1. Цели и задачи дисциплины - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины опд. Ф. 03 Введение в теорию межкультурной коммуникации... 1 120.44kb.
1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель преподавания дисциплины 2 494.11kb.
Приложение 2 Аннотация рабочей программы дисциплины «Алгоритмизация... 1 32.59kb.
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Цель преподавания... 1 43.88kb.
Урок географии в 10 классе Учитель географии Туаева О. М. 23. 1 92.3kb.
Цель дисциплины – познакомить студентов с самым массовым видом искусства. 1 281.01kb.
Цель дисциплины – воспитать толерантность и интерес к культуре народов... 1 284.88kb.
1. Цели и задачи дисциплины Цель 1 105.8kb.
Открытый урок изобразительного искусства в 1 классе. Тема урока. 1 57.21kb.
Дисциплины 6719 Культура Японии Цель и задачи дисциплины 1 43.51kb.
Целью изучения дисциплины 2 1020.03kb.
Понятие опровержения и способы опровержения 1 84.66kb.
- 4 1234.94kb.
1. Цели и задачи дисциплины - страница №1/2



1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)



Рабочая программа по курсу “Международная журналистика” разработана в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным Министерством образования Российской Федерации. Курс “Международная журналистика” имеет целью - ознакомить студентов с различными международными организациями и проблемами законодательного регулирования деятельности СМИ в зарубежных странах, представить студентам модели и форматы экономической и деловой журналистики Запада .

Задачи курса:

  • обучить студентов анализу деловой информации на теоретическом и практическом уровнях;

  • предложить студентам комплексные схемы анализа и освещения международной темы в мировой прессе;

  • ознакомить студентов с системами деловой журналистики и коммуникации в странах – лидерах деловой журналистики мира: США, Великобритании, Германии, Италии;

  • дать характеристику регулирования деятельности СМИ, форм экономического контроля  со стороны государства.







    1. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать методы, способы и приемы массово-коммуникационной деятельности диалогового режима, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой;


Студент должен уметь ориентироваться в психологических и социально-психологических аспектах функционирования СМИ и работы журналиста;

Студент должен иметь представление о качествах личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций.

У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК-11) и профессиональные компетенции (ПК-2, ПК-4, ПК-11):

- организовывать интерактивное общение со своей аудиторией в разных формах,

Готовность и способность работать в коллективе, творческой команде (ОК-11);

-понимание смысла свободы и социальной ответственности журналиста и журналистики, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);

-понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой; о качествах личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);

-знание основ международного гуманитарного права, правовых норм, регулирующих функционирование СМИ в России, в том числе прав и обязанностей журналиста, авторского права (ПК-11).





    1. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Политология, Профессиональная этика журналиста, Актуальные проблемы журналистики и современности, Новейшие средства массовой информации

Экономика и менеджмент зарубежных СМИ, Опыт саморегуляции СМИ в странах Западной Европы и США.




  1. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя


Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)

М

Показательный (изложение материала с приемами показа)

П

Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)

Д

Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)

Э

Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)

ПБ

Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)

И

Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)

ПГ

Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения




Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».


    1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)


Неделя

Кол. час

в том числе в интерактивной форме, час.

Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание

Методы

Реализуемые компетенции

1-18

36

8

Очная форма обучения













-

Лекции







1-11

12

-

МОДУЛЬ 1.

«Современные тенденции развития мировой журналистики»


М, Пб

ПК-4, ПК-11, ПК-2

1

2

-

Тема: «Основные тенденции развития современной международной журналистики»

Последствия глобализации информации и возможность сочетания её с региональным интересом; взаимосвязь журналистики и экономики как на уровне предприятий СМИ, так и на макроуровне. Новые формы концентрации капитала и монополизации СМИ;

Влияние инновационной политики государств и национальных приоритетов в науке и технике на обеспечение СМИ.


М

ПК-2,

ПК-4


3

2

-

Тема: «Концентрация и монополизация в мировой журналистике»

С конца 19 века процесс монополизации прессы на Западе не прекращается. Особенно активно наращивают свою мощь газетные группы, которые по числу изданий и по тиражу давно занимают лидирующее положение. Конкуренция, уменьшение поступлений от рекламы заставляют владельцев изданий прекращать выпуск ставших нерентабельными газеты, журналы или радио-и телестанции. Содержание коммуникаций во многом определяет монополия на информацию. Издание крупнейших газет и журналов в ряде наиболее информационно развитых странах сосредоточено в руках небольшого числа издательских концернов или медиагрупп, собственники которых тесно связанны с наиболее могущественными финансово-промышленными кругами.

Независимо от форм собственности концентрация СМИ в современных условиях во многих странах идет по ряду направлений:

- объединение путем поглощения или на договорных партнерских началах;

- объединение различных средств массовой информации в единый комплекс;

- приобретение различных СМИ промышленно-финансовыми корпорациями;

- перераспределение информационных потоков в каналах коммуникации, перенос деловой информации в специализированные информационные агентства и компьютерные сети.


