1. История Кинематографа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
1. История Кинематографа - страница №1/1

1.История Кинематографа.

Кинемато́граф (от греч — движение и греч — писать, изображать) — отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синемато́граф и кинематогра́фия. Кинематограф был изобретён в XIX веке и стал крайне популярен в XX веке.



Рождение кинематографа.

Исторически кинематограф появился в результате решения задачи по закреплению на материальном носителе изображения непрерывного движения объектов и проекции этого движения на экран. Для решения этой задачи необходимо было создание сразу нескольких технических изобретений: гибкой светочувствительной плёнки, аппарата хронофотографической съёмки, проектора быстро сменяющихся изображений. Первая гибкая светочувствительная негорючая плёнка была изобретена русским фотографом И. В. Болдыревым (1878—1881), затем американскими изобретателями Г. Гудвином в 1887 и Дж.Истменом в 1889 была создана горючая, целлулоидная пленка. Первые же аппараты хронофотографической съемки были сконструированы в 80-х годах XIX века. К ним относятся: «фоторужьё» французского физиолога Э. Марея (1882), аппарат французского изобретателя О. ле Пернса (1888), аппарат английских изобретателей У. Фризе-Грина и М. Эванса (1889), аппарат русского фотографа В.А. Дюбюка (1891), «Фоноскоп» французского физиолога Ж. Демени (1892). Пионерами в создании аппаратов для проекции на экран быстро сменяющихся изображений были: немецкий и русский фотографы О. Анщюц и В.А. Дебюк, создавшие соответственно в 1891 и 1892 годах проекционные аппараты различной конструкции, но с одинаковым названием — «Тахископ», французский изобретатель Э. Рейно, создавший в 1892 году проектор под названием «Оптический театр», и русские изобретатели И.А. Тимченко и М.Ф. Фрейденберг (1893).

Изобретениями наиболее приблизившиеся к кинематографу по своим техническим характеристикам являются: «кинетоскоп» Эдисона, аппарат И.А. Тимченко (1893), «хронофотограф» Ж. Демени (1893), проектор американского изобретателя Ж.А. Ле Роя (1894), проектор «паноптиком» американского изобретателя У. Латама (1895), «плеограф» польского изобретателя К. Прушинского (1894) и др. А уже в 1895-1896 годах были изобретены аппараты, сочетающие в себе все основные элементы кинематографа: во Франции - «синематограф» братьев Л. и О. Люмьер (1895) и «хронофотограф» Ж. Демени (1895); в Германии – «биоскоп» М. Складановского (1895) и кинопроектор О. Местера (1896); в Англии – «аниматограф» Р.У. Пола (1896); в России – «хронофотограф» А. Самарского (1896) и «стробограф» И. Акимова (1896), в США – «витаскоп» Т. Армата (1896).
Начало распространения кинематографа было положено съёмкой и публичной демонстрацией первых короткометражных фильмов. 1 ноября 1895 года в Берлине М. Складановский продемонстрировал свой «биоскоп», а 28 декабря 1895 года в Париже братьями Люмьер был продемонстрирован их «синематограф». В течении 1896-1897 годов публичные демонстрации короткометражных фильмов были произведены во всех мировых столицах. В России первые показы были организованы в апреле 1896 года в Москве и Санкт-Петербурге, а затем на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Тогда же были сняты первые отечественные любительские киносъемки (В. Сашин, А. Федецкий, С. Макаров и др.).
2. Киноэкспрессионизм. Французский авангард.

Выделяет следующие тенденции в развитии французского киноавангарда:



-Импрессионистическое направление — Жермен Дюлак, Альберто Кавальканти, Жан Ренуар, Дмитрий Кирсанов. Продолжатели идей «первого авангарда», не возражали против сюжета, утверждая однако, что каждый фильм должен иметь четко выраженную тему. Фильм должен воздействовать на зрителя как зрительная симфония.

-Экстремистское направление — сторонники «чистого кино» Анри Шометт (старший брат Рене Клера), Фернан Леже, Франсис Пикабиа, Рене Клер последний — только в одной киноленте. Анри Шометт следующим образом формулировал теоретические принципы «чистого кино»: старое кино ограничивалось простой репродукцией явлений (документальный фильм), или косвенной репродукцией, используя уже существующие зрелищные модели. Но кино, может не только воспроизводить, но и творить. Если оставить в стороне реальность предметов, то на экране появится «чистый фильм».

