3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
3. Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? - страница №1/4


3.    Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?Михаил Булгаков — писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд всей его жизни — роман “Мастер и Маргарита” — принес писателю мировую славу. В романе “Мастер и Маргарита” Булгаков затрагивает многие проблемы быта и бытия, напоминает о них людям. Важное место в романе занимают так называемые “ерусалимские” главы. Это вольная интерпретация Евангелия от Матфея. В этих главах раскрываются многие религиозные и нравственные вопросы. Булгаков рисует образ Иешуа — праведника, верящего в то, что “все люди добрые”, что в каждом человеке есть искра Божья, стремление к свету и истине. Но в то же время он не забывает и о людских пороках: трусости, гордости, безразличии. Другими словами, Булгаков показывает вечную борьбу Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 добра и зла, чистоты и порока. Значение этого романа в романе в том, что писатель расширяет временные рамки действия и тем самым лишний раз показывает, что эта борьба вечна, над ней не властно время и эта проблема актуальна всегда. Также Булгаков говорит о том, что силы добра и зла неразрывно связаны между собой, ни одна из них не может существовать без другой. Поэтому в роман вводится необычный мистический герой — профессор Воланд — попросту говоря, сатана. Через его поступки и поступки его свиты, которая ставит людей в необычные, нестандартные ситуации, Булгаков высмеивает людские пороки, а кое-где и советский строй. Именно из-за обличительной едкой сатиры роман “Мастер и Маргарита” был на долгие годы недоступен читателю. В романе находит отражение и тема любви, причем Булгаков пишет о “настоящей”, “верной, вечной любви”. “За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!” — говорит нам автор. В лице Маргариты он показывает, что перед настоящей любовью не устоят никакие, даже самые могучие силы. Любовь Маргариты прокладывает дорогу к счастью и вечному покою вместе с любимым человеком. Судьба мастера во многом схожа с судьбой самого М. Булгакова. Мастер предстает перед нами бессильным, сломленным человеком, не способным бороться против окружающей действительности. В романе показана настоящая трагедия человека, который вложил в свое произведение все свои силы, а это творение не было принято и, более того, было еще и осмеяно. И Мастер сломался, он заболел душевной болезнью, и спасти его мог только вечный покой, дарованный свыше ему и его возлюбленной. Эта история новых Фауста и Маргариты напомнила мне о вечных ценностях, существующих в мире, убедила в том, что следует не забывать о них и руководствоваться ими в своей жизни. А если так поступит каждый, возможно, что общество изменится хотя бы немного в лучшую сторону. Проблематика романа М. А. Булгакова «Белая гвардия»Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч allsoch.ru - 2001-2005 исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. М. Булгаков В 1925 году в журнале “Россия” были напечатаны две первые части романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Белая гвардия”, которые сразу привлекли внимание ценителей русской литературы. По мнению самого писателя, “Белая гвардия” — “это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране...”, “изображение интеллигентско-дворянской семьи, брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии”. Здесь повествуется об очень сложном времени, когда невозможно было сразу во всем разобраться, все понять, примирить в самих себе противоречивые чувства и мысли. В этом романе запечатлелись еще не остывшие, жгучие воспоминания о городе Киеве во время Гражданской войны. Я думаю, что в своем произведении Булгаков хотел утвердить мысль о том, что люди, хоть и по-разному воспринимают события, по-разному к ним относятся, стремятся к покою, к устоявшемуся, привычному, сложившемуся. Вот и Турбиным хочется, чтобы все они всей семьей дружно жили в родительской квартире, где с детства все привычно, знакомо, где дом — крепость, всегда цветы на белоснежной скатерти, музыка, книги, мирные чаепития за большим столом, а по вечерам, когда вся семья в сборе, чтение вслух и игра на гитаре. Их жизнь развивалась нормально, без каких-либо потрясений и загадок, ничего неожиданного, случайного не приходило в их дом. Здесь все было строго организовано, упорядочено, определено на много лет вперед. И если бы не война и революция, то жизнь их прошла бы в спокойствии и уюте. Но страшные события, происходящие в городе, нарушили их планы, предположения. Настало время, когда нужно было определить свою жизненную и гражданскую позиции. Я думаю, что не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом “Белой гвардии”. Исторические события — это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений. Алексей Турбин, как и его друзья, — за монархию. Все новое, что входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое. Совершенно политически неразвитый, он хотел только одного — покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата. Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом. Мне кажется, что описание этого дня сражения — сердце романа, его центральная часть. В этой катастрофе “белое” движение и такие герои романа, как Итман, Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками событий в своем истинном свете — с гуманностью и предательством, с трусостью и подлостью “генералов” и “штабных”. Вспыхивает догадка, что все — цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом. Погибает царская Россия, но Россия — жива... В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии. Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко — может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни. “Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами... на свою совесть беру и ответственность, все!., все!., вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно? ” Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать несколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня: “Ребят! Ребят!.. Штабные стегвы!..” Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке: “Унтег-цег, бгостьте геройствовать к чег-тям...” Но он, кажется, выводов не сделал. Ночью после смерти Ная Николка прячет — на случай петлюровских обысков — револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея. Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца петлюровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, чтобы недавняя ненависть к большевикам, “ненависть горячая и прямая, та, которая может двинуть в драку”, перешла в признание противников. Но это событие сделало возможным такое признание в дальнейшем. Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры. В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою жену Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся. Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность... Все герои “Белой гвардии” выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни — друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное — честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова, — воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России. Роман М. Булгакова “Белая гвардия” — книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль авторская, я думаю, в следующих словах романа: “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? ” И весь роман — это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.


