1. История – как наука. Методы и формы ее изучения - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования... 2 605.6kb.
Вопрос 1 История как наука История -гуманитарная наука 5 1663.59kb.
Шпаргалка Шпаргалки от риора 08 история отечества как наука. 21 1978.04kb.
Вопросы для итогового контроля по дисциплине «История» Гр. 1/1, 1/2... 1 48.88kb.
Вопросы для итогового контроля по дисциплине «История России» 1 50.21kb.
Контрольная работа 2012 2 вариант Информатика как наука. История... 2 477.02kb.
история философии Тема Предмет и метод истории философии 1 248.36kb.
Районная науно – исследовательская конференция «шаг в будущее» история... 1 131kb.
Михаил Геннадьевич Делягин Как самому победить кризис. Наука экономить... 8 3667.64kb.
Семинар «Формы и методы педагогического сотрудничества» 1 118.73kb.
1. История как гуманитарная наука «Отцом истории» 3 742.46kb.
Россия в конце шестнадцатого начале семнадцатого века 1 93.86kb.
- 4 1234.94kb.
1. История – как наука. Методы и формы ее изучения - страница №1/4

1. История – как наука. Методы и формы ее изучения.
“История” в переводе с греческого означает повествование, рассказ о том, что известно. Еще со времен античности наука о прошлом становится самостоятельной. Но сама история сложилась значительно позже (в России – примерно с начала 18 века). В настоящее время история как научная дисциплина делится на две историю Природы и историю Человечества.

История человеческого общества – это наука, изучающая развитие цивилизаций и человечества. История вклю­чает в себя всемирную историю и историю отдельных стран, народов и цивилизаций.

Существуют две концепции рассмотрения исторического процесса:

1. Линейное развитие. Гегель, Маркс. Вся история развивается в одном направлении, проходя целый ряд этапов, единых для всех, по прямой.

2. Цивилизационное развитие. 19 век. Данилевский, Тойнби. Прошлое человечества это совокупность замкнутых цивилизаций, каждая проживает свою историю, проходя стадии рождения, становления, рассвета, упадка и гибели.

Но в основе всех исследований лежит изучение исторических фактов. Исторические источники – это все, что отражает исторический процесс и дает возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. такие источники, которые непосредсвенно связаны с деятельностью человека и дошли до нас в виде предметов материальной культуры, памятников писменности, устного творчества, элементов нравов, обычаев и языка. Существует 6 видов источников:

1. Писменные: а. Эпиграфические (офицальные надписи, законы). б. Граффити (надписи и рисунки, не носящие офицального характера). в. Документы, рукописи.

г. Печатные материалы (с 15 века).

2. Вещественные (оружие, украшения, посуда, одежда)

3. Этнографические (быт, нравы)

4. Фольклерные (легенды, устное народное творчество)

5. Лингвистические (письмена, названия)

6. Кино-фотодокументы.

До сих пор для историков самыми важными являются писменные.


2. Древние славяне
В римских источниках I-II вв. (Тацит, Плиний) славян называют венедами. Впервые под своим именем славяне упоминаются в VI в. у Прокопия Кеса-рийского и Иордана. Первая археологическая культура, которую связывают со славянами, — пражская. В IV-VII вв. она распространилась от среднего Днепра до Балтики, от Эльбы до Подунавья. Тогда же славяне расселились и на Балканах. На судьбы славян повлияло Великое переселение народов (IV-X вв.). В VII в. обособляются восточные славяне — предки русских, украинцев, белорусов. Важные сведения об их расселении сообщает «Повесть временных лет». В среднем Поднепровье жили поляне, к западу от них древляне, у истоков Днепра — кривичи, у оз. Ильмень — словене, по Оке— вятичи, в Белоруссии — дреговичи и радимичи, на среднем Днестре — тиверцы, между Днепром и Днестром — уличи, в Прикарпатье —дулебы. Возникали племенные союзы. Славяне занимались земледелием (переложным и подсечным), ремеслами, охотой, рыболовством, собиранием меда и воска диких пчел (бортничество). Земля была собственностью общины — верви, распределявшей ее между общинниками. Главные вопросы решало народное собрание — вече. Постепенно росла роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Происходило имущественное расслоение. Родовые связи все больше вытеснялись территориальными. Складывались предпосылки для возникновения государства. О культуре древних славян мы знаем мало. Письменность у них появилась в IX в., но литература того периода не сохранилась. Славяне были язычниками. Известны Перун — бог войны и грома, Велес — скота и торговли, Даждьбог — солнца, Стрибог— ветров, Мокошь — верховное женское божество. Некоторые праздники славян (Масленица, день Ивана Купалы) сохранились в народе и по сей день.

