6 марта 2009 года, пятница, 17. 30 №135 (135) Новости 4 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
6 марта 2009 года, пятница, 17. 30 №135 (135) Новости 4 - страница №3/3


В мероприятиях по энергосбережению кроется значительный потенциал повышения эксплуатационной эффективности функционирования ж/д

Требования к эффективному расходованию энергоресурсов предъявлялись всегда, однако суровые реалии кризисного существования заставляют задуматься над сакраментальной фразой о том, что «экономика должна быть экономной».

О необходимости энергосбережения лишний раз напоминает и недавнее обострение газовой проблемы, и экономический кризис как таковой. Несмотря на то, что под воздействием мирового финансово-экономического кризиса топливные ресурсы (главным образом нефть и нефтепродукты) падают в цене, следует ожидать, что при первых признаках экономического оживления цена на энергоресурсы быстро вернет себе славу «рекордсмена».

Продолжающийся спад объемов перевозки грузов и связанное с этим ухудшение финансового состояния железных дорог ставят новые задачи по повышению эффективности производственных процессов, а значит, возрастает значение разработки и реализации программ ресурсосбережения – главного источника экономии эксплуатационных расходов и повышения финансово-экономических показателей функционирования железнодорожного транспорта.

Доля стоимости энергоносителей в себестоимости перевозок УЗ на сегодня составляет 18,2%, при этом по электроэнергии - 8,1%, по дизтопливу - 9,4%, по газу - 0,3%. То есть почти 1/5 всех расходов железной дороги приходится на топливно-энергетическую составляющую. Именно поэтому в уменьшении потребления этих энергоносителей кроется значительный потенциал для оптимизации и повышения экономической эффективности функционирования УЗ. [cars-news.ru, «Укрзализныця» снижает энергопотребление, 30.06.2008]

В настоящее время железные дороги - наиболее экономичный вид транспорта. Среди всех видов они имеют минимальные значения удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу производимой работы.

Так, в пассажирских перевозках удельное (на 1 пассажиро/км) потребление энергоресурсов железнодорожным транспортом составляет только 1/6 потребления индивидуальными легковыми автомобилями и 3/5 потребления автобусами. Аналогичная картина наблюдается в грузовых перевозках, где удельное (на 1 км) энергопотребление на железных дорогах составляет лишь 1/20 потребления индивидуальными грузовыми автомобилями и 1/6 потребления грузовыми автомобилями коммерческого пользования. [Журнал «Железные дороги мира», 1-2004, Основные направления развития подвижного состава]

Несмотря на существующую низкую удельную энергоемкость железнодорожного транспорта, потенциал экономии эксплуатационных затрат за счет сокращения расхода топлива и энергии в отрасли и сегодня весьма ощутим, а возможность активно влиять на него с помощью технологических и технических новаций очень велика. С учетом прогнозируемого роста цен на энергоресурсы работа в этих направлениях становится еще более актуальной.


Приоритетные стратегические направления энергосбережения на железной дороге

Энергоресурсы на железной дороге используются во всех производственных процессах. Они необходимы и на обеспечение перевозочного процесса, и на поддержание жизнеспособности широко разветвленной железнодорожной инфраструктуры, производственных и социальных железнодорожных объектов и др.

Учитывая характер и виды используемых энергоресурсов, основной потенциал энергосбережения на железной дороге кроется в оптимизации потребления печного топлива (энергообеспечение), дизельного топлива (машины и механизмы), электроэнергии (производство, тяга), электроэнергии и дизтоплива (тяга).

Львиная доля расходов на энергоресурсы приходится на обеспечение тяги подвижного состава – 84-86% электроэнергии и порядка 90% дизельного топлива. Именно этим направлениям экономии энергоресурсов отдается приоритетное значение. [cars-news.ru, «Укрзализныця» снижает энергопотребление, 30.06.2008]

Наиболее важным фактором экономии энергоресурсов на железнодорожном транспорте является внедрение электрической тяги. Перевод участков на электротягу окупается за 5-6 лет. Переход поездов с дизтоплива на электроэнергию дает экономию ресурсов в 6 раз. Реализация проектов электрификации достаточно капиталоемкая, однако экономический эффект от них дает прибыли в 6 раз больше, чем понесенные на ее реализацию затраты.

