А. С. Прутченков шаг за шагом, или Технология подготовки реализации социального проекта Москва 1999 в добрый путь! - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Презентация социального проекта фскн "Неприкосновенный запас" 3 393.52kb.
Соколов Дмитрий – Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле дзэн... 3 1344.55kb.
Путь россии 2011 г. Владимир Шибаев путь россии 7 3105.41kb.
Информация о ходе реализации проекта 1 43.72kb.
Итоговая проектная работа по инвариантному модулю «Основы модернизации... 1 180.86kb.
Внеклассное мероприятие по физике «Физика, шаг за шагом» 1 85.45kb.
Содержание проектной деятельности 1 144.05kb.
Координатор проекта 1 21.31kb.
Мини-спектакль «Авиалесоохрана, или воздушные пожарные», для постановки... 1 157.7kb.
Предмет проекта: история. Класс: с 4 по Поддержка проекта: Асноор (г. 1 77.1kb.
Самостоятельное seo раскрутка сайта шаг за шагом Скачать в виде электронной... 2 497.57kb.
День работников торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального... 1 14.56kb.
- 4 1234.94kb.
А. С. Прутченков шаг за шагом, или Технология подготовки реализации социального проекта - страница №1/4

А.С. Прутченков

ШАГ ЗА ШАГОМ,

или Технология подготовки реализации

социального проекта

Москва 1999


В добрый путь!

Мало знать, надо и применять.

Мало очень хотеть, надо и делать!

А. Кларк, писатель

Дорогие друзья!


С удовольствием представляю это пособие, так как уверен, что оно поможет вам быстрее осознать свое место в современном мире, а также понять, что лично вы в состоянии сделать сегодня для улучшения социальной обстановки в вашем регионе, не откладывая свою заботу о людях, о культуре и природе на завтрашний день.

Очень важно, что пособие «Шаг за шагом» адресовано непосредственно молодежи, имеющей огромный созидательный потенциал. Это старшеклассники и студенты, являющиеся членами региональных Молодежных Клубов «Новая цивилизация».

В этих клубах молодые люди овладевают дополнительными специальностями, которые охватывают основные социальные сферы, такие как политика и право, экономика и экология, российская культура и межкультурные связи, здоровье и выживание в экстремальных ситуациях.

Социальные проекты МООДиМ «Новая цивилизация» являются естественным продолжением, способом реализации полученных знаний в реальной практике служения обществу.

Менеджер объединяет вокруг себя детей, подростков и молодежь, всех, кто готов принять активное участие в одном из проектов, то есть в конкретной социальной деятельности в составе молодежной команды, основное дело которой – помощь местному сообществу, своему городу.

Если в вашей молодежной организации или Клубе вы добьетесь реализации хотя бы одного из социальных проектов, то вы сможете реально повлиять на улучшение социальной обстановки в России.

Желаю успехов!

Б.К. Тебиев,

доктор педагогических наук, профессор,

Президент Международной Педагогической Академии

Введение

Никогда не вступайте в дело,

если вы не знаете, как его вести.

И. Лафатер, швейцарский мыслитель XVIII века
В соответствии с Конституцией Межрегиональной общественной организации детей и молодежи «Новая цивилизация» в Молодежном Клубе формируются три группы менеджеров:

а) группа менеджеров образовательных программ, в которую объединяются команды менеджеров-преподавателей, ответственных за реализацию программ «Базового курса навигатора». Организация и проведение занятий по образовательным программам является подготовкой членов организации к работе в качестве менеджера одного из социальных проектов;

б) группа менеджеров социальных проектов, в которую объединяются команды менеджеров, ответственных за реализацию основных социальных проектов Молодежного Клуба. Организация и осуществление социальных проектов направлена на реальную помощь людям, местному сообществу, России в целом. К числу рекомендуемых проектов относятся:

а) «По просторам России» (продолжение специальности «Я – россиянин», этно-краеведческий аспект, изучение своего родного края, истории всей России);

б) «Планета людей» (продолжение специальности «Я – житель Земли», международный культурологический аспект, знакомство с историей земных цивилизаций, традициями стран и народов);

в) «Имею право» (продолжение специальности «Я – гражданин», правовой аспект, практическая помощь всем нуждающимся в правовой помощи в форме молодежной юридической консультации или адвокатуры);

г) «Молодежный Парламент» (продолжение специальности «Я – политик», практическая деятельность в области защиты прав и интересов молодежи);

д) «Гринтим в действии» (продолжение специальности «Я – эколог», практическая природоохранная деятельность);

е) «Молодежная бизнес-компания» (продолжение специальности «Я – экономист», реализация собственных бизнес-планов);

ж) «Будем здоровы» (продолжение специальности «Я – здоровый человек», валеологический аспект работы с детьми, подростками и молодежью);

з) «Юный спасатель» (продолжение специальности «Я – спасатель», обучение населения навыкам действий в различных экстремальных ситуациях);
Дополнительными социальными проектами являются:


  • «Молодежная пресса» (работа над молодежной тематикой с различными СМИ);

  • «Скаутинг» (проект, направленный на поддержку Скаутского Движения в России);

  • «Поиск» (работа с ветеранами войны и труда);

  • «Вера» (работа с различными конфессиями);

  • «Смена» (работа с детьми младшего школьного возраста, их подготовка для вступления в навигаторы «Новой цивилизации»);

  • «Молодые волонтеры» (практическая помощь социально незащищенным категориям населения).

в) группа менеджеров игровых технологий, в которую объединяются команды менеджеров-игротехников, ответственных за организацию и проведение годового цикла комплексных игр: «Демократическая республика», «Диалог цивилизаций» и «Ньюландия». Организация и проведение комплексных игр является первым шагом привлечения детей и молодежи к социальным проектам и образовательным программам «Новой цивилизации».

Несмотря на содержательное различие работы этих трех основных групп, а также различия в самих социальных проектах, есть общие принципы и методы работы менеджера, с которыми мы и хотим познакомить вас в этой брошюре.


Но сначала о самом слове «менеджер». Менеджер (от англ. «manager» – управляющий, заведующий, директор, хозяин, уполномоченный вести переговоры, импресарио) – это профессиональный управляющий, руководитель предприятия, фирмы, организации и др., а также специалист по управлению.
А менеджмент (от англ. management – управление, заведование, организация) – практическое управление производством; а также совокупность знаний, принципов, средств и форм управления производством в условиях рыночной экономики. Современный менеджмент возник в начале 20 в. в США.

С точки зрения Анри Файоля, американского менеджера: «Управлять – это значит:



  • предвидеть – изучать будущее и устанавливать программу действий;

  • организовывать – строить двойной организм предприятия: материальный и социальный;

  • распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия;

  • согласовывать – связывать и объединять, сочетать все действия и усилия;

  • контролировать – наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и распоряжениям».

Помните об этих пяти сферах деятельности менеджера и удача будет всегда сопутствовать вам.
Автор будет рад получить от вас замечания и пожелания по доработке «Рабочей книги менеджера», а также описание результатов работы вашей команды над конкретным социальным проектом.
Пишите по адресу: 113152, г. Москва, ул. М. Тульская, д. 59, Межрегиональная общественная организация детей и молодежи «Новая цивилизация».

Звоните по тел.: (095) 954-62-85,

тел./факс: (095) 954-62-72

E-mail: аspru@mail.ru

http://newciv.relarn.ru
Исполнительный Комитет

МООДиМ «Новая цивилизация»


Раздел I. Подготовка проекта

Лучше думать перед тем,

как действовать, чем после.

Демокрит
В этом разделе изложено содержание первых шагов, которые необходимо предпринять для того, чтобы качественно подготовить социальный проект, предусмотреть все основные моменты, включая источники получения материальных и финансовых ресурсов, а также подготовку персонала молодежной команды, силами которой будет осуществляться задуманное.
Шаг № 1. Изучение общественного мнения
Действительно жить – это значит жить,

располагая правильной информацией.