3. Возникновение Древнерусского государства. Норманская теория.
Возникновение государства у восточных славян проходило при весьма сложных внутри- и внешнеполитиче­ских условиях. Сформировавшееся в 9 – 10 веках, оно получило название РУСЬ (1.Русью называли варягов. 2.Русь происходит от названия реки Рось. 3. Русь (иран.) – рысый, светловолосый.). Около середины 9 века сформировалось образование на основе союза племен словен, части кривичей и этносов. Эта федерация племен платила дань сканди­навам – варягам. Согластно летописи, в 862 году члены северной федерации изгнали варягов и отказалися платить им дань. Однако затем внутри союза возникла острая борьба за власть, поэтому к варягам было отправленно посольство с целью пригласить одного из тамошних правителей в качестве князя для того, что бы разрешить конфликтную ситуа­цию и оградить себя от набегов шведских викингов. Прийти на княжество согласились три брата: Рюрик – в Новго­роде, Синеус – в Белоозерске, Трувор – в Изборске. Преемник Рюрика Олег объединил затем земли под своей вла­стью, и 882 год принято пчитать годом образования древнерусского государства.

Летопись послужила основой так называемой норманской теорией. Её основоположниками стали немецкие уче­ные Байер, Миллер, Шлёцер. Они утверждали, что славяне оказались не способны к самостоятельному созданию государства. Противником данной теории стал Ломоносов, отстаивающий южные истоки русского государства. Полемика продолжается уже десятилетиями, при этом многие антинорманисты признают, что государство было созданно иноземными князьями, но не скандинавского происхождения.



4. Киевская Русь (политическое устройство, экономический строй).
С конца 10 века Киевская Русь представляла собой государство, состоявшеее из волостей, управляющихся представителями династии правящего князя. Во главе княжеской иерархии стоял киевский князь. Княжеская власть была необходтмым элементом в составе государственной власти, но Древнюю Русь нельзя назвать монархическим государством. Государственный строй представлял собой нечто среднее между монархическим, в лице князя, и демократическим, в лице веча (народного собрания). Власть князя не была абсолютной, она везде была ограничена властью веча. Одноко, вмешательство веча происходило только в чрезвычайных случаях. На обязанности князя лежало обеспечение внешней безопастности. Князь вел внешнюю политку, ведал отношиниями с др. князьями и государствами, заключал союзы и договоры, объявлял войну и заключал мир. Князь был военныморганизатором и вождем. Князь был судьей, законодателем и администратором. Князь был главой правительства и назначал всех чиновников. Князья - правители волостей – являлись его вассалами. Волости сложились на основе территорий прежних союзов племен. Внутри своей волости князь был главой администрации, высшим военноначальником и судьей. Власть веча, его состав и компетенция не определялись никакими юридическими нормами. Вече было открытым собранием. Фактически вече являлось собранием горожан главного города. Вече могло решать любой вопрос. Самым главным предметом компетенции веча было призвание и изгнание князей.

5. Расцвет Древнерусского государства

В княжение Владимира Святославича к Древнерусскому государству были присоединены червенские города — восточнославянские земли по обе стороны Карпат, земля вятичей. Созданная на юге страны линия крепостей обеспечила более действенную защиту страны от кочевников-печенегов.Владимир стремился не только к политическому объединению восточнославянских земель. Он хотел подкрепить это объединение единством религиозным, унифицировав традиционные языческие верования. Из многочисленных языческих богов он выбрал шесть, которых провозгласил верховными божествами на территории своего государства. Фигуры этих богов (Даждь-бога, Хорса, Стрибога, Семаргла и Мокоши) он распорядился поставить рядом со своим теремом на высоком киевском холме. Возглавлял пантеон Перун—бог громовержец, покровитель князей и дружинников. Поклонение другим богам жестоко преследовалось.Однако языческая реформа, получившая название первой религиозной реформы, не удовлетворила князя Владимира. Проведенная насильственным способом и в кратчайшие сроки, она не могла быть успешной. Кроме того, она никак не отразилась на международном престиже Древнерусского государства. Христианскими державами языческая Русь воспринималась как варварское государство.Давние и прочные связи Руси и Византии в конечном итоге привели к тому, что Владимиром в 988 г. было принято христианство в православном его варианте. Проникновение христианства на Русь началось задолго до признания его официальной государственной религией. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Принятие христианства уравняло Киевскую Русь с соседними государствами, Христианство оказало огромное влияние на быт и нравы Древней Руси, политические и правовые отношения. Христианство, с его более развитой по сравнению с язычеством богословско-философской системой, более сложным и пышным культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства.Чтобы укрепить свою власть в различных частях обширного государства, Владимир назначил своих сыновей наместниками в различные города и земли Руси. После смерти Владимира между его сыновьями началась ожесточенная борьба за власть.Один из сыновей Владимира, Святополк (1015-1019), захватил власть в Киеве и объявил себя великим князем. По приказу Святополка были убиты трое его братьев — Борис ростовский, Глеб муромский и Святослав древлянский.Занимавший престол в Новгороде Ярослав Владимирович понимал, что опасность угрожает и ему. Он решил выступить против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов. Войско Ярослава состояло из новгородцев и наемников-варягов. Междоусобная война между братьями завершилась бегством Святополка в Польшу, где он вскоре умер. Ярослав Владимирович утвердился в качестве Великого князя Киевского (1019-1054).В 1024 г. против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. В результате этой усобицы братья поделили государство на две части: область к востоку от Днепра переходила к Мстиславу, а территория западнее Днепра осталась за Ярославом. После смерти Мстислава в 1035 г. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси.Время Ярослава — это время расцвета Киевской Руси, ставшей одним из сильнейших государств Европы. Самые могущественные государи стремились в это время к союзу с Русью.Носителем верховной власти в