Переход на электрическую тягу снижает топливную составляющую себестоимости перевозок (в 4,9-6,5 по сравнению с тепловозной тягой, в зависимости от видов движения). Электрификация делает топливную составляющую себестоимости стабильной и более предсказуемой. Это связано с тем, что Украина не только полностью обеспечивает себя электроэнергией, но и осуществляет ее экспорт в сопредельные страны. Более 50% электроэнергии в стране вырабатывается на атомных электростанциях, что обуславливает ее низкую себестоимость, стабильность цены и отсутствие прямой зависимости себестоимости выработки электроэнергии от стоимости органического топлива (природного газа и каменного угля). [Аналитика МКГ на тему «Состояние и перспективы электрификации железных дорог Украины», 15.02.2008]

Перевод на использование электрической тяги позволяет существенно уменьшить негативное влияние железнодорожных перевозок на окружающую среду.

Вторым ключевым направлением экономии энергоресурсов является переход на эксплуатацию сетей переменного тока. Еще со времен СССР в Украине существует достаточно развитая системе электрифицированных железных дорог, однако с того же времени нашим железным дорогам досталась и главная их инфраструктурная проблема – одновременная эксплуатация электрифицированных участков двух типов – на переменном и постоянном токе.

Эксплуатация сетей переменного тока оказалась намного более экономичной. Так, капитальные расходы на электрификацию при использовании сетей переменного тока на 15-18% меньше, чем при постоянном токе. При этом себестоимость эксплуатации дорог электрифицированных переменным током на 20% меньше, чем при эксплуатации на постоянном токе. Именно из-за большей эффективности в настоящее время все новые электрифицированные участки создаются именно с использованием этой технологии. [Аналитика МКГ на тему «Состояние и перспективы электрификации железных дорог Украины», 15.02.2008]

Электрификация требует обновления подвижного состава, ускорение реализации программ создания прогрессивного электроподвижного состава для грузового и пассажирского скоростного и высокоскоростного движения, использование более экономных рельсовых автобусов. Использование новых электропоездов позволяет снизить расходы на электроэнергию на 20% - прежде всего за счет массы электропоезда. На практике экономия 1% потребления электроэнергии означает для железной дороги порядка $5-6 млн. средств. Замена одного пригородного поезда на рельсовый автобус дает в год экономию в 230 тысяч гривен. [cars-news.ru, «Укрзализныця» снижает энергопотребление, 30.06.2008]


Организационно-тактические мероприятия по энергосбережению

Кроме реализации долгосрочных проектов на железной дороге есть и масса других резервов экономии энергоресурсов. Они носят оптимизационный рационализаторский характер. Среди основных задач в области обеспечения экономии топливно-энергетических ресурсов:

- применение системы индикации параметров движения (приблизительная экономия 3-5%);

- повышение сцепных свойств электропоездов за счет применения новых систем электропривода (экономия 5%);

- применение бесконтактного регулирования тягового электропривода (экономия 2-3%);

- применение электронных систем регулирования частоты вращения и подачи топлива (экономия 2-3%);

- внедрение систем подогрева дизеля в режиме отстоя (экономия 3-4%);

- применение двухдизельных силовых установок (экономия 15-20%);

- внедрение автоматизированных систем управления и контроля расхода топлива (экономия 5%);

- применение новых теплоизоляционных материалов (экономия 3-5%);

- применение системы раздельного учета расхода электроэнергии для нужд пассажирского состава (экономия 5%);

- применение системы автоматизированного ведения поезда (экономия 5-7%).

[В.А. Гапанович, старший вице-президент ОАО «РЖД», Приоритеты в сфере энергосбережения и технического регулирования]

Весомую роль в обеспечении экономии электроэнергии играет внедрение автоматизированной системы коммерческого учета потребления электроэнергии. Ее суть состоит в замене старых счетчиков индукционного типа на более точные – со степенью погрешности 0,2 %.

На практике весьма эффективной являются установки систем «БИС-Р» учета наличия и расхода топлива на маневровых локомотивах, а также системы конденсаторного пуска двигателя СУДМ.

