижегородской области от 22 декабря 2005 г. N 205-з "Об утверждении... 1 79.95kb.
Футбольный Клуб 1 104.89kb.
Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской... 1 1601.4kb.
Кто круче: Билл Гейтс или Роман Абрамович? В нижегородской области... 3 801.8kb.
Конкурс на включение в кадровый резерв министерства экологии и природных... 1 13.14kb.
Администрация города алейска комитет по образованию и делам молодежи... 1 24.65kb.
О поощрении работников Управления Федеральной службы судебных приставов... 1 22.05kb.
I. Теоретические основы профессиональной ориентации младших школьников... 3 410.95kb.
- 4 1234.94kb.
Администрация города Сарова Нижегородской области - страница №1/4



Администрация города Сарова Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»

Согласована Утверждена

Протокол Приказом

от 14 мая 2012г №2 от 01 июня 2012г №34п

__________________ М.А. Макеева ________________ Т.П. Китина

Председатель методического совета Директор МБОУ ДОД СЮН

МБОУ ДОД СЮН

Дополнительная образовательная программа

юных кинологов «Арта»

программа рассчитана для детей с 12 лет

срок реализации – 3 года
Автор - составитель: Тапилина Виктория Леонидовна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории
Нижегородская область

г. Саров


2012 г

Автор - Тапилина Виктория Леонидовна
Год рождения: 1966

Образование высшее

Окончила Арзамасский государственный педагогический институт

им. А. П. Гайдара, биолого – химический факультет

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» города Саров Нижегородской области

Должность: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Педагогический стаж работы 21 год

Адрес Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов»:

607190, г. Саров, Нижегородская область, ул. Гагарина, д. 6 а

Телефон: (83130) р. т. 3-93-66, 3-91-37, 3-90-76

Оглавление



Название

№ страницы

От автора

4

Раздел I


Пояснительная записка к программе кружка юных кинологов «Арта»

Цель и задачи программы

Специфика и особенности работы кружка

Ожидаемые результаты

Методические рекомендации

6


6
7

8

11



13

Раздел II


Учебно-тематическое планирование

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения



15


15

15

16



17

Раздел III


Содержание программы

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

Технические средства обучения

18


18

18

24



31

37

Раздел IV


Результаты апробации авторской программы

39


39

Раздел V


Литература для педагога

Литература для учащихся


45


45

49

Раздел VI


Методическое обеспечение программы

52


52

От автора




«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»

Антуан де Сент-Экзюпери
Город Саров – это город ученых, город людей, занимающихся интеллектуальным трудом. Поэтому естественна их тяга к природе. И частью этой природы являются братья наши меньшие – собаки. Для того, чтобы собака действительно доставляла радость, не была обузой для своих хозяев и не доставляла неприятности окружающим, необходимо очень серьезно обдумать свое решение о приобретении собаки и овладеть элементарными знаниями по уходу за ней, знать особенности поведения собаки. Имея стаж собаковода – любителя с 1979 года, проработав инструктором по дрессировке в течение 10 лет, достигнув определенных успехов со своей собакой, я решила создать эту программу для работы с детьми в условиях нашего закрытого города.

Программа апробировалась на занятиях кружка в течение 6 лет, с 1995 – 1996 учебного года.

Несмотря на то, что дети занимаются в группе, практически это индивидуальная работа с каждым ребенком в отдельности, с каждой собакой в отдельности. Знакомство с ребенком начинается с личной беседы, выяснения некоторых подробностей (возраста, есть собака в доме или нет, как к увлечению ребенка относятся его родители, где еще занимается ребенок, что его интересует).

Очень важно привлекать к работе кружка родителей. Есть родители, которые не только разделяют увлечение ребенка, но и активно участвуют в работе объединения (ходят с нами в походы; сопровождают детей в поездках на различные выставки; помогают готовить костюмы для детей и собак; сами принимают участие в наших праздниках и выступлениях).

Не все дети, пришедшие в кружок, имеют собак. Есть семьи, где нет возможности завести собаку, по самым разным причинам. А есть семьи, где есть собаки, но нет возможности с ней заниматься. По взаимному согласию владельца собаки и ребенка педагог подбирает собаку той или иной породы, с которой ребенок может справиться физически и помогает им найти контакт между собой.

Очень важным в обучении детей является посещение выставок собак и участие в них. Старшие ребята достигают определенных успехов, участвуя с собакой в конкурсах. Младшие – посещают выставки сначала как зрители, затем как участники.