6. Культура Руси в X--XIII вв.
  Важную роль сыграло в развитии культуры принятие христианства. Усилились культурные связи с Византией. Возникли церковные школы и монастыри. В живопись проникают греческие каноны. Начинается строительство каменных храмов. Христианство укрепляло власть князя («всякая власть — от бога»). В X в. возводится Десятинная церковь в Киеве (не сохранилась), в XI в. — Софийский собор в Киеве и Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В архитектуре XII в. сочетаются русско-византийский и романский стиль. Во Владимире возводятся Успенский и Дмитриевский соборы, в его окрестностях — храм Покрова на Нерли, в Юрьеве-Польском — Георгиевский собор, в Новгороде — церковь Спаса на Нередице, собор св. Николы на Ярославовом дворище. Выдающимися памятниками живописи являются фрески Софийского собора в Киеве, иконы «Георгий Воин», «Спас Нерукотворный», мозаики «Дмитрий Солунский», «Святые Лаврентий и Василий». В XI в. появляется первое крупное произведение литературы — «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В 1073 г. из различных цитат составлен «Изборник» Святослава Ярос-лавича. Создается житийная литература, в частности «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского» летописца Нестора. В начале XII в. появляется первая русская летопись — «Повесть временных лет». Владимир Мономах написал «Поучение» своим сыновьям. В Суздальской земле Даниил Заточник создает «Слово» и «Моление». Вершина древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). О распространении письменности свидетельствует множество текстов на берестяных грамотах Новгорода. В Новгороде найдена древнейшая русская рукопись — цера, книжечка с псалмами. Другие древнейшие рукописи — Реймсское и Остромирово евангелия. Наряду с официальной, сохранялась и народная культура — скоморохи, народные гуляния. Влияние церкви на народ было еще слабым.
7. Политическая раздробленность на Руси (XII--XIII вв.)
В 30-40-х гг. XII в. князья перестают признавать власть киевского князя. Русь распадается на отдельные княжества («земли»). За Киев началась борьба разных княжеских ветвей. Сильнейшими землями были Черниговская, Владими-ро-Суздальская, Галицко-Волынская. Их князьям подчинялись князья, чьи владения (уделы) входили в состав крупных земель. Предпосылками раздробленности считаются рост местных центров, уже тяготившихся опекою Киева, развитие княжеского и боярского землевладения. Владимирское княжество возвысилось при Юрии Долгоруком и его сыновьях Андрее Боголюбском (ум. 1174) и Всеволоде Большое Гнездо (ум. 1212). Юрий и Андрей не раз захватывали Киев, но Андрей, в отличие от отца, посадил там брата, а не княжил сам. Андрей пытался править деспотическими методами и был убит заговорщиками. После смерти Андрея и Всеволода вспыхивали распри между их наследниками. Галицкое княжество усилилось при Ярославе Осмомысле (ум. 1187). В 1199 г., когда умер бездетным сын Ярослава Владимир, Галич захватил Роман Волынский, а в 1238 г. после долгой борьбы сын Романа Даниил. На развитие этой земли влияли Польша и Венгрия, активно вмешивавшиеся в местные распри, а также боярство, куда более влиятельное и сильное, чем в других княжествах. Новгородцы в 1136г. изгнали князя Всеволода и стали с тех пор приглашать князей по решению веча. Реальная власть находилась у бояр, чьи группировки боролись между собою за влияние. Та же ситуация была и во Пскове, зависевшем от Новгорода. В 1170-х гг. усиливается половецкая опасность. Южные князья во главе со Святославом Киевским нанесли им несколько поражений, но в 1185 г. был разбит и пленен половцами Игорь Новгород-Северский, кочевники разорили часть южной Руси. Но к концу века половцы, распавшись на множество отдельных орд, прекратили набеги.
8. Борьба Руси против иноземных нашествий в XIII в.  