-Сюрреализм — Луис Бюнюель, Ман Рей. Сюрреализм во французском кино проявлялся в двух формах — спокойной и резкой. Представитель первой — Ман Рей, создатель красивых фотографических видений, второй — испанский режиссёр Луис Бюнюель, работавший вместе с испанским художником Сальвадором Дали.

Первым фильмом нового направления принято считать «Механический балет», поставленный известным французским художником Фернаном Леже в 1924 году.


3. Зарождение и расцвет Голливуда 1910-1920 г.г.

История Голливуда

В 1870-х гг. на вопрос, что такое Голливуд (территория), вам бы дали вполне конкретный ответ - это территория для сельского хозяйства. Супруга хозяина ранчо придумала название для объединенной территории - Голливуд. Вскоре ранчо приобрело улицы и жилые дома, продаваемые хозяевами - сегодня все они превратились в бульвары и главные улицы Голливуда.

Центральная улица, созданная хозяевами ранчо, постепенно стала наполняться большими домами, и превращалась в престижное место жительства. Хозяева занялись меценатством, создавая школы, церкви и библиотеки - теперь на вопрос «Что такое Голливуд», отвечали так - это крупный и процветающий населенный пункт.

Впервые история Голливуда связалась с кинематографом в 1911 г., когда в старой таверне был снят первый голливудский фильм. Что такое Голливуд представлял из себя, что именно в нем стали делать кино?

Дело в том, что здесь были живописные улочки, позволяющие легко создать атмосферу требуемого времени и места, подходящим был также климат и общая атмосфера.

С этого момента история Голливуда начала строиться совершенно по-другому. Быстро возникли здесь банки, рестораны, клубы и прочие организации, требуемые быстро развивающейся киноиндустрии. Голливуд (фото ниже) стал изменяться, в нем начали происходить столкновения старых и новых жителей, территория стала разделяться на жилье для подсобных работников и актеров. Очень быстро практически все дома в центральной части были заменены на коммерческие здания, требуемые для кинематографа. Кино в Голливуд пришло в лице полковника Уильяма Н. Зелинга, который в начале XX века откупил у Уилкоксов часть земли для филиала своей чикагской кинокомпании. Интерес к кино в Америке развивался параллельно заселению страны потенциальными зрителями. Звезды Голливуда прославлялись на весь мир, фильмы транслировались во всех странах и быстро становились любимыми.

Первое время все о Голливуде сводилось к тому, что он стал ассоциироваться исключительно с кинофильмами, превратившись в столицу киноиндустрии. Постепенно отсюда стали переезжать, сначала главные звезды Голливуда, а затем и остальные. В основном актеры перебирались в Беверли Хиллз, вместе с ними туда переехали и элегантные магазины и рестораны.

Сегодня Голливуд является частью культурного наследия Америки, поэтому местные власти стремятся сохранить большинство местных зданий.

Сегодня же Голливуд сохранил свою оригинальность и привлекательность. Его огромные буквы, размещенные на холме, известны всякому, а мировые звезды Голливуда показываются по каждому телеканалу мира.

Первое время никакой системы звезд в американском кино не было — имена актеров и актрис, появлявшихся на экране, нигде не упоминались. Даже самые популярные исполнители скрывались под псевдонимами типа «Маленькая Мэри», «Девушка Витаграфа» и т. д. Так продолжалось вплоть до марта 1910 года, пока уже упоминавшийся Карл Лемль не нарушил эту моду на инкогнито, заключив договор с актрисой Флоренс Лоуренс, известной под псевдонимом «Девушка Байографа».

Почин Лемля тут же подхватили и другие воротилы кинобизнеса. Из-под их ловких рук на свет одна за другой стали появляться звезды, у каждой из которых было свое экранное амплуа. Например, Теда Бара и Пола Негри изображали из себя женщин-вамп, Колин Мур и Луиза Брукс — легкомысленных девиц, Глория Свенсон и Грета Гарбо — простых земных женщин, Лилиан Гиш и Мэри Пикфорд — невинных девушек, Клара Боу — секс-бомбу (вместо слова «сексуальность» в те годы в ходу было другое — «нечто»).

У актеров-мужчин эта классификация выглядела следующим образом: Рудольфе Валентине и Роман Наварро — знойные любовники, Чарли Чаплин и Бастер Китон — комики, Уильям С. Харт и Том Микс — ковбои, Ричард Бартелмесс и Джон Гилберт — соседские парни, Лон Чейни — король ужасов.
4. Девид Уорк Гриффит.

