2005 г. Урок внеклассного чтения по повести а. Грина «алые паруса» Тема урока : «Рыцарь мечты» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести А. Грина «Алые паруса» 1 104.69kb.
Урок внеклассного чтения по повести- феерии Александра Степановича... 1 167.96kb.
Литературно-музыкальная композиция по книге А. Грина «Алые паруса» 1 118.62kb.
«А. Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью... 1 150.89kb.
Кравцова Валентина Фёдоровна Бинарный урок 1 105.88kb.
Урок внеклассного чтения в 3 классе Тема урока: "В умелых руках всё... 1 30.86kb.
Урок внеклассного чтения по литературе 1 46.2kb.
Урок литературного чтения во 2 классе. (по программе «Школа России») 1 40.98kb.
Урок литературного чтения во 2 классе. (по программе «Школа России») 1 40.99kb.
А. Грин «Алые паруса». Тайна алых парусов. Звук, цвет, образ в повести. 1 54.61kb.
Урок внеклассного чтения по повести К. Воробьева «Немец в валенках» 1 82.32kb.
Исследовательская работа по литературе 1 163.92kb.
- 4 1234.94kb.
2005 г. Урок внеклассного чтения по повести а. Грина «алые паруса» Тема урока : «Рыцарь - страница №1/1






Урок внеклассного чтения по повести А.Грина
«Алые паруса»

Разработка учителя русского языка

и литературы

Тумановой Наталии Юрьевны


2005 г.


УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ А.ГРИНА

«АЛЫЕ ПАРУСА»
Тема урока: «Рыцарь мечты» (по повести А.Грина «Алые паруса»)

Цели урока: 1. познакомить учащихся с личностью А.Грина и его творчеством.

2. вызвать интерес к творчеству А.Грина и побудить учащихся читать его

Произведения.

3. вызвать эмоциональные чувства от восприятия художественного слова и

Музыки.

4. развивать навыки работы с текстом, учить думать, обобщать, делать выво-



ды и сопоставления.

5. подвести к выводу, что любой человек способен на высокие чувства и

Поступки.
Оборудование урока:


  1. рисунки детей к повести «Алые паруса»

  2. музыка к кинофильму «Овод» Шостаковича

  3. книги А.Грина; на доске – список известных книг «Алые паруса». «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Блистающий мир»

Ход урока.

Эпиграф (на доске). Кто хочет понять поэта,

Тот должен отправиться

В страну поэта.

В.Гете.


  1. Вступительное слово учителя

Мне встречи с ним судьба не подарила,

И лишь недавно поздние цветы

Я положил на узкую могилу

Прославленного рыцаря мечты.

Но с детских лет, с тех пор, когда впервые

Я в мир чудес, им созданный, проник,

Идут со мною рядом, как живые,

Веселые герои его книг.

Они живут в равнинах Зурбагана,

Где молодая щедрая земля

Распахнута ветрам и ураганам,

Как палуба большого корабля..


Так написал о своем любимом писателе Александре Грине юноша-студент, почитатель его книг, побывав на могиле писателя в Старом Крыму. А знаете ли вы что-нибудь об этом удивительном и загадочном человеке, авторе всем известных книг «Алые паруса», «Бегущая по волнам»», «Золотая цепь», «Блистающий мир»?
Я приглашаю вас в удивительную страну поэта – его Гринландию, в которой живут замечательные герои его книг и он сам, писатель-романтик, удивительный человек, человек-легенда.

С первых его шагов в литературе вокруг его имени стали складываться легенды. Были среди них безобидные. Уверяли, например, что Грин – отличнейший стрелок из лука, в молодости он добывал себе пищу охотой и жил в лесу на манер куперовского следопыта… Но ходили и злостные. Появилась версия, что Грин – это просто-напросто беглый каторжник или матрос, убивший какого-то английского капитана, чтобы завладеть его сундуком с рукописями и затем печатать их под своим именем.

