2 вопрос. Духовность и право. Духовность и власть - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
2 вопрос. Духовность и право. Духовность и власть - страница №1/3




2 вопрос. Духовность и право. Духовность и власть.

Слайд 1



Права и обязанности

граждан Узбекистана



Социально-экономические права



Право на социаль-ное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспо-собности, потери кормильца и т.п.

Право на труд, свободный выбор работы, защиту от безработицы

Право на собственность,тайну банковских вкладов, наследование



Право на медицинское обслуживание

Право на оплачиваемый отдых




Право на образование



3. Своеобразные особенности развития национальной духовности.
Слайд 1

СХЕМА

Права и обязанности
граждан Узбекистана




Личные права граждан




Право

на жизнь


Право на поиск, получение и распространение любой информации

Свобода

совести



Право на защиту чести и достоинства

Право на свободу передвижения


Право на неприкосновен-ность жилища, тайну, переписи телефонных разговоров


Право на свободу мысли и убеждений

Право на неприкосновенность личности

Правила составления кластера

Пример Кластера


В центре классной доски или большого листа бумаги пишется
Ключевое слово / название темы из 1-2-х слов. По ассоциации с ключевым словом приписывают сбоку от него в кружках меньшего размера «спутники», соединяя их линиями с «главным». У этих «спутников» могут быть «малые спутники» и т.д. Записывают те слова или предложения, которые связаны с данной темой. Обмениваются кластерами для обсуждения.
Учебное задание

Группа 1.

Задание. Составьте кластер для ключевого понятия «духовность»


Группа 2.

Задание. Составьте кластер для ключевого понятия «власть»


Вопросы для самоконтроля


  1. Дайте понятие термину “суверенитет”?

  2. Расскажите о национальном самосознании нашего народа?

  3. Перечислите пять ключевых принципов И.А.Каримова?

  4. Что такое народовластие?

  5. Что значит демократия на сегодняшний день?

  6. Что делается в Узбекистане для того, чтобы сформулировать духовно развитую личность?

  7. Главная задача либерализации в экономике – это?


Визуальные материалы

Слайд 1



Ислам

и духовность


Право и мораль

в шариате




Суннат


(долг)

Фарз

(обязательное)


Халол и харом


(дозволенноеи

запретное)


Слайд 2

Право и моральв шариате




Честность и совестливость

Доброи зло

Благодеяние

и грех


Любовь, милосердие и сострадание




СХЕМА

Правдивость и

жульничество




деятель, человек высокой духовности и культуры.

.

Развитие науки, образования, медицины

в эпоху Амира Темура
Слайд 1

СХЕМА



Мавлоно Низамид

Дин Ширази (табиб)




Кази-Заде Руми


(1360 – 1430 гг.)

(ученый)




Мавлон Шамс ад-Дин Мухаммад Адам (табиб)


Низамид-Дин Шами Придворный историк Амира Темура




Мансур ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Юсуф ибн Факи Илиаснаписал медицинские трактаты

Слайд 2




Архитектура
СХЕМА

Если ты сомневаешься в силе нашего чудодеяния – взгляни на наши построения”


А.Темур



Медресе Биби-Ханум Медресе и Мавзолей Ханака Туман-ага (одна из жен Амира Темура)


Масжид-и ДжамиПятничная мечеть г.Самарканд (строительство)1399-1405г.


МавзолейШамс-ад-Дина КулалаДуховный наставник-пир амира Тарагая – отца Амира Темура



Мавзолей Гур-и Амир Мавзолей Амира Темура и Темуридов(конец XIV В. – 1405г.)




Ак – Сарай

1404г.


Слайд 3

2. вопрос. Значение материального и духовного наследия темуридов в духовном возрождении узбекского народа.

  1. Слайд 1

Самосознание предпологает выделение и отличение человеком сомого себя, своего Я от всего, что его окружаюет. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.


Слайд 2
Национальное самосознание есть чувство и само-осознание духовного единства своего народа и притом именно его культурного своеобразия – его обычаев, традиций, верований.

Слайд 1

Джадидизм

СХЕМА





Мунаввар кары Абдурашидханов - активный деятель джадидов и просветитель

Лидер и теоретик джадидского движения Махмуд Ходжа Бехбуди(1879-1919гг. )



Джадиды отстаивали право

Туркестана на самоопределение



Выступали с идеей национального освобождения края через реформу образования и системы управления Туркестаном



Их заслуга состоит в том, что в период феодальной отсталости и колониального гнета царизма, они пропагандировали идеи прогресса и социальной справедливости


Лидеры джадидского движения
1. Махмудходжа Бехбуди

2. Мунавваркари Абдурашидханов

3. Абдулла Авлани

4. Абдурауф Фитрат

5. Абдулла Кадыри

6. Чулпан



1 вопрос. Охрана национального наследия, истории и национальных ценностей - духовная и человеческая обязанность каждой нации и личности.

