1. Распад родовых отношений у восточных славян (IV –ix вв.). Формирование государственной территории - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
1. Распад родовых отношений у восточных славян (IV –ix вв.). Формирование государственной - страница №1/6

1. Распад родовых отношений у восточных славян (IV IX вв.). Формирование государственной территории

Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами. Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом; при этом в ходе постояиных хозяйственных и прочих контактов значительная часть местного населения ославянивалась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями — скотоводческими народами, кочевавшими в степях. В начале VII в. союз антов, состоявший в основном из земледельческих славянских племен, был разгромлен в Северном Причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же VII в. другие кочевники — хазары создали здесь сильное государство Хазарский каганат, расположившийся на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать господство хазар и платить им дань.

Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII в. в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза словен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. Наконец, на глухой восточной окраине, в покрытом лесами междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей и вятичей.

Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. Затем участок забрасывали. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной системе, когда приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла общественная и хозяйственная организация славян. Она носила общинный характер. Именно из отдельных общин складывались племена, которые затем создавали грандиозные союзы. В V—VII вв. еще господствовала родовая община. Все члены ее были связаны кровным родством. Собственность на средства производства — землю, рабочий скот, инвентарь — и само производство носили коллективный характер; распределение же было уравнительным. Однако по мере того как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере того как росла производительность земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность; земля же, хотя и оставалась в коллективном владении всей общины, делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.

Подобные перемены постепенно приводили к имущественному неравенству; оформлялся слой богатых, знатных людей. Важную роль в этом процессе играли и войны, особенно походы на владения богатой Византии, которые в случае удачи приносили огромную добычу, распределявшуюся далеко не равномерно. Поначалу в таких походах участвует ополчение, включавшее в себя большую часть мужчин племени, постепенно его заменяет дружина — группа отборных воинов-профессионалов, постоянных боевых соратников племенного вождя, который все в большей степени превращается в князя — руководителя этой дружины. Дружина используется племенной верхушкой и для поддержания порядка в своем собственном племени, т.е. принимает на себя функции государства. Таким образом, в VII—VIII вв. восточные славяне переживают очень медленный, но последовательный процесс становления классового общества и зарождения государства

2. Становление Киевской Руси (1Х - Х вв.). Основные направления деятельности первых киевских князей.

Древнерусское государство образовалось в результате распада родоплеменных связей и развития нового способа производства. Оно складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения. Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879).

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. Немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали теорию скандинавского происхождения «Руси». М.В.Ломоносов, отрицая варяжское происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» гипотеза возникновения названия Русь была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющий Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитиче-ское образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Лобечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян -Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царырад (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности города и вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договоры с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил поход на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союзе с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г, при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила, за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования древнерусского государства стали города Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь
3. Киевская Русь при Владимире 1 и Ярославе Мудром. Древнерусское общество в «Русской Правде».

Владимир I. После гибели Святослава великим киевским князем стал его старший сын Ярополк (972—980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир, родившийся от его рабыни Малуши, ключницы княгини Ольги (сестры Добрыни), получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.

Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.

При Владимире I (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец /и другие былинные богатыри.

В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство.



Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти киевский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015—1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя безвинно были убиты братья — любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил прозвище Окаянный.

Против Святополка Окаянного выступил его брат Ярослав, княживший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать «Святошку Окаянного» — зятя польского короля Болеслава Храброго — из Киева, в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г., после успешного похода на прибалтийскую чудь, Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Яро славе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона—русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно византийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, вьполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торжественную запись «об успении (смерти.—Авт.) царя нашего».

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русский, которая ведома и слышима во всех концах земли».



«Русская Правда». Традиция связывает составление «Русской Правды» с именем Ярослава Мудрого. Это сложный юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права (неписаных правил, сложившихся в результате неоднократного, традиционного их применения) и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. Хотя «Русская Правда» приписывается Ярославу Мудрому, многие ее статьи и разделы были приняты позже, уже после его смерти. Ярославу принадлежат только первые 17 статей «Русской Правды» («Древнейшая Правда» или «Правда Ярослава»). |

«Правда Ярослава» ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Это говорит о том, что нормы первобытного строя существовали при Ярославе Мудром уже как пережитки. Законы Ярослава разбирали споры между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские.


20. Социально-экономическая политика Петра 1.