М

ПК-4

5

2

-

Тема: «Журналистика и экономика»

После «коммерческой революции» в газетной прессе в XIX веке средства массовой информации стали превращаться в прибыльные капиталистические предприятия, поэтому на них распространились все законы развития бизнеса: конкуренция и её ограничения; монополизация и антитрестовские законоположения;

интернационализация капитала и т.д. Всё это наложило отпечаток на повседневную журналистскую практику и на деятельность других организаций, связанных со СМИ.

Среди направлений дальнейшего развития СМИ – сегментация рынка новостей и раздел сфер влияния, ограничение конкуренции, достижение финансового равновесия внутри монополистических объединений СМИ, разделение труда, рационализация производства и т.п. В настоящее время основные доходы любого печатного издания слагаются из:

- финансовых поступлений от рекламы;

- средств, вырученных от распространения тиража;

- государственного финансирования и льгот;

- участия в коммерческой деятельности в различных её формах и т.д.




М, Пб

ПК- 4, ОК-11

7

2

-

Тема: «Структура взаимоотношений финансовых институтов и средств массовой информации в зарубежных странах»

Индустрия СМИ и телекоммуникаций является неотъемлемой и значительной частью индустрии бизнеса и сервиса. В последние десятилетия XX в. Это стало важнейшей частью национальной экономики в наиболее развитых странах мира.

В развитых странах сектор СМИ аккумулирует значительные ресурсы. Доля медиаиндустрии в валовом национальном продукте (ВНП) развитых стран достигает приблизительно 3%. Это говорит о значительной роли СМИ как бизнес-системы.

Уже вначале ХХ века многие газетные концерны, действующие на рынке США, стали переходить на многопрофильность. Тогда газетные фирмы стали приобретать в собственность радиостанции. С 1950-х годов газетные компании начали проявлять интерес к телевизионному бизнесу, десятилетие спустя – к кабельному. В последние годы газетные компании превращаются в мультимедийные, со значительными подразделениями, действующими в сфере Интернета и телекоммуникационного бизнеса.

Обострение конкуренции со стороны новых СМИ, новые угрозы в связи с появлением информационных бесплатных газет ставят перед прессой необходимость глубоких преобразований своей экономики, производства и распространения.


М, Пб

ПК-4


ПК-2

9

2

-

Тема: «Развитие рекламы и системы “public relations” в первой половине ХХ в.»

Развитие рекламы происходило по разным сценариям в различных странах Европы и Америки. По целому ряду причин развитие рекламы в Англии и в США пошло разными путями. В то время как в Англии реклама приобрела статичный характер, динамизм американской рекламы стал очевиден уже в первой половине 19 в.

Среди важных факторов, способствовавших развитию рекламы в конце 19 – начала 20 в. стало возникновение современного рекламного агентства. В начале 19 в. рекламодатели стали более требовательными. Размеры рынков увеличились, выросли и ассигнования на рекламу. В это время рекламные агентства стали оказывать такие услуги, как написание текстов рекламных объявлений, создание иллюстраций, выбор типографий, а иногда и анализ условий рынка, конечно, по современным понятиям, весьма примитивный. В первой половине ХХ в. агентства начали играть ту роль, которая возложена на них и сегодня, - планирование, создание и проведение комплексных рекламных кампаний. Они получают вознаграждение в виде комиссии от средств распространения рекламы или в виде гонорара от рекламодателя.


М

ПК-11

11

2

-

Тема: «Развитие мировых транснациональных медиакорпораций на современном этапе»

Объединение промышленного и банковского капиталов как общепринятое явление начала ХХ века. Финансово-промышленные группы и концерны, включавшие в себя промышленные предприятия, торговые фирмы, исследовательские организации, банки, страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды представляли собой своеобразную основу экономики индустриально развитых стран. Периодом формирования международных медиакорпораций как явления считается послевоенное десятилетие, когда крупнейшие медиаконцерны перешагнули национальные границы, и их деятельность приобрела транснациональный характер.

На сегодняшний день структура и характер групп в отдельных странах имеет как схожие черты, что обусловлено деятельностью ТНК, так и существенные различия. Наиболее активная деятельность по объединению предприятий развёрнута в Германии Японии. В этих странах существуют различные по форме межкорпоративные объединения – это и традиционные концерны во главе с крупной промышленной компанией, и межотраслевые группы, сформированные вокруг банков.

Весь современный мировой медийный рынок практически контролируется всего несколькими компаниями, главным образом, основанными в США. Из общего числа выделяются 6 компаний с годовым оборотом не менее 15 млрд. долл. (Time Warner, News Corporation, «Bertelsmann», Walt «Disney» Co,Vivendi, Viacom), 5 из которых – американские.