5. Г. Иванов Михаил Афанасьевич Булгаков — художник необыкновенно правдивый и чуткий. Мне кажется, он видел далеко вперед, предчувствуя все несчастья государства, которое складывалось на его глазах. Сатирическая повесть “Собачье сердце”—глубокое философское произведение, если вдуматься серьезно в его содержание. Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Богу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ласкового пса сотворил “двуногое чудовище” без всякого понятия о чести, совести, признательности. Благодаря Полиграфу Поли-графовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вносит в размеренную и спокойную жизнь профессора дискомфорт. Он требует от “папаши” положенной ему жилплощади, предъявляя документы “жилищного товарищества”. Приобретя человеческий облик, Шариков даже понятия не имеет о правилах поведения в обществе. Он во всем копирует своего “наставника и учителя” Швондера. Здесь Булгаков дает волю своей сатире, издеваясь над тупостью и высмеивая ограниченность новой власти. “В спальне принимать пищу,— заговорил он немного придушенным голосом,— в смотровой читать, в приемной одеваться, оперировать в комнате прислуги, а в столовой осматривать?! Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а кроликов режет в ванной. Может быть. Но я не Айседора Дункан!!! — вдруг рявкнул он, и багровость его стала желтой.— Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! — говорил профессор”. Незначительные, никчемные людишки, волей случая получившие власть, начинают издеваться над серьезными людьми, портят им жизнь. Так постепенно из объекта сатиры профессор Преображенский становится обличителем царящего вокруг хаоса. Он говорит, что разруха оттого, что вместо работы люди поют. Если он вместо операций начнет петь, у него тоже начнется в квартире разруха. Профессор уверен, что, если люди будут заниматься своими делами, никакой разрухи не будет. Главная разруха в головах людей, уверен Филипп Филиппович. Свою ошибку профессор исправляет, “переделывая” Шарикова в Шарика. Швондеру и его компании он объясняет: — Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм! Да, это острая сатира на социалистическое общество, в котором утверждалось право “каждой кухарки управлять государством”. Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведения оставались под запретом. Но любая “тайна” когда-то становится явью. Так и наступило время, когда мы свободно читаем произведения Булгакова, поражаемся его гениальному предвиденью, смеемся вместе с писателем, но смех этот не веселый и беззаботный, а суровый и бичующий пороки, помогающий обрести истину. Сатира Булгакова сродни гоголевской и щедринской, он достойно продолжил их традиции.

«Роковые яйца»- На первый взгляд, это обычная фантастическая повесть с множеством комических эпизодов. Написана она легко, интересно. Некоторые критики называли это творение Булгакова "пустячком". Они считали, что он написал его для того, чтобы размять руку. Но они глубоко заблуждаются. Достаточно немного вникнуть в книгу, чтобы понять, что в неё скрыт гораздо более глубокий смысл, чем может показаться сначала. Проблемы, которые поднимает автор в этой повести, актуальны и по сей день. О чём же это произведение? В повести два главных героя - профессор Персиков и Рокк. Персиков - учёный. Его область - зоология, эмбриология, анатомия, ботаника и география. Всё, что за пределами этих наук, для него как бы не существует. Он мог бы сказать о себе: я учёный, а всё остальное мне чуждо. У профессора много странностей, но все они в пределах правдоподобия. Но вот в повествование врывается бурная фантастика. Персиков открывает совершенно необычайный луч, похожий на "красный оголённый меч". Под воздействием этого луча зародыши развиваются с молниеносной быстротой. Сенсационное открытие представляет не только теоретический интерес - оно многое сулит хозяйству, животноводству. Пресса моментально разносит это известие по всему миру, хотя исследования ещё не завершены. И тут среди посетителей профессора оказывается Александр Семёнович Рокк. Это тоже замечательный человек, но совсем в другом смысле. По профессии он флейтист. "Но великий 1917 год, переломивший карьеру многих людей, и Александра Семёновича направил по новому пути". О том, что он делал дальше, сменив флейту на маузер, подробно не говорится. Его долго швыряло по стране, он занимался делами, ничего общего не имевшими с флейтой. Теперь, в 1928 году, он возглавил совхоз. Узнав о массовом падеже кур, Рокк решает с помощью луча Персикова их возродить. В далёком 1924 году, когда была написана эта повесть, Булгаков разглядел тот тип человека, с которым мы часто сталкивались в последующие и в наши годы. Сегодня он управляет животноводством, а завтра его, погубившего весь скот от мелкого до крупного рогатого, бросают на искусство, но он не теряется, увлечённо берётся за очередное незнакомое ему дело: даёт указания, поучает тех, кто, действительно, владеет своей профессией. Есть пословица: семь раз отмерь - и один раз отрежь. Рокк и ему подобные предпочитают поступать наоборот: сначала семь раз отрежут, а затем создадут комиссию по перемериванию. Перед нами человек-невежда, типичный представитель рождённых сталинским режимом начальников. Всё ему не так, всё требует переделки, всякое развитие нуждается в ускорении, в руководстве извне. Есть, например, пшеница. Так этого мало. Он сочинят новый сорт - ветвистой пшеницы, чтобы саму природу посрамить. И ничего, конечно, не получается. Но он не унывает - на его стороне Кремль, Сталин, ему обеспечена мощная поддержка свыше. Персиков получает официальный приказ: Отдать на время камеру с лучом Рокку. По ошибке, из за какого-то головотяпства, куриные яйца, которые заказал Рокк, попадают к Персикову, а те, которые заказал профессор - змеиные, страусиные, попадают к Рокку. И этот авантюрист, "куровод", вдруг выводит породу гигантских, смертоносных змей. Начинается их гибельное нашествие на Россию. Именно в таких людях, как Рокк, на мой взгляд, заключается драматизм поднятой Булгаковым проблемой. К власти пришли люди, не способные на серьезные, нужные для страны дела. Они находятся не на своем месте и пытаются сделать то, в чем они не разбираются. Поэтому за совершенную кем-то из этих людей ошибку расплачиваются все. Свое отношение к установившейся власти автор, по моему мнению, выражает в эпизоде с тараканами. Когда Персикову понадобились для научных опытов тараканы, они "куда-то провалились, показав свое злостное отношение к военному коммунизму". Примечателен и финал этой повести. Люди, со всем их самым совершенным оружием, не смогли остановить нашествие гадов. И лишь природа, создав в середине августа восемнадцатиградусный мороз, уничтожила эту нечисть. Я полностью согласен с тем, что хотел сказать писатель этими словами. Человек не самое могущественное существо на планете, как принято было тогда считать. И он по-прежнему зависит от природы. Но очевидно, что главной мыслью этого произведения был стремление показать опасность проводимых экспериментов. А всё, что происходило вокруг, что называлось строительством социализма, воспринималось Булгаковым именно как огромный по масштабу и более чем опасный эксперимент. Эту мысль он продолжает и в других своих произведениях. Что ещё можно сказать об этой повести? Без сомнения, критика, воплощённая автором в этом произведении, попала точно в цель. Рапповцы, взбудораженные этой книгой, в дальнейшем не выпускали Булгакова из вида. И все их рецензии на его творчество были отрицательными. В повести прослеживаются две сюжетные линии. Автор параллельно описывает события, происходящие и в совхозе, и в городе. Произведение написано простым и понятным языком. И поэтому, если кто-то пожелает прочитать его, он об это не пожалеет.


