1. Военная и полицейская реформы Петра Основные положения, источники, значени - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
1. Военная и полицейская реформы Петра Основные положения, источники, значени - страница №1/1

Содержание


Содержание 2

Введение 2

1.Военная и полицейская реформы Петра 1. Основные положения, источники, значение. 3

2.Гражданское право в период буржуазных реформ 2-й половины Х1Х в. Источники, особенности. 11

3.Задача. 13

Заключение 15

Список литературы 16



Введение


Идея Петра I создать «регулярное государство» требовала целостной системы учреждений, основанных на единых принципах.

В основу административных реформ положены принципы коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, строгой иерархии, единообразия структуры, штата и жалованья.

Причины реформ: кризис приказной системы (дублирование функций, неразбериха, отсутствие четкой регламентации обязанностей, отсутствие промежуточных инстанций между центром и уездами), начало реформ в военной и хозяйственной сферах, слабость местной администрации (народные выступления, плохой сбор налогов и т.д.).

1.Военная и полицейская реформы Петра 1. Основные положения, источники, значение.


Усиление власти монарха, характерное для абсолютизма, выразилось и в некоторых внешних атрибутах, важнейшим из которых явилось провозглашение царя императором. В ознаменование победы в Северной войне Сенат присвоил это звание Петру I, оно было признано зарубежными державами и перешло к его преемникам.

Основной чертой военной реформы, проведенной Петром I, явилось создание регулярной армии. Основой для создания регулярной армии явились «потешные полки» Петра — Преображенский и Семеновский. Постоянные войска в форме стрелецких полков и наемников существовали и до Петра, однако эти войска были далеки от совершенства. Петр I впервые ввел новый принцип формирования войск — рекрутский набор: солдаты полностью отрывались от мирной жизни и целиком отдавались военной службе. Обеспечение солдат полностью брало на себя государство, срок службы при этом не определялся. Армия четко разделялась на полки, батальоны, роты, создавалась жесткая система военной иерархии. Вводилась единая военная форма, на вооружение принимались единые образцы вооружения. Реформирование вооруженных сил дало свои результаты, о чем

свидетельствует победа в Северной войне. Четкая регламентация воинской жизни обусловила необходимость кодификации военных отраслей права. Возник Артикул воинский — кодекс военных преступлений, Краткое изображение процессов — Процессуальный кодекс военной юстиции, Воинский и Морской уставы.

Начало реформирования вооруженных сил касается второй половины XVII в. Уже тогда основываются первые рейтарские и солдатские полки новейшего строя из да­точных и «охочих» людей (т.е. добровольцев). Но их было еще относительно немного, и костяк вооруженных сил все еще собирало дворянское конное ополчение и стрелецкие полки. Хотя стрельцы и носили единообразную форму и вооружение, но денежное жалование, зарабатываемое ими, было незначительно. В главном они служили за дававшиеся им льготы по торговле и на занятие ремеслом, потому были привязаны к неизменным районам жительства. Стрелецкие полки ни по сво­ему общественному составу, ни по своей налаженности не могли предстать верной опорой дворянскому правительству. Не мог­ли они также и серьезно противостоять систематичным войскам за­падных стран, а, таким образом, быть довольно надежным средством решения внешнеполитических задач.

Потому Петр I, придя к власти в 1689 г., встретился с нуждой проведения решительной военной реформы и основания массовой регулярной армии. Ее основой стали два гвардейских полка: Преображен­ский и Семеновский. Эти полки, скомплектованные юными дворянами, стали в то же время школой офи­церских кадров для новой армии.

Сначала была произведена ставка на приглашение на русскую службу чужестранных офи­церов. Но поведение иностранцев в бою под Нарвой 1700 г., когда они во главе с главнокомандующим фон Круи перевелись на сторону шведов, принудило отречься от этой практики. Офицерские места стали замещаться главным образом русскими дворянами.

Рядовой состав вначале комплектовался из числа «охотников» (волонтеров) и даточных людей (крепост­ных, которых отнимали у помещиков). К 1705 г. совсем оформилась организация набора рекрутов. Их набирали по в единственном числе от всяких 20 крестьянских и посадских дворов раз в 5 лет или каждый год - по одному от 100 дворов. Таким образом, воцарилась новая повинность - рекрутская для крестьянства и по­садских людей. Хотя верхи посада - купцы, заводчики, фабри­канты, а также дети духовенства избавлялись от рекрутской повинности. После введения подушной подати и переписи мужского народонаселения податных сословий в 1723 г. система рек­рутского набора была изменена. Рекрутов стали набирать от количества мужских податных душ.