Норберт Винер




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Изучить социальную ситуацию в местном сообществе

Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе

2.

Составить подробный отчет о проведенном исследовании

Систематизированные материалы отчета

3.

Сформулировать выводы на основе изучения полученного материала

Конкретные выводы по изменению ситуации


Комментарии:

Об этом подробно рассказано в брошюре А.С. Прутченкова, Л.Ю. Ивановой «Как изучить общественное мнение (практикум)».

Кратко повторим, что социологическое исследование (изучение общественного мнения) включает в себя несколько этапов:

1. Подготовка исследования. Составление программы исследования, включающей его цели, задачи, гипотезы, а также текста анкеты. Если исследование будет проводиться в каком-либо коллективе, то устанавливаются контакты с его руководителем. Если планируется масштабное исследование с охватом большого количества опрашиваемых, например, нескольких сотен жителей города, то формируется рабочая группа, которая будет этим заниматься. На этом же этапе решаются другие организационные вопросы.

2. Сбор первичной социологической информации. Сбор материалов о той проблеме, которая является предметом социологического исследования. Первичная информация может быть представлена в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др.). Массив этой информации зависит от масштаба проводимого исследования.

3. Обработка материала. Полученный материал обрабатывается вручную или на компьютере в соответствии с разработанной программой исследования. Если предполагается ручная обработка полученных материалов, то заранее готовятся вспомогательные таблицы (матрицы и другой инструментарий, облегчающий процесс обработки материалов). Если для обработки материалов будет использован компьютер, нужна специальная программа, в соответствии с которой оформляются как первичные документы (тексты анкет), так и промежуточные – с помощью которых информация кодируется для ввода в компьютерную программу или базу данных.

4. Анализ данных и оформление выводов. После обработки материала, полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т.д. Затем они анализируются и делаются соответствующие выводы, которые могут быть оформлены в виде статьи в периодическую печать, докладной записки в соответствующее ведомство, научного отчета и т. д. Выводы не должны быть самоцелью, главное – практические действия, которые вытекают из проведенного исследования. Это и есть социальный проект, реализуемый Молодежным Клубом «Новая цивилизация».

Все этапы социологического исследования логически взаимообусловлены и взаимосвязаны, поэтому нельзя приступать к очередному этапу, если до конца качественно не выполнен предыдущий, то есть материал, полученный на ранее проведенном этапе, является основой для проведения последующего.

Таким образом, первый шаг позволит вам изучить состояние местного сообщества и приступить к формулировке социальной проблемы, которая может стать объектом вашего пристального внимания и практический действий.
Мудрые мысли великих людей

Недостаточно владеть истиной, нужно чтобы она завладела нами.

Морис Метерлинк, Нобелевский лауреат
Стремление ставить на первое место интересы других людей есть самое высшее, какое мы только можем иметь.

П. Рутт, психолог
Я интересуюсь будущим, потому что собираюсь провести в нем всю свою оставшуюся жизнь.

Чарльз Ф. Кеттерлинг
Мысли, как человек действующий и действуй, как человек мыслящий.

Принцип жизни великих людей
Если хочешь, чтобы твое дело было сделано, иди сам.

Б. Франклин
Тот, кто решился на какое-нибудь великое дело, этой самой решимостью преодолел первое крупное препятствие к выполнению его.

Джорж Элиот
Шаг № 2. Формулировка актуальной социальной проблемы
В начале пути отклонишься

на шаг – скоро будешь на чужой дороге.

П. Рутт, психолог




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которой может принять участие Молодежный Клуб «Новая цивилизация»

Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем)

2.

Определить причины существования данной социальной проблемы

Перечень причин появления проблемы


Комментарии:

1. Очень важно на данном этапе не путать понятие «социальная проблема» и ее видимые последствия. Например, увидев неубранный мусор в населенном пункте, не следует формулировать социальную проблему как проблему мусора. Это лишь следствие. В самом деле, проблема может состоять в следующем:

а) отсутствие экологической культуры чиновников, отвечающих за этот участок работы;

б) низкий уровень профессионализма представителей местных органов власти;

в) отсутствие программ экологического воспитания в системе школьного и внешкольного образования;

г) низкий уровень общей культуры населения данного населенного пункта и т.д.



Справка: «Проблема (от греч. problema – задача, задание) – осознание субъектом невозможности разрешать трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами имеющихся знаний и ранее полученного опыта (Психологический словарь).

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения (Краткий энциклопедический словарь).

Для решения проблемы она должна быть превращена в творческую задачу, позволяющую использовать различные модели ее решения.

Исходя из такого определения социальной проблемы, следует и разрабатывать социальный проект, с помощью которого возможно решение самой проблемы, что позволит устранить такие последствия, как неубранный мусор в населенном пункте, то есть устранить последствия, но с таким расчетом, чтобы они впредь не появлялись. Иначе «борьба» с мусором превратится в замкнутый круг, поскольку причины не будут устранены.

Определение самой социальной проблемы позволяет устранить саму «болезнь» (то есть причины), а не ее внешние проявления. Обратите на это особое внимание, иначе вся последующая работа может не иметь социального эффекта, и вызовет разочарование членов вашей команды, а главное – вы не сможете принести реальной пользы местному сообществу.

2. Для более глубокого понимания сути социальных проблем, в том числе и вашего сообщества, того населенного пункта, в котором вы живете, поработайте в библиотеке, просмотрите местные газеты, различные справочники, проанализируйте содержание документальных фильмов и телепередач и т.п. Это поможет вам составить более полное представление о том, какие вообще социальные проблемы есть в мире, в стране, в вашем регионе и, наконец, в вашем городе. Такой подход поможет вам избежать ошибки при определении социальной проблемы, которая будет в центре вашего проекта, и ее масштаба.

Во-первых, вы не возьметесь за слишком узкий вопрос, хотя если вы поможете даже одному человеку решить его жизненную проблему, это будет определенным вкладом в изменение ситуации. И все же, следует подумать над масштабным проектом, разумеется с учетом возможностей вашей команды и организации в целом.

Во-вторых, вы не замахнетесь на слишком большой проект, который окажется вам не по силам. Иначе ваш первый социальный опыт окажется неудачным, принесет только разочарования.

3. Организуйте всестороннее обсуждение тех вариантов социальных проблем, которые могут стать объектом вашего проекта. В ходе обсуждения выслушайте всех желающих поделиться своим представлением о современных социальных проблемах разного уровня, начиная от глобальных и общегосударственных до местных, то есть присущих вашему городу, поселку, селу.

Все высказывания и мнения участников тщательно записывайте, не упуская ни одного предложения для дальнейшего анализа всей поступившей информации.

Используйте возможности такого обсуждения для того, чтобы еще раз проверить правильность своих выводов, которые вы сделали после изучения общественного мнения, убедиться в необходимости работы именно в этом направлении, получить поддержку граждан местного сообщества, что в значительной мере обеспечит успешность дальнейшей работы над избранной проблемой.

4. Проанализируйте социальные проблемы по ряду критериев:

а) важность данной социальной проблемы для региона (города, поселка, села), с точки зрения жителей, т.е. по результатам социологического опроса;

б) масштабность данной проблемы, т.е. ответ на вопрос «Какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы?»;

в) возможность практической решения проблемы силами вашей общественной организации.

4. Отберите 1-2 наиболее актуальных проблемы, в решение которых ваш Молодежный клуб может внести свою весомую лепту. Это необходимо для того, чтобы вы смогли сосредоточиться на конкретном деле, не распыляя свои силы и имеющиеся средства.

5. Четко сформулируйте социальную проблему, над которой вам предстоит работать. Это необходимо для того, чтобы:


  • составить четкую программу подготовки и реализации социального проекта, основной целью которого будет решение данной социальной проблемы;

  • объяснить общественности и всем, от кого в той или иной мере зависит решение данной социальной проблемы, необходимость работы в этом направлении, свои замыслы.

