1. Социально-экономическая и общественно-политическая обстановка в Чувашской Республике - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Социально-экономическое развитие СССР и общественно-политическая... 1 354.87kb.
Билет № Киевская Русь: политическая, социально-экономическая и культурное... 5 1562.85kb.
А. Д. Осмаев Общественно-политическая ситуация в Чеченской республике... 1 238.72kb.
Французская реформация XVI века 1 386.19kb.
Закон чувашской республики о создании должностей мировых судей и... 2 599.61kb.
Дипломная работа Испано-американские отношения накануне и во время... 6 1034.14kb.
Закон чувашской республики о совмещении выборов и продлении сроков... 1 16.09kb.
Рабочая программа учебной дисциплины американская общественно-политическая... 1 308.31kb.
Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления... 1 152.49kb.
«1941» Грачёв Андрей Валерьевич 1 98.6kb.
Программа единого информационного дня в Яльчикском районе 20 мая... 1 25.92kb.
Наркоконтроль 2 472.93kb.
- 4 1234.94kb.
1. Социально-экономическая и общественно-политическая обстановка в Чувашской Республике - страница №1/3
















1. Социально-экономическая и общественно-политическая обстановка в Чувашской Республике
Чувашская Республика расположена в центре Европейской части России на правобережье р. Волги. Чебоксары восточнее Москвы на 650 км. На западе Чувашии Нижегородская область, на севере – Республика Марий Эл, на востоке – Республика Татарстан, на юге – Ульяновская область, на юго-западе – Республика Мордовия. Занимаемая площадь составляет 18,3 тыс. кв. км.

Республика является крупным транспортным узлом, в котором пересекаются железнодорожные, водные и автомобильные магистрали.

Чебоксары имеют устойчивое автомобильное сообщение со всеми административными районами республики.

В республике 21 сельский район и 9 городов, в том числе 5 – республиканского подчинения, 4 – районного; 8 поселков городского типа, около 1700 сельских населенных пунктов.

В Чувашии много старинных городов. Самый древний из них – Чебоксары (впервые упомянут в летописи в 1469 г.), который расположен на площади 21,1 тысячи га. Несколько позже основаны Алатырь (1552 г.), Цивильск (1589 г.), Ядрин (1590 г.) и Мариинский Посад (1856г.).

Численность постоянного населения Чувашской Республики на


1 января 2010 года составила 1278,4 тыс. человек, в том числе проживающих в городах – 741,8 тыс. человек (58,0%), в сельской местности – 536,6 тыс. человек (42,0%). За год численность жителей республики уменьшилась на 1007 человек (на 0,1%). Сокращение численности населения произошло из-за естественной убыли населения (1389 человек). Миграционный прирост населения компенсировал естественную убыль населения на 27,5%.

Почти три четверти городского населения (71,8%) проживает в городах Чебоксары и Новочебоксарск.

Плотность населения Чувашии 71 человек на 1 кв. км. Это один из самых высоких показателей в России (в среднем по России – 8,3 человека на кв. км, в Приволжском федеральном округе – 29,8).

Одной из особенностей структуры населения Чувашской Республики является многонациональность. За многие годы в Чувашии не было ни одного межэтнического конфликта. В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% – ислама, 1% – протестантизма, 1% – других религий.

В Чувашской Республике зарегистрировано 13 региональных отделений политических партий. Общественно-политическая ситуация в республике также остается стабильной.

Основная часть работающего населения сосредоточена в таких отраслях экономики, как: обрабатывающие производства – 115 тыс. чел., образование – 56 тыс. чел., сельское хозяйство – 40 тыс. чел., здравоохранение и социальное обеспечение – 38 тыс. чел. Около 102 тыс. чел. приходится на субъекты малого предпринимательства.

Агропромышленный комплекс является одним из крупнейших и важнейших секторов экономики Чувашской Республики. В сельском хозяйстве создается 13% валового регионального продукта, сосредоточено более 12% основных производственных фондов.