В 1206 г. образовалась монгольская империя во главе сТемучином (Чингисханом). Монголы разгромили Приморье, Северный Китай, Среднюю Азию, Закавказье, напали на половцев. На помощь половцам выступили русские князья (киевский, черниговский, волынский и др.), но в 1223 г. на Калке они были разбиты из-за несогласованности действий. В 1236г. монголы покорили Волжскую Булгарию, а в 1237 г., ведомые Батыем, вторглись на Русь. Они разорили Рязанскую и Владимирскую земли, в 1238 г. разбили на р. Сить Юрия Владимирского, сам он погиб. В 1239 г. началась вторая волна нашествия. Пали Чернигов, Киев, Галич. Батый ушел в Европу, откуда вернулся в 1242 г. Причинами поражения Руси стали ее раздробленность, численное превосходство сплоченной и мобильной армии монголов, ее умелая тактика, отсутствие на Руси каменных крепостей. Установилось иго Золотой Орды — государства захватчиков в Поволжье. Русь платила ей дань (десятину), от которой освобождалась лишь церковь, и поставляла воинов. Сбор дани контролировали ханские баскаки, позднее сами князья. Они получали от хана грамоту на княжение — ярлык. Старшим среди князей был признан князь владимирский. Ордынцы вмешивались в распри князей и многократно разоряли Русь. Нашествие нанесло большой урон военной и экономической мощи Руси, ее международному престижу, культуре. Южные и западные земли Руси (Галич, Смоленск, Полоцк и др.) позднее перешли к Литве и Польше. В 1220-х гг. русские участвовали в Эстонии в борьбе против немецких крестоносцев — ордена меченосцев, в 1237 г. преобразовавшегося в Ливонский орден, вассал Тевтонского. В 1240 г. в устье Невы высадились шведы, стремясь отрезать Новгород от Балтики. Князь Александр разбил их в Невской битве. В том же году начали наступление ливонские рыцари, взявшие Псков. В 1242 г. Александр Невский разгромил их на Чудском озере, прекратив набеги ливонцев на 10 лет.
8. Русь под игом
В 1243 г. великий хан сделал старшим среди русских князей Ярослава Всеволодовича Владимирского. После его смерти в 1246 г. началась борьба за владимирский стол, в которую вмешались ордынцы, разорившие Суздальскую землю. Во Владимире сел Александр Невский. В политических целях он помог Орде обложить Русь данью. В 1262 г. в Суздальской земле вспыхнули восстания против татар, но Александр убедил хана не громить мятежные города. В 1263 г. он умер. Позднее татары еще не раз нападали на Русь, вмешиваясь в распри князей. В это время возвысилась Тверь и Москва, при Данииле Александровиче ставшая самостоятельным княжеством. Вскоре началась борьба за владимирский стол между Юрием Даниловичем Московским и Михаилом Ярославичем Тверским. В спор вмешалась Орда. В 1327 г. против татар восстала Тверь. В разгроме восстания участвовал Иван Калита, князь Москвы, получивший за это владимирское княжение и право сбора дани с русских земель. Он приобрел ряд земель (Белоозеро, Углич, Галич Мерьский). В Москву переехал из Владимира митрополит, что усилило ее влияние. При Дмитрии Ивановиче (1359-1389) Москва стала подминать под себя Тверь, Нижний Новгород, Рязань. В 1370-х гг. правитель Орды Мамай решил ослабить Москву, но в 1378 г. татары были разбиты на р. Воже, а в 1380 г. Дмитрий Донской и другие князья разбили Мамая на Куликовом поле. Однако хан Тохтамыш разорил Москву в 1382 г. и вернул ее под власть Орды. После разгрома Орды Тимуром в 1395 г. Василий I (1389-1425) несколько лет не платил ей дани. В 1408 г. правитель Орды Едигей вновь осадил Москву, не взял ее, но страшно разорил окрестные города. Власть татар укрепилась. В 1425-1462 гг. в Московском княжестве шла феодальная война — борьба Василия II против дяди Юрия и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемя-ки. В ходе ее были ослеплены в 1436 г. Василий Косой, в 1446 г. Василий II («Тёмный»), а Шемяка в 1452 г. отравлен, Василий II одержал победу.