6.Тема власти в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тема власти в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Впервые я прочитала роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита", когда мне было двенадцать лет. Тогда я воспринимала его как фантастику, приключения или что-то в этом роде. Но человек в течение всей своей жизни идет вверх по духовной лестнице, и поэтому, прочитав роман внимательнее четыре года спустя, задумываясь над каждым словом, я поняла, что в этом произведении автор размышляет над такими глобальными темами, как добро и зло, жизнь и смерть, Бог и Дьявол, любовь и дружба, что есть истина, кто такой Человек, как действует на него власть и над многими другими. Первые ассоциации со словом "власть", возникающие у меня, - это политика, правительство, царь, государство и подобные этим понятия. То есть власть для меня - это, прежде всего, власть в обществе. В "Мастере и Маргарите" теме социальной власти посвящены четыре главы о прокураторе Иудеи Понтии Пилате и о бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Эта тема, по всей видимости, очень сильно волновала Булгакова. Он видел произвол режима, установившегося в стране после событий 1917 года. На примере из истории он пытался понять, почему государственная власть оказывается враждебной свободной личности. Иешуа утверждает, что "всякая власть является насилием над людьми" и что "настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть". Чтобы опровергнуть идеи Га-Ноцри, Пилат не находит ничего лучшего, как неискренне произнести "великие" слова в честь презираемого им императора Тиверия. Это понадобилось прокуратору для демонстрации присутствующим при допросе секретарю и солдатам конвоя своей лояльности кесарю и несогласии со словами красноречивого арестанта. И тут же доказывает, что Га-Ноцри прав в своей оценке существующей власти: обрекая на мучительную смерть невиновного, Пилат совершает не имеющее никаких оправданий насилие. Когда-то прокуратор был храбрым воином, спас от гибели великана Марка Крысобоя, он помнил былые бои. Теперь же, став наместником Рима, он боится освободить от наказания человека, неповинного в преступлении. Персонажи же московских сцен "Мастера и Маргариты", в отличие от Пилата, боев и подвигов уже не помнят, хотя от окончания кровопролитных гражданской и первой мировой войн их отделяет не более чем десяток лет. Здесь показаны люди, власть которых более ограничена, чем у прокуратора Иудеи. Они не вольны в жизни и смерти граждан, как может разлучить с жизнью кого угодно из своих подчиненных игемон. Но довести до нищеты и моральной гибели неугодных вполне в пределах власти литературных начальников вроде Берлиоза, Лавровича или Латунского. А пьяница и развратник Степа Лиходеев, будучи директором театра "Варьете", наглядно свидетельствует о деградации власти по сравнению с римской эпохой. Но нельзя забывать о том, что власть бывает не только государственной. В своем последнем и главном романе Булгаков уделяет много внимания власти сверхъестественного. Конечно, очевидна огромная сила Дьявола. И первым событием, доказывающим ее, является внезапная и предсказанная "иностранцем" смерть Берлиоза, затем сходит с ума Иванушка Бездомный, "улетает" в Ялту Степа Лиходеев и так далее (нужно заметить, что Воланд наказывает москвичей только по справедливости). Но кульминацией волшебства сатаны является бал полнолуния, на котором произошло убийство шпиона барона Майгеля. Получается, что булгаковский черт наказывает настоящее зло и как бы пытается помочь людям обрести Бога, в отличие от персон, обладающих некоторой властью над обществом. Например, Берлиоз, способный, образованный человек, который должен направлять своего молодого подчиненного Ивана на правильную дорогу, на самом деле, использует свое влияние на него, чтобы максимально увести его от Бога. Очень интересной мне показалась одна деталь в романе: Воланд явно не враг Иешуа, он, скорее, его помощник. Если внимательно читать "Мастера и Маргариту", можно обнаружить, что Дьявол, обладая властью над Землей, не в силах решать, когда обрываться человеческой жизни. И последнее слово в решении судьбы Мастера и Маргариты тоже принадлежит не ему. Да и Пилату приносит свободу отнюдь не крик Маргариты, а заступничество того, с кем он так отчаянно хочет поговорить, то есть Иешуа. Мне кажется, очень тесно связаны такие понятия, как "Бог" и "Любовь", поскольку Бог начинается с Любви, а Любовь - божественная сила. Тема любви у Булгакова раскрывается с новой стороны. Она неотделима от страданий. Писатель в полной мере показывает нам, что для бескорыстной, верной, святой любви нет преград. Любые козни будут преодолены. Маргарита, находясь во власти сильнейшего чувства, продает душу Дьяволу во имя спасения любимого человека. Безграничная, чистая любовь ее настолько сильна, что перед ней не может устоять даже Воланд. Настоящая любовь всемогущая и вечная. Она спасает и прощает. Эта любовь готова на самопожертвование во имя счастья, жизни. Она не ведает границ, проходит сквозь все преграды. Эта любовь несет в себе силу жизни, она ведет к спасению. И "кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?" Итак, мы видим, что над людьми властвуют чувства, но о силе не только любви говорит Булгаков, он также подчеркивает и могущество страха над человеком. Мы понимаем это на примере Понтия Пилата. Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 Пятый прокуратор Иудеи боится потерять свое положение, разрушить свою карьеру, и только поэтому идет на убийство мирного философа, после которого его мучает совесть и будет мучить еще "двенадцать тысяч лун". Совесть, кстати тоже обладает огромной властью над человеком: ведь не прошло и дня, как римский наместник пожалел о том, что сделал, и теперь, ночью "он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого бездумного мечтателя и врача!" Опираясь на вышеизложенное, я считаю, что тема власти играет очень важную роль в идейном содержании романа "Мастер и Маргарита". О значимости темы говорят ее современность, вечность и актуальность. Кроме того, если принять во внимание то, что четыре главы из тридцати двух (по-моему это немало) посвящены лишь одному виду власти (власти над обществом), а также то, что власть, по Булгакову, воздействует на все сферы жизни человека и проявляется в различных формах, то можно с полной уверенностью говорить о важности темы моего сочинения в идейном содержании итогового романа Михаила Афанасьевича Булгакова.