Слайд 1


Общество – это единий социалный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых, в конечном счете, лежит человеческий труд.
Слайд 2
Гражданское общество – единство различных лиц, которое живет в системе правового государства, где действует принцип защищенности прав человека. В истинно гражданском обществе каждый человек есть самоцель и высщая ценность.

Слайд 3
Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; форма социально-исторической общности людей.


Цель и задачи Национальнойпрограммы

по подготовке кадров


Слайд 4


Цель - коренное реформирование сферы образования



Задачи



Введение объективной системы оценки качества образования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений

Обеспечение учреждений системы подготовки кадров высококвалифицированными специалистами

Реорганизация структуры и содержания подготовки кадров, исходя из социального и экономического развития страны


2 вопрос. Идея воспитания гармонично-развитой личности в трудах И.А.Каримова.

Слайд 1


Гармонично-развитая личность

Прочная убежденность

Свободный гражданин

Духовный потенциал

Крепкая влоя
3 вопрос. Понятия Родины, патриотизма, гуманизма. Самосознание личности – как духовный критерий гуманности.

Слайд 2
Самосознание предпологает выделение и отличение человеком сомого себя, своего Я от всего, что его окружаюет. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Слайд 3
Национальное самосознание есть чувство и само-осознание духовного единства своего народа и притом именно его культурного своеобразия – его обычаев, традиций, верований.

4. Вопрос. Понятия веры, справедливости, любви, милосердия и убежденности. Проблемы их формирования




Всеcторонне развитая личность




Свободный гражданин



Крепкаяволя







Прочная убежденность

Духовныйпотенциал

Слайд 4

Основные принципы идеологии национальной независимости

Мир и согласие в стране

Благополучие народа

Гармонично-развитая личность

Социальное сотрудничество

Межнациональное согласие

Религиозная толерантность

Процветание Родины




  1. Вопрос №3.Предмет курса «Основы духовности». Роль духовности в формировании всесторонне развитой личности.


Тестовые вопросы по теме:


  1. Что значитбыть личностью?

A) быть физически сильным и здоровым,

B) уметь ориентироваться в многообразиизнаний и ситуаций,

C) нести ответственность за свои поступки,

D) уметь противостоять отрицательным воздействиям

Е)все ответы верны
2. Качество человека, которое выражается в способности любить людей, сострадать им и желать добра.

А) эгоизм

B)гуманизм

С) патриотизм

D) воля

Е)скромность


3. Зло всегда порождает зло. А что может остановить зло?

А) сила


B) такое же зло

С) насилие

D) добро

Е)наказание


4. Что является основой убеждения?

А) репутация

B) Эгоизм

С) знание

D) Творчество

Е) талант


5. Что является основой для развития духовности?

А) сила


B) Власть

С) деньги

D) Самосовершенствование

Е) правильные ответы. С и Д


6. Укажите главное качество личности ?

А) сила


B) Стремление к достижению своих целей любым способом

С) уважительное отношение к другим

D) Уметь быть лидером

Е) А и С
7. В переводе с греческого слово «личность» означает:

А) маска актера

B) Тайна

С) смелость

D) Сила


Е) мораль
8. Чувство собственного достоинства человека честность и благородство – это …

А) знание

B) Талант

С) честь

D) Вера

E) Все ответы верны


9. Какие качества составляют основу духовности человека?

А) совестливость

B) Патриотизм

С) неверие

D) Правдивость

Е) правильные ответы А и Б


10. Духовную жизнь личности составляют:

А) знания

B) Вера

С) потребности

D) Способности

Е) все ответы верны.



Тесты по предмету «Основы духовности».

  1. С какого года введен курс «Основа духовности»?

А) 1994

В) 1997


С) 1995

Д) 1996


Е) правильного ответа нет.

  1. Какой год был объявлен годом А. Темура?

А) 1993

В) 1998


С) 1995

Д) 1996


Е) 1994

  1. Авеста - это…?

А) сокровище буддийской религии

В) сокровище исламской религии

С) сокровище зороастрийской религии

Д) сокровище христианской религии

Е) правильного ответа нет.


  1. Назовите автора труда «Памятники минувших поколений»?

А) Авиценна

В) ал-Фараби

С) Беруни

Д) ал-Хорезми

Е) ал-Газали


  1. Кто из этих учённых - мыслителей получил звание «АристотельВостока»?

А) Абу наср Фараби

В) Авецинна

С) Ахмед Югнаки

Д) Ал-Форезми

Е) Юсуф Хамадони


  1. Что означает термин «джадид»?

А) старый

В) лучший

С) новый

Д) красивый

Е) прогрессивный


  1. Какая статья Конституции Республики Узбекистан обязывает

граждан оберегать историческое, духовное и культурное наследие народа Узбекистан?

А) 18 статья

В) 38 статья

С) статья 50

Д) 49 статья

Е) нет правильного ответа



Определите автора книги «Духовность - энергия независимости»?

А) И.А.Каримов

В) А.Аскаров

С) А.Г.Спиркин

Д) А.Эркаев

Е) А.радугин




  1. «Искусство управления домашним хозяйством» - что это?