Современный промышленный комплекс республики включает свыше 360 крупных и средних предприятий и более 750 предприятий малого бизнеса. Промышленные предприятия сконцентрированы в основном в городах республиканского значения. В них выпускаются электрические аппараты, электронные приборы и автоматы. Имеются 2 крупнейших химических предприятия, завод по выпуску промышленных тракторов. Республика является крупным производителем электроэнергии.

Социально-экономическое положение Чувашской Республики в течение текущего года характеризовалось повышением уровня жизни населения, значительным ростом объемов промышленного производства, инвестиций в основной капитал, жилищного строительства, работ, выполненных по договорам строительного подряда, розничной торговли и внешнеторгового оборота.

Общий оборот розничной торговли во всех каналах реализации (с учётом экспертной оценки объема неорганизованного ввоза и продажи товаров на рынках и ярмарках) составил 18116,5 млн. рублей, в том числе оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары вне рынка, – 15546,2 млн. рублей, или 85,8 от общего оборота розничной торговли.

В отчётном периоде населению республики оказано платных услуг на 6397,2 млн. рублей, в том числе организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства – на 4496,7 млн. рублей (70,3% от общего объема реализации платных услуг) и субъектами малого предпринимательства – на 1900,5 млн. рублей (29,7%).

В Чувашской Республике построено 562 квартиры общей площадью 50,4 тыс. кв. метров. Фактическая стоимость нового строительства для застройщика отдельно стоящих жилых домов квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений (без индивидуальных жилых домов, построенных населением за свой счёт и с помощью кредитов) составила 429442 тыс. рублей.


2. Анализ динамики въезда, выезда и пребывания

на территории региона иностранных граждан

и лиц без гражданства

Миграционная ситуация в Российской Федерации находится в настоящее время в центре внимания и в госструктурах, и в общественных кругах, и среди представителей различных социальных институтов, а также средств массовой информации.

Приток иностранных работников в Чувашскую Республику должен быть чётко организован, а его порядок удобен и эффективен как для потенциальных работников и работодателей, выступающих участниками трудовых отношений, так и властных контролирующих органов. С начала года усилия территориальных подразделений УФМС России по Чувашской Республике были сосредоточены на формировании оптимальной миграционной ситуации.

УФМС России по Чувашской Республике налажено взаимодействие с постом пограничного контроля «Чебоксары-аэропорт» отряда пограничного контроля «Поволжье» Пограничного управления ФСБ России по Саратовской и Самарской областям, составлен план мероприятий по осуществлению совместной деятельности по контролю за въездом, пребыванием, проживанием и выездом иностранных граждан и лиц без гражданства. Целью сотрудничества являются согласованные действия при осуществлении организационных и практических мероприятий по обеспечению безопасности Российской Федерации и защите её интересов в пунктах пропуска через государственную границу.

Всего за отчётный период на территорию республики в пункте пропуска через государственную границу въехало 12 иностранных граждан (граждане Италии – 4, Украины – 1, Турции – 6, Дании – 1), выехало – 23 (граждане Италии – 4, Германии – 1, Молдовы – 1, Турции – 6, Дании – 1, Украины – 1, Казахстана – 7, Австрии – 2).

В целях статистического наблюдения за миграционными процессами органами миграционной службы предусмотрено направление в органы государственной статистики информации о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учёт по месту пребывания. Своевременное и качественное предоставление листков позволяет отслеживать прибывших лиц.

Основным направлением миграции из государств Средней Азии и СНГ на территорию республики остаются железнодорожные станции «Чебоксары», «Канаш» и «Шумерля».

Количество поставленных на миграционный учёт иностранных граждан и лиц без гражданства снизилось на 0,4% (с 9555 до 9520). Наибольшее количество лиц, поставленных на миграционный учёт, наблюдается в Калининском (23,9%), Ленинском (20,6%), Московском (13,7%) районах г. Чебоксары, г. Новочебоксарск (5,7%), Чебоксарском (5,3%), Алатырском (4,3%), Шумерлинском (3,7%) районах и г. Канаш (по 3,6%), Цивильском районе (2,6%) (рис. 1).