В сфере социально-экономических отношений резко возросла роль государства, которое активно вмешивалось в промышленность, торговлю, социальные отношения. Государство всячески стимулировало развитие мануфактурного производства, обеспечивавшего нужды армии. На Урале стали выплавлять железо. Возникло собственное кораблестроение, производство вооружения, одежды, обуви для армии. По существу возник военно-промышленный комплекс (сам этот термин появился во второй половине XX в.). На мануфактурах использовался труд крепостных крестьян, которых «приписывали» целыми деревнями к промышленным предприятиям. Интересы отечественного купечества государство защищало высокими таможенными пошлинами на импортные (ввозимые) товары, проводило политику протекционизма и меркантилизма (накопления в стране золота и серебра за счет активного торгового баланса).

Петр ликвидировал разницу между боярством и дворянством. Поместья были приравнены к вотчинам, могли передаваться по наследству как полная частная собственность. Имение мог получить только один наследник. Остальные были обязаны поступать на государственную службу. Из сыновей белого духовенства лишь один мог наследовать приход и должность после отца. Остальные должны были поступать на службу или записывались в рекруты, в государственные крестьяне. На основании проведенной переписи была введена подушная подать. Налог в денежной форме стал собираться не с крестьянского двора, а с мужской души крестьянина или посадского человека. При этом облагались все лица мужского пола от новорожденного до глубокого старика. Переписи населения (ревизии) проводились один раз в десять лет и были основой для налогообложения. В крепостное состояние переводились: дети отставных солдат, если эти солдаты были взяты ранее в рекруты из данного помещичьего имения; «незаконнорожденные»; не имевшие определенного места жительства и занятий; купленные люди «из инородцев»; участники бунтов. Петр I начал раздачу земель с крестьянами за «особые заслуги». За XVIII в. было роздано больше 2 млн душ обоего пола.

4. Принятие христианства в Киевской Руси.

В 988 г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей — старший брат апостола Петра — отправился в Скифию. Как свидетельствует «"Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) — центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства — отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

«Божий слуга» — государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви-«десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось преж ним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер - печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным
5. Упадок и «распадение» Киевского государства. Появление самостоятельных княжеств.

Во второй половине 11 в. на Руси все отчетливее проявляются признаки усиления феодальной раздробленности.

Князь Ярослав Мудрый обрел отеческий престол в жесточайшей междоусобной борьбе. Памятуя об этом, он оставил завещание, в котором четко определил на следственные права своих сыновей- Всю русскую землю он поделил на пять «уездов» и определил, кому из братьев в каком княжить. Братья Ярославичи (Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь, Вячеслав) два десятилетия совместно боролись против нашествий и сохраняли единство русской земли.

Однако в 1073 г. Святослав изгнал из Киева своего брата Изяслава, решив стать единоличным правителем. Изяслав, потеряв свои владения, долго скитался и смог вернуться на Русь только после смврти Святослава в 1076 г. С этого времени нача лась кровопролитная борьба за власть.

В основе кровавых смут лежало несовершенство созданной Ярославом удельной системы, которая не могла удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было четкого порядка в распределении уделов и наследовании. По старинному обычаю наследовать княжение должен был старший в роде. Но пришедшее с принятием христианства византийское право признавало наследование только прямыми потомками. Противоречивость наследственных прав, неопределенность границ уделов порождали все новые междоусобицы.

Кровавые распри усугублялись непрерывными набегами половцев, которые умело использовали разобщенность русских князей. Иные князья брали половцев в союзники и приводили их на Русь.

В 1097 г по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, сына Всеволода Ярославовича в Любече состоялся съезд князей. На нем для прекращения междоусобиц было решено установить новый порядок организации власти на Руси. В соответствии с новым принципом каждое княжество становилось наследственной собственностью местного княжеского рода.

Принятый закон стал основной причиной феодальной раздробленности и разрушил целостность древнерусского государства Он стал поворотным, так как про изошел перелом в распределении земельной собственности на Руси.

Пагубная ошибка в законотворчестве дала о себе знать не сразу. Необходимость совместной борьбы против половце, сильная власть и патриотизм Владимира Мономаха (1113-1125) на время отодвинули неизбежное. Его дело продолжил сын Мстислав Великий (1125-1132). однако с 1132 г. прежние уезды, став наследственными «отчинами», постепенно превращались в самостоятельные княжества.

