«9 мая День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
«9 мая День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» - страница №1/1

Тема урока: «9 мая - День Победы советского народа в Великой

Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Тип урока: интегрированный урок с примене­нием современных компьютерных технологий.

Вид урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная.

Учебные цели:

1. Актуализировать и расширить знания обуча­ющихся о героических страницах истории нашего Отечества, истории родного края.



  1. Показать историческое значение победы нашего народа в Великой Отече­ственной войне.

  2. Воспитывать патриотизм, гражданствен­ность, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, свой народ.

Учебные вопросы:

  1. Основные этапы Великой Отечественной войны.

  2. Разгром фашистской Германии.

  3. Победный май 1945 г.

  4. Цена победы. Итоги войны.

Оборудование:

  • класс, оснащённый компьютером с мульти­медийным комплексом, состоящим из проектора, экрана, звуковых колонок.

  • авторская электронная презентация, создан­ная средствами программы - редактора презента­ций Power Point;

  • бланки рабочих конспектов для обучающих­ся (по количеству учеников в классе).

Время: один учебный час (30 минут).

Место проведения: учебный кабинет.

Подготовка к уроку

Для этого урока автором была подготовлена электронная презентация. Слайды презентации содержат фотографии, военных лет, карты и схемы для иллюстрации рас­сказа учащихся. Материалы для презентации были подобраны на образовательных сайтах в Интерне­те, мультимедийных учебниках, документальных книгах, летописях.

Для организации работы обучающихся были составлены и распечатаны бланки конспектов, ко­торые заполняются в ходе повторения изученного материала и изложения нового материала учите­лем (приложение 1).

На предшествующих уроках ОБЖ по теме «Па­мяти поколений - дни воинской славы России» были изучены основные события и победные дни Великой Отечественной войны, формы увековече­ния памяти российских воинов, павших в сраже­ниях.



План урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение ранее изученного на уроках ис­тории и ОБЖ материала.

  3. Составление учениками конспекта лекции.

  4. Закрепление материала изученного на уроке.

  5. Подведение итогов урока, домашнее зада­ние.

Ход урока

1. Организационный момент

На экране демонстрируется слайд 1 «Никто не забыт, ничто не забыто».

Преподаватель ОБЖ объявляет тему и цели урока, учебные вопросы, объясняет порядок его проведения, знакомит с условиями заполнения бланка-конспекта.



На экране демонстрируются слайды 2, 3,4: тема урока, цели, учебные во­просы.

2. Повторение ранее изученного материала

Основные этапы Великой Отечественной войны

Преподаватель ОБЖ

- На уроках истории и ОБЖ вы познакомились с ос­новными этапами Великой Отечественной войны, героическими победами, одержанными под Моск­вой, в Сталинградской и Курской битвах, узнали о снятии блокады Ленинграда. (На экране демон­стрируется слайд 5 «Периоды Великой Отече­ственной войны».)

Давайте еще раз вспомним об этих славных да­тах. У вас на рабочих местах лежат бланки конс­пектов. В ходе урока заполните оставленные в них пропуски, используя сообщения учащихся и демонст­рируемые на экране слайды. Сейчас, пожалуйста, вспомните основные периоды Великой Отече­ственной войны и впишите в конспект пропущен­ные названия месяцев, а затем заполните пропус­ки (месяц и год) в таблице «Победные дни Рос­сии». Ученики заполняют конспекты.

Заполненные конспекты преподаватель проверяет во внеурочное вре­мя, за допущенные исправления оценка снижается.



Разгром фашистской Германии

Преподаватель ОБЖ

- А теперь подробнее вспомним последние ме­сяцы войны. (На экране демонстрируется слайд 6 «Карта наступления советских войск в январе-апреле 1945 г. и аннотация к ней».)

К апрелю 1945 г. советская армия в результате мощного стратегического наступления от Балти­ки до Карпат силами десяти фронтов нанесла мощ­ное поражение противнику. Были освобождены от фашистской оккупации почти вся Польша и Чехо­словакия, вся территория Венгрии.