Рис.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, поставленные

на миграционный учёт
Основную долю мигрантов, находящихся на территории республики, составляют граждане государств-участников СНГ.

Местами наибольшего скопления мигрантов на территории республики являются розничные рынки и строительные объекты. Большая часть из них проживает в частном жилом секторе.

Основная доля поставленных на учёт по месту пребывания – это иностранные граждане, прибывшие с частными целями (56,4%), с целью осуществления трудовой деятельности (13,6%), с целью осуществления деловых поездок (13,4%), с туристическими целями (11,8%), в гуманитарных целях (1,6%), в целях обучения (1,3%) и другие (1,6%) (рис. 2).



Рис.2. Иностранные граждане, поставленные на учёт по целям пребывания

Основная доля поставленных на учёт по месту пребывания – это иностранные граждане, прибывшие из Узбекистана (13,7%), Казахстана (12,8%), Украины (12,2%), Таджикистана (7,1%), Германии (6,9%), Азербайджана (6,7%), Молдовы (4,4%), Беларусь (3,7%), Армении (3,0%), Италия(2,3), США (2,2%), КНДР и Латвия (2,0%), Турция (1,6%), Литва (1,5%), Киргизия (1,3%), Китай (1,1%), Нидерланды, Эстония (1,0%) и другие (14,4%) (рис. 3).



Рис.3. Иностранные граждане, поставленные на миграционный учёт

по месту пребывания (по странам)
К другим странам относятся: Швеция, Франция, Япония и Чехия (0,9%), Индия, Испания, Великобритания (0,8%), Бельгия и Швейцария (0,6%), Польша, ЛБГ и Туркмения (0,5%), Грузия, Израиль и Австрия (0,4%), Канада, Ливан, Финляндия, Египет, Болгария (0,3%), Португалия, Сирия, Сербия, Дания, Греция, Норвегия, Вьетнам, Венгрия (0,2%), Австралия, Венесуэла, Иордания, Бангладеш, Таиланд, Афганистан, Румыния, Словения, Кипр и Ангола (0,1%).

Продолжается работа по формированию государственной информационной системы миграционного учёта (ГИСМУ). Важнейшим звеном данной системы является Центральный банк данных по учёту иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации. В целях создания указанной базы данных во всех территориальных подразделениях УФМС России по Чувашской Республике ведётся внесение в государственную информационную систему миграционного учёта сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан по месту пребывания, об оформленных приглашениях на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан, виз, разрешений на временное проживание, видов на жительство.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона Российской Федерации № 109-2006 г. информация о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учёт по месту пребывания территориальными подразделениями УФМС России по Чувашской Республике предоставляются в соответствующие территориальные налоговые органы.

На учёте в УФМС России по Чувашской Республике в качестве приглашающих организаций состоит 81 юридическое лицо (АППГ – 98), количество оформленных приглашений иностранным гражданам снизилось на 0,5% (с 737 до 733). В основном на территорию республики прибыли граждане Гернси (70), Республика Корея (61), Никарагуа (35), Тунис (33), Туркмения (32), Словения (31), Гуам (30), Йемен (28), Фолклендские острова (27), Индия (26), Швейцария и Венгрия (24), Замбия и Сингапур (20), КНДР (17), Лихтенштейн (16), Индонезия (15), Ливийская Арабская Джамахирия (14), Бенин и Боливия (по 11), Австрия, Австралия и Ангола (по 10) и другие.

Оформленных виз на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства увеличилось на 77,4% (с 195 до 346), из них 48,8% составляют учебные визы, 34,7% – рабочие, 3,2% – транзитные. Все визы оформлены в установленные сроки.

На 35,9% (с 1057 до 678) уменьшилось количество оформленных разрешений на временное проживание. Основными странами, получившими разрешение на временное проживание, являются Сьерра-Леоне (224), Уганда (172), Узбекистан (80), Азербайджан (66), Аруба (65) и Монако (23).