После участия в конкурсах и выставках целесообразно анализировать выступление, отметить, что было хорошо, а над чем следует поработать. Оформить фотовыставку, которая будет интересна и детям из других кружков.

Хорошие результаты дает сотрудничество с клубами собаководства, база которых позволяет подбирать хороших по экстерьеру собак ребятам, для занятия юниорским хендлингом, для участия в выставках. Клубы имеют более полную информацию о проводимых мероприятиях и могут информировать руководителя объединения о них.

Контакты с клубами собаководства других городов и такими же объединениями юных кинологов, обмен опытом помогут в работе и сделают жизнь объединения более насыщенной.

Если в городе есть приюты для бездомных животных, можно вместе с детьми помогать его работникам в уходе за животными, приносить корма, необходимые лекарства.

Детей, у которых собаки не совсем соответствуют по экстерьеру требованиям стандарта, метисы и дворняжки, можно больше ориентировать на дрессировку и подготовку к костюмированным конкурсам. Тех, кому родители смогли приобрести хорошую породистую собаку, готовить к участию в выставках на экстерьерном ринге. Все дети с удовольствием выступают вместе на юннатских праздниках, в школах города. Начинающие юные кинологи, осваивая программу, показывают хорошие результаты. Хорошим примером для них являются старшие ребята, имеющие опыт выступлений и многочисленные победы.

В объединении все дети доброжелательно относятся друг к другу, сочувствуют чужому горю, стараются поддержать друг друга в беде. Сплочению, воспитанию коммуникативных навыков способствуют коллективные творческие дела: праздники, чаепития, однодневные и, особенно, многодневные походы в лес. В многодневных походах не только продолжаются занятия с собаками, но и проводятся интересные мероприятия: «Страна кинология», «Сладкое дерево», «Лесная олимпиада», «День Нептуна», «Все о лесе» и т. д. Дети учатся сами ставить палатки, готовить пищу на костре, полностью отвечают за себя и своих питомцев.

В объединении необходимо создать такую обстановку доверия, чтобы дети раскрепощались, старались поделиться и своими личными проблемами, рассказывать, что происходит в школе, с чем они согласны, а с чем нет, что их волнует.

Занятие детей в объединении юных кинологов способствует становлению личности ребенка, выработке определенных черт характера, ведь в общении с собакой он должен проявлять любовь и доброту к своему питомцу, большое терпение, настойчивость в достижении поставленной цели. В объединении развиваются творческие способности ребенка, когда он придумывает и сам делает костюм для собаки, фотографирует своих друзей и четвероногих питомцев, рисует, лепит из пластилина и глины, делает поделки из природного материала, сочиняет стихи и рассказы, составляет кроссворды и ребусы, поет песни.

Обучаясь по данной программе, дети не только получают знания в области кинологии, но и учатся доброму отношению к братьям нашим меньшим, ответственности за их жизнь и поведение.

Раздел I




Пояснительная записка к программе кружка

юных кинологов «АРТА»


В современном мире человек часто попадает в стрессовые ситуации, его окружают многочисленные высотные дома, тысячи автомобилей, заводов, фабрик. Особое значение имеет общение человека с природой. Многие содержат дома птиц, аквариумных рыб, кошек и собак, чтобы рядом была частичка природы, того, что сейчас так недостает всем людям. Объяснить это можно естественной тягой человека к живому, потребностью заботиться о «братьях меньших», улучшением наших жилищных условий. Держать собак стало теперь своего рода модой, как бы признаком домашнего благополучия. Но такая мода не имеет ничего общего с любовью к животным, и многие, кто решает приобрести себе четвероногого друга, к сожалению, не задумываются о том, что это накладывает на них новые обязанности. Печальные последствия такого легкомыслия мы встречаем каждый день. Бездомные животные, худые и грязные, - живой укор человеческому предательству. Они бегают по улицам, копаются в мусорных контейнерах в поисках пищи, дичают и становятся реальной угрозой для людей. Многие неприятности доставляет людям и безответственное поведение тех, кто выпускает своих четвероногих любимцев на прогулку без поводка, не считаясь с тем, что собака может напугать встречных, особенно детей, напасть на незнакомых людей. Они выгуливают животных на детских площадках, в местах массового отдыха и так далее.

Пропагандировать любовь к животным важно и нужно, но ни к чему излишне агитировать людей заводить их. Прежде чем взять собаку вспомните замечательные слова Антуана де Сент - Экзюпери : «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».