В середине 12 в. междоусобицы достигли невиданной остроты, число их участников возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств, в последующем столетии - 50, а в годы правления Ивана Калиты -250. Многие историки считают одной из причин, лежащих в основе этих событий, многодетность княжеских семей (раздавая земли по наследству, они умножали количество княжеств).

Наиболее крупными государственными образованиями были:

Киевское княжество (несмотря на утрату общерусского статуса, борьба за его обладание продолжалась до нашествия монголо-татар);

Владимиро-Суздальское княжество (в 12-13 вв. начался экономический подъем, возникли города Владимир, Дмитров, Переяславль-Залесскии, Городец, Кострома, Тверь, Нижний Новгород);

Черниговское и Смоленское княжества (важнейшие торговые пути в верховья Волги и Днепра);

Галицко-Волынское княжество (Находилось в междуречье Буга и Днестра, очаг пашенной землевладельческой культуры);

Полоцко-Минская земля (имела угодное расположение на перекрестке торговых путей).

Феодальная раздробленность характерна для истории многих государств Средневековья. Уникальность и тяжелые последствия для Древнерусского государства заключались в ее продолжительности - около 3,5 столетии.

6. Батыево нашествие. Русь под ордынским владычеством.

В начале 13 в. в степях Центральной Азии монголо-татары образовали военно-феодальную державу. Это было объединение десятков кочевых племен.

В 1206 г. великим ханом (Чингисханом) был провозглашен Темучин. Ими были организованы опустошительные походы.

Угроза монгольского завоевания нависла над половцами, которые обратились за помощью к русским князьям, предупреждая их о грозящей опасности.

В условиях феодальной раздробленности далеко на все князья поддержали половцев. Объединенная русско-половецкая рать приняла сражение с основными силами монголов 31 мая 1223 г. на реке Калке. Сражение завершилось полной победой монголо-татар.

После сражения на Русь вернулась лишь десятая часть ратников. Причиной поражения русских стало полное отсутствие общего командования.

Спустя 13 лет, войско монголо-татар, которое возглавлял внук Чингисхана Батый, разгромив Волжскую Болгарию, начало завоевание Руси.

В 1236 г. Батый вторгся на территорию Северо-Восточной Руси. Первой жертвой его нашествия стало Рязанское княжество. В условиях раздробленности каждое княжество оборонялось своими силами. Вслед за Рязанским войско Батыя завоевало Владимиро-Суздальское и Смоленское княжества.

В 1239-1240 гг. Батый совершил второй поход на Русь. Под удар попали юго-западные княжества. Не встретив организованного сопротивления, он покорил Черниговское, Переяславское и Галицинско-Волынское княжества.

После нашествия на Европу в 1242 г. Батый создал мощное государство - Золотую Орду, со столицей Сарай на Нижней Волге. На Руси было установлено монголо-татарское иго. Монголы сохранили на захваченных землях прежнюю систему государственного устройства и общественных отношений, но установили над ними контроль. Ханы орды стали выдавать разрешения (ярлыки) на великое княжение на Руси. Для сбора дани монголо-татары ввели институт баскаков (сборщиков дани). Вначале дань собирали натурой, затем деньгами.

Монгольское завоевание привело к длительному экономическому, политическому и культурному упадку русских земель. Многие территории были разорены и опустошены, разрушены города, наиболее квалифицированные ремесленники увезены в Орду, начался демографический спад.

По подсчетам археологов, из известных по раскопкам 74 городов Руси в 12-13 вв. 49 были уничтожены, 14 из них прекратили существование, а 15 превратились в села.

Несмотря на всю тяжесть последствий монголо-татарского ига, Руси удалось сохранить свою государственность, религию и культуру.
7. Усиление московского княжества, объединение земель вокруг Москвы (Х1У в.).

В 13 в. между наиболее сильными княжествами шла борьба за лидерство на Руси, которое давало ярлык на великое княжение. В этих условиях стали выделяться княжества, имеющие выгодное географическое и стратегическое положение, управляемые властолюбивыми и дальновидными князьями.

Основателем московской династии стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович, который в 1276 г. получил Москву в удел. Даниил в 1300 г. захватил рязанские владения князя Константина от г. Коломны до г. Серпухова, а также Переяславское княжество и Можайск. Таким образом, к началу 14 в. Московское княжество увеличилось вдвое.

Московским князьям удается завоевать расположение золотоордынских ханов. Пользуясь подкупом, они задобрили татарскую верхушку. В 1327 г. московские князья участвуют в подавлении антитатарского восстания в Твери. Борьба за княжение на Руси была долгой и кровавой, но решилась в пользу Москвы.