Однако фашисты продолжали упорно сопротив­ляться и создавать вокруг Берлина мощные оборо­нительные укрепления. На берлинском направлении фашистское командование сосредоточило более 1 млн человек, 10 400 орудий и минометов, 1500 танков и штурмовых орудий, 3300 самолетов.

В первой половине апреля 1945 г. советское ко­мандование приступило к подготовке завершаю­щей стратегической операции - овладению Бер­лином. При этом решающее значение отводилось самому факту взятия Берлина советскими войска­ми без помощи войск союзников (демонстрирует­ся слайд 7 «Берлинская операция»).

Наступление на Берлин началось с Кюстринского плацдарма на реке Одер

16 апреля 1945 г. в три часа утра по местному времени войсками 1-го Белорусского фронта.

«Ему предшествовала мощ­ная артиллерийская и авиационная подготовка, после которой в атаку устремились пехота и тан­ки. Для достижения особого психологического эффекта путь им осветили сотни зенитных про­жекторов. Противник на некоторое время был ос­леплен ярким внезапным светом. В его рядах про­изошло замешательство. Но вскоре немцы восста­новили боевой порядок и бросились сражаться за свою столицу с отчаянным упорством.

Германскую столицу окружали три оборони­тельных кольца, подступы к которым были пре­граждены минными полями и бетонными надол­бами. Наиболее тяжелые бои развернулись на Зееловских высотах - главном стратегическом плацдарме на подступах к Берлину. Но к исходу 17 апреля они были взяты. 20 апреля войска 1-го Белорусского вышли на восточные окраины Бер­лина. Танковые корпуса обходили Берлин с севера.

21 апреля завязались бои на южных окраинах Берлина, а 24 апреля войска Жукова и Конева со­единились западнее Берлина, замкнув кольцо ок­ружения. Начался штурм столицы третьего рейха.

Войска союзников, форсировав Рейн, также продвигались вглубь Германии навстречу насту­павшим советским войскам. Их первая встреча состоялась

25 апреля на реке Эльба у г. Торгау. (демонстрируется слайд 8 «Встреча на Эльбе»).

Тем временем войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, преодолевая ярост­ное сопротивление врага, вели бои в германской столице (демонстрируется слайд 9 «Штурм Берлина»). Берлин был хорошо укреплен, он делился на восемь секторов обороны, которые надо было преодолеть, чтобы достигнуть последнего, девято­го сектора, где находились Рейхстаг, Имперская канцелярия и другие правительственные учрежде­ния. Река Шпрее и многочисленные берлинские ка­налы держались под прицельным огнем. Улицы преграждали баррикады, а на перекрестках были врыты танки, защищенные каменными плитами. Станции метро и подземные коммуникации слу­жили укрытиями и средством сообщения. Каждый квартал, каждая улица, каждый дом превращались в крепость (демонстрируется слайд 10 «Бои в городе» - штурмовые отряды в центре Берлина).

27 апреля штурмовые отряды, составленные из подразделений различных родов войск, прорвались к центру Берлина. 29 апреля советские войска про­рвались к Рейхстагу, ставшему своего рода симво­лом сражения за германскую столицу. После упорного боя вечером 30 апреля разведчики 150-й стрелко­вой дивизии Егоров и Кантария водрузили над ку­полом Рейхстага Красное знамя Победы (демонстри­руется слайд 11 «Знамя Победы»).

В то время как в здании Рейхстага шел ожесто­ченный бой, в подземном бункере Рейхсканцеля­рии Гитлер покончил жизнь самоубийством.

Победный май 1945 г.

2 мая 1945 г. советские войска полностью овла­дели Берлином (демонстрируется слайд 12 «Бер­лин взят».

Все советские солдаты стремились хоть не­надолго побывать в Рейхстаге, в том самом мес­те, откуда Гитлер 12 лет назад начал свой крова­вый путь на восток. Тысячи бойцов расписыва­лись на колоннах и стенах здания, отмечая свой боевой путь - путь на запад, с честью ими прой­денный от Москвы до Берлина. Еще неделю пос­ле взятия Рейхстага продолжались сражения в нацистской столице. Но все понимали, что глав­ное уже сделано - фашизм разбит в своем лого­ве и больше никогда не принесет страданий че­ловечеству.