Вооруженные силы разделялись на полевую армию, которая заключалась из 52 пехотных (из них 5 гренадерских) и 33 кавалерий­ских полков, и гарнизонные войска. В состав пехотных и кава­лерийских полков подсоединялась артиллерия.

Регулярная армия держалась целиком за счет государ­ства, облачена была в единообразную казенную форму, вооружена типовым казенным оружием.

Общее число полевой армии к 1725 г. составляло 130 тыс. человек, в гарнизонных войсках, вызванных обеспечивать порядок внутри страны, насчитывалось 68 тыс. человек. Кроме этого, для охраны южных рубежей были созданы ландмилиция в составе нескольких конных иррегулярных полков совокупной численностью в 30 тыс. человек.

В то же время при Петре I был основан военно-морской флот. С покорением Прибалтики флот приобрел удобные неза­мерзающие порты. Для обороны новой столицы - Петербурга на острове Котлин создается мощная крепость - Крондштадт. В 1724 г. Балтийский флот России был самым сильным на Балти­ке. Он имел 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв и 85 га­лер, а также части морской пехоты.

Решительно модифицировалась система военного правления. Вме­сто бесчисленных директив, между каковыми ранее было разделено военное правление, Петр I создал военную коллегию и адмиралтейств-коллегию для наставления армией и военно-морским флотом. В итоге, военное управле­ние было строго централизовано.

Во второй половине XVIII в. армия передавалась на казар­менное содержание, т.е. стали в массовом масштабе основываться казармы, в которые вселялись войска. Армия, которая комплектовалась путем рекрутского найма, отображала общественную структуру общества. Солдаты, выходя из крепостной подневольности от помещика, делались крепостными державы, должные вечной службой, укороченной позже до 25 лет. Офицерский корпус был дворян­ский. Хотя русская армия и носила крепостнический нрав, она была все же национальной армией, чем остро различалась от армий ряда западных государств (Пруссии, Франции, Авст­рии), где армии комплектовались из наемников, заинтересо­ванных лишь в приобретении платы и грабеже.

Во второй половине XVIII в. была существенно увеличена ар­тиллерия в русской армии, перевооруженная шуваловскими длинными гаубицами.

Рассматривая преобразования Петра, исследователи концентрируют внимание на то, что, в главном, реформы были подчинены пристрастиям не отдельных сословий, а государства в целом: его преуспеванию, благополучию и присоединению к западноевропейской цивилизации.

Целью реформ стало обретение Россией образа одной из ведущих мировых держав, способной к соперничеству со странами Запада в военном и экономическом касательстве. Первостепенным инструментом проведения реформ было осмысленно используемое насилие, а основываемое в соответствии с новыми особыми и мировоззренческими теориями того времени держава приобретала милитаристские черты. Темпы реформ зависели от экстренности решения той или иной задачи, стоящей перед государством.

Реформы нередко носили случайный, незапланированный характер и проводились под воздействием обстоятельств. При этом одни преобразования часто вызывали необходимость других, ибо коренная ломка в одной области, как правило, требовала немедленного переустройства в другой или создания новых структур и учреждений. В целом, процесс реформирования страны был связан с внешним фактором – необходимостью выхода России к морям и с внутренним – процессом модернизации страны.

Так, петровские реформы привели в движение политические силы, которые впоследствии правительство не смогло контролировать. В целом, в Петре мы можем видеть перед собой единственный пример успешных и, в общем, до конца доведенных реформ в России, определивших её дальнейшее развитие почти на два столетия. Необходимо отметить, что цена преобразований была непомерна высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отчества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков.

Полицейские учреждения в России, созданные Петром I, наблюдали за порядком в общественных местах, заботились об освещении улиц в ночное время, вели борьбу с нарушениями, следили за соблюдением санитарных требований, выполняли функции и в других сферах, включая дела семейные.

Учреждение полиции явилось составным элементом реформы административно-управленческой системы. Начало созданию «регулярной» полиции положил Петр I, издав в 1718 г. указ об учреждении в новой столице - Петербурге должности генерал-полицмейстера. Полицейские функции в Российском государ­стве осуществлялись и ранее приказами, губными и земскими старостами, воеводами наряду с другими функциями (судебными, военными, финансовыми). Однако до петровских реформ не было специализированных полицейских органов.