Для справки: Система «БИС-Р» позволяет сэкономить за 6 месяцев энергоносителей более чем на 240 тыс. грн., а израсходованные на нее средства окупаются очень быстро. Например, ориентировочные ежегодные затраты депо «Львов» достигают 11,5 тыс. т дизтоплива, а за счет повышения эффективности затрат топлива средства, вложенные в закупку «БИС-Р», окупаются приблизительно через год. В то же время, система рассчитана на эксплуатацию на протяжении 10 лет. «БИС-Р» всегда сможет зафиксировать несанкционированное вмешательство в топливную систему, то есть фактически делает невозможными кражи дизтоплива. Система «БИС-Р» позволяет самим железнодорожникам следить за работой локомотива – видеть температуру топлива, его уровень в баках, не выходя из кабины. Раньше же это приходилось делать практически наугад. [domik.net, ЛЖД внедряет энергосбережение, 23.02.2007]

Позитивно зарекомендовали себя и современные системы «Дельта-СУ» строгого учета наличия-расхода топлива на наиболее энергоемких тепловозах 2ТЭ116, автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). [domik.net, ЛЖД внедряет энергосбережение, 23.02.2007]

Изрядно устаревшее оборудование, чрезмерно потребляющее дорогостоящий мазут, требует повсеместной замены. На смену прожорливым котлам ДКВР советского образца пришли гидротермы, которые работают на электричестве. Модернизация заметно удешевляет эксплуатационные расходы и одновременно сокращает численность обслуживающего персонала. Себестоимость выработанной гигакалории на электрооборудовании сокращается приблизительно на 30 %.

Необходимо обратить внимание и на счетчики многотарифного учета на котельных железной дороги, позволяющие вести контроль потребления более дешевого «ночного» электричества. Ведь, как известно, отпускаемый оператором энергорынка ток после полуночи на 25 % дешевле, чем в светлое время суток.

Внедрения на железной дороге требуют теплонасосные установки (ТНУ). ТНУ не только высокоэффективны (каждый затраченный кВт/час электроэнергии позволяет получить до 3-4 кВт/час тепловой энергии), но и отличается экологической безопасностью. Ее мощности (50 кВт) с избытком хватает для обеспечения потребностей двух станционных зданий. [Полемика, ЮЖД внедряет энергосберегающие технологии, 19.02.2009]

Особое место на украинской железной дороге уделяется анализу потребления голубого топлива. Энергосберегающие технологии направляются на рационализацию сжигания природного газа, по возможности его замены на угольное сырье, которого в стране более чем достаточно, и стоимость которого за последнее время упала в 3-4 раза, в отличие от стоимости газа.

В качестве одного из видов энергосберегающих технологий можно рассматривать когенерационные установки. Когенерация представляет собой высокоэффективное использование первичного источника энергии — газа, для получения двух форм энергии — тепловой и электрической. Главное преимущество данной электростанции перед обычными теплоэлектростанциями состоит в том, что преобразование энергии здесь происходит с большей эффективностью. Иными словами, такая установка позволяет использовать то тепло, которое обычно просто теряется. При этом значительно снижается потребность в покупной энергии. Применение когенерационной установки сокращает расходы на энергообеспечение приблизительно на 100$/кВт и снижает затраты на тепло и электроснабжение почти в 3 раза.

Среди важных направлений экономии электроэнергии – обновления контактной сети. Обновление устройств электроснабжения сопровождается переходом на технику нового поколения, которая создается на основе бесконтактной, вакуумной и элегазовой коммутационной аппаратуры, управляемых тиристорных и транзисторных преобразователей электроэнергии с гибкой структурой типажа, диагностических и информационно-управляющих комплексов на базе цифровой техники, систем электроснабжения постоянного и переменного тока повышенного напряжения. В широком применении нуждается комплекс конструктивных решений (консоли, фиксаторы, схемы подвески и др.) для контактной сети как переменного, так и постоянного тока, предназначенных для участков тяжеловесного и скоростного движения.


Опыт энергосбережения РЖД

Российские железные дороги активно занимаются энергосбережением. И опыт внедрения энергосберегающих технологий на РЖД уже сейчас дает ощутимые результаты.

Принятая в 2004 году Энергетическая стратегия ОАО «РЖД» определила основные задачи и направления среднесрочной (до 2010 г.) и долгосрочной (до 2020 г.) энергетической политики ОАО «РЖД» с учетом влияния внутренних и внешних факторов, складывающихся на железнодорожном транспорте и в топливно-энергетическом комплексе страны. На основе Энергетической стратегии была принята программа ее реализации.

За последние 10 лет при увеличении общего объема перевозок за этот период почти в 1,5 раза, достигнуто снижение удельного расхода электроэнергии на тягу поездов на 17%, а дизельного топлива – на 3%. В стационарной энергетике железных дорог потребление основных видов энергоресурсов сократилось на 15-35%.

ОАО «РЖД» является крупнейшим потребителем энергоресурсов в России. По итогам 2008 года израсходовано 48,8 млрд. кВт/ч электроэнергии, что составляет около 5% от потребления в целом по стране, а также 3,3 млн. тонн дизельного топлива, что составило приблизительно 11% от всего расхода по России.