Дэвид Уорк Гриффит - американский кинорежиссер. Фильмы: «Рождение нации» (1915), «Нетерпимость» (1916), «Сердце мира» (1918), «Сломанные побеги» (1919), «Путь на Восток» (1920), «Сиротки бури» (1921), «Америка» (1923), «Авраам Линкольн» (1930) и др.

Дэвид Уорк Гриффит родился в штате Кентукки 22 января 1875 года. Его отец, Джекоб Уорк, — отставной полковник, воевавший на стороне Конфедерации. Мать, Мэри Перкинс Оглсби, занималась домом и воспитанием детей.

Наконец 1907 года Дэвид пришел на студию «Байограф». Небольшие роли, несколько принятых сценариев... Обычный путь новичка. А потом, как водится, произошла счастливая случайность: Гриффиту предложили заменить заболевшего режиссера. Дэвид согласился с неохотой, так как боялся, что в случае неудачи его уволят со студии. Лишь получив заверения в обратном, он приступил к работе.

Через три дня девятиминутная картина «Приключения Долли» была готова. 14 июля 1908 года состоялась премьера. Зрителям фильм понравился, и на следующий день был заключен договор с Гриффитом, как с режиссером. А это рождение нового искусства». Каждым новым приемом — будь то изменение формы экрана, углубление переднего, заднего и среднего планов или намеренные разрывы сюжета — Гриффит придавал фильмам драматическое напряжение, сложность романа и красоту живописи.

Некоторые приемы, порой приписываемые Гриффиту, например, крупный план или исчезновение изображения, уже употреблялись до него. Но именно Гриффит довел эти приемы до совершенства, синтезировал все, что использовалось ранее, и показал захватывающие дух возможности кино.

Гриффит первым понял, что монтаж — художественное средство: от порядка соединения кадров, от длины кусков, а следовательно, и от темпа, от быстроты их чередования — зависит смысл, ритм, настроение, атмосфера сцены.

За пять лет в «Байографе» Дэвид Уорк Гриффит сделал четыреста с лишним одночастных фильмов. Зрительский успех его картин во многом определяла напряженная фабула и, конечно же, счастливый конец захватывающих историй («Уединенная вилла», «Девушка, которой доверены деньги» и др.).

Он вводить в репертуар «Байографа» экранизации классических литературных произведений («Укрощение строптивой» Шекспира, «Воскресение» Толстого).

В 1914 году журналист Фрэнк Вудс предложил режиссеру экранизировать роман священника Т. Диксона о войне Севера и Юга «Человек клана». Сам южанин, Гриффит загорелся этой идеей. Он поставил перед собой задачу воссоздать подлинную историю Гражданской войны, рассказать правду об этом нелегком периоде американской истории. Его стремление к достоверности было столь велико, что он пригласил для консультаций ветеранов Гражданской войны. Они помогли отыскать натуру, похожую на подлинные поля битв. С их помощью он пытался воспроизвести реальную обстановку сражений. Фильм сняли за девять недель, но Гриффит потратил более трех месяцев на монтаж, редактуру и музыкальную партитуру.

8 февраля 1915 года в Лос-Анджелесе состоялась премьера первого полнометражного фильма Гриффита «Рождение нации».

В 1916 году он ставит «Нетерпимость». Фильм состоит из четырех сюжетов: борьба вавилонского царя Валтасара с жрецами; распятие Иисуса Христа; уничтожение католиками гугенотов в Варфоломеевскую ночь; наконец, последний эпизод — уже из настоящего времени — рассказывает, как бездушный закон едва не казнил невиновного человека.

В декабре 1918 года Мэри Пикфорд и Дуглас Фербенкс (через несколько месяцев создавшие вместе с Гриффитом и Чаплином кинокомпанию «Юнайтед Артистс» — «Объединенные художники») обратили внимание Дэвида на один из рассказов Берка — «Китаец и девочка».

Еще один шедевр Гриффита появился год спустя. Правда, когда он решил ставить фильм «Путь на Восток» по довольно слабой пьесе Лотти Паркер, многие решили, что режиссер сошел с ума. В новый фильм Гриффит вложил все свое умение, всю убежденность в своей правоте. И победил.