В 1328 г. Иван Калита получил от хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Даже сбор дани, чем прежде занимались только татары, был возложен на московских князей. Благодаря этому значительно расширились их финансовые возможности.

Иван Калита проводил тонкую политику в Орде, там он всегда был желанным гостем из-за щедрых подношений. И вот, в прошлом уездный владелец стал великим князем. Хитрый и дальновидный политик, ловкий купец, умножающий свой богатства, он вывел Москву из многолетнего оцепенения.

Москва становится одним из наиболее экономически развитых центров России, привлекательным для ремесленников и купцов. Сюда стекается люд со всей Руси, так как жить в Москве безопасно и выгодно. Развитие торговли и ремесел принесло князьям немалые выгоды, но самое главное, что с увеличением богатства росло и их политическое могущество.

Московское княжество значительно увеличило свою территорию. Калита подчиняет Ростовское княжество, покупает города Углич, Галич, Белоозеро. Авторитет Москвы значительно возрос после переноса сюда резиденции митрополита всея Руси Петра. В своей политике московские князья получили союзника в лице главы православной церкви, авторитет которого на Руси был незыблем.

Сознавая свою силу, московские князья начали вести себя с Ордой более независимо. Между внуком Ивана Калиты и ханом Мамаем произошел конфликт. В 1380 г., взяв в союзники литовских князей, Мамай повел свои войска на Русь.

Князь Дмитрий собрал дружину численностью в 150 тысяч ратников и, получив благословение от святого Сергия Радонежского, вывел войско на Куликово поле (слияние рек Дона и Непрядвы).

Русла рек и пересеченная оврагами местность исключали возможность свободного маневра ордынской конницы. Дмитрий приказал ночью перейти Дон, дабы исключить возможность отступления. В находившемся на поле лесу он укрыл отборный засадный полк князя Волынского.

Битва произошла 8 сентября 1380 г. в верховьях Дона на Куликовом поле и длилась четыре часа. Утром, не дав татарам соединиться с литовским войском и отрядами рязанского князя, войско Дмитрия вступило в сражение.

В начале битвы татарам удалось разбить передовой полк. Но когда они начали теснить Большой полк, сосредоточенный в центре, и победа казалась делом решенным, из засады ударили ополченцы князя Волынского. Сам факт появления новых сил и неожиданность удара были для татар столь неожиданными, что они были вынуждены бежать с поля. Сражение закончилась полной победой русских.

В Куликовской битве впервые монгольские ханы потерпели сокрушительное поражение от русских. Татары продолжали свои набеги на Русь, но на битву в открытом поле больше не решались. Изменились отношения Руси с Ордой - значительно уменьшилась дань.

Москва была признана территориальным центром складывающегося Русского государства.


8. Феодальная война второй четверти ХУ в. и победа Московского центра.

Распри, получившие название феодальной войны второй четверти XV в., начались после смерти Василия I. К концу XIV в. Московском княжестве образовалось несколько удельных владений, принадлежавших сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшими из них были Галицкое и Звенигородское, которые получил младший сын Дмитрия Донского Юрий. Он же по завещанию Дмитрия должен был наследовать после брата Василия I великокняжеский престол. Однако завещание было написано, когда у Василия I еще не было детей. Василий I передал престол своему сыну — десятилетнему Василию II.

После смерти великого князя Юрий как старший в княжеском роду начал борьбу за великокняжеский престол с племянником — Василием II (1425—1462). Борьбу после смерти Юрия продолжили его сыновья — Василий Косой и Дмитрий Шемяка. Если сначала это столкновение князей еще можно было объяснить «старинным правом» наследования от брата к брату, т. е. к старшему в роду, то после смерти Юрия в 1434 г. она представляла собой столкновение сторонников и противников государственной централизации. Московский князь выступал за политическую централизацию, Галичский князь представлял силы феодального сепаратизма.

Борьба шла по всем «правилам средневековья», т. е. в ход пускались и ослепления, и отравления, и обманы, и заговоры. Дважды Юрий захватывал Москву, но не мог в ней удержаться. Наивысшего успеха противники централизации достигли при Дмитрии Шемяке, который недолгое время был Московским великим князем.