А) культура

В) мораль

С) экономика

Д) государства

Е) политика


  1. В каком году родился А.Темур?

А) 1335 г.

В) 1441 г.

С) 1337 г.

Д) 1405 г.

Е) 1336 г.

Просветительское движении в Туркестане конца XIX начала XX

веков?

А) суфизм

В) зороастризм

С) джадидизм

Д) шиизм

Е) нет правильного ответа



  1. Из сколько сур состоит священная книга мусульман «Каран»?

А) 114

В) 104


С) 144

Д) 146


Е) 101


  1. Кто автор произведения «Кутадгу билиг» (Дары истин)?

А) А.Джами

В) Захириддин Мухаммад Бобур

С) Абу Али ибн Сина

Д) Ахмед Югкани

Е) Юсуф хос Хаджиб


  1. В честь кого был построен ансамбль «Таж Махал» в Индии?

А) Зебунисо

В) Жаханара бегим

С) Гавхаршодбегим

Д) Аржумандбону

Е) Сараймулкханум

13. В каком году был принят Указ Президента Республики Узбекистан



И.А.Каримова «О создании республиканского общественного центра «Духовность и просветительство»?

А) 1999 г. 4 апреля

В) 1998 г. 3сентября

С) 1999 г. 3 сентября

Д) 1994 г. 3 апрелья

Е) 1994 г. 28 апрелья



14. Когда был принят Указ Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова «О дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности общественного центра «Духовность и просветительство»?

А) 24 июля 1998 г.

В) 9 сентября 1996 г.

С) 3 сентября 1999 г.

Д) 30 апреля 1998 г.

Е) нет правильного ответа



  1. Кому принадлежат слова: «…Если мышление и сознание не избавлены от гнёта и давления, человек не может быть свободным. Прогресс обеспечивают духовно - развитые люби»?

А) А.Навои

В) И.А.Каримов

С) А.Джами

Д) А.Фитрат

Е) Мукими


  1. Что является содержанием убеждения?

А) знание

В) наука


С) духовность

Д) цель


Е) сознание

16. Основной источник мусульманского вероучения?

А) Сунна (Хадисы)

В) Библия

С) Авеста

Д) Коран


Е) нет правильного ответа

  1. Президент Республики И.А.Каримов подчеркнул, что «духовные

основы независимости базируются на: …»?

А) 4-х устоях

В) 2-х устоях

С) 5 устоях

Д) 8 устоях

Е) нет правильного ответа



  1. В какой из своих книг И.А.Каримов всесторонне анализирует

религиозных экстремизм и фундаментализм как один из факторов несущих угрозу независимости и национальной безопасности?

А) «Узбекистан свой путь обновления и прогресса».

В) «Узбекистан - государство с великим будущим».

С) «Узбекистан на пороге XXI века».

Д) «Мыслить и работать по новому - требование времени».

Е) «Родина - священна для каждого».



  1. Сколько религиозных конфессий действуют ныне в Узбекистане?

А) 20

В) 15


С) 13

Д) 21


Е) 22

  1. «Фетишизм» - это …?

А) поклонения отдельным предметом

В) поклонение животным и растениям

С) поклонение символам в виде идолов, статуй и т.д.

Д) анимизм

Е) давление



  1. Какой год согласно Указу президента объявлен годом Семьи?

А) 1995 г.

В) 1999 г.

С) 1998 г.

Д) 1992 г.

Е) 2000 г.


  1. Какой документ признается в современном мире «международным эталоном прав и свобод человека»?

А) декларация прав народов России

В) Всеобщая декларация прав человека

С) Декларация о принципах международным права

26. Способности и возможности оказывать определенные воздействие на деятельность, поведение людей:

А) политика

В) власть

С) политическая власть

Д) диктатура


  1. Что является главным признаком рыночной экономики?

А) высокое качество продукции

В) свобода предпринимательство и торговли

С) отсутствие дефицита товаров

28. Кого признаёт семейное гражданское право субъектом собственности?

А) главу семьи

В) работающих членов семьи

С) всех членов семьи



29. В чем особенность философии XX века?

а) в создании новой философской картины мира и стиля мышления;

б) в отрицании всех прежних философских идей;

в) в воссоздании классической философии;

г) в переходе к чисто иррациональному видению мира.

30. Что определяет философию как особую форму общественного сознания?

а) ее научная объективность;

б) ее мировоззренческий характер;

в) ее общественно-исторический характер;

г) ее особое место и роль в системе культуры.

31. Что является основой и целью познания?

а) стремление выяснить истину;

б)практика;

в) научное объяснение явлений природы;

г) теоретическое научное исследование.

32. В чем, по-вашему, единство природы и человека?

а) в контролируемом обмене веществ между собой;

б) в подчинении природы интересам людей;

в) в активной жизнедеятельности человека;

г) в рациональном использовании человеком природных ресурсов.

33. В чем различие или единство между бытием вообще и бытием отдельных вещей?

а) и первое и второе непреходящи;

б) первое преходяще, второе непреходяще;

в) первое непреходяще, второе преходяще;

г) и первое и второе преходящи.