9. Возвышение Москвы и объединение русских земель в XIV - XV вв.

Уже в недрах феодальной раздробленности начинают созревать предпосылки для объединения (централизации) страны. Однако политическая централизация Руси происходила значительно быстрее, чем преодолевалась её экономическая разобщённость. Наличие внешней опасности с востока и с запада, необходимость борьбы за свержение золотоордынского ига, за установление национальной независимости ускоряли этот процесс. Объединение русских земель в Российское централизованное многонациональное государство заняло примерно два с половиной столетия. Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим пограничным пунктом Владимиро-Суздальского княжества, в начале XIV в. превращается в крупнейший феодальный центр того времени. Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада - Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на московские земли. Москва оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Через Москву-реку и реку Оку Московское княжество имело выход на Волгу, а через притоки Волги и систему волоков оно было связано с новгородскими землями. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь. Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского - Даниил Александрович (1276-1303). При нем быстро росла территория Московского княжества. В 1301 г. в его состав вошла отвоеванная у рязанского князя Коломна. В 1302 г. по завещанию бездетного переяславльского князя его владения перешли к Москве. В 1303 г. из состава Смоленского княжества к Москве был присоединен Можайск. Таким образом, территория Московского княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в Северо-Восточной Руси. Поскольку Можайск расположен у истоков Москвы-реки, а Коломна - у устья, с их присоединением вся река оказалась во владении московских князей. Переяславль-Залесский был одним из богатейших и плодородных районов северо-востока, поэтому его включение в Московское княжество значительно усилило его экономический потенциал. Московский князь вступил в борьбу за великое княжение. Иван Данилович (1325-1340), разгромив восстание в Твери, получил ярлык на великое княжение, который с этого времени почти постоянно оставался в руках московских князей. Великий князь сумел добиться тесного союза между великокняжеской властью Москвы и церковью. Митрополит Петр подолгу и часто жил в Москве, а его преемник Феогност окончательно переселился в нее. Москва стала религиозным и идеологическим центром Руси. Иван Данилович был умным, последовательным, хотя и жестоким в достижении своих целей политиком. При нем Москва стала самым богатым княжеством Руси. Отсюда и прозвище князя - "Калита" ("денежная сума", "кошель"). При Иване Калите усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Он добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. "И бысть оттоле тишина велика на сорок лет и пересташа поганые воевать Русскую землю", - записал летописец. Иван Калита получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду. Не прибегая к оружию, он значительно расширил свои владения. При нем подчинились Московскому княжеству Галичское (район Костромы), Угличское, Белозерское (район Вологды) княжества

10. Образование Русского централизованного государства
  Централизованное государство возникает при Иване III (1462-1505). При нем к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка. Иван III перестал платить дань Большой Орде (наиболее крупной части распавшейся Золотой Орды). Хан Ахмат попытался ослабить мощь Москвы и двинулся против нее походом. Но после «стояния на Угре» в 1480 г., когда татары не решились напасть на русские полки, Ахмат отступил в степи и погиб. Ордынское иго пало. В 1472 г. Иван III женился на племяннице императора Византии Софье (Зое) Палеолог и сделал гербом Руси византийского двуглавого орла, выступив таким образом в роли преемника Византии. Формируются основы централизованного государственного аппарата. Центральными его органами являлись Боярская Дума и казна (канцелярия). На местах — в уездах и волостях — управляли наместники и волостели. При Иване III становится массовой раздача земель служилым людям (дворянам, детям боярским)— костяку армии. Иван III подумывал о конфискации на эти цели земель церкви (секуляризацию), но не решился на это из-за давления духовенства. В 1497 г. был издан Судебник — первый общерусский свод законов. Он впервые ввел единый для всей страны срок переходов крестьян от господ в Юрьев день осенний (неделя до и после) при условии уплаты долгов и соответствующих повинностей («пожилого»). При Василии III (1505-1533) Москва захватила последние самостоятельные центры на Руси — Псков и Рязань, что завершило объединение страны. Продолжался начавшийся при Иване III экономический подъем. Объединение Руси шло во многом силовыми методами, ибо экономические предпосылки для него созрели не до конца. И знать, и простолюдины были практически бесправны по отношению к великому князю (они называли себя его холопами), чью власть ограничивали лишь вековые обычаи.
11, 12. Эпоха Ивана Грозного.(реформы)
16 января 1547г.(1533-1584) 17-летний князь Иван принял царский титул. Вокруг молодого царя образовалась группа при­ближенных к нему лиц, которая в последствии была названа Избранной Радой (Адашев, Сильвестр, Курбский, Одоевский). По сути, она не являлась государственным органом, однако правила страной в течение 13 лет. Важней­шим шагом ее был созыв в 1549г. первого Земского собора примирения. Собор принял решение о составлении нового Судебника. Право сбора торговых пошлин переходило к царской администрации, была установлена единая мера налога – соха – земельная единица, зависевшая от положения владельца и качества земли.

В 1550г. правительство начало осущ-ие военной реформы. Был определен единый порядок прохождения воин­ской службы: “по отечеству” (по происхождению) и “по прибору” (по набору). Службу по отечеству проходили дворяне. Служба регулировалась “Уложением о службе”, она переходила по наследству, начиналась с 15 лет. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставлять по одному воину (конному и оружному). В 1550 году из числа служилых людей по прибору формируется стрелецкое войско. Они составили личную охрану царя. К приборным людям относились также казаки, пушкари, воротники. Неся службу, они селились отдельными слободами, получая земельные наделы и жалование.

Правительство уделяло большое внимание укреплению госаппарата. В 1550г. совершенствуется приказная сис­тема. Выделяются три вида приказов: общегосударственного х-ра (посольский, поместный, разрядный, разбойный); с конкретной сферой действия (судил москвичей, судил дворян, управлял отдел. территориями); обслуживающий нужды царского двора (посудный, скатерный, конюшный, аптекарский). Во главе приказа стоял боярин, делами занимались дьяки.