Почти сорокалетняя скитальческая жизнь Грина до Октябрьской революции была каторжной в прямом и переносном значении этого слова. Невзгод, которые обрушились на него в молодости, наверное, хватило бы на то, чтобы сделать по-настоящему несчастными добрый десяток людей. Стоит услышать факты его биографии и станешь с трудом верить в том, что та же рука писала заражающие своим жизнелюбием произведения. Ведь жизнь, кажется , сделала все, чтобы очерствить, ожесточить сердце, смять и развеять романтические идеалы, убить веру во все лучшее и светлое.
2. Сообщения учащихся ( по 2-3 мин)


  1. о трудной жизни Грина , о его настоящем имени Александр Степанович Гриневский 1880-1932 гг)

  2. об истории создания повести «Алые паруса»



3. Беседа по содержанию прочитанного



  • Есть ли различие в значениях названий «Красные паруса» и «Алые паруса»?

  • О чем же эта книга? ( о том, что человек в порыве к счастью способен своими же руками совершать чудеса)

  • От чего умерла жена Лонгрена Мери? (от голода, простуды и вместе с тем она захотела воспользоваться унизительным предложением Меннерса)

  • Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса? Можно ли его понять? (он не помог Меннерсу спастить, он мстил ему за смерть Мери)

  • Почему ему «не простили» этого в рыбацком поселке? (поступил внушительно и непонятно и этим поставил себя выше других, словом, сделал то, чего не прощают. «…Он не обращал на это внимания»)

  • Как сложились отношения Лонгрена с окружающими после этого случая? (отчуждение, став полным, переросло в ненависть, тень этой ненависти пала на Ассоль)


4. Беседа о главных героях повести
Расскажите об Ассоль, Какая она, что о ней известно?

(она другая – живет в своем мире, без подруг, но в мире любви)

У Ассоль есть тайна. Давайте послушаем этот эпизод.
5. Выразительное чтение сцены встречи со стариком ЭГЛЕМ. Помогая отцу, Ассоль носила в городскую лавку кораблики, которые делал Лонгрен. И однажды по дороге в город она пустила игрушечную яхту по ручью. Эта яхта, с пламенными алыми шелковистыми парусами, оказывается в руках старика ЭЛЛЯ, собирателя народных песен.

Выразительное чтение стр……… по ролям




  1. Беседа по вопросам.

    • Почему Ассоль спрашивает ЭГЛЯ о том, будет ли принц драться? (наверное, никогда не видела добра от сверстников)

    • Ассоль уходит, унося свою тайну. Но случайно ее разговор с Лонгреном слышит местный нищий, и по Каперне поползли новые сплетни.

    • Как отнесутся жители Каперны к сказке об алых парусах? (они будут говорить, что Лонгрен и его дочь сошли с ума. Ассоль будут дразнить «чокнутая, тронутая, не в себе», оскорбления, от которых ноет грудь, как от удара. И, наконец, Ассоль получает прозвище – корабельная, которое и услышит Грей.




  1. Образ капитана Грея.




  • Кто он? Что вам известно о нем?

    • (Артур Грей родился с живой душой, совершенно несклонной продолжать линию фамильного начертания)




  • Назовите основные черты его характера.

    • умение сопереживать чужому горю

    • Воля сильная, ставит цели – достигает их

    • Сострадание, доброта

    • У него был свой мир, каков он

    • Живет мечтой о море – и в 15 лет покидает дом и, переодевшись, становится юнгой на корабле «Ансельм»

    • Идет к цели стать капитаном – со стиснутыми зубами и побледневшим лицом…. Стр….

    • Сам сделал свою судьбу

  • Почему именно такой человек не поверил злой сплетне, которую услышал в таверне? Почему он поверил в мечту Ассоль?

  • Случайно ли название его шхуны «Секрет»?

Корабль с алыми парусами приближается к Каперне. Грей раскрывает своим товарищам одну нехитрую истину, раскрывает главный секрет – он в том, чтобы делать «так называемые чудеса своими руками…» стр……




  1. Выразительное чтение учителем эпизода встречи Ассоль и Грея (на фоне музыки Шостаковича)




    • А какие слова первыми произносит Ассоль? (ты возьмешь к нам моего Лонгрена?)

После этих слов за героев можно быть спокойными. Они обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для связи с другими людьми, в ком есть любовь, добро и благодарность.




  1. Итог урока

А не показалось ли вам, ребята, что алые паруса вошли в жизнь не только Ассоль, но и всех нас, кто прочитал эту книгу?



Такова сила искусства. Мы сопереживали героине, нам было больно за нее. Не случайно в повести так много страниц не о мечте, не о счастье, а совсем о другом – о злобности, зависти, жестокости, об одиночестве главных героев. Благодаря этим испытаниям острее чувствуется радость, потому что она заслуженная.