34. Что понимается под субстанцией?

а) это внутреннее единство всего многообразия предметов и явлений мира;

б) основа, из которой состоят все вещи;

в) одно из конкретных проявлений материи;

г)совокупность элементарных частиц.

35. Что является способомсуществования материи?

а)время; в) покой;

б)пространство; г) движение.

68. Какое определение является верным?

а) пространство - это обозримая часть Вселенной;

б) пространство - форма существования материи, имеющая три измерения;

в) пространство - это форма существование материи, в которой она приобретает способность к движению;

г) пространство - это пустота во Вселенной.

69. Что такое время?

а) это физическая величина, измеряемая часами;

б) это процесс изменений времен года;

в) это субъективное понятие, выработанного человеком для удобства;

г) это форма существования материи, имеющая одно измерение.

73. Сознание - это....

а) процесс духовного освоения действительности;

б) высшая форма отражения действительности;

в) способ отношения к миру и самому себе;

г) все перечисленное;

д) правильно только «а» и «в».



74. Что определяет отношение человека к самому себе?

а)самосознание; в) воля;

б)память; г) мотивация.

77. Что такое развитие?

а) всякое изменение в материальном мире;

б) качественное изменение, обеспечивающее поступательное движение объектов;

в) движение по восходящей линии;

г) движение, обеспечивающее всеобщую связь явлений.

78. Что означает философское понятие качества?

а) совокупность свойств, существенная определенность предмета;

б) высшая обусловленность предмета;

в) оно из главных свойств предмета;

г) определенная форма предмета.

79. Что такое количество?

а) это множество;

б) это однородность частей предмета;

в) эго определенность предмета, выражаемая в величинах и числах;

г) это совокупность сходных сторон предмета.

80. С чего начинается процесс познания?

а)с представления о вещи;в) с суждения о вещи;

б)с восприятия вещи; г) с ощущения вещи,

81. Что означает кантовское положение о «вещи в себе»?

а) вещи существуют, но не познаваемы;

б) мир объективно не существует, следовательно, не познаваем;

в) сущность вещи может быть познана только априорно;

г) не познаваемы нивещи, ни их явления.
82. С чего начинается путь познания объективной реальности?

а) с духовно-практического освоения вещи;

б) с абстрактного мышления;

в)с чувственного познания;

г) с теоретического представления о вещи.

84. Что есть истина?

а) совокупность выводов о вещи;

б) согласие людей о предмете, вещи;

в) верное, проверенное практикой отражение вещи, предмета в сознании;

г) уверенность в правоте своих знаний.

85. Что выступает критерием истины?

а)знание; в) теория;

б)практика; г) все выше перечисленное.

91. Ваше представление о жизни.

а) это способ существования белковых тел;

б) это закономерный результат эволюции природы;

в) это совокупность случайных процессов;

г) это творение сверхъестественных сил.

92. Человек – это…

а) продукт антропосоциогенеза;

б) продукт только социального развития;

в) продукт высшего биологического развития;

г) продукт высших космических сил.

95. Что означает понятие «глобальная проблема человечества»?

а) это проблема, решить которую практически невозможно;

б) это проблема неравномерного развития экологии;

в) это проблема, без решения которой дальнейшее развитие человечества становится непредсказуемым;

г) это проблема, грозящая гибелью для планеты.

96. Какая глобальная проблема человечества наиболее ярко проявляется в Узбекистане?

а) демографическая;

б) экологическая;

в) энергетическая;

г) таких проблем нет.

97. Какое учение изучает природу народонаселения?

а) историография; в) социология;

б) антропология; г) демография.

98. В чем сущность глобальных проблем человечества?

а) в реальном отражении объективной истины;

б) в отражении жизненно-важных проблем всего человечества;

в) в отражении противоречий мировой экономики;

г) в отражении интересов человечества.

102. Что такое общество? Это...

а) форма общности людей, связанных единым языком и культурой;

б) совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей;

в) форма общности людей, живущих на одной территории;

г) совокупность общественного бытия и общественного сознания.

103. Что такое общественные отношения?

а) это один из способов проявления массового сознания;

б) это совокупность отношений в духовной сфере;

в) это отношения, складывающиеся в процессе материальной духовной деятельности людей;

г) это сложный процесс взаимодействия материальной и духовной культуры.

104. В чем коренное отличие развития общества от природы?

а)в уникальности общественного развития;

б)в развитии по социальным законам;

в)в независимости от законов природы;

г)все ответы верны.

105. Определите основу социальной структуры общества.
а) это - общественные классы, социальные группы и слои;

б) это политические партии, общественные организации;

в) это народы, нации, этнические группы;

г) это государство и государственные учреждения.



107. Что означает понятие «общественное бытие»? Это…

а) совокупность производственных отношений;

б) сложившийся порядок в отношениях между людьми;

в) совокупность общественных классов и социальных групп;

г) совокупность материальных и производственных отношений людей.

108. Что такое государство?