Пб

ПК-4

13-17

6




Модуль 2.

Системы саморегулирования в международной журналистской практике.


М

Д, М


ПК-4, ПК-2, ПК-11

13

2

-

Тема: «Журналистика в государствах с различными правовыми системами»

Определение международного права. Функции, цели и задачи международного права. Разнообразие правовых систем, регулирующих область журналистики.

Новые принципы международного права: суверенное равенство, независимость, невмешательство других государств в дела других стран, соблюдение договоров.

Кроме Устава ООН и трех универсальных конвенций (Венских конвенций 1969, 1978 и 1986 годов) особую роль в определении основных принципов международного права играет Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1975 г.



М

ОК-11

15

2

-

Тема: «Саморегулирование прессы в зарубежных странах»

Саморегулирование прессы: этические нормы, участие журналистов в различных союзах и ассоциациях прессы, общепринятые нормы подготовки и опубликования материалов для СМИ. При внимательном рассмотрении этого вопроса обращаешь внимание на такой интересный факт: в странах, где законом предоставлены широчайшие права и свободы, существует достаточно жёсткая и продуманная система саморегулирования прессы. И, наоборот, там, где законы достаточно строги и не так много возможностей для проявления свободомыслия, система саморегулирования прессы может находиться в зачаточном состоянии. Система саморегулирования прессы в Швеции и Норвегии.

Институт омбудсмена по прессе для широкой общественности в Швеции. Назначение на пост омбудсмена производится особым комитетом, состоящим из парламентских омбудсменов и председателя Пресс-клуба и Шведской ассоциации адвокатов.

В отличие от Швеции, Основной Закон Норвегии не полностью гарантирует право на получение информации. Норвегия – унитарное государство. В стране все полномочия по урегулированию отношений с участием СМИ находятся в компетенции центральных органов управления.





Д, М

ПК-4

17

2

-

Тема: «Международные журналистские организации: происхождение, цели, функции»

Причины возникновения первых журналистских организаций в Западной Европе и США. Их функции, цели и юридическая основа деятельности. Роль первых журналистских объединений в защите трудовых и социальных прав журналистов.

Наиболее влиятельные ЖО последних десятилетий («Репортеры без границ», «Комитет защиты журналистов» и др.), их политическая роль и способы давления на правительства авторитарных стран. Образовательные программы и научные исследования в журналистских организациях. Их публицистическая и информационная деятельность.

Источники финансирования МЖО и проблема их экономической независимости. Журналистские организации и объединения как один из аспектов глобализации и институт самоорганизации и контроля мировой системы журналистики.



Д

ПК-2

2-18

18

8


Практические занятия /семинары







2-12

10

8

Модуль 1

«Современные тенденции развития мировой журналистики»


Д,И,Э

ПК-2, ПК-4,

ПК-11


2

2

-

Практическое занятие 1.

Тема: «Новейшие тенденции развития мировых СМИ»
Новая информационная технология и развитие информационной системы развитых стран.

Понятие глобализации. Финансовая глобализация. Роль деловых СМИ в процессе глобализации. Информационное и экономическое функционирование медиаконцернов Европы. Проблемы глобализации и конвергенции в зарубежных средствах массовой информации. Видеоряд в зарубежной технике информационного воздействия. Информационная деятельность развитых стран на международной арене.



Д,И,Э

ПК-4, ПК-2

4

2

-

Практическое занятие 2.

Тема: «Концентрация и монополизация в мировой журналистике»

Формы собственности СМИ в зарубежных странах.

Крупнейшие собственники западных средств массовой информации. Экономика средств массовой информации. Рынок СМИ. Важнейшие каналы финансирования СМИ. Проблемы  и основные формы собственности в СМИ. Объективные процессы концентрации и монополизации в медиа индустрии. Связи газетных монополий с финансовыми институтами.

Влияние процесса концентрации на деятельность СМИ.



Д, И

ОК-11, ПК-4,

ПК-11


6

2

2

Практическое занятие 3.

Тема: «Структура взаимоотношений финансовых институтов и средств массовой информации в зарубежных странах»

Индустрия СМИ и телекоммуникаций как значительная часть индустрии бизнеса и сервиса. Роль СМИ как бизнес-системы. Структура и составные элементы современной системы средств массовой информации. Многопрофильность западных концернов. Примеры создания удачных и неэффективных медиаконгломератов.



И. М

ПК-2

8

2




Практическое занятие 4.

Тема: «Развитие мировых транснациональных медиакорпораций на современном этапе»

Информационные подразделения корпорации и их деятельность на рынке СМИ финансово-экономического толка.«Большая Шестерка» - крупнейшие мировые медиаконцерны.



Э, И

ПК-4

10

2

-

Практическое занятие 5.