7.В 1929 году Маяковский задумал поэму о первой советской пятилетке. Но он не успел осуществить этот замысел. Написано было лишь вступление к поэме «Во весь голос». Созданное в декабре 1929 - январе 1930 года, оно было приурочено к выставке произведений Маяковского, посвященной двадцатилетию его творческого пути. Прочтя на открытии выставки вступление к поэме, Маяковский сказал, что оно «целиком отражает то, что я делаю и для чего работаю». Являясь, таким образом, отчётом о творческом пути поэта, «Во весь голос» относится к числу тех произведений Маяковского, где выразились его эстетические взгляды.
Произведение носит острополемический характер. Именно благодаря вступлению поэта в полемику со своим «отъявленным и давним» противником - «чистым», «аполитичным» искусством, нам становится более ясна позиция автора по отношению к творчеству и его представителям в целом.
О том, каким поэта сделала эпоха, в которой он писал, говорят следующие строки:
Я, ассенизатор
и водовоз, революцией мобилизованный и призванный.
Поэт «ухо словом не привык ласкать», потому что его назначение - отражать настоящую жизнь, не приукрашивая её, использовать стих «как старое, но грозное оружие», которое «грубо, зримо». Творчество поэта эпохи социализма, годов «труда» и дней «недоеданий» не обходит стороной такие явления действительности, как «проституция», «туберкулёз», «блокада». Он - «агитатор», «горлан-главарь», вызывающий «чахоткины плевки шершавым языком плаката». Он - воин, который развернул «страниц войска», направив их «до самого последнего листка» против врагов рабочего класса.
Такая поэзия, по мысли Маяковского, несомненно полезнее, она служит стране поддержкой в трудные для неё времена. И, конечно же, она далеко отстоит от «поэзии - бабы капризной», содержание которой замыкается только на примитивном отражении окружающего мира:
Засадила садик мило, дочка, дачка, водь
и гладь -
сама садик я садила, сама буду поливать.
Поэт бросает камень в огород конкретных «творцов», пытавшихся писать в стиле «чистого» искусства, - Митрейкина и Кудрейко:
Кто стихами льёт из лейки,
Кто крошит,
набравши в рот -
Кудреватые Митрейки,
мудреватые Кудрейки, Кто их к чёрту разберёт!
А также он подчёркивает бессмыслицу, бессодержательность стихотворения «Цыганский вальс на гитаре», известного тогда поэта Сельвицкого высмеивая строчку из него «Тара -тина, тара -тина, т-эн-н».
Поэт бросает камень в огород конкретных «творцов», пытавшихся писать в стиле «чистого» искусства, - Митрейкина и Кудрейко:
Кто стихами льёт из лейки,
Кто крошит,
набравши в рот -
Кудреватые Митрейки,
мудреватые Кудрейки, Кто их к чёрту разберёт!
А также он подчёркивает бессмыслицу, бессодержательность стихотворения «Цыганский вальс на гитаре», известного тогда поэта Сельвицкого высмеивая строчку из него «Тара -тина, тара -тина, т-эн-н»...
Такое творчество противно Маяковскому. Для него поэт -трудяга, который свои произведения противопоставляет мёртвым «лирическим томикам», потому что его творчество «живое» и предназначено для «живых».
Итак, вступление к поэме «Во весь голос» даёт нам чёткое представление о назначении поэта и его творчества. По мысли автора, поэт - это не «песенно-есененный провитязь» и стихи его не похожи на стрелы «в амурно-мировой охоте». Настоящему художнику чуждо «искусство ради искусства», для него поэзия колоссальный труд, в процессе которого выплавляются «железки строк», «готовые и к смерти и к бессмертной славе».
В данном произведении чётко прослеживается ещё один мотив важный для понимания эстетических воззрений поэта. Это мотив памятника себе и своему творчеству, затронутый ещё Пушкиным.
У Маяковского очень своеобразное представление о дальнейшем существовании своей лирики и прозы во времени и пространстве. Он пишет так:
Мне наплевать на бронзы многопудье,
Мне наплевать на мраморную слизь.
.. .пускай нам общим памятником будет
построенный в боях социализм.
Поэт этими строками подчёркивает свою неотделимость от общего дела, от судеб народа и будущего страны, он считает себя сопричастником совершающегося построения нового общества, в котором, он верит, заключается счастье Родины. Творчество же он называет»партийными книжками», которые он поднимает «как большевистский партбилет... над бездной поэтических рвачей и выжиг». Тем самым поэт ещё раз подчёркивает желание называться поэтом, рождённым коммунизмом, а также утверждает служение этому строю незыблемой основой своей поэзии.
Таким образом, позиция Маяковского по отношению к поэту и поэзии становится предельно ясной после прочтения вступления к поэме «Во весь голос».