а)основной элемент социальной структуры общества;

б)руководящее звено на уровне законодательной и исполнительной власти;

в)основной элемент политической системы общества;


г) орган управления на уровне правительства.

109. Что такое правовое государство?

а) суверенное государство;

б) государство, основанное на строгом соблюдении закона;

в)государство на уровне рыночной экономики;

г)многонациональное государство.

110. Что понимается под общественным сознанием?

а) сложившийся порядок в отношениях между людьми;

б) совокупность производственных отношений;

в) единство идеологии и политики;

г) духовная жизнь общества, осознанное бытие.

111. Что означает понятие «культура»?

а) совокупность духовных ценностей, созданных человеком;

б) совокупность материальных ценностей, созданных человеком;

в) совокупность норм поведения людей в обществе;

г) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его исторического развития.

112. Цивилизация - это...

а.) высший этап в развитии человечества;

б) ограниченная временно-пространственными рамками совокупность материальных и духовных достижений определенной исторической эпохи, региона;

в) единство социальной структуры и политической системы общества;

г) это высшее научно-техническое достижение в общественном развитии,

113. Какая культура сегодня приобретает особенное значение для человечества?

а)политическая; в) эстетическая;

б)экологическая; г) нравственная.

114. Кто из современных философов ассматривает цивилизацию как особый социокультурный феномен, основу которого составляет религия?

а)Ж.- П. Сартр; в) О. Шпенглер;

б)П. Сорокин; г) А. Тойнби.

116. Какая религия видит судьбу человека как чрезвычайно печальную?

а) христианская; в) индуистская;

б) исламская; г) буддийская.

117. Что является основным признаком общественного класса?

а) это большие группы людей;

б) это отношение к средствам производства;

в)это уровень образования и культуры;

г)это организация общественного труда.

118. Что является мерилом внутреннего мира личности?

а) его материальное благополучие;

б) сознание;

в)идеология;

г) духовность.

119. Что такое общественное развитие?

а) это количественное движение общества от малого к большому;

б) это процесс объединения народов в государство;

в) это внутрикачественные изменения в обществе в процессе

его исторического движения;

г)правильного ответа нет.



120. Кто из древних философов создал учение об идеальном государстве?

а)Аристотель; в) Сократ;

б)Платон; г) Эпикур.

121. Какое утверждение верно?

а) личность - это просто человек;

б) личность - это человек, умеющий подчинить себе других;

в) личность - это выражение общественных отношений;

г) личность - это образованный, интеллигентный человек.

127. Что является определяющим в жизни общества?

а) производство материальных благ;

б) общественное сознание;

в) действия великих личностей;

г) историческая закономерность.

128. Какая форма общественного сознания раскрывает отношение к прекрасному?

а)нравственность; в) философия;

б)религия; г) эстетика.

129. Какая проблема считается глобальной?

а) проблема, которая носит социальной характер;

б) проблема, которая носит планетарный характер;

в) проблема, которая носит экономический характер;

г) проблема, которая носит нравственный характер.

130. Какая из форм общественного сознания эмпирически отражает действительность?

а)идеология; в) научное сознание;

б)теоретическое сознание; г) обыденное сознание.
131. Что такое экономика?

а) наука об общественном развитии;

б) процесс производства и отношения, возникающие при этом;

в)совокупность произведенных материальных ценностей;

г)все ответы правильны.

132. Что является движущей силой рыночной экономики?

а)спрос и предложение;

б)денежные ресурсы и капитал;

в) производство товара;

г) конкуренция.

133. Какая идеология формируется в Узбекистане в современный период?

а) государственная идеология;

б) идеология рыночной экономики;

в) идеологии национальной независимости;

г) национальная идеология.

134. Какое государство формируется в Узбекистане?

а)с рыночной экономикой;г) все перечисленное;

б) правовое; д) пункт «а», «б».

в)демократическое;



135. Что означает понятие «суверенитет»?

а) осознание себя национальной общностью;

б) возрастание роли человека в общественном развитии;

в) политическая независимость и самостоятельность государства;

г) все перечисленное.

136. Что такое демократия?

а) законодательная норма поведения людей в обществе;

б) форма власти, признающая свободу и равноправие всех граждан;

в) национальное пробуждение и национальное самосознание;

г) реальный исторический процесс.

137. Право-это...

а) чувство любви к Родине и ответственности за нее;

б) свобода выбора поведения в обществе;

в) закрепленные в законах основные правила и нормы поведения граждан к.-л. государства;

г) мерило внутреннего мира человека.

138. Национальная гордость означает...

а) место и роль духовности в общественном развитии;

б) необходимость формирования национальной идеологии;

в) взаимосвязь духовности общества и личности;

г) чувство любви к Родине и ответственности за нее.

139. Национальное самосознание представляет собой...

а) осознание собственного пути к рыночной экономике;

б) осознание народом, личностью исторической самобытности своего народа, нации.

в) осознание личностью своего места и роли в обществе;

г) все ответы правильны.

140. Что означает духовность?