Таким образом, второй шаг позволит вам выбрать из нескольких социальных проблем одну или две наиболее значимые для вашего сообщества и сформулировать ее (их) таким образом, чтобы это было понятно не только вам, но тем людям, с которыми и ради которых вы будете работать над социальным проектом.
Мудрые мысли великих людей
У кого нет идей, тот не видит и фактов.

Фукидид
Зоркие глаза везде увидят благоприятные случаи для совершения добра; чуткие уши не затруднятся различить крики тех, кто погибает из-за отсутствия помощи.

П. Рутт, психолог
Считать какую-нибудь вещь невозможной – значит сделать ее таковою.

А. Сергеев, афорист
Для человека, который умеет хотеть, нет ничего невозможного.

Мирабо.
Под влиянием великой мысли слабый делается сильным, робкий – храбрым, непостоянный – решительным.

Конфуций

Что мы думаем, тем мы и делаемся.

Хань Фэй
Не найдется человека, настолько незначительного, чтобы он не мог сделать свою жизнь великой при помощи возвышенных стремлений.

Цицерон

Шаг № 3. Изучение возможностей молодежной организации
Организовать – это значит сначала оценить

возможность, а уже потом ставить задачу.

Аксиома менеджмента




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1

Изучить возможности молодежной организации, регионального Клуба «Новая цивилизация»

Представление о возможностях организации, Молодежного Клуба в реализации социального проекта

2

Изучить возможности своей команды, которая непосредственно будет заниматься реализацией проекта

Точное представление о возможностях своей команды, которая решила осуществлять данный проект.


Комментарии:

1. Изучение возможностей молодежной организации, регионального Клуба «Новая цивилизация» в осуществлении планируемого социального проекта является принципиально важным шагом.

Во-первых, следует проверить, не противоречит ли замысел вашего социального проекта основным положениям Конституции «Новой цивилизации» и ее дополнительным регламентам.

Во-вторых, уточнить, как согласуется ваш проект с планом работы Клуба на предстоящий год и т.д. Советуем откровенно обсудить идею своего проекта в своей Организации и получить одобрение на дальнейшие действия.

В-третьих, изучить интересы и предпочтения членов Клуба, определить социальные сферы, в которых наиболее активно участвуют члены регионального отделения организации.

2. Важно изучить вопрос о том, чем конкретно вам может или способна помочь ваша молодежная организация, региональный Клуб. На что вы можете рассчитывать? На консультации опытных специалистов, которые профессионально разбираются в той социальной проблеме, которую вы определили для себя и своей команды в качестве основной?

Или вы можете рассчитывать на определенную финансовую поддержку Клуба? Ведь серьезный социальный проект может потребовать определенных денежных средств?

Возможно ли с помощью Клуба получить доступ к средствам массовой информации и с их помощью подготовить общественное мнение к реализации своего проекта?

Ответы на эти и другие подобные вопросы помогут вам сориентироваться при составлении плана работы и его бюджета.

3. Следующий практический аспект – изучение возможностей той команды, которая непосредственно берется за реализацию проекта. Очень важно ответить на целый ряд принципиальных вопросов:

Кто конкретно готов войти в состав команды, которая будет в течение ближайшего времени заниматься подготовкой проекта, а в дальнейшем и его реализацией?

Есть ли у членов команды опыт реализации социальных проектов, т.е. решения пусть небольших социальных проблем своего местного сообщества?

Есть ли в Клубе опытные менеджеры, которые готовы взяться за организацию проекта?

Поддержат ли другие члены клуба, регионального отделения «Новой цивилизации» предложенный командой социальный проект? Не окажется ли ваша команда в изоляции, без поддержки?

Одним словом, изучите ситуацию внутри организации, в региональном Молодежном Клубе и в своей команде.

4. Несколько практических советов по подбору творческих людей в свою команду:



  • подбирать тех, которые проявляют любознательность и постоянно допытываются «почему?», «а что если?»;

  • проявляют гибкость и открытость к восприятию новой информации (иначе говоря, творческие люди никогда не отклоняют идею на том основании, что «мы это уже пробовали – не получается»);

  • способны увидеть проблему там, где другие ее не видят, и отчетливо ее сформулировать;

  • проявляют высокую чувствительность к нуждам и потребностям людей, замечая их раньше, чем другие;

  • способны связывать и объединять различную информацию самым неожиданным образом;

  • настроены против авторитарности, смело ставят под сомнение привычные и общепринятые представления;

  • проявляют умственную «непоседливость», сильную мотивацию и эмоциональную вовлеченность в то, чем занимаются;

  • более склонны решать проблемы, а не осваивать новые факты и явления;

  • ориентированы на достижение цели, а не на применение той или иной методики;

  • не обязательно отличаются высоким интеллектом, ибо люди среднего интеллекта порою обладают большими творческими возможностями.

(по А. Шапиро)

5. Целесообразно подумать над включением в реализацию будущего социального проекта наиболее активных и ответственных местных жителей. Формы такой совместной работы могут быть самыми разнообразными: от помощи в получении необходимой для вашей команды информации и освещения ваших планов в местных СМИ до непосредственного участия в акциях или спонсорской помощи вашему Молодежному Клубу.

6. Если у вашей команды нет опыта реализации конкретных социальных проектов и нет опытных менеджеров, готовых помочь вашей команде, закономерен совет – не стоит браться за реализацию проекта. Может быть, так и следует поступить.

Но, откровенно говоря, мы не хотели бы ориентировать вас на такой шаг. Ведь, если вы не попробуете свои силы, не возьметесь за конкретное дело еще в школьном возрасте, то у вас такой опыт никогда и не появится. Ваш отряд или даже весь Молодежный Клуб будут «жить» только для себя, интересно и весело проводя время. Но оглянитесь вокруг, сколько людей нуждается в вашем совете, в вашей поддержке, добром слове, а еще лучше – в конкретной помощи.

Смелее беритесь за проект, разумеется, тщательно подготовив все необходимое, что перечислено дальше.

Таким образом, третий шаг позволяет вам понять внутренние возможности вашей организации, Молодежного Клуба и своей команды и, опираясь на эту информацию, приступить к определению цели и задач, а также составлению плана работы.



Мудрые мысли великих людей
Думай о конце дела, о том, чтобы счастливо выйти, а не о том, чтобы красиво войти.

Бальтасар Грасиан
Все хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению тремя словами: ЛЮДИ, ПРОДУКТЫ, ПРИБЫЛЬ. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся сделать.

Ли Якокка, выдающийся менеджер
Не рискуйте возводить здание всей вашей жизни на фундаменте, сделанном в течение одного дня.

Лао-цзы, китайский фиософ
Добрый делает больше, чем просят, умный – раньше, чем просят.

А. Брейтер, философ

Мы делаем лучше для себя, когда делаем лучше для других.

Чжуан-цзы, философ
Самая действительная помощь, которую мы можем оказать пришедшему в отчаяние человеку, состоит не в снятии с него бремени, а в пробуждении у него энергии, необходимой для преодоления этого бремени.

Филлипс Брукс

Твердая решимость что-нибудь сделать есть половина успеха.

Демокрит

Почти все великое было сделано юностью.

Дизраэли
Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта
Цель – это мечта, которая должна

осуществиться к точно определенному сроку.

П. Рутт, психолог




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1

Определить «аудиторию» проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект.

Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.

2

Сформулировать основную цель социального проекта

Четкая формулировка цели проекта.

3

В соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы

Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели


Комментарии:

1. Подчеркнем, что в очень важно определить «аудиторию» проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен ваш социальный проект. Если вы ошибетесь на этом этапе, то эффективность вашей дальнейшей деятельности окажется низкой, так как вся энергия будет направлена в сторону, и ваши действия не дадут нужного результата. Поэтому внимательно отнеситесь к составлению списка лиц и организаций, обращение к которым даст возможность решить избранную вами социальную проблемы.

2. Важнейшим элементом, над которым следует работать на этом этапе, является формулировка цели проекта, т.е. ответ на вопрос – что вы собираетесь сделать для решения социальной проблемы в рамках своего социального проекта.