Общение с животными необходимо всем людям, особенно детям. Часто, имея собаку, дети и не подозревают о том, как велик и разнообразен мир собак и какие законы в нем царят. В городах существуют клубы собаководства, которые посещают взрослые люди. Там они могут получить консультации по приобретению, выращиванию и дрессировке собаки. Но как быть детям? Многие из них с раннего детства мечтают о четвероногом, пушистом, верном друге. Ведь собака – это так здорово! К сожалению, не все работники клубов собаководства могут заниматься с детьми. Для этого нет педагогических знаний, материальных возможностей, времени, а иногда желания и терпения. Кружок юных кинологов - для тех детей, кто ищет себе друга, для тех, у кого есть уже четвероногий друг. Кружок создавался для того, чтобы помочь детям и их родителям, жителям нашего города, избежать печальных последствий легкомысленного приобретения собак ради прихоти и развлечений. Здесь проводится не только образовательный процесс по кинологии, но и практическая работа с собаками. Заглянуть в детскую душу и понять каждого ребенка – это очень важно! Именно здесь ребенок может раскрыть себя, найти друзей и единомышленников, говорить о своем питомце и находить понимание. Вместе с детьми к нам приходят их родители. Они тоже обращаются за советами, разъяснениями.

Для работы кружка юных кинологов «АРТА» была разработана авторская образовательная программа дополнительного образования детей. Программа имеет эколого-биологическую направленность.

Занятия по программе юных кинологов «Арта» позволят детям получить знания, умения и навыки по кинологии, правильно и осознанно сделать выбор породы, вырастить щенка, правильно применить полученные знания на практике, самому обучить собаку основным приемам дрессировки, участвовать с ней в соревнованиях, конкурсах, выставках, выступлениях, оказывать первую помощь собаке, разбираться в терминологии, помогать другим людям в воспитании собаки, сделать осознанный выбор профессии кинолога.

Программа юных кинологов «Арта» составлена с учетом особенностей и специфики города Саров, учреждения - станции юных натуралистов и его материальной базы. В программе учитываются различные аспекты кинологии: происхождение собаки; классификация пород собак; воспитание и выращивание щенка; знания по ветеринарии; применению собак; экстерьер, анатомия и физиология собаки; основы дрессировки собак; юниорский хендлинг, аджилити.

Знакомство с другими программами по кинологии состоялось уже после того, как была составлена данная программа. «Образовательная программа по кинологии» (для внешкольных учреждений и образовательных школ), составленная в Москве, в 2000 году, меня не совсем устроила бы, так как срок обучения по программе – 2 года, занятия предполагается проводить 4 раза в неделю. Для нас это неприемлемый вариант, так как дети посещают еще музыкальные, художественные школы и другие кружки.

Содержание «Образовательной программы по кинологии» больше подходит под возможности большого города, так как в Москве практически каждую неделю проходят выставки и соревнования собак различного ранга и у детей есть больше возможности потренироваться. В г. Саров выставки не проводятся совсем в связи со спецификой города. Для участия в выставках приходится выезжать в другие города. Сказывается и материальное решение проблемы.

В авторской образовательной программе дополнительного образования детей юных кинологов «Арта» многие разделы и темы совпадают с содержанием «Образовательной программы по кинологии» г. Москвы. Однако, темы: «Основы племенного разведения», «Нормативы военно-спортивного многоборья», «Участие в организации испытаний служебных собак», не совсем подходят для работы объединения «Арта», так как не соответствуют возрастным особенностям детей и направлению работы нашего учреждения.

Многие детские кинологические клубы, например, в г.Перми и Казани имеют военно-спортивную направленность и подходят больше мальчикам-подросткам. В объединении «Арта» занимаются мальчики и девочки разного возраста.


Цель и задачи программы кружка юных кинологов «Арта»
Цель: сформировать у учащихся основы кинологических знаний

Задачи 1-го года обучения:

Обучающие:

  • Формировать знаний по происхождению домашней собаки, применению собак

  • Формировать знаний по современным породам собак и их классификации

  • Формировать знаний по вопросам воспитания и выращивания щенка

  • Научить детей применять полученные теоретические знания на практике

Развивающие:

  • Развивать навыки общения с другими детьми (коммуникабельность)

  • Развивать умения и навыки общения с собакой

  • Развивать самостоятельность, настойчивость в достижении поставленной цели

Воспитательные:

  • Воспитание чувство долга, ответственности за порученное дело, чувство товарищества

  • Воспитание чувства прекрасного

  • Воспитание серьезного отношения к решению вопроса появления собаки в доме

  • Создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха.