По состоянию на 1 октября т.г. на территории республики по разрешению на временное проживание проживают 1465 иностранных граждан, в том числе 21 лицо без гражданства. В связи с нарушениями правил пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации аннулировано 33 разрешения на временное проживание (п.п. 3, 7, 10, 11, 14 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ). Отказано в выдаче разрешений на временное проживание 26 иностранным гражданам.

Количество выданных видов на жительство возросло в 5,4 раза (с 13 до 70). Основными странами исхода являются Узбекистан (23), Япония (13), Азербайджан (9), Уганда (6), Туркмения и Аруба (по 3), Сингапур (2), Каймановы острова, Сьерра-Леоне, Иран, Италия, Словения, Багамы, Барбадос, Венгрия, Монако, Сент-Люсия и Тунис (по 1). По состоянию на 1 октября т.г. на территории республики по виду на жительство проживают 178 иностранных граждан.

Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, ставших гражданами Российской Федерации, за отчётный период снизилось на 80,3% (с 859 до 169), в том числе в упрощенном порядке – на 85,7 (с 720 до 103), в соответствии с международными соглашениями – на 68,1 (с 138 до 44). Нарушений сроков рассмотрения заявлений не допущено (рис. 4).


Рис.4. Приобретение гражданства РФ
В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации № 12 П-1996 г. гражданами Российской Федерации признано 6 человек (АППГ – 20).

Оформленных наличие гражданства Российской Федерации детям, родившимся до вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ, снизилось на 13,0%


(с 1910 до 1662).

Для удостоверения наличия у ребенка гражданства Российской Федерации внесено на 4,6% больше записей в паспорта родителей и проставлено отметок в свидетельствах о рождении детей.

По данным мониторинга, основную массу приобретших гражданство Российской Федерации составили граждане Армении (26), Таджикистана (14), Азербайджана (13), Узбекистана и Украины (по 9), Казахстана (5), Грузии, Киргизии, Республики Молдовы (по 3), Афганистана, Германии, Италии, Беларусь (по 2) и др. (рис. 5).

Граждан, прекративших гражданство Российской Федерации, не имеется.




Рис.5. Иностранные граждане, приобретшие гражданство РФ (по странам).
В связи с негативными процессами, происходящими в экономике, наблюдается спад численности иностранных граждан, въезжающих в республику с целью осуществления временной трудовой деятельности.

В условиях необходимости обеспечения приоритетности трудоустройства российских граждан квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в 2010 году сокращена для республики в 3 раза и составляет 750 (АППГ – 2490) разрешений на работу. Процент использования квот по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам составил 54,8% (АППГ – 25,2%).

По состоянию на 1 октября т.г. в республике 311 хозяйствующими субъектами используется труд 806 (АППГ – 641) иностранных работников, получивших разрешение на работу, что составляет 0,1% от общей численности занятого населения республики.

Из 806 иностранных работников 656 въехали в Россию в безвизовом порядке, также работодателями привлекались 150 временных трудовых мигрантов из стран с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию.

Хозяйствующим субъектам выдано 20 (АППГ – 16, +25,0%) разрешений на привлечение и использование иностранных работников, для приглашения специалистов из стран с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию.

Большая часть иностранных работников – 39,8%, занята в промышленном производстве, 22,2% – в оптовой и розничной торговле, 19,9% – в строительстве, 9,5% – в сельском и лесном хозяйстве, 2,6% – на транспорте, 2,3% – в экономической и финансовой деятельности, 2,0% – в сфере услуг, 1,6% – в науке и образовании, 8,9% – в иных сферах (рис. 6).


Рис.6. Использование иностранной рабочей силы по сферам деятельности
Следует отметить, что абсолютное большинство иностранных работников, привлекаемых работодателями, – это граждане государств-участников СНГ. Из общей численности иностранных работников 39,3% составляют граждане Узбекистана. В республике использовался также труд иностранных работников из Таджикистана (18,2%), Армении (6,9%), Азербайджана (6,8%), Украины (6,8%), Молдовы (2,2%), Кыргызстана, Казахстана и Туркмении (по 0,2%), КНДР (13,8%) и других государств (5,1%) (рис. 7).