Справка: Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека (Психологический словарь).

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности (Краткий энциклопедический словарь).

Исходя из этих определений, постарайтесь создать мысленный образ того результата, который вы хотели бы получить по итогам своей деятельности. Что это может или должно быть? Чистота в вашей школе? Новая березовая аллея в вашем городском парке? Свой молодежный клуб? Молодежная биржа труда, услугами которой может воспользоваться любой выпускник школы вашего города?

Подчеркнем, что цель должна быть очень четкой и конкретной, но, одновременно, и достижимой. Иначе …, смотрите п. 2 Комментария к Шагу № 1.

Может быть, вы потратите на определение и формулировку цели достаточно много времени. Не стоит жалеть об этом. Так же как важно как формулировка социальной проблемы, то есть того объекта, над которым вы собираетесь работать. Мало понять, с какими трудностями вам предстоит «бороться», надо представить и тот, что должно получиться в результате этой борьбы.

3. Не менее важным является вопрос о формулировке конкретных задач работы над социальной проблемой, над теми трудностями, которые вы выявили на первом этапе.

Задачи помогают детализировать поставленную цель, раскрывают ее объем и указывают (перечисляют) конкретные дела, которые необходимо выполнить, чтобы получить намеченный результат.

Обычно каждой задаче соответствует 1-2 крупных мероприятиях плана социального проекта.

Завершив формулировку задач, еще раз мысленно представьте себе, что все они успешно реализованы, все, что вы написали в разделе «Задачи» уже выполнено. А теперь ответьте на вопросы:



  • Приведет ли это к нужному результату, который объявлен целью вашего социального проекта?

  • Все ли задачи выполнены?

Такой мысленный эксперимент помогает на данном этапе увидеть возможные слабые места, предвидеть и предупредить определенные сбои в реализации проекта и т.д.

Еще раз подчеркнем, что от четкости и осознанности формулировок цели и задач проекта во многом зависит успех всех ваших дельнейших усилий.

Таким образом, четвертый шаг позволяет вам сформулировать основную цель работы над социальной проблемой, описав желаемый результат, а также конкретизировать мероприятия по достижению поставленной цели с помощью задач, то есть четких и последовательных шагов.
Мудрые мысли великих людей
Наметьте себе цель, составьте план и затем работайте для осуществления этой цели; изучите относительно ее все, что вы можете, и вы наверняка достигнете успеха.

Уотерс

Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда.

Марк Твен, писатель

Кто хочет достичь цели, должен ее знать.

Азбучное правило менеджмента
Для достижения успеха надо ставить цели несколько выше, чем те, которые в настоящее время могут быть достигнуты.

Макс Планк
Шаг № 5. Составление плана работы
Только тот, кто планирует, и может организовать.

Аксиома менеджмента




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1

Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта

Письменно оформленный документ – план работы

2

Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта

Точный график выполнения плана

3

Определить ответственных за каждый пункт плана

Список ответственных за реализацию каждого пункта плана

4

Указать необходимые ресурсы и источники их получения

Перечень необходимых ресурсов и источников их получения.


Комментарии:

План реализации любого социального проекта должен обладать указанными ниже свойствами, до того, как вы начнете его осуществлять:

1. План должен быть сформулирован в четких и ясных выражениях, написан конкретно, с указаниями точных цифр и дат. Например, силами команды из 6 человек (перечисляются члены команды) посадить аллею из 50 деревьев на улице А.С. Пушкина – срок выполнения до 30 октября 2000 г. Неудачной можно считать формулировку «улучшить экологическую обстановку в городе». Для каждого пункта плана должны быть указаны измеряемые показатели и должна быть установлена точная дата начала и что более важно – окончания – к 10 ноября, а не просто в 2000 году.

2. План должен быть достижимым, то есть реальным для вашей команды и выполнимым по срокам. Не стоит писать о посадке нескольких тысяч деревьев, если вас всего трое или четверо человек. У вас просто не хватит времени, да и деревьев тоже. Ведь кроме плана реализации вашего социального проекта, у вас есть еще обязанности в семье, в школе, друзья, а также свои личные планы на будущее, например, подготовка к поступлению в вуз. Не стоит забывать и об этих сторонах жизни. Очень не хочется, чтобы проект стал для вас чрезмерной нагрузкой, психологической обузой, при одной мысли о которой у вас портится настроение. Работа (а реализация плана проекта, это, прежде всего, серьезная работа) должна быть в радость, приносить удовлетворение.

3. План должен быть написан, т.е. зафиксирован на бумаге (лучше в нескольких экземплярах, чтобы у каждого члена команды всегда под рукой был план работы). То, что не написано, не является планом, так как такую работу очень трудно контролировать. Кто-то может просто забыть то, что вы наметили (спланировали), а кто-то будет делать совсем другое, думая, что именно об этом вы и договаривались.

Советуем потратить необходимое время (сколько бы на это не понадобилось часов или даже дней), но составить письменный план!!!

4. План должен быть составлен сообща и принят всеми людьми, которые будут нести ответственность за его осуществление. Во время обсуждения варианта плана работы нужно дать возможность высказаться всем, в том числе и тем, кто готов критиковать ваш черновой вариант предлагаемых мероприятий, их содержание, сроки проведения и т.д. Чем больше высказываний и замечаний прозвучит на этапе подготовки и обсуждения, тем больше шансов, что составленный план будет реален и главное – выполнен.

5. План целесообразно (и даже необходимо) передать тем, кто может высказать по нему свои замечания: специалистам, экспертам, опытным членам Организации или Клуба и т.д. Это поможет избежать ошибок и недочетов, которые практически неизбежны при составлении плана командой, впервые начинающей такое серьезное дело. Не бойтесь критики! Конструктивная критика чрезвычайно полезна. Она помогает увидеть потенциальные просчеты, которые «всплывут» во время осуществления плана, а также определить те действиями, которые необходимо предпринять для их устранения еще до начала реализации намеченных мероприятий.

Это поможет избежать неизбежного разочарования, которое наступает, когда команда начинает реализацию проекта, но вдруг то тут, то там происходят сбои, чего-то не учли, о чем-то забыли, с кем-то не договорились и т.д. Кроме самого главного – серьезных срывов запланированных работ, наступает охлаждение самих членов команды к задуманному делу.

6. Очень важно определить персональную ответственность каждого члена команды за выполнение плана. В обсуждении плана могут принимать участие многие, в том числе и другие члены Организации, но только один человек должен отвечать за его осуществление – старший менеджер, наделенный правом требовать от остальных членов команды выполнения тех разделов плана, за которые они персонально отвечают. Вместе с тем, наличие старшего менеджера, его личной ответственности за реализацию всего проекта в целом, не означает, что остальные члены команды простые исполнители его воли.

Еще раз подчеркнем, что каждый из них должен (и вправе) иметь свой личный участок работы, за который он несет персональную ответственность и может организовать ее выполнение по своему усмотрению, разумеется, с учетом общего плана и всего замысла проекта.

7. План должен касаться не только конечных результатов (то есть достижения цели), но и путей их выполнения (то есть решения конкретных задач, с помощью которых и достигается указанная цель).

8. По каждому пункту план необходимо указать все, что необходимо для его реализации (материальные, финансовые, людские ресурсы). Это крайне важно, иначе план превращается в некий «прожект» («а не построить ли нам мост через эту речку»). Любое запланированное мероприятие должно быть обеспечено всем необходимым. Разумеется, это требует тщательной проработки, анализа, расчетов, поиска источников получения необходимых ресурсов и т.д. Но без решения всех этих вопросов ваш план будет заранее обречен на неудачу.

9. Индивидуальные планы членов команды должны быть включены в общий план работы над проектом. Это поможет каждому члену команды, менеджеру проявить себя и внести свой вклад в общее большое и нужное дело!



Примерная схема план работы



Что сделать?

Когда?

Кто отвечает?

Что нужно?