Таким образом, позиция Маяковского по отношению к поэту и поэзии становится предельно ясной после прочтения вступления к поэме «Во весь голос». Он утверждает необходимость служить людям своим творчеством, защищать их интересы и бороться против тех, кто является врагом той жизни, которую поэт в своих произведениях прославляет.




8. «Облако в шьанах»

Среди литературных деятелей начала 20 века резко выделялся начинающий поэт Владимир Маяковский. Несомненно, в первых его произведениях нашло отражение время, в которое он жил, время глубоких социальных перемен, время колоссальных общественных противоречий и потрясений. Вполне очевидно то, что стихийные события первой русской революции существенно повлияли на развитие мировоззрения будущего поэта.


Революция для Маяковского - это разрушение старого мира во имя создания нового. Он протестует против старой жизни. "Долой вашу любовь!", "Долой ваше искусство!", "Долой ваш строй!", "Долой вашу религию!". Эти четыре крика "Долой!" помогают понять, каков был образ поэта в раннем творчестве Владимира Владимировича.
В первых стихотворениях футуриста мы часто замечаем антибуржуазные настроения. Чуждая обывательская среда изображалась в них сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, - на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Очень сильно чувствуется отвращение поэта к устаревшим идеалам мещанства. "Россия, нельзя ли чего поновее?" - кричит он с возмущением в своем стихотворении "Эй!", обращаясь к людям, "заплесневевшим в радости". Он протестует против консервативных устоев буржуа.
Образ поэта-новатора часто встречается в ранних произведениях Маяковского. Он призывает:
Возьми и небо заново вышей,
новые звезды придумай и выставь,
чтоб исступлено царапая крыши,
в небо карабкались души артистов.
Еще один характерный мотив творчества Владимира Владимировича - это обличение ложного патриотизма мещан. По-моему, особенно хорошо поэт показал это в стихотворении "Вам!":
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как, -
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..
В раннем творчестве Маяковский предстает перед читателем как поэт-богоборец. Он иронически снижает образ всемогущего Бога. В четвертой части "Облака в штанах" Бог - не "вездесущий", "всесильный божище", а "недоучка, крохотный божик", которого можно испугать "сапожным ножиком". Однако поэма написана со смутным ощущением высшей силы.
И когда мой голос
похабно ухает -
от часа к часу,
целые сутки,
может быть, Иисус Христос нюхает
моей души незабудки.
В поэме "Облако в штанах" поэт говорит от имени народа, пророчески предсказывая близость революции ("в терновом венце революций грядет шестнадцатый год"). Настоящий поэт "видит идущего через горы времени, которого не видит никто". Он - предсказатель будущего страны во имя народа.
Маяковский искренне верил в идею революции, в прекрасное светлое будущее, в неизбежность перемен и счастья.
Владимир Владимирович первый, используя свой необыкновенный талант, соединил политику и лирику. В ранних стихах внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и поймет, что за внешним шумом стоит ранимая, одинокая душа. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе, но на самом деле он одинок, и душа его жаждет любви и понимания. Стихотворение 1914 года "Послушайте!" - это крик поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям, наполненной надеждой быть услышанным и понятым. Лирический герой отчаянно пытается обратить внимание людей на волнующую его проблему. Звучит интонация доверчивости, поражает масштаб. Поэт, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми. Это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт говорит о том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством. Одновременно с робостью и неуверенностью слышна надежда на понимание:
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Маяковский подчеркивал ответственность поэта перед обществом, он ощущал себя выразителем чувств и мыслей улицы, поэтому его поэзия отличается высокой идейностью и народностью. И, несмотря на то, что сейчас наша жизнь существенно отличается от жизни наших предков в начале столетия, а значит, отличаются и наши взгляды на действительность, современный читатель восхищается гениально-простыми произведениями поэта. Причиной этому, может быть, является строгая определенность ответов на конкретные вопросы, но я думаю, что поэзия Владимира Маяковского актуальна до сих пор, потому что в его творчестве нашли отражение проблемы, интересующие человечество на всем протяжении его существования - любовь, дружба и смысл жизни.