Тема 8: «СМИ и геополитика»

Геополитика как научная дисциплина о связи  и взаимодействии пространства и политики. СМИ как важнейший ресурс социального управления и необходимое условие функционирования современного общества.

Масс-медиа – один из основных институтов социализации современного человека и формирования его культурных и идеологических установок.


Д, И

ПК-4

12

2

2

Практическое занятие 6.

Промежуточный контрольный тест.




Пб

ПК-11

14-18







Модуль 2.

Системы саморегулирования в международной журналистской практике.







14

2

-

Практическое занятие 7.

Тема: «Международные организации и проблема законодательного регулирования деятельности СМИ».

Важнейшие международно-правовые документы, касающиеся СМИ. Вопросы деятельности СМИ в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободах и законодательстве Европейского экономического сообщества.

Новый этап деятельности журналистских организаций в 60-90-е годы: переход к функциям общественного служения. Первые всемирные журналистские организации («Международная организация журналистов», «Всемирная ассоциация газет» и др.), их функции и цели. Организации регионального масштаба («Федерация арабских журналистов», «Союз африканских журналистов»), их роль в консолидации журналистского сообщества, повышении уровня образования и стандартов журналистики. Международные и национальные этические кодексы журналистов. Религиозные журналистские объединения и их роль в распространении религиозного мировоззрения.


М, И

ПК-4

16

2

2

Практическое занятие 8.

Тема: «Этические нормы журналистики западных стран».

Понятие модели СМИ. Основные модели СМИ: общие характеристики и национальные особенности. Саморегулирование в СМИ. Профессиональные этические кодексы журналистов. Деятельность Советов по печати, омбудсменов как формы внутреннего контроля в зарубежной журналистике.




Пб, И

ПК-4, ОК-11

18

2

-

Практическое занятие 9.
Тема 11: «Американские СМИ и маккартизм»

1948 год - решающий год в становлении американского телевидения как средства массовой коммуникации. Провалы внешнеполитического курса администрации Трумэна. В феврале 1950 года (года промежуточных выборов в конгресс) сенатор-республиканец от штата Висконсин Джозеф Маккарти заявил, что он располагает списком из 205 коммунистов, работающих в госдепартаменте. Имя малоизвестного сенатора тут же появилось на страницах крупнейших газет, о нем заговорили радио и телевидение. Так началась карьера Маккарти, вокруг которого стали объединяться ультраправые силы.

Причины быстрого распространения идей маккартизма: преследования владельцев телестанций, от которых Федеральная комиссия связи стала требовать присягу о лояльности. ФКС решила не выдавать лицензии всем так или иначе связанным с коммунистами. Умение использовать Маккарти погоню журналистов за сенсациями, успешное использование ТВ для рекламы своих идей.

Новый этап в использовании ТВ Маккарти - регулярные телепередачи из сенатского комитета по расследованию деятельности правительственных организаций. «Публичное покаяние» и «отречение» от прошлых воззрений журналистов; трансляция заседания комиссии сената по иностранным делам.



Д, И

ПК-11




2-18

32

6

Заочная форма обучения 6г 00м










16

-

Лекции





18

2-18

10

-

Модуль 1.

«Современные тенденции развития мировой журналистики»


1-18




2

2

-

Тема: «Основные тенденции развития современной международной журналистики»

Последствия глобализации информации и возможность сочетания её с региональным интересом.

Взаимосвязь журналистики и экономики как на уровне предприятий СМИ, так и на макроуровне.

Новые формы концентрации капитала и монополизации СМИ.

Влияние инновационной политики государств и национальных приоритетов в науке и технике на обеспечение СМИ.


1

2

2

2

-

Тема: «Концентрация и монополизация в мировой журналистике»

Наращивание процесса монополизации. Конкуренция, уменьшение поступлений от рекламы заставляют владельцев изданий прекращать выпуск ставших нерентабельными газеты, журналы или радио- и телестанции.

Объединение путем поглощения или на договорных партнерских началах. Объединение различных средств массовой информации в единый комплекс. Приобретение различных СМИ промышленно-финансовыми корпорациями. Перераспределение информационных потоков в каналах коммуникации, перенос деловой информации в специализированные информационные агентства и компьютерные сети.


3

2

4

2

-

Тема: «Журналистика и экономика»

Сегментация рынка новостей и раздел сфер влияния, ограничение конкуренции, достижение финансового равновесия внутри монополистических объединений СМИ, разделение труда, рационализация производства и т.п. В настоящее время основные доходы любого печатного издания слагаются из:

- финансовых поступлений от рекламы;

- средств, вырученных от распространения тиража;

- государственного финансирования и льгот;

- участия в коммерческой деятельности в различных её формах и т.д.



5

2






































































































































































































































































































































































































































































следующая страница >>