1.













2.













и т.д.

Таким образом, пятый шаг позволяет вам, представив объем предстоящей работы, сроки ее выполнения, назначив ответственных за каждый пункт и перечислив все, что необходимо для ее выполнения, составить реально выполнимый план.


Мудрые мысли великих людей
Я беру на себя смелость утверждать, что люди лучше умеют составлять планы, нежели выполнять их.

Ж. Лабрюйер
В каждом отделе труда разница между первоклассной и посредственной работой в немалой степени зависит от той тщательности, с которою выполняются мельчайшие подробности.
Документ – это лист бумаги, на котором есть дата и подпись.

А.Сергеев, афорист

Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение.

И.В. Гете
Привыкайте все делать основательно. Привычка спешить крайне вредна, так как приучает человека к небрежной работе.

Джон Тодд
Пусть неприязненная критика будет для вас тем, чем порыв ветра является для орла, – силой, которая поднимает его выше.

П. Рутт, психолог
Наш оппонент – наш помощник. Своим противодействием он заставляет нас знакомиться с нашим предметом во всех его разветвлениях, не позволяя нам быть поверхностными.

Эдмунд Берк
Сохраняй хладнокровие в споре, потому что запальчивость делает ошибку проступком, а правду – невежливостью.

Джордж Гербер

Шаг № 6. Составление рабочего графика

Работай с умом, а не до ночи.

Э. Кроткий, афорист




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1

Составить график выполнения всех пунктов плана

Рабочий график

2

Оформить график в виде таблицы

Письменно оформленный график работ


Комментарии:

1. Выделение этого пункта плана в отдельный шаг свидетельство важности согласования по времени всех разделов и мероприятий плана. От четкости и согласованности действий всей команды, каждого ее члена во многом зависит успех всего социального проекта. Очень важно таким образом распределить все планируемые мероприятия, чтобы на подготовку каждого из них было достаточно времени. При этом следует иметь в виду, что на подготовку различных мероприятий плана требуется различное время. Например, подготовка информационных материалов о предстоящей акции потребует нескольких недель работы в библиотеке, а сама акция может занять всего несколько дней или даже часов. Имейте это в виду при составлении временного графика выполнения как подготовительных, так и основных мероприятий.

2. Принципиально важно таким образом продумать график, чтобы определенные периоды не были перегружены различными мероприятиями, а в другие дни (или недели) оказались совершенно свободными от плановых работ. Именно для этого очень удобно использовать график использования времени.

Понедельный график выполнения работ

Месяц _____________________ Год ______________






Неделя

Содержание работ

Выполнение

1.

1-7 октября







2.

8-14 октября







3.

15-21 октября







В каждой строчке таблицы записываются все планируемые на эту неделю мероприятия. После ее заполнения, вы сразу можете увидеть, равномерно ли распределены мероприятия. Может случиться так, что на одну из недель приходится в 2 или 3 раза больше работы, чем в остальные. Тогда есть смысл по-другому спланировать именно время выполнения этих работ. Причем, объем работ остается тот же, вы только перераспределяете их. В этом случае вы можете избежать ненужных перегрузок, и тем более, – практически неизбежных сбоев, которые происходят, когда в течение одной недели вам приходится выполнять намеченное в ущерб всем остальным делам.

3. Возможен и другой вариант составления графика учета времени. В этом случае указывается количество оставшихся до окончания планового срока дней (или недель), а также сам срок окончания работ или мероприятия. Идет как бы обратный отсчет оставшегося времени. Вспомните, как это делало Центральное Телевидение, когда информировало всю Россию о том, что до дня рождения А.С. Пушкина осталось 20 дней, затем 15, 10 и т.д. Вот в этом же стиле можно организовать учет дней, которые остались до намеченного мероприятия.

Приводим примерный вариант такого графика распределения времени.


График отсчета времени



Содержание мероприятия

Количество оставшихся дней (недель)

Точная дата завершения работы

1.

Составление списка возможных деловых партнеров

5 недель

4 октября

2.

Уточнение адресов и рабочих телефонов партнеров

4 недели

11 октября

3.

Достижение договоренности о предварительных встречах

3 недели

18 октября

4.

Составление плана беседы во время переговоров

2 недели

25 октября

5.

Проведение переговоров о совместной деятельности над проектом

1 неделя

1 ноября

Такое уточненное расписание (временной график) дают возможность оптимально распределить объем работы, не перегружая отдельные дни или недели, а спокойно и равномерно двигаться в намеченной цели.

4. Различные варианта учета времени не исключают оформления обычного плана, в котором указываются сроки выполнения того или иного мероприятия.

Мы это подчеркиваем специально, чтобы у вас не возникло ощущение, что при составлении графика выполнения работ, необязателен письменный план в полном объеме (см. Шаг № 5. Примерная схема плана работ).

Таким образом, шестой шаг позволяет вам, оптимально распределить время, как самый ценный резерв, который в отличие от других никогда и ни при каких обстоятельствах не восстанавливается. Такое распределение времени – залог успешной реализации намеченного плана.
Мудрые мысли великих людей

Те самые часы, которые вы беззаботно расточаете, в случае использования их могли бы обеспечивать ваш успех.

Аристотель

При потере часа хуже всего не сама потеря времени, а расточение жизненной силы.

П. Рутт, психолог

Упущение времени смерти невозвратной подобно.

Петр I

Времени не хватает только бездельникам.

П.С. Таранов, афорист
Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде

Нельзя ошибаться в людях!

Лозунг японских деловых кругов




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Продумать обязанности, необходимые для реализации плана

Перечень обязанностей

2.

Описать основное содержание каждой обязанности

Описание обязанностей

3.

Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта

Список членов команды с указанием обязанностей каждого


Комментарии:

1. Сначала нужно определить, какие именно обязанности требуется выполнять членам вашей команды для реализации составленного плана. Проще говоря, какие «должности» вам необходимо ввести, чтобы все мероприятия были реализованы точно и в срок. Не советуем придумывать «должность» для человека, лишь бы у него было чем заниматься. Все обязанности должны быть реальными, наполненными конкретным содержанием, которое продиктовано составленным планом работы над проектом. Перечень таких обязанностей (должностней) нужно сначала просто зафиксировать на бумаге, а потом приступить к описанию подробного содержания каждой из них.

2. Содержание каждой обязанности следует описать понятно и четко, таким образом, чтобы человек, берущий на себя ту или иную обязанность, хорошо представлял, что от него потребуется. Это касается как содержания работы, так и времени, которое она потребует. Именно конкретность и четкость описания обязанностей – залог того, что однажды кто-либо из членов команды не откажется ее выполнять, ссылаясь на то, что он об этом не знал.

3. Все обязанности нужно оформить письменно для того, чтобы потом можно было все объяснить тому человеку, который будет занят выполнением этих обязанностей. На первый взгляд, данная работа может показаться лишней, формальной, но в дальнейшем вы сможете убедиться, что такая подготовительная работа помогает членам команды понять друг друга, а каждому точно понять, что требуется именно от него во время работы над социальным проектом. Кроме того, в любой момент член команды может еще и еще раз обратиться к описанию своих обязанностей, уточнить какие-то не совсем ясные моменты или места. Так же опираясь на письменный текст, старший менеджер может потребовать объяснений в случае небрежного отношения одного из членов команды к своим обязанностям.

4. Распределение обязанностей между членами команды очень важный вопрос, над решением которого следует серьезно размышлять всей команде. Иначе, даже при правильно составленном плане и оптимальном распределении времени вы обречены на неудачу, так как все спланированное и записанное так и останется на бумаге. Ведь это все предстоит реализовать конкретным людям
5. Прежде всего, при распределении обязанностей следует учитывать желание самого человека, который имеет право взять на себя ту часть ответственности за общее дело, которая ему больше по душе, к которой он сам проявляет больший интерес, в том числе, может быть, и с профессиональной точки зрения, то есть рассматривает работу над планом проекта, как полезное для своей будущей профессии дело.