Главными задачами созданной Петром I полиции стали борьба с уголовной преступностью и охрана общественного порядка, а также обеспечение санитарной (в том числе соблю­дение правил торговли съестными продуктами) и пожарной безопасности и т.д.

В обязанности полиции входили также борьба с нищенст­вом, проституцией, пьянством, азартными играми, контроль за соблюдением паспортного режима и ловля беглых и беспас­портных.

Однако роль полиции этим не ограничивалась. Она явилась для Петра I одним из важнейших инструментов преобразова­ний, ломки старых порядков и организации новой жизни. Не­даром полиция впервые была создана именно в Санкт-Петер­бурге. Основанная Петром I новая столица должна была стать образцом нововведений для всей России. Руководствуясь полу­чившими распространение в Европе идеями «просвещенного абсолютизма», российские императоры стремились во имя «общей пользы» поставить под контроль власти каждый шаг подданных, подчинить регламентам и инструкциям все сторо­ны их бытия, даже самые мелочные проявления общественной и личной жизни. Инструментом такого «тоталитарного» кон­троля в руках абсолютистского государства стала полиция. Отсюда чрезвычайно широкий круг ее задач. Полиция должна была даже контролировать домашние расходы (не допуская чрезмерной роскоши и расточительства) и воспитание детей. Наиболее полно задачи полиции определялись в Регламенте Главному магистрату 1721 г., в котором говорилось, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удоб­ности».

Учитывая сословную структуру феодального общества, где каждое сословие обладало наследственным правовым стату­сом, отличавшим его от иных сословий, полиция должна была следить, чтобы подданные вели предписанный каждому сосло­вию образ жизни и носили присвоенную каждому сословию одежду, прически и т.д. Не случайно абсолютизм получил в истории название «полицейского государства».

Характерной чертой возникновения русской полиции яв­лялся ее военизированный характер. На службу в полицию, как правило, переводились армейские офицеры. Низшие полицей­ские чины комплектовались из унтер-офицеров и солдат стар­ших возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но уже по возрасту и состоянию здоровья непригодных к службе в по­левых войсках. В помощь полиции (например, для поимки бег­лых солдат и крестьян, разбойных шаек и т.д.) нередко направ­лялись воинские команды. Учитывая сравнительную малочис­ленность полиции» к несению службы по охране общественно­го порядка привлекалось в порядке повинности местное насе­ление по одному человеку с каждых десяти дворов («десятские») и в качестве старшего над ними один человек с каждых ста дворов («сотский»). В городах этих привлеченных к несению охранной службы из местного населения людей в не­которых документах XVIII в. именовали квартальными пору­чиками.

При рассмотрении развития организационных форм поли­ции в XVIII в. обращает на себя внимание то, что первона­чально специальные полицейские органы были учреждены в столицах: Петербурге (1718 г.) и Москве (1721 г.), а затем в 1733 г. и в ряде других городов. В провинции специальные по­лицейские органы выделялись не сразу, а полицейские функции по-прежнему исполнялись органами местного управления. Это объяснялось тем, что подавляющее большинство крестьян на­ходилось в крепостной зависимости и подчинялось полицей­ской власти и суду помещиков. Однако после подавления кре­стьянского восстания под руководством Е.И. Пугачева при Екатерине II проводится губернская реформа 1775 г., в ходе которой создается и специальный полицейский аппарат в уез­дах (нижний земский суд), о котором уже шла речь выше.

Вслед за тем в 1782 г. была реформирована городская поли­ция: в городах учреждаются управы благочиния, принимается специальный Устав благочиния. Управу благочиния возглав­лял генерал-полицмейстер в Санкт-Петербурге и обер-полиц­мейстер в Москве, полицмейстер в губернском городе или го­родничий в уездном городе. Поскольку управа благочиния (так же, как и нижний земский суд в уезде) являлась не только по­лицейским, но и судебным органом по мелким уголовным и гражданским делам, то в ее состав входили два пристава (по уголовным и гражданским делам). Учитывая, что суд в фео­дальном обществе носил сословный характер, в состав управы благочиния включались также два ратмана, т.е. выборных представителя городского сословия.