Царская власть не могла остаться в стороне от назревавших церковных преобразований. В январе – мае 1551г. собрался Собор русской церкви, получивший название стоглавный по количеству глав. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь возлага­лось устройство школ для мирян. Было решено сохранить земли церквей и монастырей.

Реформа середины 16в. укрепили центральную власть и гос. управление, что позволило Ивану перейти к реше­нию задач внеш. политики. Восточное направление оставалось главным. Казанская проблема отвлекала силы от решения балтийской проблемы. Первые походы против Казани окончились неудачей. В августе1552г. московское войско приступило к осаде Казани, 2.10 Казань пала после ожесточенного сопротивления, Казанское ханство было присоединено к Москве. В 1556г. было ликвидировано Астраханское царство. Все эти завоевания уменьшили крым­скую опастность. Здесь была построена засечная черта у городов Тулы и Белгорода. После победы над Казанью основным становится балтийский вопрос. В январе 1558г. царь начинает Ливонскую войну, воспользовавшись как поводом задержкой специалитов и неуплатой Ливонским орденом дани за город Юрьев. На первом этапе войны под ударами русских войск пали Нарва, Юрьев, Мариенбург, Полоцк. Магистр ордена попал в плен, сам орден распался. Дальнейшие поражения показали, что силы России на исходе. Объединенные войска Польши и Швеции отвоевываюь у России большую часть Ливонии. Лишь героическая оборона псковичей не позволила им взять город. В 1582г. и 1583г. были заключены миры с Польшей и Швецией, по которым Россия теряла Полоцк, Нарву, Ям, Ивангород и все завоеванные земли.

Избранная рада просуществовала до 1560г., гл. причиной ее распада стала проблема выбора осн. путей полит. развития России. Избранная рада была сторонницей пути постепенных реформ, Иван 4 предпочел путь террора. Он разделил все гос-во на две части: опричнину и земщину. В опричнину царь включил наиболее эконом. развитые области. Члены царева войска носили монашескуючерную одежду, а к седлам привязывали собачьи головы и метлы, как знаки преданности царю и готовности вымести любую измену из гос-ва. Фактически опричное войско представ­ляло собой карательный механизм, сочетавший в себе внеш. атрибуты монашеского ордена и обычаи бандитской шайки. На их содержание тредовались огромные средства. Одними из первых от рук опричников погибли крупные церковные деятели. Зимой 1570г. был учинен страшный погром в Новгороде, летом начались массовые репрессии в Москве. Конец опричнине помог положить крымский хан Девлет-Гирей, прорвавшийся к Москве летом 1571г. по вине опричного войска. Москва была сосжена дотла. Иван понял: над гос-вом нависла смертельная опастность. Объеди­ненные земско-опричные войска пазбили хана, страна была спасена. Опричнина была отменена в 1572г.