8 мая представители германского военного ко­мандования подписали Акт о безоговорочной ка­питуляции. От имени советского командования Акт подписал маршал Жуков (демонстрируются слайды 13,14 «Капитуляция Германии».

В соответствии с Актом уцелев­шие от разгрома группировки немецких войск в течение следующего дня сложили оружие и сда­лись в плен».

И вот мы подошли к самой славной дате. (демонст­рируется слайд 15 «Победа!»).

9 мая -День Победы советского народа в Великой Отече­ственной войне 1941-1945 гг.

В 0 часов 43 минуты по берлинскому времени 9 мая 1945 г. подписание Акта было закончено. Немцы покинули зал. От имени советского коман­дования Жуков поздравил всех с победой. В зале поднялся невообразимый шум, все наперебой жали друг другу руки, поздравляя с долгожданным ус­пехом. А на улицах Берлина загремела стрельба из всех видов оружия по случаю победы (демонст­рируется слайд 16 «9 мая 1945 г. - Победа!»).

Весть о капитуляции с быстротой молнии раз­неслась по всему миру. Миллионы людей высыпа­ли на улицы городов и сел (демонстрируется слайд 17 «Радость Победы). Днем по радио выступил Сталин, а вече­ром огни праздничного салюта из тысячи орудий вспыхнули над небом Москвы (демонстрируется слайд 18 «Салют Победы»). Когда отзву­чали залпы салюта, началось всеобщее ликование. Было лишь одно ощущение великого братства, без­мерного счастья и надежды на будущее (демонст­рируется слайд 19 «Орден Победа»).

Указом Президиума Верховного Совета СССР день 9 мая был объявлен праздником Победы, а 24 июня на Красной площади в Москве состоял­ся Парад Победы (демонстрируется слайд 20 «Па­рад Победы»).



Цена Победы. Итоги войны
- 1418 дней и ночей советские люди вели кро­вопролитную войну против фашистских агрессо­ров, отстояли свободу и независимость своего Оте­чества, спасли от фашистского порабощения ми­ровую цивилизацию. Именно нашей стране, ее Вооруженным силам принадлежала решающая роль в разгроме гитлеровской Германии и ее союз­ников (демонстрируется слайд 21 «Потери Гер­мании»).

Германия за четыре года войны потеряла более 10 млн человек, 607 дивизий вермахта и его союз­ников, свыше 75% военной техники, в том числе 167 тыс. артиллерийских орудий, 48 тыс. танков, 77 тыс. самолетов.

Но победа над Германией далась тяжелой це­ной для нашего народа (демонстрируется слайд 22 «Потери СССР»).

Война унесла (по приблизительным подсчетам) свыше 27 млн жизней наших сограждан, в том чис­ле более 11 млн человек погибли на фронте. В тылу врага и на оккупированных территориях погибло около 4 млн партизан и подпольщиков. В фашист­ской неволе оказалось около 6 млн советских граж­дан.

Были и миллионы умерших от голода, погиб­ших в концлагерях. Все они вошли в ужасающую цифру - 27 млн человек, равную численности на­селения средней европейской страны.

Фактически каждый седьмой житель страны погиб в годы войны, а на захваченных гитлеровца­ми территориях - каждый четвертый.

Громадными были и материальные потери (демонстри­руются слайд 23 «Цена Победы). За годы войны СССР потерял 30% национального богат­ства.

Оккупанты полностью или частично разруши­ли и уничтожили 1710 городов и поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень. Было разрушено 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов и 2 тыс. совхозов, уничтожено 6 тыс. больниц, 82 тыс. школ, 334 вуза, 427 музеев, 43 тыс. биб­лиотек.

Крова лишились 25 млн человек. Этот скорбный перечень разрушений можно про­должать и продолжать.

Пройдя через горнило Великой Отечественной войны, наш народ осознал, что ему по плечу лю­бые испытания и любые задачи (демонстрирует­ся слайд 24 «Слава Воину-победителю»).