Компетенция управ благочиния была расширена по сравне­нию с ранее существовавшими полицейскими органами. Им теперь вменялось в обязанность знать занятия и источники до­ходов всех жителей, не только постоянных, но и временно при­езжающих, а также контроль за общественными организация­ми, а также религиозными сектами и масонскими ложами, ко­торые могли образоваться только с разрешения полиции. Ак­тивизация в середине 80-х гг. масонских лож, связанных с зару­бежными организациями, привела к преследованиям и даже арестам наиболее активных их членов. Когда императорским Указом о вольных типографиях в 1783 г. частным лицам была разрешена издательская деятельность, то цензура в отношении книг и журналов также была возложена на Управы благочи­ния, т.е. на полицию. Характерно, что общая полиция была децентрализована, полицейские органы в губерниях всецело подчинялись губернаторам, а Генерал-полицмейстер фактиче­ски руководил лишь столичной петербургской полицией. Правда, в XVIII в. делались попытки превратить Генерал-полицмейстера в руководителя всей полиции империи, но они не имели успеха.

Политическая полиция, наоборот, была строго централизо­вана и подчинялась непосредственно царю.

Впервые в качестве специального органа политической по­лиции выступают при Петре I Преображенский приказ, распо­ложенный в Москве, и Тайная канцелярия в Петербурге.

2.Гражданское право в период буржуазных реформ 2-й половины Х1Х в. Источники, особенности.


В своде законов гражданские законы отразили некоторые элементы буржуазного права, хотя продолжали сохраняться феодальные права привилегии. Формулировки Свода законов отличались казуистичностью и неопределенностью, неуклюжестью терминологии.

Свод узаконил понятие собственность, определяя его как «власть в порядке, гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно». Регламентировались способы приобретения права собственности, а также ограничение права собственности: право участия общего (установленные для всех без изъятия) и право участия частного (установленные для конкретных лиц).

Всякое владение, даже незаконное, охранялось от насилия и самоуправства до тех пор, пока имущество не будет присуждено другому. Закон различал спор о владении от спора о праве собственности и обеспечивал неприкосновенность первого независимо от вопроса о втором.

Обязательственное право. В Своде имелся специальный раздел о составлении, совершении, исполнении и прекращении договоров. Устанавливалось, что цель договора не должна противоречить закону и общественному порядку. Договоры могли заключаться домашним, нотариальным, явочным или крепостным порядкам. Средствами обеспечения договоров являлись задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад.

Предусматривались следующие договоры: мена, купля-продажа, запродажа, наем имущества, подряд и поставка, заем и ссуда имущества, поклажа, товарищество, страхование, личный наем, доверенность. Различались договоры купли-продажи недвижимого и движимого имущества: продажа недвижимости совершалась нотариальным порядком.

Большое внимание уделялось договору товарищества. Указывались следующие виды товариществ: полное, на вере или по вкладам, по участкам или компании на акциях, трудовое. Единой формы для возникновения товарищества не существовало, кроме письменной формы требовалась регистрация, а для регистрации акционерных компаний — правительственное разрешение.

Наследственное право. К наследству могли призываться все кровные родственники без ограничения. Имеющие наследственное право родственники призывались к наследованию последовательно, в порядке кровного родства, ближайшая степень исключала дальнейшую. При этом устанавливалось наследование по праву представления.

Супруги наследовали друг после друга в размере «указной части» — 1/ 7 недвижимости и 1/14 движимости. Супруг мог завещать родовое имущество в пожизненное пользование другому супругу, при этом последний лишался «указной части».

Устанавливались завещания двух видов: нотариальное и домашнее. Также предусматривались завещания, составленные при исключительных обстоятельствах: военно-походные, морские, заграничные и т. п. Не признавались действительными завещания безумных, сумасшедших самоубийц, завещания несовершеннолетних и лиц, лишенных по суду всех прав состояния.

3.Задача.


В августе 1917 г. военно-революционный суд рассматривал дело по обвинению солдата Сидорова, который оскорбительно высказывался об отдельных членах буржуазного Временного правительства. Командир дивизии требовал применить к Сидорову смертную казнь. Основывается ли это требование на законе? Правомерно ли рассмотрение этого дела военно-революционным судом?

Важным источником предписаний, касающихся системы наказаний и их исполнения, стали воинские артикулы 1715 г. – произведенная Петром Первым при его непоредственном участии первая систематизация уголовно-правовых норм России. Артикулы предусматривали более суровые наказания и способы их исполнения, развивая идеи Соборного уложения о мести преступнику и об устрашении населения. Расширилось применение смертной казни и других наказаний.

19 августа 1906 года Совет Министров России принял "Положение об учреждении военно-полевых судов". Они вводились в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. Учредителями судов были генерал-губернаторы и главнокомандующие. Процесс проходил при закрытых дверях и в течение не более двух суток. Приговор был окончательным и приводился в исполнение не позже суток. Суду могли быть подвергнуты и гражданские лица.

