20. Готический роман (по Малкиной) Время действия всегда относится к средним векам. - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
20. Готический роман (по Малкиной) Время действия всегда относится к средним векам. - страница №1/1

20. Готический роман (по Малкиной)
Время действия всегда относится к средним векам. (Отсюда и название «готический»: начиная с эпохи Возрождения, это был синоним слов средневековый, варварский и т.п. Именно предромантизм, в том числе «готический» роман, сумел частично отрешиться от понятия варварское средневековье и понять красоту зданий того времени, народных преданий и т.д. Но нравы средних веков все-таки, по мнению авторов XVIII века, были достойны сожаления). Следовательно, появляются мотивы, заимствованные из рыцарских романов, крестовые походы, феодальные права, разбойники и др. (Несколько особняком стоит повесть У. Бекфорда «Ватек», где западный средневековый колорит заменяется на восточный). При этом очень часто роман сопровождается вступлением (якобы от издателя), где не только события, но и само произведение относилось к прошлому. Так, Г. Уолпол в предисловии к первому изданию «Замка От-ранто» писал, что «предлагаемое читателю сочинение было найдено в библиотеке, принадлежащей католической семье старинного происхождения, на севере Англии. Оно было напечатано готическим шрифтом в Неаполе, в 1529 году» [С. 7]. Этим он оправдывает «чудеса, призраки, колдовские ча-ры, вещие сны и прочие сверхъестественные явления» [С. 8], присутст-вующие в повести.

Роман Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» имеет подзаголовок «Посмертные записки брата Медарда, капуцина, изданные сочинителем «Фантастических повестей в манере Калло».
Основные события чаще всего происходят в стране, чужой для писателя.
Часто присутствует описание дороги, путешествия, странствий. Это дает широкие возможности для изображения бытовых ситуаций, случайных встреч и т.п.

Главное место действия - замок или аббатство «готической» архитектуры. Чаще всего они фигурируют прямо в названии.


Обычно замок впервые изображается с точки зрения героя или героини, которые подъезжают к нему в сумерках. Поэтому присутствует на-водящий тоску и ужас пейзаж, буйство стихий, описание грозы, бури и т.п. Часто используется прием параллелизма между природными и душевными состояниями.

Замок (или монастырь), скорее всего, полуразрушен или даже заброшен. Там имеются подземелья, темницы (возможно, замурованные), потайные ходы и двери, склепы, часовни, комнаты, куда давно никто не заходит. Иногда в замке вместо (или помимо) законных хозяев живут разбойники. Впрочем, владелец замка тоже может промышлять разбоем («Тайны Удольфского замка»), особенно - похищением людей. Тогда появляются таинственные заключенные (особенно часто встречается мотив женщины в подземелье), стоны, музыка или пение, доносящиеся сквозь стены и т.п.

Почти всегда присутствует какая-либо тайна, обычно - страшная. Часто используется загадка рождения героя. В таком случае характерен мотив случайного узнавания - либо по портрету, либо старым верным слугой (служанкой), либо священником. При этом герой (героиня) поразительно похожи на своего предка («Эликсиры сатаны», «Тайны Удольфско-го замка»).

1) «сентиментально-готический» роман: «Замок Отранто» Г. Уолпола (1764), «Старый английский барон» К. Рив (1778), «Полночный коло-кол, или Таинства Когенбургского замка» Ф. Лэтома (1798), произведения А. Радклиф, С. Ли, А. Маккензи и др. Это направление пользовалось большой популярностью, соответственно, здесь значительное число авто-ров и произведений; 2) «черный» роман: «Ватек» У. Бекфорда (1786), «Влюбленный дьявол» Ж. Казота (1772), «Монах» М.Г. Льюиса (1796), «Эликсиры сатаны» Э.Т.А. Гофмана(1816), «Мельмот Скиталец» Ч.Р. Метьюрина (1820).



«Черный» роман. Основное отличие этого направления от «сентиментально-готического» заключается в характере конфликта. Главное в нем - по-прежнему этическая проблематика, но она связана не с мщением, а с борьбой добра и зла. Кроме того, в этих произведениях практически нет однозначных ответов на нравственные вопросы.

Здесь в центре - всегда один герой. У него необычная, пугающая внешность («мертвенная бледность», «горящий взор», «сатанинский смех» и т.п.). Он возвышается над толпой, отличается от всех остальных людей (прообраз романтического героя байроновского типа): Мельмот наделен долголетием и властью над пространством. Амбросио («Монах») и Медард («Эликсиры сатаны») обладают необыкновенным даром красноречия. Дону Альвару («Влюбленный дьявол») с первой же попытки подчиняются сверхъестественные силы, Ватек располагает огромной властью над людьми.



Окружающим они кажутся воплощением дьявола, но в действительности сами являются жертвами и творят зло невольно, подчиняясь каким-то высшим, неведомым им силам. Часто это является карой за проступок или преступление. Так, дон Альвар наказывается за желание подчинить себе инфернальные силы, Мельмот - за попытку проникнуть в тайны мироздания, Медард - за злодеяния его предка.

Фантастика в этой разновидности жанра носит отнюдь не мнимый характер. Сверхъестественные силы действуют как реально существующие. Более того, если у Г. Уолпола воплощением этих сил была огромная призрачная фигура, то здесь дьявольское начало принимает человеческий облик. Под этой оболочкой, часто весьма привлекательной (Бьондетта, Матильда), его почти невозможно распознать, следовательно, трудно бороться.

Тайна может присутствовать и в романах этого направления (загадка рождения в «Монахе» и «Эликсирах сатаны»), но ее разгадывание не составляет основы сюжета. Оно является, как и мотив мести, элементом попутным.

Главное же здесь - конфликт добра и зла, борьба человека с инфернальными силами, причем в эту борьбу часто вовлекается не только главный герой, но и окружающие его люди.

Такова общая структура «черного» романа. Но в каждом из пяти произведений конфликт и его разрешение имеет индивидуальные своеобразные черты.

Сходство романа Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» с «Монахом» очевидно. Впрочем, и сам писатель не скрывал этого11. Однако конфликт здесь воплощен и разрешен несколько по-другому. Во-первых, нет ситуации соблазнения героя дьяволом, принявшим облик прекрасной женщины. Во-вторых, Медард расплачивается не за собственные преступления, а искупает родовое проклятие. В-третьих, в конце он раскаивается и все-таки получает прощение.


«Готический» роман как одну из разновидностей жанра романа, главными отличительными чертами которой являются:

1 1) особый хронотоп (события разворачиваются в эпоху средних веков в пространстве средневековых зданий - замка, аббатст-ва, башни, собора и т.п.);



2 2) этический конфликт, связанный с проблемами преступления и наказания и такими мотивами, как общение с дьяволом, родовая вина, родовое проклятье, возмездие;

3 3) присутствие (и в хронотопе, и в сюжете) сверхъестественного элемента.