9. Навеки любовью ранен"

Одна из вечных тем в литературе — тема любви — проходит через все творчество В. Маяковского. "Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем", — считал поэт. Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием — вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была. Любовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя. Откроем поэму "Облако в штанах" (1914 г.), и нас сразу, с первых строк охватывает тревожное чувство большой и страстной любви: Мама! Ваш. сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца, Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указывает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме: Вы думаете, это бредит малярия? Это было, было в Одессе, "Приду в четыре", — сказала Мария. Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным просвечивает большой мир человеческих отношений, мир, враждебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли его любовь. И Маяковский восклицает: "Любить нельзя!" Но не любить он не мог. Прошло не более года, и сердце вновь разрывают муки любви. Эти его чувства находят отражение в поэме "Флейта-позвоночник". И снова не радость любви, а отчаяние звучит со страниц поэмы: Версты улиц взмахами шагов мну, Куда уйду я, этот ад тая! Какому небесному Гофману выдумаласъ ты, проклятая?! Обращаясь к Богу, поэт взывает: ...слышишь! Убери проклятую ту, которую сделал моей любимою! О том, что и потом поэт не нашел в любви праздника, счастья, говорят другие произведения Маяковского 1916— 1917 годов. В поэме "Человек", звучащей гимном человеку-творцу, любовь предстает в образах, выражающих лишь страдание: Гремят на мне наручники, любви тысячелетия... И только боль моя острей — стою, огнем обвит, на несгораемом костре немыслимой любви. В стихах, обращенных к любимой, столько страсти, нежности и вместе с тем сомнения, протеста, отчаяния и даже отрицания любви: Любовь! Только в моем воспаленном мозгу была ты! Глупой комедии остановите ход! Смотрите — срываю игрушки-латы я, величайший Дон-Кихот! В двадцатые годы Маяковский пишет одну за другой поэмы "Люблю"(1922г.), "Про это" (1923 г.). Поэма "Люблю" — это лирико-философское размышление о любви, о ее сущности и месте в жизни человека. Продажной любви поэт противопоставляет любовь истинную, страстную, верную, которую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Но уже в поэме "Про это" лирический герой предстает перед читателями опять мятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любовью. Поэт глубоко переживает, что радости жизни его не коснулись: Б детстве, может, на самом дне, десять найду сносных дней. А то, что другим?! Для меня б этого! Этого нет. Видите — нет его! Дальше, обращаясь из будущего в настоящее, поэт с горечью замечает: Я свое, земное, недожил, на земле свое недолюбил. Конечно, нельзя ставить знак равенства между лирическим героем поэмы и автором. Но то, что в поэме "Про это" ее лирический герой несет в себе реальные черты автора, — это несомненно, об этом говорят многие детали поэмы. Любовь поэта была сильна. Но уже в 1924 году, в стихотворении "Юбилейное", в задушевной беседе с Пушкиным Маяковский с улыбкой сообщает: Я теперь свободен от любви и от плакатов. И, оглядываясь на прошлое, поэт с едва заметной иронией говорит: Было всякое: и под окном стояние, письма, тряски нервное желе. Вот когда и горевать не в состоянии — это, Александр Сергеевич, много тяжелей... ...Сердце рифмами вымучъ — вот и любви пришел каюк... Эти строки, разумеется, не отрицают любви вообще. В стихотворении "Тамара и Демон", опубликованном в феврале следующего года, Маяковский с грустью констатировал: "Любви я заждался, мне 30 лет". А в стихотворении "Прощайте" иронизирует: Где вы, свахи? Подымись, Агафья! Предлагается жених невиданный. Видано ль, что человек с такою биографией был бы холост и старел невыданный?! Сердце поэта жаждало любви, но любовь не приходила. "Как-нибудь один живи и грейся", — пишет поэт в одном из стихотворений. Сколько горечи в этих словах, горечи, которую в полной мере испил Маяковский. Но он не мог согласиться с

несбыточностью любви, ее запредельностью: Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — Значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — это необходимо, чтобы- каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда! Поэт не мыслит себя без любви — идет ли речь о возлюбленной или обо всем человечестве. На самой высокой лирической ноте завершаются стихотворения "Лиличка", "Письмо Татьяне Яковлевой". Чувства поэта на высшем пределе. Он действительно навеки ранен любовью. И рана эта незаживающая, кровоточащая. Но как бы драматично ни складывалась жизнь поэта, читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить: Если я чего написал, если чего сказал — Тому виной глаза-небеса, любимой моей глаза.