Принятие положение о военно-полевых судах было вызвано прошедшим декабрьским восстанием 1905 года для усиления органов власти. В компетенцию военно-полевого суда входили дела, по которым преступное деяние являлось на столько очевидным, что нет надобности в его расследовании.

В феврале 1906 года было издано "Мнение Государственного совета об установлении уголовной ответственности за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц". Объективная сторона этих преступлений этих преступлений заключалась в распространении сведений, "возбуждающих в населении враждебное к ним (правовым установлениям и должностным лицам) отношение; "возбуждающих общественную тревогу слухами о правительственных распоряжениях, общественных бедствиях"; "возбуждающих вражду между классами населения, между сословиями, хозяевами и рабочими".

6 августа 1914 года Австрия объявляет войну России, в результате чего начинается мобилизация военнообязанных в армию. Россия, по сути, перешла на военное положение, которое не было отменено даже при Временном правительстве.

12 июля 1917 года Временное правительство приняло постановление "О введении смертной казни на фронте и об учреждении "военно-революционных" судов". В постановлении оговаривались преступления, за которые "военно-революционный" суд назначал смертную казнь, а именно за:


  • военную и государственную измену;

  • побег к неприятелю;

  • бегство с поля сражения;

  • самовольное оставление своего места во время боя и уклонение от участия в бою;

  • подговор, подстрекательство или возбуждение к сдаче, бегству или уклонению от сопротивления противнику;

  • сдачу в плен без сопротивления;

  • самовольную отлучку с караула в виду неприятеля;

  • насильственные действия против начальников из офицеров и из солдат;

  • сопротивление исполнению боевых приказаний и распоряжений начальника, явное восстание и подстрекательство к ним;

  • нападение на часового или военный караул, вооруженное им сопротивление и умышленное убийство часового;

  • умышленное убийство, изнасилование, разбой и грабеж лишь в войсковом районе армий.

Стоит отметить, что "военно-революционный" суд мог рассматривать дела только по вышеуказанным преступлениям.

Исходя из выше перечисленных документов вопрос о правомерности рассмотрения дела Сидорова в военно-полевом суде и о требовании командира дивизии, применить к солдату Сидорову смертную казнь решается следующим образом:



  1. Во-первых, преступления и правонарушения, совершенные в военное время военнослужащим, рассматриваются только военно-полевым судом, если они не относятся к преступлениям, перечисленным в постановлении Временного правительства "О введении смертной казни на фронте и об учреждении "военно-революционных" судов". А оскорбление членов Временного правительства к таким преступлениям не относиться.

  2. Во-вторых, командир дивизии не вправе требовать смертную казнь, т.к. оскорбление членов Временного правительства не является преступлением, за которое можно назначить смертную казнь.


Заключение


Реформы положили начало модернизации и европеизации страны, ликвидировали последние элементы сословно-представительной монархии:

  • Возникла система центральной и местной власти – централизованная, унифицированная, с жесточайшей регламентацией;

  • Новая система обеспечивала вмешательство государства в экономику, науку, просвещение, благотворительность и воспитание;

  • Расширилась социальная база служилого дворянства;

  • Система способствовала укреплению абсолютной монархии;

  • Негативные черты созданного бюрократического аппарата: консерватизм, косность, казнокрадство, волокита, взяточничество;

  • Государственный контроль и доносительство – обязательные элементы системы;

  • Милитаризация государственного аппарата (армия сочетает свои прямые обязанности с финансовыми и полицейскими);

  • Возникло военно-полицейское абсолютистское государство.


Список литературы


  1. Анисимов Е. В. Рождение империи // кн. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки Буганов В.И. Петр Великий и его время/ отв. ред. А. А. Новосильцев, М.: Наука, 2004

  2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России ХVII - ХIХв. Учебник для 10 кл. под ред. А. Н. Сахорова - М.: Просвещение. 2005

  3. Валишевский Казимир Петр Великий: Исторический очерк в 3-х частях: ч-1 Воспитание; ч-2 Личность; ч-3 Дело--М.:СП «КВАДРАТ» 2003

  4. Заичкин И.А. Почкарев И.Н. Русская история IХ-ХVIII. популярный очерк/ ред.: А. А. Преображенский - М.: Мысль 2002

  5. История России - М.: 2008

  6. Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра I.:М.: Планета. 2001