6. Не стоит пренебрегать и учетом индивидуальных особенностей членов вашей команды. Кто-то из вас отличается ярко выраженными способностями устанавливать контакт с людьми, находить общий язык с представителями различных возрастных и социальных групп и т.д. Наверное, будет разумно определить в качестве обязанности именно этому человеку установление контактов с потенциальными деловыми партнерами, информирование общественности о предстоящих планах вашей команды и затем по завершении работ – знакомство с вашими достижениями.

7. Кроме учета желаний и индивидуальных особенностей членов команды нужно проанализировать ситуацию с точки зрения наличия определенных знаний и минимального опыта с той или иной социальной деятельности. Например, составление бюджета следует поручить тому, кто имеет определенные экономические знания в этой области и (или) опыт составления такого документа. Иначе вы получите бюджет, который будет обречен на провал, то есть в самый ответственный момент окажется, что у вас нет необходимой суммы, хотя на бумаге все выглядит правильно.

8. При окончательном распределении обязанностей важно подчеркнуть и довести до сознания каждого члена команды, что после утверждения – каждый лично (персонально) отвечает за выполнение этой обязанности. И он будет отвечать перед командой за ее выполнение точно и в полном объеме.

9. Очень важно предусмотреть возможность взаимозаменяемости, то есть совмещения разных обязанностей, особенно тех, которые близки по своей сути. Это нужно на то случай, когда кто-то из членов команды не сможет в силу ряда обстоятельств (например, болезнь или отъезд из города) выполнять свои обязанности, а по плану – это мероприятие необходимо провести.

10. Наконец, следует предусмотреть возможность обмена обязанностями по истечении определенного времени. Это делается для того, чтобы дать членам вашей команды чувство свободы, разумеется, при внутреннем моральном долге перед командой. В самом деле, если кто-то из вас через 2-3 месяца вдруг почувствует, что он взялся не за свое дело, а до окончания работы над проектом еще долгих 6-7 месяцев, что ему делать? «Тянуть лямку», выполнять свои обязанности через силу?

Разумеется, преодолевать определенный внутренний дискомфорт, желание просто полежать на диване и посмотреть видео вместо того, чтобы идти и опрашивать жителей города о том, что их волнует, придется. Но когда это становится совсем не по душе, начинает изматывать, превращается в тяжелое бремя, наверное, правильнее будет сменить сферу деятельности, выполняемую работу. На новой «должности» у вас может открыться второе дыхание, как у спортсмена во время соревнований.

11. Полезно иметь определенный резерв членов Клуба или вашей организации, которые с необходимых случаях могли бы войти в состав вашей команды, как «дублирующий экипаж», который всегда готовится перед космическим полетом. Ведь мы все живые люди, и если что-то случится с одним из членов вашей команды, то, разумеется, остальные могут и должны его заменить. Но только на какое-то время. А если человек, например, уехал в другой город? Тогда возможно дополнить команду новым человеком (из имеющегося резерва).

Таким образом, седьмой шаг позволяет вам определить основные обязанности, необходимые для выполнения всего объема намеченных планом работ, а также тактично и правильно распределить их внутри команды с учетом, как желаний самого человека, так и его индивидуальных особенностей и имеющегося опыта и необходимых знаний.
Мудрые мысли великих людей
Одно из первых правил успеха в жизни состоит в расположении нашей деятельности таким образом, чтобы можно было использовать наши природные склонности, вместо того, чтобы стараться противодействовать им.

Бульвер
Хорошее управление исключает наличие плохих взаимоотношений.

Тимо Санталайнен, финский менеджер
Отдельная личность может быть только тогда рада и счастлива, если она имеет мужество чувствовать себя частью целого.

И.В. Гете
Человек должен быть свободным всегда в рамках ответственности.

Уильям Фолкнер, писатель
Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения
Исход крупных дел часто зависит от мелочей.

П. Рутт, психолог




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских)

Список необходимых ресурсов

2.

Определить объем необходимых ресурсов

Перечень ресурсов с указанием объема

3.

Составить список источников получения ресурсов

Список источников получения каждого вида ресурса


Комментарии:

1. Осуществление запланированных мероприятий, как правило, потребует определенных ресурсов, например, для изготовления листовки с призывом «Просим не сорить в нашей родной школе» нужна бумага, а также средства тиражирования (ксерокс, простая пишущая машинка и т.д.). Разумеется, все это необходимо предусмотреть, указав объемы требуемых ресурсов. Причем, как и все остальные разделы плана, этот раздел должен быть конкретным и четким, то есть с указанием «чего и сколько» нужно для выполнения данного пункта плана.

2. При составлении перечня необходимых ресурсов следует придерживаться технологического подхода, суть которого в том, чтобы мысленно представить себе все этапы выполнения конкретного мероприятия плана и определить, что же нужно для его успешной реализации. Самый простой пример, который демонстрирует суть технологического подхода и хорошо знаком практически каждому человеку – приготовление еды. Чтобы сварить вкусный борщ, хозяйка готовит … Не будем перечислять все составляющие, но, если чего-то вдруг не хватит во время варки, поздно бежать в магазин или на рынок. Надо готовить все заранее.

Следовательно, необходимо тщательно продумать все необходимые компоненты, перечислить эти ресурсы, чтобы во время реализации проекта не возникали постоянные сбои из-за отсутствия того или иного ресурса.

3. При определении объемов необходимых ресурсов не следует пользоваться принципом «Попроси 200 рублей, дадут 100», то есть не рекомендуется завышать цифры. Нужен оптимальный вариант расчета, хотя это также потребует определенных усилий и времени. С другой стороны, если вы из скромности укажете недостаточный объем того или иного ресурса, выполнение плана может оказаться под угрозой.

4. Важно понимать, что в качестве источника необходимых для выполнения плана ресурсов может быть не только ваша Организация или Молодежный Клуб. Можно обращаться в любую другую организацию, на фирму, к индивидуальным спонсорам, а также к тем людям, которые готовы поддержать вас различными доступными им способами. Но для этого им нужно объяснить основной замысел своего социального проекта, показать над какой актуальной для данного сообщества проблемой вы собираетесь (или уже работаете), убедить их в том, что это ваша общая задача и т.д.

Получение помощи со стороны это особое искусство, которым нужно овладевать в процессе самой деятельности по реализации проекта.

5. Возможен вариант поэтапного получения того или иного ресурса. Но в этом случае нужна твердая договоренность с тем партнером, который обязуется поставлять его небольшими партиями. Целесообразнее всего составить договор и подписать его, указав сроки и объемы поставок.

6. Помните, что ресурсом могут быть не только деньги или материальные ценности, но и информация, а главное – личное участие человека в подготовке и реализации проекта. Поэтому приглашайте тех людей, которые могут вам помочь, например, с публикацией тех же листовок.

Таким образом, восьмой шаг позволяет вам составить перечень необходимых ресурсов, рассчитать их объем и определить источники получения каждого вида ресурса.



Мудрые мысли великих людей
Секрет успеха не только информация, а, прежде всего, люди.

Ли Якокка, известный менеджер
Совершенство создают мелочи, но само совершенство не мелочь.

Микеланджело
Человек, которому не свойственно внимательное отношение к подробностям и который чувствует себя «выше мелочей», никогда не достигнет успеха ни в чем.

Чжуан-цзы, философ
Пока мы желаем лучшего, мы все еще имеем в запасе силу, необходимую нам для достижения того, чего мы желаем.

Цюй Юань

Чем больше трудных дел, тем больше счастье.

Еврипид

Отправляясь в дорогу, выбирай себе такого спутника, который лучше тебя.

Б. Спиноза, философ
Успех сопутствует тому, кто полностью является самим собой.

Рольф Ширм, менеджер
Шаг № 9. Составление бюджета

Будьте честны перед самим собой.