Рис.7. Основные страны исхода иностранной рабочей силы
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года незначительные изменения претерпели показатели занятости иностранных работников по видам экономической деятельности. Как и в истекшем году, наибольший процент иностранной рабочей силы трудоустроен на системообразующих предприятиях Холдинговой компании «Тракторные заводы», таких как ООО «Промтрактор-Промлит» и ОАО «Чебоксарский агрегатный завод». По состоянию на 1 октября т.г. на этих предприятиях работают 111 (АППГ – 66, +40,5%) иностранных работников.

Еженедельный мониторинг в сфере использования иностранной рабочей силы, проводимый совместно с Минэкономразвития Чувашии, Госслужбой занятости Чувашии, показывает, что средняя численность безработных иностранных граждан, находящихся на территории Чувашии, не выехавших по истечению срока постановки на миграционный учёт по месту постоянного жительства, составляет не более 10-15 человек.

За период мониторинга с 31 октября 2008 года от работодателей получено 1251 уведомление о расторжении трудовых отношений с иностранными гражданами, из них по собственному желанию (п. 3 ст. 77 ТК РФ) – 809, по соглашению сторон (п. 1 ст. 77 ТК РФ) – 303, перевод с согласия работника (п. 5 ст. 77 ТК РФ) – 1, за прогулы (п. 6 ст. 81 ТК РФ) – 66, по окончанию срока трудового договора – 70, по сокращению – 2.

Всего с начала года поступило 268 уведомлений от работодателей о расторжении трудовых отношений с иностранными работниками.

В соответствии с требованиями Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с досрочным расторжением трудовых договоров и выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, за нарушение трудового законодательства, несвоевременное предоставление справок о медицинском освидетельствовании аннулировано 150 (АППГ – 329,
-54,4%) разрешений на работу, выданных иностранным работникам.

Ходатайств о признании беженцем, заявлений о предоставлении политического и временного убежища, предоставлении статуса беженца, временного и политического убежища за отчётный период не зарегистрировано.

Вместе с тем, остаются актуальными вопросы организации более тесного взаимодействия Управления с другими заинтересованными органами по вопросам обмена информацией, формируемой при осуществлении надзорно-контрольных полномочий; осуществления совместных проверок в сфере использования иностранной рабочей силы, пресечения и профилактики правонарушений в сфере миграции и регулирования трудовых отношений работодателя с иностранными работниками; по обеспечению базового уровня защиты прав и законных интересов трудовых мигрантов.

Совместно с Государственной инспекцией труда разработан и реализуется план совместных проверок работодателей, использующих труд иностранных рабочих, по контролю за соблюдением требований миграционного законодательства Российской Федерации в части привлечения и использования иностранной рабочей силы, обеспечения режима пребывания и проживания иностранных граждан, также трудового законодательства Российской Федерации.

В результате совместных усилий правоохранительных, контролирующих органов, работы Ситуационного центра МВД по Чувашии и УФМС России по Чувашской Республике, администраций хозяйствующих субъектов удалось предотвратить осложнение ситуации в сфере привлечения иностранной рабочей силы, не допустить массового, неконтролируемого сокращения и увольнения иностранных работников; наладить миграционный учёт и контроль за движением основных потоков трудовых мигрантов.

В целом иностранная рабочая сила, привлекаемая в республику, не оказывает существенного влияния на местный рынок труда. Большая часть иностранной рабочей силы используется хозяйствующими субъектами по рабочим профессиям с тяжелыми условиями труда, а также неквалифицированным специальностям, непривлекательным для местного населения.

Высококвалифицированные иностранные специалисты привлекаются, в основном, из стран дальнего зарубежья по приглашениям предприятий для работы в качестве руководителей и инженерно-технического персонала предприятий. Их численность в профессионально-квалификационной структуре иностранной рабочей силы не превышает сегодня 2,5% от общей численности привлекаемых иностранных работников.



следующая страница >>