11. «Хорошо!» Маяковского

   Владимир Маяковский восторженно принял Октябрьскую революцию. Практически все, с нею связанное, он оценивал со знаком плюс. Поэму, посвященную 10-летнему юбилею Октября, Маяковский неслучайно назвал «Хорошо!». Хорошо, что произошла революция и большевики взяли власть. Хорошо, что в стране строится новое социалистическое общество, свободное от эксплуатации. Хорошо, что людям, по убеждению поэта, становится жить все лучше и лучше. Идейный смысл поэмы — в прославлении социалистического отечества и советского народа. Как сказал тогдашний нарком просвещения А.В. Луначарский: «Маяковский создал в честь Октябрьского десятилетия поэму, которую мы должны принять как великолепную фанфару в честь нашего праздника... Это — Октябрьская революция, отлитая в бронзу». «Хорошо!» представляет собой памятник социалистической родине. В другой, неоконченной поэме «Во весь голос» Маяковский прямо писал:


    Мне наплевать
    на бронзы многопудье,
    мне наплевать
    на мраморную слизь.
    Сочтемся славою —
    ведь мы свои же люди, —
    пускай нам
    общим памятником будет
    построенный
    в боях
    социализм.
    Итак, «Хорошо!» — памятник революции и социализму. Маяковский стремится утвердить здесь героику революционных и послереволюционных будней: «Я дни беру из ряда дней, что с тышей дней в родне. Из серой полосы деньки...» Поэт подчеркивает, что отказывается от свободного полета творческой фантазии, а пытается облечь в поэтическую форму строгие исторические факты:
    Ни былин, ни эпосов, ни эпопей. Телеграммой лети, строфа!
    Воспаленной губой
    припади
    и попей
    из реки
    по имени — «Факт».
    «Хорошо!» — это поэтическая история Октябрьской революции, гражданской войны и первых лет социалистического строительства. Сегодня мы в своем большинстве иначе оцениваем эти события, чем оценивал их тогда Маяковский, оцениваем скорее со знаком минус. Но надо помнить, что поэт был свято убежден в правоте то* о дела, которое воспевал, и, быть может, одной из причин его самоубийства стало разочарование в реальной практике социализма в СССР. В поэме «Хорошо!» все события, порой даже самые незначительные, высвечиваются одной главной идеей — идеей возникновения нового государства, где власть, как думал поэт, принадлежит трудящимся. Маяковский в то же время всячески подчеркивает молодость социалистического отечества. СССР для него — «весна человечества», «страна-подросток». И недостатки, которые поэт-сатирик зорко подмечал в послереволюционной действительности, казались ему следствием «болезни роста». Маяковский верил, что в зрелом социалистическом обществе они будут быстро и сравнительно легко преодолены. На своем последнем публичном выступлении на вечере, посвященном двадцатилетию творческой деятельности, поэт предварил чтение поэмы «Хорошо!» следующим комментарием: «Мне бы хотелось, чтобы это стихотворение не потеряло своего значения и дальше. — От первых дней Октябрьской революции, от потемок к восстанию, когда звенели шпоры дореволюционной вы-ковки и ходили офицеры, аксельбантами увешанные до пупов... Последняя часть — переход к стройке и радостный проход поэта и каждого гражданина Советской республики по улицам Москвы». Маяковский на московских улицах видит только ростки нового:
    Я вижу —
    где сор сегодня гниет,
    где только земля простая —
    на сажень вижу,
    из-под нее
    коммуны
    дома
    прорастают.
    Поэт славит отечество, «которое есть, но трижды — которое будет», славит «планов наших... громадьё, размаха шаги саженьи». Он воспевает не только пока что далекое от идеала настоящее, но и светлое социалистическое будущее, в которое безоговорочно верит. И заканчивается поэма на оптимистической ноте:
    Жизнь прекрасна
    и удивительна.
    Лет до ста
    расти
    нам без старости.
    Год от года
    расти
    нашей бодрости.
    Славьте,
    молот
    и стих,
    землю молодости.
    Этот оптимизм, как показала история, не оправдался. Советский Союз из эпохи молодости вскоре переместился в застойную старость, так и не одарив народ обещанными благами зрелого социалистического и коммунистического общества. Да и просуществовал СССР исторически весьма короткий срок — чуть более 70 лет. Однако поэма Маяковского пережила крушение государства, которое в ней воспето. И сегодня мы читаем «Хорошо!» не только как яркий поэтический, хотя и тенденциозный рассказ о великих исторических событиях, но и как гимн жизни, гимн всемогуществу человека, радости бытия, подлинному творчеству. И призыв Маяковского: «...Твори, выдумывай, пробуй!» остается в наших сердцах.