В 1923 году режиссер готовит большой патриотический фильм с громким названием «Америка», посвященный истории освобождения американских колоний от английского владычества.

Гриффит стал сильно пить. Битцер с отчаянием пишет, что «король экрана» превратился в беспомощного старика.

Летом 1945 года Гриффиту было присуждено почетное звание доктора литературы за большой вклад в развитие киноискусства. Но поехать в Луисвилльский университет для получения диплома он не смог.

22 июля 1948 года у Гриффита случилось кровоизлияние в мозг.


5. Эрих фон Шрогейм.

Эксцентрики вроде Эриха фон Шрогейма и Сесиль Б. ДеМилль превратили кино в высокое искусство, и в прибыльный бизнес, а такие секс-символы как Рудольф Валентино и Грета Гарбо блистали на экранах.


6. Мак Сеннет.

Мак Сеннет (Майкл Зиннот, ирландец по происхождению) родился в семье кузнеца. Перепробовав много профессий, он становится опереточным актером на характерные роли, а затем в 1907—1908 гг. случайно попадает в кино. Познакомившись с Гриффитом в 1909 г., он под его руководством сначала снимается, а затем начинает режиссерскую практику. Природный юмор, немного тяжеловесный и грубоватый, помог ему поставить в «Байографе» несколько неплохих комедий. Учитывая непритязательность вкусов широких кругов американских зрителей, Мак Сеннет опирался в своих фильмах на практику мюзик-холла и бурлеска. Используя опыт европейских мастеров комедийного жанра и цирковую клоунаду, он создает своеобразный гибрид, который и получает название так называемых «кистоунских комедий» («Кистоун филмз» — название студии «независимых», организованной в 1912 г., где Мак Сеннет начал свою режиссерскую деятельность).

1908 — Мистер Джонс играет в карты. 1908 — Отец входит в игру1909 — Спекуляция пшеницей. 1909 — Любовь политикана. 1909 — Занавес падает. 1912 — Коэн в Кони-Айленд. 1920 — Микки. 1920 — Супружеская жизнь. 1921 — Молли О. 1921 — Статистка. 1928 — Прощальный поцелуй. 1929 — Полунощные папаши.

Рождение кинокомедии



Комизм героев чаще всего основывался на физических недостатках, на необычной внешности. Толстый, наивный, похожий на чудовищно разросшегося ребенка Фатти; тощий, злобный, напоминающий своей бородкой традиционного американца дядю Сэма Форд Стерлинг; косоглазый, невозмутимый Бен Тюрпин; хорошенькая, умеющая и нежно улыбаться и пребольно драться Мэйбл Норман; огромный устрашающий Мак Суэйн и другие актеры создали в комических миниатюрах Мака Сеннета много забавных, безотказно вызывающих смех картин. Постоянных героев комедий стали называть «масками».

Выступали комики и группами: команда придурковатых полицейских шумно и бестолково гонялась за всем, что могло двигаться, стайка миловидных купальщиц барахталась в теплом море. Сюжеты всех этих картинок были примитивны, трюки — погони, падения, драки, столкновения, обливания, обсыпания и снова погони — часто повторялись, но не прекращали веселить публику.

Жанр фильмов Мака Сеннета получил название «комическая» или «слэпетик», нередко применяемое к эксцентрическим комедиям последующих периодов.

Под режиссурой Мака Сеннета дебютировали и нащупали характерные черты своих персонажей и прославленные на весь мир американские котики: Бастер Китон, Гарольд Ллойд и гениальный Чарльз Чаплин.


7. Чарли Чаплин.

Чарли Чаплин (Charles Chaplin) родился 16 апреля 1889 года в Лондоне, умер 25 декабря 1977 года в Веве (Швейцария). Нет в мировом кинематографе другого актера, слава которого была бы столь же велика и продолжительна. Здесь и огромное актерское мастерство, и безукоризненное владение искусством смешного, и удивительное умение соединять комическое с трагическим. Главное же, что всегда обеспечивало ему успех, это — любовь к людям, получившая зримое воплощение в созданном им образе Чарли, — маленького, нищего человечка с большим сердцем и добрыми грустными глазами.

Этот персонаж хорошо знаком актеру: ведь он сам вышел из гущи народной, в детстве познав всю тяжесть полуголодного существования. Рано оставшись без отца, он еще ребенком начал выступать на сцене. А когда ему исполнилось 18, был принят в пантомимическую труппу Фреда Карно, с которым в 1913 году и приехал на гастроли в США.