Итоги правления Иван Грозного для страны были противоречивыми. Гл. результатом явилось оформление централизованного Российского гос-ва. Оно приобрело широкий международный авторитет. Однако именно в этот период страна вела изнурительную Ливонскую войну, которая сопровождалась страшным опричным террором.
Опри́чнина — период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии
13. Русская культура в XIV--XVI вв.
В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В живописи прославились Феофан Грек и Андрей Рублёв, автор знаменитой иконы «Троица». В XV в. с участием итальянских мастеров (Фиорованти, Антон Фрязин и др.) возводятся Успенский собор, Грановитая палата, новый кремль в Москве. Создаются литературные шедевры — «Задон-щина» Софония Рязанского, «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III, мечтавший о захвате церковных земель. В 1503 г. еретиков сожгли. «Нестяжатели» во главе с Нилом Сорским выступали против обладания Церковью имуществом и за невмешательство в светские дела. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким настаивали на обратном и ставили Церковь выше великого князя. Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей православных традиций Византии. Иван Пересветов призывал Ивана IV ограничить влияние бояр, усилить царскую власть и укрепить положение дворян. Андрей Курбский, бежав в Литву, обличал тиранию Ивана IV, отстаивая права знати, а Иван Грозный в переписке с ним доказывал право царя как помазанника Божия на любой произвол. В XVI в. в зодчестве возникает шатровый стиль, образцами которого стали Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве и церковь Вознесения в Коломенском. В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг. начинается книгопечатание. Первая датированная печатная книга — «Апостол» Ивана Фёдорова. Шедевром ремесла стала «Царь-пушка» Андрея Чохова.  
14. Смута в России
  В 1598 г. умер Фёдор Иванович — последний потомок Ивана Калиты на московском троне. Его брат царевич Дмитрий погиб еще в 1591 г. в Угличе, в чём некоторые обвиняли Бориса. Династия прервалась. Шурин Фёдора Борис Годунов (фактически правил при недееспособном Фёдоре Ивановиче) организовал свое избрание царём на Земском соборе. Но бояре были недовольны незнатным царём, крестьяне — отменой Юрьева дня, казаки — репрессиями властей, дворяне — тяжелой службой. В 1601 г. начался голод, народ бунтовал. В 1602 г. в Польше объявился «чудом» спасшийся Дмитрий (Лжедмитрий I). В 1604 г. он вторгся в Россию при поддержке поляков и казаков. В 1605 г. Годунов умер, и Лжедмитрий стал царём. Но в 1606 г. он был убит недовольными боярами. На трон взошёл Василий Шуйский. Вскоре против боярского царя вспыхнуло восстание Болотникова. В 1607 г. оно было подавлено, но тут объявился самозванец Лжедмитрий II. Он осадил Москву. Против него Шуйский заключил союз со Швецией. Русские и шведы во главе с М. В. Скопиным-Шуйским отогнали Лже-дмитрия от Москвы, но в 1609 г. в Россию вторглись поляки. Они осадили Смоленск (пал в 1611), разбили русские войска под Клушином и подошли к Москве. Недовольные дворяне свергли Шуйского. Власть взяли бояре («семибоярщина»), которые впустили в Москву поляков и предложили трон польскому королевичу Владиславу, но с условием принятия им православия. Соглашение не состоялось. В 1611 г. было создано 1-е ополчение во главе с П. П. Ляпуновым, очистившее от поляков часть Москвы, но вскоре Ляпунов был убит казаками, с которыми он враждовал. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде по призыву Кузьмы Минина было создано 2-е ополчение, которое во главе с Д. М. Пожарским освободило в 1612 г. всю Москву. В 1613 г. Земский собор избрал царём Михаила Романова. В1617 г. был заключён Столбовский мир со Швецией, лишивший Россию выхода к Балтике, в 1618 г. — Деулинское перемирие с Польшей. Россия потеряла часть южных и западных земель. Смута ослабила Россию и затормозила ее развитие.
15. Первые Романовы: экономические и социально-политические предпосылки петровских преобразований.
При Михаиле Фёдоровиче (1613-1645) часто собирались Земские соборы, новая династия искала поддержки у общества. При Алексее Михайловиче (1645-1676) после 1653 г. Земские соборы уже не созывались. Развивалась система приказов —органов центрального управления. Реформировалась армия —дворянское войско постепенно заменяется стрелецким и обученными по западному образцу полками «нового строя». Укрепился абсолютизм — режим неограниченной монархии. В 1649 г. Земский собор принял свод законов — Уложение, отменяющее право крестьян уходить от барина. Это означало победу крепостничества. Зарождается общероссийский рынок. Возникают первые мануфактуры, но они работали на заказ, а не на рынок. Большинство из них государственные. Идет специализация отдельных районов. Внутренней торговле мешало отсутствие выхода к морю. Задачи внешней политики —отражение крымских набегов, борьба с Польшей за отнятые ею земли и Швецией за возвращение выхода к морю. В 1632-1634 гг. Россия не очень удачно провела Смоленскую войну с Польшей, в 1642 г. отклонила предложение донских казаков принять взятый ими в 1637 г. у турок Азов. В 1654-1667 гг. Россия отвоевала у Польши Левобережную Украину и Киев и вничью воевала со Швецией. В XVII в. идет освоение Сибири первопроходцами — В. Д. Поярковым, Е. П. Хабаровым, С. И. Дежневым. В XVII в. в зодчестве шатровый стиль (церковь Покрова в Медведкове) сочетается с «узорочьем» (церковь Троицы в Никитниках, терема московского кремля), в конце века — нарышкинское барокко (церковь Покрова в Филях, ансамбль Новодевичьего монастыря). Образцами сатиры являются «Повесть о Шемякиной суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», мемуаров — «Житие протопопа Аввакума», поэзии —стихи Симеона Полоцкого. В 1672 г. появляется придворный театр. Крупнейший художник XVII в. — Симон Ушаков.
16. Культура и быт России XVII вв.
В русской культуре XVII в. прослеживаются черты перехода от средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившемся процессе ее обмирщения, т. е. освобождения от церковного влияния. Герои литературы XVII в. начинают освобождаться от оков рода, их судьба персонифицируется. Вместе с тем литература совершала только первые шаги в преодолении средневековых традиций и еще не обрела альтернативы им.

В литературе XVII в. утвердились два течения: панегирическое, феодально-охранительное и народно-обличительное Зодчество, как и литература, подвергалось обмирщению. Наиболее выразительные его черты состояли в сближении культового стиля с гражданским, в замене суровых и аскетических сооружений зданиями с украшениями, придававшими им живописность и праздничную торжественность. Широко применялись новые виды строительного материала: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. К выдающимся памятникам деревянного зодчества XVII в. относится затейливый и роскошный царский дворец в Коломенском. Изобразительное искусство XVII в. представлено преимущественно иконописью, находившейся под пристальным надзором государства и церкви. В XVII в. было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении. Грамотность широко проникла в посадскую среду, где в конце столетия каждый второй или третий горожанин умел читать и писать.

