1. Введение в проблематику. Краткий очерк развития фотографии. Жанры фотографии. Формы бытования фотографии в ХIХ веке. Основные при - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
1. Введение в проблематику. Краткий очерк развития фотографии. Жанры фотографии. - страница №1/1

Гавришина Оксана Вячеславовна, канд. культурологии,

доцент кафедры истории и теории культуры РГГУ, gavr-oksana@yandex.ru


38 акад. часов
Повседневность – одна из ключевых категорий, определяющих человеческий опыт в рамках культурной ситуации 19-20 вв., эпохи «модерности». При этом повседневность как разделяемая всеми реальность немыслима вне новых техник создания и репродуцирования изображений, в частности, фотографии. В этом смысле, фотография не отображает, но порождает повседневность. Курс посвящен анализу фотографического изображения как медиума, в рамках которого создаются, закрепляются и транслируются культурные значения.

Тематический план

10 февраля 2014 г.

ТЕМА 1. Введение в проблематику. Краткий очерк развития фотографии. Жанры фотографии. Формы бытования фотографии в ХIХ веке. Основные принципы анализа фотографического изображения. Медиальные контексты фотографии.


17 февраля 2014 г.

ТЕМА 2. Город в фотографии кон. XIX – нач. XX века. Эжен Атже. Изменение контекстов восприятия фотографий Атже. Рецепция в авангардных художественных кругах. Город как непрерывная поверхность. Тип взгляда. Фигура фланера. Беренис Эббот «Меняющийся Нью-Йорк».

ТЕМА 3. Любительская фотография в нач.ХХ века. Жак-Анри Лартиг. Масштаб «событийности» у Лартига. Визуальный дневник.
24 февраля 2014 г.

ТЕМА 4. Август Зандер. «Лицо нашего времени». Индивидуальный тип. Принцип серии.

ТЕМА 5 Лицо в авангардной фотографии 1920-х гг. Преподавание фотографии в Баухаузе. Ласло Махой-Надь. Немецкая портретная фотография от Веймарской республики к национал-социализму.
3 марта 2014 г.

ТЕМА 6. Индустриальный ландшафт 1920-1930-е гг. Поэтика труда. Новые иллюстрированные журналы

Маргарет Бурк-Уайт.

ТЕМА 7. Социальное: национальный (коллективный) проект. Документальная фотография в США в 1930-е гг. Уокер Эванс


10 марта 2014 г.

ТЕМА 8. Авангардная фотография. Анри Картье-Брессон. От сюрреализма к репортажной фотографии. «Решающий момент».


17 марта 2014 г.

ТЕМА 10. Модная фотография в 1940-1950-е гг. Алексей Бродович. Новые принципы графического дизайна.

ТЕМА 11. Лицо, застигнутое врасплох. Портретная фотография 1950-1960-е гг. Ричард Аведон. Статус «знаменитости» в фотографии.

Точная дата будет объявлена дополнительно 2014 г.

ТЕМА 12. Социальное: персональный проект. 1980-е гг. Нэн Голдин.

ТЕМА 13. Постановочная фотография в 1980-2000-е гг. Докудрама. Джефф Уолл.
Система отчетности

Итоговый контроль проводится в форме защиты индивидуального проекта. Проект представляет собой кураторскую концепцию выставки фотографии (5-7 снимков). При оценке принимается во внимание оригинальность концепции, подбор и порядок расположения фотографий, содержание сопроводительного материала (подписи к фотографиям).



Литература

Основная

  1. Аронсон О. Метакино. М.: Ad Marginem, 2003. 264 c.

  2. Бажак К. История фотографии. Возникновение изображения. М.Астрель, 2003. 160 с.

  3. Барт Р. Camera lucida: Комментарий к фотографии. М.: Ad Marginem, 1997. 223 с.

  4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. - М.: Медиум, 1996. 239 с.

  5. Беньямин В. Озарения. М. Мартис, 2000. 376 с.

  6. Бодлер Ш. Поэт современной жизни [1863] // Бодлер Ш. Об искусстве / Пер. с франц. Н Столяровой и Л. Липман. М., 1986.

  7. Гавришина О.В. Империя света: фотография как визуальная практика эпохи современности. М.: НЛО, 2011. 192 с.

  8. Жарковский Дж. Вглядываясь в фотографии: 100 снимков из коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке. Нью Йорк, 2003. 216 c.

  9. Левашов В. Лекции по истории фотографии. Нижний Новгород, 2007. 531 с.

  10. Маклюен М. Понимание медиа / Пер. с англ. В.Николаева. М., 2003. 464 с.

  11. Новая история фотографии /Ред. М.Фризо. СПб.: Андрей Наследников, 2008. 333 c.

  12. Петровская Е. Теория образа. М.: РГГУ, 2010. 281 c.

  13. Петровская Е. Антифотография. М.: Три квадрата, 2003. 112 с.

  14. Сонтаг С. О фотографии. М.: Гараж, Ад Маргинем, 2013. 272 с.

  15. Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. М.: Гараж, Ад Маргинем. 2014. 96 с.

  16. Флюссер В. За философию фотографии. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2008. 148 с.

  17. Фоменко А. Монтаж, фактография, эпос: производственное движение и фотография. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2007. 373 с.

  18. Crary J. The Techniques of the Observer: On Vision and Modernity in the Nineteenth Century. Cambridge, Mass.: MIT Press, 1990. 171 p.



Дополнительная

  1. Петровская Е. Непроявленное. Очерки по философии фотографии. М.: Ad Marginem, 2002. 207 с.

  2. Classic Essays on Photography / Ed. A. Trachtenberg. New Haven (Conn.), 1980.

  3. A New History of Photography / Ed. Michel Frizot. Koenemann, 1998.

  4. Newhall B. The History of Photography. N.Y., 1982.

  5. Photography in Print: Writings from 1816 to the Present / Ed. V.Goldberg. Albuquerque: University of New Mexico Press, 1988.

  6. Westerbeck C., Meyerovitz J. Bystander: A History of Street Photography. N.Y. 2001.