Задачи 2-го года обучения:

Обучающие:

  • формировать знания по уходу за собакой, оказанию первой помощи собаке при заболеваниях

  • формировать знания по редким и экзотическим породам собак

  • формировать знания по основным закономерностям роста собаки

  • формировать знания по специальным службам собак, спорту с собакой

  • формировать знания по дрессировке собаки

  • формировать умения и навыки по подготовке собаки к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях

Развивающие:

  • Развивать активность, самостоятельность, инициативу

  • Развивать практические умения при дрессировке собаки

  • Развивать стремление к самообразованию

Воспитательные:

  • Воспитать чувство ответственности и долга

  • Воспитать чувство коллективизма

  • Воспитать экологическую культуру

  • Формировать здоровый образ жизни


Задачи 3-го года обучения:

Обучающие:

  • формировать знания по конституции и экстерьеру собак

  • формировать знания по строению и функциям организма собаки

  • формировать знания по основам дрессировки собак, юниорскому хендлингу и аджилити

  • формировать умения самостоятельно овладевать знаниями

Развивающие:

  • Развивать творческую активность

  • Развивать стремление к улучшению собственных результатов

  • Развивать (совершенствовать) практические умения и навыки при самостоятельной работе с собакой

  • Продолжить развивать умения и навыки подготовки и участия учащихся, и их питомцев к различным мероприятиям (соревнованиям, выставкам, конкурсам праздникам)

Воспитательные:

  • Продолжить формирование здорового образа жизни

  • Ориентировать учащихся на осознанный выбор профессии с кинологической направленностью

  • Продолжать формирование ответственного отношения к своему питомцу



Специфика и особенности работы кружка


В кружке юных кинологов могут заниматься дети, имеющие дома собак, а также дети, не имеющие собак. В таком случае им подбирается собака, живущая в другой семье, налаживается контакт с хозяевами собаки. У ребенка появляется возможность заниматься дрессировкой, участвовать в конкурсах, выставках, соревнованиях, выступлениях также как и у ребят со своими собственными собаками.
Программа кружка юных кинологов может быть использована в учреждениях дополнительного образования, в подростковых клубах, комнатах школьников по месту жительства, в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях.

Занятия по данной программе базируются на полученных в школе знаниях и далее они совершенствуются и развиваются. Расширяются знания, умения и навыки по следующим школьным предметам: биология, химия, физическая культура, история, ОБЖ, литература, география, ИЗО, музыка.

Занятия по данной программе может вести педагог дополнительного образования, имеющий основы кинологических и биологических знаний, а также собаковод – любитель, знающий основы педагогической деятельности.

Программа рассчитана на три года обучения и предполагает обучение учащихся с 5 класса по 11 класс (с 11 лет). Учащиеся, прошедшие 3-х летнее обучение и не достигшие возраста выпускника школы, могут остаться в объединении до 11 класса и заниматься инструкторской работой (помогать проводить занятия на учебно-дрессировочной площадке, продолжать активно участвовать в конкурсах, представлять собак на экстерьерных рингах различных выставок, в костюмированных шоу и в показательных выступлениях по дрессировке, заниматься самообразованием).

Занятия проводятся:

2 раза в неделю по 3 часа (для первого года обучения);

3 раза в неделю по 2 часа (для второго года обучения);

2 раза в неделю по 3 часа (для третьего года обучения).

Всего 216 часов для каждого года обучения.

Число учащихся на занятии не более 15 человек 1 -ого года обучения, не более 12 человек 2 и 3 года обучения, в группах могут обучаться как мальчики, так и девочки.

Тематика разделов из года в год постепенно усложняется. Знания учащихся каждого последующего года обучения базируются на знаниях предыдущего года обучения.


В кружке применяются следующие типы занятий:


  • вводные занятия

  • изучение нового материала

  • практические занятия в учебном классе

  • практические занятия на учебно-дрессировочной площадке

  • обобщающие занятия

  • комбинированные

  • занятия повторения изученного

  • занятия проверки, контроля и коррекции

  • занятия взаимоконтроля

  • интегрированные занятия

  • занятия – соревнования

  • занятия – турниры

  • занятия – экскурсии

  • занятия – викторины

  • занятия - семинары

  • участие в массовых мероприятиях МОУДОДСЮН

  • участие в конкурсах, выставках, соревнованиях на региональных, всероссийских и международных выставках

Научно-педагогической основой организации образовательного процесса в кружке являются личностно-ориентированные технологии обучения.