Тиражирование энергоэффективных технических решений в ОАО «РЖД» осуществляется через программу «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте».

В дальнейшем при формировании программы впервые выделен отдельный проект «Внедрение светодиодной техники в ОАО «РЖД» в 2009-2011 гг.». Применение светодиодных источников света позволило сэкономить компании 1 млрд. 900 млн. рублей.

В рамках программы ресурсосбережения применялось внедрение на железных дорогах светофоров нового поколения со светооптическими системами, которые дополнительно к основной функции позволяют использоваться как оптические информационные каналы для обмена данными между системами управления движением и локомотивом.

Основная доля расхода топливно-энергетических ресурсов компании приходится на тягу поездов. Это 82% электроэнергии и 90% дизельного топлива. С учетом постоянного роста цен на энергоносители вопросы экономики дизельного топлива приобретают приоритетное значение.

В ОАО «РЖД» также начата реализация принципиально новых подходов к решению вопросов снижения затрат на приобретение топливно-энергетических ресурсов. Прежде всего, это создание собственной генерации электрической и тепловой энергии, применение накопителей энергии, замещение дизельного топлива альтернативными видами энергоресурсов, одним из которых является газомоторное топливо.


Реализация комплекса мер, предусмотренных энергетической стратегией ОАО «РЖД», позволит к 2020 году при прогнозируемом росте объема перевозок в обоих видах тяги на 43,9% снизить затраты в электротяге на 6-8%, в теплотяге – на 9-12%. Снижение удельного расхода котельно-печного топлива прогнозируется на уровне 4-13%, а объема приобретенной тепловой энергии со стороны – свыше 50%. Энергоемкость перевозочного процесса, при этом, должна снизиться в 2020 году на 24,2%. [CaspyNews, ОАО «РЖД» - за энергосбережение, 14.07.2008]
Источники финансирования энергосберегающих проектов

Одной из главных задач успешной реализации программ энергосбережения является определение эффективных источников финансирования этой деятельности. При этом реалии сегодняшнего дня позволяют использовать не только классические инвестиционно-финансовые механизмы, но и специализированные источники финансирования энергосберегающих проектов.

Такие новые инвестиционные возможности особенно важны во время кризиса, когда УЗ в значительной мере утратила свой инвестиционный потенциал, ведь только за последний квартал 2008 года железная дорога недополучила плановых около 2 млрд. грн., а убытки УЗ от падения грузоперевозок в январе 2009 года составили 140 млн. грн. Кризисные условия хозяйствования и недостаток финансовых средств в значительной мере сужают инвестиционные возможности УЗ. [Перший Діловий, Убытки «Укрзализныци» составили 140 млн. грн., 13.02.2009]

Все представленные выше энергосберегающие проекты финансируются только за счет собственных средств УЗ и заемных ресурсов в рамках текущего обновления основных фондов компании. При этом финансовый потенциал специализированных источников финансирования проектов энергосбережения либо не используется совсем, либо используется крайне недостаточно.

Так в настоящее время к возможным источникам инвестиционных ресурсов для финансирования проектов по энергосбережению можно отнести:

- использование механизмов Киотского протокола;

- использование специализированных международных кредитных линий ЕБРР и Мирового банка на финансирование проектов в области энергосбережения;

- использование международных программ по энергосбережению (к примеру, ЕСТА).

Эти и другие источники позволяют привлечь средства на выгодных условиях. К примеру, механизмом Киотского протокола пользуются многие железные дороги мира. И киотский процесс в Украине уже активно реализуется. Так, более трех лет успешно функционирует первый киотский проект на угольной шахте им. Засядько, на которой за счет привлечения средств от продажи выбросов парниковых газов полностью модернизировали систему энергообеспечения шахты. Кроме того, успешно реализуются киотские проекты с использованием средств Мирового банка на украинских гидроэлектростанциях, а с 2009 года Украина начала активно торговать единицами сокращения выбросов и между странами.

К сожалению, пока такие нетрадиционные источники финансирования энергосберегающих программ остаются закрытыми для железной дороги, однако, учитывая системный подход железнодорожников к реализации программ энергосбережения можно ожидать в скором времени и активизации работы в этом, стратегически важном направлении.



Материал подготовлен Консорциумом «Менеджмент Консалтинг Групп», для УНИАН


<< предыдущая страница