Сенека




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1

Определить источники поступления денежных средств (доходов)

Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них

2

Составить список предстоящих расходов

Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины

3

Определить разницу между доходами и расходами

Рассчитать величину дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами)


Комментарии:

1. Бюджет составляется в том случае, когда требуется учитывать поступающие денежные средства и фиксировать их расходование.

2. Принципиально важно помнить о том, что денежные средства – это очень серьезный вопрос, которым интересуются государственные органы, прежде всего, налоговая инспекция (или полиция). Поэтому если вы предполагаете поступление денежных средств, особенно от сторонних организаций или частных лиц, они должны быть обязательно документально зафиксированы, оприходованы. И эта документация должна постоянно и надежно храниться.

3. Для фиксирования поступления денежных средств заведите отдельную бухгалтерскую книгу. Если объем денежных средств значителен, то целесообразно обучить одного из членов команды правилам бухгалтерского учета, а еще лучше – воспользоваться услугами профессионального бухгалтера, который поможет вам, во-первых, правильно и точно учесть все поступающие деньги, а, с другой, – избежать конфликтов с законом и правоохранительными органами.

4. Не менее важным является вопрос расходования имеющихся денежных средств (или тех, которые будут поступать). Этот раздел вашего бюджета требует такого же внимательного отношения, тщательного фиксирования каждой израсходованной копейки. Все израсходованные суммы должны быть подтверждены документально. Каждый акт расходования денег должен быть подтвержден чеком или другим документом.

5. Итогом составления бюджета является расчет его основного показателя – разницы между поступающими средствами и величиной предполагаемых расходов.

Если все сходится до последней цифры (копейки), то это оптимальный вариант, хотя в жизни встречающийся крайне редко.

Если вы запланировали расходовать больше, чем сможете получить, то это дефицит бюджета, недостаток денежных средств. В этом случае у вас останется невыполненным какой-то из пунктов плана, следовательно, это скажется на качестве реализации всего проекта.

Если вы расходуете меньше, чем получаете, это неплохо. Главное решить, куда направить оставшиеся денежные средства. Может быть, на реализацию следующего проекта, тогда другой команде вашей организации или Молодежного Клуба будет легче начинать новое дело.

Таким образом, девятый шаг позволяет вам определить источники получения денежных средств, распределить имеющиеся суммы в соответствии с планом работы над проектом, а также понять, хватит ли имеющихся денег.



Мудрые мысли великих людей
Крупный недостаток нашего века – это отсутствие основательности.

Р. Роллан
Будьте честны не вследствие практических расчетов, а ради сохранения своего самоуважения.

П. Рутт, психолог

Брать хорошо из того, что имеешь.

Гесиод

Предпочитай убыток позорной прибыли.

Холон

Деньги для людей – это потеря ума.

Феогнид
Тот, кто никак не может противостоять соблазнам денег, никогда не будет счастлив.

Демокрит
Немало молодых людей впадало в роковое для них заблуждение, полагая, что они могут заменить серьезное учение и упорный труд развязанностью языка или бойкостью пера.

П. Рутт, психолог


Зрелый и хорошо дисциплинированный талант всегда может рассчитывать на спрос. Но он не должен прятаться дома и ждать, чтобы его разыскивали.

Вашингтон Ирвинг
Сокрытое превосходство мало отличается от зарытого ничтожества.

Гораций.
Пусть ваши дела, а не ваши слова говорят за вас.

Платон

Шаг № 10. Разработка системы оценки проекта
Нет систем оценки и поддержки – нет и

энтузиастов. Нет энтузиастов – нет успехов.

Т. Питерс, менеджер




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1

Определить основные критерии, подлежащие оценке

Перечень основных оцениваемых критериев

2

Описать показатели оценки каждого критерия

Перечень показателей

3

Описать способы оценки каждого показателя

Перечень способов оценки


Комментарии:

1. Это очень важный раздел подготовки проекта, так как в зависимости от того, что и каким образом вы будете оценивать, зависит отношение к результатам вашего проекта, как самой команды, так и других людей. Прежде всего, подчеркнем, что все пункты плана должны быть четкими, объемы представлены в конкретных цифрах, а сроки выполнения – точными датами. Это первое требование – конкретность критериев и показателей, которыми определяется степень достижения поставленной цели работы над выбранной социальной проблемой.

2. Каждый критерий должен иметь четкие показатели, в соответствии с которыми можно определить степень достижения максимально возможного результата.

Справка: Критерий (от греч. kriterion – средство для суждения), признак, на основании которого производится оценка чего-либо; мерило оценки. (Энциклопедический словарь)

3. Есть два основных вида показателей:

а) количественные (по количеству сделанного, например, посаженных деревьев, выпущенных листовок, проведенных бесед и т.д.);

б) качественные (по изменению состояния, качества того или иного объекта, который стал целью вашего проекта, например, чистота школьного двора).

Второй способ более сложный, так как его трудно замерить, например, количеством убранных бумажек или другого мусора. Но его также следует использовать, так как далеко не всегда возможно измерить изменения в социальной сфере с помощью одних цифр.

Нужно помнить и о том, что не все можно измерить, например, понимание людьми необходимости экономить воду или электричество. Но, тем не менее, в этом направлении надо работать, хотя это может быть самым общим критерием.

4. Использовать выбранные критерии и показатели нужно не только при окончательном анализе итоговых результатов социального проекта. Они важны и для периодической оценки промежуточных итогов. Такая промежуточная оценка помогает внести своевременные коррективы в разработанный план с учетом внешних обстоятельств, изменения состава команды, работающей над реализацией проекта и т.п.

5. При определении критериев и показателей оценки выполнения работы над проектом следует помнить принцип «делать все, что в наших силах».

Если вы в качестве показателей определите слишком простые дела, то вам самим быстро станет скучно, и проект превратится в фарс.

Но не стоит брать слишком высокую планку, то есть ставить себя с самого начала в ситуацию стресса. Это очень тонкий вопрос, решение которого может найти только сама команда. Нужно оптимальное сочетание возможностей команды и трудностей, с которыми вам предстоит столкнуться во время выполнения плана.

6. Оценка работы над проектом может осуществляться, прежде всего, самой командой во время общего сбора, когда каждый человек высказывает свою точку зрения, опираясь на сформулированные показатели и критерии. Для этого нужно одинаково понимать те понятия и термины, которые были использованы при формулировке показателей и критериев.

7. Право на отдельную оценку имеет старший менеджер, руководитель команды, так как он несет личную ответственность за реализацию проекта.

8. Кроме членов команды оценку вашей работы могут осуществлять эксперты, служащие государственных органов, представители тех предприятий и учреждений, с которыми у вас заключен договор о совместной деятельности по реализации проекта и т.д.
Таким образом, десятый шаг позволяет вам определить критерии и показатели, на основании которых можно оценивать результаты работы над социальной проблемой.
Мудрые мысли великих людей
«Три столпа веры» высшего руководства американской корпорации IBM:


  • уважение к личности;

  • внимание к клиенту или партнеру;

  • высокое качество работы.

П.С. Таранов, афорист
Успех = невероятный труд + воспитание легиона учеников + использование общественного мнения + непрерывная самореклама.

С.Н. Федоров, врач и менеджер

Отправляясь в дорогу, выбирай себе такого спутника, который лучше тебя.

Б. Спиноза, философ
Успех сопутствует тому, кто полностью является самим собой.

Рольф Ширм, менеджер
Шаг № 11. Обучение членов команды
Изучай и развивай работников

и подбирай для них наиболее приемлемую работу.

Принцип японского менеджмента




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1

Разъяснить обязанности каждого участника проекта

Понимание своих обязанностей каждым участником проекта

2

Обучить членов команды, работающих над реализацией проекта

Наличие необходимых знаний и сформированных навыков


Комментарии:

1. Для повышения эффективности совместной работы команды над социальным проектом необходимо разъяснить обязанности каждому члену команды. Это может произойти на этапе определения обязанности (см. Шаг № 7).