а) выделение себя из объективного мира;

б) осознание себя личностью;

в) это то же, что и общественное сознание;

г) основа высокой нравственности, приобщение к

культурным ценностям и истории народа.



141. Что формирует современный духовной облик народа Узбекистана?

а) духовное наследие прошлого;

б) исторические традиции и обычаи;

в) идея независимости;

г) все перечисленное;

д) только «а» и «б».



142. Что является одним из условий формирования правового общества в Узбекистане?

а) исторические традиции и обычаи;

б) возвышение роли политического и правового сознания;

в) формирование рыночных отношений;

г) возвышение роли нравственности.

143. Когда принята Конституция Республики Узбекистан?

а)31 августа 1991 года; в) 2 марта 1993 года;

б)8 декабря 1992 года; г) 9 апреля 1992 года.

144. На основе какой модели формируется рыночная экономика в Узбекистане?

а)турецкой; в) китайской;

б)своей собственной; г) российской.

145. Что является важнейшим условием обновления и прогресса общества в Узбекистане?

а) возрождение духовности и исторической культуры;

б) поэтапное становление рыночной экономики;

в) решение глобальных проблем в республике;

г) все перечисленное.

146. Что является главным условием вхождения Узбекистана в мировую цивилизацию?

а) достижение экономического уровня развитых стран;

б) собственный путь перехода к рыночной экономике;

в) возрастание роли человека в общественном развитии;

г) резкий скачок в развитии производства;

д) демократизация общества.



147. В каком произведении И.А.Каримова наиболее полно раскрывается проблема экологии и причины ее возникновения?

а) «Наша цель: свободная и процветающая Родина»;

б) «По пути созидания»;

в) «Узбекистан - государство с великим будущим»;

г) «Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса».

148. Возможно ли формирование в независимом Узбекистане господствующей идеологии?

а)возможно;в) возможно, но только временно;

б)невозможно;г) правильного ответа нет.

149. Что является, по словам И.А.Каримова, главной ценностью Узбекистана ?

а) материальные ценности;

б) золотое богатство Узбекистана;

в) народ, население страны;

г) все ответы правильны.

150. Что по выражению Президента И.А.Каримова спасет мир в XXI веке?

а) договор о контроле над разоружением;

б) культура и духовность;

в) осознание человеком грозящий катастрофы;



г) заключениесоглашения о дружбе между народами.
Ключи к тестам


1.б

39.а

77.б

115.в

2.г

40.б

78.а

116.г

3.б

41.в

79.в

117.б

4.а

42.г

80.г

118.г

5.г

43.б

81.а

119.в

6.г

44.г

82.в

120.б

7.б

45.б

83.г

121.в

8.г

46.г

84.в

122.г

9.в

47.г

85.б

123.г

10.б

48.б

86.а

124.а

11.в

49.г

87.в

125.б

12.в

50.а

88.б

126.в

13.а

51.б

89.в

127.а

14.г

52.в

90.г

128.г

15.г

53.б

91.а

129.б

16.б

54.г

92.а

130.г

17.г

55.г

93.г

131.б

18.а

56.а

94.в

132.г

19.б

57.г

95.в

133.в

20.в

58.б

96.б

134.г

21.б

59.г

97.г

135.в

22.а

60.б

98.б

136.б

23.г

61.в

99.в

137.в

24.б

62.в

100.б

138.г

25.в

63.б

101.г

139.б

26.б

64.а

102.б

140.г

27.в

65.в

103.в

141.г

28.д

66.а

104.б

142.б

29.г

67.г

105.а

143.б

30.б

68.б

106.в

144.а

31.г

69.г

107.г

145.г

32.в

70.в

108.в

146.д

33.в

71.б

109.б

147.г

34.б

72.а

110.г

148.б

35.в

73.г

111.г

149.в

36.в

74.а

112.б

150.б

37.б

75.б

113.б




38.г

76.в

114.г





























Ключевые слова и словосочетания.
Гуманизм – общественное признание достоинства и свободы личности, её всестороннего развития, человечность общественных отношений.

Патриотизм – любовь к Родине.

Быть патриотом – означает не быть безразличным к судьбе своего народа и страны, не быть равнодушным к событиям, происходящим в стране, использовать свои силы и способности на ее благо.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в этом мире, отношение человека к этому миру, обществу и к самому себе.

Культура – исторически развивающаяся совокупность, единство материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством.

Ислам – одна из мировых религий, вероучения которой изложено в Коране.

Коран – священная книга мусульман, основа образа жизни и исламского законодательства.

Сунна – сборник хадисов (рассказов об изречениях и поступках пророка Мухаммеда).

Суры – главы Корана.

Тафсир – комментарии к главам Корана.

Просветительство – политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждения новых общественных отношений.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; форма социально - исторической общности людей.

Человек – продукт антропосоциогенеза, разумное биосоциальное существо.

Государство – основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Политическая система – совокупность элементов политической власти: государственный аппарат, политические партии, профсоюзные и другие общественные организации, союзы и др.