Только после того как московское боярство и церковь окончательно встали на сторону Василия Васильевича II Темного (ослеплен своими политическими противниками, как и Василий Косой, отсюда и прозвища «Косой», «Темный»), Шемяка бежал в Новгород, где и умер. Феодальная война закончилась победой сил централизации. К концу княжения Василия II владения Московского княжества увели чились в 30 раз по сравнению с началом XIV в. В состав Москов ского княжества вошли Муром (1343), Нижний Новгород (1393) и ряд земель на окраинах Руси.
. Образование централизованного Московского государства. (Правление Ивана Ш и Василия Ш).

Победив в борьбе за великое княжение на Руси, московские князья продолжали усилия по объединению земель вокруг Москвы. Правление Ивана III (1462-1505) ускорило этот процесс. В 1463 г., проводя объединительную политику, он присоединяет Ярославское княжество.

Активное сопротивление объединению оказало Тверское княжество и Новгородская республика. Для сохранения независимости новгородские бояре заключили союз с Литвой и оказались под частичной властью литовского князя Казимира IV.

В 1471 г. Иван III повел войско на Новгород и в битве на реке Шелони добился победы. Для полного покорения Новгорода понадобился и второй поход. В 1478 г. Иван III окончательно покоряет город (выстояв осадой) и лишает его самостоятельности путем упразднения органов местного самоуправления и ликвидации символов независимости (в Москву был увезен вечевой новгородский колокол). С падением Новгорода во владение Москвы попали все его обширные территории.

В 1472 г. был покорен Пермский край. В 1474 г. выкуплено Ростовское княжество. В 1485 г. Иван III во главе многочисленного войска подступил к Твери и за два дня без потерь взял город, воспользовавшись изменой тверских бояр. Великий князь Михайло Борисович бежал в Литву.

Присоединив Тверь, Иван III создал единое государство и стал титуловать себя государем всея Руси.

В середине 15 в. Золотая Орда распалась на несколько независимых ханств. Иван III стал держаться по отношению к ним как независимый государь. Он прекратил платить выкуп и создал союз с противником Золотой Орды - крымским ханом.

Восстановить свою власть над Русью пытался золотоордынский хан Ахмат. В 1480 г., заключив союз с литовским Великим князем и польским королем Казимиром IV, он повел свои войска на Москву. Все закончилось противостоянием русских и татарских войск на реке Угре. Не дождавшись союзников, Ахмат не решился начать сражение и в ноябре 1480 г. вынужден был отступить. Это означало окончательное падение монголо-татарского ига, тяготевшего над Русью более двух веков.

Иван III стремился к дальнейшему расширению государства. В 1487 г. Казань признает свою зависимость от Москвы. К концу 15 в. в состав государства входят территории на северо-востоке. Иван III отвоевывает у Литвы и Польши ряд белорусских и украинских земель.

Объединительную политику продолжил сын Ивана III - Василий III. В 1503 г., уничтожив псковскую феодальную республику, он присоединил Псков. В 1514 г. отбил у Литвы Смоленск. В 1517-1523 гг. Василий III взял Чернигов и княжество Рязанское.

Процесс образования единого государства заключался в значительных внутренних социально-экономических и политических изменениях. Это выразилось в образовании режима сословно-представительной монархии, при котором самодержавие поддерживают различные сословия, прежде всего дворянство, горожане и верхушка столичного боярства, заинтересованные в создании государства и наличии в нем сильной центральной власти.

Годы правления Ивана III характеризуются изменениями органов власти. Боярская дума становится верховным совещательным органом, создаются учреждения, ведающие различными сферами государственной жизни, издаются первые приказы, наместники занимаются управлением на местах и содержатся за счет управляемой ими территории.

В 1479 г. был издан «Судебник» великого князя Ивана III - свод законов, первый кодекс Российского государства, который закрепил единую систему государственного управления и регламентировал деятельность государственных органов. Судебник устанавливал срок для крестьянских переходов (один раз в году, в Юрьев день) и уплату за пользование двором. Закон ограничил свободу крестьян, и прикрепил их к земле.

В годы правления Ивана III и Василия III (1505-1533) завершился процесс объединения русских земель, и продолжилось укрепление российской государственности.


12.Внешняя политика Ивана 1У.

Реформы позволили Ивану IV вести в 1550-е гг. успешную внешнюю политику. Прежде всего он нанес удар по остаткам Золотой Орды. В 1552 г. к Руси было присоединено Казанское ханство; в 1556-м — Астраханское. В результате была обеспечена полная безопасность восточных границ; важнейшая торговая артерия — р. Волга — на всем ее протяжении стала русской; открылся путь в Сибирь — в нач. 1580-х гг. Ермак уже совершает туда первые походы. Грозный начинает пробиваться и к Балтийскому морю: в 1558 г. Русь вступает в войну с одряхлевшим Ливонским орденом. Эта война поначалу шла чрезвычайно успешно — к 1560 г. почти вся территория Ливонии была занята русскими войсками.