Но целесообразнее остановиться на этом вопросе специально после окончательного согласования всех остальных пунктов и разделов плана. После предварительной подготовки плана у вашей команды будет полное представление о тех объемах работ, которые необходимо выполнить, и о сроках, которые установлены для этих работ. Именно после получения полной картины предстоящих дел члены вашей команды могут приступить к тщательному изучению тех обязанностей, которые каждый может взять на себя, определив часть персональной ответственности за успешное достижение цели социального проекта.

2. Возможно, а в некоторых случаях обязательно предварительное обучение членов команды, которые будут непосредственно заняты в проекте. Процесс обучения не должен ограничиваться только теоретическими занятиями. Максимальный эффект дают практикумы и тренинги. Например, научить ребят правилам интерьюирования можно и на лекции об этом способе проведения социологического исследования. Но лучше – после беседы и инструкции, потренироваться в своем Клубе, взяв интервью у нескольких человек, или дома, объяснив что вы делаете.

3. Вполне возможно обойтись без данного этапа, но только в том случае, когда все члены команды, работающей над проектом, имеют достаточный опыт. В противном случае, требуется специальная подготовка всех, кто будет принимать участие в проекте. Иначе вы не сможете избежать досадных сбоев и ошибок.

Таким образом, одиннадцатый шаг позволяет вам, разъяснив обязанности каждому члену команды, в случае необходимости, – обучить тех из них, кто в этом нуждается. Такое обучение – одно из условий успешной реализации намеченного плана.



Мудрые мысли великих людей

Если человек не подходит к своей должности, не пытайтесь изменить человека – поменяйте должность.

Ганс Селье, психиатр
Управлять – значит приводить к успеху других.

А. Сергеев, афорист
Шаг № 12. Формирование общественного мнения
Не ставьте себя на пьедестал – неоткуда будет падать.

Кришнамурти, индийский философ




Основные задачи

Ожидаемые результаты

1.

Создание благоприятной среды для реализации социального проекта

Понимание общественностью и соответствующими органами сути предлагаемого проекта


Комментарии:

1. Выполнив всю подготовительную работу, можно приступать к формированию общественного мнения, как в рамках вашей общественной организации, Молодежного Клуба, так и за их пределами в масштабах поселка, города и т.д. Благоприятное отношение общественности к вашим планам во многом может определить их успех. В частности, во время информирования граждан о предстоящей деятельности вашей команды вы можете найти единомышленников, которые проявят желание помочь вам тем или иным способом. Разумеется, не следует отказываться от предлагаемой помощи.

2. Одним из эффективных способов работы с населением является просвещение. Для того чтобы познакомить население вашего региона с различными сторонами социальной проблемы, которая стала целью вашего социального проекта, и о планах вашего команды существует несколько приемов. Вот некоторые из них:

2.1. Использование листовок. Опросив часть жителей своего региона, вы получили представление о тех проблемах, которые их беспокоят. Если население, по вашему мнению, готово принять активное участие в их решении, смягчить их остроту, то подготовьте листовки и расклейте их в специально отведенных для этого местах. Обращаем особое внимание именно на этот момент. Расклеивать листовки можно только в специально отведенных местах (рекламные щиты и проч.). Иначе вы рискуете вступить в противоречие с законом, в частности, с административными Кодексом и другим решениями местного самоуправления. Не стоит с этого начинать работу по улучшению жизни своих земляков.

Что может быть материалом для листовок? Прежде всего, это сопоставление результатов опроса общественного мнения с мнением экспертов. Скорее всего, вы обнаружите, что жители недооценивают или наоборот преувеличивают некоторое социальные проблемы. Помогите людям разобраться в обстановке, используя листовки.

Не забудьте снять свои листовки через2-3 месяца. Иначе они начнут вызывать отрицательную реакцию у населения, то есть действуйте более оперативно. За это время ситуация может измениться (в лучшую или худшую сторону), следовательно, вам нужно обновить материал.

2.2. Проведение встреч и бесед с жителями. Прямое общение с жителями может дать очень быстрый результат, но для этого требуется специальная подготовка. Сначала определите, в чем состоит цель вашего выступления, например, таким способом – завершив предложение: «Когда я закончу говорить, аудитория ...» (поймет, увидит, осознает, поддержит, согласится и т.д.).

Предварительно познакомьтесь с будущей аудиторией. Где и перед кем вам предстоит выступать? Что вы знаете о ваших будущих слушателях? Чем они интересуются или обеспокоены? Как они относятся (могут относиться) в теме вашего выступления?

Подумайте над тем, как вы собираетесь воспользоваться особенностями аудитории ради своей цели и как вы собираетесь преодолеть то, что может послужить помехой для вас?

Обязательно продумайте свое представление. Дайте тому, кто вас будет представлять, прочитать выразительную и, по возможности, с юмором написанную вашу характеристику (не только лично вашу, но и вашей команды, которая работает над данным социальным проектом).

Во время выступления покажите свое знание аудитории, подчеркните, что уважаете ее жизненный опыт и традиции, понимаете отношение этих людей к изучаемой социальной проблеме и т.д.

Активно используйте повторение, чтобы заострить внимание слушателей. Помните, что не все сразу понимают ваши замыслы, кому-то из слушателей понадобится выслушать вас 2 или 3 раза, чтобы понять и согласиться с вашими аргументами. Поэтому усиливайте свою позицию, использую дополнительную аргументацию, видеозаписи, мнение специалистов, как местных, так и российских и зарубежных.

Не держите себя слишком серьезно. Естественно, что вы хотите произнести хорошую речь, но не преувеличивайте значение своего выступления.

2.3. Оформление подписных листов. Для изучения и формирования общественного мнения можно собирать подписи жителей, поддерживающих вашу инициативу, например, за правильную утилизацию отходов.

Подписной лист начните с обращения к адресату. Он должен быть составлен таким образом, чтобы человек мог видеть весь текст, под которым ставит свою подпись. Приведем примерный план листа.

Куда направляется послание.

Кому оно предназначено.

От кого

Мы нижеподписавшиеся, проживающие по адресу, убедительно просим






Фамилия, Имя,

Отчество


Адрес: улица, дом, квартира, телефон

Паспорт

Подпись

1.













2.













и т.д.

Разумеется, все подписи должны быть подлинными, снимите ксерокопии с листа и отнесите их в местную администрацию или другую организацию, в компетенции которой решение данной социальной проблемы.

Секретарь в местных органах власти или другие лица, работающие с письмами, должны зафиксировать поступление вашего обращения, присвоив ему регистрационный номер и указав дату поступления. Запишите эти данные. Если вам не ответили, обращайтесь в средства массовой информации.

Старайтесь сразу не конфликтовать. Лучше, если различные инстанции и их сотрудники станут вашими союзниками. Однако, не рассчитывайте на быстрое понимание, соблюдайте все необходимые формальности при обращении в административные структуры.

Если Вы решили собирать подписи, то подумайте о личной безопасности, попросите взрослых сопровождать вас или обращайтесь к хорошо знакомым людям.

Таким образом, двенадцатый шаг позволяет вам, опираясь на составленный план, приступить к формированию общественного мнения, что является одним из важнейших условий успешной реализации проекта.


Мудрые мысли великих людей
Мы твердо предчувствуем, что дело больше нас и более долговечно, чем наша жизнь.

Ван Гог, художник
Мы делаем лучшее, что можем, когда отчаянно боремся за достижение того, чего жаждет наше сердце.

Ли Дао Чунь
Нет ничего столь заразительного, как энтузиазм.

Бульвер

К сожалению, многие люди всю свою жизнь затрачивают на изучение начальных ступеней различных занятий. И не идут дальше…

Удостоверьтесь, что ваш проект хорошее, честное дело, и затем будьте непоколебимо верны ему. Вложите весь ваш ум, ваши силы, сердце и душу в практическую деятельность, и вы добьетесь успеха. Мобилизуйте всю вашу энергию, научитесь лишь однажды выполнять план во всей его полноте, и вы сделаетесь другим человеком.

Итак, приступаем к реализации проекта.



следующая страница >>