Социальная структура – совокупность общественных классов, социальных групп, слоев прослоек на том или ином этапе социально – исторического развития общества.

Правовое государство – государство, основанное на строгом соблюдении законов.

Общественное сознание – совокупность форм духовной жизни общества, осознанное бытие.

Национальное самосознание – самоидентификация нации, на основе территориального единства, языка, национального характера.

Идея национальной независимости – система общенациональных идей и взглядов, выражающих коренные интересы нации и направленных на консолидацию, единение всех народов и этнических групп Узбекистана в их движении к демократическому и правовому гражданскому обществу.

Мировое сообщество – совокупность независимых государств, объединившимся под знаком ООН.

Духовность - выражение нравственных интересов, сущностное сознание человека.

Духовность - выражение особого внутреннего мира человека (народа, нации), воплощающего в себя все уровни и стороны его бытия в их единстве и взаимообусловленности и проявляющегося на национально-этнической основе.

Маънавият - эквивалент духовности, но более емкое и многогранное значение и характеризующее внутреннюю

сущность, человека (народа), все уровни и стороны его

бытия на национальной основе.

Идеология - концентрированное выражение коренных интересов общественного класса (классов), народа, нации.

Идеология национальной независимости - система общенациональных идей и взглядов, выражающих коренные интересы народа и направленные на консолидацию, единение

всех народов и этнических групп Узбекистана в их движении

к демократическому и правовому обществу.

Независимость - политическая самостоятельность, отсутствие

подчиненности кому-либо



Суверенитет - полная независимость государства вего

внутренних делах и в ведении, внешней политики



Национальная независимость - установление полной политической

самостоятельности народа на основе провозглашения собственности народа на основе провозглашения собственной национальной государственности



Авеста – священная книга зароастрийцев, которая является важнейшим источником изучения истории народов Средней Азии.

Кааба – небольшое здание, в юго-западный угол которого вмурован «чёрный камень» (издревле хранящихся туб метеорит) – по преданию посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

Независимость - политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности кому-либо.

Суверенитет - полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении, внешней политики.

Национальная независимость - установление полной политической самостоятельности народа на основе провозглашения собственности народа на основе провозглашения собственной национальной государственности

Национальное самосознание

а) самоидентификация нации на основе территориального единства, языка, национального характера.

б) осознание своей принадлежности к той или иной нации, к ее истории, культуре обычаям и традициям государств,

объединившихся под флагом ООН.



Мировое сообщество - совокупность независимых государств.

Авеста – священная книга зароастрийцев, которая является важнейшим источником изучения истории народов Средней Азии.

Коран – священная книга мусульман.

Кааба – небольшое здание, в юго-западный угол которого вмурован «чёрный камень» (издревле хранящихся туб метеорит) – по преданию посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества и благоволения.

Темур тузуклари – Уложения Амира Темура. Это уникальный документ эпохи, где изложены взгляды его на устройство и управления государством и войском.

«Джадид» - термин происходит с арабского «новый». Движение джадидов зародилось в Татарии и распространилось в Бухаре, Хиве и Туркестане в конце XIX начале XX века.


  1. Мировоззрение и духовные ценности.

  2. Преданность к общечеловеческим ценностям.

  3. Место духовного наследия в мировой истории.

  4. Духовность - фактор прогресса.

  5. Духовные ценности и их взаимоотношения.

  6. Понятие гуманизма и его сходство понятием патриотизма

  7. Самосознание личности – как духовный критерий гуманности.

  8. Место духовных ценностей в книге Амира Темура «Уложения Темура».

  9. Общечеловеческое значение духовных ценностей народов Древного Востока.

10. Независимость и возрождение исламских ценностей.

11. Вопросы духовности в «Авесте».

12. Вопросы духовности в период колониализма

13. Вклад джадидов в систему образования и искусства.

14. Высказывания просветителей Востока о гармоничном развитии личности.

15. Место и значение духовных ценностей в настоящее время.

16. Духовные ценности как способ воспитания здорового поколения.

17. Человек и его жизнь как высшая ценность.

18. Место семьи и махали в формировании духовности личности.

19. Самый главный подвиг – это духовный.

20. Понятие духовного подвига.

21. И.А.Каримов о духовности и о национальном возрождении.

22. Заслуги И.А.Каримова в возрождении и развитии национальной духовности за годы независимости.

23. Ислам и духовность.

24. Экономика и духовность.

25. А.Темур - великий государственный деятель, человек высокой духов ности и культуры.

26. Значение материального и духовного наследия темуридов в духовном возрождении узбекского народа.

Введение
Человек постоянно находится в поиске. Прежде всего, ему хочется знать, кто есть он сам, жить в согласии со своей человеческой природой. Он всегда стремится развивать собственное самосознание. А у истоков человеческого самосознания лежит духовность. Чтобы осознать себя как нацию, возродить национальную государственность в новой форме, интегрироваться в мировое сообщество следует «вернуться к истокам нашей культуры, воспринять и развить всё лучшее, что есть в нашем богатейшем историческом прошлом» (И.А. Каримов «Родина священна для каждого» Т. Узбекистан 1996 г. Стр. 6)

Сфера духовности в республике признана приоритетной наряду с экономикой.