Также применяются:


  • технология игрового обучения

  • технология исследовательского обучения

  • технология взаимообучения

  • развивающая технология

  • объяснительно-иллюстративные технологии

  • эвристическая технология

  • модульно-блочная технология

  • информационная технология

Основные методы работы


I. Метод устного изложения учебного материала

1. Словесно – иллюстративный метод

1.1. Рассказ

Рассказ – один из основных методов, позволяющий наиболее полно представить изучаемый теоретический материал по кинологии.



1.2. Беседа

Беседа – обязательно используется при проведении занятий, применяется при выяснении качества усвоения знаний у учащихся, при решении проблемных вопросов, в результате которых находиться правильное решение. Беседа строится на последовательной цепочке вопросов, которая помогает учащимся найти ответ на более сложные вопросы.



2. Наглядно – иллюстративный метод

Применение на занятиях иллюстраций из книг, буклетов, тематических альбомов,

плакатов, видеофильмов, слайдов, муляжей, наглядных пособий способствует

лучшему усвоению материала.



II. Исследовательский метод

1. Работа с литературой с использованием книг, журналов, периодической печати. Это развивает умение учащихся выбрать необходимый важный материал по кинологическим знаниям для подготовки газет, листовок, альбомов, а также для развития своего кругозора о жизни собак, для подготовки своих выступлений перед учащимися школ города.

2. Участие в городских, областных, региональных, Всероссийских и Международных выставках и конкурсах позволяет учащимся продемонстрировать и закрепить те результаты своей работы, которые они получили на занятиях объединения.

3. Практическая работа на занятиях занимает большую часть времени, так как здесь идет отработка и закрепление полученных знаний умений и навыков по дрессировке собак, по подготовке к соревнованиям по аджилити, юниорскому хендлингу, для демонстрации собак на ринге. Она может быть как групповой, так и индивидуальной.

4. Самостоятельная работа на занятиях занимает значительное время. Она способствует развитию навыков работы с литературой, на практических занятиях, развивает способность правильно организовать свое рабочее время.

5. Подготовка отчета о каждом выступлении в форме газет, фотоальбомов и листовок, видео-сюжетов. Это позволяет дать оценку своему выступлению, выяснить, что получилось хорошо, а над чем еще предстоит работать.

6. Коллективная творческая деятельность:

  • В течение учебного года юные кинологи придумывают образы для своих питомцев. Изготавливают костюмы – образы и функциональные. Эти костюмы демонстрируются ими на конкурсах, выставках, показательных выступлениях.

  • Каждый год в конце июня – начале июля под руководством педагога совместно с родителями организуется и проводится многодневный поход в лес с разбивкой палаточного лагеря для юных кинологов и их питомцев. Это позволяет продолжить учебный процесс в работе с детьми и собаками, способствует полезно и активно провести летние каникулы, а также способствует оздоровлению учащихся.

III. Эвристический метод (словесно – исследовательский)

1. Индивидуальная работа с учащимися. Педагог должен знать физиологические, психологические, возрастные и индивидуальные особенности детей, отношение семьи к вопросу приобретения питомца. Это необходимо для того, чтобы понять каждого ребенка и помочь ему как на занятиях, так и в ситуациях личного характера. Индивидуальная работа используется на занятиях для детальной отработки определенных умений у учащихся и при дрессировке собак.

2. Проведение праздников и конкурсов для учащихся станции юннатов и жителей города. Традиционно на втором и третьем году обучения ребята из объединения готовят для жителей города и учащихся станции юннатов праздник «ДОГ – ШОУ» и интеллектуально-познавательную игру «Звездный час» - «Все о собаках». Эта форма работы позволяет еще раз закрепить полученные знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях кружка. Юные кинологи выступают в школах, на городских праздниках, демонстрируя интересные костюмы своих питомцев.

3. Игры, конкурсы, викторины. В любом возрасте ребенок любит играть, участвовать в конкурсах и викторинах. Эти формы работы с учащимися всегда дают хорошие результаты. Они помогают учащимся закрепить полученные знания, вносят разнообразие в образовательный процесс и дают стимул для дальнейшего изучения предмета.