Год спустя двадцатипятилетний актер дебютировал на экране в фильме студии Мака Сеннета «Зарабатывая на жизнь». Он, наконец, нашел постоянный, столь полюбившийся зрителям образ Чарли Чаплина: непомерно широкие штаны и пиджачок в обтяжку, слишком большие, загибающиеся носами вверх разбитые ботинки, усики, котелок и тросточка. Из фильма в фильм (а их только в 1914 году вышло 34) этот бродяга, старавшийся казаться джентльменом, бегал, падал, кувыркался, швырял торты с кремом и получал ответные прямо в лицо, словом, использовал всем известные приемы клоунады и фарса.

В полную силу эти тенденции проявились в 1920—30-е годы, когда Чарли Чаплин основал собственную киностудию и начал выпускать полнометражные картины, где он был уже не только актером, но и сценаристом, режиссером, композитором. Успехом пользовался теплый и человечный «Малыш» (1921). Едко сатиричен образ беглого каторжника, созданный им в «Пилигриме» (1923). Пародиен одинокий золотоискатель в «Золотой лихорадке» (1925. «Танец булочек» на вилках, который актер исполнял, сидя за столиком, пользовался таким огромным успехом, что в оригинальном варианте картины Чарли Чаплин повторил его дважды.

Вершиной творчества Чарли Чаплина и найденного им стиля — переплетения причудливой эксцентрики, грустного лиризма и острой сатиры — стал его первый звуковой — только музыкальное сопровождение — фильм «Огни города» (1931, в нашем прокате — «Огни большого города»). История любви безработного бродяги к слепой цветочнице (Вирджиния Черрил) терпит крах, и в глазах понимающего это Чарли — грусть и отчаяние, которые он тщетно пытается скрыть робкой улыбкой. Эта линия все время перемежается «дружбой» героя с пьяницей-миллионером, показанной в откровенно сатирическом ключе.

Гений Чарли Чаплина оказал глубокое влияние на развитие мирового кинематографа, хотя равных ему там так и не появилось. Фигура этого удивительного мастера по-прежнему стоит особняком. В 1954 году он был награжден советской Международной премией Мира. В 1972 году удостоен специального «Оскара» и в том же году получил Золотой приз МКФ в Венеции за свое творчество.

8. Бастер Китон.

Ба́стер Ки́тон (4 октября 1895 — 1 февраля 1966) — американский актёр и режиссёр, популярный комик немого кино. Создал кинокомпанию Бастер Китон Продакшнс.

Как режиссёр

1932 — Голливудский гандикап

1938 — Голливудский гандикап

1938 — Обтекаемые ритмы

Как актер

1917 — Помощник мясника

1917 — Недоделанный дом

1917 — Его брачная ночь

1917 — О, доктор!

Как сценарист

1935 — Ночь в опере
9. Гарольд Ллойд.

Гарольд Клэйтон Ллойд (20 апреля 1893 — 8 марта 1971) — американский актёр и кинорежиссёр, известен своими немыми комедиями.

Гарольд Ллойд, наряду с Чарли Чаплином и Бастером Китоном, — один из наиболее популярных и влиятельных киноактёров эпохи немого кино. Ллойд снялся примерно в 200 юмористических фильмах, и немых и звуковых, между 1913 и 1947 гг.

Изображение Ллойда, висящего на стрелках часов высоко над улицей в фильме «Наконец в безопасности» (1923), является одним из наиболее знаменитых изображений в истории кино. Ллойд делал большинство этих опасных трюков сам.


10. Немое кино: звезды Голливуда.

«Немое кино» — общепринятое обозначение кинематографа в первые десятилетия его истории, когда фильмы выходили на экраны без синхронно записанного звука. Именно отсутствие доступной технической возможности записи и синхронного воспроизведения звука оказалось наиболее важным обстоятельством, которое определило художественную специфику кинофильмов в этот период; другие ограничения (например, отсутствие цвета) оказались менее принципиальны.

К началу 1920-х годов «немое кино» обзавелось широким набором художественных средств, которые обусловили параллельное развитие нескольких направлений кинематографа как искусства — наиболее принципиальны и влиятельны оказались немецкий киноэкспрессионизм (Фридрих Вильгельм Мурнау, Фриц Ланг, Пауль Лени и др.), американская повествовательная школа (Дэвид Уорк Гриффит, Томас Инс и др.), советская школа документально-художественного фильма (Дзига Вертов), классическая шведская школа (Виктор Шёстрём).