Звучит песня «День Победы», ее сопровождает демонстрация на экране в автоматическом режи­ме презентации «День Победы» с подборкой агитационных плакатов времен Великой Отечественной войны.

Преподаватель ОБЖ

Война не обошла стороной и нашу малую Родину. С Бондарского района на фронт ушли 8 тыс. 466 человек, не вернулись 3 тыс. 1 человек. Среди них есть наши земляки, которые золотыми буквами вписали нашу малую Родину в летопись Великой Отечественной войны. Давайте их вспомним и назовём, (дети называют поимённо знаменитых земляков это герои Советского союза ……и конечно же наш легендарный генерал Глазков.)

Всё дальше в прошлое уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны (демонст­рируется слайд 41 «Память поколений»). На смену одним поколениям приходят другие. Но память о тех, кто не вернулся с кровавых полей войны, кто своей грудью защитил честь и независимость нашей Родины, живёт, и будет жить в сердцах нашего народа.

Глубокий след оставляют в душах юных встречи с ветеранами войны. Их ратные подвиги вызывают чувство гордости и глубокого уважения, они живут в сердцах молодых, призывают быть всегда в полной готовности к защите Отечества (демонст­рируется слайд 42 «Спасибо Вам, наши родные!»).



Физкультминутка

(снятие напряжения глаз)

На сегодняшнем уроке мы ознакомились с последними днями войны, узнали её итоги и цену победы. Давайте ещё раз вспомним и закрепим в сознании основные моменты тех героических событий (работа с бланком конспекта).


Подведение итогов урока и домашнее задание

Преподаватель напоминает тему, цель, учебные вопросы; дает оценку занятию в целом, объявляет оценки, задаёт домашнее задание.

В качестве домашнего задания предлагается классу поделиться на группы и подготовить сообщения о земляках, удостоенных звания Героя Советско­го Союза в годы Великой Отечественной войны (сообщения будут использованы на уроке ОБЖ по теме «Ордена - почетные награды за воинские от­личия и заслуги в бою и военной службе»).




Бланк конспекта ученика

Фамилия, имя __________________­____ , класс ____, дата _______. Оценка ___.



Тема урока: «9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

1. Победные дни России

День

Месяц

Год

Название событий

5




19 ___ г.

Начало контрнаступления советских войск в битве под Москвой.

2




19____г.

Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

23




19____г.

Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.

27




19____г.

Снятие блокады г. Ленинграда.

9




19____г.

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

2. Разгром фашистской Германии

1. Наступление на Берлин началось ____________ 1945г. с ____________ плацдарма на реке Одер.

2. Для достижения особого психологического эффекта в начале наступления советское командование применило _________________________________.

3. Взятие Берлина проводилось силами 1-го Белорусского фронта (командующий – маршал ___________) и 1-го Украинского фронта (командующий – маршал ____________).


4. ______ 1945 – взяты ______________ высоты – главный стратегический плацдарм. 5. _______ 1945 – войска Жукова и Конева соединились западнее Берлина, замкнув кольцо окружения. Начало штурма Берлина.

6. _______ 1945 - на реке _________ у города Торгау встретились войска союзников.

7. _______ 1945 - взят Рейхстага, Знамя Победы водрузили __________и _________.

3. Победный май 1945г.

8. _______ 1945 - советские войска полностью овладели Берлином.

9. _______ 1945 - подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии.

От имени советского командования его подписал маршал _____________.

10. _______ 1945 – в ___________ на ___________________состоялся Парад Победы.

4. Итоги войны.

11. _______ дней и ночей длилась война против фашистских агрессоров.

12. В сражениях с советскими войсками Германия потеряла свыше ____ млн человек.

5. Цена победы.

13.Война унесла свыше _______ млн жизней наших сограждан, в том числе:

более ______ млн воинов на фронте.

14. За годы войны СССР потерял _____ % своего национального богатства.

15. Оккупанты полностью или частично разрушили и уничтожили ______ городов и поселков, свыше ______тыс. сел и деревень.

16. Крова лишились _____ млн человек.