Президент Республики И.А.Каримов подчеркивает, что «укрепление и развитие духовности народа – важнейшая забота государства и общества в Узбекистане». Далее развивая свою мысль, Президент особо отмечает: «Духовность – энергия человека, народа, общества, государства».

Издание Президентом страны Указов о создании общественного центра «Духовность и просветительство» в 1994 году и о дальнейшем совершенствовании его деятельности - в 1996 году имело огромное значение в повышении духовности в нашей стране.

Важными практическими результатами реализации в жизнь требований данных Указов Президента стали введение в систему высшего образования в 1997 году курса основ «Духовности и просветительства», а начиная с 1999-2000 учебного года - курса «Основы духовности».

Духовность-понятие сложное и многогранное. Она охватывает многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, культурное наследие и систему современных научных и художественных ценностей, обычаи, традиции, ритуалы, религию и религиозную практику, Определение основных критериев оценки духовных ценностей и отношения к культурному наследию, обеспечение развития духовной жизни в соответствии с требованиями независимости, формирование нового гражданина независимого Узбекистана, мыслящего по–новому, духовно богатого, любящего свою родину, требуют, в первую очередь, ответа на вопрос: что такое духовность? А это обуславливает исследование данного понятия в тесной связи с такими науками, как философия, история, религиоведение, культурология и т.д.

Справедливость высказывания Президента Республики И.Каримова: «Прогресс обеспечивают духовно–развитые люди»- подтверждает сама жизнь. В претворении в жизнь Концепции национального возрождения, выдвинутой И.А.Каримовым, сыграли большую роль созданный республиканский общественный центр «Духовность и просветительство», Указы Президента Республики Узбекистан и постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан по этому вопросу.

Введение курса «Основы духовности» в учебную программу всех высших учебных заведений способствовало развитию у молодёжи национального самосознания, укреплению в их сознании чувства патриотизма, гуманизма, добра, справедливости и т.д. Только чёткие и относительно широкие представления о духовности позволяют более эффективно использовать духовные факторы в укреплении независимости страны. Изучение вопросов духовности в единстве с национальным возрождением и прогрессом поможет укреплению духовных основ независимости страны и воспитанию её нового гражданина, гармонизации национальных ценностей с общечеловеческими.



Целью и задачей курса «Основы духовности» является, прежде всего, изучение и переоценка истории Родины, выработка правильного отношения к культурному наследию, национальным и общечеловеческим ценностям, к современности в целом. Добиться осмысления бакалаврами идеи и идеологии национальной независимости, выработки иммунитета по отношению к враждебным идеологическим проискам, в первую очередь исламского фундаментализма, религиозного экстремизма. А также определение места духовности в системе таких понятий, как культура, сознание, мышление, мировоззрение, моральный выбор, моральная воля и т.д.

Изучение курса должна способствовать задаче реформирования системы образования и воспитания подрастающего поколения, открытию широких возможностей распространения и использования передовой техники и технологии, формированию и воспитанию гармонично-развитых национальных кадров.

Новый, XXI век должен стать веком выработки у молодых, развивающихся кадров широкого философского, а не узкого технократического мышления, проявляющего в национальном, расовом, религиозном и иных отношениях, качества высокого гуманизма. При этом роль и значение духовного воспитания неоценимы. Оно должно служить очищению и оздоровлению души и сердца, нравственности и морали, стать внутренним стимулятором для ориентации человека к высоким и великим целям, средством воспитания в людях, в особенности, студенческой молодежи, качеств, присущих всесторонне развитому человеку.

В ходе изучения курса каждый студент должен задаться вопросом: «Для чего я живу, чего я обязан добиваться, каков смысл моего существования и найти ответ для себя».



Требования к изучению курса:

    • Учитывая гуманизацию образования формировать у молодежи чувства большого долга перед обществом, высокой духовности, чувства ответственности, патриотизма, справедливости и т.д.

    • Профессиональная подготовка кадров должно соответствовать высоким идеалам, широкому мировоззрению, высоким нравственным потребностям общества.

    • Всем ясно, что ХХI век, в который вступило человечество - это век глобализации, век прогресса, период, когда только страны, обладающие высоким интеллектуальным потенциалом, смогут занять достойное место в мире. И наш независимый Узбекистан стремится войти в ряд развитых стран, обеспечив мир, благополучие и процветание. Здесь следует довести до сознания подрастающего поколения такое чувство, чтобы каждый молодой гражданин сумел служить примером в такой трудной и славной борьбе, показать пример самоотверженности, при необходимости пожертвовать собственной жизнью во имя своего народа и родной страны.

    • Оздоровлять духовно - моральную среду в целях быстрейшего решения проблем. Возвеличивать дружбу, сотрудничество, в любую минуту готовность прийти на помощь нуждающимся, жить с благодарностью.


следующая страница >>