Особенную славу немому кино принесли следующие фильмы:

«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» (Франция, 1896)

«Путешествие на Луну» (Франция, 1902)

«Большое ограбление поезда» (США, 1903)

«Вампиры» (Франция, 1915)

«Рождение нации» (США, 1915)

Знаменитые персоны эпохи немого кинематографа:

Чарльз Спенсер Чаплин

Жорж Мельес

Макс Линдер

Мак Сеннет

Чарли Чаплин

Бастер Китон

Гарольд Ллойд

Дэвид Уорк Гриффит


11. Приход звука в кино.

Ещё до начала XX века Томас Эдисон пытался синхронизировать кинескоп c фонографом, но потерпел неудачу. Однако впоследствии Уильям Диксон соавтор Эдисона утверждал, что ему уже в 1889 году удалось создать кинетофонограф — прибор, воспроизводивший звук и изображение одновременно. Однако не существует никаких доказательств, подтверждающих его слова.


В ранний период кинематографа, звуковое кино пытались создать во множестве стран, но столкнулись с двумя основными проблемами: трудность в синхронизации изображения и звука и недостаточная громкость последнего. Первая проблема была решена путём записи и звука, и изображения на одном и том же носителе, но для решения второй проблемы требовалось изобретение усилителя низкой частоты, что произошло лишь в 1912 году, когда киноязык развился настолько, что отсутствие звука уже не воспринималось как серьёзный недостаток.

В результате патент на ту систему звукового кинематографа, которая впоследствии совершила звуковую революцию, был получен в 1919 году, но кинокомпании не обратили никакого внимания на возможность кино заговорить, желая избежать удорожания стоимости производства и проката кинофильмов и потери иноязычных рынков. Пока в 1925 году компания Warner Brothers, находившаяся на грани банкротства, не вложилась в рискованный звуковой проект.

Уже в 1926 году Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных номеров, но особого успеха у зрителей они не имели. Успех пришёл только с фильмом "Певец джаза", в котором кроме музыкальных номеров Эла Джолсона присутствовали и его короткие реплики. 6 октября 1927 года — день премьеры "Певца Джаза" — принято считать днём рождения звукового кино.
1. Фильмы братьев Люмьер.

Прошло немногим больше 100 лет, как братья - Луи Люмьер и Огюст Люмьер - подарили миру кино. "Движущиеся фотографии", - так называли первые зрители только что рожденное новое искусство.

Париж, Бульвар Капуцинов14, " Гранд-кафе". Вечер 28 декабря1895 года - братья Люмьер демонстрируют свое изобретение - аппарат, который они назвали "кинематограф". На растянутом белом полотне оживают незамысловатые сценки из городской жизни - продолжительность каждой меньше минуты. Впечатление потрясающее: зрители вскрикивают при виде наезжающего из глубины экрана паровоза и до слез смеются над проделками уличного мальчишки.

«Политый поливальщик» 1895 — первая в мире короткометражная постановочная комедия; один из первых фильмов, снятых братьями Люмьер.

Садовник поливает растения из шланга. Мальчик незаметно для садовника наступает на шланг и вода перестаёт течь. Садовник удивлённо заглядывает в наконечник, мальчик освобождает шланг и вода под давлением ударяет садовнику в лицо. Он роняет шланг и бросается за хулиганом.



«Выход рабочих с фабрики» 1895 — документальный короткометражный фильм; один из первых фильмов, снятых братьями Люмьер, и исторически первый фильм, показанный публике на большом экране. В русскоязычных источниках фильм также упоминается как «Выход с завода», «Выход рабочих с завода братьев Люмьер». Фильм снят 19 марта 1895 года у ворот фабрики братьев Люмьер, которая была расположена в Лионе по адресу Монплезир, улица Сен-Виктор, 25.

«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» 1896 — документальный короткометражный фильм; один из первых фильмов, снятых и публично показанных братьями Люмьер. В русскоязычных источниках фильм также упоминается как «Прибытие поезда» и «Прибытие почтового поезда».

Несмотря на незамысловатость сюжета (на экране демонстрируется всего лишь остановка поезда у железнодорожной платформы вокзала города Ла-Сиота и движущиеся вдоль вагонов пассажиры), фильм приобрёл широкую известность. По свидетельствам (возможно, сильно преувеличенным), некоторые показы фильма вызывали панику среди публики, которая не была психологически готова воспринять «ожившее» изображение движущегося поезда.