В Ливонской войне долгое время сохранялось затишье, вызванное тем, что в Речи Посполитой (польско-литовское королевство), где король выбирался шляхтой (дворянством), шла междоусобная борьба между сторонниками разных кандидатур. В 1575 г. на престол был выбран трансильванский князь Стефан Баторий, незаурядный государственный деятель и полководец. К концу 1570-х гг. он захватил большую часть Ливонии и перенес военные действия на русскую территорию. В 1581 г. Баторий осадил Псков, но взять его не смог. Героическая оборона города остановила дальнейшее наступление поляков. В 1582-м в г. Яме-Запольском было заключено перемирие с Польшей; в 1583 г. — со Швецией в г. Плюссе. По их условиям Россия утратила все свои приобретения в Ливонии и, кроме того, вынуждена была отдать шведам свои старинные города Ям и Копорье на побережье Финского залива. Т.о., затяжная (25 лет), стоившая огромных расходов и потерь война не принесла России ни малейшего успеха.


10. Государственные реформы в период правление Ивана 1У.

Василий III, завершивший длительный процесс собирания раздробленных русских земель единое государство, долгое время был бездетен. Стремясь передать престол не братьям, а родно му сыну, он развелся с первой женой Соломони ей Сабуровой и женился на Елене Глинской представительнице знатного боярского рода» не давно выехавшего на Русь из Литвы. От этого брака родился сын Иван. Когда Василий III умер| (1533), ему было всего три года. Вскоре после этого умерла и Елена Глинская (1538). При малолетнем князе начался долгий и мучительным для Руси период боярского правления. Две группировки бояр, во главе которых стояли Бельские, и Шуйские, боролись за власть в центре и на местах, вздорили друг с другом и, позабыв о государственных интересах, разоряли страну. Боярский произвол вызывал ненависть в самых разных слоях населения. Возненавидел бояр и молодой князь, с которым они долгое время практически не считались.

В январе 1547 г. Иван IV принял новый для Руси титул царя, подчеркивавший исключительность его положения в государстве. Летом того же 1547 г. в Москве разразился страшный пожар, который закончился стихийным бунтом посадских людей против бояр. Эти события, грозившие повториться в других землях измученного государства, заставили царя задуматься о необходимости проведения серьезных реформ. В 1549 г. собирается первый в истории Руси Земский собор — сословно-представительный орган совещательного характера. На этом соборе присутствовали представители бояр, дворян и духовенства. В лице двух последних категорий Иван IV, очевидно, нашел надежную опору своим реформаторским планам. В то же самое время царь создает подобие правительства — Избранную раду, включавшую в себя целый ряд незаурядных государственных деятелей. Наиболее ярким из них был Алексей Федорович Адашев, выходец из богатого, но незнатного рода костромских вотчинников. Серьезную роль в Раде играл и священник Сильвестр, имевший поначалу сильное влияние на царя. Именно Избранная рада в 1550-е гг. подготовила и провела реформы, охватившие все стороны русской жизни.

В это время происходит дальнейшее закрепощение крестьян. Новый Судебник (1550) не только подтверждал правила перехода в Юрьев день, но и значительно увеличивал пожилое, которое крестьянин должен был заплатить перед переходом своему бывшему хозяину за пользование его землей, лесом и пр. Рада продолжала раздачу земель в поместье, чтобы увеличить и укрепить новое дворянское сословие. Серьезные реформы были проведены в сфере государственного управления. Рада ограничила и упорядочила местничество — выгодный для боярства порядок назначения на высшие должности, при котором в расчет брались не личные заслуги и способности, а знатность рода и давность его службы московским князьям. Были составлены официальные «Государев родословец» — роспись знатным родам и «Государев разряд» — записи назначений на службу (своеобразные справочники при местнических спорах). На время же военных действий местничество вообще отменялось. Создаются первые функциональные органы центрального управления — приказы: Посольский, Поместный,

Разрядный, Челобитный и др. Эти приказы потеснили старые дворцы. Однако по мере присоединения новых земель возникают Приказ казанского дворца, Сибирский приказ и др., т.е. органы, с помощью которых из центра управляли отдельными территориями. В сер. 1550-х гг. Рада проводит губную реформу, в ходе которой присылаемые из центра бояре-наместники заменялись губными старостами администрацией из числа местных дворян, выбираемых населением губы, новой административно-территориальной единицы. Наконец, в это время создается стрелецкое войско. Стрельцы получали денежное жалованье и обмундирование, были лучше обучены и более боеспособны, чем дворянское ополчение.