12. богоборчество

Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка, кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского — трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны.


    В трагедии "Владимир Маяковский" поэт видит свой жизненный долг и назначение своего искусства в том, чтобы способствовать достижению человеческого счастья. Искусство для него с самого начала было не просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием жизнестроительства.
    Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя, выражающего устремления всего человечества, на место Бога — одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради людей. Этот герой из-за своей неразделенной любви к женщине и к людям в целом становится богоборцем с сердцем Христа. Однако, для того чтобы стать Человеко-богом, герой и все остальные люди должны быть свободными, раскрыть свои лучшие возможности, сбросить с себя всякое рабство. Отсюда революционный нигилизм Маяковского, нашедший свое выражение в определении программного смысла поэмы "Облако в штанах": ""Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию" — четыре крика четырех частей". Любви, искусству, социальному строю и религии старого мира Маяковский противопоставляет свою любовь, свое искусство, свое представление о социальном устройстве будущего, свою веру в идеал нового, во всех отношениях прекрасного человека. Попытка реализации этой программы после революции оказалась для поэта трагической. В "Облаке" Маяковский выходит к людям "безъязыкой" улицы в роли поэта-пророка, "тринадцатого апостола", "сегодняшнего дня крикогубого Заратустры", чтобы произнести перед ними новую Нагорную проповедь. Называя себя "сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой", Маяковский хотел сказать, что и он, подобно Заратустре, является пророком грядущего — но не сверхчеловека, а освобожденного от рабства человечества.
    В поэмах-трагедиях "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек" и "Про это" у героя Маяковского, выступающего в роли богоборца, "тринадцатого апостола", Демона и воителя, появляются трагические двойники, похожие на Христа. В изображении этой трагической двойственности Маяковский развивает традиции Гоголя, Лермонтова, Достоевского и Блока, становится богоборцем с сердцем Христа. Его богоборчество начинается с мук неразделенной любви к женщине и только потом приобретает социальный и бытийный смысл. В поэме "Флейта-позвоночник" он показал грядущий праздник взаимной, разделенной любви, а в поэме "Война и мир" — праздник братского единения всех стран, народов и материков. Маяковский хотел разделенной любви не только для себя, но "чтоб всей вселенной шла любовь". Его идеалы трагически разбивались о реальную действительность. В поэме "Человек" показан крах всех усилий и устремлений героя, направленных на достижение личных и общественных идеалов. Этот крах обусловлен косностью человеческого естества, трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей Повелителю Всего — этому всесильному наместнику Бога на земле, символу власти денег, власти буржуазии, способной купить любовь и искусство, подчинить себе волю и

разум людей.


    В пьесе "Мистерия-буфф" и поэме "150 000 000" поэт ставит революционные массы народа на место Бога и Христа. При этом, в отличие от "Двенадцати" Блока, Маяковский односторонне идеализирует социальное сознание и творческие возможности революционных масс, которые еще недавно изображались поэтом как безликие толпы людей, покорные Повелителю Всего, а теперь, по подсказке автора, самоуверенно заявляющие: "Мы сами себе и Христос и Спаситель!"
    В гениальной поэме-трагедии "Про это" Маяковский показал борьбу лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием "громады любви" развоплощается, превращается в творческую и духовную энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос. Гиперболический процесс метаморфоз выражен поэтом в сложной системе трагических двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего одновременно и на Иисуса, и на самого Маяковского, и других. В целом этот трагедийный метаморфический процесс обретает форму поэмы-мистерии о любви, страданиях, смерти и грядущем воскресении Всечеловека, Человека природного, стремящегося занять место Бога.
    В поэме "Хорошо!" и сатирической дилогии "Клоп" и "Баня" Маяковский изображает, как в революционной борьбе рождается советская Россия, славит "отечество... которое есть,/но трижды — которое будет", внимательно следит за ростками новой жизни, стремясь как поэт романтико-футуристического склада помочь их быстрому развитию. Вместе с тем он обнаруживает в зародыше раковые опухоли советского общества, грозящие ему смертельными болезнями.
    После поэмы "Хорошо!" Маяковский хотел написать поэму "Плохо", но вместо нее написал сатирические пьесы "Клоп" и "Баня", в которых показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе: перерождение рабочих и партийцев в мещан — любителей красивой, "аристократической" жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление власти невежественных и некомпетентных партийно-советских бюрократов вроде Победоносикова. Сатирическая дилогия поэта показала, что основная масса людей оказалась не готова занять место Бога и приступить к реализации высоких идеалов и потенциальных возможностей человека. В поэме "Во весь голос" Маяковский называет настоящее "окаменевшим говном", а реализацию своего идеала Человека переносит в неопределенно далекое "коммунистическое далеко".
    Сатира поэта, особенно "Баня", вызвала травлю со стороны рапповской критики.
    В феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден его друзьями. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой ("любовная лодка разбилась о быт"). Маяковскому упорно стали отказывать в выезде за границу, где у него должна была состояться встреча с женщиной (стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой", 1928), с которой намеревался связать свою жизнь. Все это привело Маяковского к самоубийству, предсказанному еще в трагедии "Владимир Маяковский".



следующая страница >>