2. «Феерии» Мельеса.

Жорж Мельес родился в Париже 8 декабря 1861. 28 декабря 1895 года состоялся первый киносеанс братьев Люмьер.

Первый фильм Мельеса «Игра в карты», как и большинство других его лент 1896 года, — явное подражание Люмьеру. Однако Мельес много работает и настойчиво ищет свой собственный путь.
В конце 1896 года случай во время съемок уличной сценки в Париже подсказал Мельесу его первый трюк. Вот как он рассказывает об этом происшествии: «Однажды, когда я снимал площадь Оперы, задержка в аппарате (весьма примитивном, в котором пленка часто рвалась или зацеплялась и застревала) произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен — Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины — в женщин... Два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие громадный успех». Так же случайно, как и прием «стоп-камера», им были открыты замедленная и ускоренная съемки. Позднее стали применяться затемнения и наплывы, съемки на черном бархате и другие приемы.

В 1899 году Мельес поставил два больших фильма: инсценированную хронику «Дело Дрейфуса» (240 м) и первую свою феерию — «Золушка» (140 м). В 1900-1902 годах Мельес выпускает феерии «Жанна д`Арк», «Рождественский сон», «Красная шапочка», «Синяя борода», «Гулливер» и «Робинзон Крузо».

Наконец, выходит один из лучших его фильмов «Путешествие на луну» (1902), в котором Мельес достиг причудливых эффектов, сочетая кинотрюки с использованием макетов и театральной машинерии. В основе сценария — эпизоды романов «От земли до луны» Жюля Верна и «Первые люди на луне» Уэллса. Из первого Мельес заимствовал гигантскую пушку, ядро, клуб безумцев. Из второго — большую часть лунных эпизодов: снежную бурю, спуск в лунный кратер и на дно океана, битву с селенитами...

В 1903 году Мельес выпускает знаменитую феерию «В царстве фей». Герой картины сражался с рыбой-пилой и осьминогом, разъезжал в подводном омнибусе (гигантском ките), проникал во дворец лангустов — это была одна из великолепнейших декораций Мельеса.


3. «Рождение нации» Гриффит.

«Рождение нации» (1915) — американский художественный фильм Дэвида Гриффита.

Первая часть начинается с описания идиллической жизни Юга до гражданской войны. Счастливая семья Камерон живет в Пидмонте, в Южной Каролине. У доктора и г-жи Камерон три сына и две дочери. К ним в гости приезжают друзья из Пенсильвании: депутат Остин Стоунмен в сопровождении своей юной дочери Элзи и двух сыновей — Теда и Фила. Фил влюбляется в старшую дочь Камерона, а Бен Камерон влюбляется в Элзи Стоунмен, увидев ее фотографию.

Начинается гражданская война. Стоунмены примыкают к сторонникам Севера, Камероны — к сторонникам Юга. Бен Камерон и Фил Стоунмен встречаются лицом к лицу во время осады Питерсбурга.

В конце фильма два брака между Камеронами и Стоунменами символизировали новый союз между Севером и Югом.
4. «Алчность» Штрогейм.

В своих фильмах был сценаристом, декоратором, иногда исполнял центральные роли. В актёрских и режиссёрских работах сочетал сарказм, гротеск, сатиру с реалистической документальной достоверностью. Остро (см. Ост) и точно разоблачал продажность, порочность, бездушие и лицемерие буржуазного общества. Создал различные варианты образа циничного, утончённо жестокого человека, часто маньяка. Крупнейший (см. Круп) фильм Ш. - "Алчность" (1924).


6. «Золотая Лихорадка» Чаплин.

«Золотая лихорадка» — Приключенческий фильм 1925 года. История о злоключениях извечного любимца публики, Маленького бродяги, который на этот раз отправляется на золотые прииски Аляски и как всегда порадует вас бесконечным калейдоскопом трюков и комических ситуации.


7. «Наконец в безопасности» Ллойд.

Гарольд Клэйтон Ллойд (20 апреля 1893 — 8 марта 1971) — американский актёр и кинорежиссёр, известен своими немыми комедиями.