Это основные методы работы, но есть еще много других, которые каждый педагог может использовать по своему выбору и принять решение в каком сочетании их применять, чтобы достичь наибольшей результативности в образовательном процессе.



Применяемые методы способствуют:

  • Приобретению учащимися прочных знаний, умений и навыков, а также умений переносить их в новые ситуации

  • Формируют у учащихся потребность в новых знаниях

  • Направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся

  • Создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого учащегося

На занятиях используются следующие методические приемы, с помощью которых увеличиваются возможности вариативного применения методов, повышается их эффективность. Применяются демонстрационные приемы, которые иллюстрируют речь педагога дополнительного образования, способствуют образному восприятию биологического объекта или процесса. Графические приемы обогащают слово педагога графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию. Используются также логические приемы, которые требуют подведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение учащимися логическими приемами ведет к повышению качества их знаний. В основе логических приемов лежат мыслительные операции, поэтому овладение ими свидетельствует о сформированности интеллектуальных умений, о развитии учащихся кружка.
Ожидаемые результаты

Пройдя курс обучения по данной программе, юные кинологи смогут:



  • применить полученные знания по кинологии на практике

  • грамотно подойти к вопросу выбора породы, воспитания щенка

  • помочь начинающим собаководам в вопросах воспитания и содержания собаки

  • подготовить собаку к участию в выставках, соревнованиях и конкурсах разного уровня

  • самостоятельно научить четвероногого питомца приемам общей дрессировки, аджилити, хендлингу

  • выпускники объединения смогут осознанно выбрать для себя специальности связанные с кинологией, ветеринарией, зооинженерией, эколого-биологического и медицинского направления

  • смогут реализовать свои знания в кинологических службах МЧС, милиции, пограничных войсках

  • самостоятельно овладеть дополнительными знаниями в области кинологии


Способы проверки ожидаемых результатов

  • участие в соревнованиях по юниорскому хендлингу, конкурсах костюмов для собак и экстерьерных рингах на выставках

  • участие в соревнованиях по общему курсу дрессировки и аджилити

  • поступление в высшие учебные заведения по профилям: кинология, ветеринария, экология, биология, зооинженерия, медицина


Занятия по кинологии способствуют становлению личности ребенка:

•вырабатывается доброе отношение и любовь к животным, к природе и родному краю

•формируются определенные черты характера: самостоятельность, терпение, настойчивость в достижении поставленной цели

• воспитываются чувства взаимовыручки, ответственности, долга



  • воспитывается чувство коллективизма


Формы подведения итогов работы кружка юных кинологов:

Оценкой результатов образовательной деятельности обучающихся по программе служат:



  • итоговые занятия по темам,

  • участие в городских, региональных, всероссийских, международных выставках и конкурсах собак

  • участие в соревнованиях по ОКД (общему курсу дрессировки),

  • участие в соревнованиях по аджилити (преодолению препятствий на время в определенном порядке),

  • участие в конкурсах по юниорскому хендлингу (соревнованию среди юниоров по показу собаки на ринге),

  • показательные выступления в школах города,

  • праздники, подготовленные учащимися и родителями под руководством педагога.

  • проведение городских мероприятий («Дог-шоу»),

  • творческий отчет (выступление с показом костюмов и с группой дрессировщиков),

  • обязательное проведение занятий по дрессировке на специально оборудованной учебно-дрессировочной площадке, включая летние месяцы.

  • организация однодневных походов в лес,

  • организация многодневных походов с разбивкой палаточного лагеря.


Методические рекомендации педагогам при планировании работы кружка

Для того, чтобы дети лучше запоминали пройденный материал и потом могли воспроизвести то, о чём говорилось на занятиях, им рекомендуется завести дневник для записей. Дети с удовольствием ведут такой дневник, наклеивают картинки с породами собак, красочно оформляют его фломастерами, обмениваются друг с другом наклейками с различными породами.

Анализ мониторинга тем программы показывает, что в первый год обучения дети лучше усваиваю такие темы, как «Происхождение домашней собаки», «Воспитание щенка», «Породы собак». В первый и второй год обучения повторяется тема: «Породы собак». Если в первый год обучения учащиеся получают знания о самых распространенных породах собак, то во второй год обучения их знания дополняются информацией о более редких и мало распространенных породах собак. Эти темы излагаются в основном в форме рассказа, беседы, диалога. Педагог диагностирует знания учащихся и соответственно им выстраивает свой рассказ.