17. Реформы Петра 1.
Главная цель государственной деятельности Петра (1696-1725) заключалась в том, чтобы превратить Россию в мощное со­временное государство. Петр ставил перед собой основные задачи: 1.создание крупного производства (мануфактуры), 2.развитие торговли (особенно морской), 3.Создание мощных армии и флота, 4.развитие науки, просвещения и образования. Для решеня первой проблемы требовались капиталы и свободные рабочие руки. Ни того, ни другого ресурса в стране не было. Единственно свободной рабочей силой в стране являлись гулящие (члены общества, потерявшие связь с к.-н. его частью), но их число болы очень мало. Из-за границы привозилось множество ученых для разработки горных богатств и для обучения русских горному делу. Настойчивые усилия Петра увенчались успехом, железо и медь вывозились даже за границу. При Петре возникло много полотяных, парусных, суконных фабрик, а также заводы по производству товаров народного потребления. Способы, которыми Петр обеспечивал создание в России крупного производства, были различны: призыв иностранных специалистов, освобождение фабрикантов от повинностей, позволялось покупать к заводам деревни, была возможна постройка фабрик средствами казны и их сдача частным компаниям, давались казенные ссуды и субсидии, разрешался привоз из заграницы мате­риалов и инструментов, была введена защита от иностранной конкуренции таможенными пошлинами. Так как торговля могла быть только сухопутной, Петр заботился об улучшении путей сообщения. Великим делом Петра было создание регулярной российской армии. Для комплектования армии солдатским составом были введены рекрутские наборы (1- 1705г.). Для подготовки офицерского состава было учреждено несколько специальных школ. Указ от 26.02. 1714г. запрещал производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках. В конце царствования Петра численность регулярного сухопутного войска достигла 200 тысяч. Одной из задач было создание морского флота. В итоге военный флот состоял из 48 линейных кораблей, 800 галер и иных судов. 1720г.- морской устав.

Не менее выжны были реформы по преобразованию государственного управления. Высшим учреждением пет­ровской администрации был сенат, сменивший боярскую думу. Петр произвел коренную перестройку органов центрального управления. В 1717-18г.г. были учреждены 9 коллегий: воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц- коллегия, камер-коллегия (ведомство гос.доходов), ревизион-коллегия, штатс-коллегия (ведомство гос. расходов), комерц-коллегия, берг- , мануфактур- коллегия. Коллегия состояла из 11 членов. В конце 1708г. Петр издал указ о разделении России на 8 губерний. Губернии делились на провинции, провинции – на дистрикты. Он провел церковную реформу. Утвердил духовный регламент: ликвидация автономии церкви и подчинение её государству, для управления учредение духовной коллегии (синод), упразднение патриаршества.

Положение сословий. Табель о рангах. Дворян­ство. Дворянство при Петре далеко не было тем при­вилегиро­ванным сословием. В ысших должностных лиц центрального и областного управления Петр назна­чал, совершенно не считаясь с их происхождением. Слу­жебная повинность всего дворянского сословия при Петре не только не облегчи­лась, а, наоборот, стала более тяжелой, чем она была в Московском государстве. Дворяне при Пет­ре обязаны были с 15 лет поступать в регулярные солдатские полки. Они должны были служить в армии до старости или до потери трудоспособности. С другой стороны, вся­кий солдат, дослужившийся до офицерского чина, по­лучал потомственное дворянство. Таким образом, до­ступ в дворянское сословие, через военную службы был открыт всем классам населе­ния. Прежние московские служебные “чины”, зависевшие от происхождения служилых людей, были отменены Петром. Изданная им “табель о рангах” разделяла всю массу государ­ственных служащих, военных и гражданских, на 14 чинов, или “рангов”, по которым должен был продвигаться каж­дый офицер и гражданский чиновник. Кроме служебной повинности Петр возложил на дворян­ство совершенно новую, учебную повинность. Всех дворянских детей мужского пола ведено было учить грамоте, арифметике и геометрии. В то же время Петр ограничил права дворян в рас­поряжении их имениями. Указом о единонаследии Петр запретил землевладельцам делить имения между всеми сыновьями и приказал завещать не­движимое имение лишь одному сыну. Крестьянство. Законодательство Петра не вмешива­лось прямо и непосредственно в отношения между крестьянами и помещиками и не регу­лировало этих от­ношений. Но введение “подушной” подати — способствова­ла ухудшению положения крепостного кре­стьянства. Подушная подать была положена одинаково на крестьян и холопов.

Городской класс. Петр старался поднять социаль­ный уро­вень торгово-промышленного класса. Петр хотел также, чтобы русские ремесленники по образцу западноевропейских организовались в цехи. Цеховая организация не должна была носить при­нудитель­ный характер. Попытка Петра насадить в России городское само­управление и цеховой строй не увенчались успехом.



следующая страница >>