Реформы позволили Ивану IV вести в 1550-е гг. и успешную внешнюю политику. Прежде всего, он нанес удар по остаткам Золотой Орды. В 1552 г. к Руси было присоединено Казанское ханство; в 1556-м - Астраханское. В результате была обеспечена полная безопасность восточных границ; важнейшая торговая артерия - р. Волга - на всем ее протяжении стала русской; открылся путь в Сибирь - в нач. 1580-х гг. Ермак уже совершает туда первые походы. Грозный начинает пробиваться и к Балтийскому морю: в 1558 г. Русь вступает в войну с одряхлевшим Ливонским орденом. Эта война поначалу шла чрезвычайно успешно - к 1560 г. почти вся территория Ливонии была занята русскими войсками.



11.Борьба за централизацию власти; опричнина и ее последствия.

В 1560 г. Грозный начал менять систему своего правления. Он распустил Избранную раду, наложив опалу на ее руководителей. Наряду с некоторыми разногласиями, которые возникали у Ивана IV со своими советниками, определяющую роль в этих событиях сыграла сложная, не вполне здоровая натура грозного царя. Обладая многими талантами, тонко разбираясь в людях, он в то же время отличался непомерным властолюбием и жестокостью. В тяжелую пору боярского засилья и народных волнений он сумел приблизить к себе незаурядных людей и укрылся за их спинами. Однако по мере того как реформы Избранной рады стабилизировали положение в стране и дали возможность добиться блестящих успехов во внешней политике, дельные, но настырные советники начали все больше тяготить Ивана. Чтобы избавиться от них, он воспользовался первым поводом, боярским наговором — Сильвестр и Адашев были обвинены в чародействе.

Последовавшие в это же время неудачи в Ливонской войне болезненно подозрительный царь воспринял как результат грандиозной измены в своем окружении. Несколько бояр были казнены. Однако Грозный счел необходимым отдельные преследования развернуть в целую систему беспощадного террора. Для этого он нуждался в специально отобранных исполнителях. В конце 1564 г. Грозный неожиданно уехал из Москвы в Александрову слободу. Оттуда царь прислал в столицу две грамоты — Боярской думе и посадским людям, в которых он обвинял бояр в измене и заявлял, что отрекается от престола. Посадским он при этом сообщал, что «гневу на них и опалы нет». Это был тонко рассчитанный ход: московский люд тут же потребовал, чтобы бояре уговорили царя вернуться, угрожая, что иначе сами их истребят. Грозный согласился вернуться на условии учреждения опричнины.

Суть новой политики состояла в разделении всего русского населения и всей русской земли на две неравные части. Большая часть, т.н. земские поступали под надзор опричников (поначалу 1000 чел., в нач. 1570 г. - ок. 6000 чел.). Власть опричников над земскими была полной, и пользовались они ею не только в интересах царя, но и в своих собственных. Те русские земли, которые были поставлены под опричное управление, раздавались опричникам в пользование, причем старые хозяева-помещики безжалостно изгонялись. Опричники стремились выжать из предоставленных им земель и крестьян максимум возможного. Опираясь на эти специально отобранные кадры, Грозный развернул в стране жесточайший террор, от которого пострадали не только бояре, но и все другие слои населения. Апогеем террора стал погром Новгорода: новгородцы без всяких на то оснований были обвинены в том, что хотят свергнуть Грозного и возвести на престол его двоюродного брата, старицкого князя Владимира Андреевича. Несчастный князь был отравлен, а Новгород практически стерт с лица земли.

Произвольное разделение населения на мучимых и мучителей, постоянные казни и погромы, разорение массы поместных хозяйств — все это ослабляло Русь. К тому же опричники, которые, помимо борьбы с врагами царя внутри страны, должны были еще, и держать границы — оборонять его от врагов внешних, оказались никудышными воинами. В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей дошел до Москвы и сжег ее. На другой год хан снова пошел походом на Русь, но на этот раз был разбит земским войском у села Молоди. После этих событий в 1572 г. опричнина была отменена; земли и служилых людей объединили; старым хозяевам возвратили большую часть их поместий. Однако репрессии продолжались и позже, до смерти Ивана Грозного. Только теперь бывшие опричники страдали от них не меньше всех прочих.