Во второй год обучения большое внимание уделяется теме: «Уход. Оказание первой помощи. Болезни собак». Очень сложный и объемный материал, но, несомненно, нужный каждому собаководу, поэтому детям необходимо объяснить важность изучения этой темы. Для изложения темы используются таблицы, рисунки из книг. Часто эти таблицы и рисунки изготавливают сами дети, так они лучше усваивают этот сложный материал. Таблицы затем широко используются на других занятиях.

В первый год обучения при изучении пород собак, дети получают элементарные знания об экстерьере: при описании пород дается характеристика внешнего вида собаки, её статей. Продолжается изучение экстерьера собак, их особенностей, во второй год обучения более основательно при изучении тем: «Основные закономерности роста собаки», «Породы собак». Изучение этих тем лучше всего строить в форме беседы, рассказа, с демонстрацией иллюстраций из книг, открыток, слайдов с породами собак, видеозаписей с выставок собак.

Второй год обучения включает в себя изучение специальных служб собак, а также неизвестных ранее у нас в стране видов спорта с собакой (тема: «Специальные службы собак. Спорт с собакой. Аджилити»). Второй год обучения знакомит учащихся с основами юниорского хендлинга), есть с комплексом упражнений по показу собаки на экстерьером ринге), с очень интересным и захватывающим видом спорта – аджилити (аджилити – вид спорта, в котором спортсмен с собакой, должен преодолеть целый комплекс снарядов, расставленных в определенном порядке на время). Кроме теоретического прохождения материала с конкурсом «Юный хендлер», соревнованиями по аджилити, обидиенс (упражнениями по послушанию собаки) и другим видам спорта, дети могут познакомиться при посещении различных выставок собак.

Во второй год обучения большая часть времени отводится практической работе по дрессировке собаки. Изучаются основы дрессировки собак, приемы общего курса дрессировки собаки. Юные дрессировщики получают практические навыки по обучению собаки буксировке лыжника (БЛ), ездовой службе (ЕС). На практических занятиях педагог может использовать свою собаку для демонстрации приемов дрессировки. Несмотря на то, что занятия проходят с группой, я стараюсь подойти к каждому ребенку, помочь в отработке того или иного приема, указать на ошибки и подсказать, как их исправить, подключить старших ребят в качестве помощников. В конце практического занятия дается задание на дом, обращается внимание ребенка на то, какие команды и приемы нужно отработать.

Наиболее сложными и трудными для восприятия являются темы третьего года обучения:: «Конституция и экстерьер собак», «Строение и функции организма собаки» Тем не менее, это обязательные темы, составляющие основу кинологии. Занятия по этим темам проходят большей частью в форме лекций, не исключая при этом элементы беседы. При их изложении не следует торопиться, а необходимо убедиться, что учащиеся их поняли. По мере необходимости делаются зарисовки и записи в дневнике. Нужно убедить детей в необходимости изучения этих сложных тем.

Практическая работа третьего года обучения также занимает большую часть учебного времени. Тренировки по общему курсу дрессировки (ОКД) проходят с более тщательным анализом, отработкой команд с усложнением, устранением ошибок дрессировщика. Подготовка к конкурсам и выступлениям на выставках, а также тренировки по аджилити занимают значительную часть времени. Участие детей в различных конкурсах, выступлениях способствуют развитию творческих способностей и развивают больший интерес к изучению кинологии. Получая заслуженные награды, дети понимают, что трудились не напрасно и с еще большим желанием продолжают заниматься любимым, но не легким делом.

Особое значение для создания дружеской атмосферы имеют праздники, проводимые в объединении, дети с удовольствием отмечают вместе свои дни рождения. Однодневные и особенно многодневные походы в лес больше сплачивают детей, помогают им лучше узнать друг друга, у них появляется еще большее стремление к общению друг с другом, появляется интерес ко всему новому, что связано с их любимым делом.

Очень важно привлекать к работе кружка родителей, так как в некоторых вопросах без них просто не обойтись. Это сопровождение детей в поездках на выставки, помощь в изготовлении костюмов для собак, участие родителей в однодневных и, особенно, в многодневных походах.

Необходимо создавать приятный микроклимат в коллективе с учетом возрастных, психологических и личностных особенностей ребят для того, чтобы каждый мог почувствовать уверенность в себе и внести свой посильный вклад в общее дело.




следующая страница >>