Гарольд Ллойд, наряду с Чарли Чаплином и Бастером Китоном, — один из наиболее популярных и влиятельных киноактёров эпохи немого кино. Ллойд снялся примерно в 200 юмористических фильмах, и немых и звуковых, между 1913 и 1947 гг.

Изображение Ллойда, висящего на стрелках часов высоко над улицей в фильме «Наконец в безопасности» (1923), является одним из наиболее знаменитых изображений в истории кино. Ллойд делал большинство этих опасных трюков сам.


8. «Генерал» Китон.

Эксцентрическая комедия "Генерал". Джонни Грэй - инженер-машинист паровоза с гордым именем "Генерал". Когда начинается война Севера и Юга, Джонни первый в рядах добровольцев. Но чиновник отказывает ему, не сказав причину. Его подружка Анабель думает, что он струсил, и сам отказался служить. В один из дней воспользовавшись ситуацией, шпионы Севера похищают локомотив "Генерал", на борту которого случайно оказывается Анабель. Джонни с ополченцами бросается в погоню, встав к рычагам другого локомотива...Начинается одна из самых захватывающих погонь немого кино... Этот замечательный трюковой фильм стал самым прославленным в карьере "комика без улыбки". Бастер Китон актер и трюкач, лица героев которого всегда оставались бесстрастными, сохраняя каменное выражение в любой ситуации. Картина была одной из первых кинолент, включенных в Национальное хранилище фильмов Библиотеки Конгресса США.



9. «Кабинет доктора Калигари» Роберт Вине.

Каждый кадр этого фильма – маленький шедевр. Художник-оформитель Герман Ворм своими декорациями в стиле немецкого эксрессионизма превратил «Кабинет доктора Калигари» в своего рода живописное полотно.

Вроде бы начинающийся как обыкновенный триллер, в котором город живёт в страхе перед серийным убийцей, а загадочный сомнамбула из ярмарочного балагана предсказывает людям, когда они умрут, фильм неожиданно оборачивается элегантным высказыванием на тему причуд человеческой психики.
10. «Безрадостный переулок» Пабст.

Один из самых вопиющих случаев политической цензуры на Западе.

Престарелый советник Румфорт видит, как тают его последние сбережения, и понимает, что впереди голодная смерть. Вероятно, он действительно умер бы от недоедания, если бы на помощь не пришла его дочь, которой удается найти сомнительную работенку в ночном варьете...

«Безрадостный переулок» Пабста был его вторым фильмом, который завоевал мировое признание в качестве шедевра кинематографического социального реализма. Фильм касается финансового и духовного разрушения среднего класса в послевоенной Вене, сосредотачивается на жизни несколько обедневших буржуазных семей, стремящихся поддержать чувство собственного достоинства и тайно голодающих. Их страданиям противопоставлены спекулянты и бизнесмены, живущие с черезмерной роскошью. Дочери среднего класса, которых играют шведские актрисы Аста Нильсон и Грета Гарбо (это был ее любимый фильм), продают себя в бордель, чтобы спасти свои семьи. «Безрадостный переулок» иллюстрировал души, растоптанные эпохой, и безумную жажду удовольствий тех людей, которые пытаются хоть на несколько минут забыться от ужасной правды.


11. «Метрополис» Ланг.

«Метро́полис» (1927) — немой художественный фильм Фрица Ланга по сценарию и параллельно написанному роману Теа фон Харбоу, масштабная метафорическая и научно-фантастическая антиутопия, ставшая высшей точкой и завершением развития немецкого киноэкспрессионизма. Фильм стал бесспорной классикой и оказал огромное влияние на всё последующее развитие киноискусства.

Премьера фильма состоялась в Берлине 10 января 1927 года.

Фильм начинается с эпиграфа: «Посредником между головой и руками должно быть сердце».



Действие фильма разворачивается в будущем. Огромный футуристический город разделён на две части — верхний «рай», где обитают «хозяева жизни», и подземный промышленный «ад», жилище рабочих, низведённых до положения придатков гигантских машин. Сын одного из правителей Метрополиса, Фредер (Густав Фрёлих), ведёт беззаботную и праздную жизнь и развлекается в Вечных Садах. Внезапно он видит Марию (Бригитта Хельм), девушку «снизу», которая привела на верхние уровни детей рабочих, чтобы показать им лучшую жизнь, которая, может быть, их ждёт впереди. Охрана выводит девушку и детей, но Фредер успевает влюбиться в неё с первого взгляда.