В Ливонской войне долгое время сохранялось затишье, вызванное тем, что в Речи Посполитой (польско-литовское королевство), где король выбирался шляхтой (дворянством), шла междоусобная борьба между сторонниками разных кандидатур. В 1575 г. на престол был выбран трансильванский князь Стефан Баторий, незаурядный государственный деятель и полководец. К концу 1570-х гг. он захватил большую часть Ливонии и перенес военные действия на русскую территорию. В 1581 г. Баторий осадил Псков, но взять его не смог. Героическая оборона города остановила дальнейшее наступление поляков. В 1582-м в г. Яме-Запольском было заключено перемирие с Польшей; в 1583 г. — со Швецией в г. Плюссе. По их условиям Россия утратила все свои приобретения в Ливонии и, кроме того, вынуждена была отдать шведам свои старинные города Ям и Копорье на побережье Финского залива. Т.о., затяжная (25 лет), стоившая огромных расходов и потерь война не принесла России ни малейшего успеха.


13. Смутное время.

В 1598-1605 гг. Московским государством правил царь Борис Федорович Годунов, первый выборный глава государства. Б. Ф. Годунов был избран на царство Земским собором. В годы пребывания Б. Годунова у власти были основаны Воронеж, Курск, Белгород, Тобольск, Тюмень и другие известные города. Но затем ъ правление Бориса Годунова начался социально-политический кризис в развитии Московского царства, который получил название Смуты, или Смутного времени.



Причинами Смуты историки считают следующие.

1. Тяжелый, затяжной хозяйственный кризис, который был вызван опричниной, но приобрел катастрофический характер в результате нескольких неурожайных лет (1600-1603). От голода умерли сотни тысяч людей. Попытки государства оказать помощь голодающим, регулировать цены успеха не имели. Массовый характер приобрело бегство на окраины крестьян, что резко отразилось на доходах землевладельцев.

2. Знатные княжеские семьи считали Бориса Годунова выскочкой, узурпатором власти, который воспользовался тем, что Федор Иванович был женат на его сестре Ирине. В народе распространялось мнение, что царевич Дмитрий был убит по заданию Бориса, что этот царь «не от бога», «не настоящий», за что Бог наказал русский народ непогодой и голодом. Борис Годунов преследовал недоброжелателей, чем все больше изолировал себя от политической элиты.

3. Напряженность в русском государстве была выгодна соседям, Швеции и Польше в первую очередь. Швеция стремилась закрепиться на северо-западе, а Польша была не прочь поглотить все московское государство.

4. Пресечение династии Рюриковичей-Даниловичей открывало большие возможности для борьбы за власть. Династическим кризисом первым воспользовался Борис Годунов, но было немало и других претендентов на трон.

5. В стране происходил процесс закрепощения крестьянства, ухудшалось положение простых людей, которые рассчитывали на «доброго царя», на «чудо».

В силу всех этих обстоятельств авантюрист-самозванец (предположительно — Г. Б. Отрепьев) стал выдавать себя за спасшегося царевича Дмитрия, сына царя Ивана IV Грозного. При поддержке поляков, наемников из разных стран Лжедмитрий в 1604 г. вступил в русские земли. Он получил поддержку различных слоев населения, которым обещал то, чего они от него ожидали: земельных пожалований и облегчения условий службы - дворянству, поддержку торговли — купечеству, снижение податей - крестьянам и посадским людям. После неожиданной смерти Бориса Годунова в апреле 1605 г. войска самозванца легко заняли Москву. Сын Бориса, провозглашенный Федором II, был убит вместе с матерью, а Григорий Отрепьев стал царем - Лжедмитрием I.

Невыполнение обещаний, разграбление казны, опора на иностранных наемников, слухи о сговоре с Папой римским, вызывающее поведение «царя» и его польской жены Марины Мнишек вызвали недовольство у москвичей. В ходе вооруженного выступления в июне 1606 г. Лжедмитрий I был убит. Собравшаяся толпа провозгласила царем Василия Ивановича Шуйского, представителя знатной княжеской фамилии, которая участвовала в управлении государством в малолетство Ивана IV. Сам новый царь считал